Редактирование научно-технических изданий

Редактированиенаучно-технических изданий
План
 
1.   Видо-типологический составнаучно-технической литературы.
2.   Правила оформления и обработкитаблиц.

1.Видо-типологический состав научно-технической литературы
В теории и практикеиздательского дела под научным книжным изданием принято понимать издание, котороесодержит результаты теоретических и/или экспериментальных исследований.
Научные исследования,будучи творческой работой, проводимой на основе кооперации труда ученых, содной стороны, опираются на исходную, ранее накопленную научную информацию, сдругой, — сами являются интеллектуальной технологией создания новой научнойинформации и знаний, важнейшим средством фиксирования которых служат изданиянаучной литературы. Благодаря научным изданиям результаты исследовательскоготруда включаются в научно-информационный поток и через социальную системунаучных коммуникаций становятся достоянием ученых и специалистов. Безсистематического чтения научной литературы не может обойтись ни один подлиннотворческий работник, связанный своим трудом с наукой.
Распространениеинформации, составляющей результаты научных исследований, обусловливаетсяобъективными законами научно-технического прогресса и относится к важнейшимусловиям обеспечения непрерывности и преемственности в развитии научногопознания. Благодаря распространению результатов научных исследований решаетсязадача оценки научного, творческого труда ученых и специалистов. Эта общественнаясторона творческой жизни имеет особое значение для научных работников,поскольку она оказывает воздействие на их признание и стимулирование научноготворчества.
В широком смыслепредметом содержания научного издания является в целом наука как формаобщественного сознания и как сфера человеческой деятельности по изучениюпредметов и процессов природы, общества и мышления, их свойств, отношений изакономерностей. К научным результатам, составляющим предмет содержаниянаучного издания, относят научные факты, установленные путем теоретическихи/или экспериментальных обоснований и доказательств. Предмет содержаниявключает также факты, которые характеризуют направление исследования. Это —научная проблема или научная задача, цель исследования, выдвинутые гипотезы иидеи, выбранные подходы и методы, характер и содержание исходной информации(например, архивные материалы, результаты экспертных оценок и т.п.), условия,для которых полученные результаты являются достоверными. Предмет содержаниянаучного издания многообразен, в него входят факты, отражающие побочныерезультаты, которые могут стать объектом самостоятельных научных исследований.К ним чаще всего относятся постановки (формулировки) новых проблем, научныхзадач, вопросов, выдвижение гипотез, идей, предположений и т.п.
Целевое назначениенаучного издания характеризуется совокупностью его функциональных свойств. Однаиз важнейших функций научного издания— закрепление результатов научногопознания. Пока результаты научной работы не оформлены документально, она непризнается завершенной. Основным средством для фиксирования результатовнаучного исследования является научный отчет. Существует практика завершатьнаучные исследования представлением для опубликования научных монографий илистатей для сборников научных трудов либо журналов.
Научное книгоиздание —это не только средство закрепления результатов научных исследований, но и важнейшийспособ передачи их от поколения к поколению, распространения во времени ипространстве. Наука нуждается в постоянном обмене информацией, в процессекоторого ее создатель и потребитель меняются ролями. Этот принцип, которыйобязательно подразумевает участие двух и более сторон, взаимодействиеучастников, наиболее полно реализуется в системе научных коммуникаций.
Научная книга являетсяэффективным способом взаимного информирования и общения ученых.Научно-коммуникационные процессы в современной науке имеют глобальный масштаб.Развитие науки обусловливает содержание и объем научной информации, включаемойв информационно-коммуникативный процесс, что способствует расширению иуглублению научно-познавательной деятельности и новому росту науки в целом. Хорошоорганизованная и постоянно проводимая работа по распространению информациинеобходима для решения ряда задач; 1) привлечения внимания и возбужденияинтереса к ходу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ; 2) доведения результатов исследований и разработок до заинтересованныхнаучных работников и специалистов; 3) рекламы результатов и стимулирования ихреализации и внедрения; 4) апробации результатов; 5) закрепления приоритета. Витоге все это может служить обеспечению рентабельности и доходности выполняемыхисследований и опытно-конструкторских разработок.
Научная книга издавнавыполняет функцию закрепления приоритета в науке. Причем если в прошлом она немогла это делать достаточно оперативно, то в настоящее время по оперативностиее редакционно-издательской подготовки и выпуска сравнивается с журналом, чтодостигается благодаря применению новых информационных технологий. К функциямнаучной книги следует отнести также апробацию и практическую реализациюрезультатов научных исследований. В процессе своего развития человеческоеобщество, приспосабливаясь к объективным условиям, вынуждено находить путиизменения самих условий. Отсюда возникают научные проблемы и вытекают целинаучных исследований. Конкретную реализацию результаты науки находят вматериальном производстве, что проявляется во все более широком использованииновых информационных технологий и росте его наукоемкости.
Научная книга адресуетсяпрежде всего деятелям науки, которые являются не только потребителями научнойинформации, но и сами выступают в роли ее генераторов. Особенностьчитательского восприятия содержания научной книги заключается в том, что какчитатель ученый не ограничивается простым пониманием текста, а становитсяактивным соучастником творческого процесса, следуя за автором. Он анализируетсодержание научной книги, оценивая его, соотносит со своей позицией и что-тонаходит бесспорным, новым и значимым, что-то воспринимает, что-то, возможно,отвергает. Это делает чтение научной книги очень важным информационно-творческимэлементом научной работы ученого-читателя, являющегося членом научногосообщества и участником научной коммуникации. Это можно считать общим,принципиальным положением. Вместе с тем дифференциация и интеграция в наукеведет и к росту числа читательских групп научной книги, и их разнообразию.Нужно отметить, что в научном обществе существуют еще и статусные различия, чтоможет влиять на информационный обмен и, следовательно, на читательскоеположение его членов. Так, можно выделить крупных ученых, обладающих широкойизвестностью и авторитетом, и ученых, которые вступают в науку и делают в нейпервые шаги. Хотя и те и другие профессионально занимаются наукой, круг чтенияу них, по-видимому, будет разным. Свою читательскую аудиторию составляютспециалисты, которые используют научные результаты для решения прикладных задачв различных сферах общественно-практической деятельности—техники, производства,культуры, политики, экономики и т.д.
Научная книга являетсяобъектом чтения для аспирантов, магистрантов и студентов, которым она нужна привыполнении научных работ — дипломных, магистрских, кандидатских диссертаций, атакже при освоении отдельных учебных дисциплин. Ввиду растущего интереса кнаучным изданиям среди населения можно выделить группу читателей, которые несвязаны с наукой непосредственно и относятся к иным сферам деятельности, вбольшей степени это характерно для литературы по общественным наукам.
Разнообразие читательскихкатегорий не значит, что при подготовке научной книги приходитсяприспосабливать изложение к уровню подготовки читателя. Научную книгу читательдолжен осваивать с учетом своих научных, образовательных возможностей ипознавательных интересов.
Традиции создания ираспространения письменных сочинений научного содержания складывались веками.Древнейшими жанрами научных сочинений являются трактаты, поучения, диалоги,жизнеописания святых. Наука в современном ее понимании впервые зарождается вГреции VI в. до н. э. Однако научно-коммуникативный механизм письменности был освоенне сразу. Активно использовать книгу как средство научной коммуникации грекистали лишь со времени Аристотеля, которого принято считать первым «книжным»ученым Греции, хотя до него (тоже IV в. до н. э.) были и Платон, и Гиппократ.
Тематика, содержание,научный уровень книги в конечном счете зависят от состояния науки. Нанаучно-информационный облик научной книги накладывают отпечаток общественныеусловия, социально-экономические, политические и идеологические особенности.
Отечественное научноекнигоиздание прошло большой путь успешного развития. И хотя движение по этомупути не всегда было гладким и восходящим, достигнутые результаты весьмазначительны. По данным Российской книжной палаты, в последний год XX в. числоназваний научных изданий составило почти пятую часть от общего числа названийвсех книг, выпущенных в России. По этому показателю научные издания уступаюттолько учебным изданиям. Заметное место в издании научной литературы занимаютнаучно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения, выпускающиекниги по итогам выполняемых ими научных исследований.
К настоящему временисформировался определенный видовой ряд научных изданий. Каждое издание — этосвоеобразный научно-информационный комплекс, который включает в себя научноепроизведение или ряд произведений, составляющих основу издания, и аппарат.Согласно стандарту, книжное научное издание может быть монографическим илисборником, что определяется составом (количеством произведений) основноготекста. По характеру информации выделяют монографию; автореферат диссертации;тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума); материалыконференции (съезда, симпозиума); сборник научных трудов.
По определению,монография—это научное книжное издание, состоящее из одного произведения,содержащего полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы,выполненное одним или несколькими авторами (исполнителями).
По своему содержаниюмонография является фундаментальным научным трудом, в котором на основевсестороннего анализа и широких сообщений предшествующих научных работ икрупных новых исследований излагаются достижения в разработке научной проблемы.
Назначение монографии —ввести в систему научных коммуникаций фундаментально подытоживающую научнуюинформацию в определенной области и служить основой для разрешения новыхпроблем.
Монография предназначенаглавным образом для тех ученых и специалистов, профиль научной, педагогическойи, возможно, прикладной (например, в области разработки техники) деятельностикоторых непосредственно связан с исследуемой проблемой.
Сборник научных трудов —научное книжное издание, составленное из произведений, содержащихисследовательские материалы.
Жанровый составпроизведений различен. Это могут быть статьи, сообщения, рефераты. Главное, чтоих объединяет, — научный характер содержания.
Предметом содержанияпроизведений сборника научных трудов являются результаты исследования обычно поотдельным частным вопросам. В произведениях могут быть изложены завершающиерезультаты исследований, предварительные или промежуточные результаты, а такжедискуссионные и другие материалы, объединенные, как правило, по тематическомупризнаку.
Круг читателей сборникаболее широк, чем читателей монографии, и может охватывать все основныечитательские категории научного издания.
Сборники научных трудовмогут быть разовыми или продолжающимися, авторскими (одного автора),коллективными, юбилейными. Наиболее распространены продолжающиеся сборники,которые выходят под разными названиями — «труды», «известия», «записки», «вестник»,«ученые записки», «материалы» и др.
Автореферат диссертациивключает реферат, составленный автором диссертации — соискателем ученойстепени; содержит краткое изложение работы.
Авторефератпредназначается для предварительного ознакомления научной общественности свыносимыми на защиту результатами исследований, полученными при выполнениидиссертации.
Автореферат издаетсявесьма ограниченным тиражом и рассылается отдельным ученым и организациям посписку, утвержденному специализированным советом, принявшим диссертацию кзащите.
Тезисы докладов научнойконференции — научное издание в виде сборника, состоящего из материаловпредварительного характера (рефератов, аннотаций докладов и/или сообщений) иизданного до начала конференции.
Содержанием тезисов являютсяосновные положения, мысли, идеи, выдвигаемые в докладе. Назначение тезисов —предварительное ознакомление участников конференции с тематикой и основнымсодержанием докладов.
Обычно тезисызаблаговременно рассылаются предполагаемым участникам конференции или раздаютсяпри ее проведении.
Материалы конференции —разовый сборник, выпускаемый по итогам конференции (научной,научно-практической, научно-методической и т.п.) и составленный из докладов,выступлений, решений конференции, ее рекомендаций, обращений и другихматериалов.
Содержанием материаловявляется информация, характер которой обусловливается видом и тематическимпрофилем конференции и отражает научные решения, идеи, концепции, взгляды,сформированные в результате проработок и исследований на этапе подготовки кконференции и прошедшие на ней коллективное обсуждение и апробацию. Ценностьтакой информации в том, что она отражает не только согласованные точки зрения иподходы, но и противоречивые, следствием чего может быть проблемная ситуация, требующаяновых исследований, поиска новых решений.
Назначение материаловконференции — закрепление и распространение информации, подытоживающей научные(научно-практические, научно-методические) достижения на определенное время иоповещение научной общественности о перспективных направлениях дальнейших исследований,практической и методической деятельности в данной области.
В зависимости отструктуры научные издания составляют такой видовой ряд: серия (сериальноеиздание), однотомное издание, многотомное издание, собрание сочинений,избранные сочинения.
2. Правилаоформления и обработки таблиц
Таблица — формасистематизации фактического материала, широко используемая современнымисредствами массовой информации. Она представляет собой перечень сведений, расположенныхв определенном порядке по графам, разделенным вертикальными линейками (припубликации в газетах вертикальные линейки часто опускают). Большинство таблицобобщает цифровые данные, помогает зрительно их сопоставить, выяснитьвзаимозависимость величин.
Газеты обычно печатаютнебольшие по объему и несложные по содержанию таблицы, но требования к ихнаглядности в этом случае особенно высоки.
Части таблицы:
Тематический заголовокопределяет цель и содержание таблицы (он может быть опущен, когда связь таблицыс основным текстом очевидна).
Формулировка заголовкадолжна быть точной, краткой и соответствовать назначению и содержанию таблицы.Знак препинания в конце заголовка не ставят.
Нумерационный заголовок(слово «таблица» и номер арабскими цифрами) необходим, когда впубликации несколько таблиц. Он упрощает связь таблицы с основным текстом.
Заголовочная частьтаблицы состоит из заголовков, определяющих содержание каждой графы. Заголовкипервого яруса пишутся с прописной буквы. Заголовки нижних ярусов пишутся со строчнойбуквы, если они образуют с заголовками верхних ярусов одно словосочетание. Вконце заголовков никаких знаков препинания не ставят.
Хвостовая часть таблицы —все, что расположено под заголовочной частью. Сюда входят:
1) боковик – первая слеваграфа, включающая сведения, в которых обобщается содержание горизонтальныхстрок таблицы. Общие для нескольких строк понятия выносят в дополнительнуюстроку. Основные формулировки боковика пишутся с прописной буквы, формулировкиподчиненных ступеней — со строчной. Точка в конце их не ставится. Если внижестоящей строке повторяются слова вышестоящей, их заменяют кавычками;
2) прографка — графы,данные которых выражают взаимозависимость между данными боковика и заголовочнойчасти. Однородные числовые данные располагают так, чтобы в графе единицынаходились под единицами, десятки — под десятками и т.д. Если в графе естьдесятичные дроби, рекомендуется для удобства сравнения к цифровому обозначениюцелых чисел добавить нули после запятой. Текстовые элементы прографки следуетначинать с прописных букв. Когда один под другим стоят одинаковые текстовыеэлементы, не отделенные линейками, ставят кавычки. Вместо слов«более» и «менее» применяют условные обозначения (>
Таблицы могутподразделяться на несколько групп в зависимости от того, какой принцип лежит воснове классификации. Согласно издательско-полиграфической классификации,различают следующие виды таблиц в зависимости от того, как они расположены наполосе.
Оборочная таблица – ужеформата набора и небольшая по высоте. Чтобы заполнить формат полосы набора поширине, необходимо занять эту площадь укороченными строками текста – оборкой.
Форматная таблица – равнапо ширине формату полосы или немного уже.
Полосная таблица –занимает всю полосу набора.
Распашная таблица –такая, которая требует для размещения двух смежных полос, т.е. разворота.
Наконец, могут бытьтаблицы, которые по своим размерам больше формата набора. В таком случае ихнабирают любым форматом и помещают в книге в виде вклеек.
В основе логическойструктуры таблицы лежит суждение.
Справочные таблицы — этотаблицы сведений, которые расположены в определенном порядке, облегчающемчитателю их поиск.
Аналитические таблицы —результат классификации данных, их группировки, выявления связей междуявлениями, сведения воедино наблюдений по нескольким объектам.
В чем заключаетсяспецифика редактирования таблиц? Прежде всего редактор должен уяснить, в какихвидах литературы рекомендуется использовать табличный материал. Считается, чтобез таблиц можно обойтись в научно-популярной, учебной, массовой литературе. Авот научная, производственно-техническая, справочная книга, как правило, всегдануждается в таблицах. Но бывает, что редактор, изучив текст и внимательнопроанализировав его, приходит к выводу, что книга без лишних усложнений можетобойтись без каких-то таблиц. Действительно, если таблица содержит 3-4 цифры, следуетли усложнять произведение? Безусловно, проще дать эти цифры в тексте. Иногдатаблица существует в полной изоляции от текста, т. е. в произведении нетникаких ссылок на табличный материал, никакого анализа цифровых данных. Этосвидетельствует о том, что такая таблица лишняя, ее вполне можно убрать. Такжеосновной текст не должен повторять таблицу. Он лишь комментирует ее,формулирует выводы, основанные на данных таблицы.
Чтобы проверитьсодержание таблицы, рекомендуется провести выборочную проверку величин, оценитьавторитетность источника, из которого заимствованы данные, убедиться встрогости следования избранному принципу их группировки. Незаполненные графысвидетельствуют о непродуманности построения таблицы. Следует проверить,сопоставимы ли данные по существу и по их количественному значению, специальнообращая внимание и на то, сопоставимы ли отрезки времени, в течение которыхвелось наблюдение. Таблицу не следует перегружать сведениями, формулировкидолжны быть лаконичными и ясными.
Если данных в таблиценемного и она проста по построению, ее включают в текст после двоеточия в видевывода (без вертикальных линеек). Именно так часто поступают в газетах,прибегая к табличной форме обобщения фактического материала.
Но главное, что каждыйредактор, работая с таблицами, должен опираться не только на указанные вышетребования, но и на собственный опыт.

Литература
1.   Литературное редактировании:Материалы для занятий: Учебное пособие / И. К. Гужова, Р. А. Молибоженко, К. М.Накорякова, Т. И. Сурикова. Под ред. К. М. Накоряковой.– М.: Издательство Московского университета, 200. – 160 с.
2.   Петрова Л. И. Общий курсредактирования: Тексты лекций по одноименной дисциплине для студентовспециальности 1-47 01 01 «Издательское дело» / Л. И. Петрова. – Мн.: БГТУ,2004. – 96 с.
3.   Редакторская подготовка изданий:Учебник / Под ред. С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.