Реформы Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме

введение
Тема данной работы выбрана мною не случайно. Онапредставляет собой обширное поле деятельности, попыткой провести анализ этихреформ, понять их глубинный смысл, коснувшиеся далеко не одну сферугосударственно-правой жизни Рима и Афин. Данная работа знакомит нас не только ссамими реформами Сервия Туллия и Солона, но и с предпосылками которыепредшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима иАфин, до реформ и показывает его изменения в процессе реформы, тем самымраскрывая сам механизм реформы. Так же попытаюсь раскрыть биографию деятелейкоторые подготовили эти реформы, ведь не редко личные черты правителя влияли насоздание, подготовку и реализацию законопроектов, а так же характер этихзаконов, суровые правители часто издают суровые законы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформСолона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме, их ключевые идеи иположения, содержание и значение. Данные реформы очень сильно повлияли наразвитие государства и права в Древней Греции и Древним Риме. Вполне возможно,что без реформ Солона в Древней Греции, был бы захват демосом власти, которыйскорей бы всего бы перешел в “парад тиранов” и не наступил бы классическийпериод Афин, которым она так прославилась. Существует вероятность того, что безреформ Сервия Туллия в Древнем Риме не сложилась бы мощная военная организация,и они впоследствии были бы завоеваны соседними народами. Тогда бы не сложиласьВеликая Римская империя, которая оставила такой большой след в мировой истории.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрениегосударства и права Древнего Рима и Афин в дореформенном состоянии,рассмотрение сущности самых реформ и их влияние на государство, право иобщество в целом. Так же в своей работе попытаюсь раскрыть биографиюорганизаторов великих реформ, столь сильно изменивших государственно-правойстрой Древнего Рима и Афин. Хотелось бы наиболее полно раскрыть проблематикурежимов существовавших до реформ Солона и Сервия Туллия. Реформы никогда невозникают на пустом месте, а для таких коренных реформ произошедших в ДревнемРиме и Афинах нужны очень весомые основания и доводы.
Данные реформы создали лицо государств Древних Афин и Рима,они являлись тем мостом, которые привели Рим к созданию огромной империи,захватившие земли от острова Британии до Палестины, а Афины к созданию первойдемократии, без которой, возможно, не было бы существующих ныне демократическихгосударств в частности США и Францию.
Реформы Сервия Туллия и Солона имеют огромное значение дажесейчас, они учат нас не бояться коренных изменений в обществе, преодолеватьконсерватизм и мнения правящей элиты. Это актуально для нас – россиян, живущихв эпоху перемен, когда наше государство перешло от построения коммунизма ксозданию правого государства. Лишь Великие реформы способны привести государствок настоящему благополучию и спокойствию.
Изучив тему курсовой работы, я сделал вывод, что реформы,проведенные Сервием Туллием и Солоном изначально, имели локальный и схожийхарактер. Они были организованны лишь на небольшой территории Рима и Афин иблиз лежащих территорий. Обе были направлены на сближение в правовом положениивысших и низших слоев общества. Но по мере культурных завоеваний Афин (модельСолона позже приняло множество полисов Аттики) и милитаристической политикеДревнего Рима “захватившего полмира” данные реформы стали принимать общемировоезначение. Я верю в то, что без этих реформ мир надолго бы затормозился вразвитии общечеловеческих и демократических ценностях.
В ходе написания курсовой работы мне в особой степенипомогли следующие учебники: Кучма В.В. Государство и право Древнего мира иСредних веков, Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В книгеГосударство и право Древнего мира и Средних веков наиболее полно сформулированыосновные положения реформы Солона и Сервия Туллия, их реализация, а так жепроблемы, которые законодатель пытался решить. Во Всеобщей истории государстваи права автор очень подробно описал государство и право Древнего Рима и ДревнейГреции: основные законы, систему государственных органов, должностные лица,слои населения.

1. древние афины
 
1.1 Государство и право Древних Афин до реформ Солона
Древние Афины явились одним из наиболее развитых государствдревнего мира, они сыграли важную роль в развитии не только европейской, но ивсей мировой цивилизации, культуры и науки. Именно здесь возникла, в частности,наука государствоведения, был дан первый анализ политической власти,классифицированы формы правления и виды политических режимов.
Для Афин была характерна такая форма образования государства,когда оно возникало преимущественно под влиянием внутренних процессов развития,в результате разложении родового строя, хотя влияние внешнего фактора также неможет быть полностью отброшено. Уникальность и неповторимость Афинскогогосударства проявились в том, что оно достигло высшей и весьма редкой для страндревнего мира формы — демократической республики.
Процесс складывания государства, растянувшийся в Афинах начетыре столетия, шел объективно, независимо от воли и сознания людей.Государство было порождено процессами появления и развития частнойсобственности, ростом имущественного неравенства классовым расслоениемобщества, обострением социальных противоречий. Деятельность великих афинскихреформаторов была определена потребностями социально-экономического развития исостояла в приспособлении политико-организационных и правовых форм общественнойжизни к этим объективным потребностям.
Первым шагом к образованию Афинского государства былиреформы, приписываемые легендарному герою Тезею. Был создан центральный органуправления (совет), которому были переданы общие дела, находившиеся до этого введении советов старейшин отдельных племен. Местопребыванием единого советастал город Афины, возникший в результате слияния нескольких общинных поселенийи превратившийся в достаточно крупный центр ремесленного (в частности,гончарного) производства. Расположенный в 5 км от моря, защищенный от нападенийпиратов, этот город смог более надежно, чем другие полисные центры, обеспечитьбезопасность своего населения. В новую столицу охотно переселялись богатые изнатные аристократические роды из других полисов. Местный культ богини Афины современем приобрел характер и масштабы общеаттического культа.[1,c.89-90]
Стало появляться такое явление как Синойкизм. Синойкизм (греч.synoikismós, от synoikizö — вместе заселяю), в древних государствах(Греции, Риме и др.) процесс слияния нескольких прежде самостоятельныхпоселений или городов в единый полис. В результате Синойкизм постепенноликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центральногоуправления, усиливалось экономическое единство, укреплялась военная мощь преждеобособленных племён и общин. Наиболее известен Синойкизм 12 общин Аттики,объединившихся под властью Афин (13-7 вв. до н. э.).[6]
Синойкизм, осуществляемый как мирными, добровольнымиспособами, так и насильственными, принудительными средствами, явилсярезультатом важнейших экономических и социальных процессов: ростом крупногоземлевладения на фоне разорения рядовых общинников, бурным развитием ремесла иторговли, колонизацией земель на побережьях Средиземного и Черного морей,изживанием старых форм управления, основанных на родоплеменной принадлежности.Деление на племена, фратрии и роды, прежде строго соблюдавшееся, утрачивалосвое первостепенное значение; население перемешивалось в рамках достигнутогообъединения. На первый план стали выдвигаться новые критерии деления людей — посоциальному и имущественному положению, по роду занятий. Тезею приписываетсяделение свободного населения, независимо от их рода и племени, на эвпатридов(«благородных»), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Если двепоследние категории вместе с торговцами и беднотой составили производительнуючасть населения, которая постепенно отстранялась от активного участия вобщественных делах, то эвпатридам, т.е. аристократической родоплеменнойверхушке, принадлежала прерогатива толкования обычного, еще не зафиксированногов письменной форме права, заведования делами религиозного культа и занятияобщественных должностей. Тем самым публичная власть стала отделяться отосновной массы населения, возвышаться над ним и противопоставляться ему.Традициям первобытного равенства был нанесен первый удар. Около VIII в. до н.э.в Афинах сложилась аристократическая форма правления. Ее сущность заключалась втом, что замещение высших общественных должностей было монополизировано врамках определенных аристократических фамилий; всем другим афинянам доступ кслужбам и постам был закрыт. Попытки отдельных реформаторов расширить составправящей элиты оканчивались неудачей.
Высшими органами власти в Афинах стали архонты и ареопаг.Выборный из среды эвпатридов архонт заменил базилевса, должность которого былаликвидирована: базилевс как элемент родовой демократии стал нежелателен дляаристократии по мере ее усиления. Первоначально архонт избирался пожизненно, затемна 10 лет. С 683 г. до н.э. число архонтов было увеличено до девяти, их сталиизбирать на один год. Архонты не только восприняли все бывшие функции базилевса(военные, судебные, жреческие), но и значительно расширили их за счет другихотраслей, фактически взяв в свои руки все управление. Введение выборныхархонтских должностей означало новый серьезный удар по родоплеменным традициям,- представляется вполне справедливым высказанное в литературе мнение, чтоименно с этого момента Афины становятся республикой.
Из бывшего совета старейшин вырос еще один орган публичногоуправления — ареопаг, в течение ряда столетий остававшийся строгоаристократическим учреждением, никем не избираемым и ни перед кем неподотчетным. Он законодательствовал и следил за исполнением принятых законов,избирал и контролировал архонтов, руководил работой народных собраний,осуществлял судебную деятельность. Все архонты после истечения срока ихполномочий входили пожизненно в состав ареопага.
Заслуживает внимания еще один важный процесс, протекавший вАфинах, — это появление зачатков территориального деления населения. В VII в.до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов(навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль дляфлота, снарядить его экипаж, а также выставить двух вооруженных всадников.Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племеннойпринадлежности. Возникшие в навкрариях органы управления также не были связаныс родовой организацией; мало того, эти органы характеризовались большейдемократичностью и объективно противостояли аристократическому духу центральныхучреждений.
В 621 г. до н.э. в Афинах была впервые осуществлена записьнорм обычного права, опиравшаяся на опыт создания писаных законов в другихгреческих полисах. Кодифицированные законы были выставлены на всеобщееобозрение, так что ссылка на их незнание отныне в расчет не принималась. Этобыли законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью и ставшие символомжестокости (отсюда выражение «драконовские законы»). Они не касались вопросовгосударственного устройства и были целиком сосредоточены на проблемахуголовного права. Кровная месть, освященная религиозными установлениями имноговековыми традициями, по этим законам была сохранена, но одновременно былипредприняты меры по облегчению участи убийцы: он был огражден от истязаний, емупредоставлялась возможность спасти свою жизнь добровольным изгнанием иливыплатой штрафа. Закон проводил различие между умышленным и неосторожнымубийством. Большое внимание уделялось защите имущественных интересовсобственников. Самым распространенным видом наказания за большинствопреступлений являлась смертная казнь. Ей подвергались не только лица, виновныев убийстве или святотатстве, но и те, которые вели праздный образ жизни, и дажете, которые были уличены в краже овощей. Среди других видов наказанийупоминались штраф ценой стоимости 20 быков, лишение прав, изгнание.
Констатируя суровость анализируемых законов, не следует,однако, объяснять ее исключительно лишь жестокостью законодателя: несомненно,она соответствовала господствующим воззрениям своей эпохи, когда формирующаясячастная собственность нуждалась в самой энергичной защите от посягательств нанее со стороны старых коллективистских традиций родового строя.Законодательство Драконта объективно соответствовало интересам тех новыхобщественных сил, которые являлись носителями прогрессивныхсоциально-политических тенденций. Не случайно поэтому имя Драконта пользовалосьвысоким уважением в последующей исторической традиции и ставилось наряду сименами других выдающихся законодателей. И хотя эти законы не изменили клучшему положение широких масс трудящегося населения, они все-таки являлисьшагом вперед в развитии традиций гражданственности и государственности,ограничивая произвол правящей аристократии.
Аристократическое правление просуществовало в Афинах до VIв. до н. э. К этому времени в стране сложилась критическая и крайне опаснаяобстановка. Власть родовой аристократии, стремившейся законсервировать старыепорядки, присущие эпохе родового строя, вызывала солидарный протест широкихслоев свободного населения, объединенного общим наименованием «демос», новнутренне далеко не однородного. Главную роль в составе демоса игрализажиточные слои землевладельцев, ремесленников, торговцев, стремившиеся кполитической власти и оправдывавшие эти притязания своим богатством. Их опоройбыли средние и мелкие собственники, придававшие массовость демократическомулагерю. Положение этой массы было крайне неустойчивым; еще более сложнымистановились перспективы дальнейшего существования геоморов-бедняков, многие изкоторых попадали в долговую кабалу, а потому теряли свободу и подлежали продажев рабство за границу. Неотложной задачей становилась консолидация всехсвободных людей в единое гражданское и классовое сообщество, преодолениевнутренних противоречий между ними перед лицом растущего численно класса рабов.Конечной целью назревших преобразований должно было стать укрепление пока ещеслабой рабовладельческой государственности.
Таким образом, Древние Афины, в рассматриваемый период,представляли собой аристократическое государство, где главную роль в управлениестали играть аристократы – эвпатриды. Главу Афинского государства – архонта,избирал исключительно привилегированный слой общества. Остальные же не имели нипассивного избирательного права ни активного. Существовал так же ареопаг,обладающий общими судебными и законодательными, который в течение ряда столетийостававшийся строго аристократическим учреждением, никем не избираемым и ниперед кем не подотчетным. Неудивительно, что захват власти эвпатридов вызывалобщий протест широких слоев населения, который впоследствии получилнаименование “демос”. Перед реформой Солона общество кипело: эвпатриды хотелиокончательно захватить всю полноту власти в свои руки и укрепления своегоположения за счет долговых обязательств, “демос” же желал политических прав,передела земель и отмены долговых отношений. К началу периода правления Солонастрана стояла на истоках гражданской войны.[1,c.90-93]
1.2 Биография Солона
афины рим реформа солон туллий
Солон (Solon) (род. ок. 640 — ум. ок. 560 гг. до н.э.) — греческий государственный деятель и поэт. Был сыном Эксекестида из афинскогоаристократического рода Медонтидов, по материнской линии находился в родстве сбудущим тираном Афин Писистратом. Сыграл важную роль во время долгой войны Афинс Мегарой за остров Саламин, призывая соотечественников к борьбе в знаменитойэлегии, из которой нам известно несколько стихов. Ок. 594 г. до н.э. был избранархонтом и посредником, задачей которого было разрешение трудной политической ихозяйственной ситуации в Аттике. [7]
Вот что написал о Солоне Плутарх: Поскольку неравенствомежду бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государствонаходилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу убогатых: одни обрабатывали землю, платя богатым 6ую часть урожая,… другиебрали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели правообратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, других продавалина чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакойзакон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались иуговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себеодного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срокуплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй. [3,c.86-87]
Впрочем, Фаний Лесбосский рассказывает, что сам Солон дляспасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он оп секретуобещал раздел земли, а людям богатым — обеспечение долговых обязательств: Еговыбрали архонтом, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его судовольствием: богатые — как человека зажиточного, бедные — как честного.
Поэтическое творчество Солона было тесно связано с егополитической деятельностью и выполняло публицистические функции. От творчестваСолона сохранились только фрагменты. В поэзии Солон выражал свои политическиевзгляды, защищал проводимые им реформы, объяснял их значение. Он также выступалв роли наставника соотечественников и моралиста, благодаря чему его причислилик семи мудрецам.
В более длинном ямбическом отрывке (фр. 20) Солон как быпредставляет отчет о своей деятельности. Он призывает в свидетели «чернуюземлю, мать олимпийских богов», которую он освободил от тяготивших ее межевыхстолбов. Она была рабыней, а теперь свободна. Солон гордится тем, что он вернулгражданские права афинянам, которые были проданы в рабство за долги и «ужезабыли аттическую речь». Он считает своей заслугой установление единого законадля всех и напоминает, что другой на его месте стремился бы получить властьтирана, а все достижения реформы присвоил бы себе. В трохеических тетраметрах(фр. 16,13, 21) он отвергает упреки в том, что оказался глупцом, ибо не сумелвоспользоваться случаем, чтобы стать тираном. Солон полагает, что можетгордиться своими поступками, поскольку он поставил общественные интересы вышеличных. А тем, кто полагал, что он должен пойти в реформах еще дальше (в томчисле произвести передел земельных участков), отвечал, что он дал народустолько власти, сколько было надобно (фр. 5), и не стоит превышать меру.Чрезмерная же свобода столь же пагубна, как и избыток несправедливости. Всякоеже излишество рождает гордыню (hybris), причину всех неудач. Следовательно,виной всему является глупость. В других произведениях он остерегал от тирании(фр. 8), а когда она воцарилась в Афинах, утверждал, что их жители самипризвали ее своими неразумными поступками и не должны искать причин в немилостибогов. Солон призывает к сохранению существующего общественного порядка(эвномии), приводя аргументы, напоминающие о противопоставлении хорошо и плохоустроенных городов у Гесиода (фр. 3). [7]
Солон происходил из знатного рода, но его отец разорился ивпал в бедность. Солон много путешествовал и занимался торговлей, разбогател ипосле возвращения в Афины (610 г.) застал там ожесточенную борьбу партий. В этовремя мегарцы заняли Саламин. По рассказу Плутарха, после многих неудач афинянезапретили под страхом смертной казни продолжать войну. Солон будто бы явился наплощадь в дорожной войлочной шляпе, притворившись помешанным, и стал взывать кчести и прошлой храбрости афинян; в результате Саламин будто бы был возвращенАфинам (604 г.). В дальнейшем Солон проводит законодательство, направленное ктому, чтобы уравновесить интересы знати и низших слоев. Однако его демократическаяреформа не удовлетворила ни знать, ни бедноту. После этого Солон предпринялновые и очень дальние путешествия, по возвращении из которых он застал в Афинахтиранию Писистрата, против которой он агитировал. [10]
В «Советах Афинянам» Солон изображает несчастное состояниеАфин до его реформ, рисует алчность, пресыщенность знати и грозит большимибедствиями для всего народа, могущими возникнуть в результате ееэксплуататорской практики. Солон проповедует меру, которую он выдвигает какпринцип человеческой жизни других своих произведениях.
Элегия «Советы самому себе» носит гномический, илинравоучительно-афористичный характер. Он высказывает здесь мысль о том, чтосчастье заключается в славе и богатстве, но в сочетании со справедливостью. [7]
1.3 Реформы Солона
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложнаяобстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшемусоциальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геомороввыделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, агеоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается врабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленнойверхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и числобедня-ковфетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелкихземлевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целыйкомплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все ещеудерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников,стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелкихсобственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия междубогатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемымбогачами.[5, с.68]
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных вединый господствующий класс требовались глубокие социальные и политическиепреобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году.Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, включая правоизменять или отменять существующие законы. На его реформах лежит печатькомпромисса, поскольку он пытался примирить интересы враждующих группировок. Даи сама личность Солона как бы олицетворяла «золотую середину»: будучи знатнымэвпатридом по происхождению, он сделал свое состояние наторгово-предпринимательской деятельности и потому был популярен среди широкихслоев демоса. Солон отчетливо сознавал, что консервативная идеология и политикаэвпатридов, стремившихся сохранить и упрочить отжившие родоплеменные порядки,является главным препятствием на пути экономического и культурного прогресса.Выход из сложной и взрывоопасной обстановки Солон видел прежде всего вобеспечении условий для развития экономики на путях поощрения частногопредпринимательства, обеспечения интересов мелких и средних собственников, атакже в упрочении государственного порядка путем привлечения к активнойобщественно-политической деятельности самых широких слоев свободного населения.В целом, осуществленные Солоном мероприятия по своим непосредственнымрезультатам, а особенно по дальнейшим последствиям оказались равносильнымиглубокой социально-политической революции, радикально преобразовавшей какотношения собственности, так и общую систему основанных на нейполитико-правовых институтов.
Законодательство Солона затронуло практически все стороныобщественной жизни Афин: экономические отношения, комплекс социальных структур,систему государственных учреждений, принципы военной организации. Прежде всегоСолон осуществил т. н. сисахфию (в переводе с греческого — «стряхиваниебремени»), т. е. полную отмену всех существовавших долговых обязательств. Всезаложенные земли возвращались их прежним владельцам, задолженность беднякованнулировалась. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получали свободу, апроданные за границу — выкупались за государственный счет. Самозаклад должникавпредь отменялся. Отныне рабами могли быть только иноплеменники, захваченные вплен, купленные на невольничьем рынке, или их потомки, рожденные в домегосподина. В дальнейшем экономические отношения в Афинах стали строиться не накабале соплеменников, а на извлечении прибыли из труда иностранцев-рабов,вследствие чего интенсивность их эксплуатации постоянно возрастала, а самасистема рабовладения утрачивала свой патриархальный характер, превращаясь врабство классического типа.
Отмена долгового рабства была тяжелым ударом поаристократии, поскольку в дореформенный период именно этим путем шел процессформирования крупной земельной собственности эвпатридов и закабаления имибезземельных арендаторов. Осуществив сисахфию в интересах демоса, Солонвсе-таки не выполнил требования бедняков, стремившихся после возвращения израбства к справедливому переделу земли; тем не менее, он установил максимальныеразмеры частного землевладения, чтобы воспрепятствовать будущему новомуразграблению крестьянских наделов. Одновременно была санкционирована широкая завещательнаясвобода, в том числе и в отношении земли — этим наносился еще один удар поинтересам аристократии. Солон поощрял развитие ремесла, предпринимательства,торговли (в т. ч. внешней). Был разрешен, в частности, вывоз оливкового маслаза пределы Афин, приносивший большие доходы как отдельным торговцам, так иказне в целом. Одновременно вывоз зерна за границу был законодательно запрещен.Была унифицирована система мер и весов, осуществлена денежная реформа.Проводились активные меры борьбы против расточительства и непроизводительныхрасходов (например, запрещались пышные погребения, строительство роскошныхгробниц, бесцельные жертвоприношения животных). Были приняты меры порациональному регулированию водоснабжения в тех сельскохозяйственных районах,которые страдали от засухи. В целом, финансово-экономические мероприятия Солоназакладывали прочный фундамент нового порядка, основанного на динамичномразвитии всех отраслей земледелия и ремесла, на предпринимательской инициативе,предполагающей всемерное уважение прав и интересов собственника.
Не менее существенными являлись и политические реформыСолона. Важнейшей среди них была тимократическая (или цензовая) реформа,предусматривавшая деление всех свободных людей, независимо от их родоплеменнойпринадлежности, на 4 имущественных разряда по признаку состоятельности.Единицей измерения богатства был избран медимн — мера емкости, в среднем равная52 литрам. Поскольку один медимн зерна стоил одну драхму, этот эквивалент можнобыло легко перенести и на лиц, не имевших дохода с земли (купцов, ремесленникови др.). Граждане, имевшие совокупный годовой доход сухих и жидких продуктов (зерно,масло, вино и т.п.) в 500 медимнов и более (они были названыпентакосиомедимна-ми — доел «пятисотмерниками»), были отнесены к первомуразряду, в 300 медимнов (всадники) — ко второму, в 200 медимнов (зевгиты) — ктретьему; четвертый разряд составляли бедняки (феты) с доходом менее 200медимнов.
Принадлежность человека к тому или иному имущественномуразряду определяла уровень его политических прав. Руководящие должности моглизамещать только представители двух первых разрядов (должности архонтов и членовареопага — только первого). Феты были почти полностью исключены из сферыуправления: им было разрешено участвовать в народных собраниях, но выборныедолжности для них были недоступны. Не следует, однако, думать, чтоустановленные Солоном имущественные разряды были вечными и неизменными, — любому гражданину было предоставлено право увеличивать свою земельнуюсобственность (до установленного законом предела) и вследствие этогоподниматься в более высокий разряд.
Имущественный ценз определял и характер воинской службы.Поскольку экипировка и содержание военнослужащего осуществлялись за егособственный счет, первые два разряда приписывались к коннице — самомупривилегированному и дорогостоящему, но и наименее опасному роду войск (приэтом второй разряд был обязан личной службой, а первый мог уклониться от нееразличного рода поставками). Третий разряд служил в тяжелой пехоте, четвертый — в легкой пехоте и на флоте. Таким образом, на смену аристократическому принципуформирования государственных служб и старому способу отбывания воинскойповинности пришел новый принцип — принцип имущественного ценза, от которогооказалась в выигрыше богатая верхушка. Правда, старое деление населения народы, фратрии и филы не было отменено, но родовая принадлежность афинянокончательно перестала играть какую-либо общественно-значимую роль.
Солон учредил два новых государственных органа. Совет 400ежегодно избирался из граждан трех первых разрядов в рамках четырех старыхплемен, по 100 человек от каждого. В функции Совета входило предварительноерассмотрение всех вопросов, которые предстояло вынести на народное собрание,управление финансовыми делами, контроль над деятельностью высших должностныхлиц, представительство Афин в сношениях с другими державами. Гелиэя, куда моглиизбираться граждане всех четырех разрядов, являлась преимущественно судебныморганом, но имела также полномочия и в законодательной сфере (подробнее см. обэтом ниже). Названные органы должны были по замыслу Солона играть сдерживающуюроль как по отношению к ареопагу (где позиции аристократии фактическиоставались незыблемыми), так и к народным собраниям (где, напротив, проявлялисьсильные демократические тенденции).
Следует отметить, что в результате реформ Солона началсяпроцесс постоянного увеличения роли народных собраний. На них при всевозрастающей активности демоса стали рассматриваться самые насущныегосударственные дела, приниматься наиболее важные законы (в том числе и те,которые были направлены против знати). С течением времени народные собрания всеболее превращались в высший представительный орган Афинского государства.
Кроме реформ в области государственного устройства, Солонуприписывается разработка целого свода законов, регулировавших частную жизньграждан. Этот свод заменил собой законодательство Драконта (из последнего былисохранены только установления, касающиеся убийств). Начертанные на деревянныхтрехгранных призмах, вращавшихся на своей оси, законы Солона были выставлены вакрополе. В своем первоначальном виде эти законы до нас не дошли, и об ихсодержании можно судить лишь по упоминаниям в позднейших источниках.[1, с.93-97]
Итак, Солон стремился ослабить противоречия между богатыми ибедными гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественныеинтересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступленийразорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса:землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы Солона повлияли надемократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средниеи мелкие землевладельцы, верхушка ремесленников и купцов.
Ввиду того, что после Солона власть захватил тиранПисистрат, реформы были упразднены, оставлены без применения. Но, пришедшийпосле свержения писистатидов, Клисфен продолжил дело Солона. В результате егореформ государственный строй стал еще более демократическим, чем при Солоне.

2. Древний Рим
 
2.1 Государство и право Древнего Рима до реформ СервияТуллия
Согласно историческому преданию, город Рим был основан в 753г. до н. э. Возникнув первоначально как небольшой полис (не более 10 кв. км. поплощади и с 10 тыс. чел. населения), Рим с течением времени стал центром громадноймировой державы, владения которой были расположены на трех материках (Европа,Азия, Африка), а население превысило 60 млн чел. Римская держава была самымкрупным рабовладельческим государством древнего мира, где рабство прошло всеступени развития — от патриархального до классического.
В середине VIII в. до н. э. три племени (латины, сабины,этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину, центромкоторой стал город Рим. Расположенный на холмах, удобных для обороны, этотгород приобрел роль важного военного пункта. Довольно рано проявилисьпреимущества Рима и как перспективного экономического центра — он находился наперекрестке торговых путей, связывавших Италию с Грецией и Востоком. Вокрестностях Рима развивалось скотоводство и земледелие; древнейшим источникомдохода римской общины являлись соляные промыслы.
Коренное население, составлявшее первоначальную римскуюобщину, носило наименование патрициев и представляло собою категориюполноправных римских граждан, причастных к управлению общественными делами. Вдревнейший период римской истории отмечается наличие всех признаковродоплеменного строя. Низшей ячейкой общества являлся род, члены которогосчитали себя происходящими от одного предка. Главой рода являлся наиболее авторитетный,уважаемый представитель знатного семейства, избираемый общим собранием рода.Каждый член рода являлся совладельцем земельного фонда, мог претендовать насвою долю при разделе родового имущества, пользовался защитой и помощью состороны сородичей, участвовал в решении общих дел и отправлении общего культа.Между родами существовали различия: наиболее могущественные роды считались«старшими». Внутри самих родов формировалась наследственная аристократия,распоряжавшаяся родовым имуществом (в т. ч. землей) и возвышавшаяся над своимисородичами.
Общее число патрицианских родов составляло 300. Каждые 10родов объединялись в курию, каждые 10 курий — в трибу, всего было,следовательно, 30 курий и 3 трибы. Такая стройность, имеющая явный отпечатокискусственной упорядоченности, преследовала, очевидно, военные цели. Древнейшаяримская дружина, состоявшая из 3000 пехотинцев и 300 всадников, набиралась по100 человек пехоты и 10 всадников от каждой курии.[1, с.124-125 ]
Царь был политическим, военным и религиозным вождем Рима.Его полномочия поэтому с самого начала имели как обычный, человеческий, так исвященный смысл; действия царей получали мифологическое истолкование каквоплощение воли богов. Цари обладали особыми знаками своей власти: скипетром,короной, особой одеждой-тогой; они появлялись в сопровождении отряда священныхтелохранителей-ликторов (от 12 до 24) с особыми топорами в связке прутьев – всеэто (и регалии, и ликторы) было перенято у этрусских вождей. Цари не могливмешиваться во внутреннюю организацию и жизнь рода, тем более в отношениявнутри римской семьи. Цари были организаторами войска и военачальниками впоходах, им принадлежало право устанавливать законы общины – главным образомрелигиозные и культовые (а в силу этого влиявшие и на семейные права). Основныеже полномочия вождей заключались в религиозном отправлении культа от именигорода, принесении жертв, организации празднеств. Царь был и верховным судьей внаиболее важных делах.
Другим властным и одновременно управительным органом былСенат, или совет старейших (откуда и название). Его составляли главы родов:вначале, в правление Ромула, 100 (т. е. из одного племени), затем, послесинойкизма с сабинянами, – 200, а со времени царя Тарквиния Приска – 300сенаторов. Первые сенаторы были назначены вождем, а затем сенаторское званиестало наследственным.
Важнейшим полномочием Сената в ранний период былаорганизация избрания нового царя, а в случае затруднений при этом – отправлениенадобщинной власти в порядке междуцарствия. После кончины царя Сенат избирал изсвоего числа десятерых временных правителей, которые, сменяя друг друга,управляли полисом по 5 дней до тех пор, пока не определялись с выбором новогоправителя. Сенат предлагал согласованную кандидатуру нового царя собраниюнарода и истолковывал так или иначе выраженную волю народа и богов (послесвершения соответствующих обрядов). Сенату принадлежала и судебная власть поделам не первостепенной важности. Вопросы, ставившиеся в нем на обсуждение,решались голосованием.[2, с.78-79]
Высшими должностными лицами — магистратами — были консулы,преторы, народные трибуны. Они избирались Народными собраниями на год и былиподотчетны им по истечении срока полномочий. Следуя принципу коллегиальностимагистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более)преторов, плебеи избирали несколько народных трибунов. По общему правилу,магистраты (начальники) не вмешивались в дела друг друга; но если, скажем,консул находил, что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он могприостановить его своим вето. Поэтому магистраты должны были советоваться междусобой, прежде чем решиться на сколько-нибудь важную меру (приказ).
Консулы занимались всеми первостепенными делами погражданской и военной части; во время войны один из них оставался в Риме, а другойкомандовал войском.
Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры(IV в. до н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претураследовала за консулатом. Начиная с III-II вв. до н. э. преторы стануттолкователями права и его творцами. Вступая в должность, преторы издавалиэдикт, его заносили на побеленную доску, которую выставляли на Форуме, вкотором объявляли о том, что они будут защищать из гражданских исков и что неполучит защиты.
Благодаря преторам и в соответствии с велениями времениримский судебный процесс становится формулярным, т. е. определяемым формулойпретора, его волей, его отношением к рассматриваемому иску. Древние законысохраняются как священный завет, но отступают на задний план перед тем, чтопредписывает судье претор, в свою очередь опирающийся на веления «добройсовести» и «справедливости», т. е. нравственные категории, которым придаетсязначение авторитетного начала, корректирующего старое право с позиций,диктуемых новыми правоотношениями.
Сентенции преторов и римских юристов с очевидностьюобнаруживают стремление приспособить древнее, архаическое право кэкономическим, социальным, моральным, политическим требованиям позднейреспублики с ее все более развивающимися товарными отношениями, кредитом, договорнымправом (обязательным) и т.д. Именно отсюда берет начало то самое римское право,которому предстояло стать непременным элементом европейской цивилизации. [4,c.48-49]
Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых(способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественнойважности; древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям. Созывнародного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил тудасвои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали — они либопринимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов. Окакой-либо строго установленной компетенции народных собраний говорить неприходится. Вероятно, в санкции народных собраний нуждались наиболее важныезаконы, существенно затрагивавшие общественный интерес. Как уже было сказаноранее, народное собрание избирало нового царя и осуществляло обряд еговступления в должность, в т. ч. облечения высшей религиозной властью (т.н.аугурация). Кроме того, народные собрания утверждали даты религиозногокалендаря, определяли размер и порядок взимания средств на нужды культа,контролировали прием новых членов в патрицианское сословие, санкционировалинекоторые важнейшие частно-правовые акты (завещание, усыновление, выход женщиныиз рода в связи с замужеством и др.). Мнение народных собраний былосущественным и для принятия решений в области внешней политики (объявлениевойны, заключение мира и т.п.). Решение народного собрания имело силу закона,действие которого не было ограничено временем — оно могло быть отменено лишьдругим законом, принятым по той же процедуре.
Строгая внутренняя организация римской общины, еевоенизированный характер имели своей целью консолидировать общину перед лицомвсе возрастающей массы пришлого населения. Ограниченность исходного земельногофонда, других материальных ресурсов вынуждала патрициат замкнуть общину подсвоим главенством, решительно препятствовать расширению ее социальных рамок.
На другом полюсе родовой организации формировалась категориязависимых людей — клиентов. Происхождение этой категории остается неясным.Вероятно, это обедневшие члены «младших» родов, а также завоеванные или пришлыежители других местностей, включенные в римскую общину. Лишенные политических игражданских прав, хотя и лично свободные, они могли существовать лишь благодаряпокровительству коренных римских граждан (патронов), которые защищали клиентовперед третьими лицами. Клиент получал родовое имя патрона и выделенный емуземельный участок; за это он нес повинности в пользу своего покровителя,сопровождал его в военном походе, оказывал ему материальные и личные услуги.
Узы, связывавшие клиента и патрона, передавались понаследству. Они считались нерушимыми, поскольку освящались религией изакреплялись в законодательстве.
Вся масса населения Рима, оставленная за пределами родовойорганизации, получила наименование плебеев. Эта категория складывалась из двухосновных источников. Одна часть — это добровольные пришельцы, привлеченныеторгово-предпринимательскими интересами; вторая часть была переселенанасильственным путем в результате войн Рима против соседних народов. Вдальнейшем плебс пополнялся за счет выходцев из первоначальной римской,порывавших с ней связь вследствие разорения. Плебеи были лично свободны,обладали собственностью, имущественными правами, занимались ремеслами иторговлей, привлекались к военной службе (правда, во вспомогательных войсках),могли самостоятельно осуществлять судебные иски и нести юридическуюответственность. Многочисленные жалобы плебеев на тяжесть долговых обязательствперед патрициями свидетельствуют о том, что юридические отношения между этимисословиями были не только возможны, но и имели широчайшее распространение.Одним словом, в области частных гражданских отношений плебеи были равноправны спатрициями. В сфере же политических отношений статус указанных сословий былдиаметрально противоположным: плебеи не обладали никакими политическими правамии потому были полностью лишены возможности участвовать в решении общинных дел(в частности, в разделе ager publicus, хотя плебеи, привлекаемые к военнойслужбе, самым непосредственным образом содействовали его приращению).Проникнуть в ряды патрицианской общины с помощью брака плебеям также быловоспрещено.
Не следует думать, «то плебс представлял собою однороднуюмассу. Внутри него укреплялась торгово-ремесленная верхушка, постепенноовладевавшая важными позициями в экономике Рима. С другой стороны, рослачисленность плебеев-бедняков, которые в случае социальных конфликтов моглиобъективно оказаться союзниками рабов.
Главное требование плебеев состояло в том, чтобы получитьдоступ к разделу, поскольку земельная теснота для плебеев становилась все болееневыносимой. Решить же эту экономическую задачу плебеи могли лишь при условиидоступа к государственным должностям. Таким образом, экономические иполитические требования плебеев были тесно связаны и взаимно обусловлены.Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием общественно-политическойжизни, а потому — главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба,растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы,неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. [1,c.127-129]
Таким образом, Древний Рим, в рассматриваемый период,представлял собой монархию, где монархом являлся рекс, избираемый пожизненнонародом. При рексе существовал сенат, который не имел большой власти в периодправление рекса, его решения для монарха носило скорей диспозитивный характер.В Римской обществе было множество категорий лиц, но основными являлись патрициии плебеи. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги.Торговое и ремесленное богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своимпроисхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия,политической деятельности, военной службы. Но Плебеи были, по сути, лишены правна основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал главнымвнутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ходформирования государственности. Древнему Риму нужны были реформы которые быуравняли в правах плебеев и патрициев. Одной из таких реформ оказалась реформаСервия Туллия.

2.2 Биография Сервия Туллия
На развитие легенды о Сервии Туллии немаловажное влияниеимела этимология имени Servius, на что должное внимание обращено уже Швеглером (R. G.1, 714). Производство имени от servus, невольник, или serva, невольница, подалоповод к измышлению следующих фактов:
1) Сервий родился от невольницы, а поэтому в детстве сам былневольником. По самому распространенному рассказу, мать его Окрисия или Окресиябыла взята в плен при завоевании города Корникула Тарквинием Старшим.Сделавшись невольницею царицы, она во дворце родила сына, который поматери-невольнице (serva) получил имя Servius.
2) Сервий Туллий устроил простонародное празднествокомпиталий в честь ларов (Lares compitales). При этом он постановил, чтобыраспорядители празднества, смотрители участков (magistri vicorum), не брали вуслужение людей свободных, а невольников, которые с тех пор для этогобогослужения составляли особые коллегии.
3) Кроме компиталий возводилось к Сервию устройство ещедругого празднества невольников. В 13 день августа все римские невольники иневольницы в храме Дианы на Авентине справляли празднество, прямо называемое внароде праздником невольников (servorum dies). Основание праздникаприписывалось Сервию Туллию, так как он сам родился невольником. Иды августа,день праздника невольников, совпадали с днем празднества годовщины основанияавентинского храма Дианы. Из этого совпадения заключали, что Сервий Туллий былоснователем самого храма.
4) В авентинском храме Дианы хранился еще во времяцарствования Августа медный столб, на котором была вырезана древняя надпись.Дионисий Галикарнасский, сам, кажется, видевший этот памятник, дает намнекоторые сведения, как о содержании надписи, так и об историческомпроисхождении памятника (Археол. 4, 25, 26). Сервий Туллий, рассказывает он,вздумал увековечить свою память славным и прочным делом. Всего достойнее хвалыи удивления ему показался пример царя Амфиктиона, соединившего в один могучийсоюз разрозненные до тех пор и несильные государства. Кроме того, он обратилвнимание на пример Ионийцев и Дорийцев Малой Азии, сплотившихся между собоюблагодаря заключению союзов и устройству общих союзных храмов Эфесской Артемидыи Триопийского Аполлона. В этих храмах они стали собираться в известные срокидля приношения общих жертв и справления празднеств и игр, а также для совещанийоб общих делах и производства суда в случае возникновения споров между союзнымигородами. Сервий Туллий решил, по примеру этих греческих союзов, соединить водно целое латинские общины и, пригласив представителей всех городов собратьсяв Рим, он предложил им заключить союз и построить на общий счет союзный храм сазилом в Риме, так как римляне занимали первое место в Лации.
Рассмотренные до сих пор сведения об истории Сервия Туллияглавной точкой отправления имели производство имени Servius от servus илиserva. Не трудно будет убедиться, что в традиционном рассказе об этом царе естьеще одна группа известий, тесно связанных с другой этимологией того же царскогоимени. Слово servius допускало производство от глагола servare охранять, ссуффиксом ius, который служил знаком действующего лица (см. genius ludiusluscinius), и действительно, мы видим, что история царя Сервия характеризуетсядвумя деяниями, одинаково важными для охраны Рима. Ему приписывались, с однойстороны, укрепление города, с другой — организация гражданского ополчения сразделением ратников на центурии. Об охране города таким образом, по преданию,более всех царей позаботился царь, имя которого обозначало «охранитель»,servius = servator. Это совпадение можно объяснить или игрою случая, или желжеисторическим домыслом. [8]
Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья егопредшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбыТарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своихдочерей: кроткую и ласковую – за гордого Луция, а честолюбивую меньшую -за нерешительного Аруна. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж заЛуция Тарквиния. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.
Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело ктому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим,созвал сенат в курию ипровозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокийстарик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросилего со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством,но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колесницеего младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной» (лат. Vicussceleratus). [9]
2.3 Реформы Сервия Туллия
Реформа, приведшая к образованию Римского государства,связывается с именем предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условнодатируется VI в. до н.э. Как время проведения этой реформы, так и ее авторствовызывает у многих исследователей серьезные сомнения. Весьма вероятно, чтореформа не явилась итогом одномоментного государственно-правового мероприятия,но представляет собою результат целого комплекса разновременно произошедшихизменений.
Как уже было отмечено выше, система управления древнейшегоримского общества базировалась на принципах родовой организации и быларассчитана только на коренных членов римской общины — патрициев.
Позднейшие переселенцы-плебеи, не входившие в системупатрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены изобщественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел,они не несли в полном объеме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военнойи податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающимбольшинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общеймассе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по меретого, как плебеи стали играть все большую роль в повседневной жизнидревнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общиныпревращалось во все большую общественно-политическую аномалию. Упорноестремление плебеев проникнуть в рамки римской общины с течением времени сталовстречать обратную позитивную реакцию со стороны самих патрициев, стремившихсяразделить с плебсом тяготы военной и податной повинностей в пользу единого дляних отечества.
По реформе, приписываемой Сервию Туллию, вместо старого принципародовой принадлежности в основу общественного устройства Рима были положены двановых принципа — имущественный и территориальный.
Все население (как патриции, так и плебеи) была поделено на5 разрядов (классов); в основу деления был положен критерий имущественнойсостоятельности. К первому разряду были отнесены те граждане, которые владелиимуществом в 100 тыс. ассов (один асе, или сестерций, представлял собой меднуюмонету весом 327,5 грамма) или земельным участком площадью свыше 20 югеров(один югер был равен одной четверти гектара). Имущество граждан второго разрядабыло оценено в 75 тыс. ассов (15-20 югеров земли), третьего — в 50 тыс. ассов(10- 15 югеров земли), четвертого — 25 тыс. ассов (5-10 югеров земли), пятого — 11 тыс. ассов (менее 5 югеров земли).
Каждый имущественный разряд обязан был выставлятьопределенное количество военных подразделений — центурий; центурия,следовательно, была в первую очередь военной, но одновременно политической иподатной единицей. Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий ичетвертый — по 20, пятый — 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классныхцентурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т. н. всадники,к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурииремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц,принадлежавших к неимущему и неподатному сословию) их общее количествосоставляло 193. Во вновь возникших народных собраниях по центуриям каждаяцентурия имела один голос. Благодаря этому обстоятельству большинство былозаранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и гражданепервого разряда составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имелопрактического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.
Общепризнано, что центурии являлись военными отрядамиприблизительно одинаковой численности (хотя и не обязательно равными именносотне человек). Тот факт, что наибольшее количество центурий выставлялосьгражданами одного только первого разряда, делает неизбежным вывод о том, что врассматриваемую эпоху большинство населения Рима владели земельными участками,превышающими 20 югеров. Соотношение имущественных разрядов между собоюдостаточно объективно отражает тогдашнюю землевладельческую статистику.
Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан, иосуществлялось их перераспределение по эрядам и центуриям. Вся эта работазавершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительнымижертвоприношениями.
Вторая часть реформы Сервия Туллия заключалась в делениевсего населения (без учета патрицианского или плебейского происхождения) натерриториальные округа — т. н. трибы. Всего было учреждено 4 городских и 17сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанностьзаключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые сталисозываться по трибам (трибутные комиции) каждая триба также имела один голос.
Реформа Сервия Туллия, выведшая плебеев из состоянияобщественной изоляции и включившая их в состав «римского народа», решила задачуконсолидации всего свободного населения Рима в единый господствующий класс,противостоящий классу рабов. Положение плебеев в результате этой реформыизменилось самым радикальным образом: включившись в несение воинскойповинности, они стали полноправными участниками центуриатных народных собраний.Правда, первоначально голоса плебеев, сосредоточенных преимущественно в низшихразрядах, безоговорочно подавлялись голосами граждан первого разряда, где напервых порах преобладали патриции. Но поскольку членство в первом разрядеопределялось не происхождением, а степенью состоятельности, путь в него не былзакрыт и плебеям. Став признанными членами римского общественного союза, плебеиприняли на себя и тяготы податного обложения. Выплачиваемая в те временаримскими гражданами подать еще не имела характера постоянного налога, а посвоему смыслу являлась, скорее, разновидностью временного принудительного жима,размер и срок выплаты которого определялся рексомпо мере надобности.
Финансовое оздоровление Рима явилось весьма существенным, нодалеко не единственным итогом анализируемой реформы. Пожалуй, еще более важнымее последствием явилось значительное увеличение военной мощи складывающегосягосударства, поскольку контингент военнообязанных в Риме увеличился (за счетплебеев) сразу в несколько раз. Отныне все граждане в соответствии со своимимущественным цензом стали привлекаться к активной военной службе: всадникивыставляли конные центурии, граждане первого, второго и третьего разрядов — центурии тяжеловооруженной пехоты, граждане четвертого и пятого разрядов — центурии легковооруженной пехоты. Половина от общего числа центурийкомплектовалась из возрастного контингента от 17 до 45 лет. Эти центурии (т.н.«центурии молодых») представляли собой армию более чем в 8 тыс. чел. пехоты и1800 чел. кавалерии. Граждане от 46 до 60 лет несли гарнизонную службу; эти«центурии пожилых» составляли вторую половину от общего числа центурий.Центурии объединялись в легионы, которыми командовали военные трибуны. Каждыйгражданин являлся на воинскую службу со своим вооружением, снаряжением ипродовольствием. Боевые лошади для всадников поставлялись государством; стоимостьэтих лошадей оплачивалась лицами, не подлежащими призыву на воинскую службу(например, вдовами и самостоятельными несовершеннолетними). Дважды в год(весной и осенью) на Марсовом поле производилось общее построение войска поцентуриям. Создав армию, значительно превышающую военный потенциал соседнихнародов, Рим открыл эпоху широкой внешнеполитической экспансии, обеспечившейему через несколько веков полное господство в Средиземноморье. [1,c. 129-133]
Таким образом, важное социальное значение реформы СервияТуллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римскогообщества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй былвзорван разделением на классы и заменен государственной организацией.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушенокончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжаласуществовать рядом с организацией, основанной на территориальном иимущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет онавытесняла родовую организацию.
Реформа Сервия Туллия позволила создать мощную, обученнуюармию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.

заключение
Таким образом, можно сделать выводы, что реформы Солона иСервия Туллия заложили основы будущих государств. Общие в данных реформах можноотметить разделения населения по имущественному цензу. Положение человекабольше не определялось знатностью его рода, а количеством его доходов и размеровимущества (в частности земли). Это обеспечило более большую вертикальнуюмобильность населения, позволяя незнатным людям добиться занятиягосударственных должностей, увеличения их влияния в обществе. И все же хоть ибыли некоторые общие черты обоих реформ, было множество и различий.
К VI веку прежде н.э. в Афинах складывалась оченьнапряженная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело кпоследующему социальному расслоение свободного населения. В среде свободныхвозникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обеднелымиевпатридами, которые безвыездно еще удерживают власть, и богачами изземлевладельцев, лавочников и ремесленников, что стремятся к начальник ииспользуют гнев бедноты и средних и мелких владельцев. Эти противоречия быликристаллизующимися вроде ответ между богатой родовой аристократией и народом(Демосом) возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и смыканиябезвыездно свободные в единственный господствующий разбор были нужны глубокиесоциальные и политические превращения.
Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов.Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморскойторговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликтес афинской знатью, хотя сам принадлежал к их числу. Солон был сильной личностьюи многие современники считали его мудрецом, впоследствии это помогло емупровести столь важные для Афин реформы.
Солон, прежде всего, пытался не допустить гражданской войны,свержение демосом аристократии. Результатом деятельности Солона явился обширныйкомплекс государственно-правовых установлении, построенных на сочетаниидемократических и аристократических принципов, взаимно ограничивавших иуравновешивавших друг друга. Однако глубина и радикализм солоновских замыслов,равно как их грандиозные общественно-политические последствия не встретили убольшинства современников адекватной оценки. Компромиссный дух реформ неудовлетворил в полной мере ни одну из враждующих группировок, и борьба между нимипродолжалась, принимая иногда очень острые формы.
Военизированный характер римской родовой организациипозволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Римеразвивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляютсяплебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть всевозрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается числоплебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициеви попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающейчисленности рабов становится еще более опасной для римской общины силой. Однимииз мер по сравнению положения плебса с патрициями стали реформы Сервия Туллия.
Сервий Туллий родился в городе Корникуле, разрушенном впоследствииримскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отецбудущего царя — Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения,возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль- жене римского царя. После убийства Тарквиния Приска сыновьями АнкаМарция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своеголюбимца, к власти. Сервия Туллий имел хорошие образование и расположениепатрициев чтобы несомненно помогло ему претворить свои реформы в жизнь.
Реформа же Сервия Туллия изначальна, преследовала лишьвоенные цели, укрепления позиций Рима в мире как самостоятельного и сильногогосударства. В результате реформ военная демократия, каковой являлась посуществу «эпоха царей», сменилась подлинной государственной организацией, врамках которой прежние различия между патрициями и плебеями утратили свойизначальный принципиальный смысл. Поэтому в течение V-III вв. до н.э. идетпроцесс дальнейшего уравнения в правах патрициата и плебса, а в его ходеокончательно ликвидируются остатки родового строя.

Списокиспользованных источников
 
1.  КучмаВ.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. -548с. [http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm] (Дата обращения 15.04.2010).
2.  ОмельченкоО.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье,исправленное. Т. 1–М.: ТОН – Остожье, 2000. – 528с.[http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm] (Дата обращения 15.04.2010).
3.  Плутарх.Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994.Издание второе, исправленное и дополненное. Перевод С.П. Маркиша, обработкаперевода С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова. — 1099 с.
4.  Историягосударства и права зарубежных стран: Учеб. / Под В84 ред. проф. К.И. Батыра. — 4-е изд… пеоеоаб. и доп. — М: ТК Велби, 2003. -285с.[http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm] (Дата обращения 15.04.2010).
5.  Историягосударства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф.Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. М. Издательство НОРМА, 1996.– 480 с.
6.  БольшаяСоветская Энциклопедия [http://bse.sci-lib.com/article102407.html] (Датаобращения: 30.05.2010).
7.  Солон.Биография [http://ancientrome.ru/antlitr/solon/bio.htm] (Дата обращения:17.04.2010).
8.  ЭнманА. Легенда о римских царям, её происхождение и развитие. Сервий Туллий[http://ancientrome.ru/publik/ehnman/ehn01-7.htm] (Дата обращения: 18.04.2010).
9.  СервийТулий [http://ru.wikipedia.org/wiki/_СервийТуллий] (Дата обращения: 18.04.2010).