Реализация денежно-кредитной политики Центральным Банком РФ на современном этапе

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙИНСТИТУТ                           ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ.
                                            КУРСОВАЯ РАБОТА
                                                        по теме:
Реализацияденежно-кредитной политики Центральным Банком
  РФ на  современном этапе
                                                                         Выполнил студент
                                                                                      1 курса ФКзу-2
                                                                                       Группы1 ФКзу-2
                                                                                      Корягин
                                                                                      НиколайАлександрович
                                                                                     Проверил преподаватель:
                                                                                     Козлова
                                                                                     Ольга Львовна
                                           МОСКВА 2006                                                  Содержание
Введение
стр.
3
1.
Денежно-кредитная политика
стр.
4
1.1.
Денежно-кредитная политика
стр.
4
1.2.
Денежно-кредитные институты
стр.
6
1.3.
Структура и функции кредитной системы
стр.
7
2.
Цели и задачи денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
стр.
8
2.1.
Цели  денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
стр.
8
2.2.
Установление норм обязательного резервирования
стр.
11
2.3.
Операции на открытом рынке
стр.
13
3.
Инфляция и денежно-кредитная политика
стр.
15
3.1.
Об инфляции в 2005-2006 гг. Причины инфляции.
стр.
15
3.2.
Антиинфляционные меры, как инструмент денежно-кредитной политики.
стр.
18
5.
Заключение.
Список литературы
стр.
23
                                               Введение.Для эффективного развития экономики  является формирование    четкого    механизма   денежно-кредитного   регулирования, позволяющего Центральному  банку  воздействовать  на деловую   активность,контролировать деятельность коммерческих  банков,  добиваться стабилизации  денежного обращения. Денежно-кредитнаяполитика — очень действенный инструмент воздействия на  экономику  страны, не  нарушающий  суверенитета большинства  субъектовсистемы  бизнеса.  Хотя при  этом  и происходит   ограничение   рамок  их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо  регулирование хозяйственнойдеятельности),  но  на ключевые  решения,  принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В идеаледенежно-кредитная политика призвана  обеспечить  стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы  ее высшие  и  конечные цели. Однако на практике с ее  помощью приходится  решать  и более  узкие, отвечающие насущнымпотребностям экономики страны задачи.         Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика –  чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно  выйти из кризиса, но  и  не  исключена  и  печальная  альтернатива  –  усугубление сложившихся  в  экономике  негативных  тенденций.  Лишь   очень   взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне  после  серьезного  анализа  ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики  на экономику  государства,  дадут   положительные   результаты.   В   качестве проводника  денежно-кредитной  политики  выступает  Центральный  эмиссионный банк  государства.  Без  верной   денежно-кредитной   политики,   проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Отцом  денежно-кредитной  политики  признан  Милтон  Фридман,  лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности.  Сегодня в  России  рациональная  денежно-кредитная  политика  призвана минимизировать инфляцию, способствовать  устойчивому  экономическому  росту, поддерживать  курсовые  соотношения   валютного   курса,   на   экономически обоснованном  уровне,  стимулируя  развитие  ориентированных  на  экспорт  и импортозамещающих  производств,  существенно  пополнить   валютные   резервы страны. Задача это достаточно  сложная.  Проанализировать,  как  Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на каждом этапе  экономических реформ, какие шаги  необходимо  предпринять  и  какие  инструменты  денежно-кредитной политики задействовать в дальнейшем –  и  будет  являться  главной целью данной работы.                        1.  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯПОЛИТИКА
          
              1.1 Денежно-кредитная политика
Одно из направленийэкономической политики в рамках государственного регулирования экономики.Применяется наряду с финансовой, валютной, внешнеторговой, структурной и др.видами экономической политики. Проводник денежно-кредитной политики государства- Центральный (национальный) банкв соответствии с присущими ему функциями, а ее объекты — спрос и предложение на денежном рынке,изменяющиеся в результате операций центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора. Конечныецели денежно-кредитной политики — экономическийрост, полная занятость,стабильность цен, устойчивый платежныйбаланс — достигаются с помощью долговременных мероприятий,рассчитанных на годы и не являющихся быстрой реакцией на изменение рыночнойконъюнктуры. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на болееконкретные и доступные цели, например, на фиксацию количества денег,находящихся в обращении, определение уровня инфляции и т.п. Инструментыденежно-кредитной политики:
-прямые — лимиты кредитования, прямоерегулирование ставки процента;
            -косвенные — изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента (ставкирефинансирования), операции на открытом рынке с государственными ценнымибумагами.
Эффективностьиспользования косвенных инструментов регулирования в рамках денежно-кредитнойполитики тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходныхэкономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые,так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.Промежуточные цели денежно-кредитной политики непосредственно относятся кдеятельности центрального банкаи осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенныхинструментов. В мировой экономической практике основным инструментом являютсяоперации на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Путем покупкиили продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либовливание денежных резервов в кредитнуюсистему государства, либо изъятие их. Операции на открытом рынке проводятсяцентральным банкомобычно совместно с группой крупных банкови других финансово-кредитныхучреждений. Если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы вобращении, центральный банкдля ограничения или ликвидации этого излишка начинает активно предлагать государственныеценные бумаги на открытом рынке банкамили населению, которые покупают государственные ценные бумаги через специальныхдилеров.Поскольку предложениегосударственные ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставкипо ним растут, соответственно, возрастает их «привлекательность» дляпокупателей. Активная скупка государственные ценных бумаг приведет, в конечномсчете, к сокращению банковскихрезервов, что, в свою очередь, уменьшит предложениеденег в пропорции, равной банковскомумультипликатору.В случае недостатка денежных средств в обращении центральный банк проводит политику,направленную на расширение денежного предложения, — начинает скупатьгосударственные ценные бумаги у банкови населения, тем самым, увеличивая спросна них. В результате их рыночная ценавозрастает, процентная ставкапо ним падает, что делает эти ценные бумаги «непривлекательными» длявладельцев. Их продажанаселением и банкамиприведет к увеличению банковскихрезервов и (с учетоммультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. Еще одининструмент денежно-кредитной политики — политика изменения учетной ставки (ставкирефинансирования) — процента, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (выступая как кредитор в последней инстанции),имеющим прочное финансовое положение, но терпящим временные финансовыетрудности. Уменьшение учетнойставки делает для коммерческим банковзаймы резервных фондов дешевыми, они стремятся получить кредит. При этом увеличиваютсяих избыточные резервы,вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот,увеличение учетнойставки делает займы невыгодными, сокращение банковских резервов приводит кмультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментовденежно-кредитной политики изменение учетныхставок занимает второе по значению место после операций центрального банка на открытом рынке ипроводится обычно в сочетании с ними. Так, при продаже государственных ценныхбумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку, (выше доходности ценных бумаг), чтоускоряет процесс продажи коммерческим банкамигосударственных ценных бумаг населению, т.к. им становится невыгодно восполнятьрезервызаймами у центрального банка,и повышает эффективность операций на открытом рынке. И, наоборот, при покупкецентральным банкомгосударственных ценных бумаг на открытом рынке он понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этойситуации коммерческим банкамвыгоднее занимать резервыу центрального банка инаправлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценныхбумаг у населения, которое становится заинтересованным в их продаже.Расширительная политика центрального банкастановится более эффективной. Используемый в качестве инструментаденежно-кредитной политики механизм действия изменения нормы обязательныхрезервов заключается в следующем: увеличение центральным банком этой нормы приводит ксокращению избыточных резервов банкови к мультипликационному уменьшению денежного предложения; при ее уменьшениипроисходит мультипликационное расширение предложения денег. Этот инструментденежно-кредитной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым,поскольку затрагивает основы деятельности коммерческим банков. 1.2 Денежно-кредитные институты
ВРоссии законодательно закреплена двухуровневая банковская система. Банкомверхнего уровня является Центральный банк. В каждом государстве функционируетцентральный банк — орган государственного денежно-кредитного регулированияэкономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулированияденежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений,осуществления функций “банка банков”, хранения официальных золотовалютных резервов.О центральном банке говорят следующее: в важнейших областях экономики иполитики ЦБ действует в соответствии со стратегией и интересами всего общества,а по тактическим вопросам экономического регулирования часто возникаютразногласия с правительством.  В западнойлитературе глубокое противоречие вокруг деятельности ЦБ получило название“магического четырехугольника”, где в качестве углов выступают экономическийрост, проблема занятости, стоимость денег и, наконец, сбалансированностьплатежного баланса страны.
На втором уровне банковской системе Россиинаходятся коммерческие банки и некоторые другие кредитные учреждения.Коммерческие банки — многопрофильные кредитные учреждения, выполняющие операциив различных секторах денежно-финансового рынка. Они представляют собой основноезвено всей кредитной системы. Как правило, такие банки осуществляют полныйкомплекс банковских услуг. В этом их отличие от специализированных  финансовых учреждений, выполняющих ограниченныйкруг финансовых операций. Основными функциями коммерческих банков считаются:
Þприем депозитов
Þкредитование заемщиков
Þосуществление расчетов.
Все функции тесно переплетаются и позволяюткоммерческому банку выступать в качестве органа, эмитирующего платежныесредства для обслуживания всего кругооборота капитала в процессе производства иобращения товаров. Но самостоятельно эмитировать наличные банкноты коммерческиебанки не имеют права. Это монополия ЦБ. Кроме перечисленных функцийкоммерческие банки представляют различные услуги: инкассируют, то естьпереводят денежные средства, векселя и другие документы, осуществляют кассовоеобслуживание, производят доверительные (трастовые) и лизинговые операции,торгуют иностранной валютой и драгметаллами, дают гарантии на третьих лиц,выпускают, покупают и продают ценные бумаги.
Кстати, надо определить понятие банк и кредитноеучреждение.
Банк — это юридическое лицо, которое в целяхполучения прибыли осуществляет банковскую деятельность, в том числе привлекаетденежные средства юридических и физических лиц, размещает их от своего имени наусловиях возвратности, срочности и платности, ведет расчетные операции.
Кредитные учреждение — является юридическим лицом,созданным с учетом ряда особенностей, предусмотренных законом, и выполняющимотдельные банковские операции.
Банковская система РФ включает в себя Банк России(ЦБ), банки и кредитные учреждения, филиалы и представительства иностранныхбанков. Банки могут быть универсальными и специализированными. Все они, как икредитные учреждения, могут быть образованы на основе любой форме собственностии в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законами РФ.       1.3 Структура и функциикредитной системы
Структура кредитной системы может определяться двумя способами.Функционально кредитная система — это совокупность кредитных отношений, форм иметодов кредитования. Организационно — это совокупность банков идругих кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих свободные денежныесредства и предоставляющих их заемщикам в виде ссуд или других форм инвестиций.Таким образом, финансовые посредники содействуют более эффективномураспределению инвестиционных ресурсов и, в конечном счете, экономическомуросту.
             Современная кредитная системасостоит из следующих звеньев:
·             Центральный банк (эмиссионныйцентр), государственные банки;
·             Банковская система:коммерческие и специализированные банки (сберегательные, инвестиционные,ипотечные и т.д.);
·             Парабанковская система(страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, кредитныесоюзы, лизинговые компании).
Подобная 3-ярусная система характерна для большинства развитых стран, вчастности для США, Западной Европы, Японии. Однако каждая страна имеет своиособенности. Так, в Германии наиболее развита система коммерческих,сберегательных и ипотечных банков, во Франции банковская система делится накоммерческие, деловые (инвестиционные) и сберегательные банки, в США оченьвелика роль инвестиционных посредников (финансовые компании, паевые фонды,взаимные фонды денежного рынка).
Банковская система — ключевое звено кредитной системы, концентрирующееосновную массу кредитных и финансовых операций. Классические банковскиеоперации:
·             привлечение вкладовюридических и физических лиц;
·             предоставлениеаккумулированных средств в виде ссуд на условиях платности, срочности,возвратности;
·             осуществление расчетов.
В настоящее время круг банковских операций существенно расширился, играница между коммерческими и специализированными банками становится все менееразличимой.
Центральный банк страны выполняет функцию посредника между государствоми экономикой и является главным звеном банковской системы любого государства.Действуя на макроуровне, Центральный банк проводит политику, учитывающуюинтересы государства в целом (стабилизация экономики, товарно-денежнаясбалансированность) и не ставит целью получение прибыли.
Основными правовыми формами организации Центрального банка всовременных условиях могут являться:
·             унитарный Центральный банксо 100%-ным участием государства;
·             акционерное общество, частьакций которого может принадлежать государству;
·             объединение ассоциативноготипа (с участием или без участия государственных структур);
·             система независимых банков,в совокупности выполняющая функции Центрального банка.
Основные функции Центрального банка:
·             эмиссия и контрольденежного обращения;
·             организация национальнойрасчетной системы;
·             хранение резервовкоммерческих банков;
·             кассовое исполнениегосударственного бюджета;
·             кредитование правительстваи управление государственным долгом (через операции на открытом рынке);
·             выполнение роли«кредитора последней инстанции» для коммерческих банков;
·             определение приоритетныхцелей и задач денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
·             нормативное регулированиедеятельности банковской системы и надзор за деятельностью кредитныхорганизаций. 2. Цели и задачи денежно- кредитной политики ЦБ РФ.
             2.1. Цели денежно- кредитной политики ЦБ РФ.
Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком, как правило,имеет 7 основных целей:
·             высокий уровень занятости;
·             экономический рост;
·             стабильность цен;
·             стабильность ставкипроцента;
·             стабильность на финансовыхрынках;
·             стабильность валютногорынка;
·             антиинфляционныемероприятия
В течение периода 1992-98 гг. Банк России считал главным целевымориентиром в денежно-кредитной политике снижение инфляции. Однако финансовыйкризис 1998 г. показал, что чрезмерный уровень государственного долга подрываетдоверие к политике Центрального банка и к банковской системе в целом даже придостижении минимального темпа инфляции. К тому же жесткая антиинфляционнаяполитика провоцирует углубление экономического спада. Поэтому в 1999 г. целиденежно-кредитной политики были скорректированы: «При проведении политики,направленной на снижение инфляции, Банку России следует учитывать тенденциидинамики ВВП, уровня безработицы и состояния платежного баланса».
Так, объявляя цели денежной политики на 2000 год, Банк России указываетв качестве своей главной задачи снижение инфляции при сохранении и возможномускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижениябезработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим Основныминаправлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 годпредусматривается снижение инфляции до 18-22% в целом за год при сохранениитенденции к росту производства и услуг, который может составить 1,5-2%.Проектировки возможного экономического роста и снижения темпов инфляции могутбыть реально достигнуты в силу продолжения действия позитивных факторов,обусловивших преодоление экономического спада в 1999 году. Основнойпредпосылкой экономического роста в 2000 году является расширение спроса состороны всех секторов экономики, а также сохранение незагруженныхпроизводственных мощностей и свободной рабочей силы.
В краткосрочном периоде часто возникает конфликт целей — например,высокий уровень занятости и стабильная ставка процента могут противоречитьподдержанию стабильных цен.
Борьба с инфляцией требует проведения рестрикционной монетарнойполитики, направленной на повышение процентных ставок и ограничение объемакредитных операций коммерческих банков. При спаде экономической активности,напротив, Центральный банк должен проводить стимулирующую кредитно-денежнуюполитику, означающую расширение масштабов кредитования, ослабление контроля заувеличением денежного предложения и понижение процентных ставок. Теоретическипередаточный механизм денежно-кредитной политики действует следующим образом — при увеличении (уменьшении) денежного предложения в условиях постоянного спросана деньги уменьшается (увеличивается) рыночная ставка процента. В результатевозрастают (сокращаются) инвестиционные расходы, т.е. существенный компонентсовокупного спроса. В конечном итоге изменяется уровень производства изанятости в экономике.
В реальности, однако, данный механизм не всегда работает адекватно.Помимо необходимости сопоставления чувствительности спроса на деньги ичувствительности инвестиционных расходов к ставке процента для оценкиэффективности денежно-кредитной политики, надо учитывать такие ограничения, какуровень государственного долга, степень доверия экономических агентов кбанковской системе, наличие долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике,возможности альтернативных инвестиций в финансовом секторе и, наконец, кредитоспособностьпредприятий реального сектора. Так, высокий уровень бюджетного дефицита в1992-1998 гг. и отказ от монетизации долга путем прямого кредитованияправительства Центральным банком привели к невозможности проведения адекватнойполитики снижения рыночных процентных ставок и эффекту вытеснения частныхинвестиций более доходными ГКО-ОФЗ.
Центральный банк не может напрямую воздействовать на параметры конечныхцелей. Поэтому он определяет промежуточные и операционные цели. Промежуточнымицелями денежно-кредитной политики являются:
·             денежные агрегаты  (М1, М2 или М3);
·             ставка процента(краткосрочная или долгосрочная).
В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Банком Россиина 2006 год определен прирост денежной массы М2, который может составить 10-15%за год. При прогнозируемом снижении скорости обращения денег это будет означатьпродолжение тенденции увеличения денежной массы в реальном выражении.
Надо отметить, что цели поддержания стабильности и денежных агрегатов ипроцентной ставки одновременно несовместимы. Поэтому приходится выбирать однуиз промежуточных целей в соответствии с критериями измеримости, управляемости ипредсказуемости влияния на конечные цели. В различных странах в разные периодывремени выбирался тот или иной целевой параметр. Так, в 80-х гг. ФедеральнаяРезервная система США пришла к выводу, что произошел разрыв устойчивой связимежду колебаниями М1 и уровня экономической активности. В результате ФРС сталаориентироваться не на денежные агрегаты, а на сглаживание колебаний процентнойставки. В Великобритании промежуточным целевым параметром является значениеденежной базы М0, в Германии — денежный агрегат М3, в Японии (М2+объемдепозитных сертификатов). Несмотря на отсутствие явных преимуществ и того, идругого целевого параметра, в периоды высокой инфляции (1979-1982) почти всестраны стремились стабилизировать значения одного из денежных агрегатов, т.к.поддержание стабильной ставки процента приводит к проциклическому изменениюденежного предложения, а денежно-кредитная политика должна, напротив, игратьстабилизирующую роль.
Операционными (непосредственно достижимыми) целями денежно-кредитнойполитики являются уровень резервов или ставки процента (межбанковские или пократкосрочным государственным ценным бумагам).Так, Банк России при изложениицелей денежно-кредитной политики на 2006 год отмечает, что решения в областиденежно-кредитной политики в ежедневном режиме не могут приниматься на основединамики денежной массы, поэтому в качестве операционной цели сохранено изменениепараметров денежной базы. Как и в предыдущие годы, операционная процедураденежно-кредитной политики Банка России будет основываться на контроле заобъемами чистых международных резервов и чистых внутренних активов органовденежно-кредитного регулирования.                                              В принципе возможны как прямые (административные), так и косвенные(экономические) методы воздействия на деятельность банков, регулирующиеденежное предложение. Реакция финансовых рынков на административные методыпроявляется более быстро и ощутимо, в то время как использование косвенныхметодов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования вбанковской системе, а эффект применения замедлен и неоднозначен. В то же время,меры, идущие вразрез с рыночными условиями, могут дать лишь кратковременныйположительный эффект, до тех пор пока экономические субъекты не найдут способаих избежать, а в дальнейшем только увеличат трансакционные издержки.
При использовании административных методов широко применяются следующиеинструменты:
·             квотирование отдельныхвидов пассивных и активных операций;
·             введение лимитов на выдачуопределенных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
·             определение перечня банков,допущенных к отдельным видам операций;
·             лимитирование процентныхставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q,действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальнуюпроцентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттокукапитала на рынок акций и в оффшорные зоны).
К экономическим методам управления денежным предложением относятся:
·                   установление нормобязательного резервирования;
·                   определение ставкирефинансирования коммерческих банков;
·                   операции на открытом рынке.
Каждый из этих инструментов воздействует либо на денежную базу, либо наденежный мультипликатор.2.2Установление норм обязательного резервирования.
В современной двухуровневой банковской системе для коммерческих банковустанавливаются нормативы минимальных обязательных покрытий в видебеспроцентных вкладов в Центральном банке. Их размер определяется в процентахот вкладов в коммерческие банки и дифференцирован по видам вкладов: вклады довостребования имеют более высокий норм