Региональные политические механизмы в США, ЕС, Японии.
Содержание:
Введение
Региональная политика в США
Региональная политика стран-членов ЕС
Региональные политические механизмы в Японии
Заключение
Приложение
Литература
Введение
Первые шаги в области регулирования развития регионов были предприняты еще в середине девятнадцатого века. Основу региональной политики составляло соотношение “центр — периферия”. В литературе выделяют несколько этапов развития регионального управления в западных странах:
Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После разрушительного кризиса 1929—1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставляла сомнений. Программы по развитию регионов получили наибольшее распространение в Великобритании и США. Например, в Великобритании в 1933 году для проведения антикризисной политики государства были выделены “специальные районы”, так как спад производства наблюдался в области традиционных отраслей промышленности и в некоторых аграрных районах.
Второй этап приходится на 40—50-е гг. Данный период характеризуется также спадом производства, в основном в традиционных отраслях промышленности, что явилось последствием послевоенного экономического кризиса. Последствия этого кризиса в наибольшей степени проявились в странах Западной Европы (Новая Англия, Эльзас, Лотарингия, Северные районы Франции и др.). Однако спад производства наблюдался в некоторых штатах в США, что подтолкнуло правительство к активному освоению слаборазвитых районов: Аляски, северных районов Скандинавии и Канады.
Третий период: 60—70-е гг. Именно в этот период была признана эффективность формирования системы региональной политики, которая получила свое распространение в развитых странах Запада.
Четвертый этап приходится на середину 70-х гг.—1993 г. После кризиса 1974 г. на первый план выходят цели, носящие макроэкономический характер, нежели региональный. Иными словами, программы регионального развития отходят на второй план. В 1993 г. были подписаны Маастрихтские соглашения, что дало основу для осуществления новой “наднациональной” региональной политики в рамках Европейского Союза.
Пятый этап: 1993 г. — по настоящее время. После подписания Маастрихтских соглашений происходит активное развитие интеграционных процессов (в основном на территории ЕС), что характеризует превращение “Европы национальных государств” в “Европу регионов”.
Региональная политические механизмы в США
Одним из важнейших принципов государственного устройства США является гарантированная конституцией республиканская форма правления штатов. При этом основной закон США содержит действенные механизмы поддержания целостности страны. По Конституции закреплено верховенство федерального права. Должностные лица штатов обязаны принимать присягу на верность Конституции США. В случае необходимости Конгресс имеет право лишить неподчиняющиеся федеральным законам штаты права представительства в нем. Для защиты от внутренних беспорядков и защиты федеральных законов президент имеет право отдать приказ о вводе войск на территорию неподчинившихся штатов.
Штаты могут защищать свои конституционные права в Верховном суде, либо, по решению представителей не менее 3/4 штатов внести изменения в Конституцию.
В Конституции США выделен перечень вопросов находящихся в исключительном ведении конгресса, к важнейшим из которых могут быть отнесены:
— регулирование внутренней и внешней торговли,
— учреждение федеральных органов власти;
— набор и содержание армии и военно-морского флота;
— организация почтовых служб;
— выпуск денег;
— регламентация финансового, авторского права и вопросов натурализации;
— управление территориальными владениями США.
Конгресс США имеет права издавать все законы, необходимые для осуществления полномочий, предоставленных правительству США Конституцией, устанавливать уголовно-правовые санкции для обеспечения соблюдения федерального права. Конгресс также имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения. Однако данное правило запрещено распространять на прямые налоги. Федерации не разрешается вводить дискриминационные косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.
К числу предметов совместного ведения федерального правительства и штатов могут быть отнесены: вопросы налогообложения; регламентация деятельности корпораций; обеспечение благосостояния населения.
Конституция США не устанавливает четкий перечень предметов ведения штатов. Штаты имеют право решать все вопросы, не отнесенные к исключительному ведению Федерации и не включенные в число специальных ограничений и запрещений.
Таким образом, полномочия органов управления штатов включают весьма обширный перечень:— уголовное право;— процессуальное право;— гражданское право;— вопросы собственности и обязательственного права;
— семейное право;— вопросы здравоохранения и социального обеспечения;— вопросы регулирования профессиональной деятельности, малого бизнеса, страхования, сельского хозяйства;— вопросы организации и деятельности центральных и местных органов власти;— разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и др.
В соответствии с Конституцией США исполнительная власть на федеральном уровне власти предоставляется президенту Соединенных Штатов на четыре года, который занимает свою должность вместе с вице-президентом и не имеет права переизбираться более двух раз. Президент является главнокомандующим США. Он может затребовать в письменном виде от высших должностных лиц мнение по любому вопросу, касающемуся их обязанностей по должности. Президент имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Президент может направлять в конгресс законодательные проекты.
Ежегодно президентом направляется в парламент три главных послания: доклад-отчет о состоянии страны, бюджетное послание и доклад об экономическом положении государства, целью которых является формулирование законодательной программы администрации, обозначение президентских приоритетов во внутренней и внешней политике.
Президенту подчиняется исполнительный аппарат, выполняющий следующие основные функции:
— ежедневное организационное обслуживание и помощь президенту в связях с общественностью, конгрессом и прессой;
— определение бюджетной политики и координация позиций исполнительной власти перед конгрессом;
— оказание помощи президенту в планировании и разработке приоритетных направлений, контролировать развитие кризисных ситуаций, особенно в области национальной безопасности;
— обеспечение процесса принятия президентом решений.
Исполнительный аппарат президента состоит из следующих структурных подразделений:
— служба Белого дома;
— служба вице-президента;
— административно-бюджетное управление;
— национальный совет безопасности;
— совет экономических консультантов;
— совет по качеству окружающей среды;
— административная служба;
— управление по науке и технике;
— управление специального представителя на торговых переговорах;
— надзорный совет по разведке;
— совет по стабилизации заработной платы и цен;
— служба по вопросам внутренней политики и др.
В системе исполнительной власти кабинет министров выполняет в основном консультативные функции. Исполнительными органами кабинета министров являются: Государственный департамент, Министерство финансов, Министерство торговли, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство жилищного строительства и городского развития, Министерство транспорта, Министерство труда, Министерство образования и военные департаменты.
Особый интерес с точки зрения опыта регионального управления представляют так называемые независимые агентства, которые наделяются либо чисто административными, либо квазизаконодательными, либо квазисудебными полномочиями. Среди них следует отметить агентства, регулирующие экономическую деятельность, например Комиссия по междуштатной торговле, государственные корпорации, управляющие собственностью федерального правительства, например, Администрация долины р. Теннесси и т.п.
Вся полнота законодательной власти на федеральном уровне принадлежит конгрессу США, состоящему из сената и палаты представителей.
Спорные вопросы, которые исполнительная и законодательная власти не могут разрешить, становятся предметом разбирательства в федеральных судах.
Судебная власть представлена Верховным судом и нижестоящими судами, количество которых устанавливается конгрессом. Хотя формально закон, признанный решением суда неконституционным, не отменяется и продолжает оставаться в официальных публикациях законодательства, такой закон объявляется недействительным и теряет всякую правовую силу.
Воздействие института судебного контроля на законодательство очень велико. Благодаря институту конституционного контроля Верховный суд имеет своеобразное вето по отношению к законодательным актам, которое, в отличие от вето президента, не ограничено сроком давности. Так, по подсчетам американских юристов, за 190 лет Верховный суд признал неконституционными 122 федеральных закона, аннулировал около 950 законов штатов или отдельных положений их конституции.
Органы исполнительной власти в штате возглавляет губернатор, который в большинстве штатов избирается сроком на 4 года. Во всех штатах губернатор имеет право переизбираться на два срока и более. Кандидат должен быть гражданином США не менее определенного срока (от 2 до 20 лет). Устанавливается также возрастной минимум (в большинстве штатов губернатор должен быть не моложе 30 лет, в отдельных — не моложе 21 и 25 лет). В двух штатах кандидат должен быть не моложе 35 лет. Конституции штатов, за исключением одного, предусматривают возможность смещения губернатора в порядке импичмента. В 12 штатах определена процедура отзыва губернатора избирателями.
По конституциям штатов, к числу обязанностей губернатора относится надзор за соблюдением в штате законов. В большинстве штатов губернатор самостоятельно назначает членов управлений и комиссий. В отдельных штатах губернатору также предоставляется право освобождать должностных лиц от занимаемой ими должности.
В большинстве штатов в качестве главы исполнительной власти губернатор ответствен за подготовку и представление в законодательный орган штата проекта бюджета. Формально законодательный орган штата вправе изменить проект бюджета по своему усмотрению, однако в конституциях штатов финансирование многих программ предусмотрено в твердо зафиксированной форме. В некоторых штатах до 50 % бюджетных поступлений распределяются подобным образом.
В конституции всех штатах, кроме одного, губернаторы наделены правом вето на решения законодательного органа власти. Для преодоления вето необходимо квалифицированное большинство каждой из палат законодательного органа.
Губернатору непосредственно подчиняется милиция или национальная гвардия штата. Во многих штатах губернатору принадлежит право помилования осужденных судами штата.
В системе исполнительной власти штата важная роль отводится канцелярии, которой ведает исполнительный секретарь губернатора, ответственный за ее организацию и деятельность. В состав канцелярии входит также секретарь по связям с общественностью, секретарь по связям с законодательным органом, секретарь, ответственный за связь с департаментами и др.
Государственный секретарь штата хранит архивы и подтверждает правильность и законность публикуемых государственных актов штата, а также осуществляет надзор за выборами и утверждает законность всех связанных с ними действий, ведает лицензиями штата и статистическими данными и справочниками.
Казначей штата в большинстве штатов является избираемой должностью. Казначей имеет право определять, в каком банке должны храниться денежные средства штата, во многих штатах собирает налоги и осуществляет наблюдение за правильностью их взимания.
В целом система органов управления в штатах очень сложна. В среднем в штатах насчитывается около 40 постоянных органов и часто столько же временных. По наиболее важным вопросам, связанным с управлением, на постоянной основе создаются департаменты, комиссии, лицензионные бюро и комиссии, агентства и ведомства, а также комитеты при губернаторе, в состав которых входят главы основных департаментов и ведомств.
Формы участия губернатора в законодательном процессе закреплены в конституциях штатов. Губернатор обязан направлять в представительный орган доклады о положении дел в штате, обозначая контуры дальнейшей законодательной работы. Губернатор имеет право непосредственно обращаться к законодательному органу со специальными посланиями, предлагая принятие законов или выполнение ими программ. В большей части конституций предусмотрено право губернатора созывать специальные сессии представительного органа власти.
Органы региональной законодательной власти представлены в основном двухпалатными парламентами. Численный состав сенатов штатов колеблется от 20 человек на Аляске до 67 в Миннесоте. Члены палаты представителей избираются в основном на два года и их число колеблется от 40 человек на Аляске до 400 в Нью-Гемпшире. Работа осуществляется на сессиях, в комитетах и комиссиях. Основные функции представительных органов власти согласно региональным конституциям:— утверждение бюджета;— принятие законов;— формирование аппарата исполнительной и судебной власти;— контроль за деятельностью правительственного аппарата; — регулирование межправительственных соглашений; — осуществление квазисудебных функций.
Региональный законодательный орган в США утверждает бюджет штата, который разрабатывается и представляется на рассмотрение законодательными советами — специальными самостоятельными образованиями, состоящими из представителей законодательной, либо законодательной и исполнительной власти штата.
Эксперты отмечают заметное усиление контроля легислатур за деятельностью судебного и административного аппаратов. Например, широко используются законы о создании административных ведомств на определенный срок — 4, 6 и 8 лет. Если к моменту истечения срока действия не издан новый акт, продлевающий их полномочия, соответствующие органы управления должны быть распущены. Тем самым, существование многих подразделений исполнительной власти зависит от законодателей, что вынуждает администрацию более осторожно и внимательно относиться к запросам и требованиям представительного органа власти.
Суды, в первую очередь Верховный суд штатов наделены правом конституционного толкования и надзора, что позволяет жестко контролировать деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти региона и активно вмешиваться в решение экономических, политических и социальных проблем.
Центр активно проводит региональную политику путем реализации федеральными агентствами специальных федеральных программ. Несмотря на то, что функции государственного управления штатов и местного управления в США полнее, чем в любой из других стран мира, учитывают территориальную дифференциацию, экономическое развитие США географически очень неоднородно. Часто динамично развивающиеся районы с относительно высоким уровнем благосостояния соседствуют с депрессивными районами бедности.
Федеральное правительство еще в XIX веке было вынуждено осуществлять вмешательство в экономическое развитие штатов, стимулируя заселение западных районов страны. До середины XX века такое вмешательство носило эпизодический характер и сопровождалось соответствующими законодательными актами. Основной целью вмешательства являлась ликвидация разрывов в социально-экономическом развитии региона долины реки Теннесси по сравнению с другими более развитыми частями страны. Так, в 1933 г. был принят закон об организации государственной корпорации — Администрации долины Теннесси.
Уже с 60-х годов региональная политика в США становится обязательной функцией государственного регулирования социально-экономического развития страны как для федерального правительства, так и для отдельных штатов. Данная политика обусловлена не только желанием устранить региональные противоречия, но и стимулировать экономический рост с изменением структуры хозяйства.
До 60-х годов региональная политика в США осуществлялась только штатами и местными органами, что препятствовало согласованию государственных мероприятий регионального характера в масштабах всей страны. Позже произошло перераспределение компетенции регионального развития в пользу федеральных органов власти. Так, были значительно расширены полномочия федерального правительства в сфере социально-экономического развития и охраны окружающей среды.
Основной формой реализации региональной политики в США являются различного рода целевые региональные программы. Общегосударственные региональные программы рассматриваются на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти США и финансируются из федерального бюджета. Наиболее важные решения по таким программам принимаются конгрессом США, который определяет генеральные цели региональных программ, совокупность частных программных мероприятий, максимально допустимые размеры ассигнований из федерального бюджета, а также устанавливает права и обязанности органов, на которые возлагается руководство проведением программных мероприятий. Периодически конгресс проводит слушания о ходе реализации осуществляемых программ.
Руководство региональными программами осуществляют не сами регионы, а система специальных независимых учреждений в системе федерального правительства и специально созданных совместных федерально-штатных органов. [1]
Региональная политика стран-членов ЕС
Политические задачи[1]
Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:
Четыре так называемые “интегрированные” страны (Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);
Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями — между севером и югом Италии, а также между “старыми” и “новыми” землями Германии;
Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;
Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.
В “интегрированных” странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются шаги, направленные на установление равномерности регионального развития. В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 — 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны “способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов”, а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно “осуществлять контроль за установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны”.
Вторая группа стран (Германии и Италии), как уже было сказано ранее, характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано “устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны”. Конституция Германии подчеркивает необходимость “создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны”. Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.
В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране. Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.
Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области “конкурентоспособности” является составной частью подхода в рамках политики “возрождения” и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.
Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.
Политические принципы стран-членов ЕС, [1]
В странах ЕС выработаны следующие политические принципы, необходимые для достижения поставленных целей в области региональной политики:
Выработка надежной законодательной базы для достижения последовательности и прозрачности проводимой политики. Региональная политика неизбежно включает в себя выбор слаборазвитых районов для выделения необходимых финансовых ресурсов. Данный выбор должен осуществляться в соответствии с существующим законодательством, Для проведения политики в области развития регионов вырабатываются основные законодательные нормы, подкрепленные более подробными рабочими директивами, создавая тем самым законодательные рамки для принятия и обоснования политических решений. Например, в Германии такие директивы содержатся в “Структурном плане” (Rahmenplan) и согласованы федеральным правительством и правительствами земель, и действуют в рамках “Совместной оперативной группы” (GA, Gemeinschaftsaufgabe);
В качестве одного из основополагающих принципов региональной политики выделяется следующий: выделение необходимой помощи регионам, которые претерпевают структурные изменения. Также наибольший акцент делается на привлечение дополнительных инвестиций, нежели на долгосрочное субсидирование;
Региональная экономика предполагает активное развитие рыночных отношений. В качестве одного из основополагающих направлений такой политики выделяется усовершенствование структуры рыночных отношений. Целью является создание надежных и привлекательных возможностей получения работы, а именно создание рабочих мест. Данное направление политики находит поддержку в Директорате по политике рыночных отношений в странах ЕС. Необходимо подчеркнуть, что существует небольшой ряд исключений, которые не подчиняются правилам рыночной ориентации. К подобным исключениям можно отнести случаи, где проведение региональной политики имеет внеэкономическую мотивацию;
Данный принцип региональной политики характеризует ее пространственную направленность. Ограниченность бюджетных источников финансирования требует необходимость выбора между районами, нуждающимися в помощи. Для получения финансовой поддержки необходимо четко обосновать критерии выбора района. В соответствии с “Директивами ЕС по оказанию помощи национальным регионам”:
— методология определения района была четкой и объективной, чтобы позволить Европейской Комиссии оценить ее достоинства;
— указанные показатели должны быть объективными, существенными, подкрепленными надежными статистическими источниками;
— политика должна проводиться в отношении соответствующих целостных территориальных единиц.
Региональная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода. В странах Европейского Союза в решении этих проблем принимает участие Европейская Комиссия — частично через деятельность Директората по региональной политике, а также через контролирующие функции Директората по политике рыночных отношений. Для обеспечения эффективного развития экономики определенного региона требуется финансовая поддержка не только государственных органов, занимающихся региональной политикой, но и помощь широкого спектра лиц и организаций, заинтересованных в таком развитии.
Инструменты региональной политики, [1]
Существует целый ряд инструментов, которые имеют разное значение для различных стран. С точки зрения исторического развития выделяют пять больших классов политических инструментов:
— средства, идущие на сдерживание размещения новых предприятий в перенаселенных регионах;
— пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития;
— стимулирование деятельности компаний путем финансовой поддержки;
— формирование инфраструктуры;
— “мягкие” меры по стимулированию развития.
В настоящее время роль средств, идущих на сдерживание и “пространственное распределение деятельности государства в области экономического развития”, существенно сократилась. Средства сдерживания использовались во Франции (в отношении Парижа и его пригородов), Соединенным Королевством (в отношении Лондона и Юго-восточного региона). Но в 1970 году Соединенное Королевство отказалось от этой политики. В Париже в последующие годы применялась политика в отношении стимулирования развития бизнеса в основном за пределами столичного региона и перемещения предприятий за пределы столицы Франции. В настоящее время только Франция и Греция стимулируют развитие промышленности, которая расположена вдали от перенаселенных столиц.
За последние десятилетия роль экономической деятельности государства в качестве инструмента региональной политики существенно снизилось. Приватизация в области производства лишила правительство возможности оказывать влияние путем принятия решений об инвестициях в указанные производства. Существует еще один важный аспект, касающийся экономической деятельности государства, который со временем утратил свою роль в качестве инструмента региональной политики: общественные закупки. В некоторых странах ЕС (Италия, Германия, Соединенное Королевство) проводилась политика по схемам предпочтительных закупок продукции у поставщиков из определенных районов. Впоследствии Европейский Суд назвал эти меры противозаконными, так как они являются причиной национальной дискриминации.
В настоящее время большинство стран-членов ЕС в качестве инструментов региональной политики используют три последние группы. Финансовое стимулирование включает в себя дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п. Данные методы призваны заинтересовать фирмы размещать производство или инвестировать средства в проблемные регионы. Данные инструменты находят широкое применение практически во всех странах ЕС. К “мягким” элементами инфраструктуры относятся поддержка информационных сетей, консалтинговая деятельность, научные исследования и т.д.
В “интегрированных” странах набор политических инструментов существенно шире. Такой широкий подход отражает большую глубину региональных проблем. Для стимулирования развития региональной политики созданы фонды: Структурные Фонды и Интеграционный. Данные структурные фонды занимаются вопросами, которые выходят за рамки инвестирования в производство, а именно оказание поддержки в развитии инфраструктуры и создание благоприятной среды для эффективного развития бизнеса. Интеграционный Фонд занимается крупными проектами в отношении развития инфраструктуры, которые находятся в прямой связи с транспортом и окружающей средой.
Структурные Фонды оказывают наибольшее влияние на региональную политику Германии и Италии. В 1992 году был предпринят пересмотр региональной политики Италии для того, чтобы обеспечить возможность совместного финансирования со стороны Структурных Фондов. В Германии региональная политика проводится в рамках Совместной оперативной группы (GA), которая базируется на оказании помощи регионам в комплексе с мерами поддержки бизнеса. Приоритетным направлением затрат Совместной оперативной группы является поддержка производственных инвестиций для создания благоприятной бизнес-среды.
В отношении скандинавских стран существуют следующие различия на “узкий” и “широкий” аспект региональной политики. В узком смысле слова такая политика включает в себя мероприятия по развитию бизнеса и экономики. Широкий же аспект политики регионов предполагает комплекс действий со стороны правительства в области связи, транспорта, образования и здравоохранения, имеющих важное значение для поддержания жизнедеятельности сообществ в малонаселенных регионах. Например, в Финляндии, в период с I960 по 1970 годы, была расширена сфера общественного обслуживания для достижения равного уровня услуг во всех регионах. В северных районах потребности были наиболее высокими по сравнению с другими. В этих регионах строилось много больниц, оздоровительных центров и начальных школ для обеспечения большей занятости населения. В Швеции политические программы, которые напрямую не относятся к региональной политике, иногда составлялись с учетом интересов регионального развития. В качестве примера можно привести программу в области образования, которая предполагает уделение большого внимания развитию малых и средних колледжей. Также фирмы, принимающие участие в долгосрочных программах строительства стратегических транспортных магистралей, обязаны предоставлять подробный отчет каждые три года, в котором указываются последствия их деятельности для близлежащих регионов. Важным отличием скандинавских стран является то, что региональная политика даже в узком аспекте подразумевает более широкое содержание, чем в остальных странах ЕС. Например, если учесть специфические особенности проблемных регионов, в особенности их суровые климатические условия, то здесь существуют такие формы долгосрочной поддержки, которые не находят применения в странах ЕС (концессия в области транспорта и социального обеспечения).
Страны Северной Европы принимают меры по расширению области действия региональной политики. Например, во Франции региональная политика имеет широкую трактовку, понятие “управления территорией” включает в себя большой спектр политических мер регионального развития. Один из законов в области регионального развития формирует широкий спектр политических инструментов: регионально дифференцированное налогообложение, инфраструктуру, меры по стимулированию развития регионов и т.д. Также существует государственная система контрактов по планированию регионов, которая оказывает помощь наиболее бедным регионам. Нидерланды и Австрия отличаются низкой значимостью региональной политики, однако эти страны стараются проводить региональную политику, выходящую за рамки оказания финансовой помощи фирмам. В Нидерландах базисом региональной политики в узком смысле являются капиталовложения, а в более широком — комплекс мероприятий по созданию благоприятной бизнес-среды и развитию инфраструктуры. В Австрии принимаются широкие политические меры по развитию региональной политики, которые отражают существующую здесь точку зрения: политика экономического развития регионов должна включать поддержку в отношении развития бизнес-среды и таких локальных факторов, как транспорт, образование и уровень жизни.
В Дании основной вопрос региональной политики установлен в области “рамочных мер”, включающих в себя перечень услуг, которыми могут воспользоваться фирмы, но которые не предусматривают передачу денежных средств или оказание поддержки какой-либо фирме. Такие меры, включающие широкий доступ к набору технических и коммерческих услуг, проводятся по всей стране. Дания — это единственная из стран ЕС, которая с 1991 года не проводила программу относительно стимулирования развития отдельных регионов. Такой отказ объясняется целым рядом причин: безработица в Копенгагене достигла размеров среднего уровня по стране, размер бюджетного дефицита наложил ограничение на уровень государственных расходов, находящееся в то время у власти правоцентристское коалиционное правительство в качестве решения проблем выбрало “рыночный” подход. В Дании существует единая государственная система социального обеспечения, также функционирование финансовых механизмов направлено на то, чтобы избежать неравенства в экономическом развитии отдельных регионов, которое может повлечь за собой различия в уровнях доходов и социальных возможностей.
Региональная политика таких стран, как Бельгия, Люксембург и Соединенное Королевство является политикой стимулирования. Меры по созданию благоприятной бизнес-среды являются скорее частью общенациональной, а не региональной политики. В Великобритании политические меры пространственного развития делятся на две категории:
— региональная индустриальная политика, которую можно назвать политикой стимулирования;
— политика “возрождения”, включающая целый ряд программ пространственного развития (развития городских и сельских регионов), которые раньше осуществлялись отдельно друг от друга, а теперь все настроены действовать совместно.
Важной отличительной чертой политики “возрождения” является акцент на развитие отдельных регионов и повышение их конкурентоспособности. При финансировании используются “механизмы оспаривания” — распределение общественных средств между компаниями происходит на основе тендера. За последнее время эффективность от проведения политики “возрождения” возрастает. Теперь бюджет региональной индустриальной политики в десять раз меньше, чем бюджет политики “возрождения”, хотя ранее средства, выделяемые на две эти категории, были примерно равны.
Анализируя политику в области регионального развития стран-членов ЕС, можно сказать, что стимулирование регионального развития составляет ядро региональной политики, за исключением Дании. Это можно объяснить тем фактом, что правила оказания поддержки Директоратом по политике рыночных отношений в странах ЕС предусматривают оказание помощи крупномасштабным проектам и только в определенных проблемных районах. В северных странах одним из элементов политики можно назвать оказание помощи в развитии благоприятной бизнес-среды, но данная политика осуществляется в большей степени на общенациональном уровне, нежели на региональном.
Региональные политические механизмы в Японии
Наиболее показательной является система, созданная в Японии. Ее основа — государственные планы развития регионов, которые составляются начиная с 1962 г. на 10 лет. Задачей таких планов является следующее:
* региональное размещение производительных сил;
* смягчение хозяйственных диспропорций между различными экономическими районами;
* обеспечение примерно равных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны;
* сохранение и улучшение экологии.
Территория Японии разбита на 10 экономических районов (префектур в стране 47). Это последняя схема, уточненная в 1960 г. Министерством внешней торговли и промышленности, ею пользуется большинство организаций.
Экономическое районирование в Японии служит не только основой экономического анализа, планирования развития префектур, городов, но несет и практическую нагрузку, определяет социально-экономическое развитие страны в целом. Это проявляется в следующих крупных направлениях:
* экономическое районирование служит основой для разработки утверждаемых правительством долгосрочных планов комплексного развития территории страны, а также других законодательных актов по региональному развитию;
* на основе схемы экономических районов действует финансовая и, прежде всего, налоговая системы, определяющие меры, обеспечивающие самофинансирование территорий. При этом убыточные, отсталые регионы, например, экономический район Хокайдо, получают дотацию за счет процветающих районов;
* большое внимание при планировании по районам уделяется решению социальных проблем населения посредством экономического регулирования расселения и передвижения населения с использованием кредита, налогов и других экономических рычагов.
Особо надо выделить роль экономического районирования в развитии производительных сил и, прежде всего, в специализации инфраструктуры. При небольшой территории страны и тем более малых площадях экономических районов в планах разрабатываются и осуществляются меры по специализации промышленности и развитию производственной инфраструктуры внутри каждого региона. Это проявляется в том, что не только отрасль в лице различных промышленных компаний имеет заготовительные и общетехнические производства, такие как литейное, кузнечное, прессовое, инструментальное, по изготовлению ЭВМ, малое станкостроение, электроника, транспорт и т.п., но и для этого поддерживаются специализированные фирмы и предприятия, выпускающие продукцию для нужд всего района. Такие же тенденции характерны и для строительства, энергетики, материально-технического снабжения, торговли, непроизводственной сферы.
Безусловно, границы специализации, развития инфраструктуры условны. Но правительство проводит довольно напряженную и устремленную в этом направлении региональную политику. Парламент часто слушает вопросы, связанные с региональными проблемами. В стране еще в 1950 г. им был принят «Закон о комплексном развитии территории страны», в котором был определен порядок принятия и контроля долгосрочных программ развития территорий на национальном и префектурном уровнях. В 1961 г. был принят «Закон об ускорении и стимулировании развития наиболее отсталых районов». Принимались законы по префектурам Хокайдо, Бюсю, Сикоку, в 1983 г. «Закон об ускорении регионального развития на основе высокотехнологических промышленных комплексов» и т.д.
В стране сложилась довольно стройная система государственных органов, которые занимаются разработкой и контролем исполнения региональных программ. Главными из них являются Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории при кабинете министров Японии. Первый разрабатывает основные направления развития экономики страны с учетом регионов, второй — конкретно региональные аспекты. Размещение предприятий, тем самым в значительной степени определение региональной политики, занимается Министерство внешней торговли и промышленности и Министерство строительства.
Значительная работа по разработке программ и планов по заказам правительственных и местных органов осуществляется частными научными и другими организациями. В последние годы в решении вопросов регионального развития усиливается роль местных органов управления — префектур. Для этих целей они имеют отделы развития районов, планирования, привлечения предприятий и т.п. Многие имеют консультативные советы по развитию территории, охране местных ресурсов. Прослеживается тенденция передачи в ведение местных властей на правах автономии решения всех вопросов развития территорий
[2, с.87].
Осбори Р,[5, с.123] считает, что регулятивный тип общесистемной региональной политики характерен для унитарных государств: Франции, Швеции, Дании, Японии и др. При унитарной форме политико-территориального устройства территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, которые не имеют своего собственного законодательства. Например, административно-территориальными единицами Японии являются префектуры, города, посёлки и села; Всей полнотой государственного суверенитета обладают центральные органы. Для регулятивного типа общесистемной политики свойственно отсутствие территориального разделения властей. Сферы полномочий территориальных единиц устанавливаются актами центральной государственной власти. Деятельность территориальных органов власти по существу сводится к исполнению решений центра [6, c.48].
Заключение:
Т. о. в работе мы рассмотрели основные политические механизмы в таких странах как США, ЕС, Японии.
Приложение
Таблица 1.
Основные характеристики типов
общесистемной региональной политики
(Сидоренко О. В.)
Признаки
Регулятивный тип
Конкурентный тип
Смешанный тип
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Общие принципы
Территориальные
единицы
Сферы законодательных полномо
чий
Механизм форми
рования террито
риальных органов
власти
Система распреде
ления финансовых
ресурсов
/>
Страны
Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти
Административно-территориальные единицы: образуются, изменяются, реформируются по решению центра
Сферы полномочий территориальных единиц устанавливаются актами центральной власти
Определяется законодательно центром
/>Финансовые ресурсы концентрируются в государственном бюджете, откуда распределяются по усмотрению центра
Франция, Швеция, Дания, Япония
Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и иногда судебной власти
Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно
Сферы полномочий опре
деляются по Конституции и включают: список исключительных полномочий федерации; список запретов для субъектов, презумпция компетенции субъектов и сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение)
Определяется самостоятельно (с учётом федеральных конституционных ограничений)
/>Основана на бюджетном федерализме; многоуровневая система распределения финансовых ресурсов
США, Мексика, Бразилия, ФРГ, Швейцария, Австралия, Бельгия
Государственная власть формально едина, но существует два уровня законодательства, иногда исполнительной власти
Автономии или субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются по согласованию с центром
Сферы полномочий
определены в уставах
территориальных еди
ниц и утверждаются
(ратифицируются) ак
тами центрального
правительства. Для фе
дераций – конкури
рующие компетенции
Предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти
/>/>Финансовые ресурсы распределяются по усмотрению центра или многоуровневой системы распределения ресурсов, основанной на «бюджетном федерализме»
Италия, Испания, Индия, Пакистан, Великобритания, РФ
Литература:
Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: М., 1998.
Мищенко В.В. Экономика регионов. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002
Уткин Э. А. Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление
М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. ¾ 320 с.
4. Сидоренко О. В. Региональная экономическая политика: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта//Вестник БИСТ / № 1(5). 2010.
5. Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность государства // Общественные науки и современность. № 5. 1993.
6. Юилл Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран // Регион: экономика и социология. 1999. Специальный выпуск.