Реализация проектов государственночастного партнерства в социально значимых отраслях

З.Г. Зайнашева З.Э. Сабирова

В статье анализируется актуальность формирования и дальнейшего развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере России. Рассмотрена специфика и особенности ГЧП в исследуемой сфере, имеющиеся проблемы. С целью успешного привлечения частных инвестиций в сферу социально значимых услуг авторами разработаны и предложены конкретные рекомендации, которые необходимо учитывать как при подготовке и реализации проектов ГЧП в сфере социальных услуг, так и при формировании концептуальных основ государственно-частного (публично-частного) партнерства в данной области. Авторы рассмотрели предпосылки, которые являются основой формирования ГЧП в сфере социальных услуг.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) возникло как новая концепция установления гибких связей государства и бизнеса, позволяющих добиваться общественных целей за счет потенциала и государства, и бизнеса. В России актуальность ГЧП в социальной сфере обусловлена низким уровнем ее развития в плане применения передовых методов управления. Этот сектор, в течение многих десятилетий являвшийся объектом прямого государственного управления, испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью решить эти задачи, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора.

Исследования сферы социальных услуг как области формирования государственно-частного партнерства показывают, что проекты здесь характеризуются определенной спецификой [1, С. 29 – 36]. С учетом позиции авторов, к ним могут быть отнесены следующие:

в ГЧП-проектах относительно услуг социальной сферы доминирует социальная цель, отражающая сущность и основную функцию/задачу отрасли (конкретного учреждения), которая одновременно является целью партнеров со стороны государства, муниципальной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций;

частный партнер преследует, в первую очередь, экономические цели, а также другие – лежащие в плоскости политики социально ответственного бизнеса на территории присутствия, репутационные и т.д. В соглашении о партнерстве цели всех сторон должны быть четко разделены и не противоречить друг другу;

проекты партнерства в сфере социальных услуг преимущественно носят локальный характер, реализуются на местном территориальном уровне, а их инициаторами выступает муниципальная администрация, реже администрация уровня субъекта Федерации;

объектом государственно-частного партнерства в социальной сфере, как правило, выступает совокупный объект (социальный, экономический и духовный), поскольку практически каждый вид деятельности в социальной сфере связан с созданием и распространением духовных, социальных благ;

сложность объекта партнерства, необходимость и многоплановость контроля и надзора за выполнением социальной цели обусловливают необходимость тщательного отбора индикаторов для государственного контроля;

сложность формирования прибыли в силу невысокой доходности в отраслях и видах деятельности социальной сферы, необходимость учета дополнительных возможностей для инвестора в получении доходов в процессе функционирования объекта партнерства.

Последняя проблема реализации проектов государственно-частного партнерства в социальнозначимых сферах заключается в том, что они малоинтересны частному бизнесу для целей инвестирования [2, С. 29 – 30]. В связи с этим для успешного привлечения частных инвестиций в сферу социально-значимых услуг, на наш взгляд, необходимо следующее:

сформировать региональную нормативно-правовую базу, способствующую снижению рисков и разрешению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации ГЧП-проектов в сфере социально значимых услуг;

предоставлять социально ориентированным некоммерческим организациям и социально ответственному бизнесу – участникам партнерства – льготы и преференции по налогам;

учитывая положительный опыт регионов, ускорить создание региональных центров государственно-частного партнерства, деятельность которых была бы направлена на ускоренную подготовку, запуск и управление проектами государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг.

Рассмотренные особенности следует учитывать как при подготовке и реализации проектов ГЧП в сфере социальных услуг, так и при формировании концептуальных основ государственночастного (публично-частного) партнерства в данной области, базируясь на следующих предпосылках.

Социальная инфраструктура также является перспективной с точки зрения частного инвестора. В социальной сфере на базе муниципальной инфраструктуры оказываются как бесплатные, так и платные услуги потребителям. Сегодня бесплатные услуги, а также расходы на развитие и содержание инфраструктуры, оплачиваются, в основном, за счет бюджета.

Практика партнерских отношений государства, предпринимательских структур и организаций третьего сектора активно смещается в сторону социальной сферы, социально значимых услуг.

Проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере пользуются значительной поддержкой структур государственного управления и местного самоуправления.

Модернизация механизмов финансирования расходов на оказание социально значимых услуг и услуг социального обслуживания: в новых условиях финансируются не предоставляющие услуги организации и учреждения, а собственно услуги, надлежащим образом выполненные для конкретных потребителей, в рамках размещения государственного (муниципального) задания (заказа), выделенного на конкурсной основе, а также гранта.

Развитию практики заключения соглашений о ГЧП в сфере услуг социальной инфраструктуры способствуют новые законотворческие инициативы, связанные с решением проблем стыковки проектов с требованиями смежных отраслей законодательства, в частности, бюджетного законодательства, законодательства о конкурсных процедурах и о государственных закупках.

Создаются предпосылки для функционирования комплексного рынка социальных услуг. Формирование рынка социальных услуг признано как правительством Российской Федерации, так и правительствами ряда субъектов Федерации важным приоритетом проводимых на настоящем этапе в России общественных реформ, направленных на повышение качества услуг, оказываемых населению, созданию конкурентной среды. Этому будет способствовать допуск с 2013 года частных компаний к социальному обслуживанию населения (соответствующий законопроект разрабатывает Мин- здравсоцразвития);

Накоплен опыт реализации проектов, нацеленных на развитие отношений социального подряда и усиление роли социально ориентированных НКО и негосударственных общественных организаций в рамках государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг.

На федеральном и региональном уровне идут процессы, которые становятся предпосылками развития института государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Российская Федерация, большинство ее субъектов сформулировали свои стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу, значительное место в которых занимают отрасли и виды деятельности социальной сферы, механизмы государственно-частного партнерства органов власти, предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций при предоставлении социально значимых услуг и услуг социального обслуживания.

Список литературы

Зайнашева З.Г. Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг // Вестник университета (ГУУ). – 2013. – № 3/

Зиннуров У.Г., Закирова Э.О. Институциональные механизмы государственно-частного партнерства в развитии инновационной деятельности // Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГ АТУ, 2013. – 152 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.msu.ru

Дата добавления: 24.06.2014