–PAGE_BREAK– Особое внимание сегодня уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, устройству детей-сирот в семьи, укреплению института семьи. На совещании в Кремле по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, избранный Президент России сообщил, что в 2007году в результате предпринятых государством шагов 180 тыс. детей обрели новые семьи, однако порядка 170 тыс. малышей до сих пор находятся в специальных учреждениях. Он напомнил, что Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ «О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделяется более 5 млрд. руб.
В целях укрепления института семьи 2008 год на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 объявлен Годом семьи в Российской Федерации.
Предусматривается более активное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленьких детей, организации семейного отдыха и досуга, укрепления здоровья и профилактики заболеваемости.
Таким образом, можно смело сказать, что государство активно проявляет заботу о своих гражданах.
Правовые основы социальной защиты — раздел законодательства, регулирующий систему мер социальной защиты: гарантии, нормы, обязанности, распределение функций. Правовая база социальной защиты строится на трёх уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Наиболее значимым международным актом в сфере прав социального обеспечения является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Особенно важна ст. 22, в которой закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В защите прав ребёнка ведущей является Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Ключевым документом Федерального уровня является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993г. В Конституции в статье 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
В соответствии с Конституцией РФ закрепившей права человека в области социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в других случаях, установленных законом (Статья 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; под защитой государства находится материнство, детство, семья.
Цели и принципы государственной политики в отношении детей, правовые основы прав ребенка определены в Федеральном законе от 24.06.98г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.
Реализация направлений социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов основывается на законодательных документах, к которым относятся Федеральные законы Российской Федерации:
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004 г.);
«О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.);
«О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004г);
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195- ФЗ гласит, что каждому гражданину РФ гарантируется право на социальное обеспечение. Россия как социальное государство берёт на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Федеральный закон 122-ФЗ содержит свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом. Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам.
Право человека на социальное обеспечение гарантируется Федеральными законами «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17декабря 2001г.; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. (о социальных пенсиях).
На региональном уровне социальные службы руководствуются областными законами, постановлениями правительства ЕАО, приказами председателя комитета социальной защиты населения правительства ЕАО.
1.3 Система социальной защиты населения и ее структура
Термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.
Развитие отдельных элементов системы социальной защиты происходит неравномерно, в другом – нарождаются новые, обусловленные новыми экономическим и социальными реалиями.
Система социальной защиты населения в Российской Федерации, состоит из четырех основных блоков:
1. Система социального обеспечения.
2. Система социального страхования (обязательного и добровольного);
3. Система социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также его негосударственный благотворительный сектор;
4. Блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.
Рассмотрим подробнее каждый блок, который в свою очередь является подсистемой системы социальной защиты населения. Социальное обеспечение — государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.
Социальное обеспечение — система социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Рассмотрим формулу Глоссаария «Социальное обеспечение» Приложение № 2.
Система включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и других жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода.
Социальное обеспечение предоставляется в денежной (в виде пенсий, пособий) и натуральной (в виде социального обслуживания) формах.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. функции назначения, выплаты пенсий переданы Пенсионному Фонду РФ, а с 1 января 2002г. определен статус ПФ РФ как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.
В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации играет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.
Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионного обеспечния граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Основными видами социального обслуживания являются: материальная помощь, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.
В настоящее время в России, в связи с переходом к рыночной экономике, на базе концепций и программ, утверждённых правительством РФ, создана новая государственная система социального обеспечения.
Сущность новой для России отрасли – социального обслуживания определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого-педагогических, социально – правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Реализация направлений по социальному обеспечению гарантирована Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.95г. с изменениями от 22 августа 2004 года, где даны основные понятия, принципы социального обслуживания, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, общие основания для бесплатного обслуживания.
Большое значение имеет определение законом понятия «трудная жизненная ситуация», служащего основным признаком для оказания социальных услуг. Это ситуация, которая, во – первых, объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства и т.п.) и, во – вторых, которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Наиболее рельефно гуманитарный облик государства просматривается в области социального обеспечения и социального обслуживания инвалидов, пожилых людей, людей с ограничениями жизнедеятельности. В России насчитывается около 10 млн. людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Среди них, по официальным данным, 600тыс. детей-инвалидов.
Социальную политику в отношении инвалидов определяют Федеральные законы РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 18 октября 2007года) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.)
В законе 122-ФЗ прописано, что преимущественное право на бытовое обслуживание имеют пожилые граждане и инвалиды: «Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, и других обстоятельств».
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению. Являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитию услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий проживания в них. [9; 321]
Главной целью бытового обслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечения их участия в посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
Система социального страхования (обязательного и добровольного)- система отношений по распределению и перераспределению национального дохода. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование – основной организационно – правовой механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное, медицинское и социальное страхование. Каждый вид страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определённого вида социального риска.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России активно идет процесс формирования системы социального страхования.
Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальное страхование определяется также как система денежных пособий по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В Российской Федерации существует четыре вида обязательного социального страхования:
1) пенсионное,
2) медицинское,
3) социальное на случай временной нетрудоспособности,
продолжение
–PAGE_BREAK–4) социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
www.fss.ru/index.shtmlСоциальное страхование выполняет функции компенсации социального риска. Риск — это состояние неопределенности при принятии управленческих решений. Понятие «риск» — базообразующее при формировании, модернизации, реформировании системы социальной защиты. Социальный риск может привести или уже привел к полной или частичной потере индивиду, социальной группе, в целом населению возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения».
Согласно ст.7 Федерального закона от16 июля 1999г. № 165-ФЗ « Об основах обязательного социального страхования» существуют следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье или профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости и потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Фонд социального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной собственности.
Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет:
обязательное государственное страхование
– обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов),
— обеспечение пособиями, связанными с материнством,
— обеспечение пособиями, по беременности и родам,
— при рождении ребёнка,
— по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет,
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
— дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
— обеспечение социальными пособиями на погребение;
— санаторно-курортное лечение работников и детей;
— оплата содержания детей в оздоровительных лагерях; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
— пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья;
— единовременная страховая выплата;
— ежемесячные страховые выплаты;
— дополнительные расходы на медицинскую, социальную профессиональную реабилитацию пострадавших;
— санаторно-курортное обслуживание льготной категории граждан (122 ФЗ);
— обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.
В современных условиях России в социальном страховании важнейшее значение имеет страховой полис обязательного медицинского обслуживания, представляющий собой документ, удостоверяющий право гражданина получать медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях за счёт фондов обязательного медицинского страхования. Особая важность этого вида социального страхования объясняется обездоленностью большинства населения страны.
Специфика социального страхования заключается в том, что оно является формой социальной защиты экономически активного населения от различных социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержки государства.
Социальное страхование, как и любое страхование, вообще выполняет функции не только компенсации социального риска, то есть преодоления неблагоприятных последствий тяжелой материальной ситуации, но и ее предупреждения. В этом главное отличие социального страхования от социального обеспечения, которое предоставляется только в неблагоприятных ситуациях.
Ученые справедливо отмечают, что разработка проблем социального страхования давно признана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к построению надежных и высокоэффективных систем социальной защиты населения.
Система социальной помощи (поддержки), включает в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор.
Социальная помощь — поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь направлена на повышение жизненного уровня малообеспеченных и уязвимых групп населения.
Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся.
Сегодня каждый пятый житель России находится в пенсионном возрасте. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи и социальных услугах. [23; 2]
К социальным объектам социальной помощи относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди, вдовы и матери военнослужащих, погибших в ВОВ и других войнах в мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки; многодетные семьи; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений и другие уязвимые категории населения.
Закон РФ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов № 122-ФЗ юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг.
В ст.16-24 гл. III рассматриваются формы социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); социально-консультативная помощь.
В ст. 24 установлены размеры и порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.
В настоящее время государство в лице Президента, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации инициирует социальную поддержку инвалидов, приняты Указы Президента:
— Указ Президента РФ №685 от 6мая 2008 г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и
— Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».
В Указе №685 от 6мая 2008 г предусмотрены меры по обеспечению отдельных категорий граждан (инвалиды ВОВ, участники боевых действий, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и другим категориям граждан) бесплатными легковыми автомобилями или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей. [3. Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008г. сайт Минздравсоцразвития России: www.minzdravsoc.ru]
Указ от 13 мая 2008г. «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» устанавливает с 1июля 2008г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. [3: www.minzdravsoc.ru]
В систему социальной защиты населения входит блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций (преимуществ, льгот) и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.
Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.
Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:
1) путём увеличения доходов на определённый процент через определённое время (раз в год, раз в квартал);
2) путём корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.
Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных).
Выплаты по индексации осуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.
Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения и т.д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.
Каждый из этих способов регулирования доходов имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики.
Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическую систему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».[22; 67]
2. Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО
Формирование федеральной системы социального обеспечения, возрождение страховых начал в социальном обеспечении обусловили качественно новое содержание социальной защиты населения на всем социальном пространстве России.
Социальная защита населения в регионах Российской Федерации осуществляется на федеральном и региональном уровнях. С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в социальной сфере.
Территория ЕАО составляет 36, 3 тыс.кв. км. На территории Еврейской автономной области по состоянию на 1 января 2008 г. проживает 185,5 тыс. человек, В состав ЕАО входит пять районов:
Биробиджанский район, 13.6 тыс. человек;
Ленинский район, 22.1 тыс. человек;
Облученский район, 34.0 тыс. человек;
Октябрьский район, 12.9 тыс. человек;
Смидовичский район, 27.8 тыс. человек.
В г. Биробиджане проживает 75,1 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в ЕАО ниже среднестатистических российских показателей. Так, в России средняя продолжительность жизни мужчин – 58 лет, в ЕАО – 54 года, женщин — 72 года, в ЕАО — 59 лет соответственно.
Приведу статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО (Еврстат). По предварительной оценке на 1. 03. 2008 года численность постоянного населения составила 185,5 тыс. человек и уменьшилась за январь-февраль 2008г. на 79 человек. ( См. Приложение № 4). Величина прожиточного минимума за I квартал 2008 года для пенсионеров составила 4.057 рублей. [8; Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по ЕАО. (Евростат) — evrstat.ru/].
Численность пенсионеров в Еврейской автономной области составляет 45337 человек. Средний размер трудовой пенсии – 4011 рублей
по старости – 4302 рубля
по инвалидности – 2871 рубль. [ ГУ ОПФ по ЕАО s031a.031.pfr.ru/].
Единая система социальной защиты населения ЕАО представлена Региональными отделениями Федеральных фондов РФ и региональным органом управления социальной защиты – Комитетом социальной защиты населения ЕАО при Правительстве ЕАО со своей структурой и подведомственными учреждениями. Комитету подведомственны учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный Фонд РФ; Фонд социального страхования; Фонд обязательного медицинского страхования. В нашем регионе, как и в других регионах России, их представляют региональные отделения федеральных фондов РФ:
Региональное отделение Пенсионного Фонда РФ по ЕАО;
Региональное отделение Фонда социального страхования;
Региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов социального характера за январь-декабрь 2007 года дано в Приложении № 6; Динамику расходов внебюджетных фондов социального характера см. в Приложении № 7.
Пенсионный фонд РФ на территории нашей области представляет Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЕАО со своей организационной структурой. Структура прилагается. (См. Приложение № 10, лист 1).
Отделение ПФ РФ по ЕАО в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы — консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».
Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. В нашем регионе его представительство обеспечивается Региональным отделением Фонда социального страхования с перечисленными функциями.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования. В нашем регионе его представляет Региональное отделение Фонда обязательного медицинского страхования в ЕАО.
Пенсионный Фонд РФ — одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации.
Фонды социальной поддержки населения один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Эти фонды созданные с целью социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система фондов социальной поддержки населения состоит из федерального и территориальных фондов. Основные направления расходования средств этого фонда определяет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения. На территории нашей области контроль за расходованием средств осуществляет Комитет социальной защиты населения при правительстве ЕАО.
продолжение
–PAGE_BREAK–