Референдум как основная форма непосредственной демократии

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Факультет международных экономических отношений

и туристического бизнеса

Кафедра международных экономических отношений

«Референдум как основная форма непосредственной демократии»

Реферат по дисциплине «Сравнительное конституционное право»

Выполнила:

студентка 1 курса,

группа УО -23 Солонуха О.К.

Проверил

преп. Горовая Е.П.
Харьков 2009

Содержание

Введение 3 стр.

Понятие референдума 4 стр.

Виды референдумов 5 стр.

Предмет и формула референдума 11 стр.

Принципы референдума 12 стр.

Референдум в зарубежных странах 13 стр.

Порядок проведения референдума в Украине 17 стр.

Плебисцит как разновидность референдума 19 стр.

Вывод 21 стр.

Список литературы 22 стр.

Введение

Конституционное право зарубежных стран знает много иных форм народного волеизъявления помимо выборов. Для этого в различных странах более или менее широко использу

ются и такие формы, как референдум, или плебисцит, всена

родный опрос и всенародное обсуждение. При всей близости этих форм народного волеизъявления надо видеть и различие между ними. Наибольшее распространение среди них получил референдум.

Рефере́ндум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Понятие референдума

Референдум — это способ принятия политического решения при помощи голосования избирателей.

Цель референдума следует отличать от цели выбо

ров. Референдум проводится для принятия закона, ре

шения территориального вопроса, ратификации между

народного договора. Например, Маастрихтский договор был ратифицирован в Ирландии и Франции (в соответ

ствии с конституциями этих стран) при помощи референдума. [5, c. 163]

Референдум (от лат. referendum — то, что следует сооб

щить) — один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается государственное или самоуправденческое решение. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладаю

щими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что ре

шение, принятое на референдуме, — это решение самого наро

да, а не его представителей. В отличие от голосования на выбо

рах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (например, депутата, президента др.). а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и др., имеющих общенациональный или мест

ный характер. В некоторых странах вне зависимости от послед

ствий любое голосование избирателей называется референду

мом. Но такое понимание не является характерным для боль

шинства стран. [4, c. 332]

Референдум является современной формой непосредственной демо

кратии, хотя у него были исторические предшественники. В Древнем Риме в период республики существовала практика плебисцитов (лат. plebiscitum), то есть решений плебеев, которые принимались собраниями членов соответствующего сословия. Сегодня термин «плебисцит», считается синонимом термина «референдум» либо служит для обозначения одной из разновидностей референдума.

Сам термин «референдум» заимствован из опыта государственного властвования XVII – XVIII ст. в Швейцарии, когда эта страна существовала как союз независимых кантонов. Одним из органов такого союза было собрание представителей от кантонов. Во многих кантонах это фактически были представители от общин, их составлявших. В случае, когда на этом собрании рассматривались вопросы, для решения которых представители не имели полномочий, решения постановлялисьad referendum (лат. — к дальнейшему рассмотрению), то есть с условием их последующей передачи на рассмотрение в кантоны (общины). На следующем собрании выясняли факт одобрения упомянутых решений в кантонах и признавали их утвержденными. [6, c. 185]

Виды референдумов

Референдумы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от его предмета можно выделить обязательный и факультативный референдумы.

Обязательным считается такой референдум, посредством которого и можно решить данный вопрос: ни один иной орган не вправе принимать по нему решение. Нередко это касается изменения конституции (см. ст. 29 Конституции Дании).

Факультативным признается референдум, который про

водится по усмотрению компетентного органа. Наряду с ре

ферендумом есть альтернативная возможность принять ре

шение иным субъектом власти. Например не народом на ре

ферендуме, а парламентом (см. ст. 42 Конституции Дании). Так, предметом факультативного референдума может быть проект закона.

Различают конституционный и законодательный референ

думы. К первому относятся те, на которых рассматривается вопрос, связанный с принятием конституции, внесением в нее изменении либо дополнений. Широкое распространение они получили в нынешних условиях, когда в республиках бывшего Советского Союза, некоторых странах Восточной Европы активно пошла работа над новыми конституциями Путем ре

ферендума были приняты конституции Эстонии Литвы Ру

мынии, России, Таджикистана, Польши и многих других госу

дарств.

Законодательный референдум проводится для принятия новых или изменения действующих законов. В зависимости от цели проведения законодательные референдумы могут быть утверждающие и отменяющие. В последнем случае их нередко называют народным вето (см. ст. 75 итальянской Конституции, ст. 11 Конституции Франции).

Особую группу референдумов составляют консультатив

ные референдумы. В результате их проведения выясняется воля граждан для решения важных вопросов. В отличие от ре

шающего референдума, т.е. обязательных для исполнения ито

гов референдума, консультативный референдум имеет пре

имущественно рекомендательный характер и нуждается в ут

верждении соответствующего органа. В скандинавских стра

нах около 50% референдумов имеют консультативный харак

тер.

По инициаторам проведения референдумы можно класси

фицировать на парламентские, президентские, правительст

венные, народные и т.п.

В зависимости от времени и степени участия парламента в решении вопроса референдумы могут быть подразделены на допарламентский и послепарламентский и внепарламентский.

В зависимости от территории, на которой проводится ре

ферендум, различают общегосударственный и местный рефе

рендумы.

Инициаторы референдума и органы, его назначающие, вправе формулировать вопросы для народного голосования. [1, c. 306-307]

Содержание института референдума в разных странах делает возмож

ной классификацию соответствующей формы непосредственной демо

кратии. Одним из ее критериев является круг участников голосования на референдуме, по которому выделяют общенациональный (общегосудар

ственный) к местный референдумы. На общенациональном референду

ме может голосовать весь избирательный корпус, а на местном — его часть, которую составляют избиратели — жители конкретной админист

ративно-территориальной единицы.

В условиях федеративного государства третьей разновидностью, классифицированной по критерию круга участников голосования, вы

ступает

референдум субъекта федерации (в субъекте федерации). Ино

гда референдум субъектов федерации также определяют как местный.

Еще одним критерием классификации референдумов является содер

жание вопросов, выносимых на голосование, или предмет референдума. По предмету прежде всего выделяют конституционный и законодательный референдумы. На конституционном референдуме принимают или утверждают новый основной закон либо изменения в действующий, а за

конодательный референдум обычно служит принятию или отмене «обычных» законов.

Конституционный и законодательный референдумы объективно явля

ются общенациональными по характеру, хотя в условиях федеративного государства они могут быть предусмотрены и в субъектах федерации. В США проведение конституционного и законодательного референдумов возможно только на уровне субъектов федерации — штатов.

Более распространенной является практика проведения референдума относительно внесения изменений в основной закон. Во многих странах такому референдуму (обязательному или факультативному) предшеству

ет одобрение изменений парламентом или учредительным собранием.

По времени проведения различают предварительный и последующий законодательные референдумы. На предварительном референдуме голо

сование происходит относительно внесенного в парламент законопроек

та до принятия как закона или относительно принятого парламентом закона, еще не вступившего в силу. Предметом последующего референдума является действующий закон, который на таком референдуме может быть отменен.

Предварительный законодательный референдум нередко характеризуется как допарламентский, а последующий – послепарлментский.

Существуют также законодательные референдумы, проведение кото

рых не связано с процессом и результатами парламентского законотвор

чества. Такие референдумы определяются как внепарламентские, так как соответствующие голосования проводятся относительно законопро

ектов, которые не были внесены в

парламент. В частности, внепарла

ментский референдум предусмотрен во Франции и в большинстве фран

коязычных развивающихся стран.

Одной из разновидностей референдума, определяемой по критерию содержания вопросов, которые выносятся на голосование, является ре

ферендум относительно досрочного прекращения полномочий президен

та или парламента. Впервые возможность проведения такого референ

дума относительно президента (по решению парламента) была предус

мотрена в Конституции Германии 1919 г. При этом такой референдум практически не проводился в странах, где он предусмотрен, из-за его «радикальности», которая может стать причиной дестабилизации всей политической системы общества.

Особенностями отличается референдум, проводимый в реализацию так называемого права народного роспуска. По содержанию института народного роспуска — впервые введенного в XIX ст. в ряде кантонов Швейцарии, установленное количество граждан, которые имеют право голоса, может инициировать проведение рефе

рендума по вопросу досрочного прекращения полномочий законода

тельного органа. В случае, если по результатам такого референдума со

ответствующая инициатива будет поддержана, полномочия законода

тельного органа досрочно прекращаются и проводятся выборы его но

вого состава.

Референдум, проводимый в реализацию права народного роспуска яв

ляется уникальным способом (средством) властвования. [6, c. 188-199]

По основаниям назначения различают обязательный и факультативный.

Обязательный референдум безальтернативно назначается при нали

чии установленных оснований. В свою очередь, основаниями назначе

ния такого референдума является возникновение определенных юриди

ческих фактов, с которыми связан его предмет. При этом вопросы, кото

рые по существу составляют предмет обязательного референдума, не могут быть решены другим способом, кроме референдума.

Само же решение уполномоченного государственного органа или должностного дина о назначении обязательного референдума можно рассматривать как своеобразную констатацию наличия установленных для этого оснований.

Обязательный референдум, посредством которого, в частности, утверждают предварительно одобренные изменения в конституцию, иногда классифицируют как контрольный.

Факультативный референдум также назначается при наличии уста

новленных оснований, но само их наличие не влечет обязанности упол

номоченного органа или должностного лица назначить референдум. Отсутствие такой обязанности прежде всего связано с тем, что существует иной, кроме референдума, способ решения вопросов, составляющих его предмет.

К тому же решение уполномоченного органа или должностного лица о назначении факультативного референдума не зависит от их усмотрения и обусловлено инициативой иного, чем такой орган или должностное ли

цо, субъекта конституционного права.

Референдумы можно классифицировать по особенностями порядка их назначения. В основу соответствующих классификаций положены от

личия в круге субъектов, которые уполномочены по собственному усмо

трению назначать референдум, отличия в круге субъектов, уполномочен

ных назначать референдум по инициативе других субъектов, а также от

личия в круге субъектов, наделенных правом такой инициативы. Назван

ные критерии обычно объединяют, что приводит к путанице.

Почти во всех странах субъектом, который уполномочен по собствен

ному усмотрению назначать референдум, определены парламент (ниж

няя палата) или президент.

Органом уполномоченным назначать референдум по инициативе других субъектов, также определен парламент или (и) глава государства.

В условиях, когда референдум уполномочен назначать глава государства, соответствующая инициатива обычно признается за парламентом или одной из его палат, а в некоторых странах — и за правительством. Если референдум уполномочен

назначать парламент, к инициаторам его про

дления прежде всего отнесен президент.

Во многих странах, прежде всего европейских, предусмотрена воз

можность проведения референдума по инициативе установленного коли

чества граждан, которые имеют право голоса, то есть по народной ини

циативе. В теории конституционализма такой референдум характеризу

ется как петиционный.

В случае инициирования проведения референдума иным субъектом, чем уполномоченный на его назначение государственный орган или должностное лицо, характер решения о назначении референдума зави

сит от характера такой инициативы.

Иногда предусматривается согласие на назначение референдума со стороны иного государственного органа, чем уполномоченный на это на

значение (Армения, Польша). Такое согласие имеет решающее значение для принятия решения о проведении референдума.

Критерием классификации референдумов является характер реше

нии, принятых соответствующим способом. По этому критерию различают императивный и консультативный референдумы.Императивный референдум также определяют как резолютивный, а консультативный референдум — как совещательный опрос посредством голосования. Решения, принятые на императивном референдуме, признаются юридиче

ски обязательными. Результат консультативного референдума восприни

мается как своеобразный политический совет со стороны избирательно

го корпуса.

Иногда юридическую обязательность решений, принятых на референ

думе, считают родовым признаком референдума как формы непосред

ственной демократии. Отсюда подход, по которому опрос путем голосо

вания не рассматривается как референдум и признается отдельной фор

мой непосредственной демократии.

Иногда оговаривается недопустимость проведения референдума по вопросам ограничения прав и свобод, ратификации и денонсации меж

дународных договоров и некоторым другим. [4, c. 333-334]

Предмет и формула референдума

Предмет референдума — это вопрос, подлежащий решению на референдуме. Его формулировка в бюллетене называется форму

лой референдума. Наиболее распространенными являются два вида формулы референдума. Первый представляет собой вопрос, обращенный к голосующему, на который он может ответить толь

ко «да» или «нет». Второй вид — это так называемый народный выбор. то есть предложение избирателю нескольких вариантов решения вопроса, один из которых он может выбрать или отклонить. [3, c. 176]

Для правовой характеристики референдума существенное значение представляет круг вопросов, которые на него выносятся. С формальной точки зрения в связи с тем, что референдум является формой прямой демократии, непосредственным народным волеизъявлением, на него могут выносится любые важные темы государственной жизни. Однако на практике это не так.

Вопросы, по которым согласно европейским конституциям возможно проведение референдума, могут быть сгруппированы следующим образом.

Первая, наиболее распространенная группа вопросов, касается принятия или полного либо частичного пересмотра конституции и актов парламента.

Вторая группа вопросов (встречающихся в конституциях редко) – о доверии органу или должностному лицу.

Третья разновидность вопросов, выносимых на референдум, связана с разрешением разногласий между конституционными органами власти.

Четвертая группа – этоважные международно-правовые вопросы, в частности: утверждение международно-правовых договоров, существенно затрагивающих основные права граждан; вступление в международные организации (как правило, наднационального характера); определение принадлежности той или иной территории к определенному государству.

Большинство конституций содержат перечни вопросов, по которым референдум проводиться не должен. Наиболее часто среди таких вопросов упоминается: территориальная целостность и изменение государственных границ; объявление войны и мира; применение вооруженных сил;

Основные права и свободы граждан; принятие, изменение и отмена определенных международно-правовых обязательств; бюджет и его исполнение; налоги и сборы; дополнительные ассигнования; финансовые обязательства; введение и отмена чрезвычайного положения; амнистия, государственная служба.

Применительно к предмету референдума устанавливаются также ограничения, касающиеся повторного голосования по тому же вопросу. Как правило, между двумя голосованиями по одному и тому же вопросу должен пройти определенный срок. [2, c. 123-124]

Принципы референдума

Голосование на референдуме является свободным, всеобщим, равным, прямым, тайным. Все они имеют содержание, аналогичное содержанию соответствующих выборов. Так, свобода волеизъ

явления означает, что вопросы об участии в голосовании и харак

тере такого голосования гражданин решает исключительно само

стоятельно, контроль за его волеизъявлением не допускается. С некоторым противоречием принципу свободы волеизъявления выступает обязательный вотум, установленный в ряде стран.

Принцип всеобщего волеизъявления предполагает, что право на участие в референдуме имеют липа, обладающие активным избира

тельным правом. Если в выборах верхней и нижней палат парла

мента участвует разный круг избирателей, то при проведении обще

национального референдума право голоса имеют лица, обладающие активным избирательным правом по выборам нижней палаты. На

пример, согласно Конституции Италии 1947 года в референдуме участвуют все граждане, правомочные участвовать в выборах Пала

ты депутатов (в ее выборах участвуют совершеннолетние граждане, а то время как в выборах Сената — граждане, достигшие 25 лет). Чаше всего в референдуме вправе принимать участие совершенно

летние, дееспособные граждане за некоторыми указанными в зако

не исключениями (например, это лица, содержащиеся в местах ли

шения свободы, липа, лишенные судом избирательных прав).

Равное волеизъявление характеризуется тем, что каждый голо

сующий имеет только один голос при решении каждого вопроса на референдуме. Непосредственное или прямое голосование означа

ет, что граждане голосуют за предлагаемое решение вопроса или против него лично. Наконец, голосование производится на рефе

рендуме только тайно, то есть в специальной кабине или комнате, где по общему правилу запрещено присутствие кого бы то ни было, кроме самого избирателя. [3, c. 177-178]

Референдум в зарубежных странах

В отличие от выборов, которые имеют по существу универсальный характер, референдум предусмотрен не во всех странах. К тому же сфера его применения в разных странах различна, а масшта

бы соответствующей практики зависят от политической традиции. Например, в Бельгии, Люксембурге, Нидерландах институт референдума вообще не существует, а в Канаде, США и ФРГ референдум возможен лишь на уровне субъектов федерации и (или) на местном уровне.

В начале XIX ст. во Франции были проведены голосования избирате

лей по месту проживания относительно статусов Наполеона Бонапарта (в 1802 г. -пожизненного консула, в 1804 г. -императора). Такие голосо

вания, как и проведенные ранее, имели форму подписи в списке избира

телей, то есть проводились открыто. Именно эти голосования впервые в новые исторические времена получили название плебисцита.

В Швейцарии и США в конституциях и законодательстве для соответствующих целей впервые стали употреблять термин «референ

дум». В конце XIX — в начале XX ст. в Австралии на референдумах бы

ли утверждены конституции штатов и федеральная конституция.

В советский период существовало неоднозначное отношение к рефе

рендуму, хотя возможность его проведения предусматривалась так назы

ваемыми конституциями развитого социализма. При этом ключевое зна

чение имело обычно не оглашаемое предположение, что референдум мо

жет восприниматься

как своеобразная альтернатива советам, функцио

нирование которых, согласно теории советской власти, отождествлялось с народовластием. В то же самое время одним из свидетельств развития «социалистической демократии» считали проведение всенародных об

суждений.

Референдум приоб

рел характер ординарного способа принятия или утверждения основно

го закона. В Европе непосредственно на референдуме приняты действующие конституции Азербайджана. Албании. Андорры, Армении, Ирландии, Литвы. России. Турции, Франции. Швейцарии и Эстонии. Таким же способом приняты или полностью ревизованы ос

новные законы в большинстве постсоветских стран.

В Испании, Польше и Сербии на референдуме утверждены конститу

ции которые были предварительно одобрены парламентом, а в Румынии – учредительным собранием.

Распространенной является практика проведения референдума относительно внесения изменений в основной закон. Во многих странах такому референдуму (обязательному или факультативному) предшеству

ет одобрение изменений парламентом или учредительным собранием.

Соответствующий характер имеет конституционный референдум в Австрии, Албании, Андорре. Ирландии. Испании, Италии, Латвии, Молдове, Польше, Румынии, Сербии, Словении. Турции. Укра

ине и Франции. На референдуме должны утверждаться одобренные за

конодательным органом или конвентом изменения в конституцию во всех штатах США, за исключением штата Делавер.

Как способ непосредственного внесения любых изменений в консти

туцию референдум установлен только в некоторых странах, прежде все

го постсоветских (Армения, Таджикистан). Среди развитых стран внесе

ние изменений в конституцию непосредственно на референдуме предус

мотрено в Швейцарии.

В Азербайджане прямым результатом референдума может быть вне

сение в основной закон изменений, а соответствующие дополнения уполномочен принимать парламент. В Беларуси, Колумбии, Литве, Эсто

нии и в ряде других

стран непосредственно на референдуме могут быть внесены изменения в отдельные разделы или статьи конституции.

Применение референдума как способа принятия или утверждения но

вой конституции или внесения изменений в действующую нередко име

ет характер политико-правовой традиции. Чаще всего конституционные референдумы проводились в США и Швейцарии.

В некоторых штатах США принятие новой конституции или пере

смотр действующей требуют проведения двух референдумов. Тут законо

дательный орган может вынести на референдум вопрос о целесообразно

сти конституционной реформы, и в случае его положительного решения он постановляет о проведении выборов в конвент. Последний уполномочен разработать и предварительно одобрить соответствующий проект. Одобренный конвентом проект утверждается еще на одном референдуме.

Наименее распространена практика проведения предварительного за

конодательного референдума, когда на народное голосование выносят соответствующий законопроект. Разнообразием процедур отличается предварительный референдум, предметом которого является принятый парламентом, но не вступивший в силу закон. В Европе проведение та

кого референдума допускается по конституциям Австрии, Дании, Ирлан

дии. Латвии и Лихтенштейна.

Последующий законодательный референдум обычно проводится по процедуре народного вето. Современная процедура народного вето дела

ет возможным отмену на референдуме, который проводится по инициа

тиве установленного количества граждан, имеющих право голоса, уже принятого парламентом, но еще официально не опубликованного, закона (Албания, Италия, Лихтенштейн, США и Швейцария).

Впервые возможность проведения референ

дума относительно досрочного прекращения полномочий относительно президента (по решению парламента) была предус

мотрена в Конституции Германии 1919 г. При этом такой референдум практически не проводился в странах, где он предусмотрен, из-за его

«радикальности», которая может стать причиной дестабилизации всей политической системы общества.

В Латвии конституционно оговорена возможность проведения по ре

шению президента референдума относительно роспуска парламента.

В Азербайджане факультативный референ

дум относительно внесения изменений в конституцию может быть на

значен по усмотрению как парламента, так и президента. В Парагвае со

ответствующий обязательный референдум должен назначать государ

ственный орган, называемый избирательным судом.

В Туркменистане референдум относительно роспуска парламента на

значается президентом согласно решения, принятого «высшим предста

вительным органом власти» (народным советом). В Египте референдум относительно досрочного прекращения полномочий законодательного органа назначается по усмотрению президента.

В наши дни народный роспуск установлен в основных законах Лих

тенштейна, отдельных кантонов Швейцарии и земель ФРГ.

В Лихтенштейне проведение референдума может быть инициировано установленным количеством местных представительных органов власти, в Италии — представительных органов территориальных автономий, а в Палау и Швейцарии — законодательных органов субъектов федерации.

В Венгрии, Дании и Словении референдум назначается по инициати

ве трети депутатского корпуса, а в Италии — одной пятой от общего со

става любой го палат парламента. Признание за депутатами права ини

циировать проведение референдума усиливает позиции парламентской оппозиции.

Консультативным может быть даже консти

туционный референдум. В частности, в отдельных штатах США предус

мотрен периодический (с интервалом до двадцати лет) опрос граждан по вопросу необходимости пересмотра основного закона.

Характер решений, принятых на референдуме, в отдельных случаях зависит от количества участников соответствующего голосования. Так в Восточном Тиморе, Польше и Португалии результат референдума явля

ется юридически

обязательным только когда в голосовании приняли уча

стие больше половины тех, кто имеет право голоса. Иначе такое голосо

вание трактуют как совещательный опрос.

Основные законы нередко включают оговорки относительно недопус

тимости вынесения на референдум определенных вопросов. Например, в таких европейских странах, как Албания, Венгрия, Греция, Дания, Пор

тугалия, Сербия, Словакия, Украина и Эстония, предметом референдума не могут быть вопросы (законопроекты по вопросам) налогов, бюджета и некоторые другие, связанные с государственными финансами, а в Грузии, Венгрии, Италии, Сербии и Украине — вопросы амнистии. Включение в конституции таких оговорок обусловлено тем, что решение соответству

ющих вопросов традиционно относят к компетенции парламента. [6, c. 185-199]

Порядок проведения референдума в Украине

Конституцией Украины и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах. (3 июля 1991 г.) предусмотрены следующие виды референдумов: 1) всеукраинский референдум. На всеукраинский референдум может быть вынесен проект решения по любому вопросу общегосударственной важности. Исклю

чительно всеукраинским референдумом решаются вопросы: изменения территории Украины, утверждения изменений, внесенных Верховной Радой Украины в I, III, ХIII разделы Конституции Украины. Напротив, отдель

ные, определенные Конституцией Украины вопросы, не могут быть вынесены на референдум — таковы законо

проекты по вопросам налогов, бюджета и амнистии.

Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой Украины или Президентом Украины. Верховная Рада назначает референдум по вопросу об изменении территории Украины и по иным вопросам. Президент Украины назначает референдум по вопросу о внесении изменений в I, III, XIII разделы Конституции Украины, а также провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе. Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих

пра

во голоса. При этом подписи в поддержку назначения референдума должны быть собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из этих областей;

2) местный референдум. Местный референдум мо

жет быть назначен в Автономной Республике Крым, селе, поселке, городе, районе, области для решения вопросов исключительно местного значения. Местный референ

дум назначают Верховная Рада Автономной Республи

ки Крым, сельские, поселковые, городские, районные, об

ластные советы.

Референдум проводится в соответствии с принципа

ми избирательного права Украины. [5, c. 163-164]

В Решении Конституционного Суда Украины по делу об осуществлении власти народом от 5 октября 2005 г. установлено: «Положение части третьей статьи 5 Конституции Украины «право определять … конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами» следует понимать так, что только народ имеет право непосред

ственно путем всеукраинского референдума определять конституционный строй в Украине, который закрепляется Конституцией Украины». [6, c. 189]

По содержанию Конституции Украины возможности проведения за

конодательных референдумов можно связывать со статьями 72-74. Так, в части первой статьи 72 Конституции Украины речь идет о всеукраинском референдуме по народной инициативе. И хотя в ней не определен предмет (предметы) референдума, именно на ее основе может быть про

веден, в частности, законодательный референдум, последующий или предварительный. Очевидно, что последующий референдум, проведен

ный в соответствии с этой статьей, будет иметь форму народного вето.

О возможности проведения предварительного законодательного ре

ферендума способом «доказательство от противного» можно сделать вы

вод из содержания статьи 74 Конституции Украины, согласно которой «референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и

амнистии». Наконец, если правовой формой реше

ния вопросов об изменении территории Украины будет определен закон, то за предусмотренным статьей 73 всеукраинским референдумом также следует признать законодательный характер.

Возможность проведения всеукраинского референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий Президента Украины согласно ре

шению Верховной Рады Украины, принятому «по инициативе граждан», была предусмотрена Законом Украинской ССР «Об учреждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнении в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР» от 5июля 1991 г. [6, c. 192-193]

Проведение факультативного референдума предполагается частью второй статьи 72 Конституции Украины, в которой идет речь о всеукраинском референдуме по народной инициативе. При наличии соответ

ствующей легальной инициативы Президент Украины по существу обя

зан объявить референдум. Сам же термин «объявление референдума» следует связывать с голосованием, проведение которого инициировано одним субъектом и формально санкционировано другим. Однако в боль

шинстве конституций предусмотрено исключительно назначение рефе

рендума. [6, c. 197]

Плебисцит как разновидность референдума

Разновидностью референдумов, определяемых по критерию содержа

ния вопросов, которые выносятся на голосование, признают плебисцит. Термин «плебисцит» рассматривают, в частности, как синоним термина «референдум». Однако в конституциях Бразилии и Ко

лумбии эти термины употребляются как разные. При этом в Колумбии референдумом признано всенародное голосование относительно внесения изменений в конституцию. Отсюда можно предположить, что здесь плебисцит — это голосование по другим вопросам.

Иногда плебисцит отождествляют с консультативным референдумом, причем в отдельных странах их тождественность признается в конститу

ции (Чили) или в законодательстве (Бразилия).

Существуют и другие примеры использования термина «плебисцит». В Египте до 2005 г. плебисцитом конституционно признавалось всенародное голосование относительно замещения поста президента, на которое выно

силась единственная кандидатура, определенная законодательным орга

ном. Подобным образом происходит замещение поста президента в Си

рии, но здесь соответствующее голосование названо референдумом.

Близкими по смыслу к приведенным примерам являются голосования относительно продления срока полномочий действующего президента, которые были проведены в некоторых постсоветских странах (Казах

стан, Туркменистан, Узбекистан).

Понятие плебисцита также связывают с голосованием по вопросам формы государственного правления. Впервые такое голосование (пле

бисцит даже по названию) состоялось в 1805 г. по вопросам сохранения или прекращения унии между Швецией и Норвегией и определения на перспективу формы правления для последней. В Исландии вследствие всенародного голосования 1944 г. было не только образовано новое госу

дарство, а и установлена его форма правления. Вопроса формы государ

ственного правления были предметами всенародных голосований в Ита

лии (1946 г.), Греции (1975 г.) и Бразилии (1993 г.).

В международном праве плебисцит — это голосование индивидов, имеющих статус избирателей и проживающих в пределах определенной территории, с целью определения ее государственной принадлежности или статуса как новообразуемого государства. С утверждением в между

народном праве принципа неприкосновенности и целостности государ

ственной территории в конституциях нашел отражение подход, по кото

рому а ситуациях, когда предполагаются территориальные изменения, необходимо волеизъявление населения в границах всего государства, то есть всего народа. [6, c. 194-195]

Вывод

Референдум — один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся вголосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладаю

щими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно общепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что ре

шение, принятое на референдуме, — это решение самого наро

да, а не его представителей. В отличие от голосования на выбо

рах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (например, депутата, президента др.). а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и др., имеющих общенациональный или мест

ный характер. В некоторых странах вне зависимости от послед

ствий любое голосование избирателей называется референду

мом. Но такое понимание не является характерным для боль

шинства стран.

Список литературы

Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Юрайт, 2001. — 639 с.

Алексеева Л. Л. Конституционное право государств Европы: учебное пособие. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 310 с.

Василевич Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. — Минск: Книжный Дом, 2006. — 479 с.

Енгибарян Р. В. Конституционное развитие в современном мире: основные тенденции. — М.: НОРМА, 2007. — 495 с.

Кивалов С. В. Основы правоведения Украины: учебное пособие: перевод с укр. — 7-е изд., испр. и доп… — Х.: Одиссей, 2007. — 456 с.

Шаповал В. Н. Сравнительное конституционное право. — К.: ИД «Княгиня Ольга», 2007. — 414 с.