Оглавление
Введение
1. Общая характеристикаощущений
2. Особенности развитиязрительных ощущений у детей дошкольного возраста
3. Определение уровняразвития зрительных ощущений у детей старшей группы
4. Использование занятий идидактических игр для развития зрительных ощущений у детей
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Кпсихологической подструктуре личности относятся особенности познавательныхпроцессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти,внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывносвязаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.
Познаниевоздействий окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивныхпроцессов (ощущение и восприятие), мнемических (процессы памяти),интеллектуальных (мышление и воображение). Все эти процессыотносятся к познавательным психическим процессам.
Информация,на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различнымканалам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы),кинестетическим (чувственные образы) и другим.
Такимобразом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой являетсяощущение, а ведущим процессом – восприятие.
1.Общаяхарактеристика ощущений
О богатствеокружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и омногом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувствчеловеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию осостоянии внешней и внутренней среды.
Ощущением называется простейшийпсихический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов иявлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующиеорганы чувств человека.
Ощущениевозникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, каквсякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Участие физического,физиологического и психического процессов в возникновении ощущений показано на рис. 1.
/>
Так, имея перед собойкакой-нибудь предмет, например стол, мы при помощи зрения определяем его цвет,форму, величину; посредством осязания узнаем, что он твердый, гладкий; двигаяего руками, убеждаемся в его тяжести и т.п. Все это – отдельные качестваданного материального предмета, сведения о которых нам дают ощущения. «Материя,– отмечал В.И. Ленин, – действуя на наши органы чувств, производитощущение»
Ощущения, согласно ленинской теории отражения, – первый инепременный источник всех наших знаний о мире. «Иначе, как через ощущения, –писал В.И. Ленин, – мы ни о каких формах вещества и ни о каких формахдвижения ничего узнать не можем…».
Ощущение относится кпознавательным процессам, так как благодаря ему человек познает мир. Ощущениядают материал для других психических процессов: восприятия, памяти, мышления,воображения.
В обыденной речи мыговорим: «Я испытываю чувство боли; он почувствовал вкус сладкого; этот человекобладает хорошо развитыми органами чувств». Подобные выражения сохранились внашем языке еще с тех времен, когда наука не проводила четкого разграничениямежду понятиями «чувства» и «ощущения». Теперь мы хорошо понимаем, что эторазные психические процессы, и было бы правильнее говорить не о чувстве, а обощущении боли, об ощущении вкуса.
Точно так же и органычувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и др.) правильнее называть органамиощущений. Но в психологии продолжают пользоваться традиционными выражениями.
Как же происходит процессощущения? Он вызывается всегда внешним раздражителем (предметом или процессом),оказывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи идр. Так, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение,а когда оно по нервным волокнам приходит в кору больших полушарий мозга, учеловека возникает зрительное ощущение.
Ощущения, возникающие учеловека, можно разделить на три группы. К первой группе относятся ощущения,вызываемые возбуждениями органов чувств, находящихся на поверхности нашего тела(экстероцепторов). Эти ощущения отражают свойства предметов, которые находятсявне нас. Сюда относятся ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые,кожные, осязательные. Во вторую группу входят те ощущения, которые вызываютсявозбуждениями органов чувств, рецепторы которых находятся во внутренних органах(интероцепторы). Сюда должны быть отнесены так называемые органические ощущения(голода, жажды). В третью группу входят двигательные (или кинестетические)ощущения, связанные с движениями и положением тела в пространстве. Рецепторыдвигательного анализатора (проприоцепторы) находятся в мышцах и связках.
Зрительные ощущения. Ониимеют особое значение в нашей жизни. Недаром некоторые биологи называютчеловека «зрительным животным». Зрительные ощущения возникают в результатедействия световых (электромагнитных) волн, отражаемых предметами. Световыеволны действуют через зрачок на сетчатку (ретину) глаза, которая являетсярецептором зрения. Благодаря этим ощущениям человек получает сведения о цветепредметов, а в сочетании с двигательными ощущениями – об их форме, величине, орасстояниях, о пространстве и движения предметов.
Цвета, которые ощущаетчеловек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – эточерный, белый и промежуточные между ними оттенки серого цвета. К хроматическимцветам относятся все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого,синего и фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всехсветовых волн, входящих в состав спектра. Доказательством того, что смешениевсех цветов радуги вызывает ощущение белого цвета, может служить следующийопыт. Если окрасить секторы круга в семь цветов радуги и быстро его вращать, товсе цвета сольются друг с другом и мы увидим белый круг.
В центральной частисетчатки от световых волн возбуждаются особые нервные клетки, так называемыеколбочки. Благодаря им мы ощущаем цвета спектра. Для отражения белого, черногои серого цветов в глазу имеются нервные клетки, называемые палочками. Онирасположены большей частью по краям сетчатки. Колбочки функционируют только придневном свете, а палочки – в любое время суток. Поэтому ночью все предметы намкажутся черными или серыми (а не разной окраски, как днем).
Есть люди, у которыхослаблен или вовсе не действует аппарат колбочек, вследствие чего они плохоразличают или совсем не видят хроматические цвета. Такой недостаток зрения былвпервые описан английским физиком Дальтоном, который сам страдал им, и этоврожденное свойство назвали дальтонизмом.
Многие профессии (шофера,летчика, железнодорожного машиниста, регулировщика уличного движения и др.)требуют точного различения цветов. Поэтому у людей, поступающих на такие видыработы, врачи проверяют зрение.
Недостаток палочек всетчатке, как и всякое нарушение их функций, затрудняет видение предметов всумерки, а тем более в темноте. Такое нарушение зрения в быту принято называть«куриной слепотой» (куры, как и голуби, не видят в сумерках: у них в сетчаткеглаза мало палочек; напротив, летучие мыши почти ничего не могут различитьднем: в их зрительном аппарате недостает колбочек).
Зрительные ощущения имеютследующую особенность. После того как сильный раздражитель (например, свет)перестал действовать, ощущение не прекращается в тот же миг, а еще продолжаетсянесколько мгновений. В этом легко убедиться, посмотрев на яркую электрическуюлампочку, а затем переведя взгляд на стену. В первый момент мы увидим светлоепятно, которое быстро исчезнет. Получается это вследствие того, чтовозбуждение, возникшее в анализаторе, сохраняется некоторое время и гаснет несразу. Зрительное ощущение, продолжающееся после прекращения раздражения,называется последовательным образом. Если фиксировать глазом в течение 10секунд красный квадратик на белом листе бумаги, а затем перевести взгляд на другойбелый лист, то на нем мы будем в течение нескольких мгновений видетьголубовато-зеленый квадратик. Объясняется это тем, что свет, идущий от белойбумаги, состоит из всех цветов спектра. В результате фиксации взглядом красногоквадратика на сетчатке глаз на несколько мгновений потерял чувствительность ккрасному цвету. Смесь же остальных цветов спектра дает голубовато-зеленый цвет.Последовательный образ, возникший в первом опыте, называется положительным, апоследовательный образ во втором примере – отрицательным.
Слуховые ощущения. Онитакже имеют большое значение в жизни человека. Ведь благодаря им мы слышимречь, имеем возможность общаться с другими людьми.
Раздражителем, вызывающимслуховые ощущения, являются звуковые волны, т.е. колебания воздуха, идущие вовсе стороны от звучащего (быстро вибрирующего, дрожащего) тела. Эти звуковыеволны действуют на слуховой анализатор, рецептором (приемником) которогоявляется кортиев орган уха; в нем заложены чувствительные окончания слуховогонерва. Внутри нашего уха находится мембрана (перепонка), состоящаяприблизительно из 24 000 поперечных волокон. Дошедшая до уха звуковая волнавозбуждает одно из таких волокон («струн») мембраны.
Возбуждение этопередается в мозг, в результате чего у человека возникает ощущение звука. Нашслуховой аппарат может улавливать звуки с частотой от 16 до 20 000 колебаний всекунду.
От различной частотыколебаний звуковой волны зависит высота звуков (чем чаще колебания, тем вышезвук). Амплитуда (размах, длина) волны определяет силу звуков; наконец, формаколебаний звуковой волны обусловливает тембр (окраску) звуков. Благодаря ему мыразличаем голоса говорящих или поющих людей, хотя сила и высота издаваемых имизвуков одинаковы.
Все звуки, которые мы слышим, можно разделить на две группы:музыкальные звуки (они возникают в результате ритмических колебаний воздушнойволны при пении, игре на музыкальных инструментах) и шумы (треск, грохот, стук,шорох). Человеческая речь включает имузыкальные звуки (главным образом гласные) и шумы (например, шипящие и свистящиесогласные).
Обонятельные ощущения. Онидают нам возможность получать удовольствие от приятных запахов (цветов, духов идр.), а также избегать вредных для здоровья предметов (например, несвежихпродуктов). Раздражителями этих ощущений являются частицы пахучих веществ,распространяющихся в воздухе и попадающих на слизистую оболочку носовойполости, где находятся обонятельные клетки.
Вкусовые ощущения. Ихраздражителями служат частицы веществ, которые попали нам в рот и действуют нанервные окончания («вкусовые почки»), находящиеся на поверхности языка, глотки,неба и в надгортаннике. Вкусовые ощущения имеют четыре основные разновидности:ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Большое значение для полнотывкусовых ощущений имеет обоняние. При его отсутствии разная пища может казатьсяна вкус одинаковой.
Кожные ощущения. Черезкожу и слизистые оболочки рта и носа мы получаем ощущения прикосновения, илитактильные ощущения, ощущения тепла, ощущения холода, ощущения боли. Длякаждого из этих видов ощущений в коже и слизистых оболочках имеются особыечувствующие точки (точки прикосновения, точки тепла, холода и боли).Рецепторами кожных ощущений являются нервные окончания, заложенные в разныхточках поверхности тела. Этих точек очень много, и у них специфические функции.Так, в 250 тысячах особых точек воспринимается только холод, а в 30 тысячахдругих точек – только тепло. Расположены эти чувствительные точки в коженеравномерно: в одних местах их больше, в других меньше. Поэтому и кожнаячувствительность у человека в разных местах тела различна. К боли наиболеечувствительна кожа спины и шеи, а менее чувствительна кожа на кончиках пальцеви на ладони. Тактильная чувствительность у нас наиболее развита именно накончиках пальцев, а также на кончике языка. Эти части тела наиболее подвижны ичасто соприкасаются с другими предметами. К теплу и холоду более чувствительныте части кожи, которые менее закалены, так как обычно прикрыты одеждой (спина,грудь, живот, поясница).
Осязательные ощущения. Онипредставляют собой комплексные ощущения, так как в них сочетаются тактильные идвигательные ощущения. Возникают они при ощупывании предмета движущейся рукойили другой частью тела. Нет специальных рецепторов осязательных ощущений – имислужат рецепторы двигательных и кожных ощущений.
Органические ощущения. Кним относятся ощущения голода, жажды, насыщения, болей во внутренних органахтела, тошноты. Эти ощущения предупреждают о нарушении нормальной деятельностикакого-либо из внутренних органов (вследствие болезни, переутомления и т.п.).Обычно, когда мы здоровы, сыты и находимся в спокойном состоянии, то почти неимеем органических ощущений.
Третья группа ощущений
Двигательные, иликинестетические, ощущения. Они дают нам сведения о движениях, которые мысовершаем. Каждый человек, даже закрыв глаза, чувствует, в каком положениинаходятся его рука, нога или другая часть тела. Рецепторы двигательных ощущенийзаложены в сухожилиях, на поверхности суставов и главным образом в мышцах(поэтому эти ощущения называют иногда мышечными).
Ощущения равновесия. Онисигнализируют о движении и положении в пространстве нашей головы, аследовательно, и всего тела. Рецепторы этих ощущений находятся во внутреннемухе. При нарушениях нормальной деятельности этих органов наступает неприятноесостояние (например, головокружение или так называемая «морская болезнь»).Соответствующая тренировка может устранить или ослабить эти явления.
Особое место средиощущений занимают вибрационные ощущения, дающие сведения о колебаниях(вибрациях) предметов. Раздражителем для них являются колебания вещей ивоздуха, улавливаемые всей поверхностью тела.
2.Особенностиразвития зрительных ощущений у детей дошкольного возраста
К началудошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы.Однако это не значит, что ощущения у детей-дошкольников не развиваются.Напротив, в дошкольном возрасте ощущения продолжают быстро совершенствоватьсяпрежде всего за счёт развития и усложнения деятельности центральной частианализаторов.
Интенсивноразвиваются у детей в возрасте 3–7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые,а также ощущения кожные и суставно-мышечные. Это развитие заключается преждевсего в усовершенствовании анализаторно-синтетической деятельности коры большихполушарий, что приводит к повышению чувствительности, к различению свойствокружающих предметов и явлений. Возрастающее участие в процессах анализа второйсигнальной системы делает ощущения более точными, а вместе с тем придаёт имсознательный характер.
Так какощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей вдошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т.е.задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимоспециальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т.д., важную рольв развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке,конструированию и т.д.
Сенсорноевоспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольномвозрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит.
Главнейшиеизменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят вразвитии остроты зрения (т.е. способности различать малые или удалённыеобъекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.
Нередкодумают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом делеэто не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4–7 лет показывает,что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников.Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возрастаспособны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось,что для детей 4–5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см,для детей 5 – 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 – 7 лет 3 м.
С другойстороны, по данным исследования, острота зрения у детей способна резкоповышаться под влиянием правильной организации упражнений в различенииудалённых объектов. Так, у младших дошкольников она быстро повышается, всреднем на 15 – 20%, а в старшем дошкольном возрасте – на 30%.
Что жеявляется главным условием успешного воспитания остроты зрения? Условие этосостоит в том, что ребёнку дают такую понятную и интересную для него задачу,которая требует отличить один от другого объекты, удалённые от него.
Подобныезадачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребёнкапоказать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке,спрятана картинка или игрушка (данная коробочка отмечается при этом значком-фигуркой,несколько отличной от тех, которые наклеены на другие коробочки, что заранееизвестно играющему). Сначала дети лишь смутно «угадывают» её среди других, апосле нескольких повторений игры уже отчётливо, сознательно различаютизображённый на ней значок.
Такимобразом, активное развитие способности различения удалённых объектов должнопроисходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребёнкадеятельности, а отнюдь не путём формальной «тренировки». Формальная«тренировка» остроты зрения не только не даёт повышения её, но в некоторыхслучаях может принести даже прямой вред – если при этом перенапрягать зрениеребёнка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишкомсильного или неровного, мерцающего освещения. Особенно следует избегать даватьдетям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко кглазам.
У детейдошкольного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтомуповедение ребёнка, которое объясняется тем, что он плохо видит, можетистолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы.Например, вместо того чтобы посадить близорукого малыша поближе крассматриваемой книжке с картинками, воспитатель, не зная о его близорукости,тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот невидит. Вот почему воспитателю всегда полезно интересоваться медицинскимиданными о состоянии зрения детей, а также самому проверять их остроту зрения.
Вдошкольном возрасте значительно развивается у детей точность в различенииоттенков цвета. Хотя к началу дошкольного возраста большинство детейбезошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собойоттенков у дошкольников является ещё недостаточно совершенным. Опыты, требующиеот ребёнка подобрать к показываемому оттенку одинаковый с ним, показывают, чтоколичество ошибок, которые делают при этом дети в возрасте 4–7 лет, быстроуменьшается: если у четырёхлетних число ошибок ещё очень велико и достигает 70%,то у детей 5–6 лет ошибок обычно уже не более 50%, а к 7 годам – менее 10%.
Еслиребёнок постоянно встречается в своей деятельности с цветными материалами и емуприходится точно различать оттенки, подбирать их, составлять цвета и т.п., то унего, как правило, цветовая различительная чувствительность достигает высокогоразвития. Важную роль в этом играет выполнение детьми таких работ, каквыкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветныхматериалов, рисование красками и т.п.
Следуетиметь в виду, что в отдельных, правда, довольно, редких, случаях у детейвстречаются нарушения цветного зрения. Ребёнок не видит оттенков красного илиоттенков зелёного цвета и смешивает их между собой. В других, ещё более редких,случаях плохо различаются некоторые оттенки жёлтого и синего. Наконец, бываюттакже случаи полной «цветовой слепоты», когда ощущаются лишь различия посветлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветного зрениятребует применения особых таблиц и должно производиться специалистами.
3. Определениеуровня зрительных ощущений у детей средней группы ДОУ
Дляопределения уровня зрительных ощущений нами была проведена диагностическаяработа. Были отобраны 10 детей старшей группы.
Диагностическаяработа проводилась в индивидуальной форме.
Для определенияуровня зрительных ощущений были проведены следующие эксперименты:
1. Ребенкупо очереди показывали кружки (красный, зеленый, синий, голубой, коричневый,черный, белый, желтый) и предлагалось среди предметов, заранее расставленных вкомнате, найти предметы того же цвета.
2. Ребенкупоочередно показывали кружки красного, оранжевого, розового, малинового,синего, голубого, фиолетового, зеленого, коричневого, черного, белого, желтогоцветов и предлагалось назвать цвет каждого. Ответы фиксировать.
3. Перед детьмибыли разложены кружки (цвет из задания 2), ребенку предлагалось отыскатькружок, называя его цвет.
Результатыэкспериментов следующие.
Привыполнении первого эксперимента из 10 детей 4 детей (40%) без затруднений нашлипредметы соответствующего цвета; 2 (20%) детей в задании допустили небольшиеошибки в сопоставлении заданного цвета и предметов в окружающей обстановке.Так, Максим Н. перепутал синий и голубой цвета, а Аня П. – коричневыйи желтый.
3 (30%)детей справились с заданием частично, т.е. назвали не все предметысоответствующие заданному цвету. 1 ребенок (10%) с заданием не справился.
Таблица 1. При выполнении второгозадания были получены следующие результаты ()№ п/п Имя ребенка Цвета Кол-во правильных ответов кр о р м с г ф з кор ч б ж 1 Аня П. + – – – + + – + + + + + 8 2 Артем С. + – – – + + – + – + + + 7 3. Дима В. – – – – + – – + + + + – 5 4. Даша К. + + – – + + – + + + + + 9 5. Вика П. + – – + + + + + + + + – 9 6. Данила С. + + – – + + – + + + + + 10 7. Саша П. + + – – + – – + + + + – 7 8. Максим Н. + – – – + – + + – + + – 6 9. Оля Т. + + + + + + + + + + + + 12 10. Миша С. + – – – + + – + + + + – 7
Как видноиз таблицы, все испытуемые знают название основных цветов.
Анализируя результаты,можно сделать вывод о том, что у девочек цветоощущение развитонесколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что прииграх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.
При выполнении 3 – гозадания были получены примерно те же результаты, что и во втором задании.Правильно назвали 4 и более цветов и показали на кружки соответствующего цвета80% (8 детей) 2 детей (20%) затруднялись в названии цветов.
Таким образом, можносделать следующий вывод:
1. Большинство детейумеют пользоваться цветовыми эталонами и правильно находят предмет по заданномуэталону.
2. 60% испытуемых знаютназвания цветов и умеют находить цвет по названию.
3. Наибольшихположительных результатов было получено при выполнении второго задания.
В целом можноконстатировать тот факт, что испытуемая группа детей находится на среднемуровне развития зрительных ощущений.
4.Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений удетей
Зрительноеощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализбольшого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннеезрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, азначит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители.Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Изменения всфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного познания, неизбежно отражаютсяна следующем его этапе – восприятии. В норме у большинства людей формируется зрительныйтип восприятия.
Советский педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос обознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следуетзнакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появитсядостаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должнопроисходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3–4 г. у детей уже возникаетпотребность знать названия и ориентироваться в 5–6 цветовых тонах.
Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствамипредметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величинепредметов.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детейс общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания освойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву дляпоследующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети моглив дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятыерасчленения и группировку свойств.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путемознакомления ребенка лишь с 3–4 разновидностями каждого свойства. Оно требуетзнакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, всеосновные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленноммножестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаватьсянужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку этасистема включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый,желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг,квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой,средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались впервую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах,но без обобщающего значения.
Представления о содержании и методах ознакомления детей раннеговозраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработкисистемы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимостиот их величины, формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствахпредметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различиявеличины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин,пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимыедля регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой,маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующихгнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.
Цель обучения – выработка у детей умения соотносить свойства(цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие ималые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пятиформ и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки идвухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственноте же цвета включает и окраска столиков.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу всочетании со словесным заданием.
Цель обучения – фиксировать внимание детей на том, что величина,цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться дляих обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведенииособенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета.В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иногопредмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета.Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметовкак к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета,формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материаломявляются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
По каждому из четырех типов заданий следует провести несколькозанятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяетвключить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интересдетей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие,необходимое для образования более совершенных и обобщенных способовориентировки в свойствах предметов.
В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин,форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется ихповторение и активное воспроизведение.
Работа сдетьми над воспитанием зрительного внимания и ощущения может проводиться путемподбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умениедифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветныхполосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольныедидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленькогохудожника».
На болеепоздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужновзять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Дляразвития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
подборгеометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
подборгеометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, нодругого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
распознаниегеометрических фигур по форме, величине и цвету;
соотношениегеометрических фигур с формой предметов.
Кроме того,нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какойигрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Чтопропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этомважно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они недолжны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один итот же разрешающий сигнал – «теперь ты», «можно», «начинай».
Для ребенкаогромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положениив пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Конечно, все эти ощущенияразвиваются и формируются естественным путем.
Но, чем большеразнообразной информации поступает в мозг малыша, тем активнее идетпроцесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не можетне сказаться на уровне его интеллекта. А если во времязанятий мы будем активизировать сразу несколько сенсорных систем, междусоответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервныесвязи, координироваться работа различных отделов мозга.
Необходимоучить детей по-разному смотреть на один и тот же объект:через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различногорасстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи,в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмителюбой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисоватьего, бросив лишь беглый взгляд.
Второйрисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий – нарисуемсвои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертыйполучается после рассматривания объекта через увеличительное стекло,пятый – через банку с цветной водой, и т.д. Разложите на столеили на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажетвам о своих ощущениях. Так он учится запоминатьэти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Какпоказывает практика, важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизниявляются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детейили проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня (утром, на прогулке,после дневного сна и т.д.). По сенсорному содержанию эти игры и упражнениявесьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представленийо величине, форме, цвете и других свойствах предметов.
Использованиедидактических игр должно способствовать накоплению и совершенствованиючувственных впечатлений ребенка о знакомых и новых предметах, имеющих болеесложную форму и строение и разнообразные отношения по цвету, величине иположению в пространстве. Воспринимая конкретные свойства этих предметов, детидолжны уметь их сравнивать, различать, называть, подбирать по общим свойствам.
Всоответствии с отмеченным, учитывая возрастные особенности детей, в каждойвозрастной категории расширяется перечень игр, необходимых и доступных длядетей. В целях ориентировки в окружающих предметах с детьми 4–5 необходимопроводить более сложные, чем с малышами, варианты распространенных игр («Чудесныймешочек», «Угадай, что изменилось», «Угадай, кто позвал», «Наш огород» и др.).Важны и интересны детям разнообразные игры и упражнения с дидактическимиигрушками (башенками, матрешками, разрезными картинками, наборамигеометрических фигур и др.). Увеличивается возможность использованиянастольно-печатных игр («Малышам», «Цветная посуда», «Геометрическое лото», «Домино предметов» и др.),основанных на подборе парных карточек-картинок к аналогичным изображениям этихпредметов на больших картах или на карточках домино.
По нашимнаблюдениям в старшем дошкольном возрасте большое место начинают заниматьдидактические игры с куклами и наборами игрушечных вещей и предметов (посуда – чайная,столовая, кухонная; одежда – белье, платья, пальто; фрукты и овощи). Дети любятпросто рассматривать предметы домашнего обихода кукол. И при этом ониупражняются в восприятии формы, цвета, величины. Для более целенаправленногоразвития у детей восприятий и представлений систематически организуются игры: «Чудесныймешочек», «Кому что нужно», «Узнай чего не стало». Эти игры проводятся со всейгруппой, но педагогу нужно находить время поиграть с отдельными детьми,пообщаться с ними в более интимной обстановке. Необходимо стараться чащеиспользовать и различные поручения – поупражняться в подборе и классификациипредметов, в точном назывании свойств и признаков воспринимаемых предметов, атакже вспомнить о тех, которых сейчас нет перед детьми.
Созданиецелостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в томслучае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования, к которымотносятся рассматривание, планомерное наблюдение, ощупывание, обследование,сравнение.
Заключение
Познаниеокружающей действительности начинается с анализа той информации, которуюребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах ит.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах иявлениях окружающего мира составляет основу сенсорного (от лат. «sensus» – чувство,ощущение) развития ребенка.
Восприятиеформируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных,тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основойвосприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного имежанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметностьотражаемых явлений.
Процессвосприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией иимеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Целостное восприятие какбы «подготавливает» некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенокдетально представляет себе предмет с его частями, он может осознать причинынарушения целого.
Ребенкудошкольного возраста сложно иметь дело с абстракциями. Поэтому вплоть домладшего школьного возраста для детей достаточно значимыми остаются функциональныеособенности сенсомоторного интеллекта. В этом случае формирующийся образпредмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных,кинетических и кинестетических ощущений (двигательных, связанных с ощупыванием)и др., который и называют сенсомоторным. Тогда способ осуществленияпознавательной деятельности ребенка адекватен уровню развития его интеллекта.
Немаловажнымфактором является эмоциональный фон деятельности. Какого бы уровня развития нидостиг ребенок на данный момент, он – личность, субъект образовательногопроцесса, поэтому данная деятельность должна быть привлекательной для него.Ребенку должно нравиться то, что у него в руках, и то, что получается врезультате собственной деятельности. В этом случае возникает познавательныйинтерес, который является двигателем познавательной деятельности. Положительныйэмоциональный фон такой деятельности создает благоприятные условия усвоенияинформации и оперирования ею в дальнейшем.
Списокиспользуемой литературы
1. Альтхауз Д.,Дум. Э. Цвет, количество, форма. М: Просвещение, 1988–60 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактическиеигры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.-159 с.
3. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.:издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
4. Венгер Л.А. Психология,М.: Просвещение, 1988–336 с.5. Волшебствов картинках: Задания на развитие внимания, зрительное восприятие: Для детей 3–5лет. Издательство:Кировскаяобластная типография, 2007–16 с.
6. Гоноболин. Ф.Н. Психология, М.:Просвещение, 1973.
7. Дидактическиеигры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред Л.А. Венгера.– М., 1978. – 96 с.
8. Иградошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
9. КазаковВ.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. – пед. техникумов.– М.: Высш. шк., 1989.
10. КатаеваА.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М.: Просвещение,1991–183 с.
11. Немов Р.С. Психология. Учеб. Длястудентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общиеосновы психологии. – М.:Просвещение: Владос,1994. – 576 с.
12. ПилюгинаЭ.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.:Просвещение, 1983.
13. Сенсорноевоспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддъякова и В.Н. Аванесовой.М.: Просвещение, 198114. Силберг Дж.Детские игры на развитие восприятия и ощущений. Изд. Поппури, 2008.-125 с.
15. УсоваА.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития ивоспитания дошкольника. – М., 1965. – С. 7
16. ФроловаА.Н. Игры – занятия с малышами. Киев, Радяньска школа, 1987–143 с.
17. Хрестоматияпо возрастной и педагогической технологии. М.: МГУ, 1981–304 с.