Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт
им. В.Г.Короленко»
Факультет социальных и информационных технологий
Кафедра социальной педагогики
К У Р С О ВА Я Р А Б О Т А
Реализация принципа наглядности по дошкольному воспитанию
Исполнитель: Сомова С.В.
студент 9224 группы
Научный руководитель:
Ст.преподаватель кафедры социальной педагогики
Иванова Н.П.
Глазов 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава I.
Теоретические основы использования наглядных средств в дошкольном воспитании……………………………………..
5
1.1.
Ученые и педагоги о применении наглядности…………….
5
1.2.
Роль и место наглядности в дошкольном воспитании……….
7
Глава II.
Реализация принципа наглядности в разностороннем развитии дошкольников………………………………………
12
2.1.
Дидактические принципы Я.А.Коменского ………………..
12
2.2.
Методика использования наглядности в воспитательном процессе дошкольников………………………………………
16
Глава III.
Использование средств наглядности в дошкольном воспитании……………………………………………………
19
3.1.
Использование наглядности для формирования связной монологической речи………………………………………….
19
3.2.
Сравнительный анализ эстетического воспитания детей средствами природы………………………….………………
23
Заключение………………………………………………………..……….
29
Список использованной литературы…………………………………….
30
Приложения…………………………………………………………………
33
Введение
Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить детей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.
Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». [30, 45] Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Таким образом, дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является «золотым правилом дидактики». [19, 25] Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. Встречаются примеры нетрадиционного применения принципа наглядности.
Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в детских дошкольных учреждениях, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями ввоспитании дошкольников.
Целью написания данной работы является исследование возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях.
Объектом являются средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе воспитания.
Задачи: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. определить роль наглядности в воспитательном процессе дошкольников;
3. Рассмотреть методику использования наглядности в воспитательном процессе дошкольников;
4. выполнить сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.
Теоретическую основу исследования составляют труды: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.К.Крупской, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского, С.Н.Лысенкова и др.
В работе использованытакие методы: синтез, анализ литературы, наблюдение, беседа, дедукция методологического исследования и другие методы.
Глава I. Теоретические основы использования наглядных средств в дошкольном воспитании
Ученые и педагоги о принципе наглядности
Многие ученые и педагоги рассматривали использование наглядных средств, для создания у дошкольников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.
Еще Я. Л. Коменский (1592-1670гг) выдвинул «золотое правило»: «всё, что… можно, предоставлять для восприятия чувствам…». Требование, чтобы знания черпались детьми, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Он теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности. Также Коменский стремился сильнее развивать познавательные способности детей, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Кроме того, разработал классно-урочную систему обучения и выдвинул идею всеобщего образования: «учить всех всему». [19, 55]
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах И.Г. Песталоцци (1746-1827гг). Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить, предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформировать у детей понятия. [25, 4]
В педагогической системе К. Д. Ушинского (1824-1870гг) использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребёнком и чтобы под руководством учителя «… ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». [31,10]
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого (1828-1910) привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. «Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих “Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых” — все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы». [30, 50]
В Яснополянской школе ставились опыты по физике и естествознанию, но особенно большое значение придавалось непосредственному изучению предметов и явлений в естественной обстановке.
Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Н.К.Крупская (1869—1939). Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике воспитания детей дошкольного возраста. О физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.[21, 61]
Наряду с основоположниками дошкольного воспитания крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.
Современную дидактику обогатили педагоги-практики — Ш.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, М.Шаталов, Н.Ильин, и др.
Итак, мы узнали, что великие педагоги своего времени внесли огромный вклад в развитие дошкольного воспитания детей. Но все они едины в том, что наглядность играет не последнюю роль в дошкольном воспитании и школьном обучении всесторонне развитой личности из наших детей. Также все они сходятся в том, что каждый учебный предмет должен изучаться в связи с другими предметами и с конкретной жизнью.
1.2. Роль и место наглядности в дошкольном воспитании
Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. «Наглядные учебные пособия используются в детских садах и школах на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе». [1, 77]
Классификация наглядных пособий
«Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полюс формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью».
В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности.
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы.
Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино). Ее функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио, компакт-диски, флеш-карты); функция — воспроизведение звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,
карты, таблицы); ее функция — развитие абстрактного мышления,
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением
реального мира.
Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. [9, 101]
Прежде чем отобрать для занятия тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей.
При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид — печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные. [6, 38]
Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках.
Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в детсадах: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни.
Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.). Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие — как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся.
Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни.
Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся для учебных целей консервированию и препарированию (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.) природоведения и чтения как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, организации самостоятельной деятельности дошкольников.
Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д.
Модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В дошкольных учреждениях используются некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. В качестве демонстрационных пособий на занятиях применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.
Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся: гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства.
Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив) имеет свою специфику.
Учебные диафильмы. Диафильм — статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.
Для дошкольников особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.
Обучение приемам работы следует начинать на самых простых по содержанию кадрах диафильма. Для этого вначале нужно научить ребенка видеть изображение в кадре. Внимательно, не торопясь, дети рассматривают рисунок, стараясь не упустить ни одной детали. Такое подробное рассматривание поможет понять содержание кадра и ответить на самые простые вопросы: что (кто) изображено в кадре? Что делает действующее лицо? Где происходит действие? Как можно оценить это действие, поступок? На эти или подобные им вопросы по очереди отвечают разные ученики.
После считывания учитель знакомит детей с разными видами заданий диафильма, упражняет их в объяснении смысла и хода выполнения задания.
Учебные диапозитивы. Диапозитивы — фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой.
Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.
В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к различным занятиям, например, серии диапозитивов «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес». Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию.
I
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае педагог определяет задание, направляет деятельность дошкольников. А также, средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, дети пересказывают отрывок литературного произведения.
Глава II. Реализация принципа наглядности в разностороннем развитии дошкольников
2.1. Дидактические принципы Я.А.Коменского
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевают те положения обще методического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Рассмотрим все эти принципы.
Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять». [19, 18]
Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». [19, 22]
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство.
2) Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д.
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния сами вещи, либо заменяющие их изображения.
4) Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширнейшие объяснения, не видев всего этого человеческими глазами.
То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
— реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
— когда это невозможно, модели и копию предмета;
— картинки как изображение предмета или явления.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. [19, 25]
Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения.
Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации постепенности и систематичности знаний:
1. Занятия распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.
4. Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на пройденном и укреплялся последующим.
5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному» и т.д. [19, 31]
Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу – «глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. Так как только упражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем и поэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиеся упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения: а)чувств, б) ума, в) памяти, г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правах и к) в благочестии». [19, 36]
Итак, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в детских садах и школах различных стран.
2.2. Методика использования принципа наглядности в воспитательном процессе дошкольников
Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом (с греч. — буквально: путь к чему- либо). [11, 2]
Каждый метод состоит из отдельных элементов, которые называются – приемами (например, приемами метода работы с книгой являются составление плана прочитанного, пересказ, составление конспекта и т.д.)
Совокупность приемов, составляющих метод, и служит решению дидактических задач (дидактика от греч. — поучающий, относящийся к обучению). Ознакомлению с новым материалом, приобретению умений и навыков, их закреплению, применению. [11, 8]
В двустороннем характере метода обучения нужно уметь различать методы преподавания, которые выполняют информативные и управляющие функции (педагог объясняет, показывает, инструктирует), и методы учения (дошкольник слушает, наблюдает.).
Так, закрепляя материал, ребенок выполняет ряд упражнений, предложенных педагогом, в то же время педагог анализирует действия учащегося, разбирает ошибки, организует новые упражнения для закрепления успехов, контролирует результаты.
Устное изложение как метод обучения содержит в себе не только информацию педагога, это одновременно и деятельность дошкольника, направленная на восприятие, осмысление материала.
Метод обучения всегда включает в себя деятельность ведущего и ведомого. В этом заключается его своеобразие.
Своеобразие заключается и в том, что учитель, управляя деятельностью ученика, должен видеть внешнюю и внутреннюю стороны метода обучения.
Процесс познания, совершаемый учеником, зачастую скрыт от преподавателя, внешняя сторона его деятельности (ученик наблюдает, слушает) еще не раскрывает самого процесса познания, качественной его стороны. Одинаково выражаемая внешне деятельность ученика, внутренне, по своей качественной характеристике может быть совершенно иной.
Так, наблюдая, ребенок может преследовать лишь цель усвоения готовой информации, но это может быть и поисковая деятельность, направленная на решение познавательной задачи. Знания, приобретенные в поисковой деятельности, более осознаны, прочны, подвижны. Ребенок легче применяет их на практике. [11, 12]
Открытие знаний стимулирует развитие его мышления, воображения, творчества. Таким образом, педагогическая ценность метода определяется внутренней, часто скрытой стороной познавательного процесса, а не внешней формой его выражения.
Своеобразие методов обучения состоит также в том, что они не статичны, они развиваются. Развитие метода сопряжено с изменением позиции ребенка в учебном процессе. Задача эта решается педагогом в процессе управления обучением дошкольника.
Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (живое слово учителя, беседа, работа с книгой) и практические (упражнения, творческие работы, лабораторные, графические). Эта классификация не вскрывает тех внутренних процессов, которые составляют сущность метода. [9, 18]
В группе методов организации и осуществления учебных действий и операций можно выделить подгруппы:
— перцептивных методов, в которую входят методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (сокращенно называют их словесными методами: рассказ, лекция, беседа и т.д.);
— методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (сокращенно название – наглядные методы: иллюстрации, демонстрации, и др.);
— методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия (сокращенное — практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др. [15, 33]
Конкретную методику по воспитанию детей дошкольников средствами природы мы разберем в третьей главе.
На основании дидактических принципов, разработанных Я.А. Коменским, многие педагоги применяют средства наглядности в разностороннем воспитании дошкольников. Мы рассмотрим некоторые из них:
— использование наглядности в воспитании дошкольников с нарушениями речи;
— проведем сравнительный анализ по эстетическому воспитанию дошкольников с применением наглядных средств и без них. [19, 180]
Глава III. Использование средств наглядности в дошкольном воспитании
3.1.
Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи
Из опыта работы логопеда Л.Соломенниковой г. Асино, детский сад №16 «Солнышко».
Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является важнейшей задачей логопеда, ибо монологическая речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.
Занимаясь с детьми, Соломенникова Л. пришла к выводу: «Надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность». [11, 54] Известно, что С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Элькони, Л. Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены в нужной для развернутого высказывания последовательности.
Соломенникова Л. изготовила свои наглядные схемы, помогающие детям с ОНР составлять описательные рассказы о деревьях, овощах и фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных. Работая с детьми, все более убеждалась, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогло добиться хороших результатов. [11, 55]
Затем она пошла дальше: начала использовать схемы, иллюстративные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
Организуя занятия по обучению пересказу, нужно придерживатся строгого плана:
1) организационная часть (цель — помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста);
2) чтение текста (без установки на пересказ);
3) разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставятся так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);
4) повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
5) пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
6) упражнения на закрепление языкового материала;
7) анализ детских рассказов.
«Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие снесколькими по очереди появляющимися персонажами». [11, 56]
Исходя из этого, разработаны конспекты занятий по обучению пересказу детей с ОНР с опорой на иллюстративное панно. Успешно справились дети с пересказом довольно большой по объему и количеству действующих лиц мордовской сказки «Как собака друга искала» (в обработке С. Фетисова). Главный персонаж — Собака (прикрепляем картинку в центре фланелеграфа) ищет друга, который бы никого не боялся (см. приложение 1).Первым она встретила зайца (появляется картинка с изображением зайца — первая в ряду). Ночью мимо них пробежала мышь (ставим картинку с изображением мыши под зайцем). Собака услышала, залаяла, заяц, испугавшись, что может прийти волк, убежал. Собака решила подружиться с волком — уж он-то, наверно, никого не боится (ставим картинку с изображением волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (под волком прикрепляю лягушку), собака опять залаяла. Волк подумал, что может прийти медведь (появляется картинка с изображением медведя), испугался и ушел. Собака позвала медведя, но тот и дня с собакой не провел: появился уж (прикрепляем его изображение под медведем), и медведь решил, что вслед за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится (прикрепляем изображение человека). В конце сказки собака, наконец, встречает верного друга — человека, который — уж точно! — никого не боится.
Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видят всех действующих лиц сказки, причем в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают.
Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К. Д. Ушинского). Текст сказки четко делится на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили ее. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что — во второй. Наглядное панно (см. приложение 2)все расставляет по своим местам.
Вверху фланелеграфа прикрепляем картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа — мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком прикрепляю картинки с изображением самой репы, под медведем — ее ботву). Поспела пшеница — мужик взял себе вершки, а Миша — корешки
(рядом с репой прикрепляем картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы помещаем изображение тонких корней колоса пшеницы).
Наглядность (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы) можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.
Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминаете легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребенку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
Для автоматизации звука «сь» в связных текстах я взяла стихотворение «Васенька»:
Непоседа Васенька не сидит на месте.
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
Дети сами зарисовывали схему описания внешнего вида кота на рисунке 1.
/>
/>/>/>/>/>
1
/>
/>
/>
4
1 – усы; 2 – сединки; 3 – хвост; 4 — пятно Рис. 1
В заключении логопед Соломенникова Л. отмечает «положительные результаты обучения детей связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности используемых приемов наглядности». [11, 57]
3.2. Сравнительный анализ эстетического воспитания детей средствами природы
Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
— видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
— воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и т.д.;
— замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
В программе также отмечается, что для правильной организации работы по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы.
В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой воспитателей двух детских садов: «№2» и «№5 » с.Селты, по эстетическому воспитанию детей наглядными средствами природы в соответствии с программными требованиями.
Таким образом, перед нами встала задача наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей наглядными средствами природы.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и их средой обитания.
На данном этапе исследование имело целью определить уровень эстетического развития дошкольников, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось в двух старших группах детского сада №2
Для определения уровня эстетического развития детям двух старших групп было предложено два задания:
Первым заданием являлась методика «Нелепицы».
Методика «Нелепицы»
«При помощи этой методики оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. С помощью этой же методики также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль». [22, 80]
Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую инструкцию:
Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.
Уровень развития оценивался по 10-бальной шкале (см. приложение 6).
Вторым заданием послужила система вопросов, выявляющая у детей знания о зимующих и перелетных птицах, о внешних особенностях животных и их среде обитания, о лиственных и хвойных растениях, об особенностях поведения птиц и животных зимой, а также о сезонных сельскохозяйственных работах.
Система вопросов:
1.У какого животного есть иголки? (У ежа)
2.Кто в лесу спит всю зиму? (Медведь)
З.В какое время года на деревьях распускаются листочки?
(Весной)
4.Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое)
5.Назови домашних птиц, которые умеют плавать?(Утки, гуси)
Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, полученные с помощью методики «Нелепицы» и заданных вопросов, представлены в таблице № 1 (см. приложение 3).
Как видно из таблицы № 1, уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.
Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
На основании полученных результатов нами был разработан комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников наглядными средствами природы.
Главной целью опытно-экспериментальной работы было формирование эстетического восприятия у детей средствами природы. Данная работа была направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира с помощью наглядных средств обучения.
Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие:
1)Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их;
2)Дать основные понятия о взаимосвязях в этом мире;
3)Развить способности различать оттенки цвета и звука, ощущать единство с природой;
4)Проверить возможность использования разработанной системы занятий, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами природы.
Исследование проводилось в старших группах детского сада № 5.
В контрольной группе работа продолжалась по традиционному пути, а в экспериментальной — по разработанному нами комплексу занятий.
Для работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы была разработана целенаправленная система занятий. В каждое занятие включены разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.
Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения, план занятий представлен в приложении 4.
Содержание и методику я подробно покажу на экскурсии «В гостях у зимушки-зимы».
Занятие 19. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».
Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев. Содержание и методика. Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба.
Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу.
Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.
Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О.Выготский – «Елочка»
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен –
Видно смелая она. Провести игру «Угадай — ка».
Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.
В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по эстетическому воспитанию детей средствами природы было использовано два задания.
Первым заданием была использована методика «Времена года», которая позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Методика «Времена года»
Ребенку показывали рисунок и попросили, внимательно посмотрев на него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время выполнения задания — 2 минуты. Ребенок должен назвать не только соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не какое-либо иное время года.
Уровень развития оценивался по 10-бальной шкале (см. приложение 6).
Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о зимующих и перелетных птицах, внешних особенностях животных, о лиственных и хвойных растениях. Дети четко должны различать овощи и фрукты и знать особенности поведения животных зимой.
Система вопросов:
а) Каких птиц, зимующих у нас вы знаете? (воробьи, голуби, снегири);
б) У какого дерева иголки как у ежа? (сосна, ель);
в) Какое дерево зимой остается зеленым? (сосна, ель);
г) Назови овощи, которые растут на огороде, (картофель, морковь, свекла);
д) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубку).
Результаты формирующего эксперимента по выявлению уровня эстетического развития старших дошкольников представлены в таблице № 2 (см. приложение 5).
Как видно из таблицы № 2 , экспериментальная группа находится на высоком уровне развития, что делает возможным использовать разработанную систему занятий по эстетическому воспитанию наглядными средствами природы в практике.
Итак, на основании констатирующего эксперимента можно сказать, что уровень эстетического развития детей одинаково невысок. Это связано с тем, что работа по формированию у детей познавательного интереса к природе проводилась без определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
Данная экспериментальная работа доказала необходимость систематического, целенаправленного влияния на эстетическое развитие детей с применением дидактических принципов.
Заключение
В заключении подведем итоги наших исследований в области применения наглядности в воспитании дошкольников.
Мы ставили перед собою цель: исследовать возможности наиболее эффективного использования наглядности на занятиях. Для этого были изучены труды великих педагогов прошлого и современных авторов (Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Л.С.Выготского, С.Н.Лысенкова и др.). Все они едины во мнении, что использование средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места, постепенного усложнения и разнообразия форм. Чувство меры и места понималось Толстым, как недопустимость перегрузки урока искусственными формами наглядности, то есть картинами, изображениями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки.
Более подробно изучили труды Я.А. Коменского, т.к. именно он был родоначальником принципа наглядности.
Также в ходе работы были выполнены следующие задачи:
— подробно раскрыли роль наглядных пособий в разностороннем воспитании дошкольников. Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать занятия большим количеством наглядных пособий, ибо эго мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию дошкольников.
— выполнили сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее. Путем проведения формирующего и констатирующего экспериментов выяснили, что без применения системы дидактических принципов, а именно наглядности, дети показали худший результат в эстетическом развитии. В решении данной задачи были описаны основные методические пути и приемы, которые используются на занятиях в детских садах для работы по эстетическому воспитанию средствами природы. Мы смогли убедиться, что в практике воспитателей возможно использование разнообразных приемов работы по эстетическому воспитанию.
Разработанная нами система занятий, методические приемы по разностороннему воспитанию дошкольников дали положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских садах.
Список использованной литературы
Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998 .
Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 1975.
Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. – М., 1963.
Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М., 1964.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М, 1985.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1985.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1999.
Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. 1. — М., 1964.
Дименштейн Л.И. Филателия в помощь учению // Начальная школа. — 1987. — № 6. с. 48.
Дошкольное воспитание. – М., 1999. — №4. с.54-59
Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. — М.: Веконт, 1994.
Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов// Совецкая педагогика. — 1978. — № 10. с. 22.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.
Занков Л.З. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М., 1979.
Караева С. А. Использование карточек с картинками на уроках русского языка: наглядный материал. // Н.Ш. — 2003. -№ 8 — с. 46.
Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.Л. Комснский. В 2-х т. — М., 1982, т. 1., с. 384.
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
Крупская Н. К. Об учителе. Избранные статьи и речи. – М., 1969
Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.
Леонтьев А.11. Психологические вопросы сознательности учения. — М., — 1983.-т. 1.-с. 360.
Мир детства: Младший школьник // Под ред. А.Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1981.
Оборудование педагогического процесса в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1975.
Педагогика/ Под ред. Пидкасистого. – М., 1999. С. 172- 184.
Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. // Начальная школа. — 1988. — № 3. с. 23.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М., 1987.
Сидорова С.А. Игры и загадки на уроках русского языка. // Н.Ш. — 2004. — № 10. — с. 44.
Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. — М., 1928-1958.
Ушинский К.Д… Родное слово. Книга для учащих. Собрание сочинений, — М., 1974.
П Р И Л О Ж Е Н И Я