Реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Южном федеральном округе

КУБАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Кафедрафилософии, истории и социальных коммуникаций
Специальность«Связи с общественностью»
КУРСОВАЯРАБОТА
попредмету «Политика РФ в социальной сфере»
натему: «Реализация приоритетного национального проекта«Развитие АПК» в Южном федеральном округе»
Студентка группы 07з11
В.А. Деревянко
Научный руководитель,
Преподаватель
А.С. Васечкина
Краснодар2009

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПОРАЗВИТИЮ АПК
1.1 О проекте
1.2 Цели проекта имероприятия
1.3 Финансирование имеханизмы распределения средств
2. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯМАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕММОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЛИ (ИХ СЕМЕЙ) НА СЕЛЕ

ВВЕДЕНИЕ
Тема даннойкурсовой работы – «Реализацияприоритетного национального проекта «Развитие АПК» вЮжном федеральном округе». Эффективная реализацияданного проекта является одним из основных направлений политики РФ в 2009 году.
Из этогоследует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории социальнойполитики.
Целью работыявляется изучение хода реализации национального проекта «Развитие АПК».
Предметомисследования данной курсовой работы является изучение национальных проектовсоциальной политики РФ. Объектом исследования выступает национальный проект«Развитие АПК».
Даннаякурсовая работа состоит из введения, трех основных глав и списка использованнойлитературы.

1.        ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ АПК
 
1.1     О проекте
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себятри направления:
·          «Ускоренное развитие животноводства»;
·          «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
·          «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
Реализация первого направления Национального проекта позволитповысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провеститехническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм),предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатациюновые мощности.
Это станет возможным за счет:
— повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых насрок до 5 и 8 лет;
— роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота,техники и оборудования для животноводства и промышленного рыбоводства благодаряувеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки заиспользование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срокализинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятийпромышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;
— совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путемутверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплотьдо 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудованиедля животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ пореализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренноеразвитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий.
В их числе: государственная поддержка племенного животноводства,отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства,развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи сэтим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов наразвитие животноводства и аквакультуры.
Второе направление Национального проекта направлено на увеличениеобъема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими)хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
— удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формамихозяйствования АПК;
— развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования вАПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных,снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
— развития системы земельно-ипотечного кредитования, что позволитвыдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблемуотсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступнымжильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формированияэффективного кадрового потенциала агропромышленногокомплекса.

1.2     Цели проекта и мероприятия
Основные цели на 2006-2007 годы:
По направлению «Ускоренное развитие животноводства»
·          увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% пристабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, нениже уровня 2005 г.;
·          увеличение реализации молодняка племенных животных на 15% к уровню2006 г.
·          увеличение численности поголовья овец и коз на 3% к уровню 2005года.
·          увеличение численности поголовья к уровню 2006 г.: оленей на 3,2%,лошадей на 2,8% к уровню 2005 года.
·          увеличение выпуска товарной продукции аквакультуры на 4,0% куровню 2005 г.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»
·          увеличение объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ к2008 году на 6% (относительно уровня 2005 года);
·          развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов(снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитныхкооперативов);
·          создание системы земельно-ипотечного кредитования;
По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе»
·          строительство (приобретение) 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшениежилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе.
·          Основныемероприятия Национального проекта в 2006-2007 годах предусматривают:
·          По направлению «Ускоренное развитиеживотноводства»
·          -создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых дляразвития животноводства и промышленного рыбоводства за счет выделениядополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплатупроцентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство имодернизацию животноводческих комплексов и предприятий промышленногорыбоводства, а также по кредитам на срок до 5 лет на приобретение племенногоскота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческихкомплексов (ферм) и предприятий промышленного рыбоводства. Кроме того, начинаяс 2007 года, предусматривается субсидирование части затрат на уплату процентовпо кредитам на срок до 1 года.
·          -развитие лизинга племенного скота, оборудования для животноводства ипромышленного рыбоводства;
·          -повышение эффективности таможенно-тарифной политики;
·          -субсидирование расходов на поддержку племенного животноводства, а также с 2007года северного оленеводства, табунного коневодства и овцеводства.
·          По направлению «Стимулированиеразвития малых форм хозяйствования»
·          -создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов изаймов для улучшения их материально-технической базы за счет субсидированиячасти затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным ЛПХ, КФХ исоздаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами вроссийских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитныхпотребительских кооперативах;
·          -развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе:кредитных, перерабатывающих, заготовительных и снабженческо-сбытовых;
·          -развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитовпод залог земельных участков.
·          По направлению «Обеспечение жильеммолодых специалистов (или их семей) на селе»
·          -строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов на селе.
1.3     Финансирование и механизмы распределениясредств
Заявленныемероприятия финансируются за счет средств федерального бюджета, средствбюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Всегона финансирование мероприятий в 2006-2007 годах из федерального бюджетавыделяется 47,326 млрд. руб.
Изних в 2006 году выделено в общей сложности 18,84 млрд. руб.В 2007 году запланировано финансирование в размере 28,486млрд. руб.
ПравительствомРоссийской Федерации приняты постановления, регламентирующие правилапредоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат науплату процентов по кредитам, полученным в 2006-2007 годах в российскихкредитных организациях.
Распределениеплановых годовых объемов средств по субъектам Российской Федерации насубсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займамосуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Минсельхозом Россиинормативами (методикой) определения размеров субсидий. Корректировка плановыхгодовых объемов осуществляется по итогам фактического использования средств запервое полугодие каждого года.
Поставкиплеменного скота, оборудования для животноводства и промышленного рыбоводствана условиях финансовой аренды (лизинга) проводятся на основе заявоксельхозтоваропроизводителей, подтвержденных гарантиями возврата средствфедерального бюджета.
Распределениесубсидий на строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов на селепроизводится в соответствии с Методикой распределения средств федеральногобюджета на обеспечение жильем молодых специалистов на селе по субъектамРоссийской Федерации, разработанной Минсельхозом России.

2.        СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯВ АПК
Малыеформы хозяйствования агропромышленного комплекса вносят существенный вклад впродовольственное обеспечение страны, производя около 60% объема всейсельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальнойстабильности в сельских территориях.
Внастоящее время в стране насчитывается около 18 млн. личных подсобных хозяйств(ЛПХ), которые производят примерно 90% картофеля, около 80% овощей, до 50% мясаи молока, около 57% шерсти.
Крестьянские(фермерские) хозяйства – 255,4 тыс. единиц – производят более 19,9% зерна, 29%семян подсолнечника и около 12% сахарной свеклы. Они существенно заполняютнишу, образовавшуюся с началом реформ из-за сокращения объемов производствасельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственныхорганизациях.
Впоследние годы крестьянские (фермерские) хозяйства устойчиво наращивают объемыпроизводства сельскохозяйственной продукции – с 23,6 млрд. рублей в фактическидействовавших ценах в 2000 году до 90 млрд. рублей в 2005 году.
Поэтомудля модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как исоздания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка состороны государства.
1.Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам,привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущимиличное подсобное хозяйство, и создаваемыми ими сельскохозяйственнымипотребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми,перерабатывающими) на развитие производства.
Врамках этого мероприятия малыми формами хозяйствования на селе привлеченокредитов на сумму 40,9 млрд. руб. На субсидирование привлеченных кредитов в2006 году из федерального бюджета направлено 0,907 млрд. руб.
В2007 году на субсидии предполагается направить 5,043 млрд. руб., что позволитсубсидировать кредиты, привлеченные в 2006 году, а также привлечь новые насумму 30 млрд. руб.
2.Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и поддержка развитиясельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования,оказания организационной и консультативной помощи. Модернизация и развитиепредприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственнойпродукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских)хозяйствах.
Врамках проекта за 2006-2007 гг. запланировано создать 2550 кооперативов, а в2006 году уже создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооперативавсех видов. Для кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативовв 2006 году в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» направлено 8,1 млрд. руб.
3.Развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитовпод залог земельных участков.
Наэти цели в 2006 году выделено 1,3 млрд. руб., что позволило в 2006 годуполучить кредиты под залог земли на сумму 2,1 млрд руб., а в 2007 годупланируется выдать земельно-ипотечные кредиты еще на 2,0 млрд. руб.
Нареализацию направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования населе» из федерального бюджета в 2006 году выделено в общей сложности 10,307млрд. руб. В 2007 году запланировано финансирование в размере 5,043 млрд. руб.
Реализацияуказанного направления проекта позволяет в значительной степени улучшить, а вряде случаев – создать мелким товаропроизводителям условия для наращиванияобъемов производства; гарантированного сбыта продукции; повышения уровнятоварности хозяйства; роста уровня доходности хозяйств; увеличения занятости иснижения скрытой безработицы.
Эффектот реализации приоритетного направления проекта «Стимулирование развития малыхформ хозяйствования в АПК» можно оценить следующим образом: объемы реализациипродукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами,ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся к началу 2008 года на 6% посравнению с 2005 годом.

3.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИЛИ (ИХСЕМЕЙ) НА СЕЛЕ
 
Врезультате реализации данного направления в 2006-2007 годах должны быть введеныв действие 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшены жилищные условия не менее 31,64тыс. молодых специалистов АПК. Проводимая жилищная политика позволит начатьформирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса,даст толчок развитию рынка труда, росту уровня жизни тех, кто живет в сельскойместности.
Дляэтого в 2006 году из федерального бюджета было выделено 2,0 млрд. руб., чтопозволило построить 713,8 тыс. кв. м жилья.
В2007 году на эти цели выделено 2,0 млрд. руб., будет построено 679,5 тыс. кв. мжилья.
/>Из каких источников будут поступатьсредства на приобретение или строительство жилья?
Средствапоступают из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации ивнебюджетных источников.
/>Как рассчитывается стоимость жилья?
Расчетнаястоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчетасубсидий, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения,установленной для семей разной численности (33 кв. м – для одиноких граждан, 42кв. м – на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи причисленности от трех человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общейплощади в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации,утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но непревышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья в субъекте РоссийскойФедерации, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
/>На каких условиях предоставляютсясубсидии на строительство (приобретение) жилья?
Субсидиипредоставляются на условиях софинансирования (Постановление Правительства № 250с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 6апреля 2007 г. №203 субъектов РФ, муниципальных образований, работодателей исамих граждан. Средства федерального бюджета предоставляются молодымспециалистам (в возрасте до 30 лет), проживающим и работающим на селе либоизъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскуюместность и работать там, в виде безвозмездной субсидии в размере 30% расчетнойстоимости строительства (приобретения) жилья по норме общей площади жилогопомещения, при условии выделения на эти цели средств субъекта РоссийскойФедерации и (или) местного бюджета, с привлечением собственных (заемных)средств граждан и (или) работодателей в размере не менее 30 процентов.
/>Какие средства выделены на реализациюэтого направления?
Наэти цели из федерального бюджета выделено в 2006 году 2,0 млрд. руб. Этопозволило в 2006 году обеспечить ввод 713,8 тыс. кв. м. В 2007 году выделено2,0 млрд. руб. для строительства 679,5 тыс. кв. м жилья. Средства такжепривлекаются из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетныхисточников.
Всегов 2006-2007 годах планируется обеспечить жильем 31,64 тыс. молодыхспециалистов.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.        Федеральный закон от 12 июня 2008 года №88-ФЗ
2.        Федеральный закон от 13 мая 2008 года № 67-ФЗ
3.        Постановление от 24 февраля 2009 г. № 140
4.        Постановление от 8 декабря 2008 г. № 918
5.        Постановление от 5 декабря 2008 г. № 910
6.        А.А. Дегтярев. Власть и социальная политика. – М., Полис, 1996.