1.Региональная политика: цели, объекты и содержание
1.1 Понятие региональнойполитики
Кыргызстанпереживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственныхотношений, отличительной чертой которого является резкое снижение ролигосударства в регулировании экономических процессов, ослабление внутреннихэкономических связей, а результатом – возрастание асимметрии территориальногосоциально-экономического развития и нарушение целостности национальногоэкономического пространства.
В отличиеот других направлений государственного регулирования экономики понятиерегиональная политика не сводится только к управлению региональнымиэкономическими процессами.
Региональная(социально-экономическая) политика государства – сфера деятельности поуправлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитиемстраны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так ирегионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственныхинтеграционных союзов это понятие приобретает и национальный контекст.
Объединениев рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в своюочередь определяет множественность направлений региональной политики, средикоторых основными являются:
Экономическаяполитика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
Социальнаяполитика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровнежизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
Демографическаяполитика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного имеханического движения населения.
Экистическая(поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использованиятерриториальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещенияпроизводства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических,архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
Экологическаяполитика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологическойситуации в регионе.
Научно-техническаяполитика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научныхцентров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.
Однакосвоеобразным жестким ядром региональной политики является реализацияэкономических целей регионального развития, так как механизмы достижениянеобходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежносвязаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованиемфинансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например,формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов иштрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохраннойдеятельности предприятий).
Другойособенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политикиявляется взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегральногоподхода к регулированию региональных процессов.
1.2 Классификация региональной политики
Классификациярегиональной политики может проводится по разнообразным критериям, взависимости от цели анализа. В обобщенном виде классификация региональнойполитики представлена в таблице.
Классификациярегиональной политикиКритерии Виды региональной политики 1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона
· экономическая;
· социальная;
· экистическая;
· экологическая;
· научно-техническая. 2. Цель применения
· выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
· оптимизация использования региональных ресурсов и т.д. 3. Механизм реализации
· автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);
· проблемная (распределение по специальным программам);
· целевая (распределение по конкретным регионам). 4. Форма реализации
· финансовая (трансферты, льготы, штрафы);
· административная (разрешения, запреты, лицензирование);
· инфраструктурная и т.д. 5. Адресаты
· фирмы;
· граждане;
· отрасли;
· территориальные органы власти
Вместе стем, в силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научныхзнаний и как направления государственного регулирования экономики, используемыйею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования,что делает актуальными попытки применить в данной сфере новые приемы и методыисследований, в том числе и методы корпоративного управления,институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляетанализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов региональногорегулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.
2. Этапыстановления региональной политики за рубежом
2.1 Необходимостьрегиональной политики в странах с рыночной экономикой
Выделениерегиональной политики в качестве самостоятельного направления деятельностигосударства произошло сравнительно недавно. За рубежом начало ее формированиякак системного явления непосредственно связано с переосмыслением ролигосударства в экономике, в первую очередь под влиянием Великой Депрессии. ВСССР разработка принципиальных теоретико-методологических основ региональнойполитики началась чуть раньше, в 20-х гг. нашего века, вместе с началом работпо экономическому районированию и определению административно-территориальногоустройства страны.
За этотпериод региональная политика прошла сложный, зачастую мучительный путь развитияв поисках оптимальных моделей взаимодействий разноуровневых субъектов,разрабатывая новые и модифицируя действующие нормы, регулирующие региональныеусловия воспроизводства, совершенствуя теоретические и методологические аспектырегиональных исследований.
Первоначально,в странах с рыночной экономикой под региональной политикой обычно понималсякомплекс различных законодательных, административных и экономическихмероприятий, проводимых как центральными правительственными органами, так итерриториальными органами власти и направленных на развитие так называемыхдепрессивных и вновь осваиваемых районов, выявление рациональной сети городов иих размеров, размещение отдельных предприятий и отраслей промышленности и т.п.
2.2 Основныеэтапы становления региональной политики в странах с развитой рыночнойэкономикой
региональныйэкономика рыночный
В развитиизарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов.
Первыйэтап: 30-е гг. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельнымистаропромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которыхопределялась последствиями кризиса 1929–1933 гг. Тогда региональныемероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании иСША, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслейи слаборазвитые аграрные районы.
Второйэтап: 40–50-е гг. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующихрегиональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) сновапривел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострениюсоциально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районеФранции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантическихштатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании.
Третийэтап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В этот период формируется целостная системарегиональной политики стран Запада. Произошло утверждение системы региональногопрограммирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Нарядус исторически первым направлением региональной политики, связанным с развитиемпроблемных регионов, начинают проводиться мероприятия по разгрузке крупнейшихгородских агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы сталовозможным благодаря устойчивым темпам экономического роста.
Четвертыйэтап: середина 70-х годов 1993 г. (год подписания Маастрихтскихсоглашений). Для этого периода характерно действие двух разнонаправленныхтенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощныйимпульс для проведения принципиально новой наднациональной политики порегулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороныактивизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализациюспецифических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальноеотражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местномсамоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоненового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г.Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузилсяинструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитиесистемы регионального программирования и в какой-то степени стимулироваловыделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональнойполитике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента вгосударственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь,стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развитиястран ЕС.
Активизациякак специфического направления муниципальной политики, обусловлено ускореннымитемпами передачи на муниципальный уровень не только прав, но и обязанностей,ранее возложенных на центральные и региональные органы власти. При этомперемещение полномочий зачастую не подкреплялось перемещением на муниципальныйуровень адекватных источников доходов.
Пятый этап:с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открылодорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотяэти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, онизнаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.
2.3 Позитивный и негативный опят реализации региональной политики
Такимобразом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем руслетрансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике.Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властнымиструктурами стали спецификация и защита Центром прав собственности, возникающихна региональном и местном уровне управления, которая в свою очередь опираетсяна четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения населения чистымиобщественными и локальными общественными благами, а также закрепление затерриториальными органами власти источников дохода, достаточных для выполненияих полномочий. Важную роль в повышении эффективности работы разноуровневыхорганов управления сыграла институционализация норм и правил поведения,складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельныенаправления юридических наук выделились муниципальное и региональное право.
Вместе стем необходимо отметить, что несмотря на расширение самостоятельноститерриториальных органов власти, конечные результаты реализуемых мероприятий взначительной степени определялись сохранением и развитием конституирующей ролиЦентра, выступающего гарантом соблюдения прав как населения отдельныхтерриториальных образований, так и общества в целом.
Безусловно,деятельность государства в сфере региональной политики не является априорноэффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государстваможно отнести:
· несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источникамиих финансирования для органов власти разных уровней;
· несовершенство критериев оценки эффективности деятельностифедеральных, региональных и местных органов власти;
· вероятность достижения результатов, отличных от поставленных(например, в силу асимметричности информации в отношении особенностейсоциально-экономического развития отдельных территорий страны или напротив,манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписанийЦентра);
· неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии илинеэффективности систем межбюджетных отношений).
Однакоравноценных субститутов государству в этой сфере пока не существует идальнейшее развитие региональной политики государств с рыночной экономикой,очевидно, будет идти в направлении совершенствования уже достигнутыхрезультатов.
Литература
1. А.Н. Аюпов, А.А. Абдурашитов, Н.А. БровкоРегиональная экономика, Бишкек 2007.
2. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина,М.В. Степанова. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 686 с. – (Высшееобразование).
3. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банкии биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 38.