Оглавление
1. Понятие «реальная экономика»
2. Реализация принципакомплексности в муниципальном менеджменте
3. Практическая часть
Список использованной литературы
1. Понятие «реальная экономика»
муниципальныйменеджмент управление планирование
Реальная экономика — экономика, связанная непосредственно с материальнымпроизводством, получением прибыли и наполнением бюджета.
Сегодняреальный сектор экономики России переживает глубочайший спад. А в то же времяфинансовый сектор растёт быстрыми темпами, иногда – самыми высокими в мире. Эти«ножницы» в доходности виртуального и реального секторов экономики исоставляют тот самый «бульдозер», который уничтожает в России дажевполне работоспособные заводы и фабрики.
Производствов реальном секторе экономики сокращается из-за сжатия платёжеспособного спроса,уменьшения реальной денежной массы, высоких кредитных ставок, прекращениякредитования, высоких тарифов на электроэнергию, газ и воду.
Нерентабельнымиоказались целые отрасли промышленности – металлургия, машиностроение, обработкадревесины, производства строительных материалов, текстильное и швейное, кожи иобуви, целлюлозно-бумажное, химическое, резиновых и пластмассовых изделий.
Начавшись вфинансовом секторе, нынешний кризис губит как раз не финансовые капиталы, ареальные производства, доходность в которых ниже доходности в сфере финансовыхспекуляций. Тем самым углубляется фундаментальная причина кризиса, а именно –колоссальное перенакопление капитала, не соответствующее реально произведеннымценностям.
Во многихстранах мира отмечаются аналогичные процессы. Там, где потребление превышалопроизводство, повсеместно происходит дальнейшее падение реального сектора.Подтверждения тому приходят постоянно. В США, Европе, Японии на фоне растущихфондовых рынков банкротятся многие предприятия реального сектора. К примеру, вСША один только обанкротившийся концерн GM закроет 11 заводов, распустит 40%дилерских центров и уволит 21 тыс. человек. Пострадают многие зарубежныепартнёры GM.
Но то, чтоэто – проблема не только России, успокаивает слабо. Отрасли реального сектораслишком сильно зависели от банковского кредитования. Теперь в тысячах ещёработающих предприятий идёт быстрый рост банковских долгов и просроченнойзадолженности по заработной плате. Накапливается критическая масса, которая вближайшем будущем, возможно уже этой осенью, может уничтожить целые отрасли.
Правительствои Центральный банк России в предыдущие месяцы влили в финансовую системутриллионы рублей. Теперь же, борясь с неизбежной вследствие этого инфляцией,они ужесточают монетарную политику. И ужесточение условий кредитования,естественно, бьёт по реальному сектору. Хотя пока нарастание инфляцииприостановилось, ценой этой приостановки стало сжатие платёжеспособного спросаи падение товарооборота.
В началегода, чтобы сдержать инфляцию, Центральный банк повысил рублёвые процентныеставки. Предприятиям средства достаются по 22-25%, а в некоторых случаях и по30% годовых. Естественно, что в условиях кризиса такие кредитынепосильны для реального сектора.
Он же, «подсев»в последние годы на иглу кредитов, не в состоянии получить новые. В условияхрезко упавшего спроса на продукцию и услуги многие компании не смогут вернуть всрок взятые до кризиса кредиты и окажутся перед перспективой банкротства.Выжить в условиях столь высоких процентных ставок могут лишь финансовыеспекулянты, что, впрочем, они и демонстрируют.
Нынешняя ситуация радикально отличается от кризиса 1998 года. Вчастности, тем, что за последние полгода мы так и не увидели достаточносерьёзного развития импортозамещения – несмотря на почти двукратное уменьшениеобъёмов импорта и обвал рубля. Более того, как мы уже сказали, продолжаетсясужение реального производства и ухудшаются условия развития для производящихсекторов экономики. Мы стали чуть меньше есть и покупать товаров, но не сталибольше производить.
Напротив, производство сужается, как и инвестиции в основной капитал.Ухудшается положение на рынке труда, в транспортной сфере. Зато быстро растутфинансовые рынки, которые в 1999 году вообще были в зачаточном состоянии.
Динамика первого этапа посткризисного восстановления реальных секторовэкономики России за январь-май текущего года относительно аналогичного периодапрошлого года, % Январь-май 1999 Январь-апрель 2009 Объем продукции промышленности 101,5 82,9 Продукция сельского хозяйства 96,0 101,5 Инвестиции в основной капитал 98,0 85 Грузооборот предприятий транспорта 102,6 82,3 Оборот розничной торговли 84,7 97,8 Реальные располагаемые денежные доходы 73,8 99 Безработные, официально зарегистрированные 96,6 171,7
Конечно, есть и отдельные хорошие новости. Чуть улучшилась ситуация всельском хозяйстве. В мае появились признаки стабилизации в отдельных секторахобрабатывающей промышленности. Население понемногу адаптируется к условиямкризиса. Возможно, помогло этому и принятие ряда мер таможенно-тарифногорегулирования. Но все эти успехи незначительны, импортозамещение идёт вяло иникак не сможет компенсировать общего углубления спада в реальном секторе. А всельском хозяйстве ситуация вообще крайне запущена. Даже при полном прекращенииимпорта продуктов наше село без тракторов, комбайнов, другой техники, удобренийлучше работать не сможет.
2. Реализация принципа комплексности в муниципальном менеджменте
Принцип комплексности. Этот принцип важен для целостности при построенииструктуры и требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостноститой или иной функции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функцииразнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функциииспользованы все структуры администрации.
/>Комплексное социально-экономическое развитие муниципальныхобразований Федеральным законом «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям местногосамоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитиеммуниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различныхсферах жизни муниципального образования, направленный на достижениеопределенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономическойсфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом дляприродных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективныхпотребностей населения и интересов государства. В данном направленииосуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевыепрограммы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участияпредприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаютсядоговоры и т. д.
Под управлением комплексным социально-экономическим развитиеммуниципального образования понимается управление взаимно согласованнымипрограммами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципальногообразования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыминаселением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров илипо закону федеральными и региональными программами развития.
Каким бы непрерывным ни казался процесс развития и управления им, общаяпринципиальная особенность процесса управления развитием муниципальных образований- его цикличность. В вопросе управления развитием муниципального образованиярассматривается два подхода (или две стратегии):
Первый подход. Если цикл управления развитием имеет достаточно четкиеграницы, то есть начало цикла управления развитием и его конец. В этом случаеполный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием условноможно разбить на период разработки программы комплексногосоциально-экономического развития и период реализации этой программы.
Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программакомплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной,что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать каксовокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработкипрограммы и ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясьотносительно самостоятельно, должны быть жестко согласованы по срокам.
Однако, каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может бытьразбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлениикоторыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основныеэтапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитиеммуниципального образования:
в период разработки программы развития:
– сбор и обработка информации;
– целеопределение (постановка целей);
– выработка стратегических установок и критериев развития;
– оценка потенциала и ресурса развития;
– разработка концепции комплексного социально-экономическогоразвития муниципального образования;
– разработка и принятие программы комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования
В период реализации программы развития:
– разработка и принятие бюджета развития;
– исполнение бюджета развития в соответствии с программойкомплексного социально-экономического развития;
– контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений покорректировке программы (концепции).
Итак, основная особенность планирования и распределения по этапампроцесса комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования заключается в том, что периоды планирования и корректировки плановдолжны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципальногообразования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органовместного самоуправления и др.
/>В условиях перехода к рыночным отношениям одной из главныхцелей проводимых экономических реформ является совершенствование управления.Формирование рыночных отношений связано с развитием новых форм хозяйствования,базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальныеизменения в хозяйственном механизме и методах регионального управления,особенно на микроуровне.
Поэтому в этих условиях среди отраслей научных знаний особое значениеприобретает муниципальный менеджмент – научная дисциплина в системеэкономических знаний, изучающая управление региональных социально-экономическихсистем. Само понятие «менеджмент» рассматривается в современнойэкономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачамрыночной экономики.
Муниципальный менеджмент использует знания и других научных экономическихдисциплин, изучаемых в экономических вузах: менеджмента, маркетинга, основэкономической теории, экономики и социологии труда, статистики и др.Муниципальный менеджмент использует их методы и выводы для собственногоразвития и в то же время обогащает эти отрасли экономических знаний своимиданными.
Одними из важных вопросов, находящимися в ведении муниципальногоменеджмента местного самоуправления, являются вопросы управленческогохарактера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой иэффективной для каждого муниципального образования; разработку и принятиеуставов муниципального образования и контроль за их соблюдением;финансово-экономическое обеспечение муниципального образования.
3. Практическая часть
Социально-экономическое положение Челябинской области
Развитиеэкономики Челябинской области в 2008 году характеризовалось в основномположительной динамикой, по большинству основных социально-экономическихпоказателей достигнут рост к уровню 2007 года. Вместе с тем, темпы роста в 2008году были несколько ниже, чем в 2007 году, а по объему промышленногопроизводства произошло снижение.
В целомпрактически по всем сферам экономической деятельности основными причинамитакого положения явились: достаточно высокая база 2007 года (в 2007 годуЧелябинская область имела очень высокие показатели развития промышленногопроизводства, строительства, транспорта, торговой и внешнеэкономическойдеятельности) и развивающийся мировой экономический кризис, влияние которого наэкономику области начало проявляться уже с IIIквартала и особенно в IVквартале2008 года.
Современныйкризис предполагает серьезное обновление структуры мировой и региональной экономики.Тенденции снижения статуса социально-значимых, наукоемких видов деятельностисвидетельствуют о деградации структуры промышленного производства в направленииувеличения роли сырьевых отраслей, а именно металлургического производства.
Индекс промышленного производства в 2008 году по сравнению с 2007 годомсоставил 96,8% (в 2007 году по сравнению с 2006 годом — 112,8%). Наибольшеесокращение объемов производства произошло в добывающих производствах — на 4,7%,в обрабатывающих производствах – на 3,3%, в организациях по производству ираспределению электроэнергии, газа и воды — на 2,9%.
Внешнеторговая деятельность Челябинской области характеризуетсясохранением гипертрофированности сырьевых производств в структуре экспорта (долячерных и цветных металлов в объеме экспорта составляет более 88%) и, какследствие, зависимостью от мировых цен. В целом за 2008 год объем экспортавырос на 16,6% (в 2007 году — на 31,3%), объем импорта — на 43,5% (в 2007 году- на 64,5%). Объем внешнеторгового оборота за 2008 год увеличился на 24,3%, чтона 14,9 п. п. ниже уровня 2007 года.
За 2008 год в экономику Челябинской области засчет всех источников финансирования направлено 178,4 млрд. рублей инвестиций восновной капитал. Рост к уровню 2007 года составил 112,4%. Вместе с тем к концугода отмечена тенденция сокращения объемов инвестиций.
Наибольшую привлекательность для инвесторов,направляющих средства в основной капитал, сохраняют следующие видыэкономической деятельности: «Обрабатывающие производства», «Транспорти связь», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»,«Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».
Объем поступивших в нефинансовый сектор экономики Челябинской областииностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в долларыСША) в 2008 году к уровню 2007 года вырос в 2,4 раза (2007 год — 90,6%).
Всегов 2008 году в нефинансовый сектор области поступило 3166,6 млн. долларов СШАиностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в долларыСША). Из поступивших в 2008 году иностранных инвестиций было использованотолько 37,0% их общего объема. Основные направления использования — оплатасырья, материалов, комплектующих изделий (18,7% от общего объема поступивших иностранныхинвестиций), инвестиции в основной капитал (9,9%), погашение кредитов банка изаймов (0,8%).
Подавляющаячасть (99,2%) поступивших иностранных инвестиций была направлена на развитиепромышленных видов деятельности, из них 59,3% в производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды. По состоянию на конец декабря 2008 годанакопленный в экономике области иностранный капитал составил 3305,6 млн.долларов США (конец декабря 2007 года — 1676,4 млн. долларов США).
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство»,за 2008 год составил 80,5 млрд. рублей, рост к прошлому году — 120,5% (в 2007году- 136,2%).
В 2008 году в области построено 5516 жилыхдомов общей площадью 2024 тыс. квадратных метров, что на 21% больше, чем в 2007году. Индивидуальными застройщиками введено 736,9 тыс. квадратных метров жилойплощади, рост к уровню 2007 года составил 106,1%. В среднем на 1000 жителейобласти введено 577 квадратных метров жилья.
Грузооборот транспорта общего пользования за минувший год составил 71,4млрд. т-км и увеличился на 0,6%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2008 году составил 62,7 млрд.рублей или 101,8% к уровню 2007 года.
По данным Министерства финансов Челябинской области, расходытерриториального бюджета составили 111,4 млрд. рублей, доходы — 105,5 млрд.рублей, дефицит составил 5,9 млрд. рублей. Значительную часть доходов бюджетаформируют налоги на прибыль организаций и доходы физических лиц (60,8%). Врасходной части бюджета основную долю занимают расходы на образование (23,3%),которая снизилась по сравнению с 2007 годом на 1,7 п. п. По сравнению с 2007годом в структуре расходов вырос удельный вес расходов на жилищно-коммуналь-ноехозяйство на 3,1 п. п. и составил 15,3%, социальную политику — на 0,5 п. п.(14,1%). Сократилась доля затрат на здравоохранение и спорт на 4 п. п. исоставила 14,5%, на культуру, кинематографию и средства массовой информации — на 0,5 п. п. (2,3%).
В структуре налоговых поступлений в 2008 году по сравнению с 2007 годомпроизошел рост по налогам на доходы физических лиц (на 7,4 п. п.), их долясоставила 34,2%, налогов на имущество (на 1,1 п. п.) — 10,0%. Наибольшую долюналоговых поступлений в бюджет области по-прежнему составляют налоги на прибыльорганизаций — 40,8%.
В 2008 году организациями (без субъектов малого предпринимательства,банков, страховых и бюджетных организаций) была получена сальдированная прибыль(прибыль минус убыток)до налогообложения в действующих ценах в размере53,8 млрд. рублей. Ее объем в сравнении с уровнем 2007 года сократился в 2,5раза. В формирование сальдированного финансового результата наибольший вкладвнесли организации обрабатывающих производств (65,1%), в то же время посравнению с 2007 годом ими допущено самое значительное среди базовых видовдеятельности снижение (на 59,8%) объема прибыли. Почти каждая четвертаяорганизация (27,9%) в результате хозяйственной деятельности в минувшем годубыла убыточной. Доля убыточных организаций в 2008 году по сравнению с 2007годом выросла на 3,7 п. п., сумма убытка — в 6,1 раза.
В 2008 году во всех секторах экономики рост цен превысилуровень предыдущего года.
На потребительском рынке товаров и услуг цены выросли на12,8%, в том числе на услуги — на 17,8% (за 2007 год — на 12,2%),продовольственные товары — на 16,1% (на 16,1%), непродовольственные товары — на6,4% (на 5,7%).
В производственном секторе наибольший рост цен (18,6%) отмечался на строительнуюпродукцию и промышленные товары, из которых продукция химического производстваподорожала на 30,8%, металлургического производства — на 20,7%.
Тарифы на грузовые перевозки выросли на 21,1%.
На потребительском рынке товаров и услуг области сохраняется ростфизического объема оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли в 2008году по сравнению с прошлым годом вырос на 22,4% и составил 347,4 млрд. рублей.Оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 19,3%,непродовольственными товарами — на 24,6%.
Тенденция замедления динамики роста наблюдалась в течение 2008 года всфере платных услуг населению. В целом за год индекс физического объема платныхуслуг населению составил 102,3% (за 2007 год- 110,0%).
В минувшем году реальные располагаемые денежные доходы населенияувеличились по сравнению с 2007 годом на 14,6%.
Продолжала усиливаться высокая дифференциация населения по уровнюдоходов. Доходы наиболее обеспеченной группы населения в 2008 году в 14,7 разапревышали доходы наименее обеспеченной группы населения (в 2007 году — в 13,9раза). На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,8% общегообъема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,0%(в 2007 году — соответственно 29,2 и 2,1%). Денежные доходы ниже величиныпрожиточного минимума имел примерно каждый десятый житель Челябинской области.
В 2008 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (безвыплат социального характера) возросла по сравнению с прошлым годом на 24,6% (в2007 году — на 27,2%), реальная начисленная заработная плата увеличилась на8,8%. Дифференциация заработной платы по видам экономической деятельностиостается достаточно высокой. Так, наибольшая величина заработной платы в 4,2раза превысила ее наименьшую величину.
В IV квартале 2008 года у ряда организацийобласти из-за отсутствия собственных средств появилась просроченная задолженность по заработной плате. По состоянию на 1 ноября2008 года общая сумма задолженности по заработной плате (по кругу наблюдаемыхвидов деятельности) составила 4,4 млн. рублей, на 1 января 2009 года — 70,1млн. рублей. В среднем каждому работнику, перед которым имеется задолженность,организации должны 12474,0 рубля.
Анализ формирования рабочей силы в Челябинской области на основе данных очисленности экономически активного населения по материалам выборочныхобследований населения по проблемам занятости показал, что население,обеспечивающее предложение рабочей силы, по сравнению с прошлым годомувеличилось на 7,4% и составило 1877,1 тыс. человек.
В численности экономически активного населения 1794,9 тыс. человек — лица, имеющие работу или доходное занятие, и 82,2 тыс. человек — лица, неимеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней,которые, в соответствии с методологией Международной Организации Труда,классифицируются как безработные.
Численность занятого населения в 2008 году по сравнению с предыдущимгодом увеличилась на 5,3% и составила 95,6% от численности экономическиактивного населения.
За 2008 год численность безработных увеличилась почти в два раза, ауровень безработицы на 1,9 п.п. и составил 4,4%.
Уровень регистрируемой безработицы к концу декабря 2008 года составил вцелом по области 1,8% численности экономически активного населения, превысиваналогичный показатель 2007 года на 0,2 п. п.
Основные направления антикризисных мер — это:
1. Поддержка реального сектора экономики.
2. Реализация крупных инвестиционных проектовдля повышения конкурентоспособности экономики области.
3. Стабилизация ситуации на рынке труда.
4. Привлечение средств федерального бюджета,повышение эффективности использования бюджетных средств.
5. Повышение качества жизни населения.Реализация нацпроектов.
Во-первых, изобластного бюджета точечная поддержка была оказана более 320 предприятиямреального сектора экономики. Поддержка оказывалась, прежде всего,градообразующим предприятиям в городах: Аша, Карабаш, Сатка, В-Уфалей,Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Нязепетровск, Усть-Катав, Бакал, Миньяр идругих. В результате на предприятиях, получивших точечную поддержку, удалосьсохранить рабочие места и трудовые коллективы.
Серьёзной поддержкой предприятиям стал возвратналога на прибыль — более 10 млрд. руб. из областного бюджета, несмотря нарезкое падение его доходной части.
Организована работа с федеральным центром пооказанию господдержки системообразующим предприятиям, вошедшим в федеральныйперечень. В результате:
ЧМК — на строительство рельсобалочного станаполучил кредит в 80 млн. евро.
ЧТЗ — принято решение о субсидировании кредитовна сумму 484 млн. руб., из них 114 млн. руб. уже получены. Оказана господдержка«Уфалейникелю», на котором производство упало более чем в 3 раза отдокризисного уровня, в приобретении его продукции в госрезерв.
Изменилась к лучшему ситуация с финансированиемгособоронзаказа, хотя полных объемов не достигнуто.
Губернатором в различные ведомства былонаправлено более 100 писем в поддержку предприятий промышленности.
Для получения господдержки из федеральногобюджета пакеты документов по 19 предприятиям регионального значения направленыв Минрегион, Минпромторг, Минздравсоцразвития России.
По 6 «больным» предприятиям (Златоустовскийметзавод, Катав-Ивановский механический завод, Вехнеуфалейский заводметаллургического машиностроения, Ашинский метзавод, Нязепетровский крановыйзавод, «Строммашина») Губернатором, собственниками и менеджментомпредприятий подписаны отдельные протоколы по антикризисным мерам, и Губернатор личнодержит на контроле их реализацию. Во исполнение антикризисного планаГубернатора по спасению ЗМЗ:
– на завод был направлен полномочныйпредставитель Губернатора;
– запущены электросталеплавильное,прокатное производства, мартеновский цех;
– погашена задолженность по заработнойплате;
– найден стратегический инвестор – ЧМК.
В итоге в августе будет реализованометаллопродукции в 4 раза больше, чем в июле, на свои рабочие места вернулисьболее 6 тыс. человек, которые не пополнили рынок труда г.Златоуста.
Особое внимание уделялось поддержке малогобизнеса, роль которого как одного из основных источников создания новых рабочихмест и пополнения местных бюджетов в условиях кризиса значительно возросла. Сцелью сокращения административных барьеров в феврале Губернатором былоподписано распоряжение о приостановлении плановых проверок, а проведениевнеплановых — только по согласованию с прокуратурой.
Снижена с 15 до 10% ставка налога напредпринимателей, работающих на «упрощёнке».
С целью повышения доступности кредитов началдействовать гарантийный фонд, для взаимодействия с которым привлечено 7банков-партнеров. При выделенных 110 млн. руб. бюджетных средств, с учетомзаявленных банками мультипликаторов, будут предоставлены гарантии маломубизнесу на сумму более 500 млн. рублей. Утверждены перечни областного имуниципального имущества для предоставления в аренду предпринимателям надолгосрочной основе и льготных условиях (а это более 1800 объектов площадью 744тыс. кв. м).
Приняты 259 решений о выкупе предпринимателямиарендуемого имущества, и уже заключены 77 договоров купли-продажи. В маесостоялось открытие бизнес-инкубатора для субъектов малого предпринимательстваиз числа социально незащищенных слоев населения, где уже работают 30предприятий (это 142 новых рабочих места).
За счет принятых мер в I полугодии было созданоболее 8 тыс. новых рабочих мест.
Во-вторых,главное в нынешних условиях – это структурные изменения в экономике, созданиеновых производств по выпуску конкурентоспособной продукции. В рамках поддержкиинвестиционной деятельности:
– запущены механизмы взаимодействия синвесторами по принципу «одного окна» и государственно-частногопартнерства;
– оказана господдержка 9 предприятиям,реализующим инвестпроекты.
Список использованной литературы
1. Комплексный доклад «Социально-экономическое положение Челябинскойобласти» январь-ноябрь 2009 года
2. Бартенев С.А. «Экономические теории и школы (история исовременность): Курс лекций». — М.: Издательство Бек, 2006. — 352с.
3. Борисов Е. Ф.Основы экономической теории. – М.: новая волна, 2004.
4. Глазьев С.Ю. Поддержка науки — приоритет экономической политики России.М., 2007.
5. Носова С.С. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 519 с. –(Учебник для вузов).
6. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российскойэкономики. — М.: Экономика, 2009. — 793 с. — (Системные проблемы России).