Содержание
Введение
1. Теоретические основы социальнойкоммуникации
1.1. Понятие и суть социальнойкоммуникации
1.2. Базовые составляющие и видысоциальной коммуникации
2. Реклама как элемент социальноймассовой коммуникации и её функции
2.1. Рекламная коммуникация какмультипликация ценностей современного общества
2.2. Реклама как модель, вид и каналсоциальной коммуникации
2.3. Сущность иинформационно-коммуникативные функции социальной рекламы
Заключение
Библиографический список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Социальное бытие человека, понимаемое как его совместное бытиес другими, предполагает в качестве своего атрибута способность и потребность к взаимномуобщению и выстраиванию на его основе форм коллективной жизни. Одной из наиболееценных позитивных черт современной эпохи заключается в нарастании осознанного стремленияглобального общества к построению мира, основанного на взаимопонимании. Это стремлениеориентирует на формирование новых социальных навыков реального взаимопонимания ивзаимоуважения в отношениях между культурами, нациями, обществами с различными укладамижизни. Можно говорить о назревшей потребности в построении на основе таких навыковнового глобального социального пространства.
С другой стороны, бурное развитие в современном мире технико-технологическихсредств коммуникации в единстве с глобализациионными процессами способствовало созданиюпредпосылок для реального формирования такого пространства, связало воедино историческичуждые друг для друга культуры, создало возможности для интенсивного информационногообмена между ними, расширило перспективы взаимного сотрудничества.
Отсюда вытекает неизбежное повышение роли в обществе социальнойкоммуникации как таковой и средств массовой коммуникации в частности. Коммуникативныепроцессы, объединяющие общество на всех уровнях, пронизывающие социальную среду,распределяющие и транслирующие значимую информацию, оказывают существеннейшее влияниена жизнь общества. Растущая информатизация социальной жизни ведет к повышению воздействияинтерпретационных схем и парадигм на чувства и настроения больших масс людей, сближаетранее закрытые друг для друга культурные миры, однако при этом открывает новые невиданныедоселе возможности для целенаправленного манипулирования массовым сознанием.
Таким образом, позитивные и конструктивные следствия бурногоразвития всех уровней коммуникации неразрывно сопряжены с его негативным и деструктивнымпотенциалом. Неоднозначность этого процесса, его стремительный характер и сила воздействияна человека и общество диктуют необходимость глубокого и всестороннего исследованияфеномена социальной коммуникации на всех его уровнях, начиная от межличностной интеракциии проблем взаимопонимания и заканчивая влиянием средств масс-медиа на общественноесознание.
Современный этап развития нашей страны характеризуется качественнымиизменениями во всех сферах общественной жизни. Российское общество переживает периодбурного развития средств массовой информации, информационного рынка вообще.
На новом этапе существования средств массовой коммуникации вРоссии изменилась и реклама. Общественный и научный интерес к ней достаточно велик.Причиной этого является, в частности, и то, что реклама, наряду с позитивными изменениями(проявляющимися, однако, в основном, в социально-экономической сфере) привноситв жизнь общества и значительное негативное влияние, проявляющееся, прежде и сильнеевсего, социально-психологической и социально-культурной сферах.
На уровне непосредственной, нерефлексированной оценки это негативноевлияние широко осознается и выражается как широкими массами, так и специалистами,и учеными. Однако точная и научно выверенная оценка этого феномена требует специальныхи углубленных эмпирических и теоретических исследований.
Реклама не только влияет на все слои общества, в которых онараспространяется, но и отображает различные ценности этого общества, его социальнуюструктуру и культуру. Поэтому реклама может выступать в качестве средства изученияструктуры социальной реальности в рамках той или иной культуры.
Именно социологический подход к анализу рекламы, исследованиеее социальной природы является важным и необходимым звеном на современном этапеисследования коммуникативных процессов и институтов общества.
Реклама может рассматриваться как система специфических пропагандистскихкоммуникаций информационного характера, как организованная структура взаимодействующихсубъектов (заказчика, производителя, посредника и потребителя рекламного сообщения),и, наконец, — как самостоятельный социальный институт по удовлетворению потребностилюдей в актуальной социальной информации.
Объектом исследования выступает социальная коммуникация как способрегулирования взаимодействия индивидов, групп и общностей в современном обществе.
Предметом исследования является социорекламная коммуникация какресурс социального управления.
Основная цель курсовой работы состоит в социологическом анализерекламы как вида социальной коммуникации.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующихзадач:
1. Дать определение понятию и рассмотреть суть коммуникации.
2. Охарактеризовать базовые составляющие и виды социальной коммуникации.
3. Проанализировать рекламную коммуникацию как мультипликацию ценностей современногообщества.
4. Рассмотреть рекламу как модель, вид и канал социальной коммуникации.
5. Описать сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.1. Теоретические основы социальной коммуникации 1.1. Понятие и суть социальной коммуникации
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылкустановления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именноон обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь междупоколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделениетруда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры.Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляетко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникаети реализуется власть в обществе.
Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс.Основными его компонентами являются[1]:
1. Субъекты коммуникационного процесса — отправитель и получательсообщения(коммуникатор и реципиент);
2. Средства коммуникации – код, используемый для передачи информациив знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передаетсясообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие) и отображающееего сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)
4. Эффекты коммуникации – последствия коммуникации, выраженныев изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношенияхили в их действиях.
Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболеечасто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это:
— передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
— процесс, который связывает отдельные части соц. систем другс другом;
— механизм, посредством которого реализуется власть (власть,как попытка определить поведение другого человека).
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
Кто — коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
Что — сообщение
Как — способ передачи сообщения, канал
Кому — аудитория, которой адресуется сообщение
Зачем — с каким эффектом, эффективность.
Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметомсоциологии коммуникации — специальной отрасли социологии, изучающей функциональныеособенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия- передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия наих отношение асоциальным ценностям данного общества и социума в целом.
Между терминологическими вариантами «социология коммуникации»и «социокоммуникация» имеется определенное различие. В социологии коммуникацииакцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее врусле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическимикатегориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессеобщения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, средикоторых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретациисодержания сопряженных областей исследования неизбежны.
В настоящее время термин социокоммуникация имеет, по крайнеймере, три интерпретации — понимается как:
а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,
б) общение — передача информации от человека к человеку,
в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействияна него.
Для социальной коммуникации важны все три толкования термина:
— первое связано с проблемами дифференциации и систематизациикоммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции иэффективности;
— второе связано с проблемами межличностной коммуникации;
— третье — с проблемами массовой коммуникации.
Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальнойи общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм,который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социальнозначимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен вречевой деятельности людей — именно в ней реализуются социально обусловленные нормыи правила общения. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормамии правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное пониманиеречевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социокоммуникации.
Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора(коммуникантов). В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации(коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщенияи коммуникативную деятельность. Коммуникативные технологии, реализуемые с помощьюкоммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальный с точки зрения коммуникантовсистему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываютсядруг на друга, а коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основусоциальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляютсякоммуникации.1.2. Базовыесоставляющие и виды социальной коммуникации
Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникациипозволяет обосновать ее базовые составляющие — основные аспекты ее исследования[2].К ним относятся:
а) социальные структуры общества в плане их коммуникативных характеристик,
б) коммуникативные системы, реализующие различные виды социальнойкоммуникации,
в) каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачуи восприятие информации и социально значимой оценки.
Онтологический аспект (греч. ontos «сущее» + logos” учение”) социальной коммуникации связан, прежде всего, с природой еепервой составляющей — социальными структурами общества. Именно в рамках социальныхсообществ различного типа удается наблюдать социальную дифференциацию поведениялюдей и их речевой деятельности.
Гносеологический аспект (греч.gnosis «познание» + logos«учение») теории социальной коммуникации сложен и противоречив из-за сложностисамого объекта изучения и множественности интерпретаций его как предмета исследования.В гносеологический аспект теории входит целый ряд проблемных вопросов.
1. Взаимодействие коммуникации и социальных структур. В некоторых обществах для эффективного осуществлениякоммуникации важно взаимодействие речевых характеристик не только с социальнымиструктурами первичного и вторичного уровней, но и с естественными структурами, сложившимисяна основе признаков возраста, пола. Кроме того, следует учитывать, что социальныеструктуры не автономны в регламентации «коммуникативного кода». Они немогут существовать независимо от идей, от понимания социальных ценностей, которыесложились в данном обществе. Осознание «престижности» того или иного кодаприводит к тому, что некоторые индивиды могут изменить свой привычный код в зависимостиот социальных условий общения.
2. Определение функций социальной коммуникации. Принято считать,что основными функциями коммуникации являются взаимодействие людей с целью сообщенияи обмена информацией и воздействие на индивида или общество в целом в соответствиис определенной целью — установкой. Это положение является в большей степени аксиомой,добытой в ходе многочисленных эмпирических наблюдений и прикладных исследований,чем результатом теоретического обоснования. Механизм взаимодействия и особенно воздействиянаходится пока «за семью печатями». Именно поэтому для теории социальнойкоммуникации особое значение приобретает предварительное исследование и выявлениеее частных функций с учетом разнородности коммуникативных средств и способов коммуникации.
3. Обоснование единиц социальной коммуникации. Это — вопрос первостепеннойважности, от решения которого зависят как понимание существенных характеристик социальнойкоммуникации, так и методы исследования фактологического материала. В самом общемгносеологическом смысле единица познания понимается как регулярно воспроизводимоеединство формы и содержания и благодаря этому вычленяемое из потока информации исопоставимое с другими единствами.
В социокоммуникации к единицам предъявляются особые требования,связанные с их коммуникативной функцией. К коммуникативным единицам относятся такиеединства формы и содержания, которые не просто представляют (репрезентируют) информацию,а сообщают ин формацию. Это значит, что информация целенаправленна, то есть, адресованаопределенному получателю и, что очень важно передает личное отношение говорящегок информации.
С другой стороны, социальная информация как бы противостоит имв качестве содержательной категории, обусловленной так называемыми фоновыми знаниямикоммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества,культуры и т.п.
Методологический аспект (греч. methodos «путь исследования,познания» + logos «слово, учение») социальной коммуникации находитсяв процессе становления. Она складывается из теории социального познания, системыметодов социального познания и анализа коммуникативных систем, актуализируемых вобществе. Если первые две составляющие основываются на общетеоретических принципахсоциологии, то третья составляющая формируется в рамках различных теорий и направлений,так или иначе связанных с социологией.
Все три аспекта социальной коммуникации — онтологический, гносеологическийи методологический — взаимосвязаны, предполагают друг друга и влияют друг на друга.На определенном этапе развития любой науки на первый план выдвигается какой-то одинаспект — «идет опережение» за счет интенсивной разработки. В отечественнойнауке таким доминирующим аспектом до недавнего времени был методологический аспектс акцентом на мировоззренческие проблемы. Появление исследований на стыке социологии,психологии, этнологии и лингвистики в значительной степени расширило гносеологическийаспект. Это дало основание для гармоничного развития всех трех аспектов социальнойкоммуникации.
Таким образом, основными функциями социальной коммуникации являются:
1) информационная (передача информации);
2) экспрессивная (способность выражать не только смысловую, нои оценочную информацию);
3) прагматическая (способность передавать коммуникационную установку,предписывающую определенное воздействие на получателя).
Как видно, рекламе как коммуникации свойственно выполнение всехтрех указанных функций.
Верно заключение: все три функции социальной коммуникации используютсяв процессе рекламного воздействия на ее получателя.
Выделяют несколько видов социальной коммуникации[3]:
По характеру аудитории:
— межличностная (индивидуализированная)
— специализированная (групповая)
— массовая
По источнику сообщения:
— официальная (формальная)
— неформальная
По каналу передачи:
— вербальная
— невербальная.
Виды коммуникации различаются практически по каждому элементупроцесса коммуникации.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решаеттри основных взаимосвязанных задачи:
1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности,а последних в единую и целостную систему общества;
2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп,общностей, социальных организаций и институтов;
3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностейдруг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокомуосознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.
2. Реклама как элемент социальной массовойкоммуникации и её функции 2.1. Рекламнаякоммуникация как мультипликация ценностей современного общества
Реклама — это многокомпонентное социально-экономическое явление.Она имеет широкий социальный контекст во всем многообразии связей: экономических,политических, моральных, религиозных, нравственных.
Рекламная коммуникация служит рекламисту основной информативнойбазой для руководства в условиях развития рыночных отношений и укрепления экономическихсвязей в процессе создания конкретного рекламного продукта.
Реклама оказывает многоплановое влияние на человека, его представления,поведения и оценки. Ее воздействие может носить как прямой, так и косвенный характер.
Реклама используется для информирования общества о новшествах,призванных обеспечить жизнь человека более комфортной и удобной, что связано с созданиемновых товаров и услуг. Она может применяться для решения практических задач увеличенияприбыли фирм и для реализации определенных стратегических маркетинговых целей производителей[4].
Реклама оказывает опосредованное влияние на формирование мненийна поведение людей, общественного сознания. Опосредованный характер влияния рекламыпроявляется как через межличностное общение, воспроизводящее рекламные идеи в болеедоверительной форме обмена личным опытом, так и через массовые представления (нормы,традиции, стереотипы), принятые в обществе.
Реклама воздействует на человека с древних времен. Но свое предметноепреимущество — многотиражность, способность одновременно воздействовать на большиерассредоточенные аудитории, т.е. выступать как массовое влияние, — она смогла реализоватьс возникновением рынка производителей, рынка информационных средств — носителейрекламы и рынка потребителей рекламируемых товаров и услуг.
Реклама является особой формой коммуникации. Процесс коммуникацииреализует наиболее общие задачи, такие например, как информировать о событиях ифактах общественной жизни, развивать контакты между людьми, управлять процессомобщения. Помимо этого, реклама решает и свои частные задачи: создает заданные образыубеждает потребителя в необходимости и возможности приобрести тот или иной товар,формирует у него желание купить рекламируемый товар, ненавязчиво и эффективно.
Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом:общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии,в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества.
Принадлежность рекламы к системе коммуникаций определяется различнымифункциями, которые выполняет реклама. С точки зрения коммуникации рекламу можноопределить как контролируемое воздействие, оказываемое определенным рекламодателемс помощью средств массовой коммуникации.
Реклама (франц. гeсlаmе «реклама»,лат. гесlаmаге «кричать, выкрикивать»)как вид деятельности входит в сферу общественных связей и отношений. Еще первыеносители прообраза рекламы в доисторический период ставили задачу стимулироватьспрос. Эта основная задача рекламы осталась неизменной до сих пор.
Современный человек всю свою жизнь «охватывается» рекламой, асама реклама стала сегодня очень разнообразной и имеет видовое, жанровое, технологическое,инструментальное и функциональное отличие. В рекламном мире ныне пересекаются социальные,культурные, экономические, экологические, политические, правовые и др. аспекты жизнедеятельностичеловека. Мы сегодня уже принимаем рекламу как очевидное (хотя и не всегда желаемое)явление специфической культуры.
Результат воздействия рекламы на социум сегодня уже не ограничиваетсярегулированием потребительского поведения людей и динамики спроса на товары и услуги.Она несет в себе и определенную культуру, и определенный набор знаний. Особенносильно влияет реклама на детское сознание. На детей реклама оказывает даже в большейстепени образовательно-познавательное воздействие, нежели собственно рекламное.
Реклама является особым видом социальной коммуникации, осуществляемойпосредством обмена действиями порождения и интерпретации специально созданных текстови визуальных материалов. Рекламный текст (слоган), рисунок, нанесенные на бумажныйноситель или существующие в аудиовизуальном виде, представляют собой мотивированноецелостное, содержательно-смысловое, иерархически организованное знаковое образование.
Он является и единицей общения и культурным объектом, зафиксированномна носителях. Представляя определенную социальную реальность, реклама представляетсобой набор наиболее употребляемых образцов поведения, деятельности, общения, взаимодействия[5].
Реклама оперирует институциированными формами общественного сознания.Помещая определенные знаковые системы в рекламное измерение, включающее в себя пространство,где одновременно присутствует и рекламный материал и объект воздействия, рекламодательтранслирует в это пространство модели поведения и взаимодействия.
Это синтезированное пространство воздействует на образ мыслии образ действия людей. В последующем на другом уровне эти модели поведения и взаимодействиявновь создают институциированные формы. Посредством приобщения людей к процессупотребления товаров и услуг происходит включение людей в социальные отношения.
В условиях развития в России рыночной экономики адекватной ейинфраструктуры, реклама приобретает важное социально-экономическое значение. Рекламныйрынок сегодня — важная сфера национальной экономики, основной источник финансированиясредств массовой информации, одна из составляющих культурной жизни общества.
Кроме того, рекламный рынок является частью информационной системыобщества, а информация и технологии воздействия на массовое сознание являются сегодняодними из ключевых факторов развития общественной системы.
Научный подход к изучению рекламы требует рассмотрения рекламыкак одной из форм человеческих коммуникаций. Формирование взаимосвязи, попытка наладитьканалы общения рекламодателя с его аудиторией являются её сущностью. В противномслучае реклама воспринимается с формальной стороны как нагромождение разнообразныхи многочисленных рекламоносителей и каналов их передачи. При таком подходе рекламабессистемна и, как результат, неэффективно реализуется на практике.
Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи, такие например,как информировать о событиях и фактах общественной жизни, развивать контакты междулюдьми, управлять процессом общения.
Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом:общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии,в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества[6].2.2. Рекламакак модель, вид и канал социальной коммуникации
Термин ˝коммуникация˝ (от лат. communicatio — делаюобщим, связываю) используется как научный с начала XX века. ˝В современнойтрактовке коммуникация — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информациив условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различныхкоммуникативных средств˝[7].
В настоящее время известны, по крайней мере, три основных, наиболеераспространенных подхода к пониманию этой категории:
1. Средство связи любых объектов материального мира. В рамкахэтого подхода выделяют транспортные, энергетические, водопроводные и другие коммуникации.
2. Общение как передача информации от человека к человеку.
3. Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействияна него.
Очевидно, что с точки зрения рекламной коммуникации наиболееактуальным является третий из указанных подходов. Саму рекламную коммуникацию следуетопределить как один из видов социальной массовой коммуникации, так как вне рамокчеловеческого общества существование рекламы немыслимо.
Социальной, потому что предполагает информационное взаимодействиесоциальных субъектов различного уровня организации, хотя современная реклама имеетв большей степени характер информационного воздействия.
Массовой, поскольку реклама является формой безличного общенияи обмена информацией на уровне как спонтанно возникших, так и специально организованныхобщностей и объединений индивидов, получивших название «масса».
Это позволяет трактовать рекламу как форму социальной массовойкоммуникации, основой которой является социально значимая информация, сообщающаяоб исключительных свойствах необходимого для человеческой жизнедеятельности объекта,и адресованная большому массиву людей с целью формирования, поддержания и стимулированияу них интереса для активизации их выбора или поведения[8].
Как одна из форм социальной коммуникации реклама является опосредованными целесообразным взаимодействием двух субъектов, которые могут преследовать трицели:
1) реципиент желает получить от коммуникатора некоторые привлекательныедля него смыслы;
2) коммуникатор желает сообщить реципиенту некоторые смыслы,влияющие на поведение последнего;
3) и коммуникатор и реципиент заинтересованы во взаимодействиис целью обмена какими-то смыслами.
Соответственно возможны три формы коммуникативного действия,которые в рекламной коммуникации имеют свои особенности.
1. Подражание ― воспроизведение реципиентом движений, действий,повадок коммуникатора.
2. Диалог — форма коммуникационного взаимодействия, при которомего участники относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определеннымисмыслами.
3. Управление — такое коммуникационное действие, когда коммуникаторрассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления.
При систематизации функций рекламы обязательно учитываются ееэкономическая, информационная и социальная функции. Такие функции, как познавательная(просветительская), воспитательная, образовательная, культурная, идеологическая,интегративная и коммуникативная часто оказываются включенными в социальную или информационнуюфункции рекламы.
Информационно-коммуникативная функция рекламы является основополагающей,так как именно в процессе рекламной коммуникации становится возможным осуществлениевсех без исключения её функций: она формирует и распространяет информацию, сведенияо товаре, услуге, идее, лице, программе, социальной проблеме и т.д., что способствуетвыполнению рекламой экономической и духовно-идеологической групп функций.
Социальное значение этой функции состоит в том, что, она обеспечиваетвзаимодействие между всеми элементами и структурами социальной системы на основеорганизации информационных взаимодействий (коммуникации) между членами общества,и способствует их социализации, чем содействует интеграции общества.
Если положить в основу классификации социальной коммуникациироли участников в коммуникационном процессе, то можно выделить такие её типы[9]:
· Общение (диалог равноправных партнеров);
· Подражание (заимствование образцов и стилей поведения, общенияи т.д. одними членами общества у других);
· Управление (целенаправленное воздействие отправителя на адресата).
Реклама, несмотря на объективную независимость адресата от отправителей,может быть отнесена к средствам управления. Это объясняется тем, что отправительпытается выработать у адресата конкретную психологическую установку на совершениеопределенного действия. Подражание может быть использовано как один из инструментоввоздействия на получателя сообщения. Из большого количества классификаций коммуникацийпо целому ряду признаков важным критерием для определения места рекламы в этой системеявляется число участников коммуникации. При этом выделяются следующие её виды:
· внутренняя коммуникация (общение человека с самим собой);
· межличностная коммуникация (два человека);
· коммуникация в малых группах (3-9 участников);
· публичная коммуникация (приблизительно от 10 до 100 участников);на этом уровне уже выделяется активный коммуникатор и пассивная аудитория;
· организационная коммуникация (как правило, свыше 100, однакоколичество участников может быть меньшим, например, в небольших предприятиях и организациях).На этом уровне появляется иерархия коммуникаций — от высшего управленческого звенадо низших (подчиненных);
· массовая коммуникация (число участников превышает 1000) — большиескопления людей (митинги, зрелищные мероприятия и т.д.), средства массовой информации.
В подавляющем большинстве случаев реклама относится к массовымкоммуникациям. Основными функциями социальной коммуникации являются:
· информационная (передача информации);
· экспрессивная (способность выражать не только смысловую, нои оценочную информацию).
· Прагматическая (способность передавать коммуникационную установку,предписывающую определенное воздействие на получателя).
Очевидно, рекламе как коммуникации свойственно выполнение всехтрех указанных функций. И все три функции социальной коммуникации используются впроцессе рекламного воздействия на получателя.
Таким образом, реклама может рассматриваться как специфическаяобласть социальных массовых коммуникаций между рекламодателями и аудиториями рекламныхсообщений с целью активного коммуникационного воздействия на эти аудитории, котороедолжно способствовать решению определенных маркетинговых задач рекламодателя.
Схема традиционной коммуникации включает источник сообщений,или отправителя информации. Затем сообщения преобразуются в конкретные сигналы,то есть кодируются. Далее эти сигналы по каналам связи передаются на приемник, гдедекодируются, и в таком виде поступают к адресату. Предполагается также наличиеопределенных фильтров (ограничений), ответной реакции адресата на сообщение и случайногофактора — помех (искажений) на всех стадиях осуществления коммуникации.
Следует особо отметить, что схема рекламной коммуникации принципиальноничем не отличается от схем других средств массовой коммуникации.
Специфические черты рекламной коммуникации в значительной мереопределяется функциональным назначением рекламы: воздействуя на психологию потребителя,решать конкретные коммерческие задачи отправителя.
Рассмотрим основные элементы рекламной коммуникации.[10]Прежде всего, необходимо отметить определяющую роль отправителя в этой схеме. Именнокоммуникатор является инициатором процесса коммуникации, именно он устанавливаетеё цели, определяет получателя (адресата). От того, насколько обоснованны его действия,зависит эффективность коммуникации. При этом большинство характеристик всех другихэлементов — от кодирования до обратной связи — определяется (или, по крайней мере,должно определяться) параметрами целевой аудитории обращения.
Отправитель (адресант, коммуникатор, источник коммуникации) — сторона, от имени которой посылается рекламное обращение адресату.
Для формирования эффективной коммуникации отправитель изначальнодолжен четко определить её цели, правильно выделить целевую аудиторию и уяснитьжелаемую ответную реакцию. Достижение сигнала, посылаемого коммуникатором, одногоадресата (потенциального покупателя) определяется как рекламный контакт.
Основным инструментом и носителем информации, эмоциональноговоздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию являетсясообщение (послание, обращение). Коммуникационное сообщение всегда имеет две стороны(два плана): идеальный, умопостигаемый план содержания и материальный, воспринимаемыйорганами чувств план выражения.
Соединить в рекламе содержание и выражение позволяет системакодирования, которая в свою очередь основывается на положениях семиотики — науки,которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем,способных хранить и передавать информацию.
Кодирование в рекламной коммуникации понимается как процесс представленияидеи коммуникации, предаваемой адресату в виде текстов, символов и образов. Какуже отмечалось, единство содержания и выражения достигается посредством знака. Иззнаков формируются тексты. Знак, таким образом, представляет собой элементарнуюединицу кода, обеспечивающую соответствие одного значения одной форме. Понятие знакаочень актуально при формировании рекламного сообщения. Знак или предмет, наделяемыйдополнительными смыслами, иногда весьма далекими от их исходных значений, определяетсякак символ.
При формировании сообщения могут использоваться приемы как вербально,так и невербальной коммуникации. В последнем случае в качестве знаков используютсяжесты, характерные позы.
Возвращаясь к рекламной коммуникации, следует отметить, что,формируя сообщения, коммуникатор должен исходить их того, что используемый код хорошознаком получателю. Иначе эффективность коммуникации будет низкой.
Особенно важна проблема ˝кодирование/декодирование˝при работе на зарубежную аудиторию. Различия в национальном менталитете (характерномдля данного народа образе видения мира, его восприятии и отображении), архетипах(врожденных психических структурах, составляющих для каждой нации собственное коллективноебессознательное), стереотипах (типовых, стандартных сценариях, которые описываютсхемы восприятия тех или иных явлений, субъектов), иерархии культурных ценностеймогут вызывать в разных странах различную реакцию на одно и то же сообщение.
Таким образом, формирование сообщений, соответствующих основнымхарактеристикам национального менталитета, является важнейшим условием эффективнойкоммуникации. Оно позволяет преодолеть многочисленные психологические барьеры, стоящиеперед рекламным посланием. Использование же архетипов и стереотипов позволяет в восприятие рекламных сообщений.
При формировании рекламной коммуникации необходимо учитыватьналичие так называемых фильтров. Таким термином определяются различного рода ограниченияв прохождении послания от отправителя к адресату. Серьезным фильтром для восприятиярекламного послания становится уровень доверия адресата к тому или иному источникуинформации и рекламе как таковой при этом выделяют фильтры социально-классовые ииндивидуальные.
Наличие фильтров может определяться характеристиками отправителя,внешней среды, получателя. Барьерами, связанными с характеристиками отправителя,могут также стать определенные моральные установки, материальные и финансовые возможностикоммуникатора. Внешняя среда способна формировать такие фильтры, как наличие цензуры,особенности законодательства, регулирующего рекламную деятельность. Фильтром такжевполне может стать незнание адресантом целевой аудитории. Наличие фильтра значительноуменьшает возможность достижения рекламным посланием своего адресата.
Поэтому успешное преодоление барьеров — одна из важнейших задачотправителя. Естественное нежелание получателя контактировать с рекламой уменьшаетсяиз-за оригинального представления рекламного послания. Тот же барьер нередко преодолеваетсяблагодаря использованию юмора в рекламе.
Важное место в осуществлении коммуникации занимает формированиеоптимального ее канала. Канал коммуникации объединяет всех участников процесса коммуникациии носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до момента полученияего адресатом. Канал должен в максимальной степени соответствовать идее передаваемойинформации и символам, использованным для ее кодирования. Важнейшей характеристикойканала коммуникации является его доступность и соответствие избранной целевой аудитории.
В то же время передача информации может не ограничиваться однимканалом. Несмотря на то, что сочетание каналов приводит к дополнительным трудностями затратам, в большинстве случаев эффективность коммуникации значительно возрастает.
Применительно к рекламе, каналом коммуникации выступает её носитель,в соответствии, с чем выделяют виды рекламы. Ни в мировой, ни в отечественной практикенет ни единой классификации каналов рекламы, что затрудняет их выбор при проведениирекламных мероприятий.
Наиболее приемлемой из них можно считать классификацию, предлагаемуюМеждународной рекламной ассоциацией: реклама в прессе; печатная реклама; аудиовизуальнаяреклама, радио- и телереклама; выставки и ярмарки; рекламные сувениры; прямая почтоваяреклама; наружная реклама; мероприятия public relations; компьютеризованная реклама.
В настоящее время наблюдается большое многообразие каналов рекламы,используемых рекламодателями и рекламными агентствами для достижения целей рекламныхкампаний. При выборе каналов рекламы желательно ответить на четыре вопроса:
1) кого хотим охватить?
2) где они находятся?
3) что представляет собой обращение?
4) когда размещать объявления?
Общепринятых правил здесь практически не существует, так каккаждому виду рекламы присущи свои собственные характеристики и любое из них в своюочередь отличается от другого. Поэтому решение следует принимать исходя и конкретныхтребований, конкретной обстановки.
Ответ на вопрос кого охватить рекламой требует точного знанияцелевых потенциальных покупателей. Поэтому рекламодатель сегментирует рынок, тоесть выбирает, описывает наиболее вероятных потенциальных покупателей с точки зрениядемографии, социального положения, образа жизни, степени использования товара. Затемотбираются каналы рекламы, наиболее полно отвечающие характеристикам целевого рынкаи обеспечивающие охват наибольшего числа потенциальных покупателей.
В некоторых случаях рекламное обращение воспринимается получателями,которые не являются целевой аудиторией, адресатами этого обращения и которые немогут способствовать решению маркетинговых задач, стоящих перед рекламным обращением.
Эффективность рекламной коммуникации во многом зависит от того,кто представляет коммуникатора, в чьи уста вкладывается рекламное сообщение. Такойчеловек (или какой-либо другой персонаж) называется посредником в данной коммуникации.Таким посредником может быть конкретная личность — популярный актер или актриса,известные спортсмены — или различные фантастические и сказочные существа. Приемиспользования популярной личности в качестве посредника получил название тестимониума.Среди качеств, которыми должен обладать посредник, являющийся персонифицированнымпредставителем отправителя и ˝озвучивающий˝ текст обращения, основнымиявляются добросовестность, привлекательность и профессионализм.
Получателями (адресатами) в рекламной коммуникации являются теконкретные люди, целевая аудитория (target audience), которым изначально была предназначенареклама. В некоторых случаях целевой аудиторией может быть выбрана референтная группа,то есть те люди, которые принимают участие в принятии решения о покупке или непосредственновлияют на него.
Система декодирования обеспечивает ˝расшифровку˝ посланиякоммуникатора получателем. Она полностью определяется индивидуальными и социальнымихарактеристиками адресата (принадлежностью к определенной культуре, знанием ˝кодов˝,уровнем интеллекта и т.п. в том числе и наличием чувства юмора).
Ответная реакция представляет собой набор откликов получателей,которые возникают в результате контакта с обращением. Естественно, что коммуникаторв идеале ожидает от получателя рекламного послания покупки рекламируемого товара.В то же время процесс принятия решения о покупке имеет несколько этапов. Зачастуютакое решение требует длительной подготовки потенциального покупателя, поэтому цельюразличных рекламных обращений может быть постепенный перевод его из одной стадииготовности к покупке к другой, более высокой.
Обратная связь представляет собой ту часть ответной реакции,которую получатель доводит до сведения отправителя. В качестве элементов обратнойсвязи могут рассматриваться: обращение получателей к коммуникатору за дополнительнойинформацией, опробование рекламируемого товара, узнавание его в массе аналогичныхмарок, запоминаемость и т. п.
Разработчикам рекламы необходимо учитывать то обстоятельство,что в процессе рекламной коммуникации могут возникать различного рода помехи. Этимтермином обозначаются незапланированные искажения при вмешательстве в процесс коммуникациифакторов внешней среды. Большинство из этих помех не в состоянии полностью заблокироватькоммуникационный процесс. В то же время они могут стать причиной снижения эффективностирекламного послания, в связи с чем требуют изучения с целью снижения уровня их влияния.
В общей массе помех выделяются три большие группы: физические,психологические и семантические. Физическими помехами можно назвать наслаиваниеодной информации на другую, повреждения носителей рекламной коммуникации (поломкарекламного щита; опечатки в рекламе, в прессе и печатной рекламе) и т. п.
Психологические помехи возникают как результат различия в восприятииокружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникаций.Одни и те же сигналы могут вызывать различные эмоции у разных людей. Они могут затрагиватьопределенные моральные ценности людей (например, общечеловеческие, религиозные,национальные, политические и т. п.). Недооценка значения психологических помех илипростое пренебрежение к идеалам хотя бы части аудитории не только идет вразрез сМеждународным кодексом рекламной практики, но и во многом снижает эффективностьрекламного послания. Кроме того, к психологическим помехам можно отнести большуючасть сбоев в системе ˝кодировка — декодирование˝.
Семантические помехи возникают по причине многозначности отдельныхпонятий, которые достаточно вольно интерпретируются получателем. К семантическимпомехам можно отнести неблагозвучные названия рекламируемых марок зарубежных коммуникаторовв других странах.
2.3. Сущностьи информационно-коммуникативные функции социальной рекламы
Понятие «социальная реклама» молодое, но уже прочно вошедшеев нашу жизнь. Принято считать, что социальная реклама содействует благотворительнойдеятельности и основывается на наглядном выражении устоев этики и морали в наиболеелаконичной, доходчивой и чаще позитивной форме.
В России можно выделить следующие темы, преимущественно поднимаемыесоциальной рекламой: здоровый образ жизни (и профилактика СПИДа), соблюдение правилдорожного движения, призыв к исполнению гражданских обязанностей (уплата налогов,служба в армии и т.п.), бережное отношения к природе, воспитание патриотизма и любвик родине, семейные отношения (в том числе, повышение рождаемости), воспитание гуманизмаи чувства ответственности за судьбу социально незащищенных людей. В сущности, «кругтем нынешней социальной рекламы вполне традиционен и характерен для любого цивилизованного»современного общества»[11].
/>
Основные темы социальнойрекламы
Социальная реклама – это форма массовой коммуникации, содержательнойосновой которой является информация о социальных проблемах общества, адресованнаябольшой массе людей, с целью стимулирования их гражданской, социально одобреннойактивности в русле традиционных для данного общества нравственных ценностей, чемобеспечивается его способность к саморегуляции, обусловленной требованиями развитиясоциума.
Данное определение задает основные компоненты, определяющие управленческиевозможности социорекламных коммуникаций для сохранения целостности социума. Это:социально значимая информация; коммуникация; традиционные для данного общества нравственныеценности; гражданская и социальная активность; самоуправление; социальная трансформация.
В Федеральном Законе «О рекламе» дается следующая трактовка социальнойрекламы – «это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованиемлюбых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижениеблаготворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересовгосударства».
Задачи социальной рекламы формулируются следующим образом:
• формирование общественного мнения,
• привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни,
• активизация действий по их решению,
• формирование позитивного отношения к государственным структурам,
• демонстрация социальной ответственности бизнеса,
• укрепление социально значимых институтов гражданского общества,
• формирование новых типов общественных отношений,
• изменение поведенческой модели общества.
В отличие от коммерческой и политической рекламы социальная рекламанацелена на выработку социального поведения, одобряемого обществом и способствующегоего социальной интеграции. В широком смысле она является способом распространениясоциально значимых ценностей, а также стимулирования гражданской и, шире, социальнойответственности. При этом ее основной задачей является не только привлечение вниманияобщественности к социальным проблемам, но также призыв к их решению и предложениевозможных действий для этого.
Тематические аспектысоциальной рекламы[12]
Прикладная социальная реклама – это реклама, направленная насвершение рекламополучателем действия: пожертвования, обращения за помощью, собранияединомышленников. Определяется наличием конкретной адресной информации: телефоном,указание расчетных счетов, дат проведения мероприятий, указание места проведениясоциальных акций;
Идеологическая социальная реклама – это реклама, направленнаяна реализацию воспитательных задач, как кратковременного действия, так и безвременногоутверждения вечных истин. Определяется отсутствием конкретной адресной информации.Может быть выражена: как сравнение, интуитивные образы и фразы, противоречия, противостояние,шоковые факты или изображения, символы, духовная направленность, социальная окрашенность,побуждение к жалости и состраданию, пробуждение чувства страха и угрозы, рождениепозитивных эмоций.
В качестве заказчика социальной рекламы могут выступить некоммерческиеорганизации, ассоциации и государственные структуры.
Некоммерческие организации это, как правило, благотворительныефонды, больницы, церкви. Деятельность их заключается в помощи больным, нуждающимся.Такой характер деятельности во многом определяет направленность социальной рекламы,размещаемой ими. В основном, это привлечение средств либо на строительство храма,либо в различные фонды, либо целевая помощь конкретным людям, нуждающимся в лечении.
Пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, также можноотнести к социальной рекламе. Если оценивать общий объем социальной рекламы, размещаемойв средствах массовой информации, именно реклама некоммерческих организаций встречаетсянаиболее часто и, соответственно, находит больший отклик среди людей.
Многие некоммерческие организации, миссией которых является решениеконкретных социальных проблем, заинтересованы в использовании возможностей социальнойрекламы. Эффективность рынка социальной рекламы является важным показателей работоспособностинекоммерческого сектора в целом.
Ассоциации- различные профессиональные, торговые и гражданские ассоциации также пользуютсярекламой для достижения своих целей. Часто целью такой рекламы является созданиепозитивного общественного мнения.
Государственные структуры
Государство является наиболее важным игроком на поле социальнойрекламы. Оно устанавливает правила – законы, регулирующие социальную рекламу отмомента создания до продвижения ее в общество. Государствоможет выступать также как заказчик социальной рекламы, так как именно на него возложенаобязанность заботиться о гражданах, просвещать их, а, следовательно, и распространятьсоциально значимую информацию.
Специфика государственной рекламы в том, что главное ее предназначение- продвижение государственных интересов.
В настоящее время социальной рекламой занимаются отдельные министерстваи ведомства. ГИБДД, МЧС, Министерство здравоохранения, образования, МВД, армия.
Самая запомнившаяся в прошлом и ставшая уже слэнгом – «Заплатиналоги и спи спокойно» — рекламная кампания Налоговой службы. Этот государственныйинститут обладал, пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных роликов, плакатов и т.д.Все мы помним фразы, ставшие уже штампами: «Пропало желание — заплати налоги», «Заплатиналоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Не спрашивай, любишь ли ты Россию,спроси, платишь ли ты налоги», «1 апреля — последний день подачи налоговой декларации»и т.д.
Принято считать социальную рекламу формой благотворительности.Мы считаем, это не верно, поскольку социальная реклама, обнажающая проблемы современногообщества, решает одновременно несколько задач – повышение социальной активностиобщества и создание положительного образа компании инициатора.
Социальная реклама – обширное поле деятельности, в котором совпадаютинтересы общественных и коммерческих структур. Мы видим как много вокруг пафосной,бестолковой, безвкусной рекламы каких-либо товаров! Такая реклама не может успешно«продавать» товар. Если нечего сказать, то почему бы не сопоставить торговую марку,бренд и прочее фирменное наименование с социальной рекламой, которую отличает всегда,прежде всего, сильная эмоциональная насыщенность.
Для рекламной компании производство социальной рекламы зачастуювыступает как показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная рекламадолжна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причемпо силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, чем реклама стиральногопорошка, или нового ресторана.
На сегодняшний день социальная реклама стала самостоятельнымвидом коммуникации, она приобретает все большую ценность и востребованность в нашейстране. А если учитывать проблемы современного общества, то стоит предположить,что у социальной рекламы есть большой потенциал для развития.
Кроме того, социальная реклама всегда являлась мощным инструментомформирования общественного мнения, она способствует социальной поддержке населения,восстановлению гуманистических отношений между людьми, влияет на нравственные ценностимолодежи, расставляет приоритеты. Все это весьма необходимо российскому обществув данный период, когда многие нравственные ценности были утрачены.
Часто социальную рекламу используют в политических и коммерческихцелях, и тогда она превращается в пропаганду. До определенного момента в этом можетне быть ничего плохого, однако, существует граница, переходя которую человек илиорганизация вступает на очень скользкий путь морали и ответственности. В идеалесоциальная реклама всегда вне политики, она провозглашает общечеловеческие ценности.
Эффективность социальной рекламы обеспечивается следующими еёфункциями: стабилизирующей (снижение социальной напряженности, сохранение статус-квогосударственной власти, относительно равновесное существование социальной системы),социализирующей (усвоение социально одобренных мировоззренческих, идеологическихориентиров, адекватных реальным процессам социального бытия и актуальным для данногопериода развития социума ценностям), интегрирующей (стимулирование социального согласияна основе позиционирования страны как сильного цивилизованного государства), мобилизационной(формирование в информационном пространстве образов, стимулирующих осознание и поддержкувластных, управленческих решений, социальную и гражданскую активность).
Уровень потребности населения России в социальной рекламе весьмавысок, что свидетельствует о необходимости целенаправленного использования потенциаласоциорекламной коммуникации во благо, в соответствии с объективно неизбежными целямии задачами социальной и информационной политики государства. Назначение социальнойрекламы в современном российском обществе в привлечении общественного внимания кактуальным, острым социальным проблемам и путям их решения, совершенствование социальнойжизни, формирование общественного самосознания, активной жизненной позиции.
Таким образом, социальная реклама — это вид коммуникации, ориентированныйна привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственнымценностям. Реклама является одной из форм социальной коммуникации — массовой коммуникации,основными элементами рекламной коммуникации являются: отправитель информации, кодированиеинформации, сообщение, посредник, канал, декодирование информации, получатель, обратнаясвязь, фильтры и помехи. Такой подход позволяет исследовать рекламу как систему,являющуюся неотъемлемой частью жизни современного информационного общества.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленныхзадач. В результате проведённого исследования по теме «Реклама как вид социальнойкоммуникации» можно сделать ряд выводов:
Социальная коммуникация — это такая коммуникативная деятельностьлюдей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций,коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе. В социологии массоваякоммуникация понимается как социально-обусловленное явление, основная функция которого- воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Массовая коммуникациякак один из видов общения представляет собой социально-обусловленное явление черезсмысловую и оценочную информацию.
Процесс коммуникации реализует наиболее общие задачи, такие например,как информировать о событиях и фактах общественной жизни, развивать контакты междулюдьми, управлять процессом общения. Взаимодействие общества и рекламы оказываетсядвуединым процессом: общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность,а рекламные технологии, в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическомуразвитию общества.
Реклама представляет собой структурный компонент информационно-коммуникативногопространства современных социумов и важный элемент массовой коммуникации. Рекламаявляется особой формой коммуникации. Процесс коммуникации реализует наиболее общиезадачи, такие например, как информировать о событиях и фактах общественной жизни,развивать контакты между людьми, управлять процессом общения. Помимо этого, рекламарешает и свои частные задачи: создает заданные образы, убеждает потребителя в необходимостии возможности приобрести тот или иной товар, формирует у него желание купить рекламируемыйтовар, ненавязчиво и эффективно.
Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом:общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии,в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества.Анализ существующих подходов к определению социальной сущности рекламы дает основаниеутверждать, что реклама должна определяться, прежде всего, как (специфическое) коммуникативноесредство воздействия на массовое сознание. При этом в рамках традиционной моделикоммуникативного процесса социальную сущность рекламы выявить невозможно. Ни субъект,ни сообщение, ни канал, ни объект, ни эффект, связанные с рекламой, сами по себене имеют никакой особой «рекламной» специфики.
Таковой может обладать только социальная особенность передаваемогосообщения. Эта особенность заключается в том, что рекламное сообщение служит интересамсубъекта (заказчика) распространения данного сообщения, а не объекта (реципиента),которому оно адресовано. В этом заключается важнейшее специфическое отличие рекламыот других видов массовой информации.
Управление рекламой в начале XXI века происходит на основе анализапроцессов рекламных коммуникаций и социальную ориентацию аудитории, на которую направленорекламное обращение. Эффективность рекламного воздействия обусловлено специфическимисоциокультурными особенностями общества, в котором развивается процесс рекламнойкоммуникации, такими как традиции, менталитет.
Управленческий ресурс социальной рекламы основан на взаимодетерминирующемкруговороте: общество – социорекламные коммуникации – активность граждан – общество(позитивные социальные изменения). При этом интериоризация субъектами властно-одобренныхсоциорекламных символов, идей, смыслов достижима только в условиях социальной справедливости,доверия и диалога.
Библиографический список литературы
1. Белянин А.Б. Социальная реклама как коммуникативный ресурс управления. –М., 2005.
2. Белянин А.Б. Социальная реклама как социально коммуникативный феномен. — Астрахань, 2007.
3. Белянин А.Б. Социальная реклама: сущность и информационно-коммуникативныефункции. – М.: МГАПИ, 2005.
4. Буткевич Ю.А., Крикунова В.В. Реклама как форма социальной коммуникации.-М., 2001.
5. Коломиец В.П. Реклама в социологическом видении// Вестник Московского университета.– М., 2001.
6. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Международный ун-тбизнеса и управления.- М.,2003.
7. Подгурецки Ю. Н. Социальная коммуникация.- М.: Гелиос АРВ, 2006.
8. Полукаров В.Л. Рекламная коммуникация. – М., 2002.
9. Потапова У.Ю. Социальная реклама: эффективность функционирования в социальнойкоммуникации российского общества. – М., 2002.
10. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.- М.: Ваклер, 2002.
11. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации:Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
12. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России.– М., 2005.
13. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации.- Питер, 2004.
14. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. – М., 2007.
15. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. — М., 2002.