Референдум и плебисцит, как виды народного голосования

СодержаниеВведениеГлава 1. Референдум и плебисцит – понятияГлава 2. Виды референдумовГлава 3. Значение и особенности института референдума внекоторых государствах
Заключение
Библиография

Введение
 
Право напрямуюучаствовать в политической жизни своей страны закреплено практически в каждойконституции стремящихся к демократии государств. Граждане имеютправо принимать прямое участие в выработке решений по ключевым вопросампосредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе,так и вследствие исполнения обязательных положений конституции. И это правореализуется путем народного голосования, придающего ему окончательный иобязательный (в некоторых странах совещательный) характер. О референдумеи плебисците как о видах народного голосования, о тонкостях их различи и означении института референдума идет речь в настоящей курсовой работе.
Задачи:
Дать определениепонятиям референдум и плебисцит;
Дать сравнительную характеристикуэтим понятиям;
Определить по какимпринципам различаются референдумы;
Определить значениереферендума;
Рассказать о некоторыхособенностях институтов референдума в разных государствах.
Глава 1. Референдум и плебисцит – понятия
В мировойгосударственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегдаодинаково.
Поэтому надо сказать,что понятие плебисцит и референдум не вполне равнозначные и не всегдасинонимичные.
Понятие референдума:
Рефере́ндум (от лат.referendum—то, что должно быть сообщено)— механизм правления, предусматривающий решениенаиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным,законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредствомвсенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус иобязательны для исполнения всеми государственными органами.
Референдум— важнейшийинститут прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчествонарода. Референдум— это один из способов участия общественности в принятиирешений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятоечеловеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкрепленоосведомленностью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведенияреферендума и его процедура регулируются конституциями и законодательствомсоответствующих стран.
Понятие плебисцита:
«Плебисцит лат.plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение), постановление)- вДревнем Риме постановление, принимаемое собранием плебеев. Один из видовнародного голосования. В международных отношениях применяется при опросенаселения территории о ее принадлежности к тому или иному государству. Вформально-юридическом смысле то же, что референдум.[1]» «В некоторых странах(напр., во Франции) считается синонимом референдума. С формально-юридическойточки зрения процедуры П. и референдума совпадают»[2]. «Однако стилистическоеразличие имеется: плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим длястраны или региона, как принято говорить, судьбоносный характер. Например, еслиголосованием избирателей формально и/или по существу решается вопрос огосударственной принадлежности спорной территории, о форме правления, одальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.п., тотакой референдум нередко официально или неофициально называют плебисцитом.»[3]
Итак, у понятия «плебисцит»как минимум два значения:
/>1.Закон или решение, принятые собранием плебеев (в Древнем Риме).
/>2.Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения каких-либоособенно важных вопросов.
Выборы президента,особенно если избирателям предлагается одна кандидатура, в развивающихсястранах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом. (Пакистан). Как видноиз этого примера четкости по этому вопросу в мировой практике нет. Нельзя также не отметить, что используя эти термины, нужно иметь в виду точность ихперевода с иных языков, особенно неевропейских, поскольку смысловые обозначенияне всегда совпадают.
Хотя понятия «плебисцит»и «референдум» нередко отождествляются, все же можно найти ряд условных сходстви отличий.
Как уже было сказано, многиеавторы юридической литературы не видят отличий плебисцита от референдума покрайней мере с юридической точки зрения. Но некоторые авторы юридическойлитературы считают полезным обозначить их соотношение, особенно если они близкипо процедуре проведения. Вот, например:
«Однако плебисцитом вконституционном праве зарубежных стран часто называют референдум по вопросам,имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственнойпринадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существованииправящего режима, доверии лидеру страны. Плебисцит используется политиками длядостижения не только юридических, но и политических целей, поскольку победапозиции инициатора плебисцита увеличивает многократно его политические шансы»[4].
Во Франции плебисцитсчитается синонимом референдума. Примерами плебисцита являются голосования поповоду получения Наполеоном Бонапартом пожизненного консульства (1802) инаследственного императорского достоинства (1804), по поводу государственногопереворота, совершенного президентом Французской II Республики Луи Бонапартом в1852 г. Процедуры проведения плебисцита и референдума не отличаются друг отдруга. Фактически плебисцитами являлись проводившиеся в начале 70-х гг.референдумы во Франции, в Египте в период президентства А. Са-дата. голосованияв Чили в 1978, 1980 и 1988 гг. (последний П. 1988 г. был проведен по поводупродления мандата президента). в Южной Корее в 1969, 1972 и 1980 гг. В Бразилии21 апреля 1993 г. был проведен П., в результате которого большинство поселениявысказалось за сохранение в стране президентской формы правления.
Институт референдумакак формы непосредственной демократии нашел широкое применение в субъектахфедерации США. Другие виды непосредственной демократии в США — народнаяинициатива, отзыв должностных лиц.[5]
Референдум и плебисцитбезусловно близкие по значению понятия, ведь они на ряду со свободными выборамиявляются формами непосредственного народовластия и демократии в её классическомпонимании.
Некоторыеавторы не причисляют плебисцит к форме непосредственного народовластия, считая,что при плебисците, народ не осуществляет власть, а всего лишь отвечает на тотили иной вопрос, предложенный ему институтом власти. И такая точка зрения небезосновательна, еще и потому, что «в настоящее время «прямая демократия»означает, что граждане имеют право принимать прямое участие в выработке решенийпо ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своейсобственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положенийКонституции, т.е. независимо от желания правительства или парламента.
Этоопределение содержит в себе первый критерий прямой демократии: прямаядемократия действует в отношении решений по ключевым вопросам, а не вотношении отдельных личностей. Второй обязательный критерий можносформулировать следующим образом: прямая демократия наделяет граждан властью,а ее процедуры направлены на разделение властных полномочий. Разделениеполномочий обычно означает, что определенное количество граждан (численностьгруппы должна быть определена законом) может инициировать процедуру прямойдемократии независимо от желания исполнительной или законодательной власти.Этот критерий означает, что плебисциты, т.е. процедуры общенародногоголосования, которые могут быть инициированы не гражданами, а исключительновластными институтами, также не имеют отношения к прямой демократии. Всоответствии с данным определением, различие между плебисцитами и референдумамиявляется базовым для понимания сущности прямой демократии. Зачастую эторазличие не учитывается, что приводит к взаимному непониманию сторон приобсуждении проблем прямой демократии»[6].
Эти различияи определения носят достаточно условный характер. В некоторых странах, например,в Швеции существующий институт плебисцита именуется консультативнымреферендумом. А, например, в Болгарии определен предмет плебисцита, но нереферендума. Значит, здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит- решающий.
Понятиями,близкими к «референдуму», можно считать плебисцит, всенародный опрос,всенародное обсуждение. Все эти четыре понятия связаны с выявлением волиизбирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.
Референдум(от лат. — «должное быть сообщенным») — это голосование избирателей,посредством которого принимается решение государственного илисамоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местноезначение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычныйзакон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, неследует отменять обыкновенным законом), или важного постановления местногосамоуправления.
Плебисцит(«то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ,а не римская аристократия) — это тоже голосование избирателей, но частоплебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, потерриториальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности(например, при голосовании за единственную кандидатуру на должностьпрезидента).
Различиямежду референдумом и плебисцитом.
В ходереферендума избирательный корпус высказывается по поводу какого- либозаконопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешнейполитике.
В ходе плебисцитаизбирательный корпус голосует за доверие личности.
Плебисциты — это процедуры общенародного голосования, которые могут быть инициированы негражданами, а исключительно властными институтами. Т.е. власти имеютисключительное право на принятие решений об использовании процедуры плебисцита.
Референдумможет быть проведен по инициативе определенного количества граждан страны.
Впрочем,никакой четкости в этой терминологии ни на официальном, ни на неофициальномуровне нет, поэтому и различия носят условной характер.Глава 2. Виды референдумов
 
«Референдум — право граждан принять или отклонить решение органа власти посредствомобщенародного голосования. Если процедура голосования может быть инициированаисключительно по решению властей, то речь идет не о референдуме, а о плебисците.»[7]
Посколькутема курсовой работы предполагает обозначить соотношение референдума иплебисцита, то поэтому первый тип классификации — по основаниям проведения, таккак он принципиален.
1)Обязательныйреферендум (инициированный в соответствии с требованиями Конституции страны)
В рамкахпредставительной демократии такой референдум – это реализация права граждан наокончательное решение, когда важные и самые важные политические решенияпринимаются самими гражданами.
2)Общенародныйреферендум (инициированный гражданами)
Правоопределенного количества граждан инициировать общенародное голосование вотношении решения, принятого властями. В результате голосования это решениелибо отклоняется, либо принимается окончательно. Эта процедура призванакорректировать решения парламента в рамках представительной демократии иявляется сдерживающим фактором для действий правительства и парламента.
По юридическойсиле референдумы различаются на
1) конституционные– принимающие, изменяющие или отменяющие конституцию;
2)законодательные– принимающие, изменяющие или отменяющие законы;
3)подзаконные– принимающие, изменяющие или отменяющие подзаконные акты.
По содержаниюреферендумы делятся на
1)принимающиезаконы;
2)изменяющиезаконы;
3) отменяющиезаконы (отменительные).
По территориипроведения референдумы различаются на
1)общенациональные;
2)региональные;
3)местные.
По правовымпоследствиям референдумы могут подразделятся на
1)постановляющие– принимающие общеобязательные решения;
2)консультативные– посредствам которых выясняется общественное мнение.
Ряд авторовпо этому же принципу предлагает еще подразделение на«дозаконодательные»;«совещательные»; «послезаконодательные».
Правовыепоследствия могут наступить после любого вида референдума, но обязательныеправовые последствия связаны только с референдумом, имеющим решающий характер,поскольку всякий консультативный референдум, независимо, например, от того, будетон допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснениемнения избирателей. Конечно, парламент, иные органы государства на практикеучитывают волю избирателей, выраженную путем консультативного референдума, онине должны игнорировать общественное мнение, да еще выраженное таким образом,хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органовгосударства, должностных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют актырешающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, какпредставляется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можноизменить закон парламента и отменить его, как это показывает практикаотменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безусловно, посколькуво многих странах в конституцию, принятую путем референдума, парламент можетвносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированнымбольшинством.
Вопросы,подлежащие решению посредством народного голосования, составляют предмет референдума,с которым, в свою очередь, связано деление референдумов на различные виды: конституционныеи законодательные, общенациональные, региональные или местные, постановляющие иконсультативные, и др.Глава 3. Значение и особенности института референдума внекоторых государствах
 
Значение референдумсостоит в том, что он дает возможность народу выразить свою волюнепосредственно, путем голосования. Но не стоит считать референдум «панацеей»для демократии, референдум может также стать манипулятивным приемом.
Во-первых, вопросы,выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всестороннейоценки со стороны рядовых избирателей, которые могут не оценить всехполитических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится вобстановке давления на психику избирателей, а в условиях авторитарных режимов — в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при президенте Зия-уль-Хаке лицам, неявившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, притом единственной, грозилотюремное заключение). Референдум по такому сложному вопросу, как принятиеконституции, проводимый без предварительного обсуждения населением, впарламенте или в иных органах, образованных из представителей различных группнаселения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакционныеконституции. «Если на народное голосование выносится проект, подготовленныйправительством помимо парламента, а подчас и вопреки ему (в социалистическихстранах – подготовленный в недрах аппарата коммунистической партии и лишьформально одобренный парламентом), то конституционный референдум зачастуюпревращается в плебисцит, на котором голосуется по существу довериеправительству (в социалистических странах – руководству компартии). Избирателив таких условиях обычно подвергаются серьезному давлению и часто одобряютреакционные конституционные акты. Например, Конституция Франции 1958 годаодобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса, КонституцияЧили 1980 года – в условиях диктатуры генерала Аугусто Пиночета, конституцииГерманской Демократической Республики 1968 года, Народной Республики Болгарии1971 года, Республики Куба 1976 года – в условиях тоталитарного режима, когдасвобода выбора избирателей либо отсутствовала, либо была серьезно ограничена». Стоитли удивляться, когда в стране с низкой политической активностью избирателей,неграмотным в политической сфере населением проходят реакционные законы.
Особенностипроведения референдумов в некоторых государствах. «Необходимо отметить, чтореферендум не является повсеместным и обязательным институтом. Референдум неприменяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идеяверховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия онв единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии.Не используется референдум и во многих азиатских странах»[8].
Референдум никогдане проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но вШвейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне). Какуже говорилось в Главе IIнастоящей работы, инициатива референдума может исходить только от некоторыхвысших органов государства, определенного числа депутатов парламента,установленного законом числа граждан и т. д. Во Франции инициатива референдума,как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежитпрезиденту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимыена референдум вопросы (как уже отмечалось в Главе I данной работы, во Франции понятия «плебисцит» и «референдум»синонимичны). В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс.подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50депутатов парламента, в Италии — группа органов местного самоуправления — 5 из20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будетобязательно проведен.
Во многихстранах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур приинициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных иликонституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странахокончательное решение принимает парламент, в других — президент; все этосвязано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления вгосударстве (парламентская или президентская республика). Однако нередкопарламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают иустанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумыпроводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группыизбирателей (например, в Белоруссии — 10% избирателей данной территории).Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из несколькихвозможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии).
Определениеитогов референдума. является очень важной процедурой. Как правило, референдумпризнается состоявшимся, если в нем приняло участие большинствозарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинствоиз них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос.Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов сположительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалосьпринятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивныхответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставленияавтономии Шотландии и Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответовизбирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни вУэльсе).
Отдельныеизбиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий,избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляютсяразличные названия) на нарушения их избирательных прав. Эти жалобырассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовыватьрезультаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательноерешение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция страны(верховный суд), во многих странах Латинской Америки — верховные (высшие)избирательные трибуналы, иногда — высшие административные суды.
Процедурапроведения референдума состоит в следующем:
1)Инициативапроведения референдума и его назначение
2)Формированиеинфраструктуры референдума: составление списков участников референдума, образованиеучастков для голосования и органов его организации и подготовке проведения референдума
3)Агитационнаякомпания. В период агитационной компании разъясняется суть вопроса,обосновываются позиции противоборствующих сторон, выступающих за то или иноерешение.[9]
4)Голосование
5)Подсчетголосов и установление итогов референдума
Краткиевыводы по Главе III
Значениереферендум состоит в том, что он дает возможность народу выразить свою волюнепосредственно, путем голосования. Референдум также не является обязательныминститутом во всех государствах. А в некоторых государствах (Франция)отождествляется в плебисцитом.
Как правило,референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинствозарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинствоиз них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос.Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов сположительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалосьпринятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивныхответов

Заключение
В мировойполитической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуетсяне всегда одинаково. Он нередко отождествляется с плебисцитом, однакорассматривается как утверждение того или иного государственного решения путемнародного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.
Референдумтакже не является обязательным институтом во всех государствах. А в некоторыхгосударствах (Франция) отождествляется в плебисцитом.
Референдум(от лат. — «должное быть сообщенным») — это голосование избирателей,посредством которого принимается решение государственного илисамоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местноезначение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычныйзакон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, неследует отменять обыкновенным законом), или важного постановления местногосамоуправления.
Плебисцит(«то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ,а не римская аристократия) — это тоже голосование избирателей, но частоплебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, потерриториальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности(например, при голосовании за единственную кандидатуру на должностьпрезидента). Для плебисцита также характерно голосование за доверие копределенной личности.
Вопросы,подлежащие решению посредством народного голосования, составляют предмет референдума,с которым, в свою очередь, связано деление референдумов на различные виды: конституционныеи законодательные, общенациональные, региональные или местные, постановляющие иконсультативные, и др.
Значениереферендум состоит в том, что он дает возможность народу выразить свою волюнепосредственно, путем голосования. Референдум также не является обязательныминститутом во всех государствах.

Библиография
1. КонституцияФранцузской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции государствЕвропейского Союза / Под общей редакцией Л. А.
2. Маклаков В.В.Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания,Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. М.: «БЕК», 2008 г.
3. Алебастрова И.А.Конституционное право зарубежных стран. М., 2001
4. Окунькова. Конституционноеправо зарубежных стран— М.: Издательская группа Инфа-М — Норма, 1997.
5. Карпов Л.В.  Конституционноеправо зарубежных стран Учебный минимум / Москва / Юриспруденция / 2006.
6. Комарова В.В.«Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношения ипроблемы) » (В.В. Комарова) (Журнал «Конституционное и муниципальноеправо», 2005, N 9)
7. Крюковских А.К.Словарь исторических терминов. М.: «Юристъ»-1998 г.
8. Рольф Бюхи (RolfBüchi), Институт инициатив и референдумов в Европе, статья по материаламсеминара, 09.09.2006 г
9. Сухарев А.ЯБольшой юридический словарь 3-е издание.М.: «Инфра-М» 2007 г.
10. Страшун Б.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая:конституционное (государственное) право и его основные институты. М.: «Бек»,2000