Рецензия на произведение Бунина Господин из Сан-Франциско

«Господиниз Сан-Франциско» И.А. Бунин

Начало20 в., время, оченьнасыщенноедля Россиитакими событиями, как революции, войны.
Ужетогда Бунинназывали однимиз лучших мастеровслова в России.Он пишет такиепроизведения, как «Сны Чанга»,«Легкое дыхание»,«Грамматикалюбви». В 1915 годуБунин пишет, пожалуй, одноиз самых яркихсвоих произведений«Господин изСан-Франциско».
Изначальнорассказ назывался«Смерть наКапри». Егозамысел Бунинсвязывал сповестью немецкогописателя ТомасаМанна «Смертьв Венеции», ноещё больше своспоминаниямио неожиданнойкончине одногоамериканца, приехавшегона Капри. Впрочем, как признавалсясам Иван Алексеевич,«и «Сан-Франциско», и все прочее»он выдумал, живя в имениисвоей двоюроднойсестры в Елецкомуезде Орловскойгубернии. + Рассказначинаетсяна корабле«Атлантида».Главным героемявляется господиниз Сан-Франциско.Бунин не даетему имени. Этообъясняетсятем, что никтоего так и незапомнил, чтотаких, как он, много. Господинедет «в СтарыйСвет на целыхдва года, с женойи дочерь, единственноради развлечения».У него естьраспланированныймаршрут, деньги, желания. Он вовсех отношенияхчувствует иведет себягосподином.Но так ли этона самом деле? Нет. За своипятьдесятвосемь лет онтак и не научилсяжить, любить, чувствовать, радоватьсяжизни, поэтомукак он ни старается, ни посещаетвсе культурныеи развлекательныемероприятия, так никакогоудовольствияон и не получает.Здесь ему «приятно, но скучно, точноснегом освещенныхмузеев илихолодных, пахнущихвоском церквей, в которых повсюдуодно и то же: величавый вход, закрытый тяжкойкожаной завесой, а внутри – огромнаяпустота, молчание…».Так и сам господин: снаружи элегантен, ухожен, красив, а внутри пуст, бездушен. Длянего не существуетсемьи, радостейили неприятностей, любимой женщины.В его жизни нетнеожиданностейили сюрпризов, у него всеразмеренно, расписано подням, часам исекундам. И онпритворяется, что счастлив.Очень символичната любовнаяпара, которойзаплатили, чтобы она изображала, играла в любовьза хорошиеденьги то наодном, то надругом корабле.
Напротяжениивсего рассказаможно проследить, что Бунин используетв основномчерный, белый, красный, золотойцвета в описаниижизни богатыхлюдей. Это неслучайно. Ведьименно в такиецвета одевалиськоролевскиеособы. Например, красная мантияс вышитымизолотом лилиямии черно-белымгорностаем.+Господин изСан-Франциско– один из многихпассажировбольшого корабля«Атлантида»,«громадногоотеля со всемиудобствами,- с ночным баром, с восточнымибанями, с собственнойгазетой», — наверху которогоразвлекаютсяи веселятсявсе сливкиобщества, в томчисле и самгосподин изСан-Франциско.
Всеэто происходитпосреди океана, символизирующегобесконечнотекущую жизнь, непредсказуемуюв её поворотах.Он «был страшен, но о нем не думали»,«на баке поминутновзвывала снеистовойзлобой сирена, но немногиеиз обедающихслышали сирену,– её заглушализвуки прекрасногооркестра».Сирена – символмирового хаоса,«музыка» –спокойнойгармонии.
Господинприезжает вНеаполь, и самаприрода начинаетмешать егопланам: солнце«обманывало», сеял дождь, всюду происходилочто-то ужасное.Но ничто неколеблет господина, и он с семьейотправляетсяна Капри. И там, как и полагается, все обходятсяс ним как сгосподином.Его селят всамый изысканныйотель, «приставляютсамую красивуюи умелую горничную»,«самого видногоиз лакеев». Емудостается всесамое-самое, но это пока онспособен платить.
Ивот он умирает, умирает, тольконачав «жить».Но смерть совершенноне вписываетсяв образ богатогоотеля. «Не будьв читальненемца, быстрои ловко сумелибы в гостиницезамять этоужасное происшествие, мгновенно, задними ходами, умчали бы заноги и за головугосподина изСан-Францискокуда подальше– и не единаядуша из гостейне узнала бы, что натворилон». Господинумирает в «самоммаленьком, самом плохом, самом сыроми холодном»номере.
Рассказзаканчиваетсяна том же самомместе, где иначинался, — «Атлантиде».Здесь все всётак же веселятся, танцуют иразвлекаются, только нетнашего господинаиз Сан-Франциско, он возвращаетсядомой не в первомклассе, теперьон скрыт отлюдских глазв утробе корабля– в трюме, онлежит в просмоленномгробе. +Возникаетвидение Дьявола, наблюдающего«корабль, многоярусный, многотрубный, созданныйгордыней НовогоЧеловека состарым сердцем».