Реформированиебухгалтерской отчетности в России.
В целях приведения национальной системыбухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики имеждународными стандартами финансовой отчетности Правительство РФ разработалои утвердило (Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998г. №283) Программуреформирования бухгалтерского учета.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и отчетности всоответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнениеранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение ихв практику.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности –повышение качества формируемой в них информации.
Современный бухгалтерский учетпредоставляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующиесубъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированнуюфинансовую отчетность.
Реализация программы должна осуществлятьсяпо специальным правилам, охватывающим все выделенные направления развитиябухгалтерского учета и отчетности в период 2004-2010 гг.
Профессиональные бухгалтерские организации в России имеждународной практике, их влияние на национальную систему бухгалтерского учетаи финансовой отчетности.
В рамках Программы реформированиябухгалтерского учета предполагается создавать ряд авторитетных ипредставительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений,формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов;присоединиться к деятельности соответствующих международных профессиональныхорганизаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработать и широко пропагандироватьобщественное признание норм профессиональной этики; организовать общественныйконтроль за профессиональной деятельностью и др.
В ходе реализации Программы предусмотреноширокое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональныхбухгалтеров и иных профессиональных организаций.
Основными направлениями совершенствованиясистемы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой областиявляются:
– переориентация учебных программучебных заведений;
– мониторинг качества учебныхпрограмм учебных заведений;
– разработка учебных программобучения руководителей и другого управленческого персонала;
– разработка российских стандартовобразования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основестандартов Международной федерации бухгалтеров;
– обновление и разработка новогоучебно-методического обеспечения образовательного процесса для различныхкатегорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета вРоссии.
Нормативное регулирование осуществляетсяна нескольких уровнях:
1. Первый уровень – Закон «о бухгалтерском учете» и «Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации», утверждены приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
2. Второй уровень – Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерскаяотчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99№43н;
3. Третий уровень – приказом Минфина России от 22 июля 2003г. №67н «Оформах бухгалтерской отчетности организации», Приказ Минфина РФ от 28.11.1996г.№101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционернымиобществами», Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1996г. № 112 «О методическихрекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерскойотчетности»;
4. Четвертый уровень – нормативное регулирование формированиябухгалтерской отчетности в рамках учетной политики организации, например,внешней и внутренней сегментарной отчетности (ее состав и содержание, адреса исроки предоставления, порядок составления налоговых расчетов и т.д.).
Понятие бухгалтерской отчетности, ее виды и назначение.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовомположении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности,составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность классифицируетсяпо следующим направлениям:
1. по периодичности составления:
– периодическую отчетность (квартал,полугодие)
– годовая
2. по видам:
– бухгалтерская отчетность
– оперативная отчетность
– статистическая отчетность
3. по степени обобщения информации:
– первичная отчетность (составленнаясамой организацией)
– сводная отчетность (составленнаяминистерствами и ведомствами)
4. по объему информации:
– частная (раскрывает отдельныйучасток деятельности предприятия)
– общая
5. по назначению:
– государственная
– внутренняя (по предприятию)
– специальная
Состав бухгалтерской отчетности.Порядок предоставления бухгалтерской отчетности.
Нормативные документы, регулирующие состав и порядок составлениябухгалтерской отчетности:
1. ПБУ 4/99 « Бухгалтерскаяотчетность организации»;
2. Приказ Минфина РФ «Формыбухгалтерской отчетности и порядок составления бухгалтерской отчетности».
Промежуточная (квартальная) отчетность состоит из двух форм:
– бухгалтерский баланс (форма №1)
– отчет о прибылях и убытках (форма№2)
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:
– бухгалтерский баланс (форма №1)
– отчет о прибылях и убытках (форма№2)
– отчет об изменениях капитала(форма №3)
– отчет о движении денежных средств(форма №4)
– приложение к бухгалтерскомубалансу (форма №5)
– пояснительная записка
– аудиторское заключение, еслиорганизация подлежит обязательному аудиту
Некоммерческие организации дополнительною составляют форму №6 «отчет оцелевом использовании полученных средств».
Субъекты малого предпринимательства, которые не используют упрощеннуюсистему налогообложения учета и отчетности годовую отчетность представляют вобъеме двух форм:
– бухгалтерский баланс (форма №1)
– отчет о прибылях и убытках (форма№2)
Формы бухгалтерской отчетности, предлагаемые Минфином РФ, имеютрекомендательный характер. На основе их организация может разрабатывать самостоятельноформы отчетности.
Отчетным годом для организации считается период с 1 января по 31 декабрявключительно.
Для вновь созданной организации первым отчетным годом считается период содня государственной регистрации предприятия по 31 декабря включительно. А дляорганизации, которая создана после 1 октября отчетным годом является период сдаты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность втечении 90 дней по окончании года, т.е. до 31 марта включительно.
Промежуточная (квартальная) отчетность должна быть сдана в течении 30дней по окончании квартала (не позднее 30 числа следующего за кварталоммесяца).
День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется подате ее почтового отправления или по дате фактической передачи в налоговыйорган.
Если дата представления бухгалтерской отчетности (последняя дата)приходится на выходной день, то сроком представления отчетности считаетсяпервый следующий рабочий день.
Требования к информации, формируемойв финансовой отчетности.
Требования к составлению отчетности определены федеральным законом «Обухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности иПБУ 4/99.
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна даватьдостоверное и полное представление об имущественном и финансовом положенииорганизации, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерскойотчетности должна быть обеспечена нейтральности информации, т.е. исключеноодностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерскойотчетности, перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения вбухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях,осуществляемых как организацией в целом, так и ее филиалами.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства всодержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках ипояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требование сопоставимости в бухгалтерскойотчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение саналогичными данными за годы, предшествующие отчетному.
Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в Россиипринят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный годсовпадает с календарным.
Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности:составление ее на русском языке, в валюте РФ (рублях), подписание руководителеморганизации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Пользователи финансовой отчетности.
Все организации, за исключением бюджетных, в соответствии сучредительными документами представляют годовую бухгалтерскую отчетностьучредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а такжетерриториальным органам государственной статистики по месту их регистрации.Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляютбухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственнымимуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователямбухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.На основание Налогового Кодекса РФ отчетность представляется также налоговыморганам.
Этапы подготовительной работы передсоставлением годовой отчетности.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительнаяработа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику.
1. Перед составлением отчетностидолжна быть проведена инвентаризация имущества предприятия.
2. Осуществляется проверкадебиторской и кредиторской задолженности. Должны быть составлены акты-сверки.Составляется инвентаризационная опись по дебиторской и кредиторскойзадолженности.
3. Проводится инвентаризация всехрезервов предприятия (счета 96, 63, 59)
4. По результатам проведеннойинвентаризации должны быть составлены учетные записи.
5. Закрытие в конце года всехоперационных счетов: собирательно-распределительных счетов (25,26); если нетнезавершенного производства, то закрывают счета 20,23.
6. Выявляется окончательныйфинансовый результат и закрываются операционно-результативные счета 90,91.
7. Проводится реформация баланса. Подреформацией баланса понимается списание полученной прибыли или убытка со счета99.
Д 99 К 84 – списывается прибыль текущего года на счет нераспределеннойприбыли прошлых лет
Д 84 К 99 – списывается убыток текущего года на счет нераспределенногоубытка прошлых лет
Результаты проведения инвентаризацииимуществ и финансовых обязательств предприятия
Излишки: Д 01 К 91.1
Недостача: Д 02 К 01 – списывается первоначальная стоимость в пределахамортизации
Д 94 К 01 – списывается остаточная стоимость объекта
Недостача по вине материально-отвественного лица:
Д 73.2 К 94 – отражается дебиторская задолженность м-о лица по недостачи
Д 73.2 К 98.4 – отражается дебиторская задолженность м-о лица в видеразницы в ценах между розничной ценой и остаточной стоимостью недостающегообъекта
Д 50 (70) К 73.2 – возмещение недостачи
Д 98.4 К 91.1 – разница в цене списывается на прочие финансовые доходыпредприятия
Если вина м-о лица не установлена:
Д 91.2 К 94 – недостача списывается на прочие финансовые расходы
Инвентаризация дебиторской задолженности:
Если срок исковой давности истек (3 года), то сумма дебиторскойзадолженности списывается на прочие финансовые расходы предприятия:
Д 91.2 К 62(76)
Одновременно со списыванием дебиторской задолженности эта сумма в течении5 лет учитывается на забалансовом счете 007.
Если в течении 5 лет должник погасит дебиторскую задолженность, то напоступление сумм от дебитора составляется проводка:
Д 51 К 91.1
Инвентаризация кредиторской задолженности:
Д 60(76) К 91.1 – кредиторская задолженность списывается на прочиефинансовые доходы предприятия по истечении срока исковой давности
Инвентаризация денежных средств в кассе:
Д 50 К 91.1 – излишки
Д 94 К 50 – недостача
Д 73.2 К 94 – недостача по вине м-о лица
Д 50(70) К 73.2 – возмещение недостачи м-о лицом
Д 91.2 К 94 – если вина не установлена
Виды балансов.
В зависимости от целевого назначения применяются различные видыбухгалтерских балансов – вступительный, текущий, разделительный, объединенный,сводный (консолидированный), ликвидационный и др.
Вступительный баланс отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности.
Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации.
Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации иподразделяются на начальные, промежуточные и заключительные.
Разделительные балансы составляются в момент разделения организации нанесколько более мелких, объединительные – на момент объединения несколькихорганизаций в одну, более крупную организацию.
Сводные балансы составляются министерствами и ведомствами и содержат агрегированныеданные по всем организациям и предприятиям министерств и ведомств.
Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержатобобщающую информацию об имуществе и обязательствах организации и ее дочернихорганизаций.
Построение баланса в России имеждународной практике.
В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса:
1. горизонтальная форма;
2. вертикальная форма.
При горизонтальной форме активы предприятия показываются в левой частибаланса.
При вертикальной форме последовательной расположение балансовых статей повертикали вниз (в столбик), сначала статьи актива, потом пассива.
В РФ используется только горизонтальная форма баланса, заребужом обеформы.
Форма современного баланса построена по принципу баланса-нетто, т.е. поостаточной стоимости (сч.01-сч.02; сч.04-сч.05; сч.58-сч.59; сч.41-сч.42).
Реформация баланса.
Бухгалтерский баланс и егосодержание.
Бухгалтерский баланс – способ группировки активов организации и источников их формирования,раскрывающих имущественное и финансовое состояние организации на определеннуюдату.
Бухгалтерский баланс составляется по данным книги исходя из остатков посчетам бухгалтерского учета.
Часть статей баланса составляется по одинарным счетам (45, 19, 80 ит.д.). А значительная часть статей баланса заполняется по даннымсгруппированных счетов (затраты в незавершенном производстве: 20, 23, 44).
Счета, по которым отражается дебиторская и кредиторская задолженность вбалансе, отражаются в развернутом виде, т.е. сальдо по дебету отражается вактиве, а сальдо по кредиту – в пассиве.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
– в активе баланса:
1. внеоборотные активы
2. оборотные активы
– в пассиве баланса
3. капитал и резервы
4. долгосрочные обязательства
5. краткосрочные обязательства
Отдельным разделом отражаются забалансовые счета.
Итоги баланса должны быть равны.
Валюта баланса – итоги актива и пассива баланса.
В балансе активы предприятия расположены в порядке возрастанияликвидности (т.е. скорости превращения имущества в денежную форму). Поэтому впервом разделе актива баланса отражаются средства предприятия с наименьшейликвидностью.
Правила оценки статей баланса.
Правила оценки статей баланса регламентируются положением по ведениюбухгалтерского учета и отчетности в РФ.
На оценку статей баланса влияет учетная политика предприятия.
1. основные средства – по остаточнойстоимости;
2. нематериальные активы – поостаточной стоимости;
3. незавершенное строительство – пофактическим затратам заказчика;
4. финансовые вложения – пофактическим затратам предприятия;
5. материальные ценности – пофактической себестоимости (по средней себестоимости, по методу ЛИФО, ФИФО, посебестоимости единицы);
6. готовая продукция – по фактическойпроизводственной себестоимости или по нормативной (плановой) себестоимости;
7. незавершенной производство — пофактической производственной себестоимости или по нормативной (плановой)себестоимости;
8. дебиторская задолженность – всумме признанной дебиторами;
9. уставный капитал – в размереопределенном учредительными документами;
10. резервный капитал – в сумме неиспользованных средств этого капитала;
11. резервы по сомнительным долгам – всумме созданных в конце года резервов;
12. прибыль – в сумме фактическиполученной прибыли;
13. кредиторская задолженность – всумме фактических долгов кредиторам.
Содержание и техника составленияактива баланса.
К первому разделу относятся: нематериальные активы (сч.04-сч.05);основные средства (сч.01-сч.02); незавершенное производство (сч.08) и другие.
Во 2 разделе отражаются оборотные активы, с возрастанием номера строки вразделе отражается и рост ликвидности статей этого раздела.
Это статьи: запасы (в том числе: сырье и материалы, НЗП, готоваяпродукция и товары).
В разделе два дебиторская задолженность отражается по срокам. Платежиболее, чем через 12 мес. и в течение 12 мес.
Содержание и техника составленияпассива баланса.
Пассивы в балансе расположены в порядке срочности погашения обязательств.
В третьем разделе пассива отражаются источники предприятия не требующиепогашения – собственные источники:
– уставный капитал;
– резервный капитал;
– добавочный капитал;
– не распределенная прибыль
В 3 разделе введена статья «Собственные акции, выкупленные у акционеров».Сумма по этой статье вычитается, т.е. указывается в балансе в круглых скобках.Так как акции выкуплены у акционеров, но не переданы другим членам акционерногообщества.
Если организацией получен убыток, то сумма убытка отражается по статье«Непокрытый убыток» и также вычитается из предыдущих статей собственногокапитала.
В разделе 4 отражаются займы и кредиты, срок погашения которых более 12месяцев.
В разделе 5 отражаются займы и кредиты сроком погашения до 12 месяцев, атакже отражаются кредитные задолженности предприятия по счетам 60, 70, 69, 68 ит.д.
Схем построения отчета о прибылях иубытках в России и международной практике.
В международной практике отчет может составляться в виде двух форм:
1. в форме счета;
2. в форме сальдовой таблицы.
Отчет в виде формы счета раскрывает расходы и доходы в видесопоставления. В кредите счет приводятся доходы, а в дебете отражаются расходы.
Если доходы превышают расходы, то полученная прибыль отражается какдебетовое сальдо счета. В обратном случае убыток отражается как сальдо вкредите счета.
При составлении отчета в форме сальдовой таблицы доходов и расходовотражаются нарастающим итогом с начала года и показатели этого отчетасоставляются по вертикали (столбиком).
В международной практике разрешено составлять отчетс использование двухметодов:
1. методом общих затрат;
2. методом прямых затрат.
Содержание и техника составленияотчета о прибылях и убытках в России.
Форма №2 имеет следующие разделы:
1. Доходы и расходы по обычным видамдеятельности
2. Прочие доходы и расходы
3. Прибыль (убыток) доналогообложения
4. Чистая прибыль (убыток) отчетногопериода
В форме №2 все показатели отражаются в сумме нарастающим итогом с началагода до отчетной даты.
Раздел 1 составляется по данным счета 90.
Строка 010«Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ» – эта строка заполняетсяпо данным кредитового оборота по счету 90.1.
Д 62 К 90.1 – выручка от продажи
Д 50 К 90.1 – получена выручка в кассу (розничная торговля)
Из этих двух проводок вычитается сумма НДС по проводке:
Д 90.3 К 68
Строка 020«Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Она заполняется поданным следующих проводок:
Д 90.2 К 43 (41) – списывается фактическая себестоимость проданныхтоваров, продукции
Д 90.2 К 20 – списывается фактическая себестоимость выполненных работ,услуг, сданных заказчику
Д 90.2 К 40 – списывается разница между фактической (производственной)себестоимостью готовой продукции и ее нормативной (плановой) ценой
Строка 029«Валовая прибыль» определяется арифметическим путем как разница меду строкой010 и 020.
Строка 030«Коммерческие расходы». По этой строке указываются расходы, связанные со сбытомпродукции у производственных организаций:
Д 90.2 К 44
Торговые организации отражают издержки обращения по своей деятельности:
Д 90.2 К 44
Строка 040«Управленческие расходы». Эта строка заполняется предприятиями попроизводственной деятельности, когда счет 26 списывается на себестоимостьпродаж:
Д 90.2 К 26
Строка 050«Прибыль (убыток) от продаж». Определяется как разность между строкой 029 и 030и 040. Должна увязываться со счетом 90.9.
Второй раздел отчета «Прочие доходы и расходы» заполняется по даннымсчета 91.
Строка 060«Проценты к получению» по этой строке отражаются доходы в виде причитающихсяпроцентов по облигациям и другим ценным бумагам и проценты за пользованиекредитной организацией денежными средствами предприятия:
Д 76 К 91.1
Д 51 К 91.1 – проценты от банка за хранение денежных средств нарасчетном счете
Строка 070 «Процентык уплате» отражаются расходы предприятия в виде причитающихся к уплатепроцентов по облигациям и другим ценным бумагами проценты за пользованиекредитами и займами:
Д 91.2 К 76
Строка 080«Доходы от участия в других организациях» отражаются доходы, связанные сучастием в уставных капиталах других организаций:
Д 76 К 91.1 – начислены доходы
Строка 090«прочие доходы организации». По этой строке объединены операционные ивнереализационные доходы организации в виде суммы выручки без НДС по продажеосновных средств и иных активов:
Д 62 К 91.1
Вычитается проводка на НДС:
Д 91.2 К 68
Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение договорных обязательств:
Д 76 К 91.1
Кредиторская задолженность по которой истек срок исковой давности:
Д 60(76) К 91.1
Строка 100«Прочие расходы» объединены прочие операционные и внереализационные расходы
Остаточная стоимость проданных объектов основных средств, нематериальных активови остаточная стоимость ликвидированных объектов:
Д 91.2 К 01
Фактическая себестоимость, проданных активов (материалы, ценные бумаги):
Д 91.2 К 10(58)
Сумма начисленных налогов за счет финансовых результатов (налог наимущество): Д 91.2 К 68
Строка 140«Прибыль (убыток) до налогообложения» определяется арифметическим путем:
стр.050+стр.060-стр.070+стр.080+стр.090-стр.100
Строка 141«Отложенные налоговые активы» (ОНА). Эта строка заполняется предприятием,которые используют ПБУ 18/02 «расчет налога на прибыль». Данный показательзаполняется как разница между оборотом по Д 09 в корреспонденции со счетом 68 и оборотом по К 09 в корреспонденции со счетом 68.
ОНА = вычитаемые временные разницы (ВВР) умноженные на ставку налога наприбыль
ВВР возникает, когда в бухгалтерском учете расходы списываются сразу, а вналоговом учете постепенно.
Строка 142«Отложенные налоговые обязательства» (ОНО). Данный показатель отражается какразница между оборотом по К 77 (Д 68 К 77) и оборотом по Д 77 (Д 77 К 68).
ОНО = налогооблагаемые временные разницы (НВР) умноженные на ставкуналога на прибыль
НВР возникают, когда налоговая прибыль в отчетном квартале будет меньшебухгалтерской прибыли.
Строка 150«Текущий налог на прибыль» определяется арифметическим путем. Путем умножениястр.140 на ставку налога на прибыль.
Строка 190«Чистая прибыль (убыток)» определяется арифметическим путем:
стр.140+стр.141-стр.142-стр.150
Отчет об изменениях капитала (форма№3), его построение и содержание.
В форме № 3 раскрывается структура и движение капитала предприятия. Формасостоит из двух разделов:
1. Изменения капитала
2. Резервы
Информация по 1 и 2 разделу указывается в виде остатка на началоотчетного года, поступления за год, расходования в отчетном году и остатка наконец года.
1 разделотчета раскрывает информацию по собственному капиталу предприятия:
– Уставный капитал
– Добавочный капитал
– Резервный капитал
– Нераспределенная прибыль
Он заполняется по данным Главной книги, по счетам 80, 83, 82, 84.
2 разделотчета называется «Резервы». Этот раздел заполняется по данным счетов 96«резервы предстоящих расходов» (на отпуск, ремонт основных средств, выслугалет); 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; 63 «Резервы посомнительным долгам».
Во втором разделе информация раскрывается по каждому виду резерва.
В отчете в справке раскрывается информация о чистых активах.
Чистые активы, сущность и расчет.
Чистые активы– стоимость имущества предприятия, которое свободно от долговых обязательств.
Сумма чистых активов определяется ежеквартально и по итогам года какразница между суммой актива баланса и суммами по разделу 4 и 5.
Если чистые активы меньше, чем уставный капитал предприятия, тоорганизации придется сокращать уставный капитал или ликвидировать предприятие.
Величина чистых активов используется для определения доли учредителя,решившего покинуть организацию (ООО).
Модели отчета о движении денежныхсредств (форма №4) в России и мировой практике.
В международной практике существует два способа составления отчета:
– прямой
– косвенный
Прямой способ
В России форма №4 составляется прямым способом, т.е. каждый показательформы №4 отражается на основании первичных документов или по данным Главнойкниги. Прямой метод составления отчета самый точный метод.
Косвенный метод
Отражаются только некоторые денежные потоки, которые показываются пофактическому объему, остальные денежные потоки находятся арифметическим путем сиспользование баланса.
Назначение и содержание отчета одвижении денежных средств (форма №4).
Отчет составляется по данным счетов 50, 51, 52, 55. В отчете информация оденежных потоках отражается в разрезе текущей инвестиционной и финансовойдеятельности.
Текущая деятельность – деятельность предприятия, приносящая для предприятия основные доходы,а также от прочих видов деятельности, которые не связаны с инвестициями ифинансами.
Например, к денежным поступлениям от основной деятельности относятся:
– поступления от покупателей изаказчиков за проданные товары, продукцию, работу и услуги;
– прочие доходы – поступления пооперационным и внереализационным доходам (в виде выручки от продажи основныхсредств и других активов, проценты за хранение денежных средств на расчетномсчете и др.)
К денежным выплатам относятся:
– выплаты поставщикам;
– выплаты работникам в виде оплатытруда;
– перечисление налогов в бюджет ит.д.
Инвестиционная деятельность заключается в приобретении и продаже внеоборотныхактивов.
К денежным поступлениям по этому виду деятельности относятся:
– поступления от продажи объектовосновных средств и иных внеоборотных активов;
– поступления от реализации ценныхбумаг и иных финансовых вложений.
К денежным выплатам относятся выплаты, связанные с приобретением активов(основных средств, нематериальных активов); выплата займов другим организациям.
Финансовая деятельность – деятельность предприятия, результатом которойявляются изменения в размерах и составе собственного капитала предприятия изаемных средств предприятия.
Поступления:
– от эмиссии акций и иных ценныхбумаг;
– от поступления займов и кредитов.
Выплаты:
– погашение займов и кредитов;
– погашение обязательств пофинансовой аренде.
Содержание формы №5 «Приложение кбухгалтерскому балансу».
Составляется за год.
Данные этой формы позволяют более объективно и детально проанализироватьпредставленные данные в балансе.
Форма состоит из 10 разделов:
1. Нематериальные активы
2. Основные средства
3. Доходные вложения в материальныеценности
4. Расходы нанаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
5. Расходы на освоение природныхресурсов
6. Финансовые вложения
7. Дебиторская и кредиторскаязадолженность
8. Расходы по обычным видамдеятельности (по элементам затрат)
9. Обеспечение
10. Государственная помощь
Назначение и состав пояснительной записки.
Пояснительная записка должна раскрывать информацию о деятельностиорганизации за данный отчетный год:
1. юридический адрес
2. основные виды деятельности
3. средне-годовая численность
4. об изменениях учетной политики заданный год
5. методы оценки основных статейбаланса
6. оценка финансового состоянияпредприятия
7. информация об аффилированных лицах
8. информация после отчетной даты
9. информация об условных фактаххозяйственной деятельности
Отражение информации обаффилированных лицах.
ПБУ 11/2000 устанавливается порядок раскрытия информации обаффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ.
Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказать влияние надеятельность предприятия. Аффилированные лица могут быть:
– члены совета директоров данногоюридического лица;
– лица, которые имеют правораспоряжаться более чем 20% общего количества голосов приходящихся на акции.
В соответствии с ПБУ 11/2000 информация должна быть раскрыта по каждомуаффилированному лицу:
1. виды операций с аффилированнымилицами;
2. объем операций с аффилированнымилицами;
3. состояние расчетов саффилированными лицами.
Отражение информации о событиях послеотчетной даты.
Регулируется ПБУ 7/98.
Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности,который оказал или может оказать на финансовой состояние предприятия и которыйимел место между отчетной датой и датой подписания отчетности (т.е. событияпроизошедшие после 1 января нового года до даты подписания отчетности).
К ним относятся:
– принятие решения о реорганизациипредприятия;
– пожар, стихийные бедствия врезультате которых уничтожена значительная часть активов.
Отражение информации об условныхфактах хозяйственной деятельности.
Регулируется ПБУ 8/01..
К ним относятся:
– незавершенные на отчетную датусудебные разбирательства, в которых организация выступает истцом илиответчиком;
– неразрешенные на отчетную датуразногласия с налоговыми органами по поводу уплаты в бюджет.
Сводная (консолидированная)бухгалтерская отчетность.
Термин «консолидированная» используется в МСФО, «сводная» – российскомзаконодательстве.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых, помимо собственногобухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность,включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и заее пределами, в порядке устанавливаемом Минфином РФ.
Сводная бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих финансовое положениена отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группывзаимосвязанных организаций.
Публичность бухгалтерской(финансовой) отчетности.
Публичность отчетности осуществляется: открытыми акционерными обществами,кредитными и страховыми организациями, биржами, инвестиционными фондами.
Порядок опубликования отчетности утвержден приказом Минфина РФ «О порядкепубликации бухгалтерской отчетности».
Публичность предполагает публикацию отчетности в СМИ доступных еепользователям, либо распространения ее в соответствующих изданиях, буклетах ииных изданиях, а также передачу органам государственной статистики дляпредставления заинтересованным пользователям.
Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1июня года, следующего за отчетным.
Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательнымутверждением годового отчета общим собранием акционеров.
Публикации подлежат баланс, форма№2 и аудиторское заключение.
Отчетность публикуется в тыс.руб. А при значительных оборотах в млн.руб.с одним десятичным знаком.
Аудит бухгалтерской (финансовой)отчетности.
Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерскойотчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой. Итоговаячасть аудиторского заключения является составной частью бухгалтерскойотчетности.
Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетностиэкономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту ипользователям были очевидны его содержание и форма.
По результатам проведения аудита бухгалтерской отчетности экономическогосубъекта аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этойотчетности в форме:
– безусловно положительно;
– условно положительно;
– отрицательно аудиторскогозаключения;
– отказаться в аудиторскомзаключении от выражения своего мнения.