Регулирование деятельности коммерческих банков

–PAGE_BREAK–         Так, в Италии    банки   и   банковские   группы   имеют   право   предоставлять одному заемщику  или  группе  связанных  между  собой   заемщиков   ссуду  в  размере  не  более  25%  собственных  средств   банков.
       В США  3  органа,  контролирующие  банковскую деятельность ,  в течение  долгого  времени  применяли  собственные  системы   оценки   финансового  положения  банков. С 1978 г.  внедрена единая оценочная   система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных  критериев   банковского   надзора:
       С — capital    adeguacy     (достаточности    капитала). Система   определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков,   а соответственно — достаточности его величины;
       A — asset guality (  качество  активов  ),  определяет  степень   «возвратности активов»  и внебалансовых статей,  а также финансовое   воздействие проблемных кредитов;
     _M –  management ( качество управления ) .   Система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики, глубины контроля, соблюдения законов и инструкций.
       E –  earnings  (доходность  или  прибыльность),   определяет  достаточность доходов для будущего роста банка;
       L — liguiditi (ликвидность).Система определяет ,  достаточно ли  ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.
      В соответствии  с  этой  рейтинговой  системой   общая   оценка   состояния банка (от 1-прочное состояние — до 5-неудовлетворительное   состояние ) является средней арифметической из баллов, определяемых   по  5  вышеназванным  критериям. Предварительная  рейтинговая оценка   дается в процессе документарного надзора,  а окончательная  –  лишь   после  завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно   отражает положение банка и  предопределяет  необходимость  принятия   надзорным   органам   надлежащих   мер   по   отношению  к  данному   банку.
         Инспектирование на местах.
       Проверка степени достоверности передаваемой  надзорным  органам   информации,   формирование   максимально  точного  представления  о   положении банка,  качестве его менеджмента  могут  быть  обеспечены  только  в  ходе проверки на месте. 
       Во время   общей   проверки   анализируются  различные  аспекты   деятельности банка и главные области  риска. Как  правило, выявляются   соблюдение  банком законов, правильность составления отчетов, наличие  эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния банка.
       Особенно четкая  процедура  инспектирования характерна для США.   Федеральные и штатные органы банковского надзора — Служба контролера денежного обращения, ФРС, Федеральная корпорация страхования депозитов,  отделы уполномоченных банков при правительстве  штатов  — проводят  независимо друг от друга всесторонние проверки подведомственных банков не реже 1 раз в 1-2 года. В результате  на  1  коммерческий банк в США из-за параллелизма в деятельности надзорных органов приходится 4-6 плановых полномасштабных ревизий в  год , каждая из  которых может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.
       В Италии проверки на местах осуществляются каждые 4 года-5  лет   в  небольших  и  каждые 8-9  лет  –  в крупных банках. Как правило,   инспекции длятся 4-6 месяцев и в них участвуют 5-6  инспекторов  из   Банка  Италии.
       Во всех странах по результатам проверок на  месте  составляются   письменные  отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального   банка,  оценивающего   информацию   инспекторов   и   дающего   при  необходимости    разрешение   на   принятие   соответствующих   мер   воздействия на банк.
       Затем отчет  вместе  с  сопроводительным письмом направляется в   банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам   проверки заключения.
         Важным моментом в регулировании деятельности банков является соблюдение обязательных  нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X):
— минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)
— предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации (ст.62, п 2 );
— максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации (КО) и не может превышать 25 % размера собственных средств КО (ст.64 );
— максимальный размер крупных кредитных рисков – устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств КО. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств КО. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств КО (ст. 65);
— нормативы ликвидности кредитной организации. Определяются как:
·        отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
·        отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)
— нормативы достаточности собственных средств, определяются как отношение размера собственных средств КО и суммы её активов, взвешенных по уровню риска (ст. 67);
— размеры валютного, процентного и финансовых рисков;
— минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов КО для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)
— нормативы использования собственных средств КО для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств  КО, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций КО (ст. 70 );
— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  КО своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств КО и не может превышать 50 % (ст.71). 
         Денежное кредитное регулирование. ЦБ регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:
— Дисконтная и залоговая политика. Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учётную ставку. В случае действенного повышения учётной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов;
— Депозитная политика, при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал  коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
1.3.  Основные направления работы с проблемными банками
         Работа с  проблемными  банками  начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается  характер  и  причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.
       Признаками проблемности     кредитных     организаций     можно  подразделить на прямые и косвенные.
       К прямым относятся:
      —  нарушение обязательных  экономических нормативов и несоблюдение
   резервных требований;
      – резкие колебания    остатков   средств   на   корреспондентских  счетах, особенно  при  условии, что  минимальные  остатки  составляют  критическую   величину   (близко   к   нулю);
      — установление факторов грубых  нарушений  правил  бухгалтерского   учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение   рискованной кредитной и процентной политики;
      — убыточная деятельность,   включая  необеспеченные  собственными  средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;
      — выплата дивидендов    при    неудовлетворительном    финансовом   положении банка;
     –  отсутствие ежегодной  аудиторской  проверки деятельности банка;
     –  резкие  изменения  состава  участников  и  руководства   банка;
      — негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств  массовой информации,  жалобы клиентов на работу банка.
     К косвенным признакам проблемности можно отнести:
      – работу на  высокорисковых  и  ненадежных  рынках, которые  имеют  ограниченные перспективы развития;
       — несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;
      — высокий удельный   вес   межбанковских   кредитов   в   составе   привлеченных банком ресурсов;
      — агрессивную рекламу   привлечения   средств  на  условиях  выше  рыночных.
       Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные  кредитные организации   можно   было  бы  выделить  следующие  меры   стабилизационного характера:
       а) совещания и консультации в надзорных органах,  нацеленные на  выработку путей преодоления финансовых трудностей;
       б) принятие  кредитной  организацией письменных обязательств об   устранении недостатков,   исправление   которых   не   предполагает   вмешательство органов    надзора   в   обычный   режим   банковской   деятельности;
       в) соглашение    между    кредитной   организацией   и   банком   России, которое заключается  в  целях  преодоления  более  серьезных   недостатков деятельности   банка, когда  адекватные  шаги  требуется   предпринять немедленно,  однако степень развития возникших  проблем   не угрожает   платежеспособности   банка;
       г) письменное предупреждение банка России кредитной  организации   о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;
       д) предоставление  банком  России   чрезвычайного   (7 дней),   ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.
       е) введение Временной  администрации  по  управлению  кредитной   организацией  для  оценки  реалистичности  перспектив  стабилизации   деятельности или необходимости отзыва лицензии.
       При присоединении   проблемного   банка   к   надежному   банку   Центральный банк  РФ  может  создать  на  определенный  срок  режим   наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации,   включая:
       а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;
       б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;
       в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;
       г) отсрочку  погашения  задолженности  присоединенной кредитной
   организации перед Банком России.
          Меры административного характера — санкции:
       а) штрафы;
       б) предписания   (распоряжение)  об  устранении  недостатков  и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;
       в) предписание   о  замене  руководства  кредитной  организации  (филиала);
       г) предписание  о запрете на осуществление отдельных банковских   операций;
       д) предписание о запрете на открытие филиалов;
      е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
         Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим  основным направлениям:
1.  Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;
2.  Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;
3.  Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечения ликвидности банковских балансов.
Во всех крупных банках зарубежья уже давно существует отлично отлаженная, очень сложная система лимитирования активных операций на основе рейтинговой оценки банков, такая  как CAMEL. На основании ее большинство банков рассчитывают лимиты на активные операции, управляют кредитными рисками на межбанковском рынке, происходит регулирование деятельности банков.
         Работа с  проблемными  банками  начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем  устанавливается  характер  и  причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.
Глава 2. Развитие банковской системы. Пути совершенствования  банковского регулирования
                   2.1. Оценка структуры банковской системы
         Основная цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005 – 2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования, а конкретно:
— усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
— повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
— повышение конкурентоспособности кредитных организаций.
Контроль  за  соблюдением банками требований надзорных органов.
       Набор неофициальных и официальных мер воздействия на  банки  во всех  странах  достаточно  широк. К  неофициальным мерам воздействия  относятся:
     –  гарантийное письмо  неблагополучного  банка надзорному органу с   признанием  конкретных  недостатков  и  определением   способа   их   устранения;
  –     письменное соглашение  между  органом  надзора  и   банком   об  исправлении   выявленных   существенных   негативных  аспектов  его   деятельности.
       Официальные меры воздействия включают в себя:
   –    предупреждение; директивы  по устранению недостатков;  штрафные   санкции;  приказ о снятии с должности руководителя банка;  передача   банка   под   опеку  надзорного  органа;  организацию  слияния  или   поглощения;  лишение лицензии на  проведение  банковских  операций;   ликвидацию кредитного учреждения.
       Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера,   поскольку это затрагивает  непосредственные  интересы  вкладчиков. В  целях  защиты  их интересов  во многих странах организованна система страхования депозитов.
              В США,  Канаде, Великобритании, Италии, Японии подобные системы   находятся под государственным контролем.  Коммерческие  банки  США,   Канады,  Японии  выплачивают  ежегодные  взносы  в фонд страхования   депозитов.
Департамент банковского регулирования и надзора лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций предоставил следующие данные о регистрации и лицензировании кредитных организаций на 01.12.2005 г. (таблица № 1  ).
                                                                                                                Таблица 1.
«Информация  о регистрации и лицензировании кредитных организаций на 01.12. 2005 г.»
Содержание
Количество
1. Зарегистрировано КО Банком России либо на основании его решения, либо уполномоченным регистрирующим органом: всего
в том числе:
                                                     банков
небанковских КО
1419
1366
53
2. Действующие кредитные организации.
КО, имеющие право на осуществление банковских операций, всего
В том числе:
                                                    банки
                                                    небанковские КО
1258
1210
48
3.1. КО, имеющие лицензии/разрешения, предоставляющие право на:
— привлечение вкладчиков населения
— осуществление операций в иностранной валюте
— на проведение операций с драгоценными металлами:
а) разрешения
б) лицензии
3.2. КО с иностранным участием в УК, всего из них:
— со 100 %
— свыше 50 %
1057
829
4
133
42
8
4. Зарегистрированный УК в действующих КО (млн. руб)
433978
5. Филиалы действующих КО на территории РФ, всего из них:
— Сбербанка России
— банков со 100 % ин. участием в УК
1009
28
6. Представительства действующих российских КО, всего
— на территории РФ
— в дальнем зарубежье
— в ближнем зарубежье
456
411
31
14
    продолжение
–PAGE_BREAK–