Министерство образования и науки РФ
НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Система ГМУ»
на тему: «Региональные модели управления»
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I Теоретико-правовые основы регионального управления в РФ
1.1 Понятие региона
1.2 Понятие регионального управления
1.3 Современная региональная политика в РФ
1.4 Министерство регионального развития как основной субъект управления регионом
II Анализ региональной модели управления в Калининградской области
2.1 Общая характеристика регионального управления в Калининградской области
2.2 ОЭЗ как основа создания региональной системы управления
2.3 Проблемы реализации региональной модели управления в Калининградской области, основные пути их решения
Заключение
Список источников
ВВЕДЕНИЕ
Значимость регионального управления в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий.
Новые задачи и содержание регионального управления ведет к росту количества проблем и их усложнению, вследствие чего происходит не только увеличение числа функций управления, но и изменение их содержания.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена значительным ростом и разнообразием задач, решаемых регионами. В Российской Федерации до сих пор не отлажена система работы с регионами, однако государство ведет работу в этом направлении. Региональный уровень управления- проблема не менее сложная, чем государственное управление на федеральном уровне. В области такой науки как «региональное управление» образовался некоторого рода «вакуум». К изучению вопросов регионального управления как правило подходят лишь с экономической точки зрения. Большую роль в своих трудах региональному управлению отводит Малин А.С., профессор кафедры общего и стратегического менеджмента ГУ ВШЭ, который обобщил накопленный в данной области опыт. Значительный вклад в развитие теории и практики управления регионами внесли А.Г. Аганбегян, А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов .В.Е.Селиверстовзанимается исследованиями, посвященными моделированию экономических систем, проблемам экономического взаимодействия регионов, прогнозам развития субъектов Федерации. О.М.Барбаковрассматривает регион как социальную систему со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, освещает такие аспекты, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления.
Объектом исследования в моей работе будут регионы, предметом изучения- региональное управление в России.Целью изучения в моей работе будет исследование существующих моделей регионального управления. Для достижения поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям региона и регионального управления;
проанализировать современное состояние региональной политики в России;
изучить деятельность министерства регионального развития как основного субъекта управления регионом;
дать характеристику регионального управления в Калининградской области;
рассмотреть режим особой экономической зоны в Калининградской области в качестве основы создания региональной системы управления;
определить проблемы реализации региональной модели управления в Калининградской области и основные пути их решения.
Структура курсового проекта включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Материал моего курсового проекта является неотъемлемой частью познаний, необходимых для успешного «строительства» базовых запасов теоретических умений для успешного выполнения будущей работы в области государственного и муниципального управления.
I ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ
1.1 ПОНЯТИЕ РЕГИОНА
В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия «регион». В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: «регион» и «район», причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район «представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории» [13]
Понятию «регион» уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:
географические (расположение, величина территории и количество населения);
производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
социологические (нормы общения, поведения).
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления.
В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, посколькуособенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части — регионы.[4]
Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:
Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой .
Регионы — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов .
Регион — это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации .
Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы — понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.
Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.[9]
Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:–PAGE_BREAK–
• признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;
признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;
формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.
Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.
В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:
административно-территориальное;
общее экономическое;
проблемное экономическое.
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.
С административно-территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.
С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа. [10]
В настоящее время в России 83 региона- субъектов Федерации, включающих 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, одну автономную область, 4 автономных округа.
По оценке на 1 января 2008 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва — 10470,3 млн; Санкт-Петербург — 4568,0 млн; Новосибирск — 1390,5 млн; Екатеринбург — 1323,0 млн; Нижний Новгород — 1274,7 млн; Омск — 1131,1 млн; Самара — 1135,4 млн; Казань — 1120,2 млн; Челябинск — 1092,5 млн; Ростов-на-Дону — 1048,7 млн; Уфа — 1021,5 млн человек.[19]
Все 83региона различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.[1]
На территорий России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.
Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как особая экономическая зона.
Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:
•на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;
•на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;
•с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.
Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.
Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:
основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;
экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;
внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.
Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян.
Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:
Запад (Европейская часть и Урал);
Восток (Сибирь и Дальний Восток).
Таким образом, общее экономическое районирование — это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.
Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.
К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).[9]
Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы.
Подводя итог изложенному выше, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.
1.2 ПОНЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта.
Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей.
Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются:
управление отдельными регионами;
управление межрегиональными связями;
система управления регионом;
региональные аспекты управления.
В России в настоящее время существуют 83 региона и все они имеют свои особенности.
В самом общем виде региональное управление — это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.
Региональное управление изучает управление отдельным регионом: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией. Предметом изучения, кроме элементов внутренней структуры управления регионом, должны быть связи данного региона с другими регионами страны, государствами — членами СНГ и зарубежными странами.
В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества. продолжение
–PAGE_BREAK–
Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное — это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей.
Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.
От этого в значительной степени зависит эффективность регионального управления. При изучении региона как управляющей системы рассматривается ее содержание (реализация региональной власти), структура взаимоотношений этой системы с личностью, различными коллективами, обществом; необходимость, возможность и пределы регионального управления, его различные территориальные уровни (в масштабах региона, автономии, города, поселка и других административно-территориальных единиц); особенности в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика, идеология); использование для управления законодательной и исполнительной власти, статус и роль государственного служащего; методы и особенности управления в различных регионах, учреждениях, предприятиях и т. д.; технические средства регионального управления.
Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.
Например, в России приватизация государственных предприятий хотя и была проведена быстрее, чем в Великобритании в 1970—1980-х годах в отношении части предприятий (в этой стране приватизация продолжалась десятилетия), но неэффективно. В Великобритании приватизация принесла государству около 100 млрд долл., была передана в частную собственность небольшая часть (всего несколько процентов), но крупных предприятий. В России же быстрая приватизация охватила более 70% предприятий и дала в казну приблизительно лишь 5 млрд долл.[9]
В конечном счете, эффективность регионального управления напрямую связана с повышением уровня жизни человека (населения).
1.3 СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ
Субъекты федерации имеют местные парламенты, издают свои законы, иногда принимают собственные конституции, избирают президентов, обладают другими атрибутами государственной власти. Однако государственная власть субъектов федерации имеет ограниченный и в определенной степени подчиненный характер. Это находит выражение в закреплении на конституционном уровне исключительной компетенции Федерации, в принципе — верховенства федерального права.
Указанные факторы определяют особенности государственного управления на уровне субъектов федерации.
Во-первых, в регионах осуществляется двойное, но раздельное государственное управление. С одной стороны, на территории региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между федерацией и тем или иным субъектом РФ.
С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместному ведению.
Во-вторых, государственное управление субъекта ограничено не только территориально, но и кругом полномочий. К собственным исключительным полномочиям субъекта относятся те, которые остаются за вычетом исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и субъекта. Это так называемые остаточные полномочия. В субъектах федерации могут существовать отделы и управления центральных министерств и ведомств. Они осуществляют исключительные полномочия федерации и совместные полномочия федерации и субъектов в сфере исполнительной власти.
В административно-территориальных единицах субъектов федерации (тех, которые являются муниципальными образованиями) действует местное самоуправление. Субъекты же принимают законы о местном самоуправлении (федерация устанавливает только общие принципы).
Местное самоуправление автономно. Многие вопросы в соответствии с конституцией и законами входят в его сферу. К тому же субъект может по своему желанию передать часть своих функций местному самоуправлению. Передавая определенные функции, субъект в соответствии с законом должен передавать материальные и финансовые средства, необходимые для выполнения этих функций, что иногда забывается в практике регионального управления.
Функции исполнительной власти осуществляет администрация субъекта. Это может быть единоличный губернатор, либо президент субъекта федерации. Губернатор или президент субъекта Федерации назначается Президентом РФ.
В субъектах федерации существует свое правительство. В тех случаях, когда его назначает губернатор, глава правительства действует под руководством губернатора, а правительство решает в основном вопросы оперативного управления.
Один из самых сложных вопросов управленческой деятельности субъекта федерации связан с соблюдением ее границ. Субъект обычно стремится расширить границы собственного управления, захватывает «куски» федеральных полномочий и вмешивается в сферу муниципального самоуправления. Это порождает проблему двух- и трехсторонней координации деятельности федерации, ее субъекта и муниципалитетов. Нередко она осложняется неясностями в осуществлении совместных полномочий. В конституциях они сформулированы в общем виде, а конкретно права и обязанности не разделены. С этой целью федерация и субъекты заключают между собой договоры о распределении совместных предметов ведения между органами государственной власти федерации и субъекта, иногда одни совместные полномочия передаются федерации, а другие — субъекту. Есть единичные аналогичные документы за подписями трех участников: федерации, субъекта и другого субъекта (автономного округа), который расположен на территории другого, более крупного субъекта (например, Тюменская область). Двусторонние договоры о распределении полномочий и ответственности заключают также Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов федерации. В условиях федеративного государства и самостоятельности местного самоуправления, с учетом масштабов территории страны для решения указанных задач приоритетным направлением региональной политики должны стать разработка и внедрение системы мер, обеспечивающих мотивацию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти к наращиванию собственного экономического потенциала соответствующих территорий. Предоставляемая за счет вышестоящих бюджетов финансовая и иная материальная поддержка регионам и муниципальным образованиям как инструмент региональной политики должна предусматривать ее предоставление на условиях, стимулирующих экономическое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зрения экономического развития, территорий.[23]
В Российской Федерации, в основном, создана нормативно-правовая база для осуществления региональной политики. Полномочия между различными уровнями власти в целом разграничены, упорядочено бюджетное устройство и сформированы принципы межбюджетных отношений, закреплены правовые основы осуществления территориального планирования, определены организационно-правовые условия для развития местного самоуправления, сформированы механизмы стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Однако остается не решенным ряд проблем реализации региональной политики.
Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти в соответствии с законодательно установленными принципами нуждается в оптимизации, организация эффективного исполнения полномочий обеспечивается не в полной мере; процесс осуществляется недостаточно динамично и не всегда последовательно.
Недостаточно эффективна координация деятельности территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на комплексное социально-экономическое развитие регионов, создание благоприятных инвестиционных условий.
Важнейшим инструментом влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является размещение и развитие на их территориях федеральной производственной, социальной, транспортной и таможенно-логистический инфраструктуры.
Нестабильность доходной части региональных и местных бюджетов усиливается в связи со слабой урегулированностью трансфертного ценообразования в вертикально интегрированных компаниях, а также с повышенной зависимостью от налога на прибыль организаций.
Отсутствуют механизмы ответственности региональных и местных органов власти за эффективное использование средств финансовой помощи территориям — получателям трансфертов. Недостаточна мотивация органов власти регионов и муниципалитетов к сокращению финансовой помощи и развитию собственного налогового потенциала.
Законодательно не установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, основанный на едином методологическом подходе, учитывающем объективные потребности той или иной территории в дополнительном финансировании, уровень бюджетной обеспеченности и способность территории самостоятельно за счет собственных доходов обеспечить финансирование расходных обязательств.
Достижение базовой цели, решение задач и проблем региональной политики осуществляется путем разграничения полномочий и организации взаимодействия органов государственной власти органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, стратегического планирования, территориального планирования, налогово – бюджетного регулирования, реализации федеральных целевых программы, финансирования инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, создания особых экономических зон и использования других инструментов и механизмов региональной политики.
1.4 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, административно-территориального устройства Российской Федерации, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства), согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществлению прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство Российской Федерации на утверждение, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства и координации деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. продолжение
–PAGE_BREAK–
Правовой основой деятельности Министерства является указ Президента РФ № 1168 от 13 сентября 2004 г. «О Министерстве регионального развития Российской Федерации»
В настоящее время
Министром регионального развития является Басаргин Виктор Федорович. Заместители министра: Ашлапов Н.И., Круглик С.И., Осинцев Ю.В., Панов Р.Ю., Рейльян Ю.У., Токарев В.А., Травников М.А., Юрпалов С.Ю. Помощники министра: Гвоздева С.Н., Голованов С.Ю.
Минрегионом России в настоящее время разработан проект Концепци совершенствования региональной политики в Российской Федерации и направлен в Правительство Российской Федерации от 05.08.09 Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации определяет цели и задачи региональной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. Основные тезисы концепции: региональная политика в Российской Федерации – законодательно оформленная система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства.
При объективных предпосылках для межрегиональной дифференциации в Российской Федерации, базовая цель региональной политики на обозримую перспективу выражается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Задачами региональной политики в концепции определены: сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, создание равных возможностей для граждан Российской Федерации в реализации своих социальных и экономических прав, обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий, равнодоступность и качество публичных услуг.
Региональная политика строится с учетом многонационального, полиэтнического состава населения страны с присущими для него различиями жизненных укладов, традиционных видов деятельности, способов природопользования, особенностей культуры и быта населения. Исходя из сути региональной политики, важно создать условия и предоставить соответствующие возможности для сохранения этого уникального многообразия.
II АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Регион был образован в 1945 году после решения Потсдамской конференции о ликвидации Восточной Пруссии, северная часть которой после Второй Мировой войны отошла Советскому Союзу.
7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля 1946 года ее административный центр был переименован в Калининград, область — в Калининградскую.
Калининградская область обеспечивала с момента своего создания военно-стратегические, политические и хозяйственно-экономические интересы Советского Союза, а затем и России. Само создание в рамках Российской Федерации в послевоенный период новой административно-территориальной единицы явилось реализацией политических и социально-экономических целей федерального уровня и привело к закреплению новой роли СССР на Европейском континенте и в регионе Балтийского моря.
За послевоенный период регион стал играть важную роль в народном хозяйстве страны, обеспечивая существенный вклад в экономику за счет рыболовства и рыбного хозяйства, машиностроения, целлюлозно-бумажного производства и ряда других отраслей. После прекращения существования Советского Союза, Калининградская область стала важным фактором отношений между Россией и НАТО, Россией и Европейским Союзом. После вступления в ЕС Литвы и Польши область стала Российским анклавом внутри территории ЕС. Особенно важную роль играет опыт внешнеэкономической деятельности, накопленный в регионе.
Общий экономический спад 90-х годов, который в Калининградской области был глубже, чем в целом по России удалось преодолеть за счет мер, принимаемых федеральным центром. В регионе сконцентрировано большое количество инструментов стимулирования экономического развития. Основными инструментами развития региона стали режим Особой экономической зоны и Федеральная целевая программа развития Калининградской области.
В настоящее время в Калининградской области идет активное формирование системы документов, направленных на реализацию в регионе федеральных целей. Эта система включает Стратегию развития Калининградской области на период действия режима Особой экономической зоны – до 2031 года, Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы, региональных программ.
Стратегия социально-экономического развития подготовлена в соответствии с требованиями (техническим стандартом) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, разработанного Министерством регионального развития России. В стратегии сформулированы цели социально-экономического развития Калининградской области на двадцатипятилетний период. Срок действия стратегии определяется периодом действия режима особой экономической зоны, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 года №16-ФЗ “«Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 апреля 2006 года.
На реализацию положений Стратегии развития Калининградской области направлена Программа социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы.
Цели и задачи стратегии и программы направлены на реализацию положений Посланий Президента Российской Федерации, выполнению Поручений Президента и Правительства страны. Система целей направлена на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в документах федерального уровня, включая: Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочный период; Концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации; Стратегии развитии отраслей экономики РФ и другие.
Одновременно в регионе внедрен пятилетний финансовый план, направленный на достижение целей и реализацию задач, поставленных губернатором Калининградской области на основании целей и задач, сформированных на федеральном уровне и отраженных в Посланиях Президента Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, других программных документах.
В соответствии уставом, Калининградская область – субъект Российской Федерации, имеющая свою территорию, население, законодательство, собственность, органы государственной власти, полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также собственные предметы ведения.
Высшим должностным лицом Калининградской области является Губернатор .
Государственную власть в Калининградской области осуществляют образуемые ею органы государственной власти на основе разделения на законодательную (Калининградская областная Дума), исполнительную (Правительство Калининградской области) и судебную (Уставный Суд). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Структуру Правительства Калининградской области составляют:
Губернатор Калининградской области;
вице-премьеры Правительства Калининградской области;
министры Калининградской области;
руководитель аппарата Правительства Калининградской области;
Полномочный представитель Губернатора Калининградской области в Калининградской областной Думе. [см. приложение]
Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии со следующими принципами:
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
единство системы государственной власти;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Органы государственной власти Калининградской области содействуют развитию местного самоуправления на территории Калининградской области, обеспечивают реализацию государственных гарантий местного самоуправления.
В ведении Калининградской области находятся:
принятие и изменение Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением;
защита прав и законных интересов Калининградской области;
административно-территориальное устройство Калининградской области; продолжение
–PAGE_BREAK–
социально-экономическое развитие Калининградской области;
областной бюджет Калининградской области;
государственная собственность Калининградской области;
установление системы органов государственной власти Калининградской области и их формирование;
награды и почетные звания Калининградской области, символика Калининградской области;
иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.
Вице-премьеры Правительства Калининградской области являются заместителями Губернатора Калининградской области. [20]
На территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона. В следующей главе работы рассмотрим её основные положения.
2.2 ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с уставом Калининградской Области (гл.17 ст.63)на территории Калининградской области в соответствии с федеральным законодательством образована и функционирует Особая экономическая зона, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.[16] С 1 апреля 2006 г вступил в силуФедеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законом предусмотрено предоставление юридическим лицам специального правового статуса ведения деятельности на территории Калининградской области — Резидент ОЭЗ. Резидентом может являться юридическое лицо, зарегистрированное и ведущее основную хозяйственную деятельность на территории Калининградской области, включенное в единый реестр резидентов ОЭЗ, и реализующее инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей, в срок, не превышающий трех лет со дня принятия решения о включении юридического лица в реестр. В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога на имущество организаций уменьшена на 50%, а ставка налога на прибыль организаций в части отчисления в региональный бюджет уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта, в аренду или в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим земельные правоотношения. Размер арендной платы, определенный в день заключения договора аренды на срок реализации инвестиционного проекта, не может изменяться в течение всего срока действия договора аренды. С момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенного на территории особой экономической зоны, резидент ОЭЗ получает право на освобождение от земельного налога сроком на пять лет.На территории ОЭЗ в Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны — таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан — представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, Правительством Российской Федерации устанавливается упрощенный порядок оформления виз. Он предусматривает возможность их оформления указанным категориям иностранных граждан непосредственно в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации при въезде в Калининградскую область. Калининградская область является самым западным регионом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Литвы и Польши) и международными морскими водами. Площадь Калининградской области составляет 15,1 тыс. км. Численность населения на начало 2006 года составила 939,9 тыс. человек (около 0,7% от общего числа жителей России). Уровень урбанизации – 77,5 %. Наиболее крупные города: Калининград с населением 424,6 тыс. чел., Советск (43,2 тыс. чел.), Черняховск (41,7 тыс. чел.), Балтийск (33,2 тыс. чел.), Гусев (28,1 тыс. чел.). Административно Калининградская область входит в состав Северо-Западного Федерального округа. На севере и востоке на протяжении 280,5 км область граничит с Литовской Республикой, на юге на протяжении 231,98 км — с Республикой Польша, на западе область ограничивает 183,56-километровое побережье Балтийского моря.
На территории области находятся два курорта всероссийского значения — Светлогорск — Отрадное и Зеленоградск, а так же национальный парк Куршская коса, внесенный в перечень объектов мирового наследия Юнеско (совместно с литовской частью косы). Еще один курорт на балтийском побережье — Пионерский. Экономика региона носит выраженный промышленный характер, значительную долю в которой занимают отрасли, производящие высокотехнологичную продукцию. Основные товары, производимые в регионе: автомобили, телевизоры, электропылесосы, холодильники и морозильники, микроволновые печи. Главными промышленными центрами являются Калининград, Советск, Черняховск, Гусев, Светлый.Благодаря природно-экологическому потенциалу (благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительного числа объектов историко-культурного наследия) Калининградская область является перспективным регионом для развития туристско-рекреационной деятельности. На Калининградском взморье размещена большая часть рекреационных учреждений области – санаториев, пансионатов, оздоровительных лагерей и баз отдыха.
Область обладает благоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельскохозяйственного производства. Приоритетными отраслями агропромышленного комплекса являются производство рапса, зерновых, молочное животноводство и производство молокопродуктов, производство и переработка мяса, звероводство. Основными полезными ископаемыми в регионе являются: нефть, газ, янтарь, каменная и калийная соль, ангидрит, фосфориты, торф, бурый уголь. В настоящее время область располагает двенадцатью месторождениями нефти. В структуре земельного фонда области преобладающими являются земли сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 53,44% территории области. Земли лесного фонда занимают 17,92% территории области, земли водного фонда 12,23%. Удельный вес земель поселений составляет 6,72% в структуре общей площади, земли промышленности и земли иного специального назначения – 6,39%. Земли особо охраняемых территорий и объектов – 0,01%. Земли запаса составили 3,29% от общей площади земельного фонда. На долю области приходится около 0,5% суммарного валового регионального продукта регионов России. Населением области создается 0,5% оборота розничной торговли страны и 0,5% объема платных услуг. В экономику области в 2006 году по оценке Минэкономразвития России было инвестировано 0,7 % общей суммы капитальных вложений по России. По своему географическому положению, наличию незамерзающего морского порта, относительно развитой инфраструктуры Калининградская область имеет все возможности для развития в качестве одного из важнейших транспортных узлов на российском северо-западном направлении. По своему стратегическому значению особое место занимает морской транспорт, который может стать одним из ключевых элементов специализации Калининградской области на российском Северо-западе и в макрорегионе Запад. Не менее существенной характеристикой области является дорожная сеть, перспективы которой должны быть связаны с интеграцией в общеевропейскую сеть высокоскоростных магистралей, тем более, что через территорию Калининградской области проходят важные европейские коридоры – Виа Ганзеатика и Виа Балтика. Значение железнодорожной сети определяется, прежде всего, транзитной ориентацией калининградской экономики, расположенной в створе между Россией и ЕС, а также ролью железнодорожного транспорта в контексте развития портового комплекса, а также нарастающим туристическим пассажиропотоком.Морской транспорт в Калининградской области непосредственно связан с железной дорогой. Около 90% грузов завозится в Калининградский порт по железной дороге из основной части России через территории иностранных государств.
Калининградская область имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего экономического развития, однако для это требуется федеральное внимание.
2.3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На сегодняшний день существуют следующие проблемы, препятствующие успешному социально-экономическому развитию в Особой экономической зоне в Калининградской области:
существующая в Калининградской области дорожная сеть по своему состоянию не соответствует современным стандартам, в связи с чем требуется ее модернизация. Дороги, проходящие по транспортным коридорам, а также дороги, ведущие к пограничным пунктам пропуска, необходимо передать с регионального на федеральный уровень, поскольку область не может равняться по своим бюджетным возможностям со структурными фондами Европейского Союза, за счет средств которых финансируется реконструкция дорог в сопредельных с областью Литве и Польше.
Портовый комплекс Калининградской области стабильно развивается и наращивает объемы перевалки грузов. За период 2001 – 2007 гг. грузооборот портов увеличился в 2,67 раза и составил 15,625 млн. тонн. Значительно возросла перевалка нефтепродуктов, контейнеров, паромных грузов. В то же время усиливается конкуренция со стороны портов Литвы и Польши.
В целях обеспечения дальнейшего развития портового комплекса Калининградской области необходимо ускорить принятие решения о строительстве глубоководного порта в г.Балтийске.
В целях обеспечения пропуска транзитного грузопотока в направлении портовых терминалов в Калининградской области требуется строительство новых и модернизация существующих объектов железнодорожной инфраструктуры. Это позволит перейти к осуществлению всего комплекса транспортных услуг для обеспечения обслуживания экспортно-импортных грузопотоков и повысить провозную способность железнодорожной инфраструктуры Калининградской области.
В настоящее время железнодорожное сообщение с портом Балтийск реализовано через центральную часть г.Калининграда, что снижает грузооборот и затрудняет дальнейшее развитие порта.
Неурегулированность статуса Калининградской области во взаимоотношениях Российской Федерации и Европейского Союза (тарифные и нетарифные барьеры; сложности, связанные с техническими параметрами всей транспортной системы и Калининградских портов, в частности, и т.д.), энергодефицитность региона (все энергетические ресурсы, в первую очередь топливо и электрическую энергию, область получает через территорию Литвы и Белоруссии).
Отставание развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств и неравномерное развитие транспортной инфраструктуры по территории области.
Существование объективных ограничений по дальнейшему развитию отраслей-лидеров, как внешних, так и внутренних, в том числе: достигнутые параметры загрузки производственных мощностей, обеспеченность разведанными запасами природных ресурсов (нефтяные месторождения), ограниченность рынков сбыта продукции (мировой рынок калийных удобрений), общий технологический уровень производств и другие.
Депопуляция населения и низкая продолжительность жизни, несбалансированность рынка труда, выраженная в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы, наличие диспропорций в территориальном развитии по уровню социально-экономического развития.
Для решения данного вопроса необходимо включить проект «Строительство железнодорожных подходов к портам в Калининградской области и обхода города Калининграда» в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». продолжение
–PAGE_BREAK–
На сегодняшний день Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года в существующем виде не обеспечивает решения проблем региона. В этой связи Правительством Калининградской области в соответствии с п.3 протокольного решения Правительства Российской Федерации от 18 января 2007 года и п.9 раздела I протокола выездного совещания по вопросам социально-экономического развития Калининградской области от 26-27 апреля 2007 г. № 36-ГГ разработан и внесён на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации проект Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2009-2014 годы.
Цель Программы: создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, обеспечивающего достижение уровня жизни сопоставимого с уровнем жизни сопредельных стран, а также формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Таким образом, для развития региона Калининградской области требуется содействие в скорейшем принятии Федеральной целевой программы развития Калининградской области на 2009-2014 годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев и проанализировав материал, касающийся управления регионами в России, а проблема занимает важное место в сфере государственного управления, можно сделать определенные выводы. Региональная политика является основной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Было бы сложно управлять такой огромной страной без введения региональной политики, так как — что для одного российского региона хорошо, то может быть неприемлемо для другого. Именно поэтому, следует четко и ясно представлять для какого региона хороши одни типы инструментов региональной политики, а для какого другие, то есть применять инструменты следует только точно зная проблемы того или иного региона. Разработке качественных и эффективных инструментов региональной политики уделено достаточное внимание со стороны глав государства, правительств, органов местного самоуправления. Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но, конечно, не всегда удается подобрать точные инструменты для коррекции различного рода несовершенств того или иного региона Российской Федерации. Это объясняется, с одной стороны, незавершенностью процесса формирования самой региональной политики, с другой – нестабильностью законодательства по региональной политике.
Калининградская область является примером модели регионального управления, на территории которой функционирует особая экономическая зона. Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне.
Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения ее субъектов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция РФ
2.ФЗ «О федеральных целевых программах регионального развития»
3.Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе развития Калининградской области»
4.Абдулатипов Р.Г. Федералогия- СПб.: Питер,2004
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление-М.,2005
6.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление- М.,2005
7. Говоренкова Т.М., Жуков А.И.Россия. Федеративное устройство, административно-территориальное деление и муниципальное устройство субъектов Федерации- М.,2000
8. Государственно-территориальное устройство России /под ред. Гранберга А.Г., Кистанова В.В.-М.,2003
9. Малин А.С. Региональное управление – М.: Изд.дом ГУ ВШЭ,2006
10. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации-СПб,2007
11. Региональная экономика и управление: учебное пособие/под ред. Коваленко Е.Г.-СПб: Питер,2005
12. Регион как субъект политики и общественных отношений/под ред. Рубаревич И.В., М.,2000
13. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления-СПб: Питер,2004
14. Типология российских регионов/под ред.Главацкой Н.-М.,2002
15.Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития. Регион: экономика и социология. 2007 №1
16. archive.kremlin.ru
17. consultant.ru
18. garant.ru