Санкт-Петербургскийгуманитарный университет профсоюзов
КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ Культуры
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Связи с общественностью
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
ТЕМА: Развитие женского образования вРоссии
Выполнила студентка:
Айдарбекова Екатерина Михайловна
Содержание
Введение
1 Общее описание истории женского образования в России с древнейшихвремен до начала XX века
1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве
1.3 Женское воспитание и образование при Екатерине II
1.4 Образование женщин в XIX веке
1.5 Женское образование в России в конце XIX начале XX
2 Характеристика некоторых учебных заведений для девушек
2.1 Воспитательное общество благородных девиц
(Смольный институт)
2.2 Мариинское женское училище
2.3 Петербургский воспитательный дом
Заключение
Список литературы
Введение
Педагогика и ее историякак отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке вобщем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенноепонимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность,задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самойпрактики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степенисвязаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики — «воспитание»и «образование».
В конце XIX — начале XXвека в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описаниемпрошлого, начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитиивзглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитиемсобственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.
История педагогики тесносвязана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, какфилософия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогаетправильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей иразнообразных форм организации воспитания, обучения и образования.
Осмысление историческогоопыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающегопоколения помогает осознать значимость индивидуального стиля работы учителя сучащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простымследованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.
Вместе со всем обществомпедагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлогои попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановкеисторико-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действоватьв современных условиях, учитывая будущее.
Судьба XXI века — в рукахобразованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половинувыпускников университетов, играют все большую роль в различных областяхуправления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин винститутах и университетах — дело обычное. Однако история женского образованияв России уходит корнями глубоко в прошлое.
1 Общее описание истории женскогообразования в России с древнейших времен до начала XX века
1.1 Воспитание и обучение в периодпервобытнообщинного строя
В первобытном обществевоспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей вконкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой историисуществовали первые институализированные формы воспитания — специальныеритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, каксвидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. Впервобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходилиспециальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудиятруда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными,приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, входе которого подростки должны были показать свою физическую и социальнуюзрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин,получали статус взрослого человека.
В первобытных родовыхобщинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключениявоспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересовинтересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом еечлене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основныепедагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники инаиболее опытные, авторитетные сородичи.
Различия в воспитаниидетей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видамдеятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек — к женским (собирательстворастительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Этообусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовалопотребностям производственной жизни.¹
В VI-IX вв.педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотявоспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессевключения их в различные виды деятельности, хотя продолжали существовать обрядыинициации и различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставатьсяочень существенными, на характер воспитания оказывали сильное вниманиепроцессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированиемраннеклассового общества. В основе этих процессов лежал переход кземледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделениятруда.
1.2 Воспитание и обучение в Киевскомгосударстве
Первое известие обобучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году АннаВсеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевскоммонастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу:«Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополитерусском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригласьпервая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучалаписанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юностинавыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юностивоздержанием умертвлят».¹ В Суздале в XII веке также было учрежденоженское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастыряхобучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
На основании этих идругих данных можно считать, что в X-XIII веках при церквах и монастыряхучреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимыхгосударству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поученияхговорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам — «отрокам идевицам».
Крупнейшим памятникомпедагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 годукирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника ИванаФедорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обученияграмоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.
К XVI веку относитсятакже сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детейв семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», исодержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя»целиком посвящены вопросам воспитания детей.
«Домострой» требуетвоспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов,беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советуетприменять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости поотношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться обих нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества,настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е.вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, тозаботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добромнавыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, подетям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец — сыновей, мать — дочерей,кто к чему способен, какие кому Бог способности даст».²
1.3 Женское воспитание и образованиепри Екатерине II
Екатерина II начала в1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы иположение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этойцели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел воФранции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительногохарактера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом сгоспиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом ивоспитательные дома в провинциальных городах.
И.И. Бецкой представилЕкатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Докладбыл опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитанииобоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимостивоспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организациизакрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должныпребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны бытьизолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влияниюпростых людей. «По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание:достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не иначе можно какизбрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримогоправила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способомвоспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые моглибы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердцевселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям; итак следуя из родов в роды в будущие веки».¹
Сторонник женскогообразования Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей,особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уваженияк женщине, как матери и воспитательнице.
Началом общественногообразования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге попроекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.
Тогда же было предписанооткрыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всехгубернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищахдопускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше,чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьнаяреформа 1804 года, несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос оженском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народногообразования.²
1.4 Образование женщин в XIX веке
После устройстваекатерининской школы общественное образование стало силой, которуюгосударственная власть могла употребить на служение своим целям. История школыи просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в течение четырехцарствований XIX века русская высшая и средняя школа подвергались кореннойперестройке.
С 1843 года начинаютсоздаваться епархиальные училища — средние учебные заведения для дочерейдуховенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женскиешколы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующеговозраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечьзначительного числа учащихся. Для развития женского образования в России,особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословнуюорганизацию женских школ.
Под влияниемобщественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сетьженских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общегообразования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стоялана 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования.
В 60-е годы XIX века всёактивнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушекиз народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемысовместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать вбесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школахобучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведенияхобучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.
Под давлением требованийдемократической общественности министерство народного просвещения вынужденобыло признать необходимость открытия, хотя бы в губернских городах, такихженских учебных заведений, которые приближались бы по характеру и уровнюобразования к обычным гимназиям. В 1856 году, приступая к подготовке школьнойреформы, царское правительство предложило попечителям учебных округов представитьсвои соображения по этому вопросу.
Реформа женскогообразования встретила сопротивление со стороны представителей консервативныхкругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательныхучреждений обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречатьсяв школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будетобращено особое внимание»¹.
30 мая 1858 года былоутверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народногопросвещения», согласно которому эти учебные заведения должны были содержатьсяпреимущественно на средства общественности, благотворительных организаций ичастных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельныхслучаях.
Женские училищапредназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка».Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда — шестигодичные итрехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русскийязык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественнойистории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали задополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам(французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разрядавоспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка,сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание ирукоделие. Училища обоих разрядов преследовали одну и ту же цель: «сообщитьученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должнотребовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства».
После издания «Положения»30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах — Вологде,Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле,Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местнымобществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.
В 1870 году былоутверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народногопросвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались вженские гимназии, а второго разряда — в женские прогимназии. Те и другиесодержались в основном на средства земств и городских обществ. Государственныесубсидии не превышали 1/10 всего их бюджета.
Охранительная политикацарского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились впривилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном детиимущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своимдекларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобыуменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой цельюпостоянно повышалась плата за обучение. К 1879 году в столичных мариинскихгимназиях она возросла с 25 до 65-70 рублей, в провинциальных — до 40 рублей вгод. К 1887 году плата за обучение уже доходила до 100 рублей в год.
Во второй половине 19века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучениясоответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открытаженская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии.Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давалоокончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшиекурсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году), где работаливыдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планоммужских реальных гимназий.
В целом женское среднееобразование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам,которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало нипотребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования вРоссии.
1.5 Женское образование в России вконце XIX начале XX веке
К началу 20 веказначительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средствачастных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностьюпользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресныешколы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В.Кайдановой.
В середине 90-х годов 19века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение- Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебноезаведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократическойинтеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречалисьправительством в штыки.¹
Правительственная реакция80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимыйбарьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условияхобщественно-политического подъема конца 19 — начала 20 века. Новым типомвысшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году вПетербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсывоспитательниц и руководительниц физического образования. Видныйученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумелсоздать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своимучебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строюрезко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщиневысшее образование.
Важным событием в историиженского образования является первый Всероссийский съезд по вопросамобразования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергаласьрасширенной критике существующая система образования женщин, строго всталвопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.²
После революции 1905-07годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и среднихучебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не толькобыло лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалосьнеграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными былитолько 12.4 %, в сельской местности — всего 8.6%. Особенно низкой былаграмотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотныхженщин.
2 Характеристика некоторых учебныхзаведений для девушек
2.1 Воспитательное Обществоблагородных девиц (Смольный институт)
Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицыЕкатерины II. Организация института была началом планомерного воспитаниярусской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красотеи радости.
По инициативе ИванаИвановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском — Смольном женскоммонастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институтдля воспитания 200 «благородных девиц», получивший впоследствииназвание Смольного института.
Бецкой разделялвоспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница,поступив в «Общество» в шестилетнем возрасте, должна была пробыть внем не менее 12 лет. Устав определил численность обучающихся в двести девицблагородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставиласьначальница, второй по значимости после нее была правительница — помощница повоспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200воспитанниц.
Программа обучения ивоспитания была разделена по возрасту:
· Первый возраст (6-9лет) преподавали: Закон Божий, русский и иностранный языки (французский,немецкий и итальянский), арифметику, рисование, рукоделие и танцы.
· Второй возраст (9-12лет) к вышеперечисленным предметам прибавлялись: история, география,практическое знакомство с домашним хозяйством.
· Третий возраст (12-15лет) продолжалось преподавание тех же предметов с прибавлением — словесныхнаук, опытной физики, архитектуры и геральдики (последняя была исключена изпрограммы в 1783 году).
· Четвертый возраст(15-18 лет) был посвящен повторению пройденного и усиленным практическимизанятиями по домоводству, рукоделию, счетоводству. Впоследствии сюда добавилигеометрию.
В Смольный институт поУставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворяни высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер.Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочкахпочтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность,бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели.
В общую системувоспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье.Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой.Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались наконьках, катание с гор; летом — лапта, пятнашки — для младших — игра в мяч,лаун-теннис, крокет — для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастикивводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастикадля всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы«девицы имели чистый и опрятный вид», чтобы «свежий ипроветриваемый воздух был в комнатах».
Режим для воспитанниц:
6.00 — подъем
с 6.00 до 8.00 — туалет,молитвы
с 8.00 до 9.00 — завтрак
с 9.00 до 12.00 — занятияв классах с перерывом
с 12.00 до 14.00 — обед ипрогулка
с 14.00 до 17.00 — занятия в классах (с переменой учителей)
с 17.00 до 18.00 — чай
с 18.00 до 20.00-приготовление уроков и прогулка
с 20.00 — ужин
Строго по возрастуопределялось время для сна. Младшим полагалось спать 9 часов, а старшим — семьс половиной, причем вставать они должны были в одно время, а ложиться — вразное.¹
Сразу после смертиимператрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге императрице МарииФедоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебнымизаведениями России. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года исущественно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписалапрограммы преподавания предметов в каждом возрасте. При ней большего расцветадостигли искусства. Императрица Мария Федоровна, сократив установленныйимператрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курсобучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельныхотделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урокпродолжался два часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены. Посленазначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были измененыучебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс,дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возрастделился на два отделения (класса), по 50 человек, в каждом «возрасте»обучалось 100 человек.
Реформа Марии Федоровныкоренным образом меняла характер Воспитательного Общества. Широкиегуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, созданному новому типузакрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились болееузкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину«достойным и полезным членом государства» — в качестве хозяйки.
В 1859 году инспекторомклассов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел рядпрогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания(ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебныхпредметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7классов двухлетний педагогический класс и т. д.). Однако в результате преследованийи доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт,после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебныхзаведений. В 1917 году он был закрыт.
2.2 Мариинское женское училище
В 1857 году уВышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатыесемьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуятягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил всовет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том жеинституте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своихсемей и слушали бы уроки по институтской программе.
Для образца такое женскоеучилище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять подпокровительством императрица Марии Александровны и называться её именем — Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведованиеучилищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а длянепосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главнаянадзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогическогоперсонала утверждалось попечителем.¹
Посвятив жизнь своюблаготворительности и заботам о женском образовании, Мария стала проявлятьособенно широкую деятельность на этом поприще после кончины вдовствующейимператрицы Александры Федоровны (1860). Она положила начало новому периоду женскогообразования в России учреждением открытых, всесословных женских гимназий.
Однако женские гимназиисодержались почти исключительно на общественные и частные средства. К обучениюдопускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц;но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельныхклассов.
К обязательным втрехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история игеография, арифметика, чистописание, рукоделие, основания геометрии игимнастика.
В 1879 году былоутверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения.Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институтеблагородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и«назначению женщины».
Сеть женских гимназий ипрогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году — 106гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназийсоставило 958.
Преобразовательнаядеятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания винститутах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. Вобласти благотворительности важнейшей ее заслугой является организация КрасногоКреста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны онаположила много труда и расходов.
2.3 Петербургский воспитательный дом
Дворец К.Г. Разумовского
2 (14) мая 1797 годаимператор Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы МарииФедоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательномудому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. Воспитательныйдом разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе- дворце графа К. Г. Разумовского (Мойка, 48).
ИмператорскийВоспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей:сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей. Здесь решались ипроблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округахбыла организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.
Воспитательный домзаложил основы женского педагогического образования в стране. В 1837 году набазе учебных классов Воспитательного дома был учрежден Сиротский женскийинститут (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницыполучали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницыгимнастики и танцев, учительницы французского языка.
В 1806 году появилосьучилище глухонемых — первое в России учебное заведение для детей-инвалидов.Здесь сформировались первые русские сурдопедагоги, были созданы первыеотечественные труды по сурдопедагогике.
В 1864 году была созданаучительская семинария для деревенских питомцев Воспитательного дома, которыедолжны были стать учителями народных училищ. В 1868 году для девушек учредилиженское училище с классами фельдшериц, учительниц сельских школ ивоспитательниц детских садов. В эти годы впервые в России в округахВоспитательного дома были устроены детские ясли для присмотра за детьми. В новыхдетских учреждениях успешно работали выпускницы Воспитательного дома.
Заключение
В свете минувших веков,конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания всоциально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычныхкультур.
В исторической литературебытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятияхристианства, т.е. с конца X века. Однако знакомство с фактами ставит этоутверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальнымсобытием. Однако воспитание русичей — явления гораздо более древнее. Иучитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможностьпонять историческую неизбежность слияния двух начал — христианского иязыческого («язычником» называли всякого человека иной веры) — в одно общеерусло, в котором происходило формирование педагогики православия.
Русская педагогика снезапамятных времен развивалась в полиэтнической атмосфере. Поэтому для неевсегда были актуальны взаимодействие и взаимовлияние ментальностей различныхнародов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различныхкультур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным ибеспроблемным. Так, на рубеже XVIII — XIX вв. начинало принимать угрожающее длярусского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитскойпедагогики.
Российское просвещениеиспытывало сильное воздействие и со стороны французской и английской культур.Франкомания сменялась в российском дворянском обществе англоманией. На рольопекуна русской школы длительное время претендовала, и небезуспешно, Германия.Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им)середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальнойкультуры — литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременнопедагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение отом, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешенои гармонизировано.
Список литературы
1. История педагогики. — М., Мысль, 1976
2. Российская педагогическая энциклопедия.Т 1.Т2., М.,1993
3. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до началаХХ века. М.,1992
4. Очерки по истории школы и педагогической мысли народовСССР // с древнейших времен до конца XVII века. п/р Э.Д. Днепрова. М.,Педагогика, 1989
5. Очерки по истории школы и педагогической мысли народовСССР // XVIII — первая половина XIX века. п/р М.Ф. Шабаева. М., Педагогика,1972
6. Очерки по истории школы и педагогической мысли народовСССР // конец XIX — начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1991
7. История педагогики в России: Хрестоматия/сост. С.Ф. Егоров- 2-е изд., М., «Академия», 2000
8. История педагогики и образования п/р А.И. Пискунова, М.,«Сфера», 2001