Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования. Энергосбережение в ЖКХ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
Муниципальнаяэкономика

Реформирование и модернизацияжилищно-коммунального комплекса муниципального образования. Энергосбережение вЖКХ.
 
Введение
1        Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунальногохозяйства в Российской Федерации»
2       Экономическое регулирование
3       Энергосбережение в быту (квартиры,частные дома)
4       Энергосбережение в жилищно-коммунальномхозяйстве
5       Энергосбережение в бюджетной сфере
Заключение
Использованная литература

Введение
 
Основа реформирования ЖКХ заключается в комплексемер, направленных на снижение издержек при производстве услуг. Экономической основойосуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.
Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ –сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно,обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли ЖКХ на режимбезубыточного функционирования.
Для достижения указанных целей необходимообеспечить:
повсеместное внедрение приборного учета ирегулирования потребления тепловой энергии и воды, организацию взаиморасчетовза потребление ресурсов по показаниям приборов;
реализацию комплекса мер по энергосбережению,обеспечивающего надежное тепло- и водоснабжение ЖКХ и объектов бюджетной сферыпрактически без расширения существующих энергоисточников;
создание экономического механизма, стимулирующегопроцесс энергосбережения;
совершенствование системы тарифов,стандартизации, сертификации и метрологии, направленных на энергосбережения.
Главная задача участников процессаэнергосбережения и энергопотребления состоит не только в комплексномиспользовании всех рычагов управления спросом на ресурсы и стимулированияэнергосбережения, но и создание условий, побуждающих население принятьзаинтересованное участие в управлении снижением спроса на энергоносители.

1. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425
«О реформе жилищно-коммунального хозяйства вРоссийской Федерации» (с изменениями от 27 мая 1997 г.)
Основными целямиреформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
обеспечение условийпроживания, отвечающих стандартам качества;
снижение издержекпроизводителей услуг и соответственно тарифов при
поддержаниистандартов качества предоставляемых услуг;
смягчение длянаселения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг припереходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основными способамидостижения указанных целей являются:
совершенствованиесистемы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
переход на договорныеотношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможностивлиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отборорганизаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание,обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием ивыполняющих проектно-строительные работы;
совершенствованиесистемы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе
установлениеповышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативноепотребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости откачества и местоположения жилья;
совершенствованиесистемы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот,усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

2. Экономическое регулирование
 
Опыт реализации энергосберегающихмероприятий и проектов показывает, что директивное администрированиеэнергосбережения недостаточно для достижения значительного эффекта экономииэнергоресурсов. Ключевым условием развития энергосбережения в стране являетсясоздание таких условий экономической среды, при которых энергосбережениестановится бизнесом с хорошей рентабельностью. Сегодня практическинезадействованными остаются методы экономического стимулирования, заключающиесяв создании благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфереэнергосервисных услуг, в появлении товаров и услуг, позволяющих получатьдополнительные выгоды от экономии энергоресурсов. В целях созданияблагоприятных экономических условий для развития энергосбережения как отдельнойсферы бизнеса необходимо:
1. Разработать правила и стандартыоказания энергосервисных услуг.
2. Разработать правила учетаэнергосберегающего эффекта.
3. Разработать формы типовых договоров иправил взаимоотношений между заинтересованными сторонами в процессе оказанияэнергосервисных услуг.
4. Разработать правила использованияэкономии, получаемой в результате проведения энергосберегающих мероприятия (восновном для бюджетных организаций).
5. Разрабатывать и поддерживатьинфраструктуру рынка энергосервисных услуг (в том числе рынок оборотаприсоединенной мощности).
Осуществляя экономическое регулированиенеобходимо учитывать ряд специфических особенностей, присущих отдельнымкатегориям потребителей

3. Энергосбережение в быту (квартиры,частные дома)
Энергопотребление в коммунально-бытовомсекторе в последнее время растет опережающими темпами и становитсяпревалирующим в структуре энергобаланса поселения. Обусловлено это и ростомблагосостояния (приобретаются все новые и новые товары) и ростом количества иразнообразия бытовых приборов. Одновременно растет и потенциал энергосбереженияв этом секторе. Однако высвобождению этого потенциала очень сильно препятствуетнесколько факторов:
Огромное количество мелких конечныхпотребителей, работать с которыми адресно не представляется возможным;
Невозможность прямого регулированияобъемов энергоснабжения и выставления соответствующих требований поэнергосбережению к квартирам — частная собственность.
Таким образом, основными инструментамиреализации потенциала в квартирах становятся методы косвенного воздействия напотребителей и создания условий, когда энергосбережение объективно выгодно илииной альтернативы просто не существует. К числу таких инструментов можноотнести:
Информирование и просвещение.
Информационно-пропагандистская работа — использование любых инструментов информирования потребителей о возможностях ивыгодах энергосбережения, о частной и общественной пользе таких действий. Это истенды в подъездах, и письма и общественная реклама и многое другое.
Маркировка энергопотребляющих приборов иустройств — общераспространенная мировая практика заключается в том, чтопрактически все энергопотребляющие приборы маркируются на соответствиепринятому классу энергоэффективности. Эта информация является неотъемлемой ипубличной характеристикой прибора и потребитель при приобретении товара, можетпринимать решение не только с учетом покупной стоимости, но и стоимостидальнейшей эксплуатации, которая в свою очередь будет определяться в основномстоимостью потребляемых энергоресурсов.
Ликбез по простейшим техническим решениям- существует достаточно большой набор простейших решений, реализация которыхпод силу непосредственно жильцам, и которые могут повышать эффективностьконечного энергопотребления. Например, «не загораживание батарей», установка теплоотражающихэкранов между стеной и батареей, применение термопленки на окна, отладкавентиляции, установка терморегуляторов на батареи (радиаторные термостаты),установка форточных рекуператоров и т.д. Эти простейшие и очевидные решениямогут быть реализованы как непосредственно самими жителями, так представителямиуправляющей компании. Затраты на такие мероприятия минимальны и позволяютполучить пусть и незначительный в общем балансе, но очевидный видимый эффект.
Организация учета энергоресурсов
Несмотря на то, что сами приборы учетанепосредственно не экономят энергоресурсы, их внедрение позволяет в подавляющембольшинстве случаев приводит к снижению энергопотребления. Это обусловлено тем,что потребители начинают получать точную достоверную информацию о своемпотреблении, появляется возможность регулировать свои расходы на коммунальныеуслуги (тариф на количество) и в, результате, потребители естественным образомоказываются мотивированы на энергосбережение. Поэтому вопрос установки приборовучета всех энергоресурсов и организации расчетов за потребляемые энергоресурсыпо показаниям счетчика (к сожалению, достаточно распространена практика, когдасчетчики установлены, а учет не ведется) является одним из основныхинструментов повышения эффективности потребления энергоресурсов. Применительнок учету потребления энергоресурсов в квартирах речь идет о:
Установка водомеров в каждую квартиру — вновых домах, как обязательное условие госприемки здания, в старых либо черезличную инициативу граждан либо через воздействие на управляющие компании.
Установка двухставочных (двухзонных)поквартирных счетчиков электроэнергии — позволяет потребителям получитьвозможность часть своих энергоемких бытовых процессов перенести на время когдадействует пониженный тариф. Например, стирку автоматическими стиральнымимашинами (автоматические посудомоечные машины) возможно проводить в ночноевремя, когда тариф на электроэнергию существенно ниже дневного. Как показываетанализ, таким образом, потребители получают возможность снижать свои счета наэлектроэнергии до 30 %. Введение пиковых тарифов (повышенные тарифы в часымаксимума потребления) еще более повысит привлекательность и выгодупотребителей от установки таких счетчиков.
Установка газовых счетчиков (там где естьбытовое потребление газа) — в настоящее время бытовое потребление газа вбольшинстве случаев не учитывается квартирными приборами учета, расчетпотребления идет по нормативам. Установка счетчиков потребляемого газа позволитввести «отрицательную мотивацию» на использование газа как дополнительногосредства обогрева помещения или использование его в поквартирных газовыхколонках.
Наличие поквартирных приборов учета неустраняет необходимости использовать общедомовые приборы управляющимикомпаниями. Достоинством жилого дома является возможность как общего учета(общедомовой прибор) так и поквартирного учета. Появление управляющих компанийдолжно сопровождаться переходом на оплату по общедомовым приборам. Это создастновые экономические стимулы, как управляющей компании, так и у жителей поповышению эффективности конечного энергопотребления. Использование общедомовыхприборов учета позволяет управляющей компании:
Посредством контроля показаний приборовучета воды (поквартирных и общедомовых) и водоразборной арматуры, черезконтроль ночного водопотребления выявлять повышенные утечки и точечно устранятьих. Аналогичные эффекты дает и контроль суточных тепловых режимов потребления,выявление и оценка объема электроэнергии, потребляемой на термические нужды(электрообогрев).
Выявлять случаи хищения и повышенногоэнергопотребления, что в свою очередь позволяет адресно работать спотребителями которые избыточно или нерационально тратят энергию, повышатьуровень собираемости и принимать решения, дающие максимальный эффект.
Дополнительными возможностями и стимуламиот установки приборов учета, является возможность повышения эффективностивыделения субсидий из бюджета отдельным категориям граждан (потребителей).Более того, во многих случаях, приборный учет позволяет снижать объемы субсидирования,что высвобождает дополнительные средства бюджета, которые возможно использоватьболее рационально, в том числе и на стимулирование энергосбережения.
Требования при капитальном ремонтезданий/помещений
Традиционно при капитальном ремонте зданияосновное внимание уделяется восстановлению капитальных характеристикздания/помещения и в меньшей степени вопросам повышения энергоэффективностиздания. В то же время именно при проведении капитального ремонта возможновнедрения ряда технических и технологических решений, которые снижаютобщедомовое потребление энергии и как следствие снижают бремя оплатыкоммунальных услуг для жителей этого дома. К числу таких мероприятий и решенийотносятся:
Установка автоматизированных системкоммерческого учета энергоресурсов;
Внедрение горизонтальной разводки трубсистемы отопления в квартирах (в совокупности с регуляторами и термостатамипозволяет осуществлять локальное регулирование температуры в квартирах);
Заделка швов, щелей, капитальноеутепление;
Наладка системы вентиляции и т.д.
Дополнительные механизмы стимулированияпотребителей со стороны управляющих компаний
Даже в пределах одного подъезда живутсемьи с совершенно разным уровнем благосостояния, отношением к энергоресурсам ит.д. При этом основным критерием оплаты коммунальных услуг являютсяобезличенные характеристики — метр квадратный и количество членов семьи(проживающих). Таким образом, зачастую, даже совершенно одинаковые квартирымогут отличаться по эффективности энергопотребления в разы. При этом в однойквартире всегда будет открыта форточка, использованы электрообогрев, утепленыполы и т.д., в другой будут применять все возможные технические решения поснижению энергопотребления — а в результате в пересчете на квадратные метрыоплата, например, отопления будет одинаковой. Необходимо дать возможностьуправляющим компаниям вводить коэффициенты, которые бы позволяли учитывать вплатеже за коммунальные услуги уровень энергоэффективности потребления вквартирах. Для этого потребуется хотя бы один раз в год осматривать квартиру идавать ей оценку. Полученные результаты в дальнейшем использовать при расчетеплатежей. При этом конечный потребитель сам принимает решение, предъявлятьквартиру или нет. Нет желания — оплачивай по полной или по повышенному коэффициенту.Предъявил квартиру и внедрил энергосберегающие мероприятия — плати с понижающимкоэффициентом.
У управляющих компаний появляетсявозможность использовать нетрадиционные методы стимулированияэнергоэффективности у жителей, в том числе и посредством стимулирования ипомощи в приобретении более эффективных бытовых приборов. Должна быть созданасистема, при которой жилец может приобретать энергоэффективную технику илиосуществлять энергосберегающие мероприятия в кредит, расплачиваясь в составеквартплаты. Для Управляющих компаний такая услуга может стать дополнительнымбизнеспроцессом. С одной стороны как дополнительная норма прибыли (например,покупая энергоэффективную продукцию дешевле по оптовым ценам и продавая порозничным), во вторых -продажа такой продукции подразумевает, что она будетустановлена и будет снижено энергопотребление, что также даст дополнительныйэффект для бизнеса управляющих компаний. В тоже время для жителя — за счетпростоты принятия решения и возможности оплачивать энергоэффективную технику врассрочку в составе квартплаты — появляются дополнительные стимулы.

4. Энергосбережение вжилищно-коммунальном хозяйстве
 
Основными заинтересованными сторонами вовнедрении энергосберегающих проектов и мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстведолжны стать управляющие компании (исполнители коммунальных услуг). Основнойдоход управляющие компании будут получать от предоставления жителямкоммунальных услуг, для качественного оказания которых они приобретаютсоответствующие энергетические ресурсы. И чем больше разница между стоимостьюприобретенных энергоресурсов и стоимостью оказанных коммунальных услуг, темболее эффективен бизнес управляющей компании. Внедрение энергосберегающихмероприятий позволит снизить потребление энергоресурсов при сохранении качестваоказываемых коммунальных услуг.
Основными препятствиями к внедрениюэнергосберегающих мероприятий управляющими компаниями являются:
1) Отсутствие базовых знаний овозможностях энергосбережения.
2) Отсутствие необходимой технической компетенциидля реализации конкретных мероприятий.
3) Отсутствие необходимых финансовыхресурсов для реализации энергосберегающих мероприятий.
Первая проблема (отсутствие необходимыхзнаний) решается путем разработки и распространения (при необходимости с обучением)методических материалов, описывающих типовые технические и организационныерешения по энергосбережению, доступно объясняющие выгоду и экономический эффектот внедрения мероприятий. Эту роль должны возложить на себя уполномоченные вобласти энергосбережения органы государственной власти.     
Вторая проблема отсутствия необходимойтехнической компетенции для реализации мероприятий решается через привлечениеспециализированных энергосервисных компаний, которых на сегодняшний день нарынке имеется достаточное количество.
Проблему отсутствия необходимыхфинансовых средств у управляющих компаний, возможно решить посредством:
1) Формирования целевых адресных программподдержки внедрения энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве за счетсредств бюджетов соответствующих уровней.
2) Привлечения внебюджетных источников набазе реализации схем энергосервисных контрактов, когда инвестиции вэнергосберегающие мероприятия возвращаются через снижение платежей запотребляемые энергоресурсы. Для этого необходима разработка типовых форм такихконтрактов.

5. Энергосбережение в бюджетной сфере
При реализации энергосберегающихмероприятий в бюджетной сфере необходимо учитывать:
1) Отсутствие целевых показателей поэнергосбережению.
2) Отсутствие мотивации уполномоченногоперсонала к энергосбережению.
3) Отсутствие выделенных целевых средствна внедрение энергосберегающих мероприятий.
4) Жесткая регламентация статей затратбюджетного учреждения, в том числе на оплату коммунальных услуг.
Наиболее подходящей схемой реализацииэнергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисныхконтрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых вбюджете на оплату коммунальных услуг учреждения (защищенная строка бюджета),существенно упрощается проектирование финансовой модели внедренияэнергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия,понимая эффект и экономические параметры, становится возможным спланироватьграфик возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия в счетвозникающей в результате экономии на оплату коммунальных услуг. Такой графикбудет удовлетворять и интересы энергосервисных компаний, реализующихмероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетное учреждение, получающееэкономию по оплате счетов. При этом возникающая экономия может делитьсяпропорционально: часть на оплату услуг энергосервисной компании, часть наматериальное стимулирование персонала бюджетного учреждения.
Для реализации данной схемы необходимо:
1) Разработать и внедрить порядок использованиямеханизма государственных бюджетных заданий (ст. 69.2 Бюджетного кодекса) вчасти установления целевых ориентиров по энергопотреблению для бюджетныхучреждений.
2) Разработать порядок финансированияэнергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях, определяющий механизмперенаправления средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг на услугипо энергосбережению.
3) Разработать типовую формуэнергосервисного контракта и порядок его заключения.
При выполнении вышеперечисленных условий,энергосбережение в бюджетных учреждениях будет рассматриваться энергосервиснымикомпаниями как устойчивый бизнес с понятной и прогнозируемой доходностью, чтосоздаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимуловпо внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере.
Отдельным блоком в разделе экономическоерегулирование стоит создание специализированных товаров и услуг в сфереэнергосбережения и создания соответствующих условий и инфраструктуры дляоборота новых товаров. К числу таких «новых товаров» в первую очередь относится«высвобожденная» энергетическая мощность. До недавнего времени оплата«возможности» получить энергию, то есть возможности присоединения кэнергоинфраструктуре не имела четкого денежного эквивалента и выражалась восновном обременениями, которые накладывала энергоснабжающая организация напотребителя при присоединении. С учетом изменений в законодательстве,произошедших в последние годы, появились такие понятия как «плата затехнологическое присоединение», «плата за подключение к системе коммунальнойинфраструктуры». Таким образом, сформировался и легально действует рынокдоступа к системам энергетической инфраструктуры с достаточно высокойстоимостью «входного билета». В этих условиях, с учетом факта, что затраты наснижение потребляемой мощности меньше, чем создание новых энергообъектов,возникли объективные предпосылки для реализации мощнейших экономическихстимулов внедрения энергосберегающих проектов и мероприятий по высвобождениюприсоединенной мощности и потребляемой нагрузки (снижения мощностиприсоединенных и потребляющих энергоресурсы энергоустановок), с последующейпереуступкой заинтересованным лицам для подключения к существующейинфраструктуре. Высвобожденная энергетическая мощность, ранее закрепленная законкретными потребителями и использовавшаяся ими, стала товаром, на которыйимеется спрос, и де-факто сложились правила оборота особого товара«присоединенная мощность (потребляемая нагрузка)».
Создание рынка высвобожденной мощностипредполагает выполнение условий, при которых потребители энергии, проведяэнергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированныхфирм, могут переуступить на рыночной основе высвобожденную мощность новымпотребителям (застройщикам или инвесторам) заинтересованным в технологическомприсоединении. Таким образом, в данной модели «рынка присоединенной мощности ипотребляемой нагрузки» становится возможным реализовать систему отношений междузаинтересованными лицами по высвобождению и перераспределению присоединенноймощности в условиях наличия альтернативы в виде фиксированного тарифа наприсоединение (для электроэнергетики) и стоимости обременений (для других видовэнергоресурсов). При этом, если тариф на присоединение формируется толькоисходя из необходимости развития сетевой инфраструктуры (без учета генерации ит.д.), то высвобождение и перераспределение мощности позволяет удовлетворятьспрос на мощность в пределах сложившегося энергобаланса. Основные выгодыраспределяются в этой модели рынка в зависимости от исполняемых функций.
Механизм «рынок присоединенной мощности ипотребляемой нагрузки» содержит в себе три основных процесса, каждый из которыхимеет свои особенности ценообразования.
1) «Высвобождение мощности» — свободноеценообразование, стоимость формируется на договорной основе на базе издержек,необходимых для проведения энергосберегающих мероприятий, инвестиционных затратв изменение потребляющих характеристик энергоустановок потребителя.
2) «Перераспределение мощности» — основными являются затраты на разработку и согласование проекта поперераспределению мощности (разработка схемных решений), а также затраты навыполнение строительно-монтажных работ. Стоимость в основном формируется набазе соответствующих расценок.
3) Непосредственно «Технологическоеприсоединение в счет высвобожденной мощности» — данные работы всегда будетвыполнять энергосетевая компания (владелец энергоинфраструктуры). Этадеятельность будет регламентироваться в силу ее естественно-монопольногохарактера. Например, для электросетевой компании эта деятельность попадает подтребования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств(энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям,утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, предусматривающих обязательность установления платы за технологическое присоединениена покрытие затрат электросетевой компании. С учетом отсутствия необходимостисерьезных инвестиций в энергообъекты такой «тариф на технологическоеприсоединение в счет высвобождаемой мощности» может устанавливаться надостаточно низком уровне.
Таким образом, затраты на присоединениенового потребителя в счет высвобожденной в результате энергосбережения мощностидля застройщика или инвестора будет складываться из суммы «договорной цены навысвобождение мощности (стоимость проведения энергосберегающих мероприятий)»,«стоимости проектных и строительно-монтажных работ по перераспределениюмощности» и «платы за технологическое присоединение объекта капитальногостроительства к электрическим сетям в счет высвобожденной в результатеэнергосберегающих мероприятий мощности».

Заключение
 
Глобальная экономия – это стратегия не самихпредприятий жилищно-коммунального хозяйства, а органов власти по отношению кним, что является правомерным ввиду их финансовой и административнойзависимости от городской администрации. Глобальная экономия не предусматриваетв краткосрочном периоде прямого сокращения выделяемых бюджетных средств или повышениятарифов при прочих равных условиях.
Огромные текущие расходы на ЖКХ и необходимостькапитальных вложений нацеливают на формирование системы многовариантности источникових финансирования.
Для формирования системы многовариантногоразвития городской инфраструктуры в органе местного самоуправления должен бытьразработан комплекс мер, способствующий притоку финансовых ресурсов. Этоткомплекс основан на маркетинговых инструментах. Полученные средства направляютсяна внедрение ресурсоберегающих технологий, автоматизацию, механизацию,страхование и другие мероприятия, дающие в будущем сокращение текущих расходовв жилищно-коммунальной сфере.
Основным направлением стратегии глобальнойэкономии применительно к жилищным организациям является связанная диверсификациядеятельности жилищно-коммунальных предприятий. Широкий, но гармоничный номенклатурныйряд оказываемых услуг приведет к появлению новых источников финансированияпредприятий ЖКХ при сохранении профиля их деятельности и более полномудовлетворении потребностей населения.
Стратегия глобальной экономики – этостратегия органов власти по отношению к МУП ЖКХ, предполагающая комплексноесокращение затрат за счет реализации стратегии диверсификации внутрипредприятия, организационного и финансового реинжениринга и механизации. Длякоммунальных предприятий стратегия глобальной экономики выражается во внедренииэнергоресурсосберегающих технологий.

Использованная литература
1.        Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ» от28 апреля 1997 г № 425
2.        Иванов В.В., Коробова А.Н. « Муниципальный менеджмент». Справочноепособие М.: Инфра-М, 2002 год
3.        Крылов В.А., Мокроносов А.Г. « Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальныхуслуг»-Екатеринбург, изд-во Екатеринбург, 2000-307 с.
4.        http://www.energosovet.ru/stenergo.php Стратегияповышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры Российской Федерации.Версия №2 от 12 декабря 2007 г.