Регулирующее воздействие налоговой системы на деятельность предприятий

Федеральное агентствопо образованию
Байкальскийгосударственный университет экономики и права
Кафедра экономикипредприятия и предпринимательской деятельности
Курсовая работа
на тему:
Регулирующеевоздействие налоговой системы на деятельность предприятий
Исполнитель: Тугаринова Ю.Н.
Руководитель:
доцент, к.э.н. Елькина Н.В.
Иркутск 2010

 
Содержание
 
Введение
1. Понятие налога
1.1  Содержание, признаки налогов
1.2  Функции налогов
1.3  Регулирующее воздействие налоговой системы на деятельностьпредприятий
2. Анализ поступлений налоговых платежей по Иркутской области
2.1  Налоговая статистика, январь-декабрь 2003-2008 гг.
2.2  Итоги по сбору налогов за 2009 г.
3. Перспективы развития системы налогообложения Иркутской области
3.1  Прогноз на 2010-2012 гг.
3.2  Направления совершенствования налоговой системы
Заключение
Библиография

 
Введение
Появлениеналогов связано с возникновением института государства. В истории развитияобщества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку длявыполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей емунеобходима определенная сумма денежных средств, которые аккумулируются восновном посредством налогов. «В налогах воплощено экономически выраженноесуществование государства»,— писал К. Маркс.[1]
Взаимосвязьгосударства и налогов объективна и доказывается тем, что, с одной стороны, помере развития общества и государства происходят изменения и в самомналогообложении; с другой стороны, с тех пор как существует государство, налогиоказывают влияние на общественное развитие.
Теманалогообложения актуальна, на мой взгляд, потому что совершенствованиеналоговых систем, обеспечивающих повышение деловой активности и решение многихсоциальных проблем общества, всегда было и будет предметом споров. Казалось бы,в мире накоплен огромный опыт построения и функционирования налоговых систем,но вот проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармониюсоциальной справедливости и экономической эффективности остается до сих порнерешенной.
Цель даннойкурсовой работы – изучить систему налогообложения и проанализировать работуналоговых органов на примере Иркутской области.
Длядостижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
· дать определение понятия налог, рассмотреть его признаки ифункции;
· рассмотреть регулирующее воздействие налоговой системы надеятельность предприятий, классификацию налогов;
· провести анализ поступлений налоговых платежей по Иркутскойобласти;
· проанализировать основные перспективы развития системыналогообложения Иркутской области.
 

 
1. Понятие налога
 
1.1 Содержание, признаки налогов
Налог—этоиндивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума кгосударству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющейцелью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государствомсвоих функций. Налог является эффективным рычагом воздействия государства наэкономику.[2]
Егонормативное определение дано в ст. 8 НК РФ: «Под налогом понимаетсяобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований».[3]
Налогиимеют целевой характер использования. В определении налога подчеркивается, чтоналоги уплачиваются с целью финансового обеспечения деятельности государства.Пожалуй, в определении налога, данном в Налоговом кодексе, это наиболее слабоеместо: по-прежнему государство отождествляется с обществом. Действительно, вналоговых отношениях отчуждение осуществляется государством, но, видимо,следовало подчеркнуть, что оно производится в пользу общества: уплатаналога—это принудительное изъятие государством в пользу общества определеннойчасти дохода, выступающего в той или иной экономической форме.
Экономическоесодержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов играждан, с одной стороны, и государством—с другой, по поводу формированиягосударственных финансов.
Однаконалог как категория комплексная имеет и юридическое содержание, которое,во-первых, способствует правильному и единообразному применению нормзаконодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика,во-вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовкезаконов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей;в-третьих, позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговыхорганов.
Выделяютнесколько признаков налога, позволяющих отличить его от других категорий.
Первыйпризнак — императивно-обязательный характер налога, т.е. безусловнаянеобходимость его уплаты при наличии объекта налогообложения. Обязательностьналога обеспечивается через систему органов, осуществляющих налоговый контроль,и систему средств принуждения и санкций.
Второйпризнак — индивидуальная безвозмездность и безэквивалентность платежа.
Третийпризнак — изъятие части собственности. Никакая государственная деятельность невозможнапри отсутствии отдельных производителей материальных, культурных и духовныхблаг и ценностей. Это обеспечивает материальную основу существования самогогосударства как особого хозяйствующего субъекта.
Четвертыйпризнак — односторонний характер движения денежных средств. Денежные средства ввиде налогов совершают движения от налогоплательщика к государству.
Пятыйпризнак — налоги направляются на финансирование деятельности государства илимуниципальных образований. Они носят публичный характер.
Шестойпризнак — денежная форма уплаты.[4]
По своемусодержанию на макроэкономическом уровне налог является долей произведенногогосударством налогового внутреннего продукта, перераспределяемой с цельюреализации функций государства. На микроуровне налог представляет собой изъятиечасти продукта, дохода субъектом хозяйствования, причем это изъятиепринудительное и безэквивалентное.
1.2 Функции налогов
Социально-экономическаясущность, внутреннее содержание налогов проявляются через их функции.
Функцияналога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.Выделяют три основных функции налога:
· Фискальная (бюджетная);
· Контрольная;
· Регулирующая.
Фискальнаяфункция налогов означает приоритетность финансовой цели взимания налогов исборов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых вбюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления егособственных функций.
Преобладаниефискальной функции ведет к снижению предпринимательской активности, переводукапиталов и интересов в сферу теневой экономики, что, в конечном счете, снижаети доходы бюджетов, т.е. не оправдывает высокий уровень налогообложения. Бюджети налоги, становясь заложниками друг друга, образуют «порочный круг»: дефицитбюджета—высокие ставки налогов—снижение деловой активности—спад производства ипереход в теневую экономику—уменьшение налоговых поступлений—дефицит бюджета.[5]
Хорошо известнабюджетная концепция А.Лаффера, выражающей зависимость между нормой обложения идоходами бюджета. Суть его концепции заключается в следующем: повышениеналоговой нагрузки после определенного предела приводит к снижениюпобудительных мотивов экономических агентов, свертыванию налоговых баз и, какследствие, снижению темпов прироста доходов бюджета. При этом необходимо отметить,что А.Лэффер не определил конкретную величину норм обложения, за которой ростналоговых ставок приводит к столь негативным последствиям, так как она сугубоиндивидуальна для каждого государства в каждый конкретный момент времени.
Контрольнаяфункция налогообложения тесно связана с предыдущей и существенно дополняет ее.Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетгосударственных налогов и других платежей является главной задачей налоговыхорганов.
Контрольнаяфункция позволяет соизмерить величину поступлений с потребностью общества вфинансовых ресурсах для его жизнеобеспечения. Это соизмерение происходит вцелом в масштабах всего государства, в отдельности—по отдельным его территориям(регионам), муниципалитетам, а также по видам налогов—применительно к их роли вформировании бюджетов разных уровней. Контрольная функция позволяет определить,насколько эффективно функционирует налоговая система государства, какую рольвыполняют налоги в формировании доходов бюджетов, насколько актуальнымиявляются вопросы реформирования или совершенствования системы налогообложения.
Регулирующаяфункция налогов проявляется через использование налогов для стимулирующего воздействияна экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода междубюджетами разных уровней. С одной стороны, регулирующая функция проявляется вподдержании предприятий и отраслей, имеющих важное значение для экономикистраны, путем предоставления им налоговых льгот, с другой—в давлении на текатегории налогоплательщиков, деятельность которых по тем или иным причинамгосударство считает возможным или необходимым дестимулировать.
Внутреннееединство функций не исключает и противоречия между ними. Каждая функцияотражает определенную сторону налоговых отношений, которая противостоит другдругу. В фискальной функции отражается отношение налогоплательщика кгосударству, в регулирующей—государства к налогоплательщику. В фискальнойфункции заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большегорасширения доходной базы государства и ограниченными возможностями членовобщества обеспечить такое увеличение.[6]Противоречие регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность вгосударственном вмешательстве в процесс производства наталкивается на узкуюэкономическую базу, определяемую производственными отношениями и частнойсобственностью на капитал. Именно частная собственность исключает возможностьрегулирования всего общественного производства из единого центра.
 

 
1.3 Регулирующее воздействие налоговой системына деятельность предприятий
Важныминструментом регулирования структуры экономики и предпринимательскойдеятельности являются налоги. Интенсивность фискального регулирования зависитот уровня социально-экономического развития и стадии хозяйственного цикла. Так,в периоды кризиса и резкой дифференциации уровня жизни населения государство,как правило, использует данный инструмент более активно.
Дляналогового регулирования экономики используются следующие инструменты:
· Специальные режимы фискального обложения;
· Пониженные ставки;
· Льготы в виде полного или частичного освобождения от налогаопределенных категорий плательщиков, отдельных видов деятельности и доходов поним;
· Перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок.[7]
Приформировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетаниеинтересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижение стимуловорганизаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступленияналогов в бюджет.[8]
Налогообложение— сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти сфизических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходовгосударства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.
Существуюттри системы налогообложения:
· Упрощенная система налогообложения;
· Единый налог на вмененный доход;
· Общая система налогообложения.
Упрощеннаясистема налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателямиприменяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощеннойсистеме налогообложения или возврат к общему режиму налогообложенияосуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно впорядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Налогоплательщиками признаются организациии индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную системуналогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если поитогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходена упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый всоответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС). Невправе применять упрощенную систему налогообложения:
· Организации, имеющие филиалы или представительства;
· Банки;
· Страховщики;
· Негосударственные пенсионные фонды;
· Инвестиционные фонды;
· Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
· Ломбарды;
· Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиесяпроизводством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезныхископаемых, за исключением общераспрастраненных полезных ископаемых и т.д.
Единыйналог на вмененный доход может применяться по решению субъекта РФ в отношенииследующих видов деятельности, определенных п2. ст.346 НК РФ[9]:
· Оказание бытовых услуг;
· Оказание ветеринарных услуг;
· Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойкеавтотранспортных средств;
· Розничной торговли;
· Оказание услуг общественного питания;
· Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Кроме того,организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход,не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношенииопераций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21Кодекса, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемых единым налогом навмененный доход, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащегоуплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Исчислениеи уплата иных налогов и сборов осуществляется в соответствии с общим режимомналогообложения.
Различия вналогах также зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этихдоходов и расходов лежит в основе классификации налогов.
Дляклассификации налогов первостепенное значение имеет разделение их на прямые икосвенные. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество, косвенные налогивключаются в цену либо в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержекпроизводства.
Средипрямых налогов, используемых в развитых странах, особо важную роль играют налогна прибыль, взимаемый с предпринимательства, индивидуальный подоходный налог исоциальный налог, взимаемые с населения, и налог на имущество, накладываемый ина население, и на предпринимательство.
Средикосвенных налогов можно выделить следующие основные налоги:
· налоги на потребление, к которым в соответствии с международнойпрактикой относится три налога: НДС, налог с оборота;
· акцизы и таможенные пошлины;
· взносы предпринимателей на социальное обеспечение.[10]
Классификацияпо субъекту налогообложения представлена на рис.1.[11]
 /> />
Рис.1 Классификация налогов по субъекту налогообложения

 
2. Анализ поступлений налоговых платежей поИркутской области
2.1 Налоговая статистика, январь-декабрь2003-2008 гг.
Разделпредставляет статистику государственных финансов, учет доходов и расходовсектора государственного управления.
Анализпоступлений налоговых платежей и выполнения заданий по мобилизации налогов поуровням бюджетов за период с 2003 по 2008 гг. представлен в табл.1. Имеяисходные данные, предоставленные УФНС России по Иркутской области,[12] такие как плановое задание иреальное поступление платежей, можно вычислить: отклонение от плана внатуральной величине (тыс. руб.), а также процентное отклонение от плана, долюналоговых платежей по уровням бюджетов к общей сумме налоговых платежей,увеличение (уменьшение) суммы налоговых поступлений по годам.
Табл.1. Анализ поступлений налоговых платежей и выполнения заданийпо мобилизации налогов по уровням бюджетов, январь-декабрь 2003-2008 гг.Анализируемый период Общая сумма поступлений в том числе: /> в федеральный бюджет /> Индикативные показатели Объем поступлений Отклонение от плана % достижения в % к общей сумме поступлений /> />   тыс. руб. тыс.руб. % /> январь-декабрь 2003 г. 28 723 891 8 237 712 8 560 194 322 482 103,9% 29,8% /> январь-декабрь 2004 г. 38 640 009 12 322 125 14 114 191 1 792 066 114,5% 36,5% /> в % к 2003 г. 134,5% – 164,9% – – – /> январь-декабрь 2005 г. 41 533 137 11 226 659 12 086 011 859 352 107,7% 29,1% /> в % к 2004 г. 107,5% – 85,6% – – – /> январь-декабрь 2006 г. 48 842 304 13 679 163 14 098 504 419 341 103,1% 28,9% /> в % к 2005 г. 117,6% – 116,7% – – – /> январь-декабрь 2006 г.* – – – – – – /> январь-декабрь 2007 г. 56 618 583 15 990 736 17 358 062 1 367 326 108,6% 30,7% /> в % к 2006 г. 115,9% – 123,1% – – – /> январь-декабрь 2007 г.* – – – – – – /> январь-декабрь 2008 г. 67 987 397 17 682 325 18 331 563 649 238 103,7% 27,0% /> в % к 2007 г. 120,1% – 105,6% – – – /> январь-декабрь 2008 г.* – – – – – – /> в том числе: /> в территориальный бюджет /> Плановое задание* Объем поступлений Отклонение от плана % выполнения в % к общей сумме поступлений в том числе местные бюджеты /> Объем поступлений в % к сумме поступлений в территориальный бюджет /> тыс. руб. тыс.руб. % тыс. руб. % /> 21 708 350 20 163 697 -1 544 653 92,9% 70,2% 9 568 915 47,5% /> 23 609 619 24 525 818 916 199 103,9% 63,5% 11 375 063 46,4% /> – 121,6% – – – 118,9% – /> 28 788 609 29 447 126 658 517 102,3% 70,9% 5 861 794 19,9% /> – 120,1% – – – 51,5% – /> – 34 743 800 – – 71,1% 9 514 325 27,4% /> – 118,0% – – – 162,3% – /> 32 093 290 32 843 250 749 960 102,3% – – – /> – 39 260 521 – – 69,3% 12 932 805 32,9% /> – 113,0% – – – 135,9% – /> 42 667 283 42 178 884 -488 399 98,9% – – – /> – 49 655 834 – – 73,0% 15 960 319 32,1% /> – 79,1% – – – 123,4% – /> 51 949 702 51 629 265 -320 437 99,4% – – – /> Примечание: поступления и ИП в федеральный бюджет приведены с учетом ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, по Управлнию; объем поступлений в части территориального и местного бюджетов приведен без учета данных по МРИ (только Управление). /> /> * — в 4 квартале 2005-2006 г.г. план не доводится ГФУ в разбивке по месяцам; с 2006 г. плановое задание по платежам в территориальный бюджет приведено годовое, поступления указаны с учетом данных по МРИ. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
 
Проследимдинамику поступлений налоговых платежей по уровням бюджетов (Рис.2) и общейсуммы налоговых платежей (Рис.3): с каждым годом сумма налоговых поступленийвозрастает.
Рис.2.Динамика поступлений налоговых платежей в федеральный и территориальный бюджеты
/>
 
Рис.3.Динамика общей суммы поступлений налоговых платежей
/>
Помимоучета поступлений налоговых платежей УФНС России, статистикой государственныхфинансов ведется учет доходов и расходов сектора государственного управления.Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основепредоставляемых Департаментом финансов области отчетов по исполнениюконсолидированного бюджета региона.
Доходыконсолидированного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видовдоходов, а также за счет безвозмездных перечислений от физических и юридическихлиц, безвозмездных перечислений по взаимным расчетам.
Подналоговыми доходами понимают обязательные, безвозмездные, невозвратные платежив пользу бюджета, предусмотренные налоговым законодательством. К налоговымдоходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налоговогозаконодательства.[13]
Кненалоговым доходам относятся как обязательные платежи (доходы от использованияимущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам), так и штрафы, взиманиекоторых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи излишнегоимущества, конфискованных товаров и др.
Расходыобластного бюджета включают все невозвратные платежи, независимо от того,являются ли они возмездными (т.е. заплаченными в обмен на что-то) илибезвозмездными и для каких целей осуществляются – текущих или капитальных.Расходы формируются по следующим направлениям: на финансирование экономики(промышленное производство, сельское хозяйство, рыболовство, строительство,транспорт, связь и др.); на финансирование социально-культурного развития,науки; на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительныхорганов и другие.
Бюджетныйдефицит – величина превышения расходов бюджета над его доходами.
Бюджетныйпрофицит – величина превышения доходов бюджета над его расходами.
Показателипо консолидированному бюджету Иркутской области представлены в табл.2.[14] По расчету дефицита (профицита)бюджета видно, что с каждым годом дефицит бюджета растет. Рост дефицита или превышениерасходов над доходами показано на рис.4.
Табл.2.Консолидированный бюджет Иркутской областиПоказатель 2000 2004 2005 2006 2007 2008 млн. руб. Доходы 15781 33612 43957 53015 69490 83233 Расходы 15986 34821 45588 54778 72797 84811 Дефицит (профицит) бюджета -205 -1209 -1631 -1763 -3307 -1578 в % к расходам -1,28% -3,47% -3,58% -3,22% -4,54% -1,86%
 
Рис.4.Уровень доходов и расходов консолидированного бюджета Иркутской области
/>
Рассмотримструктуру доходов и расходов консолидированного бюджета Иркутской области за2008г. (рис.5)[15]
Большаячасть доходов областного бюджета образуется за счет налога на прибыльорганизаций – 20,3%, НДФЛ – 29,6%, а также безвозмездные поступления – 23,4%.Что касается расходов, большая часть средств уходит на финансирование образования– 28,7%, социальной политики – 149%, на здравоохранение и спорт – 14,6%,жилищно-коммунальное хозяйство – 12,2%.
 
Рис.5.Структура консолидированного бюджета Иркутской области в 2008 г.
ДОХОДЫ
/>
РАСХОДЫ
/>
Сравнимуровень дефицитности (профицитности) бюджетов в регионах Сибирскогофедерального округа за 2007-2008 гг. (Рис.6)[16]

 
Рис.6.Уровень дефицитности (профицитности) консолидированных бюджетов в регионахСибирского федерального округа
/>
Среднийуровень дефицитности (профицитности) консолидированных бюджетов в регионахСибирского федерального округа в 2007 г. составляет -0,65%, в 2008г. – -0,36%.Данные показатели по Иркутской области (-1,9% и -4,5% соответственно) нижесреднего, что говорит о неэффективной работе государственных органов пораспределению консолидированного бюджета.
Как сообщилгубернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев на расширенном совещанииФедеральной налоговой службы с управлениями ФНС Дальневосточного и Сибирскогофедеральных округов, Иркутская область занимает седьмое место в Сибирскомфедеральном округе по уровню налоговой отдачи, а по уровню валовогорегионального продукта – на третьем (после Кемеровской области и Красноярскогокрая). [17]
Также насовещании было отмечено, что в Иркутской области есть резерв по собираемостиналогов, но это должно стать совместной работой УФНС, правительства региона имуниципальных образований. Сейчас же наблюдается снижение собираемости основныхналогов – налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

 
2.2 Итоги по сбору налогов за 2009 г.
В 2009 годуобщая сумма налогов и сборов, мобилизованных на территории Иркутской области (сучетом поступлений от предприятий, состоящих на учете в межрегиональныхинспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, но без учета расходовна нужды социального страхования), составила 94,1 млрд. рублей (что составляет90,5% от поступлений 2008 г.).[18]
Втерриториальный бюджет поступило 58,1 млрд. рублей (105% к поступлениям 2008г.), из них 13,5 млрд. рублей направлено в местные бюджеты (83,5% отпоступлений 2008 г.). Сумма единого социального налога, зачисляемого вовнебюджетные фонды (без учета расходов на нужды социального страхования), истраховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 25,5 млрд.рублей (99,6% от поступлений 2008 г.).
Вконсолидированный территориальный бюджет Иркутской области поступило 24,4 млрд.рублей налога на доходы физических лиц (99,3% от поступлений 2008 г., доля вобщей сумме поступлений составляет 41,9%); 15,7 млрд. рублей налога на прибыль(92,8% от поступлений 2008 г., доля в общей сумме поступлений — 26,9 процента).
Налоги соспециальными режимами составили 4,2% поступлений и принесли казне 2 413 млн.рублей (95,3% от поступлений 2008 г.), в том числе единый налог на совокупныйдоход – 1 265 млн. рублей; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – 1 128 млн.рублей; единый сельскохозяйственный налог – 20 млн. рублей.
Налоги наимущество составили 8,9 млрд. рублей (130% к поступлениям 2008 г., 15,3% вобщей сумме поступлений); в том числе 6,1 млрд. рублей — налоги на имуществофизических и юридических лиц; 2 млрд. рублей — земельный налог; 821 млн. рублей- транспортный налог.
Суммаакцизов на спирт, алкогольную продукцию, пиво и ГСМ, собранная на территорииИркутской области (с учетом данных межрегиональных инспекций), составила 5,8млрд. рублей (139,4% к поступлениям 2008 г., доля в общей сумме поступлений –10%,). Ресурсные платежи принесли областной казне 696 млн. рублей. Поступленияв счет погашения задолженности, госпошлина и другие неналоговые доходы,контролируемые налоговыми органами, составили 241 млн. рублей.
В местныебюджеты Иркутской области за 2009 год поступило 9,8 млрд. рублей налога надоходы физических лиц (88,2% от поступлений 2008 г., доля в общих поступлениях– 72,3%); 1 141 млн. рублей – налогов со специальными режимами (45,5% от поступлений2008 г.; доля в общих поступлениях – 8,5%); 2 421 млн. рублей – налогов наимущество (103,4% к поступлениям 2008 г.; доля в общих поступлениях – 18%);поступления в счет погашения задолженности прошлых лет и другие обязательныеплатежи — 166 млн. рублей (128,1% к поступлениям 2008 г.; доля в общихпоступлениях – 1,2%).
Вфедеральный бюджет, без учета платежей предприятий, состоящих на учете вмежрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в 2008г. направлено 1,7 млрд. рублей налога на прибыль (45,9% от поступлений 2008г.). Платежи за пользование природными ресурсами составили 560 млн. рублей (73%от поступлений 2008 г.), из них водный налог – 100 млн. рублей, налог на добычуполезных ископаемых – 460 млн. рублей.
Сумма единогосоциального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с начала года составила7,7 млрд. рублей (99,5% от поступлений 2008 г.).
Прочиеналоги и сборы принесли федеральной казне 176 млн. рублей.
Страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации составили 19,8 млрд. рублей(99,9% от поступлений 2008 г.). В Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования поступило 1 383 млн. рублей (99,8% от поступлений 2008 г.); в Фондсоциального страхования Российской Федерации – 615 млн. рублей (80,8% отпоступлений 2008 г.). Кроме того, в территориальный фонд обязательногомедицинского страхования – 2,4 млрд. рублей (98,2% от поступлений 2008 г.).

 
3. Перспективы развития системыналогообложения Иркутской области
 
3.1 Прогноз на 2010-2012 гг.
Попрогнозам (инерционный сценарий) УФНС России по Иркутской области поступлениядоходов, администрируемых налоговой службой, в консолидированный бюджетИркутской области в 2010 году составят 50,8 млрд. рублей, что на 4,2 млрд.рублей или 9% больше объемов мобилизации 2009 года (46,6 млрд. рублей). Приэтом ранее планировалось получить в бюджет области в 2009 году 54,7 млрд.рублей. Однако такие объемы поступлений планируются лишь к 2011 году – 55,3млрд. рублей (рост к предыдущему году 8,9 процента). В 2012 году ожидаетсязначительный рост поступлений – до 60,4 млрд. рублей (рост к предыдущему году9,2 процента). Данный прогноз составлен с учетом планируемых с 2010 годаизменений в бюджетном и налоговом законодательстве, исходя из ожидаемыхпоступлений налогов и сборов в текущем финансовом году и основных параметровпроекта прогноза социально-экономического развития области.[19]
Так же былаиспользована информация от крупнейших налогоплательщиков об их финансовойдеятельности и прогнозе размера прибыли, учитывалась динамика платежей,коэффициенты прироста объемов производства продукции, индекс роста оплатытруда, темпы инфляции, индексация стоимости основных средств, уточнениекадастровой стоимости земель.
Основнымиисточниками формирования территориального бюджета являются налог на доходыфизических лиц, прибыль организаций, имущество организаций, земельный налог,которые обеспечивают более 90% поступлений.
Если индексроста фонда оплаты труда сохранится в ожидаемом пределе от 107,9% в 2010 г. до109,6% в 2012 г., то поступления налога на доходы физических лиц составят2010-2012 годы соответственно 25,9 млрд. рублей, 28,1 млрд. рублей, 30,8 млрд.рублей, ожидаемый объем мобилизации в 2009 году — 24 млрд. рублей
Расчетналога на прибыль организаций на 2010-2012 годы произведен на основаниипоступлений в 2009 году в сумме 10,9 млрд. рублей (первоначально планироваласьполучить 17 млрд. рублей), проиндексированных на коэффициенты прироста объемовпроизводства продукции, выполненных работ, услуг и инфляции: соответственнопрогнозируемые поступления по годам — 12,2 млрд. рублей (плюс 12,2%), 13,5млрд. рублей (плюс 10,7%), 15,1 млрд. рублей (плюс 11,5%).
Поступлениеналога на имущество организаций с учетом индексации стоимости основных средствпредприятий в соответствии с темпами инфляции может возрасти с ожидаемых в 2009году — 5,5 млрд. рублей (плановый показатель — 5,06 млрд. рублей) до 7,1 млрд.рублей в 2012 году.
Исходя изуточненной кадастровой стоимости земель в Иркутской области поступленияземельного налога в 2010-2012 годах прогнозируется примерно в одном объеме — по1,7 млрд. рублей.
Поступленияакцизов, администрируемых налоговыми органами, в 2010-2012 годах рассчитаны сростом от 500 млн. рублей до 700 млн. рублей. При этом, основной объем акцизов(более 94%) начисляется на реализацию пива. Получение предприятиями лицензий напроизводство и реализацию спирта и спиртосодержащей продукции не планируется.
Расчетпоступлений налога на имущество физических лиц в 2010-2012 годах до 434 млн.рублей произведен от объема мобилизации в 2009 году в сумме 324 млн. рублей(плановый показатель – 285 млн. рублей) с учетом дополнительных платежей всвязи с переоценкой стоимости жилья в соответствии с темпами инфляции и вводомнового жилья в эксплуатацию.
Ожидаемые поступленияединого налога (1 128 млн. рублей), взимаемого в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, в 2009 году ниже планируемых на 530 млн. рублей, приэтом до 2012 года намечен значительный рост – до 1561 млн. рублей.
Поступленияединого налога на вмененный доход ожидаются немного ниже запланированного — 1081 млн. рублей (против 1150 по плану). На такой показатель ЕНВД может выйтитолько в 2011 году, а к 2012 году возрасти до 1 221 млн. рублей.
По прогнозам,построенным на основе регрессионного анализа, поступления налоговых платежей втерриториальный и федеральный бюджеты к 2012 г. возрастут в 3,3 раза посравнению с 2003г.; в 2010 г. бюджет повысится на 10 % в сравнении с 2009г.(Табл.3, Рис7)
Табл.3.Динамика общей суммы поступлений налоговых платежей с учетом прогноза Год Общая сумма поступлений (фактические уровни показателя), млн.руб. в % к 2003г. в % к предыдущему периоду 2003 28 723 100,0% – 2004 38 640 134,5% 134,5% 2005 41 533 144,6% 107,5% 2006 48 842 170,0% 117,6% 2007 56 618 197,1% 115,9% 2008 67 987 236,7% 120,1% 2009 72 813 253,5% 107,1% 2010 80 172 279,1% 110,1% 2011 87 531 304,7% 109,2% 2012 94 890 330,4% 108,4%
 

 
Рис.7.Динамика общей суммы поступлений налоговых платежей с учетом прогноза
/>
3.2 Направления совершенствования налоговойсистемы
Конструированиеи совершенствование налоговых систем, обеспечивающих как повышение деловойактивности, так и решение социальных проблем общества, всегда было и будетпредметом споров между различными ветвями власти и бизнесом.
Отметим,что совершенствование налоговой системы в целом неразрывно связано супорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетныхресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
Саморазвитиетерриториальных социально-экономических систем должно одновременноподкрепляться всеми видами ресурсов, включая и финансовые ресурсы, а в ихсоставе – бюджетные ресурсы, формирование которых как раз и должнообеспечиваться эффективной налоговой системой.
Средисовременных направлений совершенствования администрирования бюджетных доходовможно выделить такие как:
· Переход от проведения «тотального» налогового контроля к концепцииуправления рисками, а именно выявления как видов деятельности, так иналогоплательщиков, которые могут стать категориями повышенного рискасовершении налоговых правонарушений;
· Создание мощного информационно-аналитического аппарата налоговыхорганов (информационные ресурсы, аналитическое, методическое и программноеобеспечение и организационные структуры), способного исследовать ианализировать различные виды информации, поступающей в налоговые органы сминимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур,обеспечивать формирование сигнальной информации и реализовывать процедурыподдержки принятия решений;
· Совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговойбазы определенных налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов на основеинтегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений;
· Мониторинг деятельности и налоговых обязательств крупнейших иосновных налогоплательщиков, включая организации в сфере естественныхмонополий, на основе формализованных результатов автоматизированного налоговогоконтроля и системы планирования, организации и проведения единовременныхналоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы ивключающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированныхгрупп;
· Исполнение требований законодательства о налогах и сборах в частиреализации функций налоговых проверок, реализация мероприятий, обеспечивающихфункционирование контроля (организационно-методических, информационных,программно-технических);
· Стимулирование субъектов предпринимательской деятельности киспользованию бесконтактных способов представления документов длягосударственной регистрации с исключением в дальнейшем возможностинепосредственного представления документов для государственной регистрации. Этопозволит свести к минимуму непосредственные контакты с заявителями,оптимизировать работу регистрирующих подразделений налоговых органов, а такжеувеличить количество сотрудников налоговых органов, занимающихся анализомпредставленных документов для государственной регистрации, проведениемконтрольных мероприятий, как на этапе государственной регистрации, так и послеосуществления регистрационных процедур;
· Повышение налоговой информированности субъектовпредпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг,оказываемых налоговыми органами, в том числе налогоплательщикам. Внедрениетехнологии организации доступа налогоплательщика к персональным данныминформационных ресурсов налоговых органов и технологии бесконтактной сверки порасчетам с бюджетом, что позволит исключить нарекания на работу налоговыхорганов, уменьшить количество судебных исков со стороны налогоплательщиков,улучшить информационную работу по вопросам налогового законодательства и, какследствие, увеличить долю налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающихкачество налогового администрирования.
Администрированияналоговых платежей должно исходить из минимизации связанных с ним издержекхозяйства за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранениенеопределенности, пробелов и внутренних противоречий налоговогозаконодательства, регламентации, упрощение процедур взаимодействияналогоплательщиков с налоговыми органами.
Решениезадачи повышения собираемости налогов обеспечивается как регулированиемналоговой системы, так и администрированием налоговых отношений (табл.4).

 
Табл.4.Основные характеристики решения задачи повышения собираемости основных налоговКонечный результат Повышение собираемости основных налогов (снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Иркутской области к 2012г.) Регулирование Администрирование Непосред-ственный результат
Стабильность налого-вого законодательства
Предсказуемость и открытость подготовки предложений по совершенствованию налогового законода-тельства
Снижение доли недопоступивших налогов в связи с предоставлением налоговых льгот в общем объеме налоговых поступлений к 2012 г. не менее чем на 40% уровня 2008г.
Урегулирование налоговой задолженности Деятельность
Подготовка проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов по вопросам налоговой политики и налогового администрирования
Подготовка и утвер-ждение нормативно-правовых актов Минфина РФ по вопросам налоговой политики и налогового администрирования
Осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах
Ведение учета налогоплательщиков
Выявление новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения
Осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий
Доведение сведений о реквизитах счетов Федерального казначейства и информации об их изменении, а также иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет Иркутской области
Государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей
Развитие технологии централизованной обработки данных, обеспечивающей информационную интеграцию налоговых органов с возможностью информационных связей между ресурсами разных уровней

 
Заключение
Основнымназначением налогов со времени их появления и до сегодняшнего дня являетсяудовлетворение финансовых потребностей государства.
Налоговыеотношения возникают в силу объективно существующей потребности создания наобщегосударственном уровне системы доходов и представляют собой областьцентрализованных финансовых отношений перераспределительного характера, т.е.часть бюджетных отношений. Налоги играют значительную роль в перераспределенииналогового внутреннего продукта и национального дохода: в ходе ихперераспределения реализуются фискальная и регулирующая функции налогов,государство формирует доходы и воздействует на экономику.
Вместе стем в настоящее время можно отметить существование тенденции к расширению ролигосударства в решении важнейших социально-экономических задач общества:реализация социальных программ, обеспечение наиболее полного удовлетворениявозрастающих потребностей общества, решении актуальных задач обеспечениянациональной безопасности и поддержания конкурентоспособности национальнойэкономики и целого ряда других.
Процессорганизации налогообложения характеризуется двусторонностью: с одной стороны,следует создать условия для разработки эффективной налоговой системы,обеспечивающей стабильное развитие экономики государства, с другой стороны,необходимо учитывать интересы налогоплательщиков.
Системаналогообложения – сложная система, требующая постоянного совершенствования. Какпоказала статистика Иркутской области сейчас наблюдается снижение собираемостиосновных налогов, а значит и уменьшение доходов консолидированного бюджета;вместе с тем происходит постоянное увеличение расходов. Поэтому совместнойработой УФНС, правительства региона и муниципальных образований должныпредприниматься меры по усовершенствованию налогового законодательства,осуществлению контроля инадзора за его соблюдением.
Развитиетехнологий централизованной обработки данных может принести пользу в томслучае, если не будут допущены пробелы в регулировании и контроле новыхтехнологий.
Необходиморазвивать системы оперативной обработки данных, т.к. обладая достаточнойаналитической информацией о текущем состоянии экономики и имея приемлемоепредставление о ее базовых характеристиках через два-три десятилетия, можноприступать к выработке технологии осуществления перехода от хорошего настоящегок еще более лучшему будущему. Очевидно, что налоговое регулирование – важнейшаясоставляющая, обеспечивающая технологию подобного перехода.
Сложившаясясистема налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой обеспечиваетстабильное наполнение доходной части госбюджета на всех его уровнях и тем самымукрепляет финансовую основу устойчивого экономического роста.

 
Библиография
 
1.  Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 05.03.2000;
2.  Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. изд.3-е, доп. и пререраб./под общ.ред. В.И. Кушлина—М.: изд. РАГС, 2008 — 616 с.;
3.  Государственные и муниципальные финансы России: уч.пособие/Л.С.Гринкевич, Н.К.Сагайдачная, в.В.Казаков, Ю.А. Рюмина.—М.: КНОРУС, 2007 –560с.;
4.  Деньги. Кредит. Финансы.: учебник—М.: изд. Эксмо, 2005 – 496с.;
5.  Теория и история налогообложения: уч.пособие/С.К. Содномова—Иркутск:изд. БГУЭП, 2008 – 148с.;
6.  Иркутская область в цифрах: статистический сборник/Федеральнаяслужба государственной статистики. – Иркутск: Иркутскстат,2009;
7.  Никитин С.М. Налогообложение в развитых странах/С.М. Никитин, Е.С.Глазова//Финансовый менеджмент—2007—№4;
8.  Сидорова Н.И. Влияние налоговой реформы России на динамикуосновных отраслей экономики и развитие предпринимательства/Н.И.Сидорова//Экономическая наука современной России—2002—№4;
9.  Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базыи развитие регулирующей функции налога на прибыль организаций/А.А.Титов//Налоги—2006—№2.
10.  Итоги по сбору налогов за 2009 г. Пресс-релиз отдела работы сналогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области [электронныйресурс]: www.r38.nalog.ru/index.php?topic=pn38/ 08 февраля 2010 г.
11.  Иркутская область по уровню налоговой отдачи находится на седьмомместе// Телеинформ [электронный ресурс]: irk-vesti.ru/teleinform/7852-irkutskaya-oblast-po-urovnuy-nalogovoj-otdachi.html/8 октября 2009;
12.  Отчет поступлений налоговых платежей/ Архив 2003-2008гг.[электроный ресурс]: http:// www.r38.nalog.ru/ document_print.php?id=53317&topic=04 ap_pn38;
13.  прогноз на 2010-2012 годы. Пресс-релиз отдела работы сналогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области [электронныйресурс]: www.r38.nalog.ru/index.php?topic=pn38/ от 2 сентября 2009 г.