МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В г. НОЯБРЬСКЕ ЯНАО
Контрольная работа
Региональная экономическая политика в России
Выполнила студентка 3 курса,
Специальность: Таможенное дело
Содержание
Введение
Глава 1. Региональная политика России
Глава 2. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
Глава 3. Современная региональная политика
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Региональная политика — оченьважная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и насубфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике толькокак о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика — самостоятельнаяи необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей странерегиональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересыгосударства, регионов и населения региональной политике можно вообще говоритьоб этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению,современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя быодному из этих критериев. Поэтому назрела необходимость проведения не толькоразличных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, нотакже и единой и комплексной ”региональной” реформы. В перспективе этареформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном,экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровнейразвития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитиерегиональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитоеправовое демократическое федеративное государство.
Основные задачи региональнойполитики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят вобеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, впостоянном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов всоциальных условиях.
Главная цель региональнойполитики заключается в сохранении единства и целостности России, недопущении еераспада на суверенные территории. Одним из условий этого является обеспечениебаланса общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачив региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики,среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городскихагломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлениюэкологической обстановки и модернизации инфраструктуры.
Необходимо преодолеватьдепрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири иДальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в сельской местностии с этой целью повсеместно внедрять многообразие формсобственности и предпринимательство в аграрной сфере.
Важнейшей задачей являетсястабилизация социально-экономического положения в районах Севера сэкстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленныхнародов.
Глава 1. Региональная политика России
В 1996 г. Указом Президента РФбыли утверждены «Основные положения региональной политики в РоссийскойФедерации», в которых под региональной политикой понимается система целейи задач органов государственной власти по управлению политическим,экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм ихреализации.
Объективными предпосылкамирегиональной политики в Российской Федерации выступает структурнаянеоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном,экономическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобнаянеоднородность вынуждает органы государственной власти принимать любыегосударственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждыйсубъект Российской Федерации имеет свой уровень социально-экономическогоразвития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтомунаправления региональной политики не могут быть стандартными для всех регионов,их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов.
Региональная политика охватываетвсе сферы жизнедеятельности регионального социума, но среди компонентоврегиональной политики выделяются в первую очередь: социальные, направленные насоциальную защиту и поддержку населения, развитие и поддерживание всоответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры; экономические,связанные с повышением эффективности регионального производства с учетомприродно-ресурсного его потенциала, финансовых и материальных ресурсов,развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированиеминвестиционной активности и др.
В целом региональная политика всовременной России направлена на развитие рыночных отношений во всехзаинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитиеперспективных производств и предпринимательских способностей граждан. Региональнаяполитика признана также преодолевать различные диспропорции всоциально-экономическом развитии региона.
Особую роль приобретает региональнаяполитика в период кризисных ситуаций, которые возникают при резком ухудшенииэкономического состояния регионов. Причины возникновения кризисных ситуаций вмасштабе региона могут быть разные:
значительное падение объемовпроизводства;
ухудшение демографическойситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляциинаселения и ухудшению генофонда;
увеличение безработицы свыше 15%от экономически активного населения;
разрушениесоциально-экономической инфраструктуры;
неконтролируемый приток беженцеви иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.
Для преодоления кризисныхситуаций требуется дополнительное вмешательство федеральных органовгосударственной власти, вплоть до внедрения чрезвычайных методов управлениярегионов.
Основными направлениямирегиональной политики являются:
координирование взаимодействияуровней управления экономикой как на региональном уровне, так и наобщегосударственном;
определение эффективногонаправления специализации региона с учетом особенностей региона;
подъем экономики депрессивныхрайонов;
освоение новых районов, с учетомих ресурсного потенциала;
проведение единой социальнойполитики и др.
Глава 2. Региональная политика России: концепции,проблемы, решения
Региональная политика — это целостное и самодостаточное звенополитической основы общества, без которого последнее, и каждый человек вотдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успехасуществовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» сгосударством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.
Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживатьбаланс различных интересов. Региональная политика — не исключение. Она в тоймере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизированкомпромисс между региональными интересами государства и местными интересамисамих регионов.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политикиможет и должна стать устойчивость, стабильность меж — и внутрирегиональныхотношений.
Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущениенеобратимой территориальной дезинтеграции государства. Главным же интересомкаждого региона — блокирование необратимого распада сферы, сбалансированностьсоциальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение наэтой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованнойсферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается,что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала естьмощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно наместном уровне — и это одна из первейших задач региональной политики и самихрегионов, и государства.
Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, — этото, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развитиявсех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории ис учетом местных условий. Государственная региональная политика призванаобеспечить дееспособность региональной политики на местах. Объект региональнойполитики — взаимосвязи и отношения между регионами. Главный региональныйинтерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативныхпроявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, какподдержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того,чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутреннийпотенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможностигосударственной помощи. Местные интересы определяются обеспечениемполнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека,общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базезадействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.
Только с осознанием общественнойнеобходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появитсявозможность решения общероссийских проблем:
начавшееся хозяйственноеобособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношенияхрегиональных структур власти и управления с общегосударственными;
национально-этническое развитиеи дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликтысоциального и общественно-политического характера;
формирование собственнойрегиональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическаястабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северныхтерриторий);
выделение и функционированиерегионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральныеохраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
Процессы национальноговозрождения нередко перерастают в национализм, и возникают сепаратистскиетенденции в субъектах федерации. Источниками национализма и сепаратизмаявляются представления об ущемленности национальных интересов и претензии нацийна приоритетные права. Республики и автономии решили стать действительносуверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственныхобразований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. Вэтих демократических, по сути, стремлениях, проявилось и стремление обеспечитьприоритетные права коренной нации за счет других национальностей. Национальныедвижения подчас становятся по мере своей радикализации явно националистическими.Сепаратизм в этническом варианте — это выход из существующей системы или ееразрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурнойобщности. Но самоопределение наций подразумевает не сепаратизм, а, преждевсего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизми национализм становятся причинами конфликтов, в основе которых лежит не толькосепаратизм и проблемы прав национальных меньшинств, но и политическаявнутренняя борьба за власть. Чаще всего они связаны со статусными илитерриториальными претензиями. Эти явления в постсоветском пространстве вкакой-то мере были предопределены факторами:
массовыми депортациями малыхнародов и ликвидацией национально-территориальных образований;
репрессиями в отношениинациональных представителей культуры, науки во времена сталинского режима;
размещением нетрадиционныхпроизводств;
реализация «проектов века»,деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экол. ухудшениям в рядерайонов Севера, Сибири.
Проблемы национализма исепаратизма усугубляются:
экономическими причинами (экономическийкризис, безработица, обнищание);
социально-психологическими (межнациональныебарьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытыйнационализм, амбиции национальных вождей);
территориальными и другими.Глава 3. Современнаярегиональная политика
Региональная политикафедеральных властей в России должна включать такие элементы, как:
конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектамиФедерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
согласование интересов территорий с различным статусом (национальныереспублики — области) и различных этнических групп. Экономическая составляющаярегиональной политики рассматривается президентскими структурами скорее, каксредство решения, как они считают, действительных проблем — сохранениецелостности государства и поддержание межнациональной стабильности.
Распад Федерации рассматривается как постоянная угроза. Для удержания подконтролем центробежных тенденций главные усилия она направляет на соблюдениебазовых конституционных принципов (равноправие субъектов Федерации, единствогосударственного строя, отсутствие внутренних экономических границ). Исключительносиловыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставкаделается на разработку и осуществление новой региональной стратегии российскогогосударства, направленной на преодоление дифференциации регионов по уровнюжизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход отузкоэкономических к более широким — общественным и социальным целям.
Кроме того, существует необходимость реформирования налоговой системы (сразделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации) иокончательно разграничить федеральную и региональную собственность. Актуальнапроблема создания Федерального фонда регионального развития, ориентированногона поддержку экономических депрессивных регионов и формируемого за счеттерриториальной ренты, изымаемой в более благоприятных регионах.
В области экономики ключевым элементом региональной политики являетсяпредоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономическихотношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода. Важнымэлементом региональной политики является региональная политика в сферемежнациональных отношений.
В настоящее время обеспечениегосударственного единство РФ, решение проблем повышения эффективностиуправления государством, устранение экономической и бюджетной асимметриивидится не в сокращении количества субъектов РФ, а в усилении региональнойполитики, повышении авторитета федерального Центра и укреплении доверия к немусо стороны регионов и всего населения. Региональная политика должнаосновываться на идеях:
национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всемнационально — и административно-территориальным единицам подлинного равноправия);
преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особоезначение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр — республики, Центр — регионы (края, области, города),
освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важнообратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нуждэтнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства). Низкаяоценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своимбудущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды,расширением масштабов русского национального движения, более жесткимпротиводействием антирусским настроениям и акциям.
учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, иДальнего Востока)
укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себяЦентру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей.
Новая региональная политикаРоссии рассчитана на 10 лет. Основные цели (политические):
обеспечение экономических, социальных и правовых основ федерализма,
создание единого экономического пространства,
становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Решив эти проблемы, можно решатьвсе остальные задачи (экономические, социальные, экологические, демографическиеи т.д.).
Социально-экономические задачирегиональной политики:
выравнивание социально-экономических условий, создание условий дляэкономического роста;
обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты,гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.
Методы региональной политики: прямыеи косвенные. Прямые методы региональной политики — это когда государствонапрямую финансирует регионы. Федеральное Правительство предоставляет регионамтрансферты, субвенции — финансовые средства, выделяемые для целевогофинансирования бюджетов субъектов РФ. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.Этот метод широко применяется в России, реже на Западе. Косвенные методы — этокогда государство создает благоприятные условия для развития регионов. Этотметод преобладает на Западе, применяется и в России. Реализуется он через:
нормативное регулирование путем установления общих правил (например,налогового законодательства),
путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например,ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),
координацию и общее направление деятельности регионов, содействие ееуспешному осуществлению,
определение приоритетов и стимулирование этого направление в регионе.
Развитие регионов во многомзависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условияхэкономического кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегдарационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектамразличных льгот и привилегий на основе «Договоров о разграничениипредметов ведения и полномочий», сегодня около 40 субъектов РФ имеютособый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызываютпротивостояние регионов и способствуют желанию «тянуть одеяло на себя».Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношенийцентра с регионами.
Хотя в Конституции существуетпринцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задачарегиональной политики — установить это равноправие. Государство можетпредоставить равные права, но их использование — проблема каждого региона. Создатьблагоприятные условия во всех регионах невозможно, но возможно их выравнивание.Существует 3 принципа выравнивания регионов:
отсталые регионы должны достичьуровня развития самых высокоразвитых регионов;
принципы компенсирования, т.е. различия,которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы;
комплексное выравниваниесоциально-экономических уровней развития регионов (улучшение качества жизничеловека).
Все эти задачи имеютстратегический характер.
Региональная политика внастоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничностьстраны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственнойтерритории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того этообуславливает значительное число проблем. Одна из них — нечеткое распределениероссийским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция идвухсторонние договоры создают столь «широкое» и аморфное правовоеполе, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеетвозможность трактовать конституционные основы развития российского общества всвою пользу.
Следующей важной проблемойявляется неравенство субъектов Российской Федерации, обусловленноефункционированием института двусторонних договоров и соглашений между Центром ирегионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углублятьсятенденция повышения правового и социально-экономического статуса субъектовФедерации, подписавших подобные договоры и соглашения с Центром, по сравнениюсо статусом субъектов федерации, не подписавших таких договоров. Договорнойпроцесс затрагивает и сферу бюджетного федерализма, — ряд регионов увеличиваютсвои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системыфинансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации региональногонеравенства — возникает система узаконенного неравенства федеративных отношений.
Еще одна проблема региональнойполитики связана с эскалацией потенциала этнической конфликтности под влияниемдоставшейся от советской эпохи идеологемы «национальной государственности».Возникает проблема отношений между представителями титульной нации и прочимипостоянными жителями «национального» региона. Существует у рядарегионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральнойвластью. Большая часть которых разрешается путем переговоров. Не решенные всвое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральнымцентром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов РоссийскойФедерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 — автономныеобразования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют.Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий иэтноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести ккризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощьюправильной региональной политики.
Заключение
Для выполнения главной задачи врегиональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики,среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городскихагломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлениюэкологической обстановки и модернизации инфраструктуры.
Необходимо преодолеватьдепрессивное состояние отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири иДальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в сельской местностии с этой целью повсеместно внедрять многообразие форм собственности ипредпринимательство в аграрной сфере.
Список использованной литературы
1. Игнатов В.Г., Бутов В. И Регионоведение (методология, политика,экономика, право). — Ростов-на-Дону: Март, 1998 г.
2. Волков Ю.Г. Регионоведение: — М: 2002 г.
3. Морозова Т.Г. Региональная экономика: — М: 1999 г.
4. Морозова Т.Г. Региональная экономика: — М: 2004 г.
5. Хрущева А.Т. Экономическая и социальная география России: — М: 2006г
6. Семенов. Экономическая география России: — М: 2000 г.
7. Плеханова Г.В. Экономическая география: — М: 1999 г.