Реклама в системе социогуманитарных диспиплин

–PAGE_BREAK–1.2  Реклама в современном обществе
Зародыши современной рекламы сопровож­дают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознава­лись как выражение одного явления. Они жили сами по себе.

Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:

• Наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современ­ной наружной рекламы.

• «Имиджевая» реклама также присутствовала, поскольку чело­век персонально, или группа людей всегда стремились выделиться сре­ди себе подобных, используя различные элементы одежды, а также ук­рашая свою внешность самыми разнообразными способами.

• И конечно, самая распространенная передача информации, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду ­устная передача, являющаяся в современном понимании рекламой «из уст В уста». Все это можно охарактеризовать как примитивную рекламу.

Дальнейшее развитие рекламы полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности.

Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достиже­ния человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная рево­люция и др., стали основой средств распространения современной рекламы.

В табл. 1.1 представлены события, которые сыграли важную роль в развитии рекламы.

Таблица 1.1. Исторические события, сыгравшие важную роль в развитии рекламы

1899г.

США. Начало создания международных рекламных сетей: рекламное агентство «J. Walter Thompson» первым среди агентств вышло на международный рынок

Начало  XXстолетия

США. Проводятся первые групповые интервью, которые затем,

в 40-х гг. привели к появлению метода фокус-групп

1906 г.

США.  Первая реклама общественной организации

1917 г.

США. Первый политический плакат

1920 г.

Англия. Американское рекламное агентство «МсCann-Егiсksоn» открыло в Лондоне свое первое представительство за рубежом

1922 г.

США.  Прозвучала в эфире первая радиореклама

1929 г.

США. Первое мероприятие pubIic relations (связей с общественностью) по случаю 50-й годовщины изобретения лампочки Эдисоном

1941 г.

США. Первое использование фокус-групп для рекламных целей  (Колумбийский университет Нью-Йорка)

США. В Нью-Йорке вышел в эфир первый ТВ-ролик. Это был 10-секундный ролик часовой фирмы «Bulova,). Рекламу увидели 4 тыс. владельцев ТВ — приемников

1952 г.

США. Телереклама кандидатов в президенты США Эйзенхауэра и Никсона стала рождением политической рекламы как самостоятельного вида рекламы

1998 г.

Россия. Появление нового вида наружной рекламы — первый

движущийся супербиллборд: рекламнооформленная электричка

Рекламная информация играла роль простого сообщения о чем­-либо (о событии, сервисе, товаре) вплоть до начала XIX в., после чего начался качественный скачок в развитии рекламы: появились реклам­ные агенты и рекламные агентства. Реклама стала приобретать черты, к которым мы привыкли сегодня, и к началу XX в. она превратилась в мощную индустрию.

Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия, на тот-момент одна из самых передовых стран мира. Примерно с середины ХIХ в. пальма первенства пере­шла к США, которые и в настоящее время занимают лидирующие по­зиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии С восстановлением рыночных отношений в России в конце 80-х гг. ХХ в. для рекламы наступило новое время, она стала быстро возрож­даться. Сначала в «Правде» и «Известиях» робко стали появляться не­большие неброские рекламные объявления. В 1991 г. на первом ком­мерческом телевизионном канале «2х2» стала регулярно выходить в эфир ТВ-реклама, начали работу частные радиостанции, по которым транслировалось много радиорекламы. В 1990 г. появилась первая крышная неоновая реклама капиталистической фирмы «Соса-Соlа», которую в Москве установило рекламное агентство «Соверо»

В этот период в Москве были созданы первые совместные реклам­ные предприятия: «Соверо / Young & Rubicam», «ТИССА» (СП «Союз­торгрекламы» и «Махир», Венгрия). Рынок достаточно быстро запол­нился большим числом молодых рекламных агентств, таких как «Аврора», «Максима», «Премьер СВ», «Видео Интернешнл». Рекламные агентства стали создаваться в других крупных городах России. Посте­пенно многие международные агентства, такие, как ВВDО, «Leo Bumett», «Saatchi & Saatchi», «Ogilvy & Моthег», «МсСаnn-Еriсksоn», стали открывать свои филиалы в Москве, прийдя в Россию вслед за своими клиентами.

Российские рекламные агентства стали партнерами многих из­вестных зарубежных агентств, так появились «Euro RSCG / Мaxima», «HMS Komandarm», «Lowe / Adventa» и др. Однако на рынке начали формироваться и национальные агентства, прежде всего в регионах.

На первом этапе развития российского рекламного рынка домини­ровала реклама иностранных производителей с их многомиллионными бюджетами. Однако постепенно начинали выходить на рекламный ры­нок и российские компании, прежде всего банки, финансовые группы. Появилась российская реклама на телевидении.

В 1991 г. появился первый ТВ-тизер в России, это была реклама банка «Менатеп».

Первый тизер в наружной рекламе был отмечен в России в 1997 г. во время рекламной кампании ИД «Коммерсанть», всколыхнувшей всю страну вопросами: «Где жена? Где власть? Где деньги?»

Объем рекламного рынка России увеличивался из года в год: от 80 млн. долл. США в 1992 г. до 1,8 млрд. долл. США в 1998 г. (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Динамика развития объема рекламного рынка в России в 1992-2007 г.г., млрд. долл. США

После дефолта в 1998 г. рынок сократился примерно на треть.

Многие агентства исчезли, но сильные сохранили свои позиции, и в 2001 г. рынок вернулся к объемам до августа 1998 г. В 2007 Г.он вырос до 8,95 млрд. дом. США, и прогнозируется его рост почти до 10 млрд. долл. США в 2008 г.

Начиная с 2002 г. Россия входит в пятерку стран-лидеров, жители которых чаще других смотрят рекламу по телевизору: в среднем каж­дый россиянин видит 74 рекламных ролика в день (это в два раза боль­ше, чем в Англии). Структура рекламного рынка России представлена в Прило­жении 1.

Поступательное развитие экономики России позволяет рекламно­му рынку использовать самые современные виды рекламы, такие как реклама в Интернете, реклама на крупноформатных жидкокристалли­ческих дисплеях на улицах и др. Возрождение кинопроката позволило начать проведение кинорекламы.

На рынке рекламы в России окончательно укоренились общие принципы рекламного бизнеса, по которым работает весь мировой рынок. Серьезным вкладом в становление цивилизованного рекламного рынка стало принятие в 1995 г. Федерального закона «О рекламе» и установление связей с международными рекламными органи­зациями.

В настоящее время в России сложился и успешно развивается цивилизованный рекламный рынок, который имеет большое будущее[6].

        Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать такие основные выводы:

В современных условиях реклама стала одной из важных сфер общественной жизни человека. Наиболее важными при этом можно считать экономическую, социальную, политическую, идеологическую, образовательную, эстетическую и психологическую роль рекламы.

Реклама позволяет достигать цели в различных областях человеческой деятельности, что предопределило разнообразие ее типов: коммерческая, политическая, социальная, личностная и другие типы рекламы.

Возросшее значение рекламы в современном мире требует осознания рекламистами степени своей социальной ответственности. С другой стороны, очевидна необходимость создания механизмов контроля рекламной деятельности со стороны общества.

    продолжение
–PAGE_BREAK–