Реформы Ивана IV Грозного

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТРЕФЕРАТПодисциплине: История отечестваТема:РЕФОРМЫ  ИВАНА IV ГрозногоВыполнила студентка 1 курсаГруппа УФ-03-1Моисеева Т.В.Преподаватель к.и.н., доц. Филиппова О.Д.
г. Электросталь 2004г.Содержание
    Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Первые реформы Избранной рады ………………..……………………..5
2. Реформы в период 1549 — 1556 гг ………………………………………….9
а) Военная реформа ………………………………………….………………………..9
б) Судебник 1550 г ……………………………………………………………………..9
г) Дворцовая тетрадь ………………………………………..………………………..11
д) Стоглав ………………………………………………………..…………………………12
е) Земельные реформы………………………………………………………………13
ж) Земская реформа………………………………………..…………………………14
3. Реформы в период 1556 — 1560 гг …………………..……………………..16
   Заключение………………………………………………………………………………20
4. Список литературы ………………………………………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
Одним из  важных вопросовистории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный ужесовременникам казался  личностью  загадочной  и страшной:  “Превысочайшегово-истинну и преславнейша всех бывших,  славиму же от  конец небес до конецих”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “… возненавиде грады землясвоея… и всю землю державы своея,  яко секирою,  наполы некако рассече”. Такой же загадкой вошел Иван IV и в  историческую  науку.  Для  большинстваисториков это была психологическая проблема;  интересовали сама личность ИванаГрозного и условия,  в  которых она  создавалась.  Перед  некоторыми историкамидаже вставал вопрос,  был ли Грозный нормален умственно.  Но уже в трудахСоловьева  и  Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: онирасценивали деятельность Ивана IV как момент  решительной схватки“государственного начала”,  воплощенного этим грозным государем, с удельнойстариной.
Н. П.  Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозногопереходный момент от феодализма к сословной монархии,  а его выводы  легли воснову взглядов Н.  А.  Рожкова и М.  Н.  Покровского об эпохе Ивана IV.  Если русская  историография  и “школа  Покровского”  не  сумели  научно разъяснитьзначение Ивана Грозного  в  русской  истории,  то  западноевропейские историкибыли в этом отношении совершенно бессильны;  в лучшем случае они повторяливыводы Соловьева,  Ключевского  или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе  Ивана  IV,  относятся  записки  опричника ГенрихаШтадена,  вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе  и Крузе;  к иностранным  источникам  относится  также  сказание АльбертаШлихтинга.  Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником  Василием Грязным  и собрание актов времен опричнины.  Все эти публикации позволилизаново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.
Вопрос о необходимостикоренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю.  Виппером в его книге,  вышедшей в 1922 г.  Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного,    Р.Ю. Виппер показал его каквыдающегося государственного деятеля,  дипломата и стратега,  вполне выдерживающего  сравнение  с  такими крупными историческими деятелями, как ПетрВеликий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV вокружение государственных деятелей современной ему Западной Европы,  и намеждународном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественнуюфигуру.
ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
  
Сын Василия III – Иван IV нормально стал правителем государства в три года, послесмерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г., после венчанияна царство и принятия титула «царь» (позже появится прозвище «Грозный»). Егозадачей становится укрепление самодержавной власти. В начале правления царьпытается реформировать Россию, представив свое правление как выражениеобщественных  интересов. Он создает так называемую «Избранную раду», в которуювходили его сторонники, в частности митрополит Макарий, духовник Сильвестр идворянин Алексей Адашев.
Перед новымправительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата.Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенногосовещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, атакже боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральскоесовещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором.Его созыв ознаменовал превращение Русского государства всословно-представительную монархию, создание центральногосословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующегокласса, в числе которого значительную роль играли дворяне.
         Решение Собора 1549г.показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку какбоярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, таккак она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массыслуживого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.)означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.
         В связи с тем, что в феврале1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр,казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашеви, возможно, Сильвестр.[1]Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Нов действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: уБлаговещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашевв 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны.[2]Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесьже по ним принимались решения — Челобитная изба была своего рода высшимапелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другимправительственным учреждением.
Одновременно с “Соборомпримирения” происходили заседания и церковного собора, который установилцерковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”.В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видныхдеятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.
После февральских соборовправительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Ростнародных движений в городе и деревне заставил возобновить проведение губнойреформы, после торжества Шуйских в 1542г… 27 сентября 1549г. был выдан губнойнаказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о ростевлияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губныхстарост из числа детей бояр.
Формирование различныхизб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Этосвидетельствовало о  значительном успехе централизации управления.[3]Однако часть изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.
1549г. был годомактивного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался правабеспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри сохранялипривилегии.
К концу 1549г. всенастойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство напроведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценойнекоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры поунификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивоголюда.
Разносторонностью ивдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильнойсамодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов,создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, — вот некоторые изпредложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовойчасти дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.[4]
Изначально в царскихвопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановитьпорядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”,встречающаяся в законодательстве, означала, что реформам старались придать видмероприятий, направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которымибыли ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.
После постановки оботмене местничества в проекте изгалялся ряд соображений о необходимости навестипорядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимобыло провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целювыяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилымилюдьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд,чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушалисконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществленияне получил.
К числу финансовых реформотносится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенныеперегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшиенезавершенности процесса изживания экономической раздробленности,препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.          
Если подвести итогирассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущиенамерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счетбоярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.
РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 — 1556 гг.
            Военная реформа
После неудачного походана Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы.Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого)воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплиныв дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” своеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целомиюльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейсяпрактики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение длябоеспособности дворянской  армии.[5]
Наряду с попыткамиукрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладываетсяоснова формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г.и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярскихдетей. Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войскопищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войскавводился новый подворный налог — “пищальные деньги”, который до этого собиралсяне повсеместно.  Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имелизначительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей емуместо.
         Судебник 1550 г.
Бесспорно, самым крупнымначинанием правительства Ивана Грозного было составление в июне 1550 г. новогозаконодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текстпредшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальноезаконодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов- землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статейречь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше ибольше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно,что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальнойзнати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельнойсобственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовалотчуждению вотчино-боярской земельной собственности.
Второй закон, относящийсяк проблеме землевладения провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносила ударпо основным группам привилегированных землевладельцев — тарханников, и быланаправлена против податных привилегий духовных феодалов.
Вторую группу статейСудебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке ростаклассовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшеезакрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилосьотношение к холопам”[6].
Особое внимание Судебникуделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательномпамятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходитьперестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразованияначинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил этуособенность: его преобразования касаются главным образом наместническогоуправления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в неекоррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.Дворцовая тетрадь
Неудача попытокудовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правовогостатуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средствдля обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще дваисточника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовныхфеодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян — военачальников, которыесмогли сменить представителей боярской аристократии, правительствозаинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчнымидеревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составленпроект испомещения под  Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этогопроекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобыиспользовать их для выполнения важнейших поручений.[7]Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительстване было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскореосуществилась. В 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали всеслужилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры дляформирования командного состава  армии,  для замещения высших правительственныхдолжностей и т.д. Дворцовая тетрадь была  действующим документом, к которомуприписывались на протяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составегосударева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетрадиоформляло выделение привилегированных частей, служащих по дворовому списку.Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителейгосподствующего класса, который назначался  на высшие военные иадминистративные должности.[8]Поэтому составление Дворцовой тетради  отвечало интересам верхов русскогодворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. овыделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели массовыхземельных пожалований. Стоглав
Также правительствопринимало меры  к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частнуюсобственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с МитрополитомМакарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большуюпрограммную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом.Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своихпривилегий пришлось поступиться.
Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалосьосновывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор”компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами  слободы ипредоставлял им даже некоторые возможности  для пополнения их населения состороны.[9]Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобныедействия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопросо созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством“избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства идворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой МитрополитомМакарием. Был отредактирован сборник соборных решений — Стоглав. Стоглавнаписан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанныеот имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленнуюправительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишьсоставлены по распоряжению царя, а не им самим.[10] Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.
В первых царских вопросахизложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике подверглисьцерковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимостиизбрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполнялисвои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудностимонашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопросо судьбах монастырского землевладения.
Перед собором былпоставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных,попавших к “басурманам”.
 Земельные реформы    
Однако задачи, выдвинутыев Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство ИванаГрозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупкадуховными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозномузапрещалась под угрозой конфискации объекта продажи.[11]О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годахпрекратилась  покупка земель крупными монастырями.
Итак, в результатемероприятий, проведенных  в 1550 — 51 гг., наиболее значительный удар былнанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегияммонастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценойдальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскуюказну, монастырские власти старались компенсировать  потери ценой увеличенияпоборов с населения своих вотчин.[12]
После Стоглава былапоставлена  задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямыхналогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной  переписи. В ходепереписи земель в основных районах Русского государства вводилась единаяокладная поземельная единица — “большая соха”. Социальная степеньземлевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виденуже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне,т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилосьплатить больше всего налогов.”[13]Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляладуховных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVIвека. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель впоместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговыхпривилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики.Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, всечаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицамииз центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сборакосвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране,ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.Земская реформа
Последняя из реформ, ккоторой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрестиособенно важное значение, — введение земских учреждений и переход к отменекормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленнойсистеме, нанесенным в ходе реформ”.[14]Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путемзамены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошногокрестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы былизаинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства.Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместническогоаппарата успешно осуществить подавление народных масс — вот те основныепричины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной.Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданиюсословно-представительных учреждений на местах, отвечавших  интересамдворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократияпоступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен попреимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.
Неспокойная обстановка вправительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолгозадержать проведение намеченных реформ.
 
 РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 — 1560 ГГ.
18 января 1555 г.издается серия законов о губной реформе. Ряд приговоров усиливал мерынаказания, предписывали ужесточить контроль над губными старостами и ихдеятельностью. Одной аз важнейших задач стала защита феодальной собственностиот хищения.
В те же 1555-56 гг.наряду с губной происходило осуществление и земской реформы, приведшее кликвидации системы кормлений. Расширялся круг выборных лиц земскойадминистрации. Наряду с земским старостой и дьяком предписывалось избиратьцеловальников. Стремясь добиться заинтересованности в исправном отправлениисудебных  обязанностей и сбора оброка, правительство распорядилось освободитьпашню земских старост от податей и повинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертной казнью. Земская реформа, задуманнаякак общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошныхтерриториях русского Севера. На основных территориях Русского государстваземская реформа оставалась неосуществленной.
В результате ликвидациисистемы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений,русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепленияцентрализованного аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания  специальныхорганов местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которыхисполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-служилойдеятельности.”[15]В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленных”функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии;дворянство укрепило свои позиции — за исправное несение военной службы онополучало регулярное вознаграждение.
Военные реформы 50-хгодов XVI в. были только первым приступом к преобразованиям в армии. Когда в составеправительства Адашева усилилась дворянская группировка, оказалось возможнымуглубить и расширить уже намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась  в тесной связи с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человекполучал компенсацию не кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебныхили административно-финансовых поручений, а жалованием из казны за военнуюслужбу. Однако реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имелаодним из следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составедворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению еебоеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000человек. Реформа потребовала  создания специального штата правительственныхчиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми делами.
Поскольку местничествоприговором 1550 г. не отменялось, правительство решило провести еще рядмероприятий, имевших целью  усилить контроль над местническими счетамифеодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было принято составление  Государевародословца, куда должны были быть включены все родословные росписи важнейшихкняжеско-дворянских фамилий. В составлении родословца принимал участие АлексейАдашев, что подчеркивает значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядноотразил компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В еговступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, котороедолжно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного. Наряду сэтим  пространные родословные росписи княжеских и боярских семейств, помещенныев Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги представителей феодальнойаристократии в строительстве Русского государства. Значение Государева родословцаприуменьшать нельзя. Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявленийспорящих лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основанииофициального справочника.[16]
Если Государев родословецбыл справочником по вопросам “родовитости феодальной знати”, то рольсправочника по вопросам службы играли разрядные книги, обобщающая редакциякоторых — Государев разряд, составленный  одновременно с родословцем. Он долженбыл регулировать местнические отношения феодальной знати. Помогая навестипорядок в местнических счетах знати, он фактически легализовал местничество  иотразил тем самым противоречивый, компромиссный характер деятельностиправительства.
В ходе дальнейших реформоформились 2 избы: Поместная, ведавшая вопросами земельного обеспечениядворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся организацией военной службы.
Исходя из реформцентрального аппарата власти стали ясно вырисовываться очертания приказногоуправления. В документах “изба” становится уже нарицательным названиемцентрального правительственного учреждения. С течением времени ведомствацентрального управления стали именоваться “приказами”. Термин “приказ”постепенно вытеснил название “изба” из обихода.
Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому вопросу не удовлетворилидворянство. Таким образом создаются новые законопроекты, разрешавшие основные 3вопроса, волновавшие широкие круги феодалов: регламентация заемных операций,судьбы служилого и полного холопства и мобилизация земельной собственности.
Если подвести итогвторому периоду реформ Ивана Грозного, то придется отметить, что в 1550-60 гг.правительство в большей мере проводит линию по осуществлению требований широкихкругов феодалов, чем в предыдущий период. Неудача попыток решить земельныйвопрос за счет ликвидации монастырского землевладения поставила на очередьвопрос о наступлении на земельные богатства феодальной аристократии. Былисозданы дворянские и посадско-черносошные органы местного управления. Старыйтерриториально-дворцовый центральный аппарат власти с Боярской думой во главевынужден был уступить свои позиции  дьяческой приказной администрации.[17]Уложением о службе и другим военным реформам строго регламентировались служилыеобязанности всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась вопасном положении, окруженная дворянством.
              Заключение.
В государственной деятельностиИвана IV выделяются  два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформпадает именно на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точкизрения,  что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлиялонегативное отношение привилегированных слоев  русского  общества  к его реформамплюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Иван IV былдоведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека,  который чащедумает о  себе, чем о  “государственной пользе”.  Иван же ставил перед собойзадачи улучшения Русского государства  не  только  в  высших слоях, но и наобщенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путьреформ  только  на  уровне высших сословий. Некоторые разночтения междуосновной частью и выводами связаны с тем,  что в работе преобладает формальныйподход  к  исследованию  материала,  но мы знаем,  что в истории существуютвещи, стоящие выше фактов и часто носящие личный характер.  Именно  эти стороныисторического процесса дают возможность сделать вывод,  что  положительные реформы 50-х годов продолжались бы,  если бы не натолкнулись на сопротивлениерусской аристократии и  не  трансформировались  в опричнину.
 Но, с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в историиРусского  государства. Более отчетливо  заметны попытки правительстваудовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет  ущемления правфеодальной аристократии, хотя еще на старой основе. К этому времени относятсязавершение губной и земской реформы, сопряженных с ликвидацией системыкормлений. Оформляются важнейшие избы (приказы, центральные правительственныеучреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). По уложению 1555-1556 г.строго регламентируются обязанности как помещиков, так и вотчинников в отношениивоенной службы. ЛИТЕРАТУРА
         
1. Альшиц Д.Н.  Начало самодержавия вРоссии:Государство                                                                                             
Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. — 241, [3] с.
2. Валишевский К.,  Иван Грозный:Репринт. воспроизведение
 изд. 1912 г.: [ Пер. с фр.]. — М.,1989. — 418  [4] с.
3. Зимин А.А.  Реформы Ивана Грозного: Очерки соц. — экон. и
полит. истории середины XVI в.- М.:Наука, 1960. — 511 с.
4. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана
Грозного. — М.: Наука, 1982. — 184 с.
 
5. Тугусова Г.В., Скороспелова В.А.История отечества от его истоков до современности: Уч. пособие. Ростов н/Д:«Феникс», 2001. — 480с.