ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СОЛИКАМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедраматематики и физики
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Теория и методика обучения информатике»
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьномукурсу информатики на основе применения кейс-метода
ПантелеевАлександр Евгеньевич
студент4 курса 140 группы ЕМФ
Руководитель:к.п.н., старший
преподавательРихтер Т.В.
Соликамск,2010.
Оглавление
Введение
§1.Компетентностный подход в обучении
§2. Кейс-метод в обучении
§3.Компетентностный подход в обучении информатике на основе кейс-метода
§4. Примеры реализациикомпетентностного подхода
Заключение
Список литературы
Введение
Концепция модернизациироссийского образования на период до 2010 года поставила передобщеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевыхкомпетенций, определяющих современное качество содержания образования [12].
Под ключевыми компетенциямиздесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Компетентностный подходтребует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) испециальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускникуобщеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это,в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основудеятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает описаниепредмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагогатребуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки,которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Компетентностный подходпредполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, аовладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иномуопределяется система методов обучения. В основе отбора и конструированияметодов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которыеони выполняют в образовании [3].
Вопросом реализациикомпетентностного подхода в общеобразовательной школе в настоящее времязанимается большое число ученых-педагогов (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Т.М. Ковалева, Д.Б. Эльконин, В.В. Башев, Ю.В.Сенько, А.М. Аронов и др.). Их взгляды во многом схожи. Рассмотрим некоторые изних.
Т.М. Ковалева считает,что компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы.Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможныхподходов.
В.В. Башев называетключевой характеристикой компетентности возможность переносить способности вусловия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
А.М. Аронов рассматриваеткомпетентность как готовность специалиста включиться в определеннуюдеятельность. Непосредственно в образовании компетентность выступает какопределенная связь двух видов деятельности (настоящей – образовательной ибудущей – практической).
Б.И. Хасан считает, чтокомпетенции – это цели, а компетентности – это результаты (поставленные передчеловеком цели или пределы), а мера их достижения – это и есть показатели компетентности.Но поскольку эти определения заимствованы из права, они имеют ограниченноеупотребление. Педагогика и образование всегда были ориентированы только на одинтип компетенции, ограниченной рамками конкретного предмета. Поэтому учитель,который хочет, чтобы ученик приобретал компетентность и выходил за рамкипредмета, должен понимать ограничения предмета [15].
На сегодня четкоопределяется разрыв между теорией и практикой в общеобразовательных школах, втом смысле, что компетентностный подход более подробно рассмотрен в сферепрофессионального образования. В связи с чем, преподаватели общеобразовательныхдисциплин в школах, в частности, учителя информатики, не всегда представляют,как можно реализовывать компетентностный подход в ходе обучения.
Таким образом, возникло противоречиемежду требованиями стратегии модернизации образования в компетентностномподходе к процессу и результатам образования и неразработанностью егометодологии, теории и практики в образовательном процессе; между необходимостьюиспользования на уроках информатики компетентностного подхода и недостаточнойосведомленностью учителей в данном вопросе.
Актуальность данногоисследования определяется названным противоречием.
Проблема: как реализоватькомпетентностный подход на уроках информатики на основе применения кейс-метода?
Объект – компетентностныйподход в обучении.
Предмет – компетентностный подход в обучении информатике наоснове кейс-метода
Цель – рассмотретьвозможность реализации компетентностного подхода на уроках информатики наоснове применения кейс-метода.
Задачи.
1. Провестианализ литературы по компетентностному подходу.
2. Рассмотретьпонятие компетентностного подхода.
3. Собратьсведения о кейс-методе обучения.
4. Рассмотретьвозможность реализации компетентностного подхода на уроках информатики наоснове применения кейс-метода.
Методы исследования:
Ø теоретические.
Ø эмпирические:анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучениенормативной документации по изучаемой теме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной курсовой работе выделеныи сформулированы требования к организации обучения в рамках компетентностногоподхода, что позволит более эффективно реализовывать компетентностный подход вобучении; рассмотрена возможность использования кейс-метода для реализациикомпетентностного подхода на уроках информатики.
Курсовая работа состоит извведения, четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего 24наименования.
§1.Компетентностный подход в обучении
Компетентностный подходстал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.Стандартной схемы «знания — умения — навыки» для определения соответствиявыпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступаютпозиции компетенциям.
Понятие «компетентностныйподход» пришло в сферу отечественного образования в 90-х годах XX в. в ходеосвоения Россией Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).
Компетентностный подход —это совокупность общих принципов определения целей образования, отборасодержания образования, организации образовательного процесса и оценкиобразовательных результатов.
В 1999 г. в Болоньедвадцатью девятью странами Европы (позднее тридцатой была включена в списокстрана Лихтенштейн) подписана декларация «Зона Европейского высшегообразования», долгосрочной целью которой стало создание общеевропейскогопространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынкетруда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования.Создание декларации легло в основу Болонского процесса, завершение которогопредполагается к 2010 г. [3].
Россия подписалаБолонскую декларацию в ходе Берлинской конференции 2003 г. Вскоре была созданаконцепция модернизации российского образования на период до 2010 г., в которойв качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностныйподход.
В основекомпетентностного подхода лежат понятия «компетенция»/«компетентность».Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенныепроблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностногоподхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются(Л.Н.Болотов, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются[3]. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяетоснованный на компетенции подход, подчеркивающий «практическую, действеннуюсторону, тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», котороевключает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.)качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическимиценностями образования» [9, С. 152]. Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова трактует слово «компетентность» как «осведомленность, авторитетность», знаниев какой-либо области, а «компетенция» рассматривается как «1) круг вопросов,явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2)круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений(право)» [18]. И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс«освоенных личностью» компетенций». Более подробную трактовку этих терминовдает А.В. Хуторской: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качествличности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых поотношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых длякачественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность —владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей еголичностное отношение к ней и предмету деятельности» [20]. Следовательно,обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определеннуюхарактеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией — значитобладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
А.В. Хуторской выделяетгруппы ключевых компетенций (при этом отмечается: «… перечень ключевыхкомпетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастнымступеням обучении, так и по учебным предметам и образовательным областям» [22]).
Ценностно-смысловыекомпетенции. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, егоспособностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловыеустановки для своих действий ипоступков, принимать решения. Данныекомпетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной ииной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траекторияученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурныекомпетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной иобщечеловеческой культуры; духовно-нравственные основыжизни человека ичеловечества, отдельных народов; культурологические основы семейных,социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизничеловека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владениеэффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опытосвоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического ивсечеловеческого понимания мира [7].
Учебно-познавательныекомпетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельнойпознавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания,планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектамученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно изокружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательныхпроблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенцийопределяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты отдомыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,статистических и иных методов познания.
Информационныекомпетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметахи образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современнымисредствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- ивидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отборнеобходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача [21].
Коммуникативныекомпетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленнымилюдьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе, владение различнымисоциальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо,заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоенияэтих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточноеколичество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученикакаждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета илиобразовательной области.
Социально-трудовыекомпетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессиональногосамоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализироватьситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественнойвыгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностногосамосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного иинтеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и всоответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывномсамопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств,формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Кданным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственномздоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способыбезопасной жизнедеятельности [22].
В отечественномобразовании компетентностный подход в настоящее время проходит период адаптациик российской образовательной системе.
Понятия –«компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получали распространениесравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизациироссийского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлениемопределить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном,обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Сейчас уже появилиськрупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которыханализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формированияключевых компетентностей, например, монография А.В. Хуторского «Дидактическаяэвристика. Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизацияобразовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: вариантырешений», написанная группой авторов под редакцией А.Г. Каспржака и Л.Ф.Ивановой [19].
Понятийный аппарат,характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся.
Компетентностный подход вобразовании основывается на следующих принципах.
· Образованиедля жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
· Оцениваниедля обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательныерезультаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
· Разнообразныеформы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основесобственной мотивации и ответственности за результат.
· Матричнаясистема управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся илюдей «извне» к управлению ОУ и оценке его деятельности.
· Смыслобразования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельнорешать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использованиясоциального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
· Содержаниеобразования представляет собой дидактически адаптированный социальный опытрешения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иныхпроблем.
· Смыслорганизации образовательного процесса заключается в создании условий дляформирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных,коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющихсодержание образования.
· Оценкаобразовательных результатов основывается на анализе уровней образованности,достигнутых учащимися на определённом этапе обучения [1].
Лебедев О.Е. приводитследующее сравнение традиционного и компетентностного подходов в образовании.
При традиционном подходепод образовательными целями понимаются личностные новообразования, которыеформируются у школьников. Цели обычно формулируются в терминах, которыеописывают эти новообразования: ученики должны освоить такие-то понятия,сведения, правила, умения, у них необходимо сформировать такие-то взгляды,качества и т.д. Такой подход к постановке образовательных целей достаточнопродуктивен, особенно по сравнению с распространённой практикой отождествленияпедагогических целей и педагогических задач, когда цели формулируются втерминах, описывающих действия учителя (раскрыть, объяснить, рассказать и т.п.)[13].
Однако определениеобразовательных целей через описание личностных новообразований учащихсявступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования.Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранениеэкстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода, чем больше знанийприобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности [17].
Но уровеньобразованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний,их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровеньобразованности определяется способностью решать проблемы различной сложности наоснове имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний,но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Притаком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новыевозможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае целиобразования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: чтонового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос,чему научится ученик за годы обучения в школе [11].
И в первом, и во второмслучаях в качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитиеопределённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формированиесистемы ценностей. Могут существовать различные взгляды на то, какие качестваличности и какие ценностные ориентации нужно формировать у современныхшкольников, но эти различия не имеют тесной связи с подходом к определениюцелей образования. Различия в этих подходах связаны с различиями представленийо путях формирования ценностных ориентации и личностных качеств учащихся. Притрадиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностныхрезультатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний. Во второмслучае в качестве основного пути рассматривается получение опытасамостоятельного решения проблем. В первом случае решение проблемрассматривается как способ закрепления знаний, во втором — как смыслобразовательной деятельности [6].
При традиционном подходек определению целей образования педагогические цели на практике концентрируютсяна непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Этирезультаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могутконцентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка,медаль, способность сдать экзамен и т.д.).
Компетентностный подход копределению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожиданияучителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позицийкомпетентностного подхода означает описание возможностей, которые могутприобрести школьники в результате образовательной деятельности [17].
Сторонники традиционногоподхода к школьному образованию, который часто называют «знаниевым», заявляют отом, что в современных дискуссиях проявляется ироническое отношение кнеобходимому базису образования, каковым, с их точки зрения, является объём обретённыхучащимися знаний. Надо заметить, что компетентностный подход к решению проблемшкольного образования совсем не отрицает значения знаний. Но при этом надоучитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёмазнаний не означает повышения уровня образованности. Более того, повышениеуровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшенииобъёма знаний, который обязаны усвоить школьники.
В этом смысле школьноеобразование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительныематериалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накоплениестроительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов икладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностныйподход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективноиспользовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей,способных построить дом. Конечно, это сравнение некорректно, но существенныеразличия в постановке целей образования оно отражает [3].
Компетентностный подход копределению целей школьного образования соответствует и объективнымпотребностям учеников. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческихпоисков учителей (по крайней мере, в последней трети XX века). Эти поиски былисвязаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества,личностно ориентированного образования. Все эти идеи отражают попытки решитьпроблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель «учения сувлечением». Компетентностный подход позволяет избежать конфликтов междуучениками и педагогами, неизбежные при обучении с принуждением [17].
С позицийкомпетентностного подхода определение целей предмета должно предшествоватьотбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебныйпредмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получитьжелаемые результаты. При этом необходимо учитывать, что какие-то результатымогут быть получены лишь при взаимодействии учебного предмета с другимисоставляющими образовательного процесса, а каких-то результатов можно достичьтолько в рамках предмета и их невозможно (или трудно) получить за счёт изучениядругих предметов [13].
Общие цели школьногообразования и цели изучения отдельных предметов согласуются в учебнойпрограмме. Учитель в соответствии с программой планирует учебный процесс,определяя темы уроков, ориентируется на требования программы, изложенные в нейзадачи. Для того чтобы достичь нового качества образования, нужны изменения и вучебных программах, точнее — в самом характере этих программ. В связи с этимрассмотрим различные подходы к составлению учебных программ — традиционный икомпетентностный.
При традиционном подходепрограммы по предметам разрабатываются независимо друг от друга. Связи междуними представлены в лучшем случае на уровне выделения общих понятий. С позицийкомпетентностного подхода программы по отдельным предметам должнырассматриваться как элементы образовательной программы школы.
С позиций компетентностногоподхода нужны изменения и в предметных программах. Действующие программыопределяют главным образом последовательность изучения определённогосодержания, меру конкретизации этого содержания. Они ориентируют на достижениев первую очередь «объёмных» образовательных результатов — на усвоениеопределённого объёма знаний.
Компетентностный подход вобщем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфереобразования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с темэтот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системеобразования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельностидетей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации. Наданном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностныйподход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений.Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров креализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, втом числе в центрах повышения квалификации.
Нужны изменения и внормативной базе деятельности образовательных учреждений, прежде всего, в документахоб итоговой аттестации учащихся, аттестации кадров и учреждений образования.Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовойпрактике становится формирование нового поколения примерных учебных программ иучебных пособий. Конечно, создать все перечисленные условия — дело непростое,но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качестваобразования вряд ли возможно [13].
Таким образом, можновыделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностногоподхода.
1. Кцелям.
· Целиобразования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможностиобучаемых, рост их личностного потенциала.
· Целиобучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использоватьполученные в ходе учебного процесса знания.
2. Котбору содержания.
· Определениецелей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надовыяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбиратьсодержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
· Необходимоучитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёмазнаний не означает повышения уровня образованности.
· Повышениеуровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшенииобъёма знаний, который обязаны усвоить школьники.
3. Котбору приемов, методов, средств.
· Учащиесядолжны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельногорешения проблем.
· Необходимовзаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательногопроцесса.
· Должнабыть решена проблема мотивации учебной деятельности школьников путем реализациимодели «учения с увлечением».
§2.Кейс-метод в обучении
Метод кейс-стади вобразовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века.
Кейс-метод (кейс-стади,метод ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных экономических исоциальных ситуаций (от англ. case – «случай»).
Он может быть названметодом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: дляорганизации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского«case» – случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненнуюситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либопрактическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которыйнеобходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема неимеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает испецифическим практическим методом организации учебного процесса, методомдискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а такжеметодом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем дается нагляднаяхарактеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения.Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всегопрактически-проблемный метод.
Кейс-метод можно представитьв методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированыдругие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системныйанализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания,классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли. [8].
Будучи интерактивнымметодом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся,которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствоватьсамостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическиминавыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействуетна профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интереси позитивную мотивацию к учебе.
Кейс представляет собойнекоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований,предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокаяконцентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнююролевую форму – игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкойтехнологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действияв кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия,эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешенияпроблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляетсяэффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [10].
Кейс-метод выступает какобраз мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думатьи действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкаядемократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей,формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивациипедагогической деятельности.
Действия в кейсе либодаются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность),либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но влюбом случае выработка модели практического действия представляется эффективнымсредством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Кейс-метод, в современномего виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин вГарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин«ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этоттермин приобрёл новый смысл.
Повсеместноераспространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получилизвестность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обученииуправленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередькак метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку ивнедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В.Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С.Рапоппорт и др.
Тем не менее, развитиеметода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны,использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространениюигровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давлениеидеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебныхаудиторий. Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы.
Перемены, происходящие вобразовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход отклассического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в сменецелей и ценностей образования [14].
Метод кейс-стади – это непросто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано сизменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направленне столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитиеобщего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента ипреподавателя.
История метода кейс-стадив России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательныхфондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методукейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования вРоссии (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж.Сороса.
Использование кейс-метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно методкейс-стади используется как исследовательская методика.
Таким образом, происходитбыстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают иопределённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношениемпреподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации,когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение вучебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», аобразовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь». В тоже время,кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональнойкомпетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного иисследовательского содержания в обучении [16].
Таким образом, суть кейс-метода в том, что учащимсяпредлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременноотражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализируетопределенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении даннойпроблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Эффективность метода втом, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
§3.Компетентностный подход в обучении информатике на основе кейс-метода
Современная научнаякартина мира резко отличается от той, которая была сформирована вдоиндустриальном обществе. Мир, который окружает нас, в большей степенихаотичен, чем упорядочен, поэтому в нем трудно построить жизнь, опираясь наготовые рецепты, алгоритмы, технологии. По мнению С.А. Бешенкова приоритетнойзадачей современной школы должна стать подготовка «технолога-аналитика»,человека, умеющего создавать технологии, приспосабливаться к новым условиям меняющегосямира, «производить» знания.
Компетентностный подход кобновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественномпроцессе следования школы за требованиями меняющегося мира. Успешность человекав будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развитияключевых компетенций [19].
Внедрениекомпетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует поискаособых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций.Встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения,индивидуализация, дифференциация, применение проектно-исследовательских методовспособствует развитию ключевых компетенций.
В современной школе используютразличные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из такихтехнологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курсаинформатики и информационных технологий возможно применение так называемогокейс-метода.
Суть кейс-методазаключается в создании и комплектации специально разработанныхучебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче(пересылке) обучающимся.
Каждый кейс представляетсобой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основепроизводственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельногоконструирования алгоритмов решения производственных задач.
Хороший кейс долженмаксимально достоверно описывать практическую сторону предмета обучения. Врамках одного образовательного курса целесообразно использовать несколькокейсов, разделяя курс на относительно независимые блоки, каждый из которыхсопровождается своим кейсом [5].
Использование «кейсового»подхода имеет явные преимущества перед простым изложением лекционногоматериала.
Кейс активизирует слушателейи позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические икоммуникативные способности, оставляя обучаемых «один на один» с реальнымиситуациями.
Использование кейсов приизучении информационных технологий позволяет научиться организовыватьобследования объекта, работать с входными и выходными документами, уметьпонимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать снеструктурированной информацией – ее поиском, проверкой, формализацией,обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки,позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационныхтехнологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практическойдеятельности.
Преимуществом кейсовявляется возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляетсядостаточно важным при подготовке учеников. Применение кейс-метода позволяетразвивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процессрешения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания,подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Методобеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производствуизвестного в науке знания, его можно также применять и для полученияпринципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется нетолько как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования [8].
Кейсы применяются впедагогике, психологии, медицине, юриспруденции. Наиболее широко методиспользуется в обучении экономике и бизнес наукам. Гуманитарное образованиеявляется естественной сферой применения данного метода, в то время как егоприменение в обучении естественнонаучным и техническим дисциплинам, в том числеи информатике, вызывает затруднения, т.к. требует создания специфическихразновидностей кейсов. При изучении информатики и информационных технологий можноиспользовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектовинформатики, архитектуры персонального компьютера и т.д. Наиболее эффективным представляетсявключение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов. В процессе обученияинформатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения(ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективноесредство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике иинформационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностныйподход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержаниедисциплины [5].
§4.Примерыреализации компетентностного подхода
В современной школеиспользуют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод,однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет опреподавании информатики.
Кейс – это инструмент,позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач [23].
Мысленноеэкспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибуткейс-метода. Оно позволяет проверять гипотезы о факторах, определяющихситуацию, о важнейших или второстепенных аспектах проблем, об эффективностипредлагаемых решений и т.д. Образовательное и воспитывающее значение мысленногоэксперимента заключается в том, что он учит видению причинно-следственныхсвязей, путей развертывания будущего, скрытой динамики и т.д. Фраза «Представьтесебе, что….» совершенно незаменима при использовании мысленногоэкспериментирования [10].
В методике преподаванияинформатики этот метод только начинает использоваться, поэтому работы,посвященные его применению в этой области частных дидактик, являютсяактуальными. Кейс-метод часто лучше всего использовать совместно с деловойигрой, так как он учит навыкам выработки стратегии поведения, а деловая игравырабатывает навыки тактики поведения.
Деловая игра – способопределения оптимального решения задач путем имитации или моделированияситуации и правил поведения участников. Применяется при необходимостисмоделировать тот или иной процесс и опробовать различные способы поведения внем, для дальнейшего переноса этого опыта в реальную ситуацию.[16].
Таким образом, деловаяигра на основе игрового замысла представляет участнику возможность побывать вроли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игрзначительно укрепляет связь (ученик – учитель), раскрывает творческий потенциалкаждого обучаемого. В процессе проведения деловой игры происходит болееинтенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческомупроцессу. [4]. То есть мы можем говорить о том, что деловая игра являетсяэффективным средством реализации компетентностногоподхода в школе. Она в той или иной мере позволяет формировать у учащихся ключевыекомпетенции – компетенцию личностного самосовершенствования, ценностно-смысловые,общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и социально-трудовыекомпетенции.
Кейс-метод и деловая играявляются принципиально родственными методами обучения, что создаетблагоприятные возможности для их сочетания в процессе обучения информатике. Перечислимвозможные варианты такого сочетания[14]:
1. деловаяигра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительноепроигрывание ситуации с целью получения дополнительной информации;
2. вделовую игру обязательно включена ситуация или даже несколько ситуаций. Впроцессе её разыгрывания возникает необходимость формирования описанияситуации, т.е., по сути дела, создания кейс-метода. Заранее подготовленный кейсможно использовать в качестве средства, способа введения участников в деловуюигру. При этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный, проблемныйфон деловой игре.
Интеграция в процессеобучения деловых игр и кейс-метода, несомненно, благотворно сказывается насодержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса итворчества. Однако, несомненно, и то, что такое сочетание требует более высокойквалификации преподавателя и приводит к дополнительной интеллектуальнойнагрузке на учеников [8].
Рассмотрим две игры дляучащихся 7 классов: «Секретарь» по теме «Свойства информации» и «Сбор сведений»по теме «Информационная модель объекта».
Игра: «Секретарь»
«Директоркондитерской фирмы «Форне» задерживается в командировке. Он звонит секретарю ипросит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров предприятийпищевой промышленности на тему «Оценка нашей продукции СМИ». Все материалылежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два днякорреспонденцией»
Детям нужно разделитьсяна три группы и каждой группе придумать название.
Каждой группе нужновыбрать одного ученика, который собственно и будет секретарем. Остальныеучащиеся группа поддержки.
Учащимся раздаётсякомплект источников информации. Секретарю за 5 минут нужно на листе перечислитькритерии отбора информации.
Затем секретарю и группепо этим критериям нужно отобрать материалы.
Далее в совместномобсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие документы ипочему надо отобрать для доклада директора.
Затем ученик-секретарьзащищает решение своей группы.
Игра: «Сбор сведений»
«Сейчасу нас в школе проходит сбор сведений об успеваемости школьников, сбор сведенийдля школьного медицинского кабинета, сбор сведений для классного руководителя.Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашемклассе».
Учащиеся должныориентироваться в теме «Информационная модель объекта» и заблаговременнособрать сведения о своих одноклассниках.
Детям нужно разделитьсяна три группы.
На уроке должныприсутствовать эксперты – это завуч школы, медсестра, классный руководитель.
Каждая группа будетотвечать за составление определённой информационной модели. Информационныемодели должны быть представлены в табличной форме. Учитель раздаёт комплектыматериалов:
Каждой команде нужнособрать сведения и об успеваемости учеников, и для медицинского кабинета и дляклассного руководителя.
Затем каждой команде необходимодоказать правильность содержания информации в таблице. Далее эксперты выберутте информационные модели, которые они будут использовать в своейпрофессиональной деятельности. После чего, подводят итоги игры.
Таким образом, деловыеигры и кейс-метод на уроках информатики позволяют решать такие задачи, как:развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся кизучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологическихнавыков организации и представления информации, создания информационногообъекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации икоммуникации, развитие социализации [2]. То есть на уроках информатики можноуспешно реализовывать компетентностный подход с использованием кейс-метода обучения.
Заключение
В ходе научногоисследования была изучена учебно-методическая литература, нормативнаядокументация (Концепция модернизации российского образования на период до 2010года, Стратегия модернизации содержания общего образования). На основе этогопроанализировано понятие «Компетентностный подход» с позиции разных авторов,рассмотрены принципы, на которых основывается данный подход, проводитсясравнение компетентностного и традиционного подходов к обучению, в ходекоторого выделяются и формулируются требования к организации обучения в рамкахкомпетентностного подхода.
В работе отраженаклассификация ключевых образовательных компетенций, которые выделяет А.В.Хуторской: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная,информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностногосамосовершенствования.
В §2 рассмотрены понятиекейс-метода обучения, история возникновения данного метода, его распространениев СССР. В §3-4 рассмотрены возможности использования кейс-метода, а такжеделовой игры в совокупности с кейс-методом для реализации компетентностногоподхода и приведены примеры деловых игр, разработанных для уроков информатики.
Цели и задачи достигнуты,заявленная тема представлена полностью.
Работа может бытьпродолжена в следующих направлениях:
· реализациякомпетентностного подхода в профильных классах, в классах с углубленнымизучением информатики;
· реализациякомпетентностного подхода на уроках информатики с использованием деловой игры;
· реализациякомпетентностного подхода в средне специальных и высших учебных заведениях.
Список литературы
1. Бершадский,М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе[Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С.89-94.
2. Богданова,В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников впроцессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса [Электронныйресурс] / В.А. Богданова – Педсовет.org. – 2007. – 31 августа. – Режим доступа:pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3843/Itemid,118/,свободный.
3. Бочарникова,М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст]/ М.А. Бочарникова // Начальная школа. – 2009. – №3. – С. 86-92.
4. Веденина,В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal.Сообщество профессионалов. – Режим доступа: www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti, свободный.
5. Гайдамак,Е.С. Реализация компетентностного подходав процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям наоснове применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационныетехнологии в образовании – Режим доступа:ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
6. Дахин,А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст]/ А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №2. – С. 42-47.
7. Зайцев,В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельскаяшкола. – 2009. – №5. – С. 28-35.
8. Земскова,А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С.Земскова // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
9. Зимняя,И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностногоподхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательскийцентр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
10. Изменения вобразовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. / Подредакцией Г.Н. Прозументовой [Текст] – Томск – 2003. – C. 56.
11. Камалеева, А.Р.Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева// Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2009. – №5. –С. 6-18.
12. Концепция модернизациироссийского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжениеправительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р.
13. Лебедев, О.Е.Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьныетехнологии. – 2004. – №5.-С.3-12. – Режим доступа:www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.
14. Михайлова, Е. И. Кейс икейс-метод: общие понятия. [Текст] / Е.И. Михайлова // Маркетинг – 1999. – №1. –C. 12-13.
15. Новикова, Е.А. Формированиеучебно-познавательной компетенции на уроках математики: vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12/ .
16. Окно в ситуационнуюметодику обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.casemethod.ru,свободный.
17. Скворцова, Г.Компетентностный подход: правила постановки учебных целей [Текст] / Г.Скворцова // Первое сентября. – 2008. – №4. – С. 10.
18. Толковый словарь русскогоязыка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
19. Харламова, Т.Компетентное обсуждение [Текст] / Т. Харламова // Школьный психолог. – 2002. –№ 20. – С. 57-62.
20. Хуторской, А.В. Ключевыекомпетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской// Интернет-журнал «Эйдос».–2002.–23апреля. – Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm,свободный.
21. Хуторской, А.В. Ключевыекомпетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]/ А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
22. Хуторской, А.В. Технологияпроектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – Режимдоступа: www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.
23. Шишкина, Л.П. Инновационныйопыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода [Электронныйресурс] / Л.П. Шишкина. – Муниципальное Образовательное Учреждение СредняяОбщеобразовательная Школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов. –Режим доступа: education.simcat.ru/school72/info/6, свободный.
24. Щерабакова, В.В.Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В.Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.