Реконструкция исторического центра

Реконструкция исторического центра

Б.В.Бодэ, начальник Проектной территориальной
мастерской ЦАО

Реализация
Генерального плана Москвы в историческом центре включает в себя более детальную
проектную разработку как на территориальном, так и на отраслевых уровнях. В
этом направлении в 1999—2001 годы выполнены или находятся в стадии выполнения
следующие градостроительные разработки:

 — градостроительный план развития территории
ЦАО (утвержден Правительством Москвы);


градостроительные планы развития территории районов ЦАО (по пяти районам
выполнены, шестой — в стадии выполнения);


проекты планировок жилых, общественных и производственных территорий,
градостроительные обоснования размещения отдельных объектов (в стадии поэтапных
разработок);


сводная схема зон охраны памятников истории и культуры с установлением
объединенных охранных зон и границ заповедных территорий (выполнена);


градостроительная инвентаризация ценных панорам и видов исторической части
города (выполнена);


историко-градостроительные регламенты (выполняются поэтапно по районам ЦАО) в
качестве специализированных разработок для составления детального общего
градостроительного регламента в целом по центральной исторической части Москвы;


программы развития по отдельным направлениям и отраслям хозяйства Центрального
округа (по реставрации памятников истории и культуры, жилищному строительству,
реорганизации производственных территорий, развитию территорий природного
комплекса, гаражному строительству, развитию комплекса учреждений социальной
сферы и потребительского рынка и другим направлениям).

Градостроительный
план развития территории ЦАО входит в принятую на законодательном уровне единую
систему документации о градостроительном планировании и является основой для
разработки последующих стадий проектирования. Предполагается системное
построение материалов — от анализов к рекомендациям — с учетом реализации задач
предыдущей стадии проектирования и делегированием соответствующих заданий для
последующих стадий:


общие требования и задачи развития ЦАО, вытекающие из материалов Генерального
плана города;


анализ существующего положения, выявление проблем и диспропорций;


определение градостроительной стратегии, направленной на сбалансированное
развитие округа и ликвидацию выявленных негативных процессов;


постановка первоочередных тактических задач по реализации принятой
стратегической политики;


определение требований и контрольных показателей для последующих стадий
проектирования (проектов планировок, проектов застроек).

Общие
требования и задачи развития центра отражены в статье 15 Закона Москвы «О
Генеральном плане Москвы», предусматривающей преемственность градостроительного
развития, сохранение историко-культурного наследия, оздоровление окружающей
среды, формирование архитектурно-выраженной зоны общественных пространств,
объединенных пешеходными системами, интенсивное использование подземного
пространства, повышение комфорта жилых территорий, реконструкцию жилого фонда с
ликвидацией ветхого жилья, новое жилищное строительство, реорганизацию
производственных территорий, сохранение и развитие системы озеленения,
природных ландшафтов, развитие социальной, транспортной и инженерной
инфраструктур, отказ от применения типовых проектов.

Анализ
существующего положения представлен в виде историко-градостроительной оценки
территории и ряда пофакторных анализов по основным отраслевым направлениям.
Историко-градостроительная оценка выявляет общий историко-культурный ресурс
центральной зоны Москвы, памятники архитектуры и истории, сохранившиеся ценные
элементы планировки и застройки, действующую систему зон охраны, рекомендуемые
режимы допустимого реконструктивного вмешательства в историко-градостроительную
типологию застройки (морфотипы). Выполнены пофакторные анализы по общественным,
жилым, рекреационным, производственным территориям, а также по основным
элементам инфраструктуры и экологической обстановке с выявлением как
общеградостроительных, так и отраслевых проблем.

Нерешенность
значительной части проблем (транспорт, экология и прочее) связана с
невозможностью радикальной трансформации исторически сложившейся ценной
планировочной структуры города, необходимостью сохранения исторической
застройки, памятников истории и культуры. Центр в силу его
полифункциональности, большой плотности и высокой градостроительной активности
постоянно генерирует соответствующие градостроительные проблемы.
Интегрированная оценка по результатам пофакторных анализов выявила как
негативные, так и позитивные процессы развития округа.

Негативные
процессы:


диспропорции функционального баланса, неразвитость общественных функций в
периферийной части центра, падение доли жилья в пределах Садового кольца,
низкие показатели обеспечения рекреационными территориями, высокая насыщенность
производственными объектами;


возрастание степени транспортного дискомфорта, отставание в развитии
транспортной инфраструктуры (91% транспортных узлов и 40% пересадочных станций
метрополитена работают в режиме исчерпанной пропускной способности,
обеспеченность гаражами и автостоянками — 15% от нормативной потребности);


неблагоприятная экологическая ситуация, высокий уровень загрязнения воздушного
бассейна, активное шумовое воздействие, высокий уровень загрязнения почв,
водных бассейнов Яузы и Москвы-реки;


отставание в ремонте жилого фонда (требуется реконструкция около 3 млн. м2
домов с деревянными перекрытиями), неудовлетворительный характер заселения
(очередники — 9% населения, коммунальные квартиры — до 12% жилого фонда);


недостаточная обеспеченность населения объектами социальной сферы;


медленные темпы реконструкции инженерных коммуникаций (изношенность подземных
сетей достигает 30—40%).

 Действию негативных процессов противостоят
экономические, правовые и административные механизмы градостроительного
управления и регулирования. Позитивные процессы: повышение качества
строительства, применение новых строительных технологий и материалов, повышение
эффективности использования земли, устойчивая тенденция самореформирования
производственных предприятий, саморегулирование в сфере потребительского рынка,
повышение темпов строительства и реконструкции. Имеющиеся градостроительные
ресурсы территории, высокая коммерческая стоимость земли, хорошая транспортная
доступность, богатые ландшафтные качества, высочайший ресурс использования
историко-культурного наследия, памятников истории и культуры для развития
туризма — все это в совокупности создает предпосылки для устойчивого
градостроительного преобразования территории центра.

Основные
положения градостроительного развития центральной части Москвы ориентированы на
обеспечение нормальной жизнедеятельности человека, его экологической
безопасности и комфорта с приоритетом сохранения ценной исторической среды,
памятников истории и культуры. Стратегия градостроительного развития исключает
возможность решения проблем путем значительных морфологических преобразований,
в связи с чем направлена на ликвидацию источников их возникновения или поиск
компромиссов.

Основные
положения градостроительного развития ЦАО включают следующие позиции:


функциональная разгрузка центра за счет перераспределения нагрузок и
дополнительного функционального насыщения срединной части города и его
периферийных направлений;


ориентация на функциональную сбалансированность развития центра, направленная
на повышение градостроительного комфорта населения, уменьшение доли
офисно-административного фонда, производственных территорий с 10,1 до 5,6%,
увеличение доли общественных территорий с 20 до 25%, жилых — с 28 до 30%,
рекреационных — с 9 до 10%, значительное сокращение территорий железнодорожных
хозяйств;


повышение историко-архитектурного потенциала, сохранение характерной образности
и своеобразия, повышение темпов, улучшение качества реставрационных и
реконструктивных работ, формирование принципиально нового подхода к
использованию историко-культурного наследия в сфере туризма;


совершенствование планировочной и архитектурно-пространственной организации
территории: дополнительная пробивка магистралей на Краснопресненском проспекте,
Звенигородском шоссе, Краснопресненской и Шелепихинской набережных;
формирование новых узлов и площадей (Спартаковская площадь, узел на примыкании
Долгоруковской улицы к Садовому кольцу и прочее);

структурное
деление кварталов, реабилитация местной уличной сети, обеспечение завершенности
основных узлов, магистралей и площадей;


регенерация исторической застройки, восстановление масштаба и пространственного
строя улиц, прежде всего в заповедных территориях (Замоскворечье,
Остоженка—Пречистенка, Арбат, Большая и Малая Никитская,
Петровка—Неглинка—Трубная, Сретенка, Мясницкая—Маросейка, Покровка, Воронцово
поле, Варварка—Солянка и так далее), а также за пределами Садового кольца
(районы улиц Воронцовской, Мещанских, Троицкой, Большой и Малой Алексеевских,
Зацепы, улицы Щипок, Стремянного, Нововаганьковского и Дровяных переулков);


формирование гармонически уравновешенной системы пространственной ориентации,
архитектурных акцентов и доминант, подчеркивающей особенности ландшафта и
планировки города, размещение новых высотных акцентов в периферийной его части
(площади Савеловского вокзала, Рижской, Спартаковской, Рогожской застав,
площадей Гагарина и 1905 года, комплекса Московского Сити, будущего городского
центра на Звенигородском шоссе);


развитие общественных территорий и пространств в системе центра, сокращение
существующего фонда и ограничение нового строительства зданий
административно-делового назначения в пределах Садового кольца, перенос
активных деловых функций на периферию ЦАО;


развитие жилых территорий, увеличение жилого фонда (с 15,5 до 18,5 млн. м2 на
перспективу), выполнение программы реконструкции и капитального ремонта (3 млн.
м2), модернизация жилых зданий периода индустриального строительства (2,1 млн.
м2), новое жилищное строительство (около 3,5 млн. м2), в том числе за счет
освоения производственных территорий, площадок жилищного строительства в
смежных округах (до 1 млн. м2 для расселения очередников и жителей коммунальных
квартир);


сохранение и развитие элементов природного комплекса (691 объект), увеличение
озелененных территорий (с 621 до 670 га), сохранение и поддержание ценного
дворового озеленения (625 га);


существенное уменьшение доли производственных территорий (с 10,1 до 5,6%) —
ликвидация, вывод и перебазирование более 300 крупных и средних объектов с
освобождением от производственных функций около 300 га территории,
реформирование 40 производственных объектов, модернизация предприятий на
сохраняемых производственных площадках с обеспечением экологической
безопасности;


развитие социальной инфраструктуры, рост учреждений культуры в 2,3,
потребительского рынка — в 1,5, гостиничного фонда — в 2,5 раза, обеспечение
населения жилых кварталов и микрорайонов учреждениями обслуживания
гарантированного уровня — школами и детскими учреждениями (с 462,7 тыс. до 1,2
млн. м2), поликлиниками (с 200 до 260 тыс. м2) и др.;


развитие туризма и туристического обслуживания, выделение
туристско-рекреационных зон («Золотое кольцо Москвы» с включением кремлевского
ансамбля и Китай-города и прочих);


ликвидация кризисного отставания в развитии транспортной инфраструктуры,
ускоренная и приоритетная реализация программы транспортного строительства,
ликвидация существующих и ограничение строительства новых транспортноемких
объектов: строительство кольцевой городской магистрали, транспортных развязок,
перехватывающих автостоянок, подземных пешеходных переходов, развитие
скоростного внеуличного транспорта, строительство линий метрополитена, новых
станций на действующих линиях, новых входов на действующих станциях, мини-метро
и СТС «Шереметьево-Сити», организация пассажирского движения по Малому кольцу
МЖД и др.;


развитие инженерной инфраструктуры в соответствии с принятой отраслевой
программой;


оптимизация сложившейся экологической обстановки: снижение объемов выбросов в
атмосферу на 40%, осуществление шумозащитных мероприятий, снижение площади зон
шумового дискомфорта в 2 раза, увеличение уровня озелененности дворовых
территорий до 25—35%, вывод экологоопасных предприятий (РТИ «Каучук», АО
«Тиум», автокомбината 32, ТЭЦ-7), уменьшение территорий с высоким уровнем
загрязнения почв, строительство очистных сооружений.

Утверждаемой
частью работы градостроительного плана являются технико-экономические
показатели развития округа, градостроительные регламенты и первоочередные
мероприятия по реализации проекта. В схемах функционального, строительного и
ландшафтного зонирования закреплены основные характеристики проектного решения.

Первоочередные
градостроительные мероприятия на 2001—2005 годы включают весь комплекс
территориальных и отраслевых направлений. Они разработаны на основе:


пофакторных анализов и комплексной оценки существующего положения (выявлены
наиболее острые диспропорции и негативные процессы, требующие незамедлительного
решения);


плана градостроительного развития округа на перспективу (выбраны мероприятия,
дающие наибольший градостроительный эффект);


материалов проекта размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и
других видов строительства на пять лет (постановление Правительства Москвы №
700 от 27.07.99 г. и другие директивные документы).

Градостроительный
план развития ЦАО является заданием на разработку следующих стадий —
градостроительных планов развития районов. В связи с этим в составе градплана
округа выделены ведущие показатели с разбивкой их по районам в качестве
контрольных исходных данных при проектировании градпланов районов.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/