–PAGE_BREAK–Системы контроля за кредитными операциями должны включать процедуры обнаружения сигналов возможной неуплаты и меры реагирования на данную опасность уже в процессе исполнения кредитной сделки. В большинстве случаев служба контроля делает выводы на основе периодических встреч и переговоров с клиентом, а также на основе регулярного анализа финансовой информации. Не менее важны и процессы, происходящие в окружающей клиента хозяйственной среде, в той отрасли, где складывается основной объем хозяйственной деятельности заемщика. Банк должен оценивать способность клиента подготовиться к возможным изменениям и принять предупредительные меры. Изменение стиля управления, текучесть кадрового состава, рискованное внедрение на новые рынки — все это часто является показателем возможных проблем в будущем.
При массовом кредитовании физических лиц нет возможности проведения тщательного анализа и проверки каждого заемщика, поэтому растет вероятность появления проблем в связи с мошенничеством при получении кредитов, с личными событиями заемщика (болезнь, потеря дохода и т.д.). Естественно, банку не избежать такого рода потерь, однако службе контроля необходимо их минимизировать.
2.2 Управление рыночным риском В конце 90-х гг. финансовые организации по всему миру активно внедряли системы управления рыночными рисками [6]. В России, правда, с некоторым запозданием также активно разрабатывались системы управления рыночными рисками. После кризиса 1998 г. большинство банков свернули свои операции на рынке ценных бумаг, а сам рынок практически перестал существовать. Вместе с ним исчезли и рыночные риски, и, соответственно, потребность в системах управления ими.
За последующие годы российский рынок набрал прежние обороты, и банки вновь активно заинтересовались проблемой управления рыночными рисками.
Внедрение систем управления рыночными рисками позволяет финансовым институтам:
· использовать адекватные процедуры оценки рыночных рисков для установки лимитов по торговому портфелю, а также для выхода на новые рынки;
· принимать обоснованные решения на основании полной информации по управлению портфелем, диверсификации финансовых инструментов и хеджированию рыночных рисков;
· количественно выразить рыночный риск в той форме, которая дает возможность легко сравнить его с другими видами рисков, что позволит определять доходность бизнес-подразделений с учетом риска и принимать обоснованные решения по стратегическому развитию этих подразделений;
· продемонстрировать международным рейтинговым агентствам высокий уровень управления рисками;
· укрепить положительный имидж в глазах существующих и потенциальных клиентов, контрагентов и акционеров банка;
· поднять профессиональный уровень сотрудников банка и общую корпоративную культуру за счет лучшего понимания рисков, которым подвержен банковский бизнес, а также за счет обучения передовым методам управления рисками.
Однако специфика российского рынка требует построения собственного набора факторов риска, что затрудняет использование готовых западных решений для оценки рисков.
Основу методологии построения системы управления рыночными рисками составляют анализ активов банка и расчет параметров рыночного риска на основе риск-факторов. Эта методология сегодня успешно применяется в нескольких ведущих российских банках.
Реализация методологии обычно состоит их трех основных этапов: анализ, разработка и тестирование/подготовка документации.
На первом этапе определяется понятие «рынок» в отношении портфеля банка — набор риск-факторов, т.е. тех рыночных ставок, курсов и индексов, которые влияют на стоимость портфеля.
На втором этапе на основе единого набора риск-факторов разрабатываются алгоритмы оценки показателей рыночных рисков:
· показатель прибыли и убытков;
· Value-at-Risk (VaR);
· сценарный анализ;
· анализ чувствительности.
На третьем этапе для разработки законченной системы управления рыночными рисками необходимо произвести тестирование модели, разработать отчетность и процедуры по управлению рыночными рисками.
Использование современных технологий в управлении рыночными рисками не только увеличит надежность банка, но и позволит усовершенствовать принятие стратегических и операционных решений по управлению в банке, а также улучшить имидж банка.
2.3 Управление операционным риском Необходимость управления операционным риском определяется значительным размером возможных операционных убытков, которые могут создавать угрозу финансовой устойчивости кредитной организации.
Управление операционным риском в соответствии с определением Банка России [7] состоит из выявления, оценки, мониторинга, контроля и(или) минимизации операционного риска.
Выявление операционного риска предполагает анализ всех условий функционирования кредитной организации на предмет наличия или возможности возникновения факторов операционного риска, который рекомендуется проводить на нескольких уровнях:
· анализ изменений в финансовой сфере в целом, которые могут оказать влияние на эффективность деятельности кредитной организации;
· анализ подверженности операционному риску направлений деятельности с учетом приоритетов кредитной организации;
· анализ отдельных банковских операций и других сделок;
· анализ внутренних процедур, включая систему отчетности и обмена информацией.
Особое внимание необходимо обращать на случаи пересечения полномочий и ответственности подразделений, служащих кредитной организации.
Оценка операционного риска предполагает оценку вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и оценку размера потенциальных убытков. Поэтому кредитной организации рекомендуется определить методы оценки операционного риска во внутренних документах (разработать методы оценки операционного риска самостоятельно, либо использовать методы, принятые в международной банковской практике).
В международной банковской практике применяются следующие методы:
· статистический анализ распределения фактических убытков;
· балльно-весовой метод (метод оценочных карт);
· моделирование (сценарный анализ).
Методы, основанные на применении статистического анализа распределения фактических убытков, позволяют сделать прогноз потенциальных операционных убытков исходя из размеров операционных убытков, имевших место в данной кредитной организации в прошлом. При применении этих методов в качестве исходных данных рекомендуется использовать информацию о понесенных операционных убытках.
Сущность балльно-весового метода заключается в оценке операционного риска в сопоставлении с мерами по его минимизации.
На основе экспертного анализа выбираются информативные для целей управления операционным риском показатели и определяется их относительная значимость (весовые коэффициенты). Затем выбранные показатели сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием различных шкал. Полученные результаты обрабатываются с учетом весовых коэффициентов и сопоставляются в разрезе направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок.
Применение балльно-весового метода (метода оценочных карт) наряду с оценкой операционного риска позволяет выявить слабые и сильные стороны в управлении операционным риском.
В рамках метода моделирования (сценарного анализа) на основе экспертного анализа для направлений деятельности кредитной организации, отдельных видов банковских операций и других сделок определяются возможные сценарии возникновения событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и разрабатывается модель распределения частоты возникновения и размеров убытков, которая затем используется для оценки операционного риска.
Периодичность проведения оценки операционного риска рекомендуется определять во внутренних документах кредитной организации.
В целях предупреждения возможности повышения уровня операционного риска рекомендуется проводить мониторинг операционного риска, который нужно осуществлять путем регулярного изучения системы показателей (в том числе статистических, финансовых) деятельности кредитной организации. Необходимо определить периодичность осуществления мониторинга операционного риска на основе его существенности для соответствующего направления деятельности, внутреннего процесса или информационно-технологической системы.
Для проведения мониторинга операционного риска нужно создать систему индикаторов уровня операционного риска (показатели или параметры, которые теоретически или эмпирически связаны с уровнем операционного риска, принимаемого кредитной организацией). В качестве индикаторов уровня операционного риска могут быть использованы сведения о количестве несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок, увеличении их частоты и(или) объемов, текучести кадров, частоте допускаемых ошибок и нарушений, времени (продолжительности) простоя информационно-технологических систем и других показателях. Для каждого индикатора рекомендуется установить лимиты (пороговые значения), что позволит обеспечить выявление значимых для кредитной организации операционных рисков и своевременное адекватное воздействие на них.
В отношении контроля за операционным риском наиболее важным является:
· контроль за соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;
· соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам банка;
· надлежащая подготовка персонала;
· регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.
Кредитной организации рекомендуется доводить до участников (акционеров), кредиторов, вкладчиков и иных клиентов, внешних аудиторов, рейтинговых агентств и других заинтересованных лиц информацию по управлению операционным риском.
2.4. Управление правовым риском, риском потери деловой репутации и риском ликвидности Правовой риск
Управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения (исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов.
Для выявления и оценки правового риска кредитной организации Банком России рекомендуется во внутренних документах определить [8]:
· внутренние и внешние факторы возникновения правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организации и анализ их влияния на уровень риска;
· различные методы (способы и подходы) выявления и оценки факторов возникновения правового риска;
· отличительные признаки правового риска от иных банковских рисков (например, отличие кредитного риска от правового);
· наиболее оптимальные способы получения сведений от клиентов, для установления и идентификации выгодоприобретателей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для целей мониторинга правового риска кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять правила и порядок осуществления мониторинга изменений, внесенных в законодательство РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации.
В целях обеспечения эффективного управления правовым риском руководству кредитной организации рекомендуется:
· устанавливать порядок внесения соответствующих изменений в учредительные, внутренние документы кредитной организации в случаях изменения законодательства РФ;
· принимать своевременные меры по устранению нарушений кредитной организацией законодательства РФ;
· установить периодичность предоставления отчетов по вопросам правового риска;
· при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий учитывать положения учредительных документов кредитной организации, требования законодательства РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов кредитной организации, дочерних и зависимых организаций;
· осуществлять эффективные программы подготовки служащих и выделять для этого необходимые ресурсы;
· разработать порядок контроля за соблюдением структурными подразделениями, служащими законодательства РФ, учредительных и внутренних документов кредитной организации;
· осуществлять оценку правового риска по основным направлениям деятельности с периодичностью и в соответствии с критериями, определяемыми кредитной организацией;
· определить наиболее значимые для кредитной организации типы или виды сделок и разработать для них стандартные (типовые) формы договоров;
· установить порядок рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным;
· возложить на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правового риска;
· установить контроль за соответствием документации, которой оформляются банковские операции и другие сделки, законодательству Российской Федерации.
продолжение
–PAGE_BREAK–