Референдум Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА
Подисциплине:Конституционное (Государственное) право России
Тема: РеферендумРоссийской Федерации

2009

СодержаниеВведениеГлава 1. Развитие института референдума1.1 Понятие и значение референдума иплебисцита1.2 Институт референдума в России и проблемы егосопровождающиеГлава 2. Правовое регулирование института референдума вРоссии2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепленияинститута референдума2.2 Федеральное законодательство о референдумеГлава 3. Реализация института референдума в субъектахРоссийской Федерации3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местномсамоуправлении3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумахЗаключениеБиблиография
/>Введение
Референдум,как форма непосредственной демократии является далеко не новой формойнепосредственного участия населения в решении глобальныхсоциально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальныхи иных внутренних и межгосударственных проблем.
Принятосчитать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., аего родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе нанациональном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. ВРоссии институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.
После IМировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейскихгосударств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшегоразвития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитыхстранах. Заметно возросла интенсивность использования данного институтаособенно в 60-80 гг. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциямиболее 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в ОсновномЗаконе этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум)было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г. [1.7.Ст.49].
Рассматривая становлениесовременной российской государственности наблюдается крайне сложная ипротиворечивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ отстарых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта икритика классических авторитетов.
Несомненно, большоезначение в процессе демократизации государства, в процессе развитииконституционализма занимает институт непосредственного участия народа вуправлении государством в форме выборов и референдумов. Актуальностьобусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, к проблеме волинарода (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая).
В современныхусловиях, при существующем низком уровне правосознания и правовой культурыРоссийского общества, наиболее сложной и злободневной является проблемаобеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведенииреферендумов.
В Отечественной истории, в том числе недавней, можнонайти примеры, когда референдум и волеизъявление народа становились орудием длядостижения политических целей и способом манипуляции законодательством.
Целью исследования является определение ролиреферендума в современном Российском государстве и анализ факторов,закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.
Задачи исследования:
· определитьпонятие и проанализировать характер развития института референдума в РоссийскойФедерации и зарубежных странах;
· показатьпроцесс правового регулирования института референдума в России;
· рассмотретьпорядок реализации референдума в субъектах Российской Федерации.
В качестве основных источников в данной работе былииспользованы Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. «О референдумеРоссийской Федерации», Федеральный закон от 12.06.2002 г. «Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации». Эти документы наиболее полно определяют круг основных понятий,раскрывают процесс проведения референдума и четко регламентируют всенеобходимые условия для его реализации.
Глубокий и всестороннийанализ различных аспектов проведения и реализации референдума содержится втрудах таких авторов, как Козлова Е.И. и Кутафин О.Е., Катков Д.Б., ЧиркинВ.Е., Баглай М.В., Ковешников Е.М., Бондарь Н.С., Авсеенко В.И. и Бочаров С.Н.,Постовой Н.В. Особо следует выделить постановления Конституционного судаРоссийской Федерации, которые показывают процесс урегулирования спорныхвопросов и проведения совершенствования нормативной базы, что наиболее актуальнов настоящее время. Так как сейчас нормативно-правовая основа современной Россиипродолжает активно видоизменяться в поиске оптимальной модели, а современноеобщества нашего государства учится жить «по закону».
Работа состоит из трёх глав. В первойглаве определено понятие и проведён анализ характера развития институтареферендума в Российской Федерации и зарубежных странах, представлен примерсудебной практики из энциклопедии Российского законодательства «системы Гарант».Во второй главе показан процесс правового регулирования института референдума вРоссии. В третьей главе рассмотрен порядок реализации института референдума всубъектах Российской Федерации и приведён пример судебной практики изэнциклопедии Российского законодательства «системы Гарант», с участиемпредставителя субъекта Российской Федерации.
Глава 1. Развитиеинститута референдума/>1.1 Понятие изначение референдума и плебисцита
Понятиями,близкими к «референдуму» можно считать плебисцит, всенародный опрос,всенародное обсуждение. Всеэти понятия связаны с выявлением воли избирателей, но методы такого выявленияне всегда одинаковы.
Референдум (латинское слово referendum означает «то, что должно бытьсообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимаетсярешение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственноеили местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу,чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путемреферендума, не следует отменять обыкновенным законом) [2.14.С.179].
Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данномслучае понимался народ) – это тоже голосование избирателей, но частоплебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным,международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, приголосовании за единственную кандидатуру на должность Президента) [2.16.С.235].
Дляобозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародноеголосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а оголосовании лиц, обладающих избирательными правами, по вынесенному на этоголосование вопросу.
Референдум(плебисцит) – один из важнейших способов осуществления прямой, непосредственнойдемократии. В принципе он имеет преимущества перед представительнойдемократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают взаконы и иные акты, избранные населением представители – депутаты парламента,члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народувыразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значениереферендума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могутбыть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовыхизбирателей, которые могут не оценить всех политических последствийпринимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления напсихику избирателей.
Нужноотметить, что для того, чтобы референдум не превратился в фикцию, егопроведение требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений,большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и егопоследствий.
Во многих странахустановлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативереферендума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционныхсудов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российскойсудебной практики:
11 июня 2003 г. КонституционныйСуд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверкеконституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 г. «Овнесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «Ореферендуме Российской Федерации».
Поводом к рассмотрениюдела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием крассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения оспариваемогоФедерального конституционного закона и имевший место порядок его принятия.
Исходя из рассмотренныхматериалов дела и руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частямипервой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федеральногоконституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать Федеральныйконституционный закон от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополненияв Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» вчасти, устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерациине могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерациии проведение такого референдума не допускается, не противоречащим КонституцииРоссийской Федерации постольку, поскольку по конституционно-правовому смыслуположений данного Федерального конституционного закона период, в течениекоторого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдумаРоссийской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всякомслучае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнегоизбирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двухреферендумов.
2. Прекратитьпроизводство по настоящему делу в части, касающейся проверки конституционностиФедерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения вФедеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» попорядку его принятия Государственной Думой, поскольку в данной части запрос неотвечает критерию допустимости, установленному Федеральным конституционнымзаконом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
3. Согласно частям первойи второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» настоящее Постановление окончательно, не подлежитобжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действуетнепосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностнымилицами.
4. Согласно статье 78Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собраниизаконодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановлениедолжно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда РоссийскойФедерации». Конституционный Суд Российской Федерации [3.27].
Если необходимые условиясоблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других –Президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияетформа правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однаконередко парламент или Президент обязаны назначить референдум, они выбирают иустанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумыпроводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей.
На референдум, как правило, выноситсявопрос (реже – несколько вопросов), предполагающий положительный «да» илиотрицательный «нет» ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когдаголосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способпрактикуется, в частности, в Швейцарии) [2.16.С.241]. В этом случае избирательсможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на нескольковариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считаетсявариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальныеварианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаютсяотвергнутыми.
Вопрос,выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется «формулойреферендума». Законодательство устанавливает пределы допустимого использованияинститута референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросычрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, атакже такие, ответ на которые известен заранее [2.15.С.163]. Также, нужноотметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен бытьчетко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населениямогут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое нареферендуме может иметь неудовлетворительный характер.
Определениеитогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдумпризнается состоявшимся, если в нем приняло участие большинствозарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинствоиз них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос.Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов сположительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалосьпринятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивныхответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставленияавтономии Шотландии и Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответовизбирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни вУэльсе) [2.16.С.243].
Отдельныеизбиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий,избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляютсяразличные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобырассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовыватьрезультаты референдума предоставляется только политическим группировкам.Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебнаяинстанция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки –верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда – высшие административныесуды.
Вывод. Вмировой политической и государственно-правовой теории и практике референдумтрактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется с всенароднымопросом и плебисцитом, однако, рассматривается как утверждение того или иногогосударственного решения путем народного голосования, придающего емуокончательный и обязательный характер./>1.2 Институт референдумав России и проблемы его сопровождающие
Референдумв Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет исобственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения навечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси.
Еслиобратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдумесодержалось в Конституции СССР 1936 г. [1.7.Ст.49] и соответственно в КонституцииРСФСР 1937 г. [1.9.Ст.33].
Исходяиз того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародныйопрос, нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумовв СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления ореферендуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладаетвысшей юридической силой и обязателен для применения) практики примененияреферендума в нашей стране действительно не существовало.
КонституцияСССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия:всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум) [1.8.Ст.5].Аналогичное положение содержалось и в Конституции РСФСР 1978 г. [1.10.Ст. 5].Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этогоинститута, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимостипринятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведениявсенародного голосования. В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССРпринял закон о референдуме [1.13].
Какизвестно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССРвсенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа поважнейшим вопросов государственной жизни. О сохранении на территории нашейстраны Союза ССР, как обновленной федерации суверенных республик. И ореорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста ПрезидентаРСФСР, избираемого всенародным голосованием. Таким образом, 17 марта 1991 г.россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского Президента.Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М.Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.
Однако еслипост Президента был введен в России в результате положительного голосования нареферендуме, то решение о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10месяцев страна распалась, последовав решению лидеров России, Украины,Белоруссии.
Это неединственный пример в истории России, когда лидеры государства или другиепредставители государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровнеболе мелких территориально-административных образований принимают решения и предпринимаютшаги, мягко говоря, не вполне совпадающие с волеизъявлением народа. Это хорошовидно на примере противостояния, происходившего в верхних кругах власти в1992-1993 гг. Рассмотрим эти события более подробно.
Постановлением от 29 марта 1993 г. «О всероссийскомреферендуме 25 апреля 1993 г., порядке подведения его итогов и механизме реализациирезультатов референдума» IX Съезд народных депутатов РФ назначил референдум,однако существенно скорректировал вопросы: первый — о доверии Президенту,второй — об одобрении социально-экономической политики, осуществляемойПрезидентом и Правительством с 1992 г., третий и четвертый — о возможностипроведения досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ [2.23].
За доверие Президенту тогда проголосовало 58,7% отпринявших участие в референдуме граждан, за одобрение социально-экономическойполитики — 53%. Не прошло и предложение о досрочных выборах Президента идепутатов — оно получило 31,7% голосов [2.24].
Результаты проведенногореферендума Президент истолковал как такое доверие народа, на основаниикоторого он может действовать самостоятельно и более независимо от Съезда. Всентябре — октябре 1993 г. в своей борьбе со Съездом и Верховным СоветомПрезидент пошел на радикальные шаги, а затем и на силовые методы. Указом от 21сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» было приостановленоосуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездомнародных депутатов и Верховным Советом. На 12 декабря 1993 г. были назначенывыборы нового парламента РФ — Федерального Собрания. При этом утверждалось, что«такие выборы не являются досрочными выборами… и не нарушают волю народа,выраженную на референдуме 25 апреля 1993 г.». В резолютивной части Указаустанавливалось, что Конституция, законодательство РФ и субъектов РФ «продолжаютдействовать в части, не противоречащей настоящему Указу» (в один миг всяправовая пирамида оказалась опрокинутой) [2.21].
12 декабря 1993 г. наосновании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведениивсенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.» состоялсявсероссийский референдум. Указом было также утверждено Положение о всенародномголосовании по проекту Конституции [2.22].
Это былпервый в истории России всенародный конституционный референдум. Россиянеоценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционнымсовещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей(54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало запринятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новойКонституции России.
Вывод. Институтпроведения референдума в России эффективно развивается и адаптируется всовременных условиях. Но, не смотря на положительные тенденции развития данногоинститута, его сопровождают некоторые проблемы. Они наносят непоправимый вредпри реализации народом права на прямое осуществление власти в стране. Аискажение воли народа, представителями государственного аппарата, являетсяпреступлением.
В настоящеевремя Президентом Медведевым Д.А. определены основные направления деятельности.Одним из таких направлений является борьба с коррупцией. В рамках этой работы ибудут приниматься меры по недопущению различных форм злоупотребления властью навсех уровнях, где приоритетней всего представляется недопущение подмены истинойволи народа. Ибо в Конституции РФ указано, единственным источником власти вРоссийской Федерации является ее многонациональный народ [1.1.Ст.3].законодательство референдумконституция правовое
/>Глава2. Правовое регулирование института референдума в России/> 2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепленияинститута референдума
Одним из преимуществКонституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, непросто декларирует возможность использования института референдума для решениянаиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает егонаряду с выборами в механизм реализации народовластия в России. Логическое развитиеэто положение главы «Основы конституционного строя» получает в следующей,второй главе Конституции, определяющей основы правового статуса человека и гражданинав Российской Федерации, которой закреплено индивидуальное право граждан научастие в управлении делами государства [2.17.С.317].
Также, нужно отметить,что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум РоссийскойФедерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум,следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.
Конституция отнесла ккомпетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежнейКонституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, тоесть за представительным органом [1.8.Ст.108].
Изменение субъекта,обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиямиразвития России, так как сохранение этого права за столь политическиполяризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструментразрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.
Однако это не означает,что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом. Всоответствии с Конституцией РФ, Президент Российской Федерации назначаетреферендум в соответствии с федеральным конституционным законом [1.1.Ст.84].Последний предусматривает условия обязательного назначения референдума потребованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а такжеизбирателей.
Проведение референдумовна местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации подчиняется нормамзаконодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого всоответствии с основами конституционного строя Российской Федерации иконституционными нормами, регулирующими право граждан участвовать вреферендуме.
Конституция РФ определяетосновные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданамреальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местногозначения [1.1.Ст.130].
Вывод.Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные среферендумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами является высшимнепосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участиев референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственноучаствовать в управлении делами государства; разграничивает предметы веденияФедерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, ккоторым относится и право на участие в референдуме./>2.2 Федеральноезаконодательство о референдуме
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционногозакона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ Ельциным Б.Н. былподписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»[1.11]. В последствии данный закон утратил силу. Вместо него 28 июня 2004 г.Президент РФ Путин В.В. подписал новый Федеральный конституционный закон «О референдумеРоссийской Федерации» [1.2]. Так как нормативно-правовая база России продолжаетактивно видоизменяться и совершенствоваться данный закон неоднократно претерпелизменения. Последние – внесены Постановлением Конституционного Суда РФ от21.03.2007 [3.28]. Данный закон включает в себя 15 глав, 93 статьи и регулируетпроведение референдума, раскрывая следующий круг вопросов:
инициатива проведенияреферендума, назначение референдума; статус наблюдателей, иностранных(международных наблюдателей), представителей средств массовой информации; округреферендума, образование участков референдума; списки участников референдума;финансовое обеспечение референдума, фонды референдума; информационноеобеспечение референдума; голосование; подсчёт голосов участников референдума,установление итогов голосования и результатов референдума; опубликование(обнародование) итогов голосования и результатов референдума, вступление в силурешения, принятого на референдуме; хранение документов референдума;рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о референдуме,осуществление контроля за соблюдением права на участие в референдуме;ответственность за нарушение законодательства РФ о референдуме.
Основополагающиеначала для проведения выборов и референдума в России установлены Федеральнымзаконом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» [1.3], который был подписанПрезидентом Путиным В.В. 12 июня 2002 г. Этому закону, так же предшествовалодноимённый закон, подписанный президентом Ельциным Б.Н. 19 сентября 1997 г. [1.12],действие которого прекратилось с подписанием и вступлением в силу настоящего.Последние изменения внесены в него Федеральным законом от 21.07.2005 «Овнесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» [1.6] ипостановлением Конституционного Суда РФ [3.27]. Этот Федеральный закон включаетв себя 11 глав, 84 статьи и регламентирует следующие вопросы:
гарантии права граждан РФна назначение референдума; гарантии прав граждан РФ при регистрации (учёте)избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей,участников референдума, образовании избирательных округов, избирательныхучастков, участков референдума; избирательные комиссии, комиссии референдума;гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализацииинициативы проведения референдума; статус кандидатов, инициативной группы попроведению референдума; гарантии прав граждан на получение и распространениеинформации о выборах и референдумах; финансирование выборов и референдума;гарантии прав граждан при организации и осуществления голосования, подсчётеголосов избирателей, участников референдума, установлении результатов выборов,референдума и их опубликования; обжалование нарушений избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан РФ и ответственность за нарушениезаконодательства о выборах и референдумах.
Рассмотрим действие нормуказанных законов на примере некоторых из них. Законом регламентируетсяхарактер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум вобязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РоссийскойФедерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародноеголосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенныевопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
1)изменения статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного КонституциейРоссийской Федерации;
2) досрочногопрекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочныхвыборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации либо о перенесении сроков таких выборов;
3) обизбрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении илипродлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РоссийскойФедерации;
4) оперсональном составе федеральных органов государственной власти, иныхфедеральных государственных органов;
5) обизбрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срокаполномочий органов, образованных в соответствии с международным договоромРоссийской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых надолжность в соответствии с международным договором Российской Федерации, атакже о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, еслииное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) опринятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасностинаселения;
7) отнесенныеКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами кисключительной компетенции федеральных органов государственной власти [1.2.Ст.6].
Вопросы,выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать илиотменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционныегарантии их реализации.
Такимобразом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены наобщероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать илиотменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционныегарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могутбыть предметом всенародного голосования.
В законеприведён конкретный перечень обстоятельств исключающих назначение и проведениереферендума.
1) Референдум не назначается и не проводится вусловиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территорииРоссийской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводитьреферендум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев послеотмены военного или чрезвычайного положения.
2) Орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии сконституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставоммуниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправеотказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвиженииинициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующихподготовку и проведение соответствующего референдума.
3) Законом субъекта Российской Федерации, уставоммуниципального образования может быть установлен срок, в течение которогореферендум субъекта Российской Федерации, местный референдум с такой же посмыслу формулировкой вопроса не проводятся. Указанный срок не может превышатьдва года со дня официального опубликования результатов референдума.
4) Установление иных обстоятельств, исключающихназначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, недопускается [1.3.Ст.13].
Так законодательствовводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано созначимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которыеможет нести это решение.
Решенияи действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерациии ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Законобязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и ввыходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб [1.3.Ст.75].
Таким образом, законодательство о референдуме закрепляетпроцедуру защиты права граждан участия в референдуме Российской Федерации.
Вывод. Процедурареферендума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговариваетпроцесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдумаРоссийской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме иопределения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляетответственность за нарушение законодательства о референдуме./>
Глава 3. Реализацияинститута референдума в субъектах/>Российской Федерации
 3.1 Формы и виды непосредственногоучастия граждан в местном самоуправлении
В основу системыорганизационных форм местного самоуправления положено традиционное длягосударственно-правовой науки деление на формы демократии:
· непосредственнаяили прямая демократия, когда сам гражданин принимает участие в решении того илииного вопроса;
· представительнаядемократия, в ее основе лежит передача населением части принадлежащей емувласти избираемым или коллегиальным органам или должностным лицам,осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.
К формам непосредственнойдемократии на местном уровне можно отнести:
· местныереферендумы;
· муниципальныевыборы;
· голосования поотзыву депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, повопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований;
· собрания (сходы)граждан в малых муниципальных образованиях;
· народнуюправотворческую инициативу.
А к формампредставительной демократии – саму деятельность этих выборных органов.Территориальное общественное самоуправление нельзя отнести к формамнепосредственной демократии, а следует считать специфичной формой осуществленияместного самоуправления.
Впервые в нашей странетермин «местный референдум», как элемент системы местного самоуправления,получил законодательное закрепления в ст. 2 Закона СССР «Об общих началахместного самоуправления местного хозяйства СССР». Затем он нашел закрепление вст. 2 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в РоссийскойФедерации» [2.18.С.367].
Немаловажным является вопрос о видах местного референдума. Онпозволяет не только уточнить юридическое значение и механизм реализациирешений, принимаемых на местном референдуме, но и раскрывает различные возможностинаселения муниципальных образований в организации и проведении референдумов.
1. В зависимости от способа назначения местного референдуманеобходимо различать референдум, назначенный представительным органом местногосамоуправления, и референдум, назначаемый главой местного самоуправления, атакже по инициативе выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местномреферендуме, и избирательными объединениями, иными общественными объединениями,уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которыезарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным Законом.
2. По основаниям, положенным в основу проведения референдума,можно выделить обязательный и факультативный. Обязательный местный референдумимеет место в тех случаях, когда законодательство для решения определенного впрямой форме требует назначения референдума, а иная форма выявления мнениянаселения не допускается. Факультативный референдум может проводиться по всемвопросам местного значения, за исключением тех, которые не могут быть предметомреферендума.
3. С точки зренияхарактера и юридической значимости решений, принимаемых на местном референдуме,он может быть императивным и консультативным. Императивный референдум означаетнепосредственное решение населением вопросов местного значения, котороеявляется обязательным для исполнения всеми государственными и муниципальнымиорганизациями и должностными лицами, негосударственными структурами игражданами. Консультативный референдум проводится для выявления мнениянаселения по определенному поводу, имеющему местное значение. Результатыголосования в этом случае имеют рекомендательное значение и могут учитываться врешениях, принимаемых органами местного самоуправления [2.19.С.143].
Вывод. Граждане, проживающие на территориимуниципального образования, выражают свою волю посредством местногореферендума. Следует заметить, что разным является объем полномочийреферендумов. Так, на всенародном референдуме в 1993 г. многонациональный народРоссии принял Конституцию страны. Эту задачу вправе решать только народ всейстраны. Что же касается местных референдумов, то они имеют локальный характер иограничены решением задач местного значения.3.2 Законодательство субъектов РФо референдумах
В субъектах РоссийскойФедерации законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки ипроведения референдумов, закрепляется в Уставах областей, краев и т.д., а такжев отдельных законах.
В муниципальныхобразованиях регулирование местного референдума происходит Уставамимуниципальных образований, специальными актами, регулирующими процедуруподготовки и проведения референдума муниципального образования. Например, вУставе города Новокузнецк от 08.07.2005 г. говорится: в целях решениянепосредственно населением вопросов местного значения проводится местныйреферендум [2.25].
Порядок назначения ипроведения местного референдума, по его результатом принятия и измененийрешений устанавливается уставом муниципального образования в соответствии сзаконами субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, должнысоответствовать Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающемуправовую основу всех референдумов в России.
Решение, принятое наместном референдуме, не нуждается в утверждении какого – либо органагосударственной власти, государственными должностными лицами или органамиместного самоуправления. На местный референдум, как правило, выносятся вопросы,являющиеся принципиально важными для организации жизни местного сообщества(например, о структуре органов местного самоуправления) либо по закону требуютвыяснения воли жителей (например, изменения границ данного муниципальногообразования) [2.20].
Федеральный закон «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации» чётко определил круг вопросов, которые не могутвыноситься на местный референдум по аналогии с Федеральным конституционнымзаконом «О референдуме Российской Федерации», закрепляющим похожий кругвопросов государственного уровня [1.3.Ст.12].
Но прежде чем законопределил и сформулировал данные вопросы в таком виде, споры на эту тему носилибурный характер. В таких спорах наряду с представителями органов властифедерального значения принимали активное участие и представители органов властисубъектов РФ. Это хорошо видно на примере судебной практики:
Конституционный СудРоссийской Федерации в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судейН.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, А.Л. Кононова, Н.В.Селезнева, Б.С.Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителей сторон, направившихзапросы в Конституционный Суд Российской Федерации, — члена Совета ФедерацииИ.П.Александрова и Председателя Палаты Республики Законодательного СобранияРеспублики Карелия Н.В.Коцюбы, рассмотрел в открытом заседании дело о проверкеконституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации».
Поводом к рассмотрениюдела явились запросы Совета Федерации и Законодательного Собрания РеспубликиКарелия о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации».
Заслушав сообщениесудьи-докладчика Б.С.Эбзеева, объяснения представителей сторон, выступленияприглашенных в заседание представителей Верховного Суда Российской Федерации,Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации, исследовав представленные документы и иныематериалы, Конституционный Суд Российской Федерации и руководствуясь частямипервой и второй статьи 71, статьями 72, 75 и 87 Федерального конституционногозакона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный СудРоссийской Федерации постановил:
2. Признатьсоответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта «а» пункта3 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о том, что наместный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращенииполномочий органов местного самоуправления, а также о проведении их досрочныхвыборов.
3. Признать несоответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 72, 73 и 76 (части2 и 5), положение пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» о том, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут бытьвынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации исубъектов Российской Федерации.
7. Согласно статье 78Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации». Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собраниизаконодательства Российской Федерации», «Российской газете», официальныхизданиях органов государственной власти Республики Карелия. Постановлениедолжно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда РоссийскойФедерации». Конституционный Суд Российской Федерации [3.26].
Местныйреферендум назначается только на календарный выходной день, но не напраздничный день. Решение о проведении местного референдума должно бытьофициально опубликовано не позднее шести дней со дня его принятия и не менеечем за 45 дней до дня голосования.
Подготовкуи проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в немосуществляют муниципальные и участковые комиссии референдума. В качествемуниципальной комиссии референдума в соответствии с уставом муниципальногообразования либо по решению представительного органа местного самоуправленияможет действовать муниципальная избирательная комиссия.
Территория,на которой проводится местный референдум, делится на участки, образуемые непозднее чем за 45 дней до его проведения, решением главы местногосамоуправления по согласованию с комиссией местного референдума из расчета от100 до 3000 избирателей на одном участке (территории участков местного референдумамогут совпадать с территориями избирательных участков).
Спискиграждан, имеющих право на участие в местном референдуме, составляются покаждому участку референдума участковой комиссией по проведению референдума иподписываются ее председателем и секретарем.
Проведениюголосования по вопросам референдума предшествует агитация, условия которой вцелом сходны с предвыборной агитацией. Голосование является тайным. Каждыйгражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично.Голосование за других лиц не допускается. Граждане самостоятельно заполняютбюллетени в кабине тайного голосования. Гражданин, который не может это сделатьсам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющеесячленом участковой комиссии или наблюдателем. Заполненный бюллетень гражданинопускает в ящик для голосования.
Послеокончания голосования участковая комиссия проводит подсчет голосов «за» и«против», обсуждает итоги голосования и вносит их результаты в протоколголосования. Комиссия по проведению местного референдума на основаниипротоколов всех участковых комиссий определяет итоги референдума. Результатыместного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных входе референдума или при подсчете голосов нарушений закона о местном референдуме,повлиявших на результаты голосования.
Итогиместного референдума публикуются в местных средствах массовой информации, атам, где они отсутствуют, доводятся до сведения граждан иным путем комиссиейместного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.
Решения,принятые на местном референдуме, имеют обязательный характер и не требуюткакого-либо подтверждения.
Во многих регионахРоссийской Федерации после принятия Федерального Закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» [1.4] были измененыграницы муниципальных образований. По этому поводу были проведены местныереферендумы в некоторых муниципальных образованиях.
Так, например, в Тульскойобласти прошел местный референдум по поводу отделения Новомосковскаот Новомосковского района, который состоялся 20 февраля 2005 г. в муниципальномобразовании.
Явкаизбирателей составила около 56 % в среднем по городу и району. Новомосковцыподавляющим большинством голосов (около 90 %) высказались за отделение городаот района. Значительная часть селян, напротив, проголосовала против обособлениярайонного центра — около 70 % [2.25]. Поскольку мнение жителей города исела в таких случаях рассматривается отдельно, возражения жителей поселков, сели деревень Новомосковского района относительно отделения города дают основаниядепутатам Тульской областной Думы отказать горожанам в их претензияхпреобразовать Новомосковск в городской округ.
Вывод. Референдум на уровне субъектов Российской Федерации, так же как ина Федеральном уровне является высшей формой народовластия. Его проведение наместном уровне имеет решающее значение при разрешении вопросов местногохарактера. При этом местное законодательство должно полностью соответствоватьзаконодательной базе Российской Федерации. 
Заключение
Свобода выбора является важнейшимфактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного инравственного развития каждой личности.
В современных условиях стержнем дляформирования и эффективного действия института референдума, должно статьобеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.
Конституция РоссийскойФедерации провозглашает и закрепляет единственным источником властимногонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти,определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимаетнепосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим егопроявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяетсудить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственнойвласти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значениереферендума как самой яркой формой непосредственного волеизъявления народа.
Но при этом нельзядопускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства ипротивопоставлялся им как прямое выражение воли народа в ее искаженной передачепарламентариями. Политическое значение института референдума состоит в том, чтос его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формированиеполитики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь –возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Отсюда следует, чтомеханизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должныбыть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесьбольшая роль отведена закону. Действующее законодательство, определяющеереферендум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяетреализовывать институт референдума с максимальной эффективностью. Это даётвозможность развития демократического государства и всестороннего роста егообщества./> 
Библиография
 
1. Законодательные, нормативные акты.
1.1. КонституцияРоссийской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) //Москва ИНФРА-М, 2008.
1.2. Федеральныйконституционный закон от 28.06.2004. № 5-ФКЗ «О референдуме РоссийскойФедерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.3. Федеральныйзакон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ22.05.2002) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.4.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принятГД ФС РФ 16.09.2003) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.5.Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральныйзакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ив Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ03.12.2004) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.6.Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательныеакты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные актыРоссийской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2005).
1.7. «Конституция(Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» (утв. ПостановлениемЧрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Консультант Плюс:Высшая школа.
1.8. Конституция(основной закон) Союза Советских Социалистических Республик» (принята ВС СССР07.10.1977) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.9.«Конституция (основной закон) Российской Советской ФедеративнойСоциалистической Республики» (утв. Постановлением Чрезвычайного XVIIВсероссийского Съезда Советов от 21.01.1937) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.10.«Конституция (основной закон) Российской Федерации — России» (принята ВС РСФСР12.04.1978) // Консультант Плюс: Высшая школа.
1.11. Федеральный конституционныйзакон от 10 октября 1995 № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
1.12. Федеральный закон от 19сентября 1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедияроссийского законодательства.
1.13. Закон СССР от 27.12.1990 №1869-1 «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» // Консультант Плюс:Высшая школа.
2. Литература.
2.14. Конституционноеправо России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.:Издательство «Юристъ», 2006.
2.15. Конституционное право России.Учебник. // Катков Д.Б. – М.: «Юриспруденция», 1999.
2.16. Конституционное правозарубежных стран. Учебноепособие. // Чиркин В.Е. – М., «Юрист», 2002.
2.17. Конституционноеправо РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2005.
2.18. Государствои местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.Учебник. // Ковешников Е.М. – М., «Норма». 2001.
2.19.Муниципальное право РоссийскойФедерации. Учебник для вузов. // Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. –М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.
2.20. Муниципальноеправо России. Учебник. // Постовой Н.В. (2-е изд. испр. и доп.) – М.: Юриспруденция,2004.
2.21. «Введениеинститута президентства и расширение его компетенции нормативно-правовымиактами съезда народных депутатов и верховного совета РСФСР» Зуйков А.В. //Конституционное и муниципальное право, 2008, №3.
2.22. СобраниеАктов Президента и Правительства РФ, 1993. № 42. // rfn.ru/rnews.htmlid=1009.
2.23. ВедомостиСъезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 14 // rfn.ru/rnews.htmlid=1019.
2.24. Российскаягазета. 1993. 6 мая. // http://inosmi.ru.
2.25. e-riadnik.org.ua/modules.php?name=News&file=3175
3. Юридическая практика.
3.26. Постановление КонституционногоСуда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Система Гарант. Энциклопедия российскогозаконодательства.
3.27. Постановление КонституционногоСуда РФ от 11.06.2003 № 10-П // Система Гарант. Энциклопедия российскогозаконодательства.
3.28.Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П // Система Гарант.Энциклопедия российского законодательства.