Содержание
Введение. 2
1. Сущность и назначение реформирования бухгалтерскогоучета. 4
2. Институт Профессиональных бухгалтеров, его статус,назначение и взаимосвязь с реформированием бухгалтерского учета. 8
Заключение. 13
Список литературы… 14
Введение
Переходэкономики России к рыночным отношениям поставил перед бухгалтерским учетомсовершенно новые цели. Существовавшая ранее в условиях планируемой команднойэкономики система бухгалтерского учета, была обусловлена общественнымхарактером собственности и потребностями государственного управленияэкономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерскомучете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств,планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая системагосударственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений отпредписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.Финансовое положение и финансовые результаты деятельности рассматривались вовторую очередь или не рассматривались вообще.[1,52]
Появившиесяв результате экономических преобразований “изменения системы общественныхотношений, а так же гражданско-правовой среды” привели к “необходимостиадекватной трансформации бухгалтерского учета” в России, “в соответствие стребованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовойотчетности (МСФО)”, для обеспечения прозрачности, понятности и достоверностифинансовой отчетности компаний квалифицированным пользователям.
Цель работы заключается визучении роли Института Профессиональных бухгалтеров в реформировании бухгалтерскогоучета в России.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическиеаспекты стандартизации бухгалтерского учета
2. Рассмотреть сущностьинститута профессиональных бухгалтеров, его цели и задачи
3. Оценить роль ИПБ вреформировании бухгалтерского учета
1. Сущность иназначение реформирования бухгалтерского учета
В марте 1998 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о реформировании бухгалтерского учета всоответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Направленностьбухгалтерского учета в этой области обусловлена тем, что Международныестандарты финансовой отчетности (МСФО) отражают особенности рыночной экономики,международно признаны, характеризуются относительно меньшей сложностью посравнению с национальными стандартами отдельных стран (а значит, и меньшимизатратами на внедрение).
Изначально было понятно, чтомеханическое перенесение требований МСФО на российскую почву нецелесообразно всилу существования национальных традиций бухгалтерского учета, особенностейхозяйственно-правовой и налоговой системы России. Адаптация российскогобухгалтерского учета к новым условиям должна осуществляться постепенно. На этопотребуется не один -два года, а более продолжительный период, необходимый дляразработки новой нормативной базы учета и переобучения бухгалтерских кадров.
Система бухгалтерского учета, созданнаяв условиях централизованно планируемой экономики, базировалась на общественнойсобственности и зависела от потребностей государственного управленияэкономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерскомучете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств —планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая системагосударственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений отпредписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественныхотношений, а также гражданско-правовой среды предопределили необходимостьадекватной трансформации бухгалтерского учета. Новая система бухгалтерскогоучета и разрабатываемые новые правила и нормы его постановки ведения, равно каки контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, создаютэлементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный климат длячастного инвестирования.
Цель реформирования бухгалтерского учета— формирование адекватной новому типу хозяйственных отношений в российскойэкономике системы бухгалтерского учета, приближенной к международным стандартамучета и отчетности.
Задачи реформирования системыбухгалтерского учета:
1) создание условий для формированияхозяйствующими субъектами достоверной и полезной информации об их финансовомположении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении;
2) обеспечение прозрачности и надежностибухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятияуправленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей;
3) обеспечение увязки реформирования российскогобухгалтерского учета с основными тенденциями гармонизации учета и отчетности намеждународном уровне;
4) помощь организациям в методическомпонимании и внедрении систем финансового и управленческого учета.
В системе бухгалтерского учетаорганизации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешнихпользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных офинансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях вфинансовом положении организации (в дальнейшем — информация), полезных широкомукругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Информация, сформированная всоответствии с этой целью, отвечает общим потребностям большинствазаинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерскомучете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой идостаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
При формировании информации вбухгалтерском учете соблюдаются интересы внешних пользователей: организуетсятак называемый финансовый учет внутренних пользователей — ведется управленческийучет и действует налоговая система (составляется налоговый учет и отчетность).Интересы налоговой системы рассматриваются как одни из многих, определяющихсодержание и представление этой информации. В отношении таких интересов задачабухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных, на основе которыхи из которых можно сформировать показатели, необходимые для налогообложения, ивести налоговый учет.
В отношении информации для внутреннихпользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании данных, полезныхруководству для принятия управленческих решений. Информация для внешнихпользователей формируется в том числе на основе информации для внутреннихпользователей о финансовом положении организации, финансовых результатах еедеятельности, изменениях в ее финансовом положении.
Когда речь идет об ориентации на МСФО,имеется в виду, что изначально они не предназначены для регулирования учета иотчетности в отдельных странах. Цель их разработки — гармонизация национальныхсистем учета и отчетности в направлении повышения потребительских качествбухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, в первую очередьмеждународных корпораций.
Исходя из этого МСФО в Россиицелесообразно использовать:
1) при создании концептуальных основбухгалтерского учета в условиях рыночной экономики для обеспечениясопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западнымикомпаниями;
2) в процессе разработки национальныхстандартов (положений. по бухгалтерскому учету — ПБУ) в качестве отправнойточки, образца и критерия соответствия принятой международной практике. Данныйподход используется большинством экономически развитых стран;
3) в крупнейших организациях ихолдингах, заинтересованных в иностранных инвесторах и кредиторах, имеющихширокие коммерческие интересы в других странах.
Переход к использованию МСФО может бытьтолько постепенным, целенаправленным. Невозможность перехода на Международныестандарты в один день (и даже за один год) обусловлена необходимостью широкогокруга мероприятий, делающих этот процесс реальным. В частности, требуетсякорректировка законодательства, прежде всего гражданского и налогового, а такжепересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы,регулирующие учет, с участием профессиональных организаций должны издатьдетальные инструкции по внедрению и применению новых национальных стандартов.Налоговым органам необходимо пересмотреть свои подходы к использованию данныхбухгалтерского учета и отчетности, серьезно изменить налоговые правила.Применение какого-либо международно признанного решения возможно лишь в томслучае, когда это решение соответствует реальной российской модели рыночнойэкономики. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальнойсистемы регулирования учета международный опыт должен быть адаптирован кконкретной социально-экономической среде.
В связи с этим в результатереформирования в бухгалтерском учете должны быть решены следующие вопросы:
• переориентация нормативногорегулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
• регулирование главным образом вопросовфинансового, а не управленческого учета;
• органичное сочетание нормативныхпредписаний федеральных органов исполнительной власти и профессиональных рекомендаций;
• взвешенное использование МСФО внациональном регулировании.
Современное институциональное построениесистемы регулирования бухгалтерского учета предполагает разумное сочетаниегосударственного и профессионального (общественного) регулирования. По мерестановления профессии бухгалтера и превращения ее в действенный факторэкономического развития роль и степень участия профессиональных организаций, вчастности Института профессиональных бухгалтеров в хозяйственной жизни возрастает.2. Институт Профессиональных бухгалтеров, его статус,назначение и взаимосвязь с реформированием бухгалтерского учета
Вапреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) –некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественнымиорганизациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает МинфинРФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов.Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских службпредприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб,профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономическогоанализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансовогоменеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членомМеждународной федерации бухгалтеров (IFAC). Основными целями и задачами ИПБявляются[4,128]:
· объединениев единую профессиональную организацию и координация деятельностиквалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита,финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в областираспространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в областибухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента,и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономическогопрофиля; [2,42]
· организацияи проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета,финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимостина профессиональном рынке труда и услуг;
· разработкаметодологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
· созданиесистемы оперативного информирования Членов ИПБ об изменениях и новшествах в областирегулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
· совершенствованиепрофессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерскимучетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительногообщественного мнения о добросовестно работающих специалистах в областибухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п.;
внедрение в практику новых форм и методоворганизации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающихтребованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международнымистандартами финансовой отчетности.
В результате реформированиябухгалтерского учета бухгалтер Должен превратиться из счетовода, фиксирующегособытия хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, вэкономиста высокого класса, способного не только понять и оценить любое явлениехозяйственной жизни, но и предусмотреть его, спрогнозировать пути развитиясобытий. Важнейшей предпосылкой такого изменения является структурирование иоформление бухгалтерской профессии. Это предполагает, в частности, созданиеряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся)объединений; формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров иаудиторов; присоединение к деятельности соответствующих международныхпрофессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.);разработку и широкое общественное признание норм профессиональных организацийобщественного контроля за профессиональной деятельностью.
Реализация данного направления заставитпредставителей бухгалтерской профессии переосмыслить свою роль и место в управленческойструктуре, а общество в целом — осознать значение бухгалтерской профессии, чтонеобходимо для устойчивого развития экономики. При этом возрастает роль Институтапрофессиональных бухгалтеров как профессиональных организаций в развитииметодического обеспечения бухгалтерского учета и становлении бухгалтерскойпрофессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).
Реализация задачи формирования убухгалтерских кадров уровня квалификации, соответствующего потребностямрыночной экономики, предполагает перестройку системы бухгалтерского образования.
В этом направлении должныпредусматриваться:
1) расширение и улучшение качестваподготовки кадров в вузах, техникумах, учебных центрах, где обеспечиваютсядолгосрочные программы;
2) создание особой системы ускоренногопрофессионального образования с привлечением всех возможных структур,обеспечивающей краткосрочные программы подготовки и переподготовки кадров.
Система профессиональной подготовкибухгалтерских кадров в Институте профессиональных бухгалтеров содержитследующие квалификационные характеристики по четырем уровням образования.
Первый уровень —подготовка бухгалтеров-счетоводов (младших бухгалтеров). Учебный план этогоуровня должен позволить готовить не только клерков-счетоводов, но и бухгалтеровдля предприятий малого бизнеса.
Второй уровень —подготовка бухгалтеров-техников, способных выполнять обязанности бухгалтера истаршего бухгалтера на средних и крупных предприятиях (в коммерческихорганизациях). Учебные дисциплины и программы для них должны составлять ядропрофессиональной подготовки выпускников техникумов.
Третий уровень —подготовка бухгалтеров-экономистов. Учебный план данного уровня долженобеспечить подготовку главных бухгалтеров и их заместителей для средних икрупных коммерческих организаций, экономистов по хозяйственному учету и анализухозяйственной деятельности, внутренних аудиторов. Учебные дисциплины ипрограммы для них должны составлять ядро профессиональной подготовкивыпускников вузов — бакалавров и дипломированных специалистов. В соответствии смеждународными стандартами бухгалтерского образования высшее образованиеявляется предквалификационным профессиональным образованием.
Четвертый уровень — подготовкапрофессиональных (дипломированных, аттестованных) бухгалтеров по тремнаправлениям:
1) главных бухгалтеров (директоровбухгалтерии), бухгалтеров-экспертов (консультантов);
2) финансовых менеджеров (управляющих —директоров финансовых департаментов), финансовых экспертов (консультантов);
3)аудиторов (специалистов внешнего аудита).
Институтомпрофессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаныПоложение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведенияквалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренныеМежведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовойотчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтомпрофессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждениебухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, какэто принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привестиизвестные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США иThe Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании.Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессиональногобухгалтера. [2,52]
Вобласти повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработанновый стандарт высшего образования, приняты программы обучения ипереподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособияпо МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучениембухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеровРоссии.
Такимобразом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определённыеуспехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставаниев разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Какправило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящихизменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекатьширокие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а такжеоказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов. [5,147]
/>/>/>Заключение
Вапреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) –некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественнымиорганизациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает МинфинРФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов.Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских службпредприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб,профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономическогоанализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансовогоменеджмента.
Институтомпрофессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаныПоложение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведенияквалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренныеМежведомственной комиссией по реформирования бухгалтерского учёта и финансовойотчётности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтомпрофессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. её прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждениебухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, какэто принято в большинстве развитых стран – в качестве примера можно привестиизвестные международные сертификаты Certified Public Accountant (CPA) в США иThe Association of Chartered Certified Accountants (ACCA) в Великобритании.Также Институтом разработан Кодекс профессиональной этики профессиональногобухгалтера.
Список литературы
1. АстаховВ.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. –М.: ПРИОР. 2002. –672с.
2. БакаевА.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. — М.:Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
3. КамышановП.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., КамышановА.П. и Камышанонов Л.И. – 5 издание; переработанное идополненное. –М.: Элиста:АПП «Джангар», 2003. –600 с.
4. КозловаЕ.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко.,-М.: Финансы и статистика. 2004. –720 с.
5. КондраковН.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. –4 издание; дополненное ипереработанное. –М.: ИНФРА. –М. 2002.
6. МалаховаЗ.Г. Основы бухгалтерского учета. М.: РАП, 2004.
7. МураховскаяИ. С.Бухгалтерскийучет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2003 г.- 278 с.