ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГООБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Управлениебюджетом»
тема Реализация новых подходов вуправлении бюджетом при формировании федерального бюджета 2006 года
Москва – 2010
Содержание
Введение
1. Необходимость и предпосылкиреформирования бюджетного процесса
2. Цель и основные направленияреформирования бюджетного процесса
3. Общая характеристика проекта ФЗ «Офедеральном бюджете на 2006г.»
4. Общая характеристика исполнения ФЗ «Офедеральном бюджете на 2006 г.». Макроэкономические условия исполненияфедерального бюджета в 2006 г.
Заключение
Список литературы
Введение
Государственный бюджетотражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическимилицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода всвязи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства,осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования,обеспечения обороны страны и управления обществом.
Бюджет позволяетсосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которыеявляются на данном историческом этапе наиболее важными.
Какпоказывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетированиянаряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокиепреобразования всей системы государственного управления. Форсированное еевнедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижениюподотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, ростууправленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетногоадминистрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедурытребуют практической отработки.
Исходяиз этого, при формировании проектов федерального бюджета на 2005 и 2006 годпредлагается провести эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования,ориентированных на результаты, не требующий внесения изменений в действующеебюджетное законодательство. В рамках данного эксперимента предполагаетсяежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования,подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органамиисполнительной власти и реализуемыми ими программами по результатам формализованнойоценки представленных заявок, включающих в себя доклады о результатах иосновных направлениях деятельности, а также иные материалы, позволяющие оценитьрезультативность бюджетных расходов и качество управления бюджетнымисредствами. Первоначально объем ассигнований, распределяемый в рамкахэксперимента, может составлять до 300 млн.рублей, в дальнейшем по меренакопления опыта применения новых методов бюджетного планирования и развитиясистемы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управлениябюджетными средствами его доля в общем объеме федерального бюджета можетвозрастать.
Предусмотренныенастоящей Концепцией основные принципы и направления реформирования бюджетногопроцесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации.
Нафедеральном уровне реализацию Концепции планируется осуществлять в рамках планамероприятий Правительства Российской Федерации, основной позицией которогоявляется разработка проекта федерального закона о внесении в Бюджетный кодексРоссийской Федерации изменений, касающихся регулирования бюджетного процесса.
Далее в работе подробнорассмотрим новые подходы в управлении бюджетом при формировании федеральногобюджета 2006 года, их предпосылки, реализацию и сделаем соответствующие выводыпо их реализации.
1.Необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса
В1990-х — начале 2000-х годов в бюджетной сфере Российской Федерации былипроведены крупные структурные реформы.
Восновном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономическойстабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года Бюджетныйкодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетногопроцесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования сраспределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетныхограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполненияфедерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектовРоссийской Федерации.
Вто же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетнойсистемы, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процессмеханизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетныхрасходов, что проявляется в:
а)разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного циклаотдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенностиобъема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям,распорядителям и получателям бюджетных средств (далее — администраторыбюджетных средств);
б)предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации)ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмовперераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедуротбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетамигосударственной политики;
в)отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использованиябюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторовбюджетных средств;
г)формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования (втом числе разработки и реализации федеральных целевых программ);
д)ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторовбюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
е)преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановымпоказателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнегоконтроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использованиябюджетных средств;
ж)отсутствии четкого закрепления доходов бюджетной системы за администраторамисоответствующих платежей;
з)отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов властиразных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти иорганами местного самоуправления активов и обязательств соответственноРоссийской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальногообразования;
и)затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджетазаконодательными (представительными) органами власти, ориентированной натехнические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и ихреализации;
к)нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными(представительными) и исполнительными органами власти и т.д.
Такимобразом, сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенноограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективностиуправления государственными (муниципальными) финансами и переориентациидеятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных имассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримыхрезультатов.
Внастоящее время складываются благоприятные условия для ускорения бюджетной реформы.Созданный в 2004 году Стабилизационный фонд Российской Федерации обеспечиваетповышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиямвнешнеэкономической конъюнктуры. В рамках реализации Программы развитиябюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года,одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001г. № 584, заложены основы принципиально новой системы межбюджетных отношений,обеспечивающей четкое разграничение расходных и доходных полномочий органоввласти разных уровней, а также сокращение обязательств, установленныхфедеральными законами для бюджетов всех уровней без учета возможностей по ихвыполнению.
2.Цель и основные направления реформирования бюджетного процесса
Цельюпредусмотренного настоящей Концепцией реформирования бюджетного процессаявляется создание условий и предпосылок для максимально эффективного управлениягосударственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетамигосударственной политики.
Сутьэтой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от«управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управлениерезультатами» путем повышения ответственности и расширениясамостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетныхсредств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Врамках концепции «управления ресурсами» бюджет в основном формируетсяпутем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьямбюджетной классификации Российской Федерации. При соблюдении жестких бюджетныхограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнениебюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходовне обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствияфактических и плановых показателей.
Врамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходяиз целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетныеассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности),при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечныхрезультатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность иответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочныепереходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамкахсреднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований(глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализациянаправлений использования которых осуществляется администраторами бюджетныхсредств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала,оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю,ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводитсямониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности,оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутымрезультатам.
Ядромновой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в миреконцепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты врамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть — распределениебюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или)реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости отдостижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии сосреднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределахпрогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Помимосоздания системы мониторинга результативности бюджетных расходов, эта модельпредполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлениемчетких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышениемпредсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетныхсредств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходныхобязательств в зависимости от степени их предопределенности и правилпланирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждениябюджета должна быть переориентирована на выработку четких расходных приоритетови оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций иизменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширениемполномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.
Такимобразом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить последующим направлениям:
а)реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета;
б)выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
в)совершенствование среднесрочного финансового планирования;
г)совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методовбюджетного планирования;
д)упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Врамках первого направления предусматривается приближение бюджетнойклассификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов сучетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной властив рамках административной реформы, а также введение интегрированного сбюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методеначислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Второеи третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочногопрогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетныхсредств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственнойполитики.
Четвертое- основное — направление предполагает формирование и включение в бюджетныйпроцесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переходот сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию,ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримыхрезультатов.
Пятоенаправление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрениябюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетногопланирования, ориентированного на результаты.
Какпоказывает международный опыт, для перехода к новой системе бюджетирования нарядус обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокиепреобразования всей системы государственного управления. Форсированное еевнедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижениюподотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, ростууправленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетногоадминистрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедурытребуют практической отработки.
Исходяиз этого, при формировании проектов федерального бюджета на 2005 и 2006 годпредлагается провести эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования,ориентированных на результаты, не требующий внесения изменений в действующеебюджетное законодательство. В рамках данного эксперимента предполагаетсяежегодно выделять в составе расходов федерального бюджета ассигнования,подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органамиисполнительной власти и реализуемыми ими программами по результатамформализованной оценки представленных заявок, включающих в себя доклады орезультатах и основных направлениях деятельности, а также иные материалы,позволяющие оценить результативность бюджетных расходов и качество управлениябюджетными средствами. Первоначально объем ассигнований, распределяемый врамках эксперимента, может составлять до 300 млн.рублей, в дальнейшем по меренакопления опыта применения новых методов бюджетного планирования и развитиясистемы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управлениябюджетными средствами его доля в общем объеме федерального бюджета можетвозрастать.
Предусмотренныенастоящей Концепцией основные принципы и направления реформирования бюджетногопроцесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы РоссийскойФедерации.
Нафедеральном уровне реализацию Концепции планируется осуществлять в рамках планамероприятий Правительства Российской Федерации, основной позицией которогоявляется разработка проекта федерального закона о внесении в Бюджетный кодексРоссийской Федерации изменений, касающихся регулирования бюджетного процесса.
3.Общая характеристика проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006год»
Проектфедерального бюджета на 2006 годсформирован на основе разработанного и одобренного Правительством РоссийскойФедерации перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 –2008 годы.
Незавершена работа по подготовке Сводного доклада Правительства РоссийскойФедерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 –2008 годы, что непозволило обеспечить необходимый уровень качества среднесрочного бюджетногопланирования.
Проектфедерального бюджета на 2006 годсформирован по расходам в сумме4 270,1 млрд. рублей,по доходам – в сумме5 046,1 млрд. рублейс профицитом в размере776,0 млрд. рублей.
Доходыпроекта федерального бюджета на 2006 годпо сравнению с законодательноутвержденным объемом на 2005 годпредусмотрено увеличить на 1 448,5 млрд. рублей,или на 40,3 %, по сравнениюс ожидаемым исполнением –на 75,4 млрд. рублей.Их доля в ВВП составит20,7 %, что нижеуровня ожидаемого в 2005 году(23,7 % ВВП), но вышезаконодательно установленного на этот год(19,2 % ВВП).
Доходыпроекта федерального бюджета в 2006 годув значительной мере будутсформированы за счет налоговых доходов, доля которых составит 62,8 %.
Расходыпроекта федерального бюджета на 2006 годпо сравнению с их ожидаемымисполнением в 2005 годупредполагается увеличить на 773,1 млрд. рублей,или на 22,1 % в номинальномвыражении и на 11,3 %в реальном выражении.
Характернойособенностью является рост непроцентных расходов федерального бюджета посравнению с ожидаемымуровнем на 24,4 %в номинальном выражении ина 13,4 % в реальномвыражении, что значительно опережает прогнозируемые темпы экономического роста.
Наибольшуюдолю в непроцентныхрасходах федерального бюджета без учета ЕСН в 2006 годубудут занимать расходы на социальную сферу –32,3 % (32,3 %в 2005 году).Доля непроцентных расходов федерального бюджета на обеспечение внутренней ивнешней безопасности государства в 2006 годусоставит 32,1 % (34,4 %),межбюджетные трансферты –29,9 % (31,3 %),государственную поддержку отдельных секторов и отраслей экономики –8,99 % (8,79 %).
Важнойособенностью законопроекта является существенное увеличение расходовфедерального бюджета на государственные капитальные вложения (318,3 млрд. рублей),на финансирование федеральных целевых программ (365,3 млрд. рублей),а также образование в составефедерального бюджета Инвестиционного фонда в объеме69,7 млрд. рублей.Значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2006 годутребует существенного повышения эффективности и прозрачности использованиябюджетных средств, их концентрации на направлениях, не оказывающихсущественного влияния на ускорение инфляционных процессов.
Взаконопроекте предусматривается формирование Стабилизационного фонда РоссийскойФедерации (далее –Стабилизационный фонд) в объемедо 2 242,3 млрд. рублейна конец 2006 года, чтосоставит 44,4 % от доходовфедерального бюджета в 2006 году.До настоящего времени управление средствами Стабилизационного фонда,предусмотренное статьей 96.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации –путем их размещения в долговыеобязательства иностранных государств, не осуществляется, что влечет высокийриск инфляционного обесценения в случаерезкого роста инфляции и кризисного снижения цен на нефть.
Поставленнаяв посланиях ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача попереходу к стратегии развития в целяхобеспечения качественного подъема экономики и роста благосостояния населениятребует принципиально новых подходов к мобилизации ресурсов государства ивыбору приоритетов использования бюджетных средств, усиления роли и качествасреднесрочного бюджетного планирования и значительного повышения эффективностибюджетных расходов.
Формированиепроекта федерального бюджета на 2006 годосуществлялось с учетомнеобходимости перехода к модели среднесрочного бюджетного планирования,позволяющей ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их реализациисоответствующие финансовые ресурсы. Законопроект сформирован на основеразработанного и одобренного Правительством Российской Федерации перспективногофинансового плана Российской Федерации на 2006 –2008 годы.
Особенностьюформирования проекта федерального бюджета на 2006 годявляется необходимость реализации активной государственной политики развития наоснове расширения государственного спроса в качествеосновного катализатора экономического роста и сохранения общеймакроэкономической сбалансированности.
Приформировании проекта федерального бюджета на 2006 годпредусмотрены меры по снижению налогового бремени в целяхактивизации инвестиционного климата, увеличению уровня государственныхинвестиций, усилению социальной направленности расходов бюджета и проведениюактивной политики роста доходов населения, а также снижению долговой нагрузкина экономику, что направлено на решение задач, поставленных в посланияхПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Вместес тем не завершена работапо подготовке Сводного доклада Правительства Российской Федерации о результатахи основных направлениях деятельности на 2006 –2008 годы, что непозволило обеспечить при формировании проекта федерального бюджета на 2006 годнеобходимое качество среднесрочного бюджетного планирования и реализациюпринципов бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Проектфедерального бюджета на 2006 годсформирован исходя из прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации на 2006 год,в соответствии с которымобъем ВВП должен составить 24 380 млрд. рублей,темп роста ВВП – 105,8 %,индекс-дефлятор ВВП –109,7 %, целевойуровень инфляции –7 – 8,5 %при среднегодовом курсе доллараСША к рублю в размере28,6 рубля за долларСША и мировой цене на нефть марки «Юралс» –40 долларов за баррель.
Важнойособенностью формирования проекта федерального бюджета на 2006 годи перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 –2008 годы являетсяпродолжение сокращения объема финансовых ресурсов, перераспределяемых черезбюджетную систему Российской Федерации.
Всоответствии с перспективнымфинансовым планом Российской Федерации на 2006 –2008 годы в целомдоходы бюджетной системы Российской Федерации в 2006 годусоставят 8 676,7 млрд. рублейи их доля в ВВП снизится с 39 %по ожидаемому исполнению в 2005 годудо 35,6 % в 2006 году.В 2008 году доходыбюджетной системы Российской Федерации предусматривается снизить до 32,8 %ВВП.
В2006 году расходыбюджетной системы Российской Федерации вырастут по сравнению с 2005 годомна 18,2 % в номинальномвыражении и на 7,8 %в реальном выражении. В2007 – 2008 годахрасходы бюджетной системы Российской Федерации прогнозируются на уровне 31 %ВВП.
Важнойособенностью формирования проекта федерального бюджета на 2006 годявляется существенное увеличение расходов федерального бюджета нагосударственные капитальные вложения и финансирование федеральных целевыхпрограмм, а также образование в составефедерального бюджета инвестиционного фонда.
Общийобъем расходов федерального бюджета на капитальные вложения в 2006 годупредусматривается в объеме318,3 млрд. рублей,что на 89 млрд. рублей,или на 38,8 % в номинальномвыражении и на 26,4 %в реальном выражении,больше законодательно утвержденного уровня 2005 года.Новацией формирования проекта федерального бюджета на 2006 и последующие годыявляется создание в егосоставе инвестиционного фонда в объеме69,7 млрд. рублей.
Вцелом создание инвестиционного фонда на долгосрочную перспективу, предусматривающегоновые возможности для активизации инвестиционной деятельности на основепартнерства государства и бизнеса, представляется весьма своевременным.
Впроекте федерального бюджета на 2006 годформирование расходов на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РоссийскойФедерацииосуществляется в условияхпродолжения радикальных преобразований межбюджетных отношений РоссийскойФедерации и субъектов Российской Федерации, реализации реформы местногосамоуправления, изменения формы предоставления социальных льгот путем переводанатуральных льгот в денежнуюформу, повышения роли и ответственности субъектов Российской Федерации в обеспеченииразвития социальной сферы и экономического потенциала регионов.
Согласнопрогнозу консолидированного бюджета Российской Федерации доля доходовконсолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (с учетомпередаваемой из федерального бюджета финансовой помощи) в доходахконсолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 годуснижается до 41,2 %по сравнению с 45 %в 2005 году.Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учетабезвозмездных перечислений от других уровней власти в 2006 годупо сравнению с утвержденнымуровнем 2005 года увеличатсяв номинальном выражениина 10,9 % (в реальномвыражении на 1,1 %),указанные расходы с учетомбезвозмездных перечислений –на 16,7 % (на 6,4 %).
Приэтом существенное влияние на сбалансированность консолидированных бюджетовсубъектов Российской Федерации окажет увеличение расходных обязательств субъектовРоссийской Федерации в связис принятыми нафедеральном уровне решениями по индексации установленного минимального размеразаработной платы и объема социальных выплат федеральным категориям льготников,а также возможное дополнительное перераспределение полномочий с федеральногоуровня на уровень субъектов Российской Федерации.
Начинаяс 2000 годафедеральный бюджет формируется с профицитом,за исключением 2001 года,когда был сформирован бездефицитный бюджет. При этом Бюджетный кодексРоссийской Федерации содержит общие принципы бюджетного законодательства,ориентированные на дефицитную модель федерального бюджета. Глава 12 «Профицитбюджета и порядок его использования» была исключена из Бюджетного кодексаРоссийской Федерации Федеральным законом от 5 августа 2000 г.№ 116-ФЗ и егосовременная редакция содержит только понятие профицита бюджета. В этой связи
Вцелом источниками поступления средств в федеральныйбюджет в 2006 годуявляются доходы федерального бюджета в сумме5 046,1 млрд. рублей,привлечение средств от размещения государственных и муниципальных ценных бумагдля финансирования дефицита федерального бюджета –238,2 млрд. рублей,поступление средств от продажи имущества, находящегося в федеральнойсобственности – 39 млрд. рублей,поступление средств от реализации государственных запасов драгоценных металлови драгоценных камней –15,7 млрд. рублей,поступление средств по кредитам от международных финансовых организаций,правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм,прочего внешнего финансирования –31,8 млрд. рублей,привлечение средств из остатков средств федерального бюджета в Стабилизационныйфонд – 106,5 млрд. рублей,привлечение средств из остатков средств федерального бюджета за счетбезвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации в 2005 году –81,5 млрд.рублей. Вцелом объем средств, поступающих в федеральныйбюджет в 2006 году,составит 5 558,8 млрд. рублей.
Направлениямивыплат из федерального бюджета в 2006 годуявляются расходы федерального бюджета в сумме4 270,1 млрд. рублей,выплаты на погашение государственного и муниципального внутреннего долга –109,1 млрд. рублей,выплаты на погашение государственного внешнего долга –244,5 млрд. рублей(включая 40,9 млрд. рублейиз Стабилизационного фонда), затраты на приобретение государственных запасовдрагоценных металлов и драгоценных камней –10,7 млрд. рублей,исполнение государственных гарантий –1,3 млрд. рублей,перечисление дополнительных доходов федерального бюджета в 2006 годув Стабилизационный фонд –816,6 млрд.рублей,перечисление остатков средств федерального бюджета в Стабилизационныйфонд – 106,5 млрд. рублей.В целом объем выплат за счет средств федерального бюджета в 2006 годусоставит 5 558,8 млрд. рублей.
Объемгосударственного долга Российской Федерации на конец 2006 годаврублевомвыражении определен в размере3 415,8 млрд. рублей,или 14 % ВВП, что на 2 процентныхпункта меньше ожидаемого уровня 2005 года(16 % ВВП). В соответствиис перспективным финансовымпланом на 2006 – 2008 годыобъем государственного долга предусматривается сократить до 12,2 %ВВП на конец 2007 годаи 11 % ВВП на конец2008 года, что решаетпроблему снижения долговой нагрузки на экономику в среднесрочнойперспективе.
Принципиальнойособенностью формирования Стабилизационного фонда в проектефедерального бюджета на 2006 годявляется предусмотренное проектом федерального закона «О внесенииизменений в Бюджетный кодексРоссийской Федерации» увеличение базовой цены на нефть с 20до 27 долларов забаррель для расчета формирующих его доходов. В этих условиях в проектефедерального бюджета на 2006 годи перспективном финансовом плане на 2006 –2008 годыпредусматривается накопление средств Стабилизационного фонда с 739,4 млрд. рублейна начало 2005 года до 2 242,3 млрд. рублейна конец 2006 года (44,4 %доходов федерального бюджета) и до 3 070,4 млрд. рублейна конец 2008 года (53,1 %).
/>Анализ реализации основных задач,поставленных в Бюджетномпослании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Впроекте федерального бюджета на 2006 годтемпы роста непроцентных расходов предусматриваются в реальномвыражении выше темпов роста ВВП, в перспективномфинансовом плане на 2006 –2008 годы непредусмотрено раздельное отражение действующих и вновь принимаемых расходныхобязательств Российской Федерации.
Остаютсянерешенными проблемы выполнения планов приватизации и реализации мелких пакетовакций, находящихся в федеральнойсобственности.
Впроекте федерального бюджета на 2006 годне приняты необходимые меры по модернизации механизмов активной политикизанятости населения, увеличению расходов на оказание государственной помощи поборьбе с беспризорностьюи безнадзорностью, по увеличению размеров пенсий в объемах,превышающих уровень инфляции.
Необходимоускорить решение задач, поставленных в Бюджетномпослании, по совершенствованию администрирования налога на добавленнуюстоимость, введению в действиеместного налога на недвижимость, по совершенствованию налогообложениядивидендов, по переработке системы платежей за негативное воздействие наокружающую среду, по внесению изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации в частиупорядочения процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета.
Основнымизадачами бюджетной политики, сформулированными в Бюджетномпослании, являются обеспечение макроэкономической устойчивости,последовательного снижения уровня инфляции, сбалансированности и устойчивостибюджетной системы Российской Федерации, совершенствование механизмов примененияпрограммно-целевых методов бюджетного планирования, повышение эффективностибюджетных расходов, завершение налоговой реформы.
Всоответствии со статьями 170 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерациисоставление проекта бюджета на очередной финансовый годосновывается на Бюджетном послании. В целях реализации задач, поставленных в Бюджетнойпослании, приняты следующие меры.
ПравительствомРоссийской Федерации утверждено Положение о разработке перспективногофинансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год,Положение о Сводном докладе Правительства Российской Федерации о результатах иосновных направлениях деятельности на 2006 –2008 годы, внесеныизменения в порядокразработки и реализации федеральных целевых программ, принят порядокразработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
ПринятФедеральный закон от 21 июля2005 г. № 94-ФЗ«О размещении заказов напоставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд».
Внесеныизменения в Налоговый кодексРоссийской Федерации, регламентирующие исчисление и уплату налога на прибыльорганизаций и налога на добавленную стоимость, направленные на стимулированиеинвестиционной активности предприятий и организаций. В целях стимулированияразвития малого бизнеса повышен максимальный размер дохода, позволяющий перейтина упрощенную систему налогообложения. Отменен налог на имущество, переходящеев порядке наследования идарения.
Предусмотренаиндексация размеров оплаты труда работников федеральных государственныхорганов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 января2006 года на 15 %,а также размера оплаты труда работников федеральных государственных учреждений,оплачиваемых по единой тарифной сетке.
Вместес тем не обеспечено в полноймере выполнение отдельных положений Бюджетного послания.
ВБюджетном послании отмечается необходимость модернизации механизмов активнойполитики занятости населения. Однако в проектефедерального бюджета на 2006 годперечень мероприятий по проведению активной политики занятости и ассигнованияна указанные цели сохраняются на уровне 2005 года.Расходы федерального бюджета на проведение активной политики занятостинаселения предусматриваются в размере11 % общего объема затратна государственную политику содействия занятости, на меры пассивной политикизанятости населения (пособия по безработице) –в размере 89 %.
Невыполнена поставленная в Бюджетномпослании задача по увеличению размеров социальных и трудовых пенсий в объемах,опережающих рост потребительских цен. Проектом федерального бюджета на 2006 годпредусмотрена индексация размера базовой части трудовых пенсий с 1апреля 2006 года на 3 %,с 1 августа 2006 года –на 4 % (на 7,1 %за 2006 год), размерастраховой части трудовых пенсий –с 1 апреля 2006 годана 6,3 %, которая непревышает прогнозируемый рост потребительских цен (7 –8,5 %).
Необходимоускорить решение задач, поставленных в Бюджетномпослании, по совершенствованию администрирования налога на добавленнуюстоимость. Изменения налогового законодательства в частиисчисления и взимания НДС требуют повышения уровня администрирования налога иобеспечения эффективности контрольной работы налоговых органов. Необходимовнесение соответствующих изменений и дополнений в Налоговыйкодекс Российской Федерации, упорядочение системы учета платежей по налогу,обеспечение прозрачности движения сумм налога.
ВБюджетном послании подчеркивалось, что процедуры рассмотрения проектафедерального бюджета излишне затянуты и громоздки. Необходимо ускоритьразработку и принятие изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации в частирегулирования бюджетного процесса.
4.Общая характеристика исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006год» (с изменениями и дополнениями). Макроэкономические условия исполненияфедерального бюджета в 2006 году
Макроэкономическиеусловия исполнения федерального бюджета в 2006 году характеризовались ростомэкономики в условиях исключительно благоприятной для основных товаровроссийского экспорта конъюнктуры мировых рынков, постепенным снижением уровняинфляции, продолжением укрепления национальной валюты и ростом золотовалютныхрезервов страны. ВВП увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 6,7 %(2005 год к 2004 году — на 6,4 %), темп прироста потребительских цен (декабрь 2006года к декабрю 2005 года) составил 9 % (10,9 %).
Исключительноблагоприятная внешнеэкономическая ценовая конъюнктура мировых рынков топлива исырья явилась важным фактором поддержания экономического роста в России.Мировая цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 2006 год составила 61,1доллара США за баррель, увеличилась по сравнению с 2005 годом на 20,8 % (50,6доллара США за баррель) и превысила уровень, принятый в расчетах федерального бюджетана 2006 год, на 21,1 доллара США за баррель, или на 52,8 % (40 долларов США за баррель).Средняя экспортная цена на природный газ в 2006 году составила 216 долларов СШАза 1 тыс. куб. м, то есть была в 1,4 раза выше, чем в 2005 году (150,9 доллараСША за 1 тыс. куб. м), и превысила уровень, прогнозируемый при формированиифедерального бюджета на 2006 год, на 32,4 % (163,2 доллара США за 1 тыс. куб.м). Средняя мировая цена на алюминий выросла в 2006 году по сравнению с 2005годом на 35,4 %, на медь – в 1,8 раза, на никель – в 1,6 раза. В результате в2006 году объем экспорта товаров достиг 303,9 млрд. долларов США и увеличилсяпо стоимости по сравнению с предыдущим годом на 24,7 %.
Наположительную динамику макроэкономических показателей в 2006 году оказали влияниетакже следующие факторы:
— рост инвестиционной и торгово-посреднической деятельности.
В2006 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал за счет всехисточников финансирования в сопоставимых ценах выросли на 13,7 % (в 2005 годупо сравнению с 2004 годом – на 10,9 %). Объем иностранных инвестиций вэкономику страны достиг 55,1 млрд. долларов США, что на 2,7 % больше, чем в2005 году, в том числе прямых – 13,7 млрд. долларов США, или на 4,6 % больше,чем в 2005 году. В условиях увеличения денежных доходов населения, а такжепотребительского кредитования темп роста оборота розничной торговли достиг113,9 % (112,8 %);
— рост объема платных услуг населению и расходов государства на оказание индивидуальныхи персональных услуг. Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах выросна 7,9 % по сравнению с 7,5 % в 2005 году, расходы государства, финансируемыеза счет консолидированного бюджета Российской Федерации, выросли в сопоставимыхценах на 4,6 % в 2006 году по сравнению с 8,4 % в 2005 году;
— меры, принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством РоссийскойФедерации, по обеспечению политической, социальной и экономической стабильности,улучшению инвестиционного климата в стране. В частности, принимались меры посовершенствованию налогового законодательства, развитию земельного ифинансового рынков, реформированию бюджетного сектора, созданию современной,комплексной и эффективной системы корпоративного управления, реализации приоритетныхнациональных проектов, созданию условий для технологического обновления отраслейпромышленности, защите конкуренции.
Вместес тем понижающее влияние на темпы экономического роста оказало продолжившеесяувеличение темпа прироста физического объема импорта товаров, который в 2006 годув 5,5 раза превысил темп прироста реального объема продукции, произведенной обрабатывающимипроизводствами, в то время как в 2005 году – в 3 раза. Это отражает снижениеконкурентоспособности отечественной продукции, в том числе под воздействием укреплениярубля.
Такимобразом, расширение внутреннего (потребительского и инвестиционного) спроса в2006 году продолжало удовлетворяться в значительной степени за счет приростаимпорта.
Существеннымфактором, оказывавшим сдерживающее воздействие на экономический рост, явилисьтакже невысокие темпы роста экспорта товаров в физическом выражении призначительном росте цен на основные товары российского экспорта. По даннымтаможенной статистики, индекс физического объема экспорта товаров в 2006 году посравнению с 2005 годом составил 105,8 %, в 2005 году по сравнению с 2004 годом– 104,7 %, что связано со снижением объемов экспорта нефти и природного газа.
В2006 году по сравнению с 2005 годом произошло снижение объема экспортируемойнефти на 2 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом — на 1,6 %), объемаэкспортируемого природного газа — на 2,5 % (в 2005 году по сравнению с 2004годом он вырос на 3,7 %).
Сравнительныйанализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах кфедеральному бюджету на 2006 год, фактически сложившихся в 2006 году, и показателейза 2005 год в процентах к 2004 году представлен в следующей таблице и диаграмме.
Таблица1. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей.Показатели
Принято в рас-четах к
ФЗ от 26
декабря 2005 г.
№ 189-ФЗ
Принято в рас-четах к
ФЗ от 1
декабря 2006 г.
№ 197-ФЗ Отчетные данные за 2006 год 2006 г в % к 2005 г Справочно 2005 год в % к 2004 году
принято в расчетах к ФЗ от 26 декабря
2005 г. № 189-ФЗ
принято в
расчетах к ФЗ от 1 декабря
2006 г.№ 197- ФЗ Отчетные данные Валовой внутренний продукт, млрд. рублей 24 380,0 27 220,0 26 781,1 105,8 106,6 106,7 106,4 Индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам предыдущего года (в %) 109,7 118,2 116,1 119,2
Объем промышленной
продукции, млрд. руб.1 16 000,0 15 960,0 104,6 104,7
Индекс промышленного
производства2 103,9 104 Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей 1 617,1 101,6 101,5 102,8 102,4 Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 4 305,0 4 328,0 4 580,5 111,1 111 113,7 110,9 Оборот розничной торговли, млрд. рублей 8 070,0 8 575,0 8 690,3 109 112,1 113,9 112,8 Объем платных услуг населению, млрд. рублей 2 772,0 2 795,0 2 798,4 105,6 107,2 107,9 107,5 Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США, в том числе: 371,4 471,4 468,6 101,4 127,8 126,9 131,6 экспорт товаров, млрд. долларов США 232,4 311,2 303,9 94,5 127,8 124,7 133,1 импорт товаров, млрд. долларов США 139,0 160,2 164,7 115,5 127,9 131,3 128,8
Номинальная начислен- ная среднемесячная зп
на одного работника, рублей 10 125 10 555 10 634 120,1 123,4 124,3 126,9
Реальные располагаемые
денежные доходы насе-ления (в % к предыд. г.) 108,9 112,5 110,2 111,1 Численность регистри-руемых безработных (в среднем за месяц), млн. человек 2,0 1,9 1,8 105,3 102,7 95,6 110,6 Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года в %) 107-108,5 109 109 110,9 Среднегодовой курс рубля за 1 доллар США, рублей за 1 доллар США 28,6 27,3 27,2 101,1 96,5 96,1 98,2 Среднегодовой курс рубля за 1 евро, рублей за 1 евро
35,23
34,23 34,1
99,43
97,43 96,8 98,4 Курс евро (средне-годовой), долларов США за евро 1,23 1,253 1,25 98,4 101 100 100,8 Мировая цена на нефть марки «Юралс», долл. США за 1 баррель 40,0 65,0 61,1 83,3 128,5 120,8 147,1 Средняя экспортная цена на газ природный, долл. США за 1000 куб. м 163,2 224,9 216,0 109,5 148,5 143,1 138,3
1Исчислен в соответствии с классификатором ОКОНХ, с 2005 года Росстатом неисчисляется.
2Исчисляется в соответствии с классификатором ОКВЭД как агрегированный индекспроизводства по видам деятельности «добыча
полезныхископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды».
3Расчетно.
Диаграма1. Основныепоказатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 и 2006годах (темп прироста, в % к предыдущему году)
/>
Поданным Росстата, объем валового внутреннего продукта России в 2006 году (перваяоценка) составил в текущих рыночных ценах 26 781,1 млрд. рублей, темп роста реальногообъема ВВП по сравнению с 2005 годом – 106,7 %, индекс-дефлятор ВВП по отношениюк ценам 2005 года – 116,1 %.
В2006 году практически по всем видам деятельности наблюдались более высокие, чемв 2005 году, темпы роста валовой добавленной стоимости: рыболовство,рыбоводство (112 % в 2006 году и 103,4 % в 2005 году), добыча полезныхископаемых (102,1 % и 100,9 % соответственно), строительство (114,1 % и 110,6%), гостиницы и рестораны (111,2 % и 108,8 %), транспорт и связь (109,4 % и106,8 %), образование (101,8 % и 100,4 %), предоставление прочих коммунальных,социальных и персональных услуг (112,7 % и 107,5 %), а также рост чистыхналогов на продукты (109,1 % и 108,4 %).
Вто же время в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло значительное замедлениетемпа роста валовой добавленной стоимости по операциям с недвижимым имуществом,аренде и предоставлению услуг – 106,1 % (111,8 % в 2005 году), а также несколькозамедлились темпы роста валовой добавленной стоимости по обрабатывающим производствам– 104,8 % (105,7 % соответственно), оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортныхсредств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 108,7 %(109,9 %).
Анализкомпонентов использованного ВВП показал, что внутренний спрос увеличился на10,2 % (в 2005 году — на 9,1 %), внешний спрос (экспорт товаров и услуг) – на 7,2% (в 2005 году — на 6,4 %). Таким образом, внутренний спрос на 3 процентныхпункта опережал внешний (в 2005 году — на 2,7 процентного пункта).
Расширениевнутреннего спроса связано главным образом с высоким темпом роста инвестиционнойсоставляющей, в результате валовое накопление основного капитала выросло на13,9 % (в 2005 году – на 8,3 %), что на 7,2 процентного пункта выше темпа ростаВВП (в 2005 году – на 1,9 процентного пункта). Расходы на конечное потреблениедомашних хозяйств выросли в 2006 году на 11,2 % (в 2005 году – на 12,8 %), чтона 4,5 процентного пункта выше темпа роста ВВП (в 2005 году – на 6,4процентного пункта).
Прироствнутреннего спроса в 2006 году продолжал удовлетворяться в значительной степениза счет расширения импорта товаров. Прирост импорта товаров (физический объем)в 2006 году составил 24 % (в 2005 году – 16,9 %), что связано с ростом импортамашин, оборудования и транспортных средств. Импорт по этой группе товаровувеличился на 50,9 % (в 2005 году — на 39,6 %). Значительным был также рост импортапшеницы и меслина (в 2,4 раза в 2006 году по сравнению со снижением на 57,7 % в2005 году). В структуре импорта увеличилась доля машин, оборудования итранспортных средств с 44 % в 2005 году до 47,7 % в 2006 году, снизилась доляпродовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья с 17,7 % до 15,7 % ипродукции химической промышленности – с 16,5 % до 15,8 % соответственно. В 2006году темп роста импорта товаров и услуг на 14,5 процентного пункта опережалтемп роста экспорта товаров и услуг (в 2005 году – на 10,6 процентного пункта).Объем чистого экспорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился на 15,8 %(в 2005 году – на 12,8 %).
В2006 году объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2005 годомна 13,7 % и составил 4 580,5 млрд. рублей, или 168,5 млрд. долларов США (в 2005году по сравнению с 2004 годом прирост составил 10,9 %). Росту инвестиций восновной капитал способствовали улучшение финансового состояния организаций(доля прибыльных организаций в общем числе организаций в 2006 году составила70,3 %, в 2005 году – 63,6 %), снижение уровня инфляции. В 2006 году доляинвестиций в ВВП выросла по сравнению с предыдущим годом на 0,4 процентногопункта и составила 17,1 % (в 2005 году — 16,7 %), однако этого недостаточно длясущественного обновления основного капитала.
Основнойобъем инвестиций в основной капитал в 2006 году направлялся на развитие следующихвидов экономической деятельности: транспорта и связи (23,5 % общего объема инвестиций),операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (16,4 %),обрабатывающих производств (15,8 %), добычи полезных ископаемых (15,3 %).
Увеличениеинвестиционной активности носило дифференцированный характер. По сравнению с2005 годом возрос объем инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, охотуи лесное хозяйство (на 42,5 %), в производство машин и оборудования (на 31,9%), в гостиницы и рестораны (на 31,5 %), в образование (на 30,3 %), добычуполезных ископаемых (на 22,7 %), в здравоохранение и предоставление социальныхуслуг (на 22,3 %). В то же время по ряду обрабатывающих производств наблюдалосьснижение объема инвестиций по сравнению с уровнем прошлого года: обработке древесиныи производству изделий из дерева – на 36,8 %, текстильному и швейному производству– на 8,2 %, производству электрооборудования, электронного и оптическогооборудования – на 1,6 %.
Высокиецены на экспортируемое сырье и рост инвестиционной активности организацийоказали влияние на структуру использованного ВВП. Доля чистого экспорта уменьшиласьс 13,5 % в 2005 году до 12,8 % в 2006 году. Доля валового накопления увеличиласьнезначительно и составила 20,4 % (20,2 % — в 2005 году). При этом доля валовогонакопления основного капитала несколько увеличилась (с 17,8 % в 2005 году до 18% в 2006 году), а доля прироста запасов материальных оборотных средств осталасьбез изменения и составила 2,4 %.
Вусловиях благоприятной внешней конъюнктуры и изменений в потоках капитала золотовалютныерезервы Российской Федерации на 1 января 2007 года составили 303,7 млрд.долларов США и увеличились по сравнению с 1 января 2006 года на 121,5 млрд. долларовСША, или в 1,7 раза. Золотовалютные резервы Российской Федерации на 1 января2007 года превысили объем государственного внешнего долга Российской Федерациина 251,7 млрд. долларов США, или в 5,8 раза (52,0 млрд. долларов США). По объемузолотовалютных резервов Россия вышла на третье место в мире после Китая и Японии.
Несмотряна положительную динамику развития экономики Российской Федерации, существенныхсдвигов в повышении благосостояния населения не произошло.
В2006 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения замедлилсяи составил 10,2 % (в 2005 году – 11,1 %). Остается значительной дифференциацияпо уровню заработной платы в различных отраслях экономики. В 2006 году уровеньноминальной начисленной среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства,охоты и лесного хозяйства составил 42,7 % общероссийского уровня средней заработнойплаты, работников текстильного и швейного производства – 45,3 %, работниковобразования– 65,1 %, работников здравоохранения и предоставления социальных услуг –75,4 %.При этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников, занимающихсяпроизводством кокса и нефтепродуктов, финансовой деятельностью, добычейтопливно-энергетическихполезных ископаемых, в 2,1 – 2,6 раза превышает общероссийскийуровень среднейзаработной платы.
Среднийразмер назначенных месячных пенсий в 2006 году составил 25,4 % среднемесячнойноминальной начисленной заработной платы, что на 2,2 процентного пункта нижесоответствующего показателя за 2005 год (27,6 %).
Дифференциациянаселения по уровню доходов (соотношение между средними уровнями доходов 10 %наиболее и 10 % наименее обеспеченной части населения) за 2006 год по сравнениюс 2005 годом значительно увеличилась и составила – 15,3 раза(в 2005 году–14,9 раза). При этом на долю 10 % наиболее обеспеченной части населенияприходилось 30,2 % общего объема денежных доходов (в 2005 году – 29,9 %), а надолю 10 % наименее обеспеченной части населения — 2 % (в 2005 году — 2 %).
Численностьофициально зарегистрированных безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годомсократилась на 4,4 % и составила в среднем за год 1,8 млн. человек.
Номинальныйобменный курс рубля по отношению к доллару США в среднем за 2006 год составил27,18 рубля за 1 доллар США по сравнению с прогнозным курсом 28,6 рубля за 1доллар США, учтенного в расчетах к проекту федерального бюджета на 2006 год, и27,3 рубля за 1 доллар США – в расчетах к проекту федерального закона «О внесенииизменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». В среднем за2005 год номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США составлял 28,28рубля за 1 доллар США.
Приростиндекса реального курса рубля по отношению к доллару США в 2006 году посравнению с предыдущим годом составил 10,7 % (в 2005 году – 10,8 %).
Индексреального эффективного курса рубля по отношению к иностранным валютам, поданным Центрального банка Российской Федерации, в декабре 2006 года поотношению к декабрю 2005 года составил 107,4 % (в декабре 2005 года к декабрю2004 года — 110,5 %).
Вцелом итоги социально-экономического развития за 2005 – 2006 годы свидетельствуют,что антиинфляционная политика Правительства Российской Федерации недостаточноэффективна и нуждается в основательной корректировке в направлении развитияспособов формирования и удовлетворения платежеспособного спроса, прежде всегона базе ускорения роста отечественного производства. В частности, необходимо повыситьэффективность механизма сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства, принять мерыпо развитию конкурентоспособности отечественных товаров, проводить более взвешеннуюполитику в области квотирования и таможенно-тарифного регулирования импортасельскохозяйственной продукции, что позволит избежать резких скачков цен на импортнуюпродукцию, добиться равномерного использования средств федерального бюджета,проведения Банком России эффективной денежно-кредитной политики, развития финансовыхинститутов и инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения вгосударственные и корпоративные ценные бумаги.
Анализотклонений отчетных данных Росстата от прогнозных показателей, послужившихбазой для формирования параметров Федерального закона «О федеральном бюджете на2006 год», показал следующее.
Из25 основных макроэкономических показателей, характеризующих социально- экономическоеразвитие Российской Федерации, прогнозируемых Минэкономразвития России приформировании федерального бюджета на 2006 год, по 15 показателям (60 % общегоколичества) отклонения от отчетных данных Росстата не превысили 5 %, по 5 показателям(20 %) составили более 15 %. Наиболее существенное отклонение (превышение) отмеченопо показателям, связанным с внешнеэкономической деятельностью: экспортной ценена нефть марки «Юралс» (52,8 %), средней экспортной цене на газ (32,4 %),экспорту товаров (30,8 %), импорту товаров (18,5 %).
Имеютсяотклонения отчетных данных Росстата и от прогнозных показателей, послужившихбазой для формирования параметров Федерального закона от 1 декабря 2006 г. №197-ФЗ. Из 25 основных макроэкономических показателей по 3 показателям (12 %общего количества основных показателей) отклонения превысили 5 %. Одинпоказатель (уровень инфляции) соответствует прогнозному значению.
Заключение
Анализисполнения Программы социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы) (далее – Программа) и планадействий по ее реализации в 2006 году, утвержденных распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, показал, что в 2006 году принималисьмеры институционального характера, направленные на решение важнейшихсоциально-экономических задач.
Принятыфедеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечныхценных бумагах», «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Градостроительныйкодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации» в части гармонизации земельного и гражданского законодательства, «Овнесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».
Законодательноустановлены основные принципы взаимодействия государственных и муниципальныхорганов власти с некоммерческими организациями, созданы условия для привлечениявнебюджетного финансирования в сферах образования, здравоохранения, науки,культуры, социальной поддержки населения, спорта, в рамках развития благотворительнойдеятельности.
Внесеныизменения в налоговое законодательство, предусматривающие совершенствованиеналогового администрирования, механизма исчисления и уплаты налога на добычуполезных ископаемых.
В2006 году Правительством Российской Федерации в целях создания условий для ускоренноготехнологического обновления основных производственных фондов установленынулевые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологическогооборудования, введен беспошлинный режим ввоза в отношении технологическогооборудования для производства авиационных двигателей.
ПравительствомРоссийской Федерации утверждены Стратегия развития финансовогорынка РоссийскойФедерации и план мероприятий по ее реализации на 2006 — 2008 годы. В целяхсоздания современной комплексной и эффективной системы корпоративного управленияПравительством Российской Федерации одобрена концепция развития корпоративногозаконодательства на период до 2008 года.
ПравительствомРоссийской Федерации принимались меры, направленные на реализацию приоритетныхнациональных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье– гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», на решениедемографической проблемы.
Вместес тем анализ выполнения плана действий по реализации Программы в 2006 годупоказал, что значительная часть мероприятий (по экспертной оценке, 57 %) ПравительствомРоссийской Федерации в 2006 году не выполнена. Не завершена отработкамеханизмов финансирования медицинской помощи населению, отложено принятиефедерального закона об обязательном медицинском страховании до получениярезультатов реализации в 2007 — 2008 годах в 10 субъектах Российской Федерациипилотных проектов в сфере здравоохранения.
Невнесены изменения в Федеральный закон «О лекарственных средствах», направленныена упорядочение процедуры государственной регистрации лекарственных средств,устранение законодательных противоречий, связанных с ввозом лекарственных средствна территорию Российской Федерации.
Невнесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Обобразовании» и в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» в части изменения понятия иструктуры государственного образовательного стандарта с учетом современных квалификационныхтребований к различным категориям работников.
ПравительствомРоссийской Федерации не принята концепция государственной миграционной политикиРоссийской Федерации, разрабатываемая в целях обеспечения потребностейэкономики Российской Федерации в трудовых ресурсах. В 2006 году не принятаконцепция демографического развития Российской Федерации до 2025 года, формирующаяпредпосылки к последующему демографическому росту (Концепция демографическойполитики Российской Федерации на период до 2025 года утверждена
УказомПрезидента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).
Неосуществлен перевод оплаты труда работников бюджетной сферы на отраслевые системы.
Законодательноне решен ряд вопросов в области доверительного управления средствами пенсионныхнакоплений, не определены механизмы, стимулирующие добровольное участие гражданв формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательногопенсионного страхования, не принято законодательное решение о переводе базовойчасти трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения. Неприняты федеральные законы о профессиональных пенсионных системах.
Нереализованы в полном объеме меры, обеспечивающие проведение административнойреформы. Не приняты в 2006 годуфедеральные законы остандартах государственных услуг и об административных регламентах,устанавливающие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг,необходимые для повышения эффективности государственного управления.
В2006 году не внесены изменения в бюджетное законодательство, направленные на совершенствованиебюджетного процесса, в том числе переход к среднесрочному бюджетномупланированию (Федеральный закон № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признанииутратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» принят26 апреля 2007 года).
Медленноосуществлялась подготовка проектов федеральных законов о развитии банковскогосектора, предусмотренных к принятию в 2006 году. Не принята новаяредакция федерального закона, направленного на совершенствование бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности, с учетом изменившихся экономическихусловий, тенденций общественного развития, а также передовой международнойпрактики постановки на бухгалтерский учет и регулирования бухгалтерского учета.
Невнесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерациив части дифференциацииакцизов на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик.
В2006 году законодательно не установлены процедуры изъятия земельныхучастковдля государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях развитиятранспортнойи социальной инфраструктуры. Не внесены изменения в законодательные актыРоссийскойФедерации, уточняющие условия и порядок приобретения прав на земельные участки,находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предусматривающиеобоснованные цены для приобретения таких прав, в целях ускорения вовлеченияземли в хозяйственный оборот.
Необеспечено создание системы федерального мониторинга территориального социально-экономическогоразвития Российской Федерации, включая развитие территориальныхпроизводственных кластеров, предусматривающей в том числе проведение анализанормативной правовой базы и реализации социально-экономических реформ, выявлениевозможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, а также решениезадачи расширения механизмов стимулирования проведения социально- экономическихреформ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Такимобразом, в 2006 году Правительством Российской Федерации не были реализованы вполном объеме меры институционального характера, предусмотренные Программойсоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу(2006 — 2008 годы) и планом действий по ее реализации в 2006 году в сферах модернизацииздравоохранения и образования, совершенствования пенсионной системы и системыоплаты труда работников бюджетной сферы, повышения эффективности государственногоуправления, развития банковского сектора, снижения инфляции, совершенствованияналогового законодательства, устранения инфраструктурных ограниченийэкономического роста, развития рынков земли и недвижимости, реформы техническогорегулирования, совершенствования бухгалтерского учета и отчетности, стимулированияпроведения социально-экономических реформ в субъектах Российской Федерации имуниципальных образованиях, предусматривающие создание институтов современныхрыночных отношений, являющихся важными источниками экономического роста.
Списоклитературы
1.Заключение Счетной палаты Российской Федерации по отчету Правительства РоссийскойФедерации об исполнении федерального бюджета за 2006 год, представленному вформе проекта федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2006год» УтвержденоКоллегией Счетной палаты Российской Федерации (протоколот 2 ноября 2007 г. № 48К (566), Москва, 2010.
2. «Государственные имуниципальные финансы» А. М. Бабич, Л. Н. Павлова М., 2009, ЮНИТИ
3. «Бюджетная система России» под ред. проф. Г.Б., Поляка М., 2009, ЮНИТИ
4. «Бюджетная система Российской Федерации» под ред. проф. М.В. Романовскогои проф. О.В. Врублевской М., 2009, Юрайт
5. «Финансы» под ред. проф. А.М. Ковалевой М., 2009 «Финансы и статистика»
6. «Финансы и кредит» под ред. проф. А.М. Ковалевой М., 2009, «Финансы истатистика»
7. «Финансовый менеджмент» под ред. проф. Н.Ф. Самсонова М., 2009,«Финансы»