Регулирование трудовых отношений с участием иностранцев в России

Введение
Интернационализацияпроизводства, происходящая в XX в., резко усилиламиграцию населения. Социально-экономические причины использования иностраннойрабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и специалистовкакой — либо страны за ее пределами; пребывание за рубежом с целью полученииобразования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальномупризнаку, в целях воссоединения семьей, в результате последствий военныхдействий, изменений в характере политического строя и т.д. Конечным результатомвсех этих миграции является образование значительной прослойки иностранных граждан,постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны ивступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.
Экономические реформы, переходот закрытого к открытому обществу в бывшем СССР, а затем в России и другихсуверенных государствах, ранее входивших в состав СССР к расширениюиспользования труда иностранных граждан на российских предприятиях ивозникновению трудовых отношений российских граждан с предприятиями синостранными инвестициями, и к трудовой миграции российских граждан за границуи заключению ими трудовых контрактов непосредственно с иностраннымиработодателями за рубежом.
Значение регулирования трудовыхотношений с участием иностранных граждан в России резко возросло. Поофициальным данным, число легально работающих в России иностранцев составляло в1995 г. более 200 тыс. человек. В 2001-2002 гг. их число составляло 283 тыс. человек.Иностранная рабочая сила привлекалась из 119 стран мира. По экспертным оценкам,число вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ составляет около 5 млн.,около 2 млн. иммигрантов-нелегалов и 500-700 тыс. беженцев из Афганистана,Вьетнама, Китая и других стран.
1. История развития законодательства регулирующего трудовые отношения
Возможность трудовой миграциироссийских граждан была предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР иреспублик о занятости населения, принятых в 1991 г. В этом законеустанавливалось, что «граждане имеют право на профессиональнуюдеятельность. в период временного пребывания за границей». В Законе озанятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991 г., предусмотрено, что”граждане имеют право на самостоятельный поиск работы итрудоустройство за границей” (ст.10).
На основании Федерального законаот 15 августа 1996 г. «О по рядке выезда из Российской Федерации и въездав Российскую Федерацию» (с посл., изм) российский гражданин имеет правовыезжать из РФ, в том числе и с целью осуществления за границей трудовойдеятельности. Право на выезд может быть временно ограниченно в случаях, прямопредусмотренных этим Законом.
Однако порядок въезда виностранное государство регулируется законодательством этого государства. Многиегосударства ограничивают въезд; допуск иностранца в страну зависит от полученияим разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются позаконодательству ФРГ, Франции, Великобритании. США, Австрии и других государств.
В ряде государств естьспециальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместныхпредприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правилакасаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. Вкачестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайскими иностранным капиталом 1979 г. и Положение 1983 г. о применении этого Закона,Закон КНР о предприятиях с иностранными инвестициями 1986 г., Положение о трудена совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1980 г.,Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун 1980 г.
В отечественной доктрине подчеркивалось,что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общимипринципами частноправового регулирования Именно поэтому к трудовым отношениям синостранным элементом применяются общие понятия и положения международного частногоправа.
Особое значение в этой областиимеют различные международные соглашения и прежде всего конвенции и иные акты,разработанные в рамках Международной организации труда (МОТ). Этоймеждународной организацией было подготовлено более 140 конвенций.
Кроме того, МОТ принимает такжерекомендации. Так, согласно рекомендации МОТ № 86, государства в своихдвусторонних до говорах должны предусматривать положение о том, чтоиндивидуальные трудовые контракты мигрантов будут основываться на типовыхформах.
В типовой трудовой контрактпредлагается включать следующие сведения и нормы: имя, фамилию, место и датурождения, семейное положение, гражданство, страну пребывания мигранта; характерработы и место ее исполнения; профессиональную категорию, в которую зачисляетсямигрант, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные,сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни; порядок выплатызаработной платы, премий, надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срокдействия контракта, условия его расторжения, продления; основания досрочногорасторжения; условия въезда на территорию страны иммиграции и срок пребыванияна ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядокпокрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; условиятруда, жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб. Рекомендуетсяпереводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему экземплярконтракта.
Страны СНГ заключилимногостороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г),соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве,происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (1994 г),соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защитетрудящихся-мигрантов (1992 г), соглашение о гарантиях прав граждан в областивыплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов(1994 г). Россия заключила двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальнойзащите граждан, работающих на территории другого договаривающегося государства:с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией (1993), Арменией (1994) и др.
Между правительствами РФ и КНР 3ноября 2000 г. было заключено соглашение о временной трудовой деятельностиграждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001 г.
Основными законодательнымиактами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России,являются Трудовой кодекс РФ (вступивший в силу 1 февраля 2002 г) и Федеральныйзакон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации». В этом Законе предусмотрены основные условияучастия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешенийна работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в рядефедеральных законов.2. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
В области трудовых отношений взаконодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашенияхиспользуются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениямпри отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, натерритории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудоваядеятельность (коллизионный принцип «закона места работы» — (lex loci laboris). Из этого жепринципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорнымобязательствам.
Во Франции, Бельгии, ФРГ, Италиии в ряде других стран в сфере регулирования трудовых отношений применяются гражданско-правовыеконцепции. Однако специфика этой сферы предопределяет некоторые коррективы вприменении традиционных институтов и норм международного частного права. Преждевсего это проявляется в ограничении применения автономии воли сторон.
Практика ряда стран показывает,что в этой области, как правило, применяется право страны места работы, авозможность выбора права сторонами в трудовых отношениях фактически исключается.
Не ограничивается свобода выбораправа в судебной практике Великобритании, Италии, Канады, ФРГ.
В статье 35 «Трудовыедоговоры» Закона о международном частном праве Эстонии 2002 г. предусмотреныследующие положения.
В отношении трудовых договороввыбор права не должен приводить к тому, что работник будет лишен защиты,гарантированной ему императивными нормами государства, которые подлежали быприменению при отсутствии выбора права.
При отсутствии выбора права ктрудовому договору применяется право государства, в котором:
1) работник обычно выполняетсвою работу по трудовому договору, даже если он временно работает в каком-либодругом государстве;
2) находится место деятельности,через которое работник был принят на работу, если работник обычно не работает водном и том же государстве.
Приведенные положения неприменяются, если из совокупности обстоятельств следует, что трудовой договорсвязан теснее с каким-либо другим государством. В таком случае применяетсяправо другого государства.
В действующем российскомзаконодательстве, за редким исключением, коллизионных норм в рассматриваемой областине имеется. В ст.416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членовэкипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажасудна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется котношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотренодоговором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна,являющимися иностранными гражданами.
Поскольку в Трудовом кодексе РФколлизионные нормы отсутствуют, в учебной литературе был поставлен вопрос отом, могут ли применяться к трудовым отношениям, осложненным иностраннымэлементом, коллизионные нормы разд.3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
Иностранные граждане пользуютсяправами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскимигражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовыхотношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяютсяобщие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты трудане допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы,национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаютсяограничения на трудовую деятельность, установленные национальнымзаконодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положенияоб охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин иподростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.
В Трудовом кодексе РФ говоритсяо том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовойсистемы России.
Если международным договором РФустановлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативнымиправовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правиламеждународного договора (ст.10 Кодекса).
Согласно ч.3 ст.11 на территорииРФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовымиактами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовыеотношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных илиучрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций ииностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом илимеждународным договором РФ.
Российским законодательствомустановлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматьсяопределенными профессиями (занимать определенные должности). В частности,иностранные граждане не могут быть государственными служащими, заниматьдолжности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лицатаможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажагражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей;заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений вводоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г.«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМРФ, Воздушным кодексом РФ. .
В отношении заключения трудовогодоговора с иностранцами и его содержания применяются положения Трудовогокодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положениииностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметьразрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформитьприглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо длябезвизового въезда (ст.2, ч.2 ст.18 Закона о правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации).
Следует иметь в виду, что всоответствии с п.5 ст.13 Закона временно проживающий в Российской Федерациииностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределовсубъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
В то же время это ограничение нераспространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, какуже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.
Иностранцы, постояннопроживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и впорядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением изнационального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда всоответствии с российским законодательством определенными профессиями могутзаниматься или определенные должности занимать только граждане России.
Иностранцы, которые временнопребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности инаем которых ни работу производится в общем разрешительном порядке, находятся иином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцевявляется то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если этосовместимо с целями их пребывания. По мимо соблюдения этого общего требованиядля найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязанполучить разрешение соответствующего федерального органа исполни тельнойвласти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД Рос сии), на привлечениеиностранной рабочей силы, а сам иностранец — подтверждение на право работы вРоссии.
Постановлением Правительства РФот 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностраннымгражданам и лицам без гражданства разрешения на работу. Иностранный гражданин,достигший 18 лет, может получить разрешение на работу, если он:
зарегистрирован в России какиндивидуальный предприниматель;
привлекается в качествеиностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешениевыдается, но при од ном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесетв установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выездаиностранного работника после окончания его договора из России.
Установленный порядок выдачиразрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постояннопроживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ,признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однакополучившим разрешение на временное проживание.
Не применяется этот порядоктакже к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии смежгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульскихучреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций иобществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам,приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованнымкорреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам дляработы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройствамежгосударственными и межправительственными соглашениями.
Отличительной чертой трудовыхдоговоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является ихсрочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяетсяразрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действияупомянутого выше разрешения.
Трудовые права иностранцев,признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым вРоссии предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постояннопроживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленнымигражданами РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (вчастности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенныхпрофессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуетсяспециальное разрешение. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище вРоссии, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.
Общий разрешительный порядок и,следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскомузаконодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхованиеиностранных работников) распространяются также на договоры междуработниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их длявыполнения контрактов на территории России. .
В отношении найма иностранцевпредприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Длянайма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должностируководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, атакже руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуетсяполучения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимоподтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных ииндивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работниковпредприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим натерритории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а такжепенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно виндивидуальном трудовом договоре с каждым из них.
Отдельно следует сказать отрудовых отношениях российских граждан с иностранным работодателем в техслучаях, когда в качестве такового выступает в России иностранное государство.
Выше уже отмечалось, что позаконодательству ряда стран (и в частности, США) государство не пользуетсяиммунитетом в случаях предъявления к нему исков, касающихся трудовых отношений.Согласно ст.5 Европейской конвенции 1972 г. и ст.11 Конвенции ООН 2004 г. государствоне пользуется иммунитетом от юрисдикции в области трудовых отношений. В случае,когда работа будет исполняться на территории страны суда, работник (если он неявляется гражданином государства нанимателя) может предъявить иск киностранному государству-нанимателю.4. Трудовые права российских граждан за рубежом
Труд российских граждан натерритории иностранных государств может применяться вследствие возникновениятрудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права,либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем.
В первом случае труд российскихграждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих неза рубежом, а в РФ. Российские граждане направляются на работу в учреждения иорганизации России за границей, посылаются в служебные командировки (дляучастия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи ит.д.).
Во всех подобных случаях условиятруда граждан РФ за границей определяются российским правом. К ним применяютсяобщие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила,издание которых вызвано спецификой условий труда данной категории трудящихся.
Как и всем служащим, работникамроссийских учреждений за границей предоставляются ежегодные оплачиваемыеотпуска. В отличие от служащих, работающих в РФ, работникам учреждений границейразрешается суммирование отпусков, т.е. они могу взять двойной или тройнойотпуск за два или три проработанных года.
От работы российских граждан вучреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников заграницу вне зависимости от сроков зарубежной командировки.
За командированным работником сохраняетсяна все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата поместу его основной работы в России. За время пребывания в командировкеработнику должны выплачиваться суточные.
Некоторыми особенностямиотличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страныАзии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия. Это — геологии изыскатели, проектировщики, помогающие выбрать строительную площадку исобирающие данные, необходимые дли проектирования предприятий. Это — инженеры-строители,оказывающие содействие в строительстве предприятий, специалисты-дорожники,монтажники и т.д. Особенности регулирования их труда за границей объясняютсятем, что они, будучи командированными российскими организациями, трудятся, какправило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.
Находясь за границей, российскиеспециалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха,установленному на предприятиях и в учреждениях, где фактически работают. Ониобязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по техникебезопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты невступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами и те нестановятся их нанимателями. Специалисты продолжают оставаться в трудовыхотношениях с пославшей их организацией, которая выплачивает им подъемноепособие, заработную плату, оплачивает ежегодный отпуск и т.д.
Специалисты направляются заграницу для оказания технического содействия в соответствии с контрактами,заключаемыми внешнеэкономическими объединениями и другими организациями сорганизациями и фирмами других стран. Контракты заключаются во исполнениемежправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве. Вконтрактах обычно предусматривается, что организация развивающейся страны,именуемая заказчиком, возмещает российской организации за работу ееспециалистов месячные ставки в размере, определяемом в контракте. Выплата этихставок производится со дня выезда специалистов из РФ и до дня их возвращения. Датойвыезда и возвращения специалистов считается день пересечения имиГосударственной границы РФ.
Заказчик несет также расходы попереезду специалистов в страну заказчика и обратно в Россию, а в случаенаправления специалистов с семьей — также расходы по переезду семьи специалиста.При командировании специалиста на год и более длительный срок заказчиквозмещает расходы по выплате подъемного пособия.
В соответствии с условиями контрактовспециалистам, командированным для оказания технического содействия,предоставляется жилая площадь с обстановкой, отоплением и освещением икоммунально-бытовыми услугами, а в необходимых случаях — транспортные средствадля служебных целей. Специалисты обеспечиваются также медицинской помощью. Импредоставляются квалифицированные переводчики.
Во втором случае трудовыеправоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов.
Предоставление права заключениятрудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу заграницу, сделало необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействиясо стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой — принятиемер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных икабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных,так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствиис Положением о ней, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 марта1993 г., была призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами икомпаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских гражданза границу. Эта служба призвана содействовать гражданам РФ в поиске работы итрудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следуетособо подчеркнуть, наблюдает за соблюдением условий их трудовых контрактов. Какуже отмечалось выше, она входит в состав Министерства внутренних дел РФ.
Негосударственные организациимогут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией гражданРоссии, на основе лицензий (разрешений).
На территории РФ действуетединый порядок лицензирования деятельности, связанной с трудоустройствомроссийских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться толькороссийскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройствоза границей не допускается (постановление Правительства — Совета Министров РФот 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройствомграждан Российской Федерации за границей).
В случаях трудовой деятельностироссийских граждан за рубежом во всякого рода смешанных обществах, компаниях,совместных предприятиях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем- юридическим лицом иностранного права, и такой договор подчиняется правиламтрудового законодательства той страны, в которой находится соответствующеесовместное предприятие или смешанное общество. То обстоятельство, что работникявляется российским гражданином, не может вести к применению в данном случаенорм российского трудового права. Однако трудовая деятельность в такойзарубежной компании будет учитываться по трудовому законодательству России,например при определении общего стажа работы и назначении пенсии.
К российским гражданам, так жекак и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государствеобщие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условияприема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут бытьхуже условий труда иностранцев — граждан других государств.
Соглашение между правительствамиРоссии и Украины от 14 января 1993 г. о трудовой деятельности и социальнойзащите граждан России и Украины, работающих за пределами своих государств,исходит из принципа национального режима, предусматривает взаимное применениетрудового законодательства к гражданам обоих государств, порядок возмещенияущерба работнику вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученногов связи с исполнением им трудовых обязанностей, признание дипломов,свидетельств и других документов об образовании и квалификации без легализации.
Аналогичные соглашения былизаключены с Белоруссией, Молдавией, Арменией, Киргизией.5. Социальное обеспечение
Социальное обеспечениеиностранцев тесно связано с их трудовыми правами. В странах ЕС и других странахЗапада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируютсяпрежде всего международными соглашениями (как многосторонними, гак идвусторонними). К ним относятся Европейская конвенция о социальном обеспечениимигрантов 1972 г., Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 г. идр. Однако, несмотря на включение этих соглашений, в этих странах продолжаетсохраняться прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этойобласти.
Согласно российскому законодательствуиностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия,пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданамиРФ (ст.4 Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г).
Иностранным гражданам и ихсемьям в тех случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стажработы, пенсии назначаются при условии, что не менее двух третей необходимогостажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не предусмотреномеждународным договором (ст.98 Закона о государственных пенсиях в РСФСР). Дветрети стажа могут приходиться и на другую определенную законом деятельность (например,на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).
Если для назначения пенсии нетребуется определенного трудового стажа (при инвалидности, вследствие трудовогоувечья или профессионального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФназначаются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных сроссийскими гражданами условиях.
Работающие в РФ на российскихпредприятиях и в организациях иностранцы получают такие же пособия по временнойнетрудоспособности, как и российские граждане.
2 июля 1993 г. был принят Законо выплате пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределыРоссии, которым установлено, что перед отъездом им выплачиваются суммыназначенных пенсий (независимо от вида) в российских рублях за шесть месяцеввперед. На основании письменного заявления гражданина, выезжающего напостоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии можетпереводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемомуЦентральным банком РФ на день совершения операции.
При возвращении граждан напостоянное жительство в Россию суммы назначенных пенсий, не полученные ими завремя их проживания за пределами России, выплачиваются в порядке, установленномроссийским законодательством.
Действие закона нераспространяется на граждан, выехавших на постоянное жительство за пределыРоссии, если в отношении эти граждан республиканским законодательством илимеждународным договором с участием России установлен иной порядок пенсионногообеспечения.
По общему правилу, временнонаходящиеся на территории РФ иностранцы не имеют права на получение пенсии, посколькуправ на назначение пенсии (включая вышеупомянутые правила по исчислениютрудового стажа для назначения пенсии по старости), поря док назначения ивыплаты пенсий в России предполагают проживание в России, а не временноепребывание в стране, сроки которого ограниченны. Пенсионное обеспечение этихиностранцев осуществляется обычно государством, в котором они проживают, всоответствии с действующим там законодательством.
При социальном обеспеченииграждан применяется законодательство страны, на территории которой онипроживают. Соглашения предусматривают, что социальное обеспечениеосуществляется компетентными органами той страны, на территории которойпроживает гражданин, возбудивший ходатайство о назначении пенсии (пособия). Этиорганы назначают и выплачивают пенсии и пособия за свой счет. При назначениипенсий и пособий гражданам полностью засчитывается трудовой стаж, приобретенныйна территории обеих стран. Если гражданин, получающий пенсию (пособие),переселился с территории одной страны на территорию другой страны, то выплатаему пенсии (пособия) прекращается и компетентные органы этой другой страныназначают ему пенсию (пособие) в соответствии со своим законодательством,причем право на пенсию не пересматривается. Расчеты между государствами не производятся.Между Россией и Испанией в 1994 г. был заключен Договор о социальномобеспечении (вступил в силу 23 февраля 1966 г., опубликован в РФ в конце 2004 г).Им было, в частности, предусмотрено, что пенсии испанцам-репатриантам из числатак называемых испанских детей, нашедших убежище в СССР во время гражданскойвойны 1936-1939 гг., будут переводиться из России в Испанию, а испанские властибудут добавлять к ним недостающее до минимальной местной пенсии.
В качестве примера двустороннегодоговора сошлемся на Соглашение между правительствами РФ и КНР о временнойтрудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ от 3 ноября 2000 г. Поэтому Соглашению возмещение вреда, причиненного работнику в результатетрудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья,возникшего при исполнении им своих трудовых обязанностей или в прямой связи сними, регулируются законодательством государства постоянного проживанияработника.
Вопрос выплаты пенсий гражданам,выехавшим в другие страны, но не с территории РФ, стал предметом рассмотренияКонституционного Суда РФ. В частности, в постановлении этого суда от 15 июня1998 г. была признана не соответствующей Конституции РФ практика прекращениявыплаты российских пенсий проживавшим в Литве, Латвии и Эстонии гражданам,выехавшим из этих государств на постоянное жительство в другие страны.
Заключение
Основными законодательнымиактами, регулирующими трудовые отношения с участием иностранцев в России,являются Трудовой кодекс РФ (вступивший в силу 1 февраля 2002 г) и Федеральныйзакон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан вРоссийской Федерации». В этом Законе предусмотрены основные условияучастия иностранных граждан в трудовых отношениях, порядок выдачи им разрешенийна работу в России и другие вопросы. Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в рядефедеральных законов.
В области трудовых отношений взаконодательстве и практике разных стран, а также в международных соглашенияхиспользуются различные коллизионные нормы. Наиболее часто к трудовым отношениямпри отсутствии соглашения о выборе права применяется право страны, натерритории которой (полностью или преимущественно) осуществляется трудоваядеятельность (коллизионный принцип «закона места работы» — (lex loci laboris). Из этого жепринципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорнымобязательствам.
Иностранные граждане пользуютсяправами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскимигражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовыхотношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяютсяобщие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты трудане допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности,языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовуюдеятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. Наиностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения,касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальныепособия, право на отдых.
Список использованной литературы
1.    Богуславский М.М. Международное частное право. — М.: Междунар. отношения,2007.
2.    Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание ихконституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВДРоссии. — 2007
3.    Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. — М.: Издательский дом«NOTA BENE»,2007
4.    Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. — М.: Издательскаягруппа НОРМА — ИНФРА-М, 2007
5.    Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранныхграждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права.// Юрист. — 2006