Региональная экология (Калининградская область)

Содержание
Введение
1. Оценка природно-ресурсного потенциала Калининградской области
2. Административные методы решения экологических проблем
3. Экономические методы решения экологических проблем
Заключение
Библиографический список

Введение
Калининградская областьрасположена на юго-восточном побережье Балтийского моря, она является самоймаленькой областью в РФ, поскольку занимает площадь в 15,1 тыс. км2.Максимальная протяженность территории области с запада на восток достигает 195 км, с севера на юг — 110 км.
Калининградская областьимеет уникальное географическое положение, она полностью отделена от территорииРоссии Прибалтийскими государствами. Область на севере и востоке граничит сЛитвой (протяженность границ составляет 200 км), на юге — с Польшей (протяженность границ — 210 км), а на западе она ограничена 140-километровым побережьемБалтийского моря. В регионе расположен единственный незамерзающий порт наБалтийском море — это кратчайшие транспортные пути во внутренние российскиерегионы и морские ворота в Восточную Европу. В Калининградской области развитасеть автомобильных дорог, их протяженность достигает 4581 км. Через территорию региона проходит автомагистраль, которая является частью трансевропейской сети[2; с.369].
В состав Калининградскойобласти входит 13 административных районов, в них расположено 22 города и 5посёлков городского типа. Численность населения области составляетприблизительно один миллион человек, из них 80% городского населения и 20%сельского.
Отрасли хозяйственнойспециализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающаяпромышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственнаяфункция района — обслуживание внешних экспортно-импортных операций России. Особенностьэкономико-географического положения региона состоит в том, что это самая западнаятерритория России, которая граничит с Литвой и Польшей. Имеет выход кнезамерзающему здесь Балтийскому морю.

1. Оценка природно-ресурсного потенциала Калининградской области
Калининградская областьрасполагает существенными природными ресурсами. Мягкий климат (теплая зима,нежаркое лето), влажный, благоприятствует развитию сельского хозяйства.Негативно сказывается на нем обилие болот. Большие площади занимают лесахвойные и широколиственные, луга и пастбища. Калининградская областьрасположена в зоне смешанных, подзоне широколиственных лесов, общей площадью308,9 тысяч гектар. В лесах области насчитывается более 400 видов древесных икустарниковых пород. Самые распространенные породы деревьев на территориирегиона — ель, сосна, дуб, клен и береза. Леса занимают 18% площади области,40% из них — естественного происхождения. Они отнесены к лесам первой группы иосуществляют защитные и природоохранные функции. Лесной фонд областиподразделяется на: водоохранные леса — 17,2 тыс. га.; защитные полосы вдольдорог — 13,8 тыс. га.; зеленые зоны городов и населенных пунктов — 54,5 тыс.га.; леса населенных пунктов — 7,4 тыс. га.; противоэрозионные леса — 3,7 тыс.га.; заповедные (буковые) леса — 0,5 тыс. га [2; с.370].
Важное значение имеютбогатые водные биологические ресурсы. Территория области покрыта густой сетью водотоков — в среднем 1 км водотоков на 1 км2 площади. Большинство рек относятся ккатегории малых, 6 рек имеют длину более 100 км. Под водоемами различного типа занято 230 тыс. га. Реки принадлежат бассейну Балтийского моря. Крупнейшие реки:Неман (с притоком Шяшупе) и Преголя (с притоком Лава) объединены системойканалов. Многие реки спрямлены и зарегулированы, судоходны. Озер более 100(крупнейшее — Виштынецкое). Заболочено 7% территории. Общая протяженностьводотоков 5043 км, кроме того, насчитывается 948 мелиоративных систем и каналовобщей протяженностью 3384 км. На государственном экологическом учете находятся145 озер и прудов площадью 56,8 км2 и 239 болот площадью 8213,5 км2.
На территории области находитсяединственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более90 процентов его мировых запасов. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурогоугля, торфа, каменной и калийной соли, сапропель, глауконит.
Традиционно одной изведущих отраслей промышленности области является рыбная. Калининградскаяобласть располагает уникальным рыбохозяйственным комплексом, обеспечивающимпроизводство более 13 процентов общероссийской товарной пищевой рыбнойпродукции и 34 процентов рыбных консервов страны. Приморское положение способствовалоразвитию рыбной и рыбоперерабатывающей промышленности. Лов рыбы ведется в водахБалтийского моря и Атлантического океана, переработка — на рыбоконсервныхкомбинатах Калининграда.
Машиностроение представленопроизводством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительныхмашин, металлорежущих станков и др. Важное место занимает целлюлозно-бумажная идеревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (восновном Северного района). На местном сырье сложилась мясная и маслодельнаяпромышленность. Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производятна предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск(производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработкаянтаря).
Сельское хозяйство. Еговедущее направление сельского хозяйства — молочно-мясное скотоводство, мясное ибеконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовойбазой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности ипр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) икормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур [2; с.370].
Развит морской транспорт,осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции.Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; всоставе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград —незамерзающий порт на Балтийском море.
Несмотря на осуществлениев последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросовзагрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградскойобласти остается неблагополучной. Загрязнение атмосферного воздуха наиболеезначительно в городах с развитой промышленностью, таких как Калининград,Балтийск, Неман, Советск, Светлый, Черняховск и другие. Загрязнение воздушногобассейна области формируется под воздействием выбросов собственных источников ипереноса загрязняющих веществ с сопредельных территорий. Остро стоит проблема загрязненияатмосферы выбросами автомобильного транспорта, вклад которого по областисоставляет 63% суммарного выброса.
Загрязнение речныхсистем, озер и заливов связано с промышленными и сельскохозяйственнымипредприятиями и особенно велико на участках рек, находящихся в городах и нижеих по течению. Воды Вислинского и Куршского заливов постоянно загрязняютсяорганическими веществами, выносимыми реками, и по показателям БПК превышаютпредельно-допустимые концентрации в 2-3 раза, увеличиваясь летом. Нерациональноеиспользование минеральных удобрений для повышения плодородия почв ведет к ихзагрязнению, носящему площадный характер, а нерегулярные и не всегдаобоснованные мелиоративные работы приводят к затоплению и заболачиваниюнизменных территорий. Существует множество несанкционированных свалок, во многих регионах свалки находятся внепосредственной близости от водных артерий. В области имеются 56 потенциальных источниковзагрязнения подземных вод. К наиболее крупным относятся — свалки городовКалининград, Краснознаменск, Советск, Балтийск, пометохранилища птицефабрик«Калининградская», «Гурьевская», иловые поля очистных сооружений городовКалининград, Советск, склад химических удобрений г. Гвардейска.
Большой ущерб природе иприродным ландшафтам области наносят лесные пожары, зачастую инициированныечеловеком, и добыча полезных ископаемых карьерным способом, таких как янтарь,торф, песчано-гравийные смеси, а также путем бурения скважин.
Экологическая ситуацияосложняется главным образом промышленным и животноводческим загрязнениематмосферы, вод, почв в условиях высокого стояния уровня грунтовых вод;загрязнением заливов компонентами сточных вод целлюлозно-бумажногопроизводства, а также фосфором. На территории Калининградской области в настоящее время функционирует6 полигонов захоронения отходов. Большинство муниципальных образований областине имеет очистных сооружений, в регионе не организована переработка твердыхотходов, имеется большое количество несанкционированных свалок. Велики выбросыв атмосферу вредных веществ от промышленных предприятий и автотранспорта, анеочищенными стоками целлюлозно-бумажных заводов и других предприятийзагрязняются трансграничные река Неман, Куршский и Калининградский заливы,местные водоемы и, в конечном счете, Балтийское море.

2. Административные методы решения экологических проблем
В экологическом правеадминистративно-правовой метод опосредуется в специфических формах — нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается вустановлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду,которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этимпредприятиям специальных лицензий на такой выброс, применении мер юридическойответственности, введении соответствующих нормативных стандартов и ограничений,которые должны соблюдать фирмы-производители, а также осуществление прямогоконтроля и лицензирования процессов природопользования.
Лицензирование — системаадминистративно-правового и экономического государственного регулирования иэкологического контроля за пользованием природными ресурсами. Лицензия — эторазрешение на определенный вид деятельности по использованию природного ресурса(выемка, потребление, использование природного ресурса, а также выбросы,сбросы, размещение вредных веществ) с указанием способов контроля за охраной ирациональным использованием природных ресурсов.
Существуют нормативы:качества окружающей среды; допустимого воздействия на окружающую среду;допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогеннойнагрузки; допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числерадиоактивных, иных веществ и микроорганизмов; технологический норматив; нормативыПДК; нормативы допустимых физических воздействий [1; с.124].
В 2008 году разработанПроект постановления Правительства Калининградской области о целевой программе Калининградскойобласти «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008– 2012 годы». Проект Программы подготовлен в соответствии с требованиямиЗемельного, Водного, Лесного кодексов Российской Федерации, Федеральных законов«Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходахпроизводства и потребления». Проект разработан в рамках концепции областной целевойпрограммы экологического оздоровления территории Калининградской области на2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Калининградскойобласти.
Целью проекта Программыявляется оздоровление экологической обстановки на территории Калининградскойобласти, восстановление, предотвращение деградации и сохранение природныхкомплексов Калининградской области. Задача региональной экологической программы- обеспечение эффективной защиты среды обитания населения области. Документпредусматривает разработку направленной на это нормативно-правовой базы,которая «сделала бы экономически невыгодным для предприятий и организацийнеисполнение природоохранного законодательства», а также последовательноерешение накопившихся экологических проблем.
Основными задачами проектаПрограммы определяются:
1. стабилизацияэкологической обстановки в Калининградской области;
2. осуществление мер поохране и воспроизводству природных ресурсов;
3. развитие сети особоохраняемых природных территорий;
4. формированиенормативных правовых и экономических механизмов государственного регулированияв сфере сохранения, изучения, воспроизводства, использования природных ресурсови охраны окружающей среды.
Проект Программы включаетсемь компонентов: водные ресурсы и водопользование, морское побережье, заливы иЮго-Восточная Балтика, атмосферный воздух, земельные ресурсы и почвы, лесныересурсы, разнообразие растительного и животного мира, недра и минеральныересурсы.
Для привлечения средствна осуществление  природоохранных мероприятий необходимо включениеКалининградской области в международные экологические программы, в первую очередь,проводимые под  эгидой  Европейского союза, с учетом влияния, оказываемого трансграничнымпереносом загрязняющих веществ из стран Западной Европы на территорию области.
В Калининградской областивторой год реализуется проект Тасис «Экологический мониторинг и управлениеводными ресурсами в Калининградской области», конечной целью которого являетсяукрепление возможностей управления окружающей средой и обеспечение инструментовдля эффективной защиты водных ресурсов региона.
Вступили в силу законыобласти: «Об охране зеленых насаждений», «Об особенностях регулированияземельных отношений на территории Калининградской области». Вносились измененияи дополнения в действующие региональные законодательные акты: «Об утвержденииобластной целевой Программы «Создание автоматизированной системы ведениягосударственного земельного кадастра и государственного учета объектовнедвижимости на 2003-2007 годы в Калининградской области» и Подпрограммы«Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования ирегулирования земельных и имущественных отношений в Калининградской области на2003-2007 годы», «О рыболовстве и рыбохозяйственной деятельности в Калининградскойобласти», «Об утверждении региональной целевой программы «Социальное развитиесела Калининградской области до 2010 года».
Прокуратурой Центральногорайона города Калининграда совместно со службой по экологическому контролю инадзору Калининградской области на предприятиях, расположенных в районе,проводятся проверки соблюдения экологического законодательства в части выбросовзагрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам проверки на основаниипостановлений прокурора должностные лиц предприятий-нарушителей экологическогозаконодательства привлекаются к административной ответственности.
Меры административноговоздействия за нарушения в сфере санитарного содержания территориймуниципальных образований, принятые в 2008 году Управлением Роспотребнадзора поКалининградской области, по состоянию на 30.04.08 года: составлено 270протоколов, наложено 253 штрафа на сумму 569 тыс. руб., взыскано 168 штрафов насумму 417 тыс. 800 руб., на рассмотрении находятся семь протоколов. Поостальным постановлениям срок добровольной оплаты не истек, в службу судебныхприставов направлено шесть заявлений о возбуждении исполнительного производстваи передан в суд один протокол по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа.
С начала 2008 годасоставлены протоколы об административном правонарушении в отношении 57должностных лиц администраций муниципальных образований, в том числе 19 глав,12 заместителей глав, 18 начальников территориальных отделов и восьмипомощников глав муниципальных образований.

3. Экономические методы решения экологических проблем
Сущность экономическихметодов состоит в организации деятельности управляемых объектов путем созданияпреимуществ в потреблении. Этим управление экономическими методами отличается отстимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономическогохарактера. Роль экономических методов заключается в создании механизмовуправления, стимулирующих средоохранную деятельность и поиск путей минимизацииэкономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемогосостояния окружающей среды и ее отдельных компонентов. В числе экономическихинструментов экологического регулирования можно назвать:
– платежи или налоги заправо пользования природными ресурсами;
– компенсационные платежиза выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение ихкачества, вызванное производственной деятельностью;
– платежи или налоги завыбросы загрязняющих экологически опасных технологий [1; с.87].
Экономическоестимулирование в сфере экологической политики на территории областиосуществляется через предоставление налоговых, кредитных и других льгот, атакже через систему санкций и штрафов.
1. Экономические льготыприменяются при:
а) рациональномиспользовании невозобновляемых природных ресурсов, инвестировании частиполученной прибыли для восстановления возобновляемых природных ресурсов всоответствии с действующим законодательством;
б) внедрение экологическибезопасных технологий хозяйственной и иной деятельности;
в) инвестициях,вкладываемых в экологические проекты и программы;
г) преимущественномиспользовании возобновляемых природных ресурсов (биотопливо, ветро- игидроэнергетика);
д) расширение повторногоиспользования и переработки отходов, сокращение производимых отходов на единицупродукции.
2. Экономические санкцииприменяются при:
а) видах деятельности,ведущих к ухудшению состояния окружающей среды;
б) расточительномиспользовании природных ресурсов и увеличении количества отходов;
в) использованииресурсозатратных технологий.
Ограничение экологическиопасной деятельности в экологическом законодательстве предусматриваетдополнительные материальные затраты на осуществление такого рода деятельности ивключает:
а) установление лимитовиспользования природных ресурсов, лимитов воздействия на окружающую среду;
б) установлениенормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов,выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов идругие виды вредного воздействия;
в) внесение залогов заосуществление экологически опасной деятельности [4].
ЗаконодательствомКалининградской области могут устанавливаться и иные ограничения с целью охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В калининградской областиоснову экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчассоставляют экологические платежи и в меньшей степени – экономические санкции заэкологические правонарушения. Налоговые льготы при осуществленииприродоохранной деятельности крайне незначительны.
В качествеальтернативного или дополняющего элемента экономического механизма охраныокружающей среды к системе экологических платежей и экологических фондов можетбыть предложен такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений. Вобщем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов ираспределение его между источниками выбросов по определенным квотам, запревышение которых автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы. Еслипредприятие в случае расширения производства по технологическим причинамнуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это правоу других предприятий, которые имеют выбросы ниже установленных квот.Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий,которым квоты не выделены. В этом случае экономические отношения по поводузагрязнения окружающей среды устанавливаются не только междуприродопользователем и государством, но и между отдельнымиприродопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливаетправила торговли, мониторинга и контроля. Также принципиально важное значение имеет совершенствованиеучета производственных фондов по охране окружающей среды и усиление контроля запроцессами их воспроизводства.

Заключение
Калининградская областьзанимает важное геополитическое положение и играет особую роль в обеспечениинациональных интересов России в Балтийском регионе и в Европе. Калининградскаяобласть — это единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенныйот остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств имеждународными морскими водами, что обуславливает угрозу хозяйственной ивоенно-политической изоляции области.
В целях улучшения экологическойобстановки и выхода на нормативный уровень показателей, характеризующихсостояние окружающей среды, в ближайшее время необходимо осуществитьстроительство очистных сооружений, систем водоснабжения и канализации в населенныхпунктах области, полигона по утилизации промышленных и бытовых отходов, провестиработы по инженерной защите населенных пунктов области от наводнений изатоплений, берегоукреплению Балтийского моря, улучшению системы водоснабжения,снижению уровня воздействия на окружающую среду производств через внедрение«чистых» технологий, организации единой системы мониторинга окружающей среды. Созданиецентра утилизации и реновации, а также решение вопросов утилизации специальнойтехники и техногенных отходов позволит улучшить экологическую обстановку вобласти и снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Библиографический список
1. Гальперин М.В.Экономические основы природопользования. – М.: Инфра-М, 2004.
2. Гладкий Ю.Н.,Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарика,2004.
3. Глушкова В.Г.,Макар С.В. Экономика природопользования. – М.: Гардарика, 2006.
4. ЗаконКалининградской области от 21 июня 1999 г. N 133 «Об экологической политике в Калининградской области» / www.ocgsen.kaliningrad.ru/
5. Экономикаокружающей среды и природных ресурсов / Под. ред. А.А. Голуба, Г.В. Сафонова. –М.: ГУ ВШЭ, 2005.