Рецензия на художественный фильм Покровские ворота
Фильм «Покровские ворота» был поставлен М. Козаковым в 1982 году. В этой киноленте талантливый советский режиссер переносит зрителя в начало пятидесятых, счастливые дни его молодости. Мы оказываемся в обычной коммунальной квартире у Покровских ворот, куда Костик (молодой Козаков) приезжает к своей тетушке Алисе Витальевне и где развязываются основные события фильма, закручивая увлекательный сюжет. Обитателями этой квартиры являются разные люди с несхожими характерами, привычками, с различным образованием, поэтому в ней происходит множество конфликтов по этому поводу и не только. Помимо Костика и его тетки в квартире обитают Аркадий Варламович Велюров, артист Мосэстрады, «мастер куплетов и фельетонов»; Маргарита Павловна Хоботова, ее бывший супруг, Лев Евгеньевич Хоботов, а также Савва Игнатьевич, «потенциальный» супруг Маргариты Павловны, тоже живущий вместе с ней.
Основной конфликт фильма основывается на том, что Маргарита Павловна, разведенная, но не «расставшаяся» со своим бывшим мужем, всячески контролирует его жизнь, не отпуская его ни на шаг, следя за каждым его движением. А главная проблема состоит в том, что Маргарита Павловна не может допустить и мысли о том, чтобы Лев Евгеньевич связал свою жизнь с какой-нибудь другой женщиной, и тем более она не желает думать о том, что эту женщину он может выбрать сам. В один день Лев Евгеньевич, роль которого прекрасно сыграл Равикович, знакомится с обыкновенной медсестрой Людочкой, у которой он проходил курс лечения, и у них завязывается роман. Но в первый же день, когда он приводит ее домой, об этом узнает Маргарита Павловна и, сказав, что Льва Евгеньевича ждут пришедшие к Маргарите Павловне (а значит, и к нему) гости (семья Орловичей), заставляет Людочку удалиться из квартиры. Тут разгорается первый скандал между Львом Евгеньевичем и Маргаритой Павловной, но Лев Евгеньевич, будучи человеком мягким, «подвластным Маргарите Павловне, вынужден идти принимать ОрловичеЙ, которых он «всю жизнь ненавидел».
Но на этом отношения между Львом Евгеньевичем и Людочкой не прекращаются. Хоботов водит ее (скрытно от Маргариты Павловны) в театр, на лекции, они катаются на коньках на Чистых прудах, но после того, как Маргарита Павловна сочетается законным браком с Саввой Игнатьевичем, он все же решается опять пригласить Людочку домой. Маргарита Павловна опять застает их вместе, но тут Лев Евгеньевич проявляет характер, заявляя, что Людочка — его будущая жена. Тут разгорается скандал, в ходе которого Маргарита Павловна, не давая произнести ни единого слова Хоботову, называет его недостойным жениться на Людочке, подытоживая все знаменитыми словами: «Это мой крест! И нести его мне!.. Хоботов, проявляя в очередной раз свою бесхарактерность, признает, что он несуразный человек, не способный на супружескую жизнь, тем самым, сам того не осознавая, отказывается от Людочки, которая, расплакавшись, выбегает из квартиры. Хоботов, находясь некоторое время как бы «во сне», приходит в себя и заявляет, что он все равно женится на Людочке. Но тут с ним случается приступ аппендицита, и его увозят в больницу, где проводится операция. После операции зритель застает Хоботова сидящим на скамейке в парке при санатории, где он проводит восстановительный период. И тут происходит очередная его встреча с Людочкой, после чего они осознают, что жить друг без друга не могут. Но в этот самый момент, когда Лев Евгеньевич ощущает себя на вершине блаженства, приходят Маргарита Павловна и Савва Игнатьевич. Маргарита Павловна сообщает Хоботову, что его скоро выписывают, после чего он должен будет съехать к ним на их новую отдельную квартиру. Хоботов, возмущаясь, задает вполне резонный вопрос Савве Игнатьевичу (не Маргарите Павловне, так как с ней говорить бесполезно): «Зачем тебе, Савва, нужно, чтоб я у вас жил? Тебе-то что за радость?» Но, не получив вразумительного ответа, Хоботов понимает, что его положение безвыходно, что спасти его может только чудо. И это чудо происходит. Велюров, также пришедший навестить Хоботова, переодевается в его больничную одежду, отдавая тому свой новый костюм. Тем самым он позволяет Хоботову уехать с Людочкой на мотоцикле Савранского, друга Костика (кстати, именно Костик придумал все эти «переодевания»), за территорию санатория, подальше от Маргариты Павловны. Возвратившиеся Савва Игнатьевич и Маргарита Павловна застают вместо Хоботова Велюрова, который разыгрывает экспромтом на сцене один из монологов Гамлета, который пришел ему на ум, вызывая овацию со стороны пациентов, создающих массовку в этой сцене. Маргарита Павловна, понимая, что инициатором всей этой комедии является Костик, говорит ему: «Вы — мальчишка! И вам много еще не дано понять».
На это Костик отвечает фразой, подытоживающей все события фильма, раскрывающей суть человеческого бытия: «Да, я — мальчишка. Но поверьте историку, осчастливить против желания нельзя…» Итак, как и любая комедия, фильм Козакова заканчивается очень хорошо для главных ее героев. Их дальнейшая судьба нам неизвестна, да режиссер и не акцентирует на этом внимания зрителя. Его основной задачей является не рассмешить зрителя, а прежде всего передать атмосферу той давно ушедшей Москвы. И режиссер прекрасно справляется с этой задачей. Он — москвич, его Москва радуется жизни, веселится, страстно переживает, верит в хорошее будущее прежде всего потому, что та Москва — Москва его молодости, его первой любви. Язык фильма также очень хорошо передает атмосферу той послевоенной Москвы. К примеру, обращает на себя внимание, вызывает улыбку удачное количество немецких слов, употребляемых Саввой Игнатьевичем, фронтовиком, прошедшим всю войну.
Безусловно, немаловажным фактором, определяющим блистательность этой доброй советской комедии, является прекрасно подобранный Козаковым состав актеров. Образ Велюрова, созданный Леонидом Броневым, по моему глубокому убеждению, по праву занимает место в золотом фонде советского кинематографа. Блестяще сыграл тогда еще очень молодой Меньшиков, превосходно передав образ мечтателя-романтика, типичный для молодого человека той Москвы. Успех этой картине принесла и ее необычайная музыкальность. В ней звучит огромное количество шлягеров того периода в исполнении Броневого и Меньшикова, привлекающие внимание зрителя. Но все же Козаков в этом фильме передает и ностальгическую грусть по давно ушедшим прекрасным дням своей молодости, которые уже никогда не вернуть. Именно поэтому фильм начинается и заканчивается тем, что мы видим Козакова в современной жизни, наблюдающим, как потихоньку разрушается дом у Покровских ворот, в котором прошла его молодость…