КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Организация и техника внешнеторговых операций Тема: ” Проблемы развития франчайзинга в России ” Содержание Введение… … ….1 Теоретические аспекты франчайзинга … … 1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия….1.2 Виды франчайзинга … … 2Развитие франчайзинга в России…2.1История развития франчайзинга в
России….….2.2 Современное состояние франчайзинга в России…….… ……2.3 Анализ проблем франчайзинга в России 2.4 Решение проблем франчайзинга в России 22 3 «Макдоналдс», как пример франшизы 3.1История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России 24 3.2«Макдоналдс» в Москве ……… 3.3Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс» 27
Заключение… 29 Список использованной литературы и источников… 31 Введение Тема“Проблемы развития франчайзинга в России”(на примере Макдоналдс) В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как “Кока-кола”, “Найк”, “Ксерокс”, “Шелл”, и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран
и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 30% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Те, кто знаком с франчайзингом, несомненно, удивятся, узнав, что в США фактически каждое второе предприятие малого бизнеса работает по договору франчайзинга. Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье.
До сих пор юридический термин “франшиза” в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании – передачу прав от имени короля. На данный момент франчайзинг характеризуют, как организацию бизнеса, в которой компания (франчайзор – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы) передает независимому человеку или компании (франчайзи – это человек или компания,
которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора) право на продажу продукта и услуг этой компании. 1 Теоретические аспекты франчайзинга 1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия У торговых компаний, также как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие.
У торговых компаний так же как и у владельцев любого другого бизнеса, есть несколько возможностей обеспечить развитие. Все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны и в той или иной степени используются в практике управления компаниями, особенно при необходимости быстрого развития бизнеса. Во-первых, это развитие сети путем создания собственных предприятий на новых территориях. Данный способ требует длительного времени и существенных инвестиций.
Во-вторых, возможна покупка уже существующих предприятий и даже целых компаний (слияния и поглощения). Это также требует больших финансовых средств и, кроме того, влечет за собой приобретение репутации, долговых обязательств и т.д. поглощаемых объектов и их ребрендинга. Третьим вариантом развития бизнеса является франчайзинг, позволяющий без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами
и рисками. Франчайзинг (от фр. franchise – «льгота», «вольность») – система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка. Франчайзер (правообладатель) – предприниматель, с успехом проверивший действие определенной
формулы организации бизнеса (производства, торговли, сервиса и др.) и сделавший вывод, что успех можно воспроизводить и в дальнейшем, иными словами, тиражировать. Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей тогрговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.
Франчайзи (пользователь) – юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутации на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи. Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи.
Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон.
Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим
ежедневным операциям. Для того, чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором. [8] Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются: 1. Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи.
В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в
данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране. 2. Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии.
Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией,
которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.[9] 1.2 Виды франчайзинга Существуют шесть видов франчайзинга: 1. Товарный франчайзинг. 2. Производственный франчайзинг. 3. Деловой франчайзинг. 4. Корпоративный франчайзинг. 5. Конверсионный франчайзинг. 6. Районный франчайзинг.
Таблица 1 – Виды франчайзинга [8] Вид Содержание 1.Товарный франчайзинг Взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передаёт, а владелец франшизы получает эксклюзивное право ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Товарный франчайзинг повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров, сельскохозяйственного оборудования.
2. Производственный франчайзинг Отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство, сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием представленного им сырья, материалов или технологий. Классический представитель – компания «Дока-Пицца», поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является обязательный контроль качества
со стороны франчайзи. 3. Деловой франчайзинг Взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франчазоплучатель создаёт и развивает бизнес по модели и при участии франчазодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов,
киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора. Первый пример в нашей стране – ресторан Мак Дональдс в Москве. 4. Корпоративный франчайзинг Современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наёмных менеджеров. 5. Конверсионный франчайзинг Способ расширения франшизной сети, при котором действующее
самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчазодателя. 6. Районный франчайзинг Форма организации франшизного бизнеса, при которой франчазополучатель получает право на освоение определённого района, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес – формата делят на следующие основные подгруппы: – франшиза – рабочее место — рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона; – франшиза-предприятие — коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного
персонала; – инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой — возврат первоначальной суммы инвестиций. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение,
выбор места, поддержка и т.д. Приемущества и недостатки франчайзинга представлены в таблице 2. Таблица 2 – Преимущества и недостатки франчайзига [8] Франчайзинг Для франчайзеров Для франчайзи Преимущества 1. Увеличение сбыта продукции и получение от этого дополнительного дохода. 2. Возможность сбыта на удаленных территориях. 3.
Увеличение доли рынка. 4. Более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой. 5. Приобретение новых идей от партнеров по улучшению системы. 6. Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении. 7. Системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу. 8. дополнительный доход от выплат роялти. 1. Использование марки, завоевавшей популярность у потребителей
и репутацию. 2. Сохранение юридической самостоятельности. 3. Вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ. 4. Готовая маркетинговая стратегия. 5. Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д. 6. Доступность инноваций и новых технологий. Поддержка со стороны опытного партнера
Недостатки 1. Угроза для репутации в случае невыполнения франчайзи инструкций стандартов и других необходимых условий. 2. Сокрытие франчайзи важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке. 3. Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации. 4.Незакнонное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав.
5. Использование франчайзи марки и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора. 6. Отказ выплаты роялти. 7. Несоблюдение договорных условий. 1. Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка. 2. Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию. 3. Неэффективное развитие территории (несоблюдение закона о конкуренции, в результате чего предприятия
франчайзи находятся слишком близко друг к другу и т.д.). 4. Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи. 5. Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости, не позволяющие своевременно учесть происходящие изменения. 6. Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи. Несмотря на все риски, франчайзинг в России развивается очень быстрыми темпами, т.к. в целом система
франчайзинга может быть применена к любому виду бизнеса. Но это не значит, что любой бизнес будет успешно работать по франчайзиноговой схеме. Несмотря на стремительное развитие данного направления бизнеса в России существует масса проблем: экономическая нестабильность, отсутствие понятия «договор франчайзинга» в российском законодательстве, сложность получения банковского кредита и т.д.[8].
Более подробно проблемы франчайзинга в России рассмотрены ниже. 2 Развитие франчайзинга в России 2.1 История развития франчайзинга в России В бизнес-терминологию России термин “франчайзинг” был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг.
К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело крах. В России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox, Nike и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг.
Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как “Ростикс”, “1С”, “Теремок – Русские блины”, “Перекресток” и др. [6] Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив”
США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен
Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: “Дока-Хлеб” и “Дока-Пицца”. Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга. [5] С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10
новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год – появилось 29 новых франшиз. Количество франшизных систем в России в период с 1995 года по 2009 год представлен на рисунке 1. [2] Рисунок 1 – Количество франшизных систем в России в период с 2005-2009 гг. И они свидетельствуют, что среди франшизных предприятий только 14% франчайзинговых компаний в течение
первых 5-ти лет закрываются по различным причинам, в то время как около 85% обычных малых предприятий прекращают свое существование. То есть из 7-ми открывшихся по методу франчайзинга предприятий, только 1 закрывается за 5 лет. Из 7 обычных предприятий за тот же период закрываются 6. Именно поэтому при поиске заемных средств в кредитных организациях франшизные компании получают преимущество. Сравнительная характеристика представлена на рисунке 2. [7]
Рисунок 2 – Сравнительная характеристика малого бизнеса и фрачайзи 2.2 Современное состояние франчайзинга в России По данным, озвученным на второй Конференции по ритейл-франчайзингу ShopAndMall.Ru, в России насчитывается 485 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых точек. По этим показателям наша страна едва опережает Грецию, население которой более чем в 10 раз меньше.
Страной-лидером во франчайзинге является США (порядка 750 тыс. франчайзинговых предприятий), также в тройке лидеров Китай и Австралия. Между тем Россия опережает другие страны по темпам прироста франчайзинговых точек – за последние три года прирост составил 98% . На настоящий момента качественная и количественная характеристика франчайзинга в России такова: больше половины (56,5 %) франчайзинговых систем в стране работают уже более 5 лет,
43,5% – это более молодые франшизы. Процентное соотношение франчайзиноговых систем в России по количеству лет работы в 2010 году представлено на рисунке 3. Рисунок 3 – Процентное соотношение франчайзиноговых систем в России по количеству лет работы, 2010 год Доля рынка, занимаемая отечественными брендами – 62%, зарубежными – 38% . Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами в 2010 году
представлено на рисунке 4. Рисунок 4 – Распределение франшиз между отечественными и зарубежными брендами, 2010 год Набольшее развитие получают системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 миллионов рублей). [1] Применительно к российскому рынку можно выделить следующие 4 наиболее крупных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг, представлена в таблице 3: Таблица 3 – Удельный вес видов деятельности франчайзинговых систем в 2008 г.
Вид деятельности Доля рынка Торговля (непродтовары) 52% Торговля (продукты) 4% Общественное питание 13% Услуги 24% Прочие 7% На риснуке 5 представлен удельный вес каждого вида деятельности на российском рынке. Рисунок 5 – Структура рынка франшиз в России, 2008 год Наибольшую долю на рынке франшиз в России занимает торговля непродовльственными товарами – 52%.
Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России представлена на рисунке 6. Рисунок 6 – Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в России, 2008 год Структура рынка франшиз в сфере услуг в России представлена на рисунке 7. Рисунок 7 – Структура рынка франшиз в сфере услуг в России, 2008 год Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг,
реклама, обслуживание компьютерного оборудования и т.д. Персональные услуги включают в себя парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры и т.д. [3] Перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Но не стоит забывать и о проблемах, существующих во франчвйзинге.
2.3 Анализ проблем франчайзинга в России Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на российском рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса.
Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ – Российская ассоциация развития франчайзинга) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ – Российская ассоциация франчайзинга), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в
России. Для состоявшихся компаний франчайзинг – хороший способ завоевания рынка. Предприятие одновременно увеличивает зону распространения бренда и рынок сбыта своей продукции. Во многих странах франчайзинг – особая статья заботы властей. Данные, проводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. [10] Развитие франчайзинга на территории
России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только одного безусловного лидера среди федеральных округов, где франчайзинг используется достаточно широко – это Центральный федеральный округ. Применения франчайзинга в данном округе неразрывно связно с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке. Распределение франшиз в России по федеральным округам представлено на рисунке 8:
Рисунок 8 – Структура франшиз в России по Федеральным округам, 2008 год Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Несмотря на быстрый рост популярности франчайзинга
в нашей стране, существует ряд факторов, сдерживающих его развитие. 2.3.1 Экономические проблемы. Франчайзинг – экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести: – нестабильность развития экономики
России; – отсутствие у большинства предпринимателей – потенциальных франчайзи – необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему, в связи со сложностью получения кредитов. Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически
независимых предпринимателей, становится инерционной. Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Если предприниматель, развивающий бизнес на
Западе, может четко представить перспективу своей деятельности и ее показатели на ближайший десяток лет, то в нашей стране предприниматель вынужден постоянно сомневаться в стабильности и остерегаться нововведений. [8] Вторая серьезная проблема для российского предпринимателя – сложность получения банковского кредита. Если за рубежом ставки по кредитам для франчайзи могут быть ниже 7% (Индия, Великобритания, Австрия, Испания) и даже ниже 4% – во
Франции, то в России – единственный аналог таким кредитам – кредитные программы для малого бизнеса, ставки по которым не ниже 18%. [11] 2.3.2 Организационно-правовые проблемы. Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия “франчайзинг” в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями “франчайзинг” и “коммерческая концессия”, а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных
франчайзеров вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории или потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок. Отсутствие закона оп франчайзингу, а также утвержденной согласно международным стандартам терминологии тормозит его развитие и создает большие трудности для участников франчайзинговых отношений. [8] Наиболее близким к договору франчайзинга в нашем законодательстве является договор коммерческой концессии
(гл. 54 ГК РФ). В нем утверждается, что “коммерческая концессия” является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать: – “коммерческая концессия” значительно уже понятия “франчайзинг”; – франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на “обходных” правовых схемах. В сложившейся ситуации российским предпринимателям приходится оформлять сотрудничество по франчайзингу
с помощью других договоров: простого товарищества, комиссии, поручения, агентских, договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д. [8] 2.3.3 Социально-психологические проблемы: – отсутствие образования у российских предпринимателей; – отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы – франчайзера и франчайзи; – отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; – боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное “лицо” предпринимателя и менеджера.
Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование, как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга. Не все предприниматели знают о франчайзинге и, соответственно, не могут воспользоваться его преимуществами на своем предприятии. Отсутствие достаточных знаний о франчайзинге, его применение и особенностях часто препятствует взаимопониманию франчайзера и франчайзи.
Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, – это отсутствие собственного отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях.
Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов и ряда других. В сознании у российских предпринимателей еще не утвердилось понятие неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является составной частью франчайзинга.
[8] Естественно, что рассмотренные проблемы нельзя анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Отечественное законодательство практически не оперирует понятием “франчайзинг”. Коммерческая концессия, которой посвящена глава в
Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию “франчайзинг”. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку “обходных” правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами,
так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами. Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга
в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. 2.4 Решение проблем франчайзинга в России 2.4.1 Для решения экономических проблем необходимо: • предоставить льготное кредитование; • создать системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинга; • предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.
2.4.2 Для решения организационно-правовых проблем необходимо: • законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты; • включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга; 2.4.3 Для решения социально-психологических проблем франчайзинга необходимо: • необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области
франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. • собирать и обобщать отечественный опыт франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных. • сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным
несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. Решение образовательных проблем франчайзинга, вызванных слабой подготовкой предпринимателей в этой области, связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.
Взаимосвязь экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других. 3 «Макдоналдс», как пример франшизы 3.1 История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России В конце сороковых годов Дик и Мак Макдоналд искали пути усовершенствования своего небольшого ресторана для автомобилистов в Сан Бернардино, в Калифорнии.
Вместо того чтобы попытаться просто немного изменить свой бизнес, который и так позволял им зарабатывать приличные суммы – 200 000 долларов в год, они изобрели абсолютно новую концепцию, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме. Они перешли на самообслуживание на прилавке, отказавшись от меню для барбекю из 25 блюд в пользу ограниченного меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым вскоре после
возобновления работы ресторана прибавились картофель-фри и молочные коктейли. Они переделали кухню, где все оборудование было выполнено из нержавеющей стали и рассчитано на массовое производство и скорость как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов. Молва об их успехе быстро распространилась, и после опубликования статьи об их ресторане в журнале American Restaurant
Magazine в 1952 году они стали получать по 300 запросов в месяц со всех уголков страны. Их первым лицензиатом был Нейл Фокс, и братья решили, что его ресторан для автолюбителей в Фонексе, штат Аризона, будет опытным образцом сети, которую они хотели создать. Здание, облицованное красно-белой плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало моделью для первой «волны» ресторанов «Макдоналдс», появившихся в стране, и бессменным символом индустрии.
Всего за тысячу долларов лицензиаты получали название «Макдоналдс», принципиальное описание системы скоростного обслуживания, могли в течение одной – двух недель пользоваться услугами Арта Бендера, первого работника братьев на прилавке в новом ресторане, который помогал лицензиатам начать работу. Но вот в 1954 году коммивояжер по продаже машин для приготовления молочных коктейлей Рей Крок увидел своими глазами ресторан братьев Макдоналд.
Индустрия ресторанов быстрого обслуживания была готова к старту. Братья Макдоналд не хотели лично контролировать расширение бизнеса по их концепции во всей стране, поэтому Рей Крок стал их исключительным агентом по френчайзингу. Великий коммивояжер нашел свой конечный продукт. 2 марта 1955 года Крок основал новую френчайзинговую компанию под названием «Макдоналдс
Систем, Инк.». 15 апреля 1955 года его ресторан «Макдоналдс» открылся в городе Дез- Пленз, штат Иллинойс, с помощью Арта Бендера, который предоставил посетителям первый гамбургер братьев Макдоналд, а теперь первый гамбургер «Макдоналдс» Рея Крока. После этого Бендер открыл первый лицензионный ресторан «Макдоналдс» Крока в калифорнийском городе Фресно и ушел на пенсию, будучи владельцем семи ресторанов.
Мечты Рея Крока о росте компании в Соединенных Штатах осуществились полностью, но история еще только начиналась. «Макдоналдс» начал завоевывать мир. Пока специалисты удивлялись быстрому развитию в США сети по продаже гамбургеров, наша компания готовила им очередной сюрприз в виде расширения системы за пределы США. 3.2 «Макдоналдс» в Москве 29 апреля 1988 года в Москве был подписан договор о создании совместного предприятия между канадской фирмой ”
Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед” и Главным Управлением общественного питания Мосгорисполкома – “Москва-Макдоналдс”. Уставный фонд будущего совместного предприятия составлял 14,952 млн рублей. Планировалось, что всего в Москве число предприятий общественного питания “Макдоналдс” будет доведено до 20. 3 мая 1989 года было начато строительство первого ресторана ”
Макдоналдс” на Пушкинской площади в Москве, а 31 января 1990 года состоялось его открытие. На рассвете 31 января 1990 года свыше 5 тысяч человек собрались перед рестораном, ожидая открытия. В первый день работы ресторан Макдоналдс на Пушкинской площади обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд первого рабочего дня в истории “Макдоналдс”. Ранее мировой рекорд принадлежал будапештскому ресторану –
9 тысяч 100 посетителей.Первое предприятие быстрого обслуживания имело 700-900 мест внутри здания и еще 200 – на летней открытой площадке. В 1995 году был создан Благотворительный Фонд “Дом Роналда Макдоналда”, который оказывает помощь нуждающимся детям. Сегодня в России работают 218 ресторанов Макдоналдс, которые ежедневно обслуживают более 600 тысяч посетителей. 3.3 Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс»
Работа по франчайзингу – один из факторов, сделавших «Макдональдс» номером один в мире. Так, в США более 80% ресторанов сети работают по франшизе, в странах Европы – около 50%. Можно сказать, что франшиза и McDonald’s – это синонимы в мире. Стратегия компании предусматривает наличие ее ресторанов везде, где они нужны клиентам. По собственным оценкам компании, «Макдональдс» в России занимает в общепите долю в 5-6%.
Даже при немалых вложениях на открытие каждого заведения сети в размере 1-2 млн. долл эти затраты окупаются за год. Ведь в нашей стране «Макдональдс» до сих пор считают ресторанами, и так как его продукцию едят у нас (при этом непременно ругая), так больше не едят нигде в мире. Очевидно, что пока необходимость в продаже франшиз у «Макдональдса» отсутствует. Зачем с кем-то делить прибыль! Когда рынок в определенной степени насытится и определенную долю на
нем завоюют сильные конкуренты, к примеру, Burger King, тогда что-то изменится, и можно будет небольшому ресторатору из небольшого провинциального города, открыть золотую жилу под двумя золотыми арками на вывеске. Хотя нет, к тому времени уже не такую золотую. Заключение В заключение всего выше изложенного можно сказать, что решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов.
Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения.
Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение: Франчайзинг – это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта. Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен
договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона – франчайзер. Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Вторая сторона – франчайзи.
Франчайзи является, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе. Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют: 1. Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет
право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия. 2. Роялти. Регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы. 3. Отчисление в централизованный рекламный фонд. 4. Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.
Выше уже говорилось о том, что франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения: 1. Экономические проблемы. 2. Социально-психологические проблемы. 3. Организационно-правовые проблемы. Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать
точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.
Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Список использованной литературы и источников 1.http://www.buybrand.ru/news/news10340. phtml 2. http://www.profmir.ru/16 3. http://www.selena-u.ru/franchising/franc hising/ 4. http://www.
fpsr.ru/fr_in_ru-2008.pdf 5. http://www.bishelp.ru/gde_dengi/fran/dog ovor/4to_takoe.php 6. http://www.allprobiz.net/viewpage.php?pa ge_id=140 7. http://www.rdt-info.ru/201004221125/fran chayzingu-v-rossii-byt.html 8. http://www.arbat15.ru/01130015.php 11. http://www.buybrand.ru/news/news7437.pht ml 12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Reebok 13. http://www.megac.ru/index.php?option=com _virtuemart&page 14. http://top-franchising.com.ua/frnchise/d etal.php?
ID=2883 15. http://www.rarf.ru/ 16. http://www.raf.ru/