ГЛАВА I
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ.
1. Понятиеестественной монополии.
Начало экономических реформ в России связывалось смаксимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе ипопыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на условияхсаморегулирования. Современное состояние дел в Российской экономике вызываетнеобходимость основательно продуманного и юридически оформленногогосударственного регулирования новых экономических отношений.
Приведем основные признаки естественной монополии:
1) юридическое основание установления(закрепления), реализации и
прекращение режима.
2)соотношение законодательства о монополиях с Законом “О конкуренции” их разграничение по предметуи средствам правового регулирования.
3) сферы (границы) действия рассматриваемыхмонопольных режимов по
отраслям ивидам хозяйствования, а также отношения на которые
распространяется законодательство о регулируемых монополиях.
4) общий правовой статус субъектов монополий,специфический характер
их прав иобязанностей как в сфере отношения с треьими лицами, так
и вовнутрифирменных процессах.
5) система регулирования деятельности субъектовмонополий.
6) санкции и ответственность за нарушение положенийзаконодательства
вуказанной области.
И так теперь мы можем дать четкое определениеестественной монополии, сформулированное Государственной Думой 19 июля 19995года. (Федеральный закон “О естественныхмонополиях”)
Естественная монополия — состояние товарного рынка,при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции в силу технологических особенностей производства ( в связи ссущественным понижением издержек производства на единицу товара по мереувеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественноймонополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чемспрос на данном товарном рынке на товары, производимые субектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров.
Сферы деятельности естественных монополий:
— транспортировка нефти и нефтепродуктов помагистральным
трубопроводам.
— транспортировка газа по трубопроводам.
— услуги по передаче электрической и тепловойэнергии
— железнодорожные перевозки.
— услуги транспортных терминалов, портов,аэропортов.
— услуги общедоступной электрической и почтовойсвязи.
2.Основания установления монопольного режима.
а)юридические основания.
Рассматриваемые монопольные институты регулированияявляются исключительными. С экономической точки зрения исключительностьозначает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночныхконкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующегомонопольного режима означает введение особого положения в отдельном сектореэкономики, что невозможно себе представить без каких либо экономических июридических оснований. Юридические основания и принципы использования правовогорежима монополий должны быть обозначенны именно в федеральном законном акте сучетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актовследует иметь в виду, что естественная монополия обусловленна объективнымиэкономическими, технологическими особенностями производства. Деятельностьестественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельностьзапрещенная в п.2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественноймонополии направленно не на монополизацию, а на устранение недобросовестнойконкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственногорегулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей. Прихарактеристике юридических обоснований рассматриваемых монопольных режимов необходимо учитывать ихсогласованность и сопряженность с антимонопольным законодательством, базой длякоторго служит Закон “О конкуренции”. Отношения, возникаемые на товарном рынкеестественной монополии, сложны и специфичны как по субъективному характеру, таки по по своему содержанию, и должны регулироваться специальным законодательством.Оно будет служить ограничителем универсального закона “О конкуренции”. Режим естественной монополииимеет характер особого исключения. Однако такая исключительность должна иметьсвои границы, которые определяются условиями и задачами анализируемого института.
б) экономические основания.
Естественная монополия существует тогда, когдаэффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имеяболее низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.Такие условия характерны для предприятий общественного пользования. В этихслучаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настольковелик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой ценынеобходима крупномасштабная деятельность. Это хорошо видно из графика. По мерезначительного увеличения объема продукции падают долгосрочные средние издержки
рисунок 1(долгосрочные средние издержки)
Если бы рынок был поделен между многимипроизводителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержкина единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобыпокрыть эти издержки. В качестве возможных средств обеспечения общественноприемлемого поведения со стороны естественной монополии представляются две альтернативы. Одной является государственнаясобственность, а другой — государственное регулирование. Если конкуренцияневозможна, то нужно создать регулируемые монополии, чтобы избежать возможныхзлоупотреблений неконтролируемой монопольной властью.
рисунок 2
Большинство монополистических отраслей являютсяестественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Вчастности цены и тарифы оторые могут назначать коммунальные службы — железныедороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, — определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями.Рисунок 2 показывает параметры спроса и издержек естественной монополии. Из-забольших постоянных издержек кривая спроса пересекает кривую средних издержек вточке, где средние издержки еще понижаются. Очевидно, что было бынецелесообразно иметь ряд фирм в такой отрасли, потому что, разделив рынок,каждая бы фирма стала перемещаться дальше налево по своей кривой среднихиздержек, так что удельные издержки стали бы значительно выше. Связь междурыночным спросом и издержками такова,что достижение низких издержек на единицу допускает одного производителя.
Мы знаем, применяя правило MR=MC, что Р и Q являются максимизирующими прибыль ценой и выпуском, которые бы выбрал бынерегулируемый монополист. Так как цена превышает средние валовые издержки,монополист имея значительную экономическую прибыль, которая, вероятно,способствует неравенству доходов. Более того, цена превышает предельныеиздержки, что показывает недоиспользование ресурсов зтого продукта или услуги.Вопрос состоит в том, что сможет ли государственное регулирование вызватьлучшие результаты, с точки зрения общества. Целью регулирующего органа являетсядостижение эффективности распределения ресурсов, для этого ему следуетпопытаться установить законодательно (максимальную ) цену для монополиста,которая равна предельным издержкам. Важным моментом является то, что при даннойзаконодательно установленной цене Р монополист будет максимизировать прибылиили минимизировать убытки, производя Q единиц продукции, потому что именно приэтом выпуске MR(P )=MC. Эта цена, при которой достигается эффективностьраспределения ресурсов, называется общественно оптимальной ценой. Нообщественно оптимальная цена Р поставит вопрос об убытках для регулируемойфирмы. Вероятно, что цена которая равняется предельным издержкам, будет такойнизкой, что средние валовые издержки не покрываются, как показанно на рисунке.Неизбежным результатом являются убытки. Поэтому навязывать общественнооптимальную цену регулируему монополистуозначало бы убытки в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде — банкротство.В этом случае регулирующий орган может действовать по нескольким сценариям. Вкачесве одного из вариантов могла бы быть субсидия, достаточная для того, чтобыпокрыть убыток, который повлекло бы за собой ценообразование на основепредельных издержек. Например в СШАрегулирующий орган назначает цену “обеспечивающую справедливую прибыль”. Помня,что валовые средние издержки включают нормальную, или “справедливую прибыль, мывидим, что цена, обеспечивающая справедливую прибыль“ на рисунке была бы Р,где цена равняется средним издержкам. Так как кривая спроса пересекает средниеиздержки только в точке F, то ясно, что Р является единствнной ценой, котораядает справедливую прибыль. Соответсвующий выпуск при регулируемой цене Р, будет Q .
3. Субъектырегулируемых монополий.
Субъект естественной монополии — хозяйствующийсубъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров вусловиях естественной монополии.
Мировая и российская практика свидетельствуют, чтовоздействие на монополию должно осуществляться государством. Для этого, как мы уже говорили, можно использоватьгосударственную собственность (предприятия, где государство имеет контрольныйпакет акций) или специальныерегулирующие органы разного уровня и компетенции. В России по всей видимостибудет применяться сочетание упомянутыхвариантов. Так, в соответствии с Государственной программой приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в РФ имеются объекты и предприятия,находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых либо запрещена вообще,либо осуществляется по решению правительства РФ или Госкомимущества России сучетом мнения отраслевых министерств и ведомств, куда относятся например,железные дороги, предприятия и объединения топливно-энергетического комплекса,предприятия по производству, розливу и фасовке спиртовой, ликероводочнойпродукции. Нетрудно заметить, что данные сферы относятся к тем, на которыераспространяются государственная и естественная монополии. Следовательнопредприятия, основанные на имушественном участии государства, и являютсяочевидной базой для анализируемых монопольных институтов. Отсюда вытекаетстремление законодателя усилить управляемость, в том числе и федеральныхгосударственных предприятий. Российское законодательство не предусматриваетзапретов на организацию казенных предприятий в качестве субъектов регулируемыхмонополий. Таким образом, характеристика субъектов регулируемых монополийвключает в себя как то, что эти субъекты действуют в условиях государственнойили естественной монополии, так и то, в каких организационно правовых формахони созданы и каким имуществом наделены.
Обязанности субъектов естественных монополий.
— субъекы естественных монополий не вправеотказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство(реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование всоответствии с федеральным законом, при наличии у субъекта естественноймонополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
— субъекы естественных монополий обязанныпредставлять соответ-ствующему органу регулирования естественной монополии:
текущие отсчеты освоей деятельности в порядке и в сроки, которые
установленны органом регулирования естественной монополии.
проекты планов капитальных вложений.
4. Государственноерегулирование в сферах естественной монополии.
В Российской Федерации система регулированиямонополий только формируется ипредусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессыценообразованияи качество продукции в заранее определенной области, либофункциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.
а) методырегулирования.
Органами регулирования естественных монополий могутприменяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественныхмонополий:
ценовоерегулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен(тарифов) или их предельного уровня.
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня ихобеспечения в случае невозможностиудовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защитыправ и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраныприроды и культурных ценностей.
б) органы регулирования естественных монополий ихфункции и их
полномочия.
органы регулирования: органы регулированияестественных монополий образуются в сферах деятельности указанных выше. Общееруководство федеральным органом исполнительной власти по регулированиюестественной монополии осуществляетсяруководителем, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской федерации попредставлению Председателя Правительства Российской Федерации. Руководительоргана регулирования естественной монополии является одновременно членомправления данного органа. Для определения основных направлений деятельностифедерального органа исполнительной власти и принятия решений образуетс правление в количестве не более семичленов, включая руководителя, из числа высококвалифичированных специалистов,имеющих опыт работы в соответствующей области. Члены правления назначаются Правительством Российской Федерации сроком неменее чем на четыре года. Для обеспечения преемственности в работе правления начиная с пятого года работы данногооргана ежегодо осуществляется замена до одной трети общего количества членовправления. На работников органов регулирования распространяется правовой статусгосударственного служащего. Федеральный орган исполнительной власти порегулированию естственной монополии ликвидируется в случае появлениявозможности для развития конкуренции на соответствующем товарном рынке и (или)в случае изменения характера спроса на товар субъектов естественных монополий.
Функции органов регулирования.
Существует несколько причин экономическогорегулирования.
— обеспечение баланса интересов потребителей(доступные цены) и регулируемые преприятий (финансовые результаты,привлекательные для кредиторов и новых инвесторов)
— определение структуры тарифов на основе принциповсправедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типовпотребителей
— стимулирование предприятий к сокращению издержек иизлишней занятости, улучшению качества облуживания, повышению эффективностиинвестиций и т.д.
— создание условий для развития конкуренции(например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационнымсетям)
Органы регулирования выполняют ряд функции, которыеопределены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестрсубъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляетсягосударственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования ( всоответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъектуестественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своейкомпетенции соблюдение требованийФедерального закона, и вносят в установленном порядке предложения посовершенствованию законодательства по естественным монополиям.
Полномочия органов регулирования
Органы регулирования естественных монополий вправе:
принимать обязательные для субъеков естественныхмонополии решения о введении, об изменении, или о прекращении регулирования, ио применении методов регулирования.
направлять субъектам естественных монополийобязательные для исполнения предписанияо прекращении нарушений Федерального закона, в том числе об устранении ихпоследствий.
принимать решения о включении в реестр субъектовестественных монополий либо об исключении из него.
принимать решеия о наложении штрафа на субъектестественной монополии.
5.Перспективы развития естественныхмонополий.
Необходимо отметить, что только часть видовхозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газоваяпромышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, вдействительности относится к естественной монополии и должна подвергатьсягосударственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельностипотенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, носоздание конкурентной среды предпологает необходимость проведения адекватныхструктурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и вгазовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения ресурсовобъективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, какмеждугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриватьсякак естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сетипри их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причисленны кестественным монополиям и подвергаться регулированию. На железнодорожномтранспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо еепоявление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматриватьварианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиямижелезнодорожного транспорта. В идеале структурные изменения в этих отраслях,позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут кограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведениерекоструированиянетолько ограничит сферу регулирования, но также повысит егоэффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемыхвидов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделеныи осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенногоуровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки,которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередковстречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые видыдеятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям “обоснованно” завышать цены, а с другой — применять заниженные цены на нерегулируемыхрынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долюпродаж на рынке.
В электроэнергетике, газовой промышленности,отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить рядпреобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем:
— регулируемые и нерегулируемые виды деятельностидолжны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно всуществующих экономических, социальных и политических условиях. Разделениебугалтерских счетов и балансов является минимальныи требованием, но лучшимрешением проблемы может стать создание самостоятельных предприятий по каждомувиду деятельности, которые бы действовали на основе открытой контрактнойсистемы. В первую очередь нужно отделить производственные функции оттранспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные видыдеятельности (ремонт, строительство,машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность,но могут осуществляться на конкурентных принципах. Таким же образом необходимопреобразовать предприятия социальной инфраструктуры.
— регулируемые виды деятельности долныхарактеризоваться отрытостью информации для органов регулирования, что позволитустанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечениянормальной рентабильности и соответственно привлечь новые инвестиции.
— потенциально конкурентные сегменты отраслей должныбыть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентнойсреды. Так, в электроэнергетике должны быть образованны независимыедиверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать наоптовом рынке. В области международной телефонной связи уже в настоящее времянаблюдается подобные позитивные сдвиги. В перспективе и в газовойпромышленности можно сформировать конкурентную среду.
— конкуренция может развиваться в указанных вышесферах только в том случае, если регулирующими органами создаютсясоответствующие условия. Так, поизводителям электроэнергии и природного газанеобходим открытый, носящий не дискриминационный характер доступ к транспортнымсистемам, а международным и междугородним операторам- открытый и равный доспупк сетям обшего пользования. Задачей органов регулирования является обеспечениетакого свободного доступа для всех потенциальных участников рынка. Процедурылицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, такжедолжны быть открытыми и недискриминационными.
— должен быть реконструирован механизмкорпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферахестественной монополии. В настоящее время федеральное правительствво владеетконтрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собстенника являетсяноминальной, и администрация осуществляетуправление предприятиями без учета интересов собственника. В рыночныхэкономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказываютрешающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизмпозволяет регулирующим органам участвовать в процессе нормы прибыли навложенный капитал). Низкий уровень корпоративно-акционерного управленияуменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий.Эффективное корпоративно-акционерное принятия решений через определениеразрешенного уровня цен (или управление предполагает, что собственникипредприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управлениякомпании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала присуществующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказываетопределенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако послеполной приватизации, так и до ее поведениякорпоративно-акционерное управлениеможет стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегическихинвестором посредством продажи или передачи в управление больших пакетов акцийтем лицам или организациям, которые будут заинтересованны в жестком контроле заработой менеджеров. Использование заемного капитала также может привести кросту эффективности корпоративно-акционерного управления, так кредиторы будутзаинтересованны в финансовом оздоровлении предприятия.
— инвестиционный процесс необходимо привести всоответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отрасляхестественных монополии финансирование инвестиций производится преимущественноза счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные истабилизационные фонды не являются эффективным средстом финансированияинвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансированиеинвестиций должно быть резко сокращено, и компании должы стимулироваться илидаже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала.
— во всех отраслях естественной монополии необходимодальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовойпромышленности цены должны быть дифференцированны с учетом стоимости доставкиприродного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионамжелезнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходовмежду железными дорогами. Перекрестное субсидирование льготных пользователей засчет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должнобыть прекращено. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, длямалообеспеченных слоев населения), должны представляться из федерального илиместных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов иуслуг.
— нужно ликвидировать холдинговые компании,нацеленные на осуществление административного контроля на федеральном уровне ицентрализованное перераспределение доходов и прибылей предприятий. Для этогопотребуется дальнейшее развитие соответствующих правовых и институциональныхусловий, а также систем регулирования.
— во всех отраслях естественных монополий следуетсократить издержки и повысить эффективность хозяйствования, для чегосформировать стимулы к сокращению излишней занятости, а также к ликвидациималоэффективных производств.
ГЛАВА II.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
МОНОПОЛИИ ЗА РУБЕЖОМ.
Эффективойорганизацией современной экоомики, справедливо это или нет, признаетсяконкурентный рынок. Однако из-за несовершенства информации, существованиявнешних эффектов, так называемых обещественных благ и ряда других факторовсовершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того,функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно илинеэффективно, то есть для них становится естественной высокая степеньмонополизации. Разумеется, что изменение технологии может ослабить илиподорвать естественную монополию. Так, активное развитие беспроводной,спутниковой связи ликвидирует монополию на проволочную связь, особенномеждугородную. Существование естественной монополии делает техническиэффективным одного единственного поизводителя. Опыт, однако показывает, чтозлоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издереки/или вздувание прибыли нередко сводит на нет более высокую техническуюэффективность. Причем, это злоупотребление часто достаточно трудно распознатьизвне в силу тог, что реальная эффективность деятельностиединственногопоизводителя известна лишь ему самому, иными словами, к естественной монополиидобовляется монополия информации. Из-за особой социально-экономическойзначимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в нихмонопольным положением именно они были первоочередными объектаминационализации. Причем в ряде стран (Великобритании, Франции и др.) предприятияодной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.д.)объединялись в единыеотраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороныправительства нередко преобладали неформальные прцедуры.
1. конкуренцияза монопольный рынок
Конкуренцияза монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победительприобретает исключительное право производства в масштабах страны или налокальном рынке. Эффективную конкуренцию за вход на монопольный рынок можно организовать далеко не на всякоммонопольном рынке. Вчастности ее ограничивают высокий размер и невозвратныйхарактер издержек по участию в конкурсе, которые поэтому полностью или частичноследует компенсировать государству. Конкуренция за рынок отраслей естественныхмонполии существует в 37 странах[1].Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю.Еще в 1882 годув Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлятьводу в этот город в течении 15 лет. Сейчас около 70% населения снабжается водойчастными фирмами[2].
Победитель конкурса получает возможностьосуществлять деятельность на пррвах аренды или концессии. Более распространенааренда, при которой активы (сеть и т.д.) либо принадлежат государству, либосоздаются за его счет, а содержатся и управляются частной компанией. Приконцессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сетииз собственных ( или заемных, что в данном случае неважно) средств.Контрактызаключаются на различные сроки, которые, как правило тем продолжительнее, чембольше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действияконцессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система можетбыть выкупленна государством. Концессии типичны для организации водоснабжения,железнодорожных перевозок, телефонной связи. В принипе конкуренция за концессиюдолжна быть меньше, чем за аренду, ибо здесь участие в конкурсе обуславливаетсяналичием у участника собстенного капитала или доступа к кредиту. Повторныеконкурсы обычно не ведут к замене арендаторов. Так, во Франции контракты наводоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же компаниями. Это инеудивительно, поскольку они имеют существенные преумущества в конкуренции зарынки (более полную информацию, сложившуюся репутацию, “подход” к организующимконкурс лицам и т.д.).
Передача производства в концессию или аренду неозначает того, что функция государства сводится здесь только к соблюдениюпротивной стороной условий договора. Не обойтись здесь и без определенноговмешательства регулирующего органа в случае непредвиденных или неучтенных вконтракте обстоятельств. Нередко степень естественной монополизациипроизводства переоценивается со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ввертикально интегрированой компании черты естественной монополии присущи толькоодному из сосрдоточенных в ее рамках производств. Так, ею являются эксплуатируемыекомпаниями железнодорожные пути, но не подвижной состав; каналы телефоннойпроволочной связи, но не передающие устройства; трубопроводы, но некомпрессорное оборудование. Конкуркнция невозможна в первых, но не во вторыхвидах деятельности. Однако для организации эффективной конкуренции вжелезнодорожных перевозках, телефонной связи, водоснабжения и т.п. необходимдоступ к сетям, владельцы которых сами предоставляют эти услуги и противятсяконкуренции. Неудивительно, что конкуренция здесь явление редкое.Компании-владельцы сетей способны отвадить соперников, оказывая в доступе ксетям или запрашивая за это столь высокую цену, что потенциальные конкурентыбудут вынуждены отказаться от своих намерений. Одним из решений может статьпринудительное организационное разделение сетевого облуживания и поставкиконечных продуктов — путем полного выделения из компании или раздельноговедения счетов. Ведь не представленный на рынке конечных продуктов владелецсети уже не заитересован отваживать ее пользователей. Так, собственно, говоря,часто и делается, особенно при приватизации. В ряде стран единыйэлектроэнергетический комплекс был раздроблен по функциональному признаку налокальные компании-распределители энергии, производящие компании и национальнуюэнергосистему. Нечто подобное осуществляется в отношении железных дорог — поддержание путевого зозяйства отделяетсяот организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок,который зависит от окупаемости подвижного состава. Но дезинтеграция не всегдаможет быть лучшим решением. Альтернатива дезинтеграции компании — контроль надплатой, взимаемой ею за доступ к сети.Обычно считается, что здесь, в отличие от других отраслей, компания не должнаисходить из предельных издержек последней единицы продукции, поскольку из-зазначительных постоянных расходов и наличия экономии на масштабах предельныеиздержки снижаются. Обычным поэтому являетя варирование платы за доступ к сетив зависимости от спроса, проще говоря, ее повышение в пиковые периоды. Большаячасть американских регулирующих органовсанкционирует такие действия, аналогичная практика предусматривается и длябританской газовой промышленности. Дезинтеграция вертикально интегрированыхкоммунальных компаний, и контроль над платой за использование принадлежащих имсетей способствует конкуренции в производствах, примыкающих к естественным монополиям. Регулированиедеятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольныхотраслей происходит в соответствии с двумя различающимися моделями. В основеодной из них регулирование нормы прибыли, другой — регулирование тарифов.
В обоих случаях регулирование осущствляютспециальные агенства. В США эти функции возложенны на Феддеральную комиссию посвязи, Феддеральную комиссию межштатных перевозок и т.п., а такжесоответствующие органы штатов. В Великобритании контроль над отраслями, гдевозможности возникновения монопольного положения, а значит и злоупотребления имфактически или потенциально велики, созданы Управление телефонной связи, газоснабжения,водоснабжения и электроснабжения.
Принципы регулирования различаются в зависимости отвыбора центального контрольного параметра, способа его задания, периодичностипересмотра имногих других содержательныхи процедурных факторов.
2.регулирование нормы прибыли.
В США доминировавшей до недавнего времени практикйрегулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли,осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получатьчистый посленалоговый доход в определенных пределах. При такой системе всеаспекты деятельности компаний — тарифы, инвестиции, прибыльность — подлежатдетальному правовому регулированию со стороны государственных органов.Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливойдискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду прод