Н.В. Дорохова
Воронежский государственный университет, Россия
Туризм на протяжении длительного периода времени остается одной из перспективнейших отраслей экономики. Этот факт подтверждает статистика Всемирной туристской организации (ВТО), согласно которой ежегодный рост туристского рынка в мире составляет около 4%, а число туристских посещений выросло с 50 миллионов в 1950 году до 940 миллионов в 2010 году [1].
Значение туризма наиболее полно проявляется в тех функциях, которые он выполняет в социально-экономической сфере жизнедеятельности современного общества. Среди них выделяются экономическая, социальная, гуманитарная и воспитательная функции. Экономическая функция базируется на таком важнейшем свойстве туризма как его мультипликативный эффект. То есть развитие туризма является стимулом для других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, социальной сферы. В результате действия данного эффекта происходит создание значительного количества новых рабочих мест, существенное увеличение налогооблагаемой базы, рост доходов населения и так далее. Кроме того туризм в современных условиях выполняет важную социальную функцию. Под воздействием высоких темпов научно-технического прогресса коренным образом изменилась жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, а следовательно ведет к снижению жизненной и трудовой активности. Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Немаловажной является и гуманитарная функция туризма, содержание которой заключается в использовании возможностей туризма для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Также необходимо отметить и воспитательную функцию туризма, которая заключается в воспитании подрастающего поколения: расширение объема его знаний и интересов, формировании эстетических вкусов, отношение к обществу и окружающей среде.
Таким образом, туризм в современных условиях представляет собой значимый стимул социально-экономического развития общества, мощный механизм оживления экономики и важнейшее направление ее диверсификации.
Туристско-рекреационный потенциал России огромен. Он занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. По оценке
Всемирной туристской организации Россия может принимать до 40 миллионов туристов, в то время как сейчас нашу страну посещают чуть более двух миллионов иностранных туристов. Таким образом, вклад туризма в национальную российскую экономику незначителен и составляет около 2 % доходной части бюджета и менее одного процента ВВП. В то время как, удельный вес туристской сферы в структуре национальной экономики большинства развитых стран намного выше и составляет 10-25 % доходной части бюджета [2].
Для России развитие туризма особенно важно, так как данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки.
В настоящее время в профессиональном лексиконе укоренился термин «региональный туризм», который обычно сопоставляется с четко обозначенной территориальной ячейкой – субъектом федерации. Повышенный интерес к региональному измерению туризма в настоящее время вполне закономерен. Реформы начала девяностых сопровождались широкой «суверенизацией» субъектов федерации. Резко повысилась роль границ отдельных территориальных ячеек, утвердилась региональная экономика, региональная политика. Открывшиеся возможности самоуправления и саморазвития поставили вопрос о максимально эффективном использовании всех внутренних ресурсов территориального образования. Поиск новых путей совершенствования отраслевой структуры привлек внимание к туризму, причем со стороны многих территорий, ранее не специализировавшихся на широком предоставлении рекреационных услуг, имеющих образ нетуристского региона.
Повышенный интерес к региональному туризму наблюдается не только в нашей стране. Так, в США, население которых можно назвать «активно путешествующим», более 80 % поездок приходится на путешествия внутри страны. Для этого созданы все необходимые условия, причем при минимальном участии со стороны государства [3].
В Российской Федерации наряду с интересом к данному направлению, существуют и определенные проблемы. Так, многие российские регионы в рамках долгосрочных стратегий рассматривают туризм как одно из возможных направлений диверсификации региональной экономики, но происходит этот процесс стихийно, что в свою очередь отражается на эффективности принимаемых решений. Кроме того, имеет место недооценка роли туризма в социально-экономической жизни региона и дискриминации отрасли при выборе приоритетов стратегического развития региона. В настоящее время регулирование туризма осуществляется в рамках узкоотраслевого подхода как совокупности деятельности отдельных турфирм. Это не позволяет рассматривать туризм как средство достижения социального развития, которое оказывает существенное влияние на повышение качества жизни населения региона, рост его доходов и так далее. Не менее важной проблемой является отсутствие мощной системы маркетинговой поддержки. Не осуществляется целенаправленное продвижение туристского потенциала региона на внутренний и внешний рынки с помощью новых технологий, рекламы, средств массовой информации, создания или улучшения имиджа территории и так далее. Немаловажной проблемой является также низкий уровень профессиональной подготовки кадров, работающих в сфере туризма.
Важным средством преодоления названных выше проблем может стать разработка и реализация программ развития туризма как на федеральном, так и на региональном уровне.
Наряду со свойственными для большинства российских регионов проблем, Воронежская область обладает рядом существенных преимуществ в туристской сфере. Это и выгодное транспортное расположение, и климатические условия, и природные богатства, и объекты исторического и культурного наследия, и активно разрастающиеся контакты с представителями российского и зарубежного бизнеса. Туристский потенциал региона позволяет успешно развивать практически все виды туризма.
Однако, по оценкам специалистов, потенциал региона в указанной сфере используется лишь в незначительной степени. Так, по данным департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, в 2010 году регион посетили более 3,5 тысячи иностранных туристов, внутренний туристский поток превысил 230 тысяч человек. До 40% туристов пребывают в область с целью посетить культурные и исторические достопримечательности.
Определенную долю оптимизма в оценку перспектив развития данной отрасли региональной экономики вселяет тот возрастающий интерес, который в Воронежской области проявляется к туризму со стороны власти, общественности, предпринимателей, научного сообщества. Как позитивный можно оценить тот факт, что в Воронежской области в настоящее время разработана и принята «Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Воронежской области до 2016 года». Совершенствуется региональная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в данной сфере: принят и введен в действие закон Воронежской области от 06.10.2011 года № 124-ОЗ «О развитии туризма в Воронежской области», действует ряд законодательных поправок, согласно которым строительство туристско-рекреационных комплексов и обеспечение их инженерной инфраструктурой относится к особо значимым инвестиционным проектам и сопровождается предоставлением определенных мер государственной поддержки. На территории региона проводятся ярмарки и выставки различного уровня, посвященные туризму, организуются научно-практические конференции по данной тематике. Регион стал местом традиционного проведения различных культурных мероприятий: фестивали, конкурсы международного и всероссийского значения.
Несомненно, наметившиеся тенденции послужат мощным импульсом для динамичного развития туризма в Воронежской области, которое станет катализатором развития всей социально-экономической жизни региона, в том числе и на селе, а также важнейшим направлением диверсификации региональной экономики, позволяющей существенно повысить уровень жизни населения.
Список литературы
1 Тайгибова Т. Т. Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России / Т. Т. Тайгибова // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). – М. : РИОР, 2011. – Т. 2. – С.218-223.
Рубаник А. Н. Технологии въездного туризма. – 2-е изд., исп. / А. Н. Рубаник, Д. С. Ушаков. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 384 с.
Горячев В. Туриндустрия Америки / В. Горячев // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2008. – № 8. – С. 24-26.
Туризм в России : стат. сб. / Гос. ком. РФ по статистике. – М., 2007. – 94 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru/
Дата добавления: 21.01.2014