Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России

/>
Курсовая работа
студента 1 курса
юридического факультета
Серова Артема
Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России   />

Введение… 3
Отмена крепостного права… 5
Судебная реформа (1864 г.)… 10
Военная реформа… 13
Реформа полиции и тюремной системы… 15
Экономическая реформа (1862-1868 гг.)… 19
Реформа системы просвещения и цензуры… 21
Усиление политической реакции… 22
Контрреформы… 22
Карательная политика царизма… 25
Заключение… 27
Список использованной литературы:… 28
 
Введение
Поокончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российскогогосударства.
Недовольствонарода росло; становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. В. И. Ленинохарактеризовал это время (1859—1861 гг.) как период революционной ситуации вРоссии.
«Низы» не хотят жить по-старому. Крестьянство все актив­нее поднималось на борьбу засвое освобождение. Оно боро­лось за полное уничтожение крепостного права, заволю и зем­лю. Уже в ходе Крымской войны наблюдался значительный подъемкрестьянского движения. Так, призыв правительством части населения вгосударственное ополчение крестьяне расценили, как возможность получить волю за«царскую службу». В некоторых губерниях крестьяне прекращали работу на поме­щикови шли в города, требуя записать их в ополчение.
Правительству пришлось силой усмирять крестьян, подняв­шихсяна защиту родины. Не спадала эта волна, и после вой­ны. Тысячи крестьянустремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что тамжелающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.
Значительно усиливается крестьянское движение к концу50-х — началу 60-х годов. Если в первой четверти XIX в. на каждый год в среднемприходилось около 11 крестьянских волнений, во второй четверти — около 24, то в1855—1860 гг.— около 80. В борьбе участвовали крестьяне Белоруссии, Украи­ны идругих регионов России.
В 1857 г. в Западной Грузии вспыхнуло крупное крестьян­скоевосстание, подавленное войсками. И хотя крестьянское движение было стихийным ираздробленным, оно грозило перерасти в большую крестьянскую войну.
«Верхи» не могут управлять по-старому. Большинство по­мещиков было против освобождениякрестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянскогокласса. Но наиболее дальновидные представители этого класса пони­малинеобходимость реформ. Военное поражение царизма подорвало его авторитет дажесреди господствующего клас­са — помещиков. Передовая часть их, так называемыелибера­лы, начали, открыто критиковать отсталость России, засилье излоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобыпредотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, онипредлагали пойти на не­которые преобразования. Они высказывались за отмену кре­постногоправа сверху. Освобождение крестьян, по их замыс­лу, должно произойти такимобразом, чтобы меньше всего по­страдали помещики, а крестьяне за свое личноеосвобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «осво­бождения»крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.
Даже среди консерваторов и крепостников появилось не­довольствоправительством. Все это свидетельствовало о кри­зисе «верхов».
Ход экономического развития требовал отменить крепост­ноеправо — без этого невозможно было дальнейшее развитиестраны.                        
В этих условиях царское правительство было вынужденоприступить к подготовке отмены крепостного права — важней­шей реформы тоговремени.
И,несмотря на то, что вступивший в 1855 г. после смерти Николая I на царскийпрестол его старший сын Александр II (1855—1881) был таким же реакционером, каки его отец, он уже не мог править страной только с помощью тюрем, палки имуштры. Нужно было искать новые, более гибкие методы управления и пойти накрупные социальные преобразования.
Нужныбыли перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнесслова, ставшие на долгое время лозунгом России: «Да утверждается исовершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость  да  царствуетв  судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению ивсякой полезной деятельности…»
Напервом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи передпредставителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить егосверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода небыло, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольствосуществующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина,что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижатьсяпроизводительность труда крепостных, так как помещики хотели производить большепродукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидныепомещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительностинаемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье«Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат отпомещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещикипытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику,закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие мерыприводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшееразвитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно,просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах принялоочень жесткие формы.
Однакосуществует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой ксередине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своихвозможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ниэкономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняякрепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.
 Крестьянскаяреформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной иобщественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местногоуправления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это былидействительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами ПетраI.Отмена крепостного права
Подготовкакрестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретныйкомитет по крестьянскому делу, однако уже осенью того же года пришлосьприоткрыть завесу секретности, и Секретный комитет был преобразован в Главныйкомитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссиии губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. Вних не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.
Подъемкрестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы иотвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян«на волю» без земли, и хотя бы затормозить реформу. Однако рядпредложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством назаключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственногосовета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что «все, чтоможно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано».
19 февраля 1861 г. манифест «Общее положение окрестьян вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянскойреформе (всего 17 актов) были подписаны царем.
Законыот 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса:
1)           о личном освобождении крестьян;
2)           о земельных наделах и повинностяхосвобожденных крестьян;
3)           о выкупе крестьянами своихземельных наделов;
4)           об организации крестьянскогоуправления.
Рассмотримкаждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождениикрестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина:продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж,переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно посвоему усмотрению наказывать. Крестьяне получили  личные и имущественные права,в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак;заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободноезанятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных  дел; участие вработе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу;приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.д.
Законустановил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялисьвзаимоотношения помещиков и крестьян.
Характерно,что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие законуудостоверяли мировые посредники. Мировые посредники по идее должны былиулаживать конфликты между помещиками и крестьянами, но ведь они саминазначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местныхдворян-помещиков. Кстати, уставная грамота лишь зачитывалась крестьянам насельском сходе, подписи крестьян под этой грамотой были необязательны.
Втечение этих 2 лет крестьяне обязаны были отбывать прочие повинности (барщину,оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции ипопечительства. Право продажи крестьян, отдачи их в услужение или висправительные заведения, переселение крестьян, распоряжения их брачной судьбойотменялись немедленно. С составлением уставной грамоты крестьяне получализемельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались «временнообязанными».Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, запользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь сзаключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьянеприобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободныхсельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки их феодальнойнеполноправности. Они оставались податным сословием, т. е. были обязаны нестирекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнутытелесным наказаниям (от чего были освобождены привилегированныесословия-дворяне и духовенство, а также почетные граждане — буржуазия,интеллигенция).
Какуже говорилось, крестьяне при освобождении наделялись землей — приусадебнымучастком и полевым наделом (за исключением дворовых, т. е. состоявших в штатедворовых слуг помещика), причем наделялись в обязательном порядке и даже немогли от той земли отказаться или передать в течение 9 лет после закона ореформе. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями.Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах лишенныхземли, работы и средств к существованию бывших крестьян, способных на массовыебеспорядки и восстания.
Чтоже касается размеров полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, иразмеров и порядка их выкупа у помещиков, то все это в законе определялось сучетом исключительно интересов помещиков.
Губерниивеликорусские, левобережной и южной Украины, восточной Белоруссии, в которых впервую очередь проводилась реформа, делились на 3 полосы в зависимости от качестваземли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установленысвои нормы наделения крестьян землей. Эти нормы были, как правило, меньше тогоколичества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы.Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим количеством земли, предоставленобыло право выделять крестьянам наделы меньше установленной нормы. Наконец,крестьяне по соглашению с помещиками могли получить так называемый«даровой» надел (без выкупа) размером 0,25 низшей нормы. Поэтому входе реформы у крестьян часть земли была отрезана. Всего было отрезано свыше 5млн. га земли, что составляло в среднем около 20% крестьянских земель  внекоторых губерниях потери крестьян доходили до 40% той земли, которой онипользовались до реформы.
Размерывыкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенныхкрестьянских феодальных повинностей (оброка).  Исчислялся капитал, который приежегодном обороте приносил бы в виде 6% сумму прежнего годового оброка. Размеркапитала и составлял выкупную сумму. Таким образом, размер выкупного платежабыл гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личностикрестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила544 млн. рублей, крестьяне же должны были за нее заплатить 867 млн. рублей.
20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличнымиденьгами, а 75-80% помещики получали от государства, которое в  свою очередьвзыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку  в   течение 49  лет в форме  выкупных платежей         (выкупной платеж составлял 6% ссуды).
 Всегоза 40 лет с лишним крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2млрд. рублей, т. е. вчетверо больше того, что стоила переданная им земля.
Наосновной части территории страны (Великороссии, большей  части нынешней Украиныи Белоруссии) сохранялась общинная форма землепользования. Община являласьсобственником  земли, так как она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупалаземлю, и внутри общины эта земля периодически перераспределялась междукрестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла ихмежду своими членами. Все члены общины в отношении выплаты налогов, повинностейи, выкупных платежей были связаны круговой порукой и за неплательщиков платили исправныеплательщики. Но община в свою очередь могла неплательщика наказать вплоть допубличной порки по решению сельского схода или принудительно отдать назаработки. Сохранение общинной собственности на землю, связывая инициативупредприимчивости крестьян, серьезно тормозило экономическое развитие деревни.
    Но вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальнуюзащищенность от внезапного разорения по случаю болезни, смерти кормильца и т.д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.
 Органами крестьянского самоуправления в сельских обществах,объединявших крестьян-домохозяев в селах, являлись сельские сходы, избиравшиесельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядкапользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок.Сельские общества объединялись в более крупные единицы — волости с населениемот 300 до 2000 человек. Выборные должностные лица общин и волостей — сельскиестаросты (в период временнообязанного состояния являлись фактическимипомощниками помещика), волостные старшины, волостные судьи обеспечивалиисправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их,деятельность контролировали мировые посредники. Так на место сеньориальнойвласти отдельных помещиков была поставлена власть представителей дворянства — мировых посредников. Общее руководство деятельностью мировых посредниковосуществляли губернские по крестьянским делам  под председательствомгубернаторов.   
 Втех регионах, где до реформы не было общинного землепользования (бывшее ЦарствоПольское, Западный край, Прибалтика, Север, Сибирь и т. д.), устанавливалсяподворно-участковый порядок наследственного землевладения. Он давал возможностькрестьянину более свободно распоряжаться землей, хотя отчуждать ее можно былолишь с согласия сельского схода и лишь по истечении 9 лет с момента объявленияреформы.
Таковыбыли условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которыесоставляли до 2/3 общей массы крестьянства. Однако были и другие категориикрестьянства:
–  удельные (т. е. принадлежавшиецарской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов);
–  государственные крестьяне;
–  крепостные рабочие.
Удельные и государственныекрестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы,на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главнымобразом на уральских заводах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в томслучае, если он у них был до рефор­мы.
Реформа местного самоуправления
Требованияреформ  государственного аппарата, в частности местного управления, судебнойсистемы, полицейских органов, органы цензуры, были высказаны либеральнымислоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После введениякрестьянской реформы правительство убедилось, что этих реформ не избежать, иначало их подготовку.
Одной из   наиболее крупных  реформ явилось  учреждение  местного  самоуправления.   Земская реформа
1января 1864 г. император Александр II утвердил «Положение огубернских и уездных земских учреждениях». В соответствии с этим положением вкаждой губернии и в каждом уезде избирались губернские и уездные земскиесобрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительныеорганы — уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управыизбирались сроком на три года. Губернское земское собрание избиралось членамиуездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должностигубернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел
Выборы были бессословные,но от участия в них отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя,«находящиеся в услужении у частных лиц» (в эту категорию наряду со слугамивходили также рабочие и служащие частных промышленных предприятий), и т.д., атакже армия и полиция, поскольку они считались вне политики.
Населениемизбирались лишь члены уездных земских собраний, причем избиратели делились натри избирательные курии: уездных землевладельцев, городских избирателей ивыборных  от сельских общин. Если для избирателей первых двух курий, имевшихвысокий имущественный ценз, выборы были прямыми, то для крестьян, избиравших потретьей курии, выборы были многостепенными.
Губернскиеземские собрания избирались депутатами (они назывались «гласными»)уездных земских собраний. Избирательная система составлялась с таким расчетом,чтобы обеспечить фактическое преобладание в органах земского самоуправления дворянства,хотя формально органы эти были всесословные.Городская реформа
Пообразцу земских учреждений в 1870 г. были созданы сословные органы городскогосамоуправления. В соответствии с «Городовым положением» 16 июня 1870г. в городах избирались сроком на 4 года городские Думы, которые в свою очередьсоздавали исполнительно-распорядительные органы — городские управы во главе сгородским головой.
Правомучаствовать в выборах в городские Думы пользовались лишь плательщики городскихналогов. Все участвовавшие в выборах, разделялись на три избирательныхсобрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики,платившие в общей сложности 1/3 всех городских налогов; во втором собранииучаствовали менее крупные налогоплательщики, платившие вторую треть налогов; втретьем собрании все остальные мелкие налогоплательщики, платившие оставшуюсятреть общей суммы налогов. Такая система выборов давала преимущества вгородских  думах крупной буржуазии и крупному дворянству, владевшему городскимидомами-усадьбами. Так, в Москве две первые курии, избиравшие 2/3 членовгородской думы, составляли всего лишь 13 % всех избирателей. При этом нужноучитывать, что число избирателей было невелико. Оно, например, в Петербурге иМоскве не превышало в то время 20-21 тыс. человек, т. е. 5% взрослого населенияэтих городов. Учитывая, что как в земских, так и в городских учреждениях ведущаяроль предназначалась дворянству, органы местного самоуправления не создавалисьв тех местностях, где дворянства не было, как, например, в Сибири, или же онобыло нерусским по национальности (Польша, Литва, Правобережная Украина,западные районы Белоруссии, Кавказ). Да и в русских губерниях создание земскихучреждений растянулось на многие десятилетия и было завершено лишь послереволюции 1905-1907 гг.
Вкомпетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностныхлиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил озаведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, озаймах.
Надзорза деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городскимделам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора.Присутствие принимало жалобы на действия органов городского самоуправления иконтролировало их хозяйственную деятельность.
Расходы Думы складывались из расходов по управлению, на общественные здания ипомещения, городские займы, на учебные и благотворительные заведения,содержание воинских частей, полиции и тюрем. Смету расходов и доходовконтролировал губернатор.
Губернаторамбыло предоставлено право приостанавливать действие постановлений органовсамоуправления, отказывать в утверждении в должности любого чиновника местныхучреждений (в том числе и в органах самоуправления), закрывать собрания разныхчастных клубов, обществ и артелей. Характерная деталь: постановления органов самоуправленияв жизнь должна была проводить полиция, но она им не подчинялась,  а выполнялалишь приказы губернатора. Следовательно, выполнение решения органа местногосамоуправления напрямую зависело от губернатора.
Но в целом создание новыхорганов самоуправления способствовало становлению общественно-политической икультурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов. Судебнаяреформа (1864 г.)
Структуру дореформенной судебной системы составлялиразнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной.
Старый дореформенный суд особо противоречилпотребностям буржуазного развития страны. Во-первых, суд находился в полнойзависимости от администрации, которая вмешивалась в решения судебных дел, носилсугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы).Следствие проводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало,равно и состязательности. В судах царили неописуемая волокита (дела тянулисьмногие годы), взяточничество и дикий произвол. Все это вызывало всеобщее недовольствосуществовавшей судебной системой.
Подготовкасудебной реформы началась еще в 1861 г. В ней участвовал ряд известных юристов(С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, и др.). 20 ноября 1864 г. после рассмотренияв Государственном совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено вдействие четыре акта:
1) Учреждения судебных установлений;
2) Устав уголовного судопроизводства;
3) Устав гражданского судопроизводства;
4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Сампорядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенствавсех перед законом и судом,  отделения  суда от администрации и осуществленияправосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности,несменяемости судей и следователей, гласности,  устности, непосредственности,права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей иприсяжных заседателей).  Введена оценка доказательств по внутреннему судейскомуубеждению вместо системы формальных доказательств.
Судебныеуставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов — общихсудов и мировых судов.
Мировые судыучреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решалисьмировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировыесудьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уезднымиземскими собраниями из лиц, имевших высшее или средне образование, высокийимущественный ценз, который несколько снижался только для отставных офицеров.
Приговорили решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (вапелляционном порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат.
Системаобщих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанциейсистемы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 70. Обычно судебныйокруг совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматриваласьосновная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских
Теуголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишениемили ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжныхзаседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателейпроисходили следующим образом — судебным заседанием руководил председательколлегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговоренияделал заключение и ставил вопрос перед присяжными. Присяжные, удалившись всовещательную комнату, выносили вердикт — виновен или невиновен подсудимый,если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами вопрос о виновностиприсяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Затем коронныесудьи уже без участия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор.Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции,а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признакуформального нарушения процессуального закона.
Имущественныйценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. Вприсяжные допускались крестьяне, занимавшие должности в крестьянскомсамоуправлении — сельские старосты, волостные старшины и т. д. Но присяжные неизбирались, а назначались. Порядок подбора присяжных был такой: специальныекомиссии в уездах под председательством  уездных предводителей дворянствасоставляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавалисьпредседателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые,месячные и на конкретные заседания. Следовательно, решающую роль в подбореприсяжных играли предводители дворянства и председатели судов, то естьпредставители сословия дворян.
Второйинстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел,решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14,каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с темсудебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению впреступлениях государственных, должностных и некоторых иных. Эти дела судебнаяпалата рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одногоиз уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города иодного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в однойколлегии с коронными судьями (чиновниками), что фактически сводило к нулю рольэтих представителей.
Высшейсудебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационныедепартаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствиеСената для рассмотрения  особо важных политических дел. Наконец, дела высшихдолжностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовномсуде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.
Предварительноеследствие было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институту судебныхследователей, действовавших под общим надзором прокуратуры, но не входивших вее состав, а причисленных к окружным судам и пользовавшихся правомнесменяемости.
Реорганизовываласьпрокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственного обвинения  всуде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и местзаключения. Особое внимание уделялось подбору судебных и прокурорских кадров.Для назначения членом суда, судебным следователем или на прокурорскую должностьнадо было иметь высшее юридическое образование, стаж работы вправоохранительных органах не менее 5 лет и отличаться «благопристойнымповедением». Выпускники юридических факультетов университетов обычностажировались при судах не менее 5 лет в качестве кандидатов на судебныедолжности. Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на двекатегории: присяжных поверенных выступавших защитниками в судах всех видов, и частныхповеренных, имевших право выступать лишь в мировых судах по разрешению суда ипо доверенности одной из сторон (этот институт был учрежден в 1874 г. в связи снехваткой присяжных поверенных).
Присяжныеповеренные должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы вкачестве помощника присяжного поверенного не менее 5 лет, после чего обязаныбыли сдать экзамен на право самостоятельного ведения дел.
Судебнаяреформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению сдругими. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделениесуда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный органстраны, одновременно был и административным учреждением. Местные судыфактически контролировались губернаторами
Принципнесменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило.Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебныхследователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случаена них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципаморганизации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян,так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имелипреимущественно дворяне.
Сохраненыбыли и чисто сословные суды — духовные, которые кроме дел духовенства,рассматривали и некоторые дела светских (например, бракоразводные дела),крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.
Совторой половины 60-х годов правительство начинает наступление на новые судебныеуставы, стремясь ликвидировать тип несменяемости судей и ограничить компетенциюсуда присяжных. В 1866 г. из окружных судов в судебные палаты передаются дела опреступлениях в печати, в 1878 г. — дела о неповиновения властям, оскорблениивластей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялисьот решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передаетсяжандармским управлениям. Это наступление приводит к тому, что в 1889 г.институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен изаменен институтом земских участковых начальников.Военная реформа
Крымскаявойна показала коренные пороки феодальной организации вооруженных сил,оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Так, хотя Россия по численности населенияпревосходила Францию и Англию, вместе взятые, у России не оказалось обученныхрезервов, и в ходе войны русскую армию нечем было пополнять. Это объяснялосьтем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податныхсословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, то есть практическипожизнен­но. Поэтому армия, как в мирное, так и в военное время имелафактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва дляразвертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически небыло.
Офицерскийкорпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должностипроизводились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности попротекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава,особенно высшего.
Запутанная,хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствиеотсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденныхпередвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километровиз-за неразвитости сети железных дорог — все это дополняло общую непригляднуюкартину состояния армии. Необходимость военной реформы была ясна дажесамодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г., когда военным министромбыл назначен генерал (в будущем фельдмаршал)  Д. А. Милютин, либеральнонастроенный профессор Военной академии. Новый Устав о воинской повинности былвведен в действие с 1 января 1874г.
Существовоенной реформы заключалось прежде всего, в изменении системы комплектованияармии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщаябессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установленыследующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте — 7 лет и 3 года в запасе.Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерввоеннообученных вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв былсравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы (6и 7 лет). Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодномупризыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию,зачислялся на действительную службу, а остальные — в ополчение II разряда,которое практически на службу не созывалось. 
Слишкомдлительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученногорезерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армияпредназначалась царским правительством не только для обороны страны, норассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опорагосударственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен былвымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.
Какуже говорилось выше, Крымская война показала слабую подготовку офицеров. В ходевойны обнаружилась острая нехватка офицерских кадров, особенно младшихофицеров, из-за потерь в боях и отсутствия подготовленных резервов. Поэтомуважной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров,создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военныхучилищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившиевоенные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Дляподготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт«вольноопределяющихся». Лица с высшим образованием призывались надействительную службу на 6 месяцев, а со средним — на 1,5 года, затем держалиэкзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.
 Реформаоткрыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только надолжности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были восновном родовитыми дворянами.
Реорганизованбыл аппарат военного управления, все отрасли которого стали подчиняться военномуминистру (а по флоту морскому министру). Тогда как ранее во главе ряда отраслейвоенного управления (командующий гвардией, артиллерией, и т. д.) стояли великиекнязья, которые как члены императорской фамилии имели право непосредственногодоклада царю, подчинялись министру и действовали бесконтрольно. Территориястраны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставленыкомандующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная,единообразная система военного управления.
Проведенабыла военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Однакоизбиение солдат офицерами продолжалось, по-прежнему между привилегированнымофицерским составом и бесправной солдатской массой сохранялась пропасть,отделявшая «барина» от «мужика».
Важнойсоставной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным потем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены былиновые военные уставы и перестроено обучение войск. Реформа полиции и тюремной системы
Падениекрепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительствопостепенно реформировать полицейский аппарат. Поскольку до отмены крепостногоправа крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский аппарат былтолько в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколькозаседателей нижнего земского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде идесяток стражников. После крестьянской реформы положение изменилось, крестьянеосвободились от вотчинной власти помещиков, отсюда для правительства возниклапотребность в значительном увеличении численности местной полиции. С цельюусиления полиции были проведены следующие реформации:
1. В 1862 г.уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде созданоединое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначатьсяправительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием.
2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учрежденыдолжности участковых урядников и полицейский резерв в уездах — отряды сельскойстражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, нужно учитывать,что полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представителикрестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятскиеи т. д.), в городах — дворники.
3. Изменились принципы комплектования полиции. Если довоенной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектоваласьсолдатами и унтер-офицерами старших возрастов, годными для службы в полевыхвойсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма поконтракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготыслужащим полиции.
4. Полиция была освобождена от несвойственных ейфункций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли корганам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебнойреформы) передано судебным следователям.
5. В крупных городах вместо прежних управ благочиниясозданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах(Петербурге и Москве) — обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Городаделились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередьна участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.
Вся губернскаяполиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейскойпирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.
Увеличивалсяаппарат и политической полиции. В 1867 г. было принято новое Положение окорпусе жандармов, по которому  вместо жандармских округов, включавших в свойсостав  несколько губерний, были созданы жандармские управления в каждойгубернии, а в шести губерниях Северо-западного края и Царстве Польскомсоздавались также и уездные жандармские управления. В отдаленных регионахстраны сохранились жандарм-округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский).Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармскихуправлений, входивших в эти округа. В крупнейших городах и морских портах былирасквартированы жандармские дивизионы и команды. В связи с массовымстроительством железных дорог, для охраны железных дорог учреждалисьжелезнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпусажандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тысяч человек.
Причинойэтой реформы послужило усиление революционного движения в 60-70 гг. XIXв., главной фигурой которого стал революционер-разночинец, в отличие от 20-хгодов, когда революционное движение было преимущественно движением дворянскихреволюционеров, численность их была сравнительно невелика, подавляющеебольшинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время быланемногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образомна наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Отсюданеобходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских)жандармских органов для наблюдения за широкими слоями либеральной интеллигенциии студенчества
 Начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторовгубернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратомставилась под контроль жандармов.
В1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Ведьдо этого времени такой единой системы не было. Политическая полиция(жандармерия) подчинялась III отделению царской канцелярии, а общая полициянаходилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась наместах губернаторам.
Послевзрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г      ., организованного С. Халтуриным,учреждается чрезвычайная «Верховная распорядительная комиссия по охранегосударственного порядка и общественного спокойствия», начальник которой — графМ. Т. Лорис-Меликов наделялся по существу диктаторскими полномочиями. Ей былиподчинены Третье отделение и Корпус жандармов. В задачи комиссии входило:объединение деятельности всех репрессивных органов в борьбе с революционнымдвижением, рассмотрение ряда политических дел, ускорение судебногоразбирательства и использование мер административного воздействия. К августу1880 г. комиссия, выполнив свои первоначальные задания, упраздняется. Однакоопыт объединения в одном органе руководства всеми видами полиции, накопленныйкомиссией, был положен в основу реорганизации Министерства внутренних дел,проведенной 6 августа 1880 г.
Сутьее сводилась к объединению в ведение МВД полити­ческой и общей полиции.Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. IIIОтделение упразднялось, общее руководство корпусом жандармов было возложено наминистра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов (имстал М. Т. Лорис-Меликов). Командиром корпуса стал заместитель министравнутренних дел — заведующий государственной полицией, он же курировал идепартамент полиции.
14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранениюгосударственного порядка и общественного спокойствия, которым предусматриваласьвозможность объявления состояния чрезвычайной усиленной охраны как в империи вцелом, так и в отдельных ее частях, что вело к значительному расширению правполиции. В соответствии с этим Положением был создан орган внесудебнойрепрессии – Особое совещание при МВД, которое получило право ссылки в административном порядке в отдаленные районы империи сроком до 5 лет.
Корпусжандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы — губернские управления), однако сохранил свою военную организацию. Жандармыпо-прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска всреде разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом дляпроведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственныхпреступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге приградоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учрежденыспециализированные органы политического сыска — отделения по охранегосударственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их сталиназывать охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с революционнымиподпольными организациями при помощи секретной агентуры. Деятельность этихотделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный приМосковском охранном отделении «летучий отряд филеров», преследовалреволюционеров на большей части территории империи.
В1883 г. по докладу министра внутренних дел графа Д. Толстого было утвержденоПоложение об устройстве секретной полиции в империи, в которомпредусматривалась возможное создание сети охранных отделений по всей стране.Правда, фактически такая сеть была создана позже, лишь в начале XX века.Руководил работой охранных отделений и территориальных жандармских управленийдепартамент полиции МВД, в составе которого было создано специальное секретноеделопроизводство, преобразованное в 1898 г. в Особый отдел. По военной линиижандармские управления по-прежнему подчинялись штабу корпуса жандармов. Нажандармские управления были возложены и функции военной контрразведки. Длянаблюдения за политической эмиграцией и борьбы с противниками царскогоправительства за рубежом в составе департамента полиции была образованазаграничная  служба политического сыска, главная ставка которой находилась вПариже при российском посольстве во Франции. Эта служба активно сотрудничала сполициями других европейских государств. Характерно, что жандармские управленияи охранные отделения в губерниях были независимыми не только друг от друга, нои от губернаторов, хотя и обязаны были сотрудничать с ними. Такой порядок хотяи порождал соперничество жандармских управлений и охранных отделений, но иобеспечивал для центра возможность получения более объективной информации оположении в губерниях из разных источников. Кроме того, жандармские управленияи охранные отделения «приглядывали» друг за другом и за губернскойадминистрацией.
Такимобразом, управление политической полицией бы строго централизовано. Общаяполиция по-прежнему всецело была подчинена губернаторам и лишь через нихминистерству внутренних  дел.
Бурноеразвитие капитализма, резкое увеличение численности городского населенияспособствовали росту уголовной преступности. Это вынудило царизм предпринятьопределенные организационные меры. В частности, еще в 1866 г. при петербургскомградоначальстве было создано сыскное отделение как специализированный органуголовного розыска. Но оно влачило жалкое существование. Даже оклады егосотрудников были значительно ниже, чем в других службах полиции. Лишь в 1887 г.были увеличены штаты отделения и повышены оклады. Начиная с 80-х годов XIXвека, сыскные отделения создаются и в других крупных город Москве, Киеве,Варшаве, Риге, Одессе и т. д. Но единой системы органов уголовного розыска таки не было. Она возникла лишь в начале XX века. В связи с развитиемпромышленности и транспорта возникли фабричная, горная, речная полиция.
Одновременнос реформированием полиции была проведена тюремная реформа. До реформы в Россииотсутствовало централизованное управление местами заключения. Строго соблюдасляпринцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословиясуществовали свои особые места лишения свободы,  принадлежащие различнымведомствам. Суть реформы состояла в создании единой общегосударственнойтюремной системы.  Для руководства ею в 1879 г. было образовано Главноетюремное управление первоначально в составе МВД, а с 1895 г. передано в  составминистерства юстиции. Различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты,долговые тюрьмы и т. д. были ликвидированы. Вместо сословных тюремныхучреждений были созданы тюрьмы трех основных типов:
1)              крупные тюрьмы (так называемые«централы»), такие как Александровский централ около Иркутска и др.,подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению; ему же были переданыПетропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее бывшие в ведении IIIОтделения;
2)              тюрьмы общего типа, подчиненныегубернским тюремным инспекциям;
3)              каторжные тюрьмы.
Практиковалосьтакже заселение отбывшими свой срок каторжниками отдаленных местностей(Сахалина, Якутии и т. д.).
Изменилосьположение заключенных, стал активно использоваться их труд, была созданасистема медицинского обслуживания.
Хотяи медленно, но смягчался режим заключения. В 1863 г. отменено клеймение каторжников,телесные наказания женщин-заключенных, ограничивалось применение розг. В армииотменялись шпицрутены, но сохранялись розги. В 1871 г. были отменены шпицрутеныдля ссыльных, в 1885 г. — розги, хотя по некоторым источникам розги в местахлишения свободы применялись  вплоть до Февральской революции 1917 г.
Раздельносодержались политические и уголовные заключенные. Однако пережитки сословногоподхода к заключенным все же сохранились. Устав о содержа­щихся под стражей1890 г. устанавливал раздельное содержание высших и низших сословий, разрешаяиспользовать на работах лишь крестьян и мещан.Экономическаяреформа (1862-1868 гг.)
Существенную роль в приспособлении российскогогосударственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансоваяреформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам. Первый из них — этоупорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы каждоеведомство имело и бюджет, и свою кассу. Такой порядок не обеспечивалаккумуляцию средств в руках центральной власти, серьезно затруднял учетрасходов и доходов. Контроль за расходованием средств практически отсутствовал,что способствовало казнокрадству и хозяйственности.
Первый элемент реформы — ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введениеединого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассыукрепляло твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперькалькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственнымсоветом.
Важное значение имело установление гласности бюджета.С 1862 г. роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться впечати. Все денежные средства государства теперь концентрировались на счетахгосударственного казначейства в Государственном банке, учрежденном в 1860 г. В1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверятьцелесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г.отчеты государственного контроля об исполнении бюджета стали публиковаться длявсеобщего сведения.
Второйэлемент реформы — отмена государственной кредитной монополии, чтопривело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимоГосбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банковотвечало потребностям капиталистического развития.
Третийэлемент реформы — изменение налоговой системы. Один из главныхисточников доходов был «питейный сбор». Он давал до 40% доходнойчасти бюджета. Государство обычно продавало с аукциона право продажи водки откупщикам,которые вносили всю сумму в бюджет, а потом торговали водкой по монопольнойцене в свою пользу и наживали огромные деньги. Винные откупа вызывалинаибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введенасвободная торговля  водкой с уплатой акцизного сбора в казну. В дальнейшем (вконце XIX века) введена была вновь государственная монополия наводку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов). Упразднен такжеархаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизскихдуш-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), такжебыла упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев иподоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая систематакже стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, акосвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы.Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей(дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.
Основныестатьи расходов по государственному бюджету составляли затраты на содержаниевооруженных сил (свыше 35% бюджета), государственного аппарата, в том числеполиции, царского двора, уплату процентов по государственным долгам.Характерно, что расходы по Министерству просвещения в 1866 г. составляли всеголишь 1,6% госбюджета,Реформасистемы просвещения и цензуры
В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное местозанимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры. Развитиекапитализма требовало отмены сословных ограничений для разночиннойинтеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих.Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квалифицированной рабочейсиле, что требовало решительного расширения начального образования. Все это иобусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новыйуниверситетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры сталиизбираться Советами университетов, а деканы — Советами факультетов. Советыизбирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. Однакоминистру народного просвещения принадлежало право утверждения в должностиизбранных Советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностьюуниверситетов и имел право отменять решения их Советов. В 1869 г. были открытывысшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевскиекурсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женскиекурсы.
В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий ипрогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школевсесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864г. утверждено «Положение о начальных народных учили­щах». Народныеучилища открывались как Министерством про­щения, так и земствами и частнымилицами. Однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждойгубернии утверждались должности директора и инспекторов народных училищ.Программы обучения утверждались министерством и контролировались уездными игубернскими училищными советами. Либерализация идеологического контроля всистеме образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Новыесменные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 г., от­няли предварительнуюцензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой литературы(книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура сохранялась.Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних делосвобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либопреступного с точки зрения правительства авторы и издатели могли бытьпривлечены к судебной ответственности, а при обнаружении “вредного направления”подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу).
Половинчатыйхарактер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 г. была переданаиз Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составекоторого было создано Главное управление по делам печати.Усиление политической реакции.
Период 80-х — начала 90-х гг. характеризуетсянаступлением царизма на прогрессивные ростки, которые появились в результатереформ предшествующих десяти­летий. Этот период отмечен серией реакционныхпреобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного за­конодательства,которые в советской историографии принято назы­вать контрреформами. Понятиеконтрреформ имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы,направленные на воз­врат к дореформенным политическим порядкам. Подконтрреформа­ми подразумевается весь политический курс правительства Алек­сандраIII, которое повседневными административными действиями демонстрировалопренебрежение к вопросам самоуправления, соб­людению существовавшего законодательства,общественному мне­нию. В эти годы царизм действует не только наперекор потреб­ностямвремени, но и во многом вопреки даже интересам дворян­ства, которые изменилисьв условиях пореформенного развития. В 80-х гг. особенно заметно выступают самодовлеющиечерты са­модержавия, проявляется влияние бюрократических кругов. Если впредыдущий период наблюдалась внешняя готовность к реформам, даже когда их и несобирались осуществлять, то в период контр­реформ правительство упрямоповторяло о своей твердости, отказе от уступок даже тогда, когда оно ихфактически совершало.
Еще в 70-х гг. в правительственных кругах иреакционной печа­ти получает распространение взгляд, что все беды, и, преждевсего революционное движение, происходит от реформ. В условиях пореформенногоразвития стали забываться впечатления от револю­ционного натиска середины века,сбитого отменой крепостного права и последующими реформами. На первый планвыдвинулось общественное движение, питательной средой которого было недо­вольствореформами, точнее — недовольство их ограниченностью. Реакционныеправительственные деятели делали из этого вывод, что лучший способ погаситьполитический канал — это ликвидировать общественный элемент в управлениистраной и развернуть широкую карательную деятельность против революционеров. Вобстановке спада революционной ситуации на рубеже 70—80-х гг. этот курс былобречен на провал далеко не сразу.Контрреформы
Первым мероприятиемпо осуществлению нового курса стало принятие «Положения о мерах к ограждениюгосударственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.)., возвратившееи закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.
  В дополнение к немув 1892 г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочиявоенных властей в прифронтовой полосе в условиях войны. Этот законпредусматривал возможности объявления военного положения и в мирное время вслучае массовых  беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военномположении, передавалась военному командованию, и на гражданских лицраспространялась юрисдикция военно-полевых судов. Чаще стали практиковатьсяизъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальныхи чрезвычайных судов.  
Следующим шагомявилось учреждение в 1889 г. института земских участковых начальников,разрушивший раздельность судебной и административной властей.  Каждый уездделился на участки, в которые назначались участковые земские начальники изместных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения ивысшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих рукахжесткий контроль за крестьянскими общинами, административную и судебную власть.Мировые судьи  были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники.Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.
Параллельно сземскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды, члены которыхрассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земскимначальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи,назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией дляэтих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда,одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялпредводитель уездного дворянства.
Кассационнойинстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия подруководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников.Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации  перестала бытьисключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду скассационными департаментами Сената организовано специальное административное(Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационногопроизводства.
Апелляционнойинстанцией  для волостного суда стали уездные съезды, кассационной – губернскиеприсутствия, т.е. органы по своему существу административные.
В 1887 г. судупредоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело«деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».
Пересмотрены былиПоложения о земских и городских органах самоуправления. По закону 1890 г.изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездныеземские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избиралине все землевладельцы, а только дворяне, то есть был применен сословныйпринцип, для них снижался имущественный ценз Одновременно с этим ценззначительно увеличился во второй (городской) курии. Соответственно изменялосьчисло выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второйсокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контрольадминистрации – земских начальников, губернатора. Крестьяне избирали лишьвыборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.
Резкобыл усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в губерниях былисозданы специальные учреждения — губернские по земским делам присутствия — изчисла чиновников и всех уездных предводителей дворянства под председательствомгубернатора.
Позакону 1892 г. был изменен порядок выборов и в городские думы. К выборам сталидопускаться лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью нениже 3 тысяч рублей, в губернских городах — 1,5 тысячи рублей, в других городах- 1 тысячи рублей. В выборах теперь участвовали лишь дворяне, крупные буржуа инекоторая часть средней буржуазии. Число избирателей резко сократилось. Так,если в Москве было 20 тысяч избирателей, то после 1892 г. их осталось лишь 7тысяч. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.
Неменее решительно контрреформы проводились в системе образования. По уставу 1884г. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов,профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университетыбыли поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителейучебных округов. В 1887 г. были изменены правила приема: за добропорядочный, сточки зрения правительства, «образ мысли» абитуриентов,  должна былапоручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата заобучение. В том же 1887 г. последовал известный министерский циркуляр о«кухаркиных детях». Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров,лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти меры были направленына возрождение сословности в образовании.
Решительныйудар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсыбыл прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контрольцеркви за содержанием образования (в том числе и высшего)..
В1882 г. были введены новые «Временные правила о печати», фактическивосстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати. Усиливалисьадминистративные меры против «строптивых» изданий: их душили штрафами иконфискациями тиражей. Для поощрения и «подкормки»проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был образованспециальный фонд, прозванный «рептильным».
Школой,церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг:«Православие, самодержавие, народность», выдвинутый еще вцарствование Николая I тогдашним министром просвещения графом Уваровым.  Карательная политикацаризма
          Основным методом в борьбе с революционным движением былнеусыпный полицейский надзор, который возбуж­дал волну доносов, провокаций,арестов. Был увеличен штат От­дельного корпуса жандармов, созданы новыежандармские учреж­дения — отделения по охранению порядка и общественной безопас­ности(сокращенно—охранные отделения). Они не подчинялись местным жандармским органами могли действовать совершенно самостоятельно. В их обязанности входилопредупреждение стачек, борьба против уличных демонстраций, собраний, наблюдениеза подозрительными лицами, учебными заведениями, обществами, клу­бами и т. д. Охранныеотделения имели значительные штаты «охран­ной наружной службы» — секретныхагентов и особо секретных сот­рудников — провокаторов. На создание этогоаппарата тратились большие средства. Например, за арест известного народника М.Ф. Грачевского только одному жандарму было выплачено 15 тыс. руб., ажандармскому офицеру, арестовавшему народо­вольца С. А. Иванова, был пожалованорден и 3 тыс. руб. Охран­ные отделения имели сеть провокаторов внутри рабочегои револю­ционного движения. Широко известны наиболее крупные провока­ции —«дегаевщина» и «зубатовщина». Развитие политического сыс­ка привело к созданиюв конце 1882 г. секретной полиции. Важным орудием царизма была специальносозданная заграничная агенту­ра, которая следила за революционерами-эмигрантами,возбужда­ла против них общественное мнение европейских стран.
В обстановке реакции серьезной помехой в карательнойдеятель­ности были судебные уставы 1864 г. С вводом положения от 14 ав­густа1881 г. в судопроизводстве по политическим делам была огра­ничена гласность.Однако правительство пошло еще дальше и с целью нейтрализации оппозиционногозвучания политических дел указом от 12 февраля 1887 г. предоставило министруюстиции полное право закрывать двери заседаний любого суда. С прекращениемпубликации отчетов о политических процессах было покончено с пе­чатнойгласностью. Из юрисдикции суда присяжных были изъяты все дела о насильственныхдействиях против должностных лиц. Фактически разрушив принцип несменяемостисудей, царизм создал для себя более благоприятные возможности для оказания адми­нистративногодавления на суды. Все эти меры не были чем-то но­вым в деятельностиправительства, ибо они лишь узаконили прак­тику, которая вопреки законуприменялась на политических процес­сах и раньше.
Жертвами реакции стали печать и школа. 27 августа 1882г. были утверждены новые «Временные правила» о печати, которые усиливалирепрессивные меры против печати. Администрация полу­чила законные санкциизакрывать любой периодический орган, ли­шать издателей и редакторов правпродолжать свою деятельность, если она будет признана «вредной». На редакциивозлагались обязанности своеобразных осведомителей — по требованию поли­цейскихорганов они должны были сообщать имена авторов статей, помещенных подпсевдонимами. Опираясь на новое законодатель­ство, в 1884 г. власти обвинилиредакцию демократического жур­нала «Отечественные записки» в поддержке связей среволюционе­рами и запретили его издание. Были закрыты многие другие про­грессивныеиздания.
Идеологи реакции К. П. Победоносцев и М. Н. Катководним из средств борьбы с революцией считали «натуральную земляную силуинерции», под которой подразумевалось развитие невежест­ва и предрассудков.Типичной для идеологов реакции была враж­дебность к интеллигенции истуденчеству. Неоднократно подчерки­валось, что революционное движение держитсятолько поддержкой «учащегося пролетариата», поэтому своей важнейшей задачей пра­вительствосчитало насаждение в университетах «верноподданничес­ких настроений». 23августа 1884 г. был введен новый универ­ситетский устав, в котором былипроведены реакционные принци­пы управления учебными заведениями. Былафактически уничтожена автономия университетов. Ученые советы и факультеты былисильно скованы в своих действиях. Замещение вакантных должностейпреподавателей, избранных советами, происходило после утверждения министромпросвещения. Был уничтожен университетский суд. Силь­но возросла роль попечителяокруга, который получал право созы­вать совет и присутствовать на егозаседаниях, назначать деканов, наблюдать за преподаванием, т. е. фактическируководить всей жизнью университета. По указу 1887 г. Получение стипендии ипособий, назначен­ных правительством, зависело от весьма субъективных отзывов остудентах инспекторов. Наряду с этим в 1886 г. были ограничены льготы попризыву в армию для лиц, имеющих образование, и уве­личен минимальный сроквоенной службы до одного года. Прави­тельство не смогло в целом вернутьуниверситеты к дореформенной эпохе. Урон был нанесен в другом: университетамбыли ограни­чены ассигнования. Темпы развития университетского образования инаучных исследований снизились, что имело отрицательные послед­ствия длянаучного прогресса в масштабах всей страны.
Насаждая реакционные порядки, царизм прикрывал свои дейст­вия лозунгаминародности. Велась фальшивая игра в «народного царя». Своим внешним видом самАлександр III подлаживался под облик простолюдина. За всем этим скрываласьподлинная сущ­ность самодержавия, стремившегося пресечь в народе любые воль­нолюбивыемысли. Публичному забвению предавались даже рефор­мы предшествующегоцарствования. По указанию Александра III было запрещено празднование 25-летияотмены крепостного права, а в печати не допускалось даже упоминание об этомсобытии. При­крываясь словами о защите русского народа, царизм придерживалсяоткровенно националистического курса, культивировал шо­винистические настроенияв мелкобуржуазной среде. Ряд нацио­нальных меньшинств подвергалисьнасильственной христианизации. В условиях глубоких социальных и политическихпротиворечий насаждение национальной розни и преследование демократическойкультуры приобретали характер карательных действий против ре­волюционногодвижения.Заключение
Итак, вторая половинаXIX века – время реформ и государственных преобразований,последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россиюбуржуазную.
Изменилась всяобщественная структура, в том числе и государство, и право, исоциально-экономический строй. Конечно, рождение новогосоциально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, иреформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шагнаиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполнеуместна его оценка многими исследователями как «революции сверху»’,однако, по ряду причин незавершенной.
Историческое значениеопыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокогоэкономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическомуразвитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.Короче, без «революции снизу», с ее неизбежными  громадными кровавыми жертвами и разрушениями
Реформы не былидоведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционнойреформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно незавершена  была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционнойреформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительствалиберальные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который всочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привелРоссийское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907годов и 1917 года.
Список использованной литературы:
1)   “История гос-ва и права России”П.Ю. Титов
2)   “Хрестоматия по истории гос-ва иправа России” П.Ю. Титов
3)   “История России” А.С. Орлов
4)   “История гос-ва и права России IX –начала XX веков” В.А Рогов
5)   “Курс истории России IXвека” А.А. Корнилов
6)   “Лекционный материал” Л.С. Яковлев
7)   Периодическое издание “Отечественноегос-во и право”