Региональная молодежная политика (на примере Белгородской области)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГОУПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Курсовая работа
Региональная молодежная политика (напримере Белгородской области)
 
студента дневного отделения
3 курса группы 180803
Абдул Хуссайна Фрайдуна
Научный руководитель:
к.с.н., ст. преподаватель
Г.Н. Гайдукова
Белгород 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙМОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕПРОЦЕССОВ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования. Вопросы формирования и реализациимолодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических,социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не толькомолодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российскогообщества. Молодежь — самая динамичная, энергичная и критически мыслящая егочасть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным итворческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особоезначение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которыхосуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такогорадикального изменения общества во многом зависят от желания или нежеланиямолодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированностив социальную структуру общества.
У нового поколения усиливаются такиекачества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность кжизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, котораядолжна перейти и уже переходит в позитивные иконструктивные формы проявления активности молодежи. Негативные и позитивныетенденции в становлении и развитии молодежи на современном этане чрезвычайноактуализируют проблему молодежной политики. Молодежь — та часть российскогообщества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшегоразвития России. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежьдолжна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Современный этапгосударственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска инакопления нового социально-политического опыта ее формирования ифункционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системыорганов самоуправления на местах предопределило современную региональнуюмолодежную политику, реализацию программ и мероприятий обращенных к молодомупоколению того или иного региона. Между тем, проведение эффективной молодежнойполитики в регионе невозможно без фундаментальной теоретической базы иметодологических оснований, которые в настоящий момент только складываются инаходятся в стадии разработки. Все это делает более актуальным исследованиерегиональной молодежной политики.
Степень изученности темы. Результатыизучения литературных источников и конституционно-правовых актовсвидетельствует о том, что в обществе всегда осуществляется молодежнаяполитика. Она привлекает внимание философов, социологов, политологов, историкови юристов. Их труды посвящены определению места, роли, сущности[1],этапам становления региональной молодежной политики.Необходимостьисследования конституционно-правовых основ государственной молодежной политикиобъясняется тем, что в Конституции РФ прямо не определены права молодежи, а онивытекают из общих прав человека и гражданина.
Более того, впервые в РФ термин «молодежь»был определен в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связис совершенствованием разграничения полномочий», а лица в возрасте от 14 до 30лет отнесены к числу молодежи Постановлением Верховного Совета РФ в 1993 году вОсновных направлениях государственной молодежной политики в РоссийскойФедерации.
При разработке конституционно-правовых основ гocyдарственноймолодежной политики учитывались концептуальные основы общей теории права,правовой политики, конституционного права, муниципального права, прав граждан,содержащиеся в трудах С.А. Авакьяна, В.И. Абрамова,
M.B. Баглая,О.В. Кузнецовой, В.О. Лучина[2].
Проблема исследования – состоитв противоречие между ученым:
1) Не достаток информации.
2) Внедрение технологической базы.
3) Отсутствие способов управленческойдеятельности.
Объект исследования – региональнаямолодежная политика.
Предмет исследования – процессыреализациямолодежной политики на региональном уровне.
Цель исследования – разработатьрекомендации по совершенствованию региональной молодежной политики.
Исходя из определения цели можно выявить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основымолодежной политики;
2) изучить практику реализации региональноймолодежной политики;
3) выявить направлениясовершенствования региональной молодежной политики региональном уровне.
Теоретико-методологическую базуисследования составил структурно-функциональный подход, благодаря которому входе исследования выявили функции, составляющие структуру молодежной политики,а также системный подход.
Основными методами реализации данной проблеме является обеспечениемаксимальную возможность различных технологий.
Эмпирической базой исследованиявыступили нормативно-правовые акты, публикации и статьи, касающиеся проблеммолодежной политики.
Структура работы включает всебя введение, три раздела, заключение и список источников и литературы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙПОЛИТИКИ
региональная молодежная политика государственный
Определение«молодежной политики», на первый взгляд, не отличается особой сложностью. В«Политической энциклопедии» молодежная политика рассматривается как «комплексспециальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятныхусловий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической возрастнойсоциальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности»[3].Данное понятие включает в себя сложноструктурированную многофункциональнуюсистему с конкретно-историческим содержанием.
Молодежнаяполитика как целенаправленная деятельность государства и общества по отношениюк молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50-60-е годы XX века.Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций. В документеООН «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществлениясоответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», одобренном на 40-йсессии Генеральной Ассамблеи в 1985 году, содержались конкретные рекомендацииправительствам по выработке национальной политики в отношении молодогопоколения.
Начавшийсяпроцесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х — начале 90-хгодов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране.Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началахгосударственной молодежной политики в СССР».
В даннойобласти это был первый нормативный акт, не только заложивший фундамент длядальнейшего выстраивания этой системы, но и обозначивший государственнуюмолодежную политику как государственную деятельность с привлечениемнегосударственных субъектов[4]. Это было обусловлено нетолько переходными процессами, происходящими в российском обществе, но имировой тенденцией «переосмысления роли государства в жизни общества иэффективной социализации молодежи как важного фактора будущего общества»[5].
Наиболееприемлемое определение «молодежной политики» дает В.Т. Лисовский. Онрассматривает ее как «молодежный срез» государственной (общенациональной),муниципальной (региональной, районной) социально-экономической политики, котораятакже может осуществляться частными, общественными организациями и фондами[6].Главной целью молодежной политики ученый считает создание «необходимыхсоциальных условий для развития молодежи посредством государственной иобщественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи,формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимуловк саморазвитию и самореализации».
Такимобразом, можно определить структурную иерархию отношений в молодежной политике.Прежде всего объектом молодежной политики являются:
а) вшироком смысле — дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с моментарождения до 30 лет;
б) вузком смысле — только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. «Реальностью молодежнаяполитика становится тогда, когда она приближена к своему объекту, когда онареально, а не теоретически оказывает на него свое воздействие».«Государственная молодежная политика в широком смысле — это внутренняя политикагосударства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальнойполитики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего ипрежде всего замыкается на молодежи». В этом плане главным в молодежнойполитике становится повышение субъектности молодежи как социальной группы имолодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных игосударственно-общественных интересов.
Вроссийском обществе на современном этапе формирования гражданского обществавыстраивается многосубъектность общественно-политической,социально-экономической и культурной жизни. В молодежной политике этакатегории, предполагающая взаимодействие множества независимых друг от другасубъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного нанормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так какмолодежь представляет собой настоящее и будущее страны.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит егожизнеспособность.
Ошибочноутверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные иреакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, никонсервативна по своей природе — она потенция, готовая к любому начинанию. Бытьмолодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношенияхаутсайдером. И можно утверждать, что подросток — эта та общественная сила,которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимаетустановленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладаетзакрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера.Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политическойсоциализации молодежи.
Задачамолодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конецдуховному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощениясвоих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.
Дляэффективного управления молодежной политикой необходимо осуществление прямой иобратной связи между ее субъектом и объектом, со всей их сложной иерархичнойструктурой и содержательной наполненностью именно в региональном аспекте.
Понятие«молодежной политики» представляется сложной, многослойной системойсубъектно-объектных отношений. В связи с этим само определение региональноймолодежной политики также отличается неоднозначностью. В теоретическом планездесь следует выделить две составляющие.
Вшироком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальнойполитики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов,обеспечивать их координацию и согласованность в общем комплексе деятельности вобласти решения проблем молодежи.
Структурав сфере государственной молодежной политики начала формироваться в России в1992 году, с момента создания Комитета РФ по делам молодежи, который былпризван координировать деятельность по осуществлению государственной политики вотношении молодежи в стране. Огромный вред создающейся системе государственноймолодежной политики в 1993-2000 годах нанесли неоднократные ликвидациифедерального органа по делам молодежи, а затем растянутые во времени действия поего восстановлению и трансформации в Департамент по молодежной политике спередачей его вопросов в ведение Министерства образования РФ. Этот процессчастично подорвал координационные межведомственные связи в этой области нафедеральном и региональном уровнях, нарушил согласованное взаимодействие данныхуровней.
Региональнаямолодежная политика является структурным элементам политики в целом. Следовательно,ей присущи свои функции, практическая реализация которых заключается воптимальном сочетании ее федеральной и локальной моделей с учетом деятельностивсех субъектов. Структурно все функции молодежной политики можно подразделитьна системообразующие и стратегические[7].
Ксистемообразующим функциям, относятся целеориентирующая, разграничительная,интегративная, организационно-технологическая, сохранно-воспроизводственная,развивающе-адаптивная функции и имидж-функция.
Целеориентирующаяфункция призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития иреализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетомсоциально-экономических возможностей конкретного региона. Именно в нейотражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые путем«обратной связи» коррелируются с ценностями, интересами и потребностями самоймолодежи.
Особуюроль в региональной молодежной политике играют разграничительная иинтегративная функции. Первая (разграничительная) связана с проведением в жизньобщества и государства интересов молодежи как особой социально-демографическойгруппы, с одной стороны, и с другой стороны, с разграничением полномочий иинтересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ееосуществлению. Вторая предполагает слияние различных социальных групп молодежии их интересов с целью обеспечения устойчивости, равновесия и целостностиобщества, предотвращение и регулирование процессов социальной дифференциации вих среде, а также взаимодействие и скоординированность деятельности всехсубъектов региональной молодежной политики.
С однойстороны, общественная составляющая характеризуется наличием представительной,инициативно-инновационной, совещательной и защитной функциями. С другойстороны, государство в лицо своих региональных органов в области молодежнойполитики осуществляет законодательную, концептуально-деятельную, организационно-институциональнуюи стимулирующую функции. При этом государство и общественные организации ужесегодня являются полноценными партнерами в реализации молодежной политики нарегиональном уровне, в координации усилий по созданию условий для полноценногоразвития молодого поколения.
Имидж-функциянаправлена на процедуру общественного признания региональной молодежнойполитики, на сохранение и изменение государственной структуры и организации вданной области; на создание атмосферы доброжелательности и доверия со сторонысамой молодежи, выступающей в качестве ее объекта, а также со стороны другихсоциальных групп, представляющих свои интересы в общественно-политической жизниобщества; на обеспечение информирования общественности о работе государственныхорганов и общественных организаций в этой сфере. Данная функция непосредственносвязана с повышением уровня легитимации региональной молодежной политики.
Особоезначение имеет организационно-технологическая функция, так как она учитываетособенности политического, экономического, социального и культурного укладажизни конкретного региона. В результате региональных исследований социальногоположения молодежи разрабатываются не только социальные программы и проекты, нои технологии их реализации. Данная соционженерная деятельность непосредственносвязана с процессом формирования новой социально-правовой среды, способствующейполноценной социализации молодежи, ее самореализации.
Наиболееактуальными на сегодняшний день являются сохранно-воспроизводственная иразвивающе-адаптивная функции региональной молодежной политики. Реализация этихфункций осуществляется через социализацию и воспитание, подразумевающеевоспроизводство граждан как субъектов социального и политического порядка;культуру как систему сохранения, воспроизводства, создания, трансляции иразвития нормативно-ценностных механизмов и структур, характерную для данногорегиона; процесс институционализации, то есть воспроизводства, формирования иразвития политических институтов в области молодежной политики; социальныйконтроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи данногорегиона для поддержания нормативно-организационного порядка в политическихструктурах; подготовку будущих кадров для решения комплекса проблем, связанныхс подбором, назначением и сменой лидеров, политических деятелей, сформированием органов государственной и региональной власти.
Стратегическимифункциями является идеологическая, инновационная и человекотворческая функции.
Идеологическаяфункция направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересовмолодежи как социальной группы. Данная функция в современных условиях особенноактуальна именно на региональном уровне, который реально соприкасается спроцессом морально-нравственного становления современной молодежи.Инновационная функция, свойственная молодежной политике в целом и региональноймолодежной политике в частности, предполагает не только формирование иреализацию молодым поколением новых идей, видов деятельности и так далее, но ипреемственность, смысл которой заключается в отсутствии зависимостистратегически-целевых констант рассматриваемой политики от организационныхперемен в управлении государством, сменой политических лидеров и должностныхлиц федеральных и региональных органов власти в течении 10-15 лет.
Молодежнаяполитика именно регионального уровня должна выполнять главную функцию всеймолодежной политики, которую А.П. Скробов определил как человекотворческую,«позволяя личности молодого человека конструировать себя как самостоятельныйсоциально активный субъект, обеспечивать инновационность социального развития иобщества, и самого себя».
Врезультате можно сказать, что понятие «молодежная политика», не смотря напростоту своего звучания отличается особой сложностью и многоуровневой системойотношений. Также можно сказать, что приведенная типологизация функциймолодежной политики не претендует на всеохватывающий, исчерпывающий анализ. Темне менее, она помогает глубже понять уже существующие и выработать новыемеханизмы, способствующие реализации основных функций региональной политики вотношении к молодому поколению, тем самым способствовать улучшению положения вобласти молодежной политики.
Послевышесказанного подведем вывод: во первых – молодежная политика рассматриваетсякак комплекс специальных мероприятий государства, направленных на созданиеблагоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптациюспецифической и личной жизнедеятельности.
Вовторых – главной целью молодежной политики считается создание «необходимыхсоциальных условий для развития молодежи посредством государственной иобщественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи,формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимуловк саморазвитию и самореализации».
Втретьих – можно определить структурную иерархию отношений в молодежнойполитике. Прежде всего объектом молодежной политики являются:
А) вшироком смысле – дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с моментарождения до 30 лет;
Б) вузком смысле – только молодежь в возрасте от 14 до 30 ле
 

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
 
Вступлениев третье тысячелетие можно рассматривать как новую стадиюсоциально-экономического развития России, расставляющую другие акценты иприоритеты во взаимоотношениях молодежи, рынка, общества и государства,Федерального Центра и Субъекта Федерации. Становление региональной молодежнойполитики России происходит в процессе формировании социальной политики,коренных преобразований главных ценностей социально ориентированногогосударства. Смена коллективизма и социальной справедливости на индивидуальныедостижения и конкуренцию, переход от равенства результатов к равенствувозможностей, усиленное внимание к проблеме прав и свобод человека впостиндустриальном обществе сопровождается процессом трансформации ролигосударства.
Социальныепроблемы молодежи, требующие решении со стороны органов государственной власти,являются неотъемлемыми от общей социально-экономической ситуации, сложившейся какв стране, так и в области. Проблемы молодежи неотделимы от проблем всегонаселения, являясь частью общего. Решая проблемы молодого поколения в виденамеченных приоритетов сегодня, органы власти и управления избавляют себя, да иобщество в целом от большинства нерешенных задач завтра.
Формированиемногосубъектности молодежной политики находится в своей первоначальной фазе. Вэтой связи вся ответственность за формирование и развитие подрастающегопоколения лежит на государственных органах регионального уровня, которыепризваны решать конкретные проблемы молодежи на основе выбора приоритетов.
Подприоритетами региональной молодежной политики подразумеваем наиболее важные,настоятельные проблемы, понимаемые как первоочередные задачи региональноймолодежной политики, лежащие в основе направлений деятельности государства иобщества в соответствии с ее целью и ориентированные на решение этих проблем вконтексте территориально-временной значимости. Проблема, в свою очередь,представляет собой теоретический или практический вопрос, требующий своегоразрешения[8].
Молодежнаяполитика является системой формирования приоритетов и мер, направленных насоздание условий и возможностей для успешной социализации и эффективнойсамореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах региона иРоссии и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитиеБелгородчины, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальнойбезопасности.
Региональнаямолодежная политика формируется и реализуется органами государственной властисовместно с органами местного самоуправления при участии молодежных и детскихобщественных объединений, иных юридических и физических лиц.
В связисо стремительным старением населения и неблагоприятными демографическимитенденциями сегодняшние 10 – 25-летние жители станут основнымтрудовым ресурсом региона, их трудовая деятельность — источником средств длясоциального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позициимолодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне иактивности будет зависеть темп продвижения Белгородской области по путидемократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы кпротивостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Вусловиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призванавыступить проводником идеологии толерантности, развития православной культуры иукрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящиймомент немалый процент молодых людей в возрасте 18 – 35 летиспытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности.
По-прежнемуактуальной в молодежной среде остается проблема трудоустройства. Ежегодно нарынок труда попадают около 50 тыс. граждан в возрасте от 16 до 29 лет. Ноотсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы у молодых гражданрезко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Численность молодежиобласти, признанной безработной, составляет около половины всех безработных.Дополнительно усугубляет ситуацию миграция рабочей силы из других регионовРоссии и стран ближнего зарубежья. Белгородская область — один из наиболее привлекательныхдля мигрантов регионов России. Прирост молодежи в возрасте от 14 до 29 лет засчет миграции растет. Чаще всего приезжают граждане, имеющие высшее или среднееспециальное образование и претендующие на квалифицированный и интеллектуальныйтруд.
Жилищнаяпроблема была и остается одной из наиболее сложных и острых проблем сферыреализации молодежной политики области. Среди причин, по которым молодые семьине желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив вприобретении жилья. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие на различныеаспекты состояния молодежной среды, в том числе здоровье, образование, ростпреступности и др.
Целью региональноймолодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи винтересах региона.
Молодежнаяполитика разрабатывается и реализуется в Белгородской области с учетомсоциально-экономического развития региона на основе следующих принципов:
– выделение приоритетныхнаправлений;
– учет интересов и потребностейразличных групп молодежи;
– участие молодых граждан вразработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежнойполитики;
– взаимодействие государства,институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
– информационная открытость.
Приоритетныенаправления можно рассматривать в качестве системообразующих региональной молодежнойполитики в Белгородской области. Проекты, разработанные для реализацииприоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи региона, откроютвозможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола,национальности, профессии, социального статуса, предоставят молодеживозможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам. Приоритетнымидолжны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условийдля успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а такжевозможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьмивозникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанномуулучшению качества жизни молодого поколения и развитию региона в целом.
Учитываятенденции социально-экономического и общественно-политического развитиярегиона, молодежную политику в Белгородской области предполагаетсяреализовывать по следующим приоритетным направлениям:
– вовлечение молодежи в социальнуюпрактику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
– развитие созидательной активностимолодежи;
– интеграция молодых людей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Молодежнаяполитика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, чтопредполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:
– системного вовлечения молодежи вобщественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодыхжителей области, информирования всех молодых людей о возможностях их развития врегионе, а также культуры применения созданных возможностей личностного иобщественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свойпотенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
– выявления, продвижения, поддержкиактивности молодежи и ее достижений в социально-экономической,общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможностьмолодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженноепризнание;
– вовлечения в полноценную жизньмолодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, — инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательныхучреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии испециальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия,военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся измест лишения свободы, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социальноопасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимыхот употребления психоактивных веществ.
Такаясистема приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечитулучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи вконкурентоспособность региона и вместе с тем компенсирует и минимизируетпоследствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Для реализацииприоритетного направления, включающего вовлечение молодежи Белгородчины вобщественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития,предусмотрены следующие проекты:
Белгородскаямолодежная информационная сеть «Новый взгляд»;
«Молодойдоброволец региона»;
«Карьера»;
«Молодаясемья Белгородчины»[9].
Основнымицелями проекта Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»являются:
– вовлечение молодежи в процессыпоиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальнойинформации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в обществе;
– развитие механизмов и формпередачи информации, актуальной для жизни молодежи;
– развитие положительного отношениямолодежи к позитивным ценностям нашего общества;
– формирование и продвижение образауспешного молодого человека.
Основнымицелями проекта «Молодой доброволец региона» являются:
– мотивация молодых людей к оказаниюпомощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихсяв помощи и поддержке;
– формирование механизмов вовлечениямолодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную наулучшение качества жизни молодых белгородцев;
– развитие и поддержка молодежныхинициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
Основнымицелями проекта «Карьера» являются:
– самоопределение молодежи на рынкетруда;
– развитие моделей и форм вовлечениямолодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решениевопросов самообеспечения молодежи.
Длядостижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленныена:
– вовлечение молодежи в деятельностьтрудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других формзанятости молодежи;
– внедрение форм и технологийпрофессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи,помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
– внедрение эффективных программразвития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения нарынке труда;
– развитие взаимодействия субъектоврынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
– создание условий для максимальногибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и наобеспечение его законных прав и интересов;
– поддержку и популяризациюинициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сферетехнологий и научно-промышленных разработок.
Основнымицелями проекта «Молодая семья Белгородчины» являются:
– укрепление института молодойсемьи;
– увеличение количестваблагополучных семей в Белгородской области;
– пропаганда ответственногородительства[10].
Такимобразом благодаря социально – экономическому развитию региона на основереализации приоритетных направлений, таких как, вовлечение молодежи всоциальную практику, развитие активности молодежи и интеграция молодежи,оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества происходитпостепенная ликвидация проблем в области молодежной политики. Также большой вкладв реализацию приоритетных направлений молодежной политики внесли всевозможныепроекты, образованные в регионе. В дальнейшем ходе своего развития проектыобеспечат улучшение положения молодых людей, приведут к увеличению вкладамолодежи в конкурентоспособность региона и минимизируют последствия ошибок,свойственных молодым людям
 
РАЗДЕЛIII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВБЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
В основе реализации современныхпрограмм региональной молодежной политики лежат социальные преобразования,связанные со стабилизацией или повышением уровня и качества жизни молодогопоколения, с формированием, увеличением и расширением возможностей и условийдля его социализации, а также с предупреждением развития девиантного поведенияв молодежной среде. Данные преобразования протекают под воздействиемцеленаправленных мер государства и общества по созданию разнообразных формвзаимодействия с молодежью, формированию новых общественных структур,организаций и институтов по работе с ней с тем, чтобы, с одной стороны,«реанимировать» молодое поколение с помощью системы социальной защиты; с другойстороны, «реабилитировать» его, мобилизуя молодежную инициативу в общественныхинтересах путем создания благоприятных условий для формирования, развития и самореализациимолодых людей.
Эффективным средством осуществленияэтих процессов являются социально-политические технологии, которые используютсяв рамках региональных молодежных программ. Региональный аспект при этомособенно значим, так как применение социальных технологий на региональномуровне позволяет зримо воплотить, реализовать поставленные цели,зафиксированные в конкретных программах и проектах социальной поддержкимолодежи, призванных непосредственно взаимодействовать с молодежной группой.Степень реализации такого рода региональных программ проецирует тенденции вмолодежной среде, что, в конечном счете, определяет пути развития России. Дляуправления процессами оптимизации функционирования молодежи в социуме инеобходимы социально-политические технологии.
Понятие«социально-политические технологии» предполагает наличие двух составляющих,которые органично взаимосвязаны друг с другом[11].
Региональноеизмерение государственной молодежной политики является важнейшим инструментомдифференцированного подхода к проблемам российской молодежи. Этнокультурное,природно-климатическое, политическое, социально-экономическое многообразиесубъектов Российской Федерации востребует акцентирование молодежной политики наконкретных проблемах и направлениях.
Особенностьюрегиональной молодежной политики в Белгородской области является сосредоточениене только на решении проблем молодежи в сфере получения образования, трудоустройства,уровня жизни, но и огромное внимание к сфере духовного развития.
Длядостижения целей реализации молодежной политики требуется внедрение механизмовпрямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность иоперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. Вэтой связи приоритетными направлениями являются проекты, которые будутреализованы на региональном уровне. В рамках проектов будут созданы условия длярешения задач.
Региональнуюмолодежную политику в Белгородской области можно рассматривать под различнымиуглами зрения, выделив в ней нормативно-правовой, кадровый,ценностно-мотивационный, институциональный срезы.
Рассматриваянормативно-правовой срез отрасли, необходимо отметить его положительную динамикукак в качественном, так и в количественном аспектах. Нормативно-правовую основумолодежной политики в области составляют 41 постановление, 31 распоряжениегубернатора области; 224 нормативных правовых акта постоянного действия, 784 — единовременного — на уровне глав местного самоуправления муниципальныхобразований. В области осуществляются 9 областных программ длительного периодадействия: «Молодость Белгородчины» (2004-2008 гг.), «Молодой семье – доступноежилье» (2004-2010 гг.), «Патриотическое воспитание граждан Белгородскойобласти» (2006-2010 гг.), «Молодой рабочий» (2003-2008 гг.), «С верой вОтечество» (2006-2008 гг.), «Быть молодым – быть здоровым» (2004-2008гг.), «Комплексные меры по организации деятельности студенческих трудовыхотрядов области» (2004-2008 гг.), «Искоренение сквернословия среди населенияБелгородской области» (2005-2008 гг.), «Обеспечение жильем молодых семейБелгородской области» (2006-2010 гг.).
Нормативно-правовыеакты регулируют отношения среди самых разноплановых субъектов молодежнойполитики. Они отражают интересы как «трудных» подростков, так и активистов,призваны помочь воинам-ветеранам локальных военных конфликтов и поисковикам,освещают вопросы подготовки к военной службе и проблемы духовно-нравственноговоспитания, определяют направленность и содержание проводимых акций.
Наосновании разработанной нормативной правовой базы сложилась стройная системамероприятий молодежной политики Белгородской области. Во всех городах и районахобласти приняты городские и районные программы.
Кадровыйсрез направлен на обеспечение молодежной политики соответствующего направлениякомпетентными специалистами.
Молодежнаяполитика в контексте ценностно-мотивационного среза рассматривается как последовательнаяреализация ценностей и жизненных смыслов, целенаправленного формированиямотивов жизнедеятельности молодых людей. Ценностно-мотивационный аспект молодежнойполитики нашел свое отражение в областной комплексной программе «МолодостьБелгородчины» на 2004-2008 гг[12].
Под угломинституционального среза молодежная политика в регионе рассматривается каксистема органов молодежной политики и организаций. В настоящее время в областисложилась довольно четкая структура органов по делам молодежи, основу которойсоставляет управление по делам молодежи, входящее в состав Департаментаобразования, культуры и молодежной политики Правительства Белгородской области.
Такимобразом, несмотря на то, что молодежная политика в Белгородской областиоформлена в нормативном и организационном отношении, необходимо принятиедополнительных мер, направленных на придание ей действительно системногохарактера.
Главным результатом реализации молодежной политики должны стать улучшениеположения молодежи в Белгородской области и, как следствие, увеличение вкладамолодых людей в развитие региона. К ожидаемым результатам улучшения положениямолодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг,доходов молодых людей и доходами взрослого населения.Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическоеи социокультурное развитие региона являются:
– повышение числамолодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);
– сокращение числамолодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих нижепрожиточного минимума;
– сокращение уровнябезработицы в молодежной среде;
– снижение уровняправонарушений среди молодежи;
– повышениеделовой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
– увеличение числамолодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
В числепервоочередных мер по реализации региональной молодежной политикерассматривается разработка системы оценки эффективности молодежной политики иположения молодежи в Белгородской области, число критериев которой с учетомвключенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. Вкачестве основного критерия оценки эффективности молодежной политики будетрассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи врегионе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономическойактивности.
Пути совершенствования молодежнойполитики базируются, на следующих положениях[13]:
Во-первых, совершенствованиемолодежной политики в немалой степени зависит от организации законодательных иисполнительных органов в соответствии с конституционно — правовыми основами.
Во-вторых, совершенствованиемолодежной политики должно идти в рамках федерального и региональногозаконодательства, с учетом федеральной концепции молодежной политики.
В-третьих, развитие общественныхотношений и динамичное их влияние на молодежно-правовые отношения требуютрешения социально- экономических проблем молодежи, обеспечение занятости и трудоустройствамолодежи, организация летнего отдыха и оздоровления молодежи, поддержкистуденческой молодежи, оказание помощи молодежному предпринимательству,поддержки инициации сельской молодежи и одаренной молодежи, профилактикисоциально — негативных явлении в молодежной среде.
В-четвертых,основными направлениями взаимодействия федерации и ее субъектов могут быть:согласование молодежной политики обеих сторон, координация планов, программ,направлений по реализации молодежной политики, выработка пути формированиясовместных программ молодежной политики, определения совместных механизмов посогласованию вопросов молодежной политики, проведение совместных исследованийпо вопросам эффективности принятых проектов и целевых программ молодежнойполитики.
В-пятых, совершенствование молодежнойполитики должно быть подчинено интересам общества, государства и самоймолодежи.
Этопозволяет сделать вывод, что в условиях модернизации общества и растущихтребований к человеческому капиталу молодежная политика должна статьинструментом развития и преобразования региона. Это требует от всех участниковпроцесса социального становления молодежи разработки и последовательнойреализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей врешение собственных проблем и общенациональных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Несмотряна всю остроту проблем молодого поколения, в России в настоящее время осуществляетсяявно недостаточно для становления, развития и самореализации молодежи.
Региональнаямолодежная политика на современном этапе проходит период своего становления вусловиях построения гражданского общества и правового государства. Ученые ипрактики ищут пути ее дальнейшего эффективного развития на новой основе.
Видеальной модели региональная молодежная политика представляет собойдеятельность всех субъектов вертикальных и горизонтальных уровней по социальнойподдержке, помощи и защите молодежи, основанную на взаимодействии всехгосударственных органов с социально-политическими и общественными структурами,работающими с молодежью, а также на сотрудничестве с самой молодежью каксоциальной группой и молодым человеком как гражданином своей страны с целью егостановления, развития и самореализации.
Напрактике региональная молодежная политика реализуется преимущественно через субъектныйаспект, хотя молодое поколение при этом не является пассивным, бездействующимобъектом. Постепенно молодежь обретает роль активного субъекта, однако это поледолжно быть расширено.
Функции региональной молодежнойполитики многоаспектны. Помимо системообразующих (целеориентирующей,разграничительной, иитегративной, организационно — технологической, сохранно — воспроизводственной,развивающее — адаптивной и имидж — функции) функций региональная молодежнаяполитика обладает стратегическими (идеологической, инновационной ичеловекотворческой) функциями. Однако, своего практического воплощения ненаходят идеологическая, разграничительная, инновационная функции.
Главным механизмом реализациимолодежной политики на региональном уровне должен стать механизм формированияжизнеспособного молодого поколения. Концептуально в основе данного механизмалежат механизмы социального регулирования и саморегулирования. В настоящеевремя для решения стратегических и тактических задач в этом направлениипредпринимаются отдельные шаги, связанные с выработкой и реализацией механизмовсохранения и развития инфраструктуры региональной молодежной политики, сразработкой системы ее проектирования и стимулированием инициативы и инновации,созданием благоприятных условий для самореализации личности, с самозащитой прави свобод молодого человека, с координацией и социальной солидарностью усилий подостижению положительного результата, с приоритетом общественных инициатив.Однако по-прежнему не работают механизмы скоординированности в формированиинормативно-законодательной базы, подготовки кадров в данной области, поддержкиоптимального уровня обеспечения социальных гарантий молодежи, давления наструктуры власти. Отсутствует механизм финансового инвестирования в молодежь,формирование и реализация которого особенно актуальна именно на региональномуровне.
Соотношение приоритетов и проблемрегиональной молодежной политики изменяется по мере перехода последних в стадиюпервоочередной территориально-временной значимости. При этом наиболееактуальные приоритеты, носящие ярко выраженный локальный характер, приобретаюттактическое направление решения, которое не отличается высокой степеньюэффективности из-за недостаточного внимания к стратегическим приоритетам.
Успехи в реализации отдельныхрегиональных программ в отношении к молодежи обусловлены применением такихсоциально-политических технологий, как административно-управленческие,валеологически-демографические образовательные технологии и технологиизанятости. Низкая результативность этих программ определяется несколькимифакторами: недостаточной разработкой технологий реабилитации и коммуникативно — информационных технологий, слабымразвитием информационных технологий, отсутствием межрегиональногосотрудничества и нескоординированностью решений, принимаемых на федеральном,региональном и муниципальном уровнях в области реализации региональноймолодежной политики.
Данные обобщения позволяют предложитьряд рекомендаций теоретического и практического характера. В планетеоретическом необходима дальнейшая разработка молодежных проблем. Дляполноценного развития региональной молодежной политики следует постоянноповышать субъектность молодежи. Пристальное внимание должно быть уделеновопросам формирования многосубъектности, проблемам функционирования и технологизациирегиональной политики в отношении к молодому поколению с привлечением иактивным участием ее объекта.
В практическом плане рекомендациисводятся к следующему.
Во-первых, должна быть разработана,создана и принята скоординированная региональная (с учетом местныхособенностей) нормативно-законодательная база, регулирующая субьектно-объектныеотношения всех уровней в области молодежной политики.
Во-вторых, в соответствии с неюследует повышать легитимацию молодежной политики. Основные цели, задачи,механизмы и технологии ее реализации должны максимально разумно соответствоватьожиданиям и потребностям молодого поколения.
В-третьих, необходимо развиватьсистему регионального проектирования в сфере молодежной политики на основедиагностически-системного анализа региона с учетом статусно-возрастныхособенностей молодежи данной территории.
 

СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Агапова, Т.А.Макроэкономика [текст] / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МГУ им.Ломоносова, изд-во ДИС, 2004. – 416 с.
2. Бабинцев, В.П.Методическое пособие по подготовке дипломных работ [текст] / В.П. Бабинцев,А.П. Кривец. – Белгород.: 2006. — 35 с.
3. Гайдин, А.Ю. Региональная молодежная политика:Социокультурные аспекты [текст] / А.Ю. Гайдин. – изд. — М.: 2002. – 29 с.
4. Зубок, Ю.А.Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества [текст] / Ю.А.Зубок. – изд. — М.: 2000. – 142с.
5. Ильинский, И.М.Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [текст] /И.М.Ильинский. – изд. М.: Голос, 2007. – 696с.
6. Капитонов, Э.А.Социология XX века: История и технологии [текст] /Э.А. Капитонов. – Ростов н/Д. 2006. – 508 с.
7. Кузнецова, О.В.Конституционно — правовая защита семьи, материнства, отцовства и детствав России [текст]: Автореф. дис. канд. юрид. наук О.В. Кузнецова. – М.: 2004.– 26 с.
8. Лисовский, В.Т.Социология молодежи [текст]/ В.Т. Лисовский. – изд.- СПб.: 2006. — 564 с.
9. Лучин, В.О.Конституция Российской Федерации: проблемы реализации [текст] / В.О.Лучин. –изд. — М.: 2002. – 254 с.
10. Методическоепособие по подготовке дипломных работ [текст] / В.П. Бабинцев, А.П. Кривец. –Белгород.: 2006. 35 с.
11. Нехаев, В.В.Формирование и реализации молодежной политики в России, 80-90-е годы [текст] /В.В.Нехаев. – изд. — М.: 2001. – 446 с
12. Печенкина, В.А.Молодежная политика и ее реализация [текст] / В.А. Печенкина. — изд. –Владивосгок.: 2004. – 206 с.
13. Социальноеразвитие молодежи: Методологические проблемы и региональные особенности[текст] / Е.П. Васильев, Ю.Л. Качапов. — изд. – М.: 2001. – 248 с.
14. Сергеев, А.П.Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации [текст] / А.П.Сергеев. — изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ООО, 2005. – 752 с.
15. Семка, В.А.Социальная политика России в отношении молодежи [текст] / В.А. Семка. – М.:2002. – 159 с.
16. Чернышего, С.А.Авторский договор в гражданском праве России [текст] / С.А. Чернышего. – М.:Гардарика, 2006. – 344 с.
17. Интеллектуальнойсобственности достаточно новая для Российского законодательства в Российскойфедерации [текст]: Интеллектуальной собственности от 24 декабря 2007г.
18. Стратегиягосударственной молодежной политики в Белгородской области [текст]: утв. распоряжениемПравительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. № 15.