План
Введение
1. Духовные ихудожественные истоки Серебряного века
2. Своеобразие русской живописи конца XIX— начала XX века
3. Художественныеобъединения и их роль в развитии живописи
Заключение
Литература
Введение
Мы, правим путь свой к солнцу, какИкар, Плащом ветров и пламени одеты.
(М. Волошин)
Систему духовной жизни, котораясформировалась и дала необыкновенно богатые плоды в конце XIX — начале XX вв.,часто обозначают романтическим термином «Серебряный век». Помимоэмоциональной нагрузки, это выражение имеет определенное культурологическоесодержание и хронологические рамки. В научное употребление его активно вводиликритик С.К. Маковский, поэт Н.А. Оцуп, философ Н.А. Бердяев. Сергей Маковский,сын художника К.Е. Маковского, уже в эмиграции написал книгу «На ПарнасеСеребряного века», которой было суждено стать самой известной книгойвоспоминаний об этом времени.
Большинство исследователей относят кСеребряному веку период в 20-25 лет на рубеже Х1Х-ХХ вв. и начинают его срядовых, на первый взгляд, культурных событий начала 90-х гг. В 1894 г. вышелпервый «брюсовский» сборник поэтов- ‘ символистов; увидела сцену опера М.П. Мусоргского«Хованщина»; начал свой творческий путь композитор-новатор А.Н. Скрябин. В1898 г. в Петербурге было основано принципиально новое творческое объединение«Мир искусства», в Париже начались «русские сезоны» С.П. Дягилева.
Расцвет культуры Серебряного векаприходится на 10-е гг. XX в., а его конец часто связывают с политическими иобщественными катаклизмами 1917-1920 гг. Таким образом, наиболее широкиехронологические рамки Серебряного века: от середины 90-х гг. XIX в. досередины 20-х гг. XX в., то есть примерно 20-25 лет рубежа веков.
Какой же переломный момент пережила вэтот период русская культура, а с нею и русская живопись? Почему этот периодполучил такое поэтическое название, которое невольно возвращает нашу память кзолотому веку пушкинского ренессанса? Ответы на эти вопросы до сих пор волнуютумы ученых, литераторов, искусствоведов. Это и обусловило актуальность темынашего реферата.
Рубеж XIX—XX столетий — переломнаяэпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная русско-японскаявойна 1904—1905 гг. и революция 1905—1907 гг., Первая мировая война 1914—1918гг. и как следствие революции в феврале и октябре 1917г., свергшие монархию ивласть буржуазии… Но в то же время наука, литература и искусство переживалинебывалый расцвет.
В 1881 г. для широкой публикираспахнулись двери частной картинной галереи известного купца и мецената ПавлаМихайловича Третьякова, в 1892 г. он передал её в дар Москве. В 1898 г.открылся Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г.по инициативе историка Ивана Владимировича Цветаева (1847—1913) в Москве началработу Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительныхискусств имени А. С. Пушкина).
Реалистические традициипередвижников в живописи, их повествовательность и назидательный тон уходили впрошлое. Им на смену пришёл стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучимлиниям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре иживописи, по изощрённым шрифтам и орнаментам в графике.
Цель нашей работы – показать втесной связи с историко-социальной проблематикой времени процессы развитияживописи конца XIX – нач. XX вв.
Для достижения поставленной целинеобходимо выполнить следующие эадачи:
— дать общую характеристику искусствуконцаXIX в.-нач. XX в.;
— охарактеризовать творчество яркихпредставителей живописи того времени;
— выяснить основные направления визобразительном искусстве данного периода времени.
При написании реферата былаиспользована книга Березовой Л.Г. «История русской культуры», где авторрассматривала основные проблемы истории развития культуры со времен древнейРуси до наших дней. Автор этой монографии разделяет точку зрения, котораяобсуждается в современной научной литературе. Она заключается в том, что культурарассматривается как несущая конструкция национальной истории.
Следующая книга которая былаиспользована при работе над рефератом, «Отечественное искусство», автор ИльинаТ.В. Эта монография посвящена истории изобразительного искусства. Автором быласделана попытка дать объективную правдивую картину развития отечественногоискусства конца XIX начала XX века, рассказать о работах техрусских художников, имена которых трагедией исторического развития нашегообщества были ввергнуты в небытие.
В своей статье Стернин Г.Ю.«Русская художественная культура второй половины XIX и начала XXвека» попытался отобрать те произведения и наиболее ярко характеризовать тоили иное направление мастера- художника, чтобы создать по возможностицелостное представление об особенностях развития живописи отечественногоискусства.
А так же в данной работе использованытруды искусствоведов Власова Р.И, Федорова-Давыдова А.А и др. по анализу творчества конкретных художников.
1. Духовные и художественные истокиСеребряного века
Конец XIX в. стал для русскойкультуры важной точкой, моментом поиска нового самосознания. С точки зренияобщественно-политического и духовного развития казалось, что все замерло,затаилось в России. Об этом времени А.А. Блок написал пронзительные строки:
В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла.
Начало обновления кроется в глубинахнационального самосознания, где совершались едва уловимые перемены в системеценностей, в представлениях о мире и человеке. Что же зрело в недрах культуры?
Стрела времени делает как бы прогиб,излом, узел. В конце столетия это ощущение «конца цикла», завершениякультурного круга оказалось особенно сильным. Слова философа В.В. Розановапередают это ощущение тревоги: «И из точки исторического разрыва торчатбезобразные углы, колющие шипы, вообще неприятное и болезненное»[1]. Состояниедушевного дискомфорта ощутила вся культура конца XIX в.
Тенденции культуры рубежа вековиногда обозначают искусствоведы словом «декаданс». Собственно, сам декадансбыл всего лишь художественным симптомом состоянии национальной души в момент«поворота веков». Его пессимизм был не столько отрицанием прежнего культурногоопыта, сколько поиском способов перехода к новому циклу. Следовало освободитьсяот исчерпавшего себя наследия уходящего века. Отсюда впечатление о деструктивном,разрушительном характере русского декаденства.
С таким же успехом его можно считатьотчаянным «наведением мостов» к неизвестному будущему. Декаданс предшествовалСеребряному веку не столько во времени, сколько в мироощущении, вхудожественной системе. Отрицая старое, он открыл дорогу поиску нового. Преждевсего это касается новых акцентов в системе жизненных ценностей.
В конце XIX в. человек впервые ощутилпугающую силу науки и власть техники. В повседневную жизнь вошли телефон ишвейная машинка, стальное перо и чернила, спички и керосин, электрическоеосвещение и двигатель внутреннего сгорания, паровоз, радио… Но наряду с этимбыли изобретены динамит, пулемет, дирижабль, аэроплан, отравляющие газы.
Поэтому, как считает Береговая,могущество техники наступающего XX в. делало отдельную человеческую жизньслишком уязвимой и хрупкой. Ответной реакцией стало особое внимание культуры киндивидуальной человеческой душе. Обостренно личностное начало приходило внациональное самосознание через романы и философско-нравственные системы Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, а позже А.П. Чехова. Литература впервые понастоящему обратила внимание на внутреннюю жизнь души. Громко зазвучали темысемьи, любви, самоценности человеческой жизни.
Столь резко сменившиесядуховно-нравственные ценности декадентского периода означали началораскрепощения культурного творчества. Серебряный век никогда бы не смог проявитьсятаким мощным порывом к новому качеству русской культуры, если бы декадентствоограничилось отрицанием и ниспровержением кумиров. Декаданс строил новую душу втой же степени, что и разрушал, создавая почву Серебряного века — единый,нераздельный текст культуры.[2]
Возрождение национальныххудожественных традиций. В самосознании людей конца XIX в. улавливался интереск прошлому, прежде всего, к своей собственной истории. Ощущение себянаследниками своей истории начиналось с Н.М. Карамзина. Но в конце века этотинтерес получил развитую научную и материальную основу.
В конце XIX — начале XX в. русскаяикона «вышла» за круг предметов культа и стала рассматриваться как предмет искусства.Первым научным собирателем и толкователем русской иконы по праву надо назватьпопечителя переданной Москве Третьяковской галереи И.С. Остроухова. Под слоемпозднейших «поновлений» и копоти Остроухов сумел увидеть целый мирдревнерусской живописи. Дело в том, что олифа, которой покрывали иконы дляблеска, через 80-100 лет темнела настолько, что на иконе писали новоеизображение. В результате в XIX в. в России все иконы, датируемые ранее XVIIIв., были прочно скрыты несколькими слоями краски.
В 900-е гг. реставраторам удалосьрасчистить первые иконы. Яркость красок древних мастеров потрясла ценителейискусства. В 1904 г. из-под нескольких слоев позднейших записей была открыта«Троица» А. Рублева, которая была скрыта от ценителей по меньшей мере тристалет. Вся культура XVIII—XIX вв. развивалась почти без знания собственногодревнерусского наследства. Икона и весь опыт русской художественной школы сталиодним из важных истоков новой культуры Серебряного века.
В конце XIX века началось серьезноеизучение русской старины. Было опубликовано шеститомное собрание рисунков русскогооружия, костюма, церковной утвари — «Древности российского государства». Этимизданием пользовались в Строгановском училище, готовившем художников, мастерафирмы Фаберже, многие живописцы. В Москве вышли научные издания: «Историярусского орнамента», «История русского костюма» и другие. Открытым музеемстала Оружейная палата в Кремле. Были предприняты первыенаучно-реставрационные работы в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевскоммонастыре, в Ипатьевском монастыре в Костроме. Началось изучение историипровинциальных усадеб, в губерниях развернули работу краеведческие музеи.
На основе осмысления прежниххудожественных традиций в России начал формироваться новый художественный стиль- модерн. Исходной характеристикой нового стиля стал ретроспективизм, то естьосмысление культуры прошлых веков современным человеком. Символизм винтеллектуальных сферах культуры и модерн в художественных областях имели общуюмировоззренческую основу, одинаковые взгляды на задачи творчества и общийинтерес к прошлому культурному опыту. Как и символизм, стиль модерн был общимдля всей европейской культуры. Сам термин «модерн» пошел от названия издаваемоготогда в Брюсселе журнала «Современное искусство». На его страницах появился итермин— новое искусство.
Модерн и символизм Серебряного векаформировались как сложный синтетический стиль, даже скорее сплав различныхстилей с принципиальной открытостью к культурному наследию всех времен инародов. Это было не просто соединение, в. чувственное переживание культурнойистории человечества с точки зрения современного человека. В этом отношении привсем своем ретроспективизме модерн был подлинно новаторским стилем.
Изысканный модерн начала Серебряноговека был вытеснен новыми течениями: конструктивизмом, кубизмом и т. д.Искусство авангарда демонстративно противопоставило поиску «смыслов исимволов» конструктивную ясность линий и объемов, прагматизм цветового решения.С авангардом связан второй период Серебряного века русской культуры. На егоформирование, помимо прочего, повлияли политические и общественные события вРоссии и Европе: революции, мировая и гражданская войны, эмиграция, гонения,забвение. Русский авангард созрел в атмосфере нарастания катастрофическихожиданий в предвоенном и предреволюционном обществе, он впитал ужас войны иромантику революции. Эти обстоятельства определили исходную характеристикурусского авангарда — его безоглядную устремленность в будущее.
«Великая утопия» русского авангарда.Движение авангардистов началось в 1910 г. с получившей скандальную известностьвыставки «Бубновый валет». Организовать выставку помогли поэты-авангардистыбратья Бурлюки, а вызывающее название придумал один из «бунтарей» Московскогоучилища живописи М.Ф. Ларионов. На ней были представлены работы русскиххудожников, аналогичных европейским кубистам. Объединившись, художникиустраивали совместные выставки до 1917 г. Ядро «бубнововалетцев» составили П.П.Кончалов-ский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк. Но черезвыставки этого объединения так или иначе прошли все русские авангардисты, заисключением, пожалуй, одного — петербуржца П.Н. Филонова.
Тогда же в отчете с выставки А.Н.Бенуа впервые употребил термин «авангард». Она действительно поразила нетолько зрителей, но и художников, поскольку на фоне экстравагантных«бубнововалетцев» художники «Мира искусства» смотрелисьакадемистами-консерваторами. Представленные работы П.П. Кончаловского, И.И.Машкова, Р.Р. Фалька, Н.С. Гончаровой и других будоражили мысль и чувство,давали иной образ мира. Картины акцентировали жадное, материальное ощущениемира: интенсивность цвета, густота и небрежность мазка, утрированная объемностьпредметов. Художники были очень разные, но их объединял один принцип —безудержное новаторство. Этот принцип и сформировал новое художественноенаправление.
Последователь Сезанна, ПетрКончаловский причудливо соединял в картинах живую и неживую материю. Его«Портрет Якулова» — смешение яркого, почти живого интерьера и неподвижносидящего человека, похожего на истукана. Некоторые искусствоведы сравнивают егоманеру сочетать яркие краски и упругость письма со стихотворной манерой В.В.Маяковского. Густая энергичная зелень на картинах Р.Р. Фалька из его «Крымскойсерии» и демонстративная вещественность «Синих слив» И.И. Машкова показываютособую любовь раннего авангарда к предметному миру, которая доходила долюбования, наслаждения им. Искусствоведы отмечают особый «машковс-кий звон» уметаллической посуды на картинах художника.
В работах интереснейшего художника«Бубнового валета» А.В. Лентулова авангард выходит на грань беспредметногоискусства. Парижские друзья называли его футуристом Изобретенное им в картинах«граненое» пространство, ликующая цветовая гамма создают впечатлениедрагоценных и сияющих изделий («Василий Блаженный», «Москва» — 1913). |
«Бунт» авангардистов против«академизма» модерна вызвал их движение к использованию традиций народногопримитива, особое внимание к «стилю вывески», народного лубка, уличногодейства. Самые большие бунтари в «Бубновом валете» М.В. Ларионов и его женаН.С. Гончарова стремились к еще большему новаторству — выходу за пределыпредметного изображения в живописи. Рамки «бубнововалетцев» для них сталитесны. В 1912-1914 гг. они организовали несколько скандальных выставок схарактерными названиями: «Ослиный хвост»,«Мишень» и др.
Участники этих выставок, в первуюочередь, сами; М.В. Ларионов и Н.С. Гончарова, делали акцент на примитив.;Парадокс авангардизма заключался в том, что в стремлении к; новизне художникииспользовали традиционные элементы из; родной культуры: городецкую роспись,яркость майданской деревянной посуды, линии хохломы и палеха, икону, народный,лубок, городскую вывеску, рекламу. Вследствие тяготения к первозданности иестественности народного искусства М.В. Ларионова, Н.С. Гончарову и их друзейиногда называли «русскими пуристами» (пуризм — идея нравственной чистоты).
Поиски нового стиля, однако, далиразличные результаты. Н.С. Гончарова считала очень важным вхождение восточныхмотивов в русскую культуру и сама работала в этом направлении. Она изобреланазвание своего стиля: «всёчество» и утверждала, что может написать один и тотже предмет каким угодно стилем. И действительно, ее картины удивительноразнообразны. При своем легендарном трудолюбии на выставке 1913г. она показала773 картины. Среди них были и примитивистские «Бабы с граблями», и тонкаяретроспекция древнерусского искусства «Иконописные мотивы», и загадочная«Испанка», и конструктивистский «Аэроплан над поездом». М.И. Цветаеваопределяла художницу словами «дар и труд». Гончарова оформляла прославленнуюдягилевскую постановку балета Стравинского «Золотой петушок».
М.В. Ларионов известен какизобретатель «лучизма», стиля, который был выходом авангардного искусства загрань предметного мира. Художник называл свой стиль «саморазвитием линейногоритма вещей. Его «лучистые» пейзажи подлинно оригинальны и относятся к новомуварианту авангардизма — беспредметному искусству или абстракционизму. М.Ларионов с увлечением оформлял скандальные сборники таких же авангардистов впоэзии — своих друзей поэтов-футуристов Крученых, Бурлюка.
Смысл и судьба русского авангарда.Выставки «Ослиного хвоста» и поиски М.В. Ларионова и П.С. Гончаровой означалиразвитие русского авангарда по принципу «веера», то есть создание многихвариантов новаторства. Уже в 10-е гг. в чрезвычайном разнообразии направленийавангардизма наметилось три преобладающих направления новаторских поисков. Ниодно из них не было завершено, поэтому обозначим их условно.
1. Экспрессионистское направлениеавангарда делало акцент на особую яркость впечатления, экспрессию и декоративностьхудожественного языка. Наиболее показательна живопись очень «радостного»художника — М.З. Шагала.
2. Путь к беспредметности черезкубизм — максимальное выявление объема предмета, его материальной структуры. Вэтой манере писал К. С. Малевич.
3. Выявление линейной конструкциимира, технизация художественных образов. Показательно конструктивистскоетворчество В.В. Кандинского, В.Е. Татлина. у Русский авангард составилотдельную и славную страницу европейской живописи. Направление, котороеотвергало прошлый опыт, сохранило ту же страстность чувств, любовь к
Экспрессионизм — (от лат. Ехргеззю — выражение) — художественное направление, которое ориентируется на сильныечувства, контрастное видение мира, предельную выразительность художественногоязыка насыщенным цветам и мечтательность, что отличают русскую культуру вцелом.
Эта «русскость» проступает даже усамого «европейского» авангардиста Василия Кандинского, которого можно назватьодновременно русским и немецким художником. Кандинский руководил в Германииобъединением «Синий всадник», много работал за границей. Пик его творчествапришел на 1913-1914 гг., когда он написал несколько книг по теории новой живописи(«Ступени. Текст художника»). Собственный путь к беспредметности выраженформулой: «зашифровать предметную среду, а затем порвать с ней». Он так ипоступает. Его работы «Лодки» и «Озеро» — это зашифрованная, едва угадываемаяприродная среда, а его многочисленные «Композиции» и «Импровизации» — ужесвобода от нее.
Беспредметность в развитии живописиотражала нараставший хаос в индивидуальной и национальной самоидентификации.Вызревание национальной идеи оставалось за горизонтом, а ощущение несущегосявихревого времени, смешение предметов, чувств, идей, предчувствие катастрофы —в настоящем бытии.
Это странное на первый взгляд смешениепредметности и ирреальности мира мы видим в наивных картинах М.З. Шагала, вжесткой энергетике К.С. Малевича. Не случайным было и увлечение П.Н. Филоноваидеями одного из самых загадочных русских философов Н.Ф. Федорова (пра-люди,пра-земля, судьба, рок). В.В. Кандинский занимался индийской философией,интересовался идеями Е. Блаватской. Художники-абстракционисты увлекались всемдиапазоном народного искусства: русскими игрушками, африканскими масками икультами, скульптурами острова Пасхи.
Заметное влияние на русский авангард10-20-х гг. оказали увлечение техническими возможностями человечества и революционныйромантизм в предчувствии нового мира. Это был образ наступающего XX в. с егомашинной психологией, линейной пластикой индустриализма. На выставке сматематическим названием «0.10» Малевич выставил поразивший всех «Черныйквадрат».
Безусловно, здесь присутствовал имомент скандала — ведь по богемным «правилам игры» можно было заявить о себетолько через шок. Но не случайно один из его «квадратов» украшает могилузнаменитого новатора. Малевич сделал шаг к полному «алогизму» искусства. Всвоем «Манифесте» 1915г. он объясняет свое открытие.
. Комментируя свой «Черный квадрат»,Малевич утверждал, что «когда исчезнет привычка сознания видеть в картинахизображение… только тогда мы увидим чисто живописное произведением. По егомнению, только «трусость и слабость» человеческого сознания привязывают насвсех — «от дикаря до академика» — к предметному миру.
Итак, русская живопись в своейстрасти дойти до последнего «кирпичика», до последнего атома в познании бытиядостигла дна. Ведь «Черный квадрат» К.С. Малевича — это дно, финалсамопознания. Черный цвет — вообще не цвет, это могила всех цветов иодновременно возможность их возрождения из-под черной поверхности. Новаякультура должна была познать мир до конца, разрушив все условности и мифысознания. Полное обнажение души — для принятия новой души будущего. Пафоснаяфутуристическая устремленность Малевича сделала его художественный экспериментбессмертным. Эксперимент смысловой перекодировки мира, романтический порыв вбудущее питал не только живопись. Это была общая тенденция русской культурынакануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг..
Свой «черный квадрат» появился и в другихсферах культуры этого времени. Летом 1913 г. состоялся съезд футуристов, накотором был создан новый театр «Будетлянин». Даже в его названии слышитсяустремленность в будущее. Физическое изображение «черного квадрата» появлялосьна сцене театра в постановке авангардистской оперы «Победа над солнцем», вкоторой прославлялась победа машин над природной стихией.
Русскому авангарду не повезло вискусствоведческой литературе. Он представлялся то уродливым карликом, топугающим великаном в русской живописи. Какое бы эстетическое впечатление накаждого из нас ни производили удивительные картины художников этогонаправления, скандально-авангардными они были для своих современников, а длянас они — история русской культуры на одном из сложнейших витков ее развития.Это о них в 1912 г. пророчески писал А.Н. Бенуа, что «нынешние страшилы» современем «станут классиками». И с этой точки зрения, авангард — форманационального самосознания (самоидентификации) перед лицом нового века.
Ключевые понятия
Авангардизм —условное название длявсех новейших, экспериментальных взглядов и течений в искусстве, которые вышевсего ставят поиск нового. Авангард —термин, закрепившийся за новаторскимтечением 1910-1920-х гг. (футуризм, кубизм, кубофутуризм, примитивизм, супрематизм,конструктивизм, абстракционизм и т.п.).
Модерн — художественный стиль вЕвропе и России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Искусство модерна состоит из несколькихстилевых направлений, в основе которых лежало стремление обобщить ипереосмыслить эстетический опыт человечества. По этой причине модерн частовозникал как ретроспекция какой-либо прежней культурной традиции (неоготика,неорусский стиль, неоклассика и т.п.).
Урбанизм — (с латинского — городской)— процесс сосредоточения населения, промышленности и культуры в крупныхгородах; присущий крупному городу. Сопровождается появлением урбанистическоймассовой культуры.
2. Своеобразие русской живописи конца XIX— начала XX века
С кризисом народнического движения, в90-е годы, «аналитический метод реализма XIX в.»[3], какего называют в отечественной науке, себя изживает. Многие изхудожников-передвижников испытывали творческий упадок, ушли в «мелкотемье»[4]развлекательной жанровой картины. Традиции Перова сохранялись более всего вМосковском училище живописи, ваяния и зодчества благодаря преподавательскойдеятельности таких художников, как С. В. Иванов, К.А. Коровин, В.А. Серов идр.
Ильина Т.В. считает, что в этотсложный период для страны, для живописцев рубежа веков стали свойственны иныеспособы выражения, иные формы художественного творчества — в образахпротиворечивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративностии повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире,который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссиюмногие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожиданияперемен в общественной жизни породило множество течений, объединений,группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Но оно породило такжеуниверсализм целого поколения художников, выступивших после «классических»передвижников. Достаточно назвать только имена В.А. Серова и М.А. Врубеля.[5]
.Искусствоведы отмечают, что в 90-хгодах развивается жанровая живопись, но развивается она несколько иначе. Так,по-новому раскрывается крестьянская тема. Раскол в сельской общине подчеркнутообличительно изображает Сергей Алексеевич Коровин (1858—1908) в картине «Намиру» (1893, ГТГ). Безысходность существования в тяжелом изнуряющем трудесумел показать Абрам Ефимович Архипов (1862— 1930) в картине «Прачки» (1901,ГТГ). Он достиг этого в большой степени благодаря новым живописным находкам,по-новому понятым возможностям цвета и света[6].
Недоговоренность; «подтекст», удачнонайденная выразительная деталь делают еще трагичнее картину Сергея ВасильевичаИванова (1864—1910) «В дороге. Смерть переселенца» (1889, ГТГ). Торчащие, каквоздетые в крике, оглобли драматизируют действие значительно больше, чемизображенный на переднем плане мертвец или воющая над ним баба. Ивановупринадлежит одно из произведений, посвященных революции 1905 г.,—«Расстрел».Импрессионистический прием «частичной композиции», как бы случайновыхваченного кадра сохранен и здесь: лишь намечена линия домов, шеренга солдат,группа демонстрантов, а на переднем плане, на освещенной солнцем площади,фигура убитого и бегущей от выстрелов собаки. Для Иванова характерны резкиесветотеневые контрасты, выразительный контур предметов, известная плоскостностьизображения. Язык его лапидарен.
В 90-х годах XIX в. в искусствовходит художник, который главным героем своих произведений делает рабочего. В1894 г. появляется картина Н.А. Касаткина (1859—1930) «Шахтерка» (ГТГ), в 1895г.—«Углекопы. Смена»,. С. В. Иванов. «В дороге»,. «Смерть переселенца.» 18891ТГ 237
На рубеже веков несколько иной путьразвития, чем у Сурикова, намечается в исторической теме. Так, например, АндрейПетрович Рябушкин (1861—1904) работает скорее в историко-бытовом, чем чистоисторическом жанре. «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899, ГТГ),«Свадебный поезд в Москве. XVII столетие» (1901, ГТГ), «Едут. (Народ московскийво время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)» (1901,ГРМ), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895, ГРМ) и пр.—этобытовые сцены из жизни Москвы XVII столетия. Рябушкина особенно привлекал этотвек, с его пряничной нарядностью, полихромией, узорочьем. Художник эстетскилюбуется ушедшим миром XVII в., что приводит к тонкой стилизации, далекой отмонументализма Сурикова и его оценок исторических событий.
Еще большее внимание уделяет пейзажув своих исторических композициях Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933).Его любимой темой также является XVII век, но не бытовые сцены, а архитектураМосквы. («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, ГРМ). Картина «Москваконца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ), возможно,была навеяна вступлением к опере Мусоргского «Хованщина», эскизы декораций ккоторой незадолго до этого исполнил Васнецов.
Новый тип картины, в которойсовершенно по-особому освоены и переложены на язык современного искусствафольклорные художественные традиции, создал Филипп Андреевич Малявин(1869—1940), в юности занимавшийся в Афонском монастыре иконописью, а затемучившийся в Академии художеств у Репина. Его образы «баб» и «девок» имеют некоесимволическое значение — здоровой почвенной Руси. Картины его всегдаэкспрессивны, и хотя это, как правило, станковые произведения, но они получаютпод кистью художника монументально-декоративную трактовку. «Смех» (1899, Музейсовременного искусства, Венеция), «Вихрь» (1906, ГТГ) — это реалистическоеизображение крестьянских девушек, заразительно звонко смеющихся или безудержнонесущихся в хороводе, но это реализм иной, чем во второй половине века.Живопись размашистая, эскизная, с фактурным мазком, формы обобщены, пространственнаяглубина отсутствует, фигуры, как правило, расположены на переднем плане изаполняют весь холст.[7]
Малявин соединял в своей живописиэкспрессивный декоративизм с реалистической верностью натуре.
К теме Древней Руси, как и рядмастеров до него, обращается Михаил Васильевич Нестеров (1862—1942), но образРуси предстает в картинах художника как некий идеальный, почти зачарованныймир, находящийся в гармонии с природой, но навек исчезнувший подобнолегендарному граду Китежу. Это острое ощущение природы, восторг перед миром,перед каждым деревом и травинкой особенно ярко выражены в одном из самыхизвестных произведений Нестерова дореволюционного периода — «Видение отрокуВарфоломею» (1889—1890, ГТГ).
До обращения к образу СергияРадонежского Нестеров уже высказал интерес к теме Древней Руси такимипроизведениями, как «Христова невеста» (1887, местонахождение неизвестно),«Пустынник» (1888, ГРМ; 1888—1889, ГТГ), создав образы высокой одухотворенностии тихой созерцательности. Самому Сергию Радонежскому он посвятил еще несколькопроизведений («Юность преподобного Сергия», 1892—1897, ГТГ; триптих «Трудыпреподобного Сергия», 1896—1897, ГТГ; «Сергий Радонежский», 1891—1899, ГРМ).
В стремлении же художника кплоскостной трактовке композиции, нарядности, орнаментальности, утонченнойизысканности пластических ритмов проявилось несомненное влияние модерна.
Стилизация, в целом столь характернаядля этого времени, в большой степени коснулась и станковых произведенийНестерова. Это можно наблюдать в одном из лучших полотен, посвященных женскойсудьбе,—«Великий постриг» (1898, ГРМ): нарочито плоскостные фигуры монахинь,«черниц» и «белиц», обобщенные силуэты, как бы замедленный ритуальный ритмсветлых и темных пятен —фигур и пейзажа с его светлыми березами и почти чернымиелями. И как всегда у Нестерова, пейзаж играет одну из главных ролей.Собственно пейзажный жанр развивается в конце XIX столетия также по-новому.Левитан, по сути, завершил искания передвижников в пейзаже. Новое слово нарубеже веков предстояло сказать К.А. Коровину, В.А. Серову и М.А. Врубелю.
Уже в ранних пейзажах КонстантинаАлексеевича Коровина (1861—1939) решаются чисто живописные проблемы—написатьсерое на белом, черное на белом, серое на сером. «Концепционный» пейзаж (терминМ.М. Алленова), такой, как саврасовский или левитановский, его не интересует.
Для блестящего колориста Коровина мирпредставляется «буйством красок». Щедро одаренный от природы, Коровин занималсяи портретом, и натюрмортом, но не будет ошибкой сказать, что любимым егожанром оставался пейзаж. Он принес в искусство прочные реалистическиетрадиции своих учителей из Московского училища живописи, ваяния изодчества—Саврасова и Поленова, но у него другой взгляд на мир, он ставитдругие задачи.
Щедрый живописный дар Коровинаблистательно проявился в театрально-декорационной живописи. Как театральныйживописец он работал для абрамцевского театра (и Мамонтов едва ли не первыйоценил его как театрального художника), для Московского Художественноготеатра, для Московской частной русской оперы, где началась его дружба сШаляпиным, длившаяся всю жизнь, для дягилевской антрепризы. Коровин поднялтеатральную декорацию и значение художника в театре на новую ступень, онпроизвел целый переворот в понимании роли художника в театре и имел большоевлияние на современников своими красочными, «зрелищными» декорациями,выявляющими самое суть музыкального спектакля.
Одним из самых крупных художников,новатором русской живописи на рубеже веков по мнению Стернина Г.Ю., явилсяВалентин Александрович Серов (1865—1911). Его «Девочка с персиками» (портретВеруши Мамонтовой, 1887, ГТГ) и «Девушка, освещенная солнцем» (портрет МашиСиманович, 1888, ГТГ) —целый этап в русской живописи. Серов воспитывался всреде выдающихся деятелей русской музыкальной культуры (отец—известныйкомпозитор, мать—пианистка), учился у Репина и Чистякова, изучал лучшие музейныесобрания Европы и по возвращении из-за границы вошел в среду абрамцевскогокружка.
Образы Веры Мамонтовой и МашиСиманович пронизаны ощущением радости жизни, светлого чувства бытия, яркойпобедной юности. Это достигнуто «легкой» импрессионистической живописью, длякоторой столь свойствен «принцип случайного», лепкой формы динамичным,свободным мазком, создающим впечатление сложной световоздушной среды. Но вотличие от импрессионистов Серов никогда не растворяет предмет в этой средетак, чтобы он дематериализовался, его композиция никогда не теряетустойчивости, массы всегда находятся в равновесии. А главное, он не теряетцельной обобщенной характеристики модели.[8]
Серов часто пишет представителейхудожественной интеллигенции: писателей, артистов, художников (портреты К.Коровина, 1891, ГТГ; Левитана, 1893, ГТГ; Ермоловой, 1905, ГТГ). Все ониразные, всех он интерпретирует глубоко индивидуально, но на всех них лежит светинтеллектуальной исключительности и вдохновенной творческой жизни. Античнуюколонну, вернее, классическую статую напоминает фигура Ермоловой, что ещеболее усиливается вертикальным форматом холста. Но главным остается лицо —красивое, гордое, отрешенное от всего мелочного и суетного. Колорит решенвсего на сочетании двух цветов: черного и серого, но во множестве оттенков. Этаправда образа, созданная не повествовательными, а чисто живописнымисредствами, соответствовала самой личности Ермоловой, которая своей сдержанной,но глубоко проникновенной игрой потрясала молодежь в бурные годы начала XXстолетия.
Портрет Ермоловой парадный. Но Серовтакой великий мастер, что, избирая иную модель, в этом же жанре парадногопортрета, по сути, при тех же выразительных средствах умел создать образ совсеминого характера. Так, в портрете княгини Орловой (1910—1911,” ГРМ)утрирование некоторых деталей (огромная шляпа, слишком длинная спина, острыйугол колена), подчеркнутое внимание к роскоши интерьера, переданного лишьфрагментарно, как выхваченный кадр (часть стула, картины, угол стола),позволяют мастеру создать почти гротескный образ высокомерной аристократки. Нота же гротескность в его знаменитом «Петре I» (1907, ГТГ) (Петр в картинепросто гигантского роста), позволяющая Серову изобразить стремительное движениецаря и нелепо поспешающих за ним придворных, приводит к образу не ироническому,как в портрете Орловой, а символическому, передающему смысл целой эпохи.Художник восхищается неординарностью своего героя.
Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая,историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь—трудно найти и живописные, играфические жанры, в которых бы не работал Серов, и материалы, которые бы он неиспользовал.
Особая тема в творчестве Серова—крестьянская. В его крестьянском жанре нет передвижнической социальнойзаостренности, но есть ощущение красоты и гармоничности крестьянского быта,восхищение здоровой красотой русского народа («В деревне. Баба с лошадью»,,пастель, 1898, ГТГ). Особенно изысканны зимние пейзажи с ихсеребристо-жемчужной гаммой красок. Совершенно по-своему Серов трактовалисторическую тему:
«царские охоты» с увеселительнымипрогулками Елизаветы и Екатерины II переданы художником именно нового времени,ироничным, но и неизменно восхищающимся красотой быта XVIII в. Интерес к XVIIIвеку возник у Серова под влиянием «Мира искусства» и в связи с работой надизданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».
Трудно сразу поверить, что портретВеруши Мамонтовой и «Похищение Европы» писал один и тот же мастер, стольмногогранен Серов в своей эволюции от импрессионистической достоверностипортретов и пейзажей 80—90-х годов к модерну в исторических мотивах икомпозициях из античной мифологии.
Творческий путь МихаилаАлександровича Врубеля (1856— 1910) был более прямым, хотя при этом инеобычайно сложным. До Академии художеств (1880) Врубель окончил юридический факультетПетербургского университета. В 1884 г. он едет в Киев руководить реставрациейфресок в Кирилловской церкви и сам создает несколько монументальных композиций.Он делает акварельные эскизы росписей Владимирского собора. Эскизы не былиперенесены на стены, поскольку заказчик был напуган их неканоничностью иэкспрессивностью.
В 90-е годы, когда художникобосновывается в Москве, складывается полный таинственности и почтидемонической силы стиль письма Врубеля, который не спутаешь ни с каким другим.Он лепит форму как мозаику, из острых «граненых» кусков разного цвета, как бысветящихся изнутри («Девочка на фоне персидского ковра», 1886, МРИ; «Гадалка»,1895, ГТГ). Цветовые сочетания не отражают реальности отношения цвета, а имеютсимволическое значение. Натура не имеет над Врубелем никакой власти. Он знаетее, прекрасно владеет ею, но творит свой собственный фантастический мир, малопохожий на реальность. В этом смысле Врубель антиподен импрессионистам (прокоторых не случайно сказано, что они то же, что натуралисты в литературе),ибо он никак не стремится к фиксации непосредственного впечатления отдействительности. Он тяготеет к литературным сюжетам, которые толкуетотвлеченно, стремясь создать образы вечные, огромной духовной мощи. Так,взявшись за иллюстрации к «Демону», он скоро отходит от принципа прямогоиллюстрирования («Пляска Тамары», «Не плачь дитя, не плачь напрасно», «Тамара вгробу» и пр.) и уже в этом же 1890 году создает своего «Демона сидящего»—произведение, по сути, бессюжетное, но образ вечный, как и образы Мефистофеля,Фауста, Дон Жуана. Образ Демона —центральный образ всего творчества Врубеля,его основная тема. В 1899 г. он пишет «Демона летящего», в 1902 г.— «Демонаповерженного». Демон Врубеля — существо прежде всего страдающее. Страдание внем превалирует над злом, и в этом особенность национально-русской трактовкиобраза. Современники, как справедливо замечено, видели в его «Демонах» символсудьбы интеллигента—романтика, пытающегося бунтарски вырваться из лишеннойгармонии реальности в ирреальный мир мечты, но повергаемого в грубуюдействительность земного. Этот трагизм художественного мироощущения определяети портретные характеристики Врубеля: душевный разлад, надлом в его автопортретах,настороженность, почти испуг, но и величавую силу, монументальность—в портретеС. Мамонтова (1897, ГТГ), смятение, тревогу —в сказочном образе «Царевны-Лебедь»(1900, ГТГ), даже в его праздничных по замыслу и задаче декоративных панно «Испания»(1894, ГТГ) и «Венеция» (1893, ГРМ), исполненных для особняка Е.Д. Дункер,отсутствуют покой и безмятежность. Врубель сам сформулировал свою задачу —«будить душу величавыми образами от мелочей обыденности»[9].
Самые зрелые свои живописные играфические произведения Врубель создал на рубеже веков — в жанре пейзажа,портрета, книжной иллюстрации. В организации и декоративно-плоскостнойтрактовке холста или листа, в соединении реального и фантастического, вприверженности к орнаментальным, ритмически сложным решениям в егопроизведениях этого периода все сильнее заявляют о себе черты модерна.
Как и К. Коровин, Врубель многоработал в театре. Лучшие его декорации исполнены к операм Римского-Корсакова«Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и другим на сцене Московскойчастной оперы, т. е. к тем произведениям, которые давали ему возможность«общения» с русским фольклором, сказкой, легендой.
Универсализм дарования, беспредельнаяфантазия, необычайная страстность в утверждении благородных идеалов отличаютВрубеля от многих его современников.
Творчество Врубеля ярче другихотразило противоречия и мучительные метания рубежной эпохи. В день похоронВрубеля Бенуа говорил: «Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю,—дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия.Будущие поколения… будут оглядываться на последние десятки лет XIX в., как на«эпоху Врубеля»… Именно в нем наше время выразилось в самоекрасивое и самое печальное, на что оно было способно»7.
С Врубелем мы входим в новоестолетие, в эпоху «серебряного века», последнего периода культуры петербургскойРоссии, находящейся вне связи как с «идеологией революционаризма» (П. Сапронов),так и «с давно переставшими быть культурной силой самодержавием игосударством». С началом века связан взлет русской философско-религиозноймысли, высочайший уровень поэзии (достаточно назвать Блока, Белого, Анненского,Гумилева, Георгия Иванова, Мандельштама, Ахматову, Цветаеву, Сологуба);драматического и музыкального театра, балета; «открытие» русского искусстваXVIII века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский), древнерусской иконописи;тончайший профессионализм живописи и графики самого начала столетия. Но«серебряный век» был бессилен перед надвигающимися трагическими событиями вшедшей к революционной катастрофе России, продолжая пребывать в «башне изслоновой кости» и в поэтике символизма.
Если творчество Врубеля можносоотнести с общим направлением символизма в искусстве и литературе, хотя, каквсякий большой художник, он и разрушал границы направления, то ВикторЭльпидифорович Борисов-Мусатов (1870—1905) —прямой выразитель живописногосимволизма и один из первых ретроспективистов в изобразительном искусствепорубежной России. Критики того времени даже называли его «мечтателемретроспективизма». Умерший накануне первой русской революции, Борисов-Мусатовоказался совершенно глух к новым, стремительно врывающимся в жизнь настроениям.Его произведения — это элегическая грусть по старым опустевшим «дворянскимгнездам» и гибнущим «вишневым садам», по прекрасным женщинам, одухотворенным,почти неземным, одетым в какие-то вневременные костюмы, не несущие внешнихпримет места и времени.
3. Художественныеобъединения и их роль в развитии живописи
«МИР ИСКУССТВА»
Художественное объединение «Мирискусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв.Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петербурге в конце 1898 г. сталитогом десятилетнего общения группы живописцев и графиков во главе сАлександром Николаевичем Бенуа (1870-1960).
Основной целью художественноготворчества объявлялась красота, причём красота в субъективном пониманиикаждого мастера. Такое отношение к задачам искусства давало художникуабсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что дляРоссии было достаточно ново и необычно.
«Мир искусства» открыл для русскойпублики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, вчастности финскую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэлитови графика Обри Бёрдсли.
Отличительной особенностью художников«Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлениемтеатральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшееместо в их наследии принадлежит графике.
Лучшие произведения Бенуа —графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина«Медный всадник» (1905—1922 гг.). Главным «героем» всего цикла стал Петербург:его улицы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгоститонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. Вкульминационный момент трагедии, когда Евгении бежит от скачущего за нимгрозного исполина — памятника Петру, мастер рисует город тёмными, мрачнымикрасками.
Творчеству Бенуа близка романтическаяидея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного кнему и этим убивающего его.
Оформление театральных спектаклей —самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (настоящая фамилияРозенберг;1866—1924). Наиболее интересные его работы связаны с оперными ибалетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907—1914 гг. — своеобразногофестиваля русского искусства, организованного Дягилевым. Бакст выполнил эскизыдекораций и костюмов к опере «Саломея» Р. Штрауса, сюите «Шехеразада» Н. А.Римского-Корсакова, балету «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси идругим спектаклям. Особенно замечательны эскизы костюмов, ставшие самостоятельнымиграфическими произведениями. Художник моделировал костюм, ориентируясь насистему движений танцовщика, через линии и цвет он стремился раскрыть рисуноктанца и характер музыки. В его эскизах поражают острота видения образа,глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество.
Одной из главных тем для многихмастеров «Мира искусства» стало обращение к прошлому, тоска по утраченномуидеальному миру. Любимой эпохой было XVIII столетие, и прежде всего периодрококо. Художники не только пытались воскресить это время в своём творчестве— они привлекли внимание публики к подлинному искусству XVIII в., фактическизаново открыв творчество французских живописцев Антуана Ватто и Оноре Фрагонараи своих соотечественников — Фёдора Рокотова и Дмитрия Левицкого.
С образами «галантного века» связаныработы Бенуа, в которых версальские дворцы и парки представлены как прекрасныйи гармоничный, но покинутый людьми мир. Евгений Евгеньевич Лансере(1875—-1946) предпочитал изображать картины русской жизни XVIII в.
С особенной выразительностью мотивырококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869—1939). Онрано приобщился к истории искусства (отец художника был хранителем коллекцийЭрмитажа). Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепнымзнатоком старой живописи. Сомов блистательно имитировал её технику в своихкартинах. Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями натему «галантной сцены». Действительно, на полотнах художника словно вновьоживают персонажи Ватто — дамы в пышных платьях и париках, актёры комедиимасок. Они кокетничают, флиртуют, поют серенады в аллеях парка, окружённые ласкающимсиянием предзакатного света.
Ностальгическое восхищение прошлымСомову удалось особенно тонко выразить через женские образы. Знаменитая работа«Дама в голубом» (1897—1900 гг.) — портрет современницы мастера художницы Е.М. Мартыновой. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичногопейзажного парка. Манера живописи блестяще имитирует стиль бидермейера. Ноявная болезненность облика героини (Мартынова вскоре умерла от туберкулёза)вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа кажетсянереальной, существующей только в воображении художника.
Мстислав Валерианович Добужинский(1875—1957) сосредоточил своё внимание главным образом на городском пейзаже.Его Петербург в отличие от Петербурга Бенуа лишён романтического ореола. Художниквыбирает самые непривлекательные, «серые» виды, показывая город как огромныймеханизм, убивающий душу человека.
Композиция картины «Человек в очках»(«Портрет К. А. Сюннербер-га», 1905—1906 гг.) строится на противопоставлениигероя и города, который виден сквозь широкое окно. На первый взгляд пёстрый ряддомов и фигура человека с погружённым в тень лицом кажутся изолированными другот друга. Но между этими двумя планами существует глубокая внутренняя связь.За яркостью красок выступает «механическая» унылость городских домов. Геройотрешён, погружен в себя, в его в лице нет ничего, кроме усталости иопустошённости.
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Союз русских художников — объединение,которое возникло в 1903 г. в Москве. Его ядро составляли Константин Юон, АбрамАрхипов. Игорь Грабарь, Аркадий Рылов. Большую роль в появлении Союза сыграл«Мир искусства», хотя московские мастера во многом стремились противопоставитьсебя петербуржцам. Они были далеки от символизма и связанных с ним идей. Ихстиль соединял реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма впередаче воздуха и света. Находясь под некоторым влиянием творчестваКонстантина Коровина, который нередко участвовал в выставках Союза, этихудожники тяготели к пейзажу и жанровой живописи.
Наиболее интересным среди пейзажистовбыл Константин Фёдорович Юон (1875—1958). Лучше всего ему удавались лирическиезимние пейзажи («Мартовское солнце», 1915 г.; «Зимнее солнце», 1916 г.), вкоторых он тонко передавал игру света на подтаявшем снеге, нежную голубизнунеба. А в видах Троице-Сергиевой лавры (лучший из них написан в 1910 г.)контраст белого снега и ярких по цвету зданий, человеческих фигур приобретаетчисто декоративную красоту, сближающую эти работы с искусством модерна.
Любопытными поисками отмеченотворчество Игоря Эммануиловича Грабаря (1871—1960). Его мягкий и поэтичный понастроению пейзаж «Февральская лазурь» (1904 г.) свидетельствует о знакомствехудожника не только с импрессионизмом, но и с более поздними течениями вофранцузской живописи. Стволы и ветви берёз, погружённых в сияние холодногозимнего солнца, написаны короткими мазками и напоминают технику пуантилистов.Та же манера видна и в превосходном натюрморте «Неприбранный стол» (1907 г.),в котором благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерскиобъединены в колористическое целое.
Очень эмоциональны пейзажи АркадияАлександровича Рылова (1870—1939), ученика А И. Куинджи. В картине «Зелёныйшум» (1904 г.) листва, колышущаяся под порывом ветра, написана сочными размашистымимазками, а уходящая вдаль панорама кажется такой же яркой, как и переднийплан, что создаёт ощущение декоративности.
Художник Абрам Ефимович Архипов(1862—1930) учился у знаменитых передвижников — В. Г. Перова и В. Д. Поленова.Его жанровым полотнам присущи и реалистическое содержание, и острая социальнаянаправленность. Однако привлекают они не столько этим. сколько чистоживописными достоинствами. Такова картина «Прачки» (конец 90-х гг. XIX в.). Еёкомпозиция, включающая только малую часть помещения, построена совсем в духеранних работ Эдгара Дега на туже тему. Клубящийся пар растворяет контурыфигур и очертания лиц, а колорит, сочетающий приглушённые серые, жёлтые,коричневые исиреневые тона, удивительно богат оттенками.
Творчество мастеров Союза русскиххудожников при всём обаянии и высоком техническом уровне отличалось довольносильным консерватизмом. Крепкие реалистические корни никогда не позволяли живописцамуйти в область поиска новых форм и выразительных средств. Возможно, поэтомумногие члены Союза русских художников превосходно вписались в картину развитияофициального искусства советского периода, составив, однако, самую достойнуюего часть.
«ГОЛУБАЯ РОЗА»
В марте 1907 г. в Москве по инициативемецената, коллекционера и художника-любителя Николая Павловича Рябушинского(1877—1951) открылась выставка группы живописцев под названием «Голубая роза».Её основные участники — Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов,Мартирос Сарьян и другие — были выпускниками Московского училища живописи,ваяния и зодчества. В начале XX в. их объединило глубокое увлечение идеямисимволизма. Некоторые из них сотрудничали в московских символистских журналах«Весы» и «Золотое руно». Но самым сильным было влияние В. Э. Борисова-Мусатова.Именно отталкиваясь от его живописного стиля, молодые художники-символистыопределили главную задачу своего творчества: погружение в мир тончайших,неуловимых чувств, затаённых и сложных внутренних ощущений, которыеневозможно объяснить словами.
В отличие от других художественныхгруппировок, для которых первая совместная выставка становилась началом пути,для московских символистов она оказалась итогом: вскоре после этого содружествоначало распадаться. Однако стиль «Голубой розы» во многом определил дальнейшеетворчество каждого из них.
Среди шестнадцати участников выставкиособый интерес вызывает, несомненно, Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968).До начала 10-х гг. XX в. творчество художника было близко манере его учителяБорисова-Мусатова и французских символистов группы «Наби». Пейзажи Кузнецова1904—1905 гг., например «Фонтан», «Утро», выдержаны в холодных тонах:серо-голубом, бледно-сиреневом. Очертания предметов расплывчаты, изображениепространства тяготеет к декоративной условности. Огромное внимание мастеруделял своеобразной передаче света, сообщающего пейзажу ощущение мягкости иодновременно чувство пронзительной грусти. В работах Кузнецова 10-х гг.,особенно в так называемой «Восточной серии», уже ясно виден неповторимыйтворческий почерк зрелого мастера. Картина «Мираж в степи» (1912 г.) на первыйвзгляд предельно проста по содержанию: степь, одинокие шатры, неспешно идущиеили беседующие люди, которые не замечают великолепного сияния, заполнившегонебо. Картина опять решена в холодных тонах, а яркие пятна (шатры,человеческие фигуры) только подчёркивают абсолютное господство серо-голубойгаммы. Нежное свечение миража — главное, что притягивает в картине: именно онкажется подлинной реальностью, а люди и их жилища воспринимаются как мираж.
Замечательная страница в историимосковского символизма — раннее творчество армянского живописца МартиросаСергеевича Сарьяна (1880—1972). Он мог прекрасно демонстрировать тонкостьощущений и символистскую недоговорённость, как, например, в работе «Озеро фей»(1906 г.), которая построена на типичной для «Голубой розы» игре холодных тонов.Однако подлинная стихия художника — это мир Востока с его темпераментностью иобжигающей яркостью палитры. В таких картинах, как «Улица. Полдень. Константинополь»(1910 г.), «Финиковая пальма» (1911 г.), художник лепит форму сочнымикрасками и энергичными мазками.
В работах Николая НиколаевичаСапунова (1880—1912) переплетаются элементы символизма и примитивизма. Егополотно «Карусель» (1908 г.), казалось бы, типичная примитивистская «ярмарочнаякартинка». Однако лёгкие короткие мазки, сложные соединения чистых (т. е. несмешанных на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французскихмастеров. И это превращает балаганную сценку в символистское «видение».
Немалое значение для Сапунова имелиобразы ушедших эпох, что сближает его с петербургскими мастерами «Мираискусства». Такова картина «Бал» (1910 г.). воскрешающая в памяти сценупровинциального бала пушкинских времён.
Гораздо сильнее ностальгическиенастроения чувствуются в творчестве Сергея Юрьевича Судейкина (1882—1946).Действие картин художника, в частности работы «В парке» (1907 г.),разворачивается, как правило, в английских парках, среди густой листвы итеряющихся в ней лёгких беседок. Уединяющиеся в лодках и в аллеях парка влюблённыепары словно растворяются в нежной воздушной дымке, их крошечные фигуркистановятся органичной частью природы. Рассеянный сумрачный свет придаёт этим«сценам времён сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски понесбыточному.
Выставка «Голубая роза» не привела ксозданию прочного художественного объединения московских символистов. Но еёназвание позднее превратилось в метафору, определяющую основные черты их стиля:камерность, тягу к отражению
Итак, на рубеже веков в Россиивозникло множество художественных объединений: «Мир искусства». Союз русскиххудожников и др. собравшие под одной крышей живописцев, вдохновлённых идеейвозрождения народной культуры.
Заключение
Появление новой модели живописи в концеXIX — начале XX в., которая носит название Серебряного века, было обусловленоглубинными сдвигами в национальном мироощущении и ценностях духовной жизни.Кризис сознания проявился в декадентстве, в стремлении уйти от стереотипов идогм века просвещения. Изменение основ национальной культуры шло по тремлиниям. Во-первых, совершался переход от рационалистической картины мира кпопыткам понять мир в его неразрывной целостности через соединение знания,веры и чувства. Во-вторых, формировались элементы светской религиозной философиикак нового мировоззрения культуры. В-третьих, культура снимала с себя груз«учительства» и активизировала пророческую и созидательную роль художественноготворчества.
Изменение мировоззренческих основ нарубеже Х1Х-ХХ вв. соединилось с творческими поисками в области художественногоязыка. Наиболее полнокровный результат перемен выразился в становленииэстетической системы символизма, который стал импульсом обновления всех сферкультуры
На рубеже веков русская живопись преодолеваланациональные рамки и становилась явлением мирового уровня. Она использовала всебогатство мировых и собственных культурных традиций для становленияотечественного варианта модерна.
Важными источниками формированиядуховной основы Серебряного века была культура провинции и малых городов.Модерн, символизм и авангард выполнили роль своеобразного «мотора», придавшегоускорение духовному развитию нации, буквально «вдвинув» ее в новый XX в.
Литература
1. БерезоваяЛ.Г.История русской культуры.-М.,2002 -431с.
2. Борисова Е.А,Стернин Г.Ю. Русский модерн —. М.,2000.-261с.
3. Власова Р.И.Константин Коровин. Творчество.- Л., 1970.-132с.
4. Волков Н.Н.Композиция в живописи.- М., 1977.- 174с.
5. ИльинаТ.В.История исскуств-М.,2003- 407с.
6. Лапшин В. «Союзрусских художников»- М., 1971.- 206с.
7. Лапшина Н. «Мирискусства». Очерки истории и творческой практики. М., 1977.- 186с.
8. Лебедев Г.Е.Русская книжная иллюстрация XIX века. М., 1952.-160с.
9. Очерки по историирусского портрета второй половины XIX века/Под ред. Н.Г. Машковцева. М., 1963.
10. Очерки по историирусского портрета конца XIX — начала XX века/Под ред. Н.Г. Машковцева и Н.И.Соколовой. М., 1964.
11. Русская жанроваяживопись XIX — начала XX века. Очерки. М., 2004 -208с..
12. СарабьяновД.В.Русская живопись XIX в. среди европейских школ. М., 1980.
13. Сарабьянов Д.В.История русского искусства второй половины XIX в. М., 1989.
14. Стернин Г.Ю.Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.- М. 1999-68с…
15. Турчин В. С.Эпоха романтизма в России. М., 1981.
16. Федоров-ДавыдовА.А. И.И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1966.