Религиоведение возникновение и история развития

Министерствонауки и образованияУкраины
Донецкийнациональныйтехническийуниверситет

Кафедра “Философии”

РЕФЕРАТ
Дисциплина:“РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ”

Тема:”Религиоведение: возникновениеи история развития”

Выполнила
Студенткагр. УА-01а__________ БровченкоТ.Г.

Проверил
Доцент __________ Пашков В.И.

Донецк,2003
ПЛАН
1. Религиоведениекак отрасльзнания.
2. Предысториярелигиоведения.
3. Теория религиоведения:
А) мифологическаяшкола;
Б) антропологическаяшкола;
В) концепцияпрамонотеизма;
Г) теорияпсихоанализа З.Фрейда.
4. Вывод
Списокиспользованнойлитературы.

1.РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬПОЗНАНИЯ

Чтотакое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысли сущность? Каковы причиныживучести этогосоциальногофеномена? Отвечатьна такие вопросынелегко. Напротяжениимногих вековлучшие умычеловечествастремилисьнайти рациональноеобъяснениепричин возникновениястоль специфиче­ской, иллюзорно-мистической, иррациональнойфор­мымышления. Заэто время сложилась, оформиласьспециальнаяотрасль знания— религиоведение, не имеющаяничего общегос тематическиблизкой ей, нопринципиальночуждой теологией, т. е. апологети­койрелигии какбогооткровения.Следует отличатьрелигиоведениеи от атеизма.Цель религиоведе­ния— серьезныйанализ всейсовокупностипроблем происхождения, сущности ифункций религии, ее местав обществе, истории, культуре, ее объективнойролина протяжениитысячелетийи в современноммире.Иными словами, цель религиоведения— по­знатьи понять религиюкак формуобщественногосознания, как социальныйфеномен.

2.ПРЕДЫСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Первыепопытки понятьсущность религиии причины еевозникновенияотносятсяк античнойдревности. Ещев середине Iтысячелетиядо н.э. греческиефилософы, однимииз первых пы­тавшиесярационалистическиосмыслить мир, обратили вниманиена то, что религиозныепредставленияне имманентноприсущи человеку, что люди выдумалисво­их богов.Зачем и длячего они этосделали. Отвечаяна этотвопрос, древниефилософы полагали, что это былосделано, чтобывнушить людямстрах, заставитьих вы­полнятьзаконы. Страхперед грознымиявлениямипри­роды, как считалДемокрит, лежитв основе религии.
Наивные, но не лишенныесмысла концепциидрев­нихо происхождениии социальныхфункциях религиизаложилифундаментнаучногорелигиоведения.Рас­пространениехристианствана долгие векапокончило спрактикойантичногосвободомыслия, направив по­искиистины в руслобогословия.И хотя христианскаятеологиядала миру немалонезаурядныхмыслителей, ихсуждения орелигии обычноограничивалисьстроги­ми рамкамицерковнойдогмы, за пределамикоторых гореликостры святойинквизициидля еретикови воль­нодумцев.Поэтому лишьс эпохи Возрожденияи осо­беннов эпоху Просвещения, когда всесилиецеркви сталоисчезать поддавлением новыхявлений и процес­сов(возникновениекапитализмав сфере социально-экономической, реформацияв сфере церковной), тради­цияантичногосвободомыслиявозродилась— на сей разна новом, болеевысоком уровне.
Однимиз первых потрясслепую верув церковныедогмына рубеже XVIIв. Ф. Бэкон, сравнившийум человекас кривым зеркалом, искажающимреальность, и темдавший толчокк прямой критикерелигии. Сооте­чественникБэкона англичанинТ. Гоббс в своемзнаме­нитомсочинении«Левиафан»заявил, чтоименно страхпередневидимойсилой, воображаемойна основаниивыдумок, допущенныхгосударством, называетсярели­гией.Невежествои страх, по Гоббсу, породили рели­гию, а власти сознательноиспользовалиэто в своихинтересах. Такродилась теориярелигии каксознатель­ногообмана.
Ещерезче обрушилсяна религиюголландскийфи­лософ Б.Спиноза, которыйутверждал, чтовсе то, чтокогда-либопочиталосьиз ложногоблагочестия, ничего, кромефантазий ибреда подавленнойи робкой души, не представляло.Истоки религииСпиноза виделв неуве­ренностичеловека всвоих силах, в постоянныхколеба­нияхего между надеждойи страхом.
ИдеиXVIIв. подготовилипочву для расцветав XVIIIв., веке знаменитыхфилософов, просветителейиэнциклопедистов, еще болееразоблачительнойкрити­кирелигии. П. Гольбахсчитал религиювымыслом, созданнымчеловеческимвоображением.В какой-то степениблизок к этойидее был и Вольтерс его класси­ческимтезисом: «Еслибы бога не было, его следовалобывыдумать». П.С. Марешальсравнил религиюс наркотиком, с опиумом, обративпри этом вниманиена силурелигиознойтрадиции.
Резкие, язвительные, саркастическиенападки фран­цузских философов XVIII в. на религию и бог а не тольковозродилитрадиции античногосвободомыслии, но иявились фундаментомдля развитияв XIX в научногорелигиоведениясо всеми егошколами, направлениямн, концепциями.

3.ТЕОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
А) МИФОЛОГИЧЕСКАЯШКОЛА
Нарубеже XVIII— XIXвв. стали появлятьсяобстоятельныеиссле­дования, ставившие своейцелью комплексноизучить проблемусущности ипроисхождениярелигии. Так.Ш. Дюпюнстремилсяпоказать, чтовсе древниебоги и героибыли олицетворениемнебесных явлений, причем кчислу астрально-мифологическихобразов онотнес и Христа.В начале XIXв. на основеэтих идей сложиласьмифологическаяшкола, наиболее известныепредста­вителикоторой (братьяЯ. и В. Гримм, ММюллер) связывалимифологию ирелигию различныхнародов,. стремясьдоказать, чторелигиозныеверования сутьотголоскидревнегоастрально-мифологическогокульта Изучивогромный материалпо историидревних мифови темсамым дав толчокразвитию ряданаук (этнографии, фольклористикии т. п.), сторонникиэтого направления, однако, оказались нев состояниидать убедительныманализсложных и развитыхрелигиозныхсистем, в чеми проявиласьслабость ихшколы.
Б) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Значительнымшагом впередв познаниивышеназванныхсистем сталаантропологическаяшкола.Пред­течейее можно считатьучение Л. Фейербаха, который писало том, что боговсоздает силафантазии, вообра­жениячеловека, чторелигия — этов конечномсчете продуктдеятельности, мышления иэмоций людей. Фейербахсвел « религиозныймир кего земнойоснове», а«… религиознуюсущность кчеловеческойсущности».Однако сущностьчеловека неесть аб­стракт, присущий отдельномуиндивиду, какэто фак­тическивытекает изпостроенийФейербаха, ибона самомделе эта сущность«… есть совокупностьвсех общественныхотношений».Сторонникиантропологическойшколы, и преждевсеговиднейший еепредставительанглийскийэтно­графЭ. Тэйлор, опиралисьна ту же основу, что и Фей­ербах, т. е. на мыслящегоиндивида, силойсознания иэмоций создающегорелигиозныепредставления.Пер­воначальнаяформа этихпредставлений— вера в духов, т. е.анимизм. Одухотворившиймир первобытныйчело­век, дикарь-философ, создает этихдухов силойсвоего воображения.Хотя опиравшаясяна капитальныеэтно­графическиеисследованиятеория Тэйлорабыла сущес­твеннымшагом впередв науке о первобытномобществе, чисторелигиоведческаяслабость ееочевидна.
Антропологи-эволюционистыразвивалитеорию Тэй­лора, уточняя отдельныеее положения, как это былосделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюляи некоторыхдругих исследователей.В этногра­фическихисследованияхФрэзера акцентбыл сделан ужене столько наабстрактнуюрефлексиюмыслящегодикаря-философа, сколько наассоциативныепредстав­ленияпервобытныхлюдей, которыеспособствовалиус­тановлениюискаженныхсвязей междуреальностьюи еевосприятиеми тем положилиначало магии, одной издревнейшихформ религии.Следующий шагв этом женаправлениисделал Леви-Брюль, пытавшийсяобъяснитьтакого родаложные ассоциативныесвязи первобытногочеловекаособенностямиего «пралогического»мышления, основанногона аффектахи ощуще­ниисопричастия(«мистическаяпартиципация»).

В) КОНЦЕПЦИЯПРАМОНОТЕИЗМА

В XXв. в противовесантропологическойшколе с ее попыткамивидеть в религиирезультатложных ассоци­аций, нелогичностимышления, абстракцииневеже­ственногодикаря, быливыдвинутыновые, болееобсто­ятельныеконцепции. Однаиз них — концепцияпрамо-нотеизма, автор которойкатолическийсвященник В.Шмидт в своей12-томной работе«Происхождениеидеи бога»стремилсядоказатьсуществованиесвоего родапервобытного«божественногооткровения».В. Шмидтисследовалгромадныйфактическийматери­али проявил огромнуюэрудицию. Однакоего априорнопринятаяидея доказатьсущность божиюи наличие в тойили иной формепредставленийо едином богечуть лине у всех народовмира практическойпользы наукепринестине могла.

Г) ТЕОРИЯПСИХОАНАЛИЗАЗ. ФРЕЙДА
Иная судьбау теории психоанализаЗ. Фрейда. Этатеория в гораздобольшей степениотносится кобласти психиатрии, даже к медицине, чем религиоведению.Однако онасыграла существеннуюроль в развитиисовременногобуржуазногорелигиоведения.Религиозныйаспект теорииФрейда сводитсяк тому, что религияв своих раннихформах (тотемизм)возникла какследствиесознательногоподавлениябессознательныхинстинктов., прежде всегополового. Сублимациятакого родавсегда чреватавзрывом. Отсюдаи религиозныепредставления– это иллюзии, выступающиекак исполнениедревнейших, сильнейших, навязчивыхжеланий человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключаетсяв силе этихжеланий. ”Эдиповкомплекс”(согласнодревнегреческомумифу, Эдип, незная того, убилотца и женилсяна матери) всегда, согласно Фрейду, создавал вмужчинах двойственноеотношение ких отцам — какк отцам и какк соперникам, что привелозатем к тотемизму: тотем заменилотца. В дальнейшемтакого рода“заменителемотца” стал бог.
Итак, религия — следствиесублимациинавязчивыхжеланий. Нотолько ли этоочевиднаянелепость, каксчитают иногдапротивникиФрейда? Следуетпонять, чтоФрейд смогмногое увидетьи понять вподспудном, иррациональном внутреннем“я” индивида.Некоторыевыводы в егоанализе явноотносятся кневрозам, дажепатологии. Норелигия отнюдьне была достояниемтолько здоровыхлюдей. Невротическиенедуги подчасдаже способствовалирелигиозно-активнымдеятелям (монахам, шаманам, пророками т.п.) совершать“чудеса”, приходитьв состояниеэкстаза, иметь”видения”, слышать ”голосбога” и в итогевести за собойздоровых, чтонередко превращалоэтих деятелейв основателейновой религии.Теория Фрейда, таким образомвнесла весомыйвклад в уяснениеряда аспектов, имеющих прямоеотношение крелигиоведению, например ванализ причинтак называемой“потребностив религии”.

4.ВЫВОД

Религиоведение включает всебя два направления:
*историческое — изучает историювозникновенияи эволюциюрелигий вхронологическойпоследовательностиих возникновения;
*теоретическое- синтез философиирелигии (онадает свое объяснениерелигии, котороеосновываетсяна исследованиифункционированиярелигии), социологиирелигии (изучаетсоциальнуюобусловленностьрелигии и отмираниярелигии, еефункции, структуру) и психологиирелигии (изучаетзакономерностивозникновения, развития иотмираниярелигии вобщественной, групповой ииндивидуальнойпсихологии; влияние религиина социальныегруппы).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Атеистический словарь, М. – 1885г.
Гараджа В.И., “Религиоведение”, М. – 1995г.
Васильев Л. С., “История религий Востока”, М. – 1988г.
Радугин К. Н., ”Введение в религию”, М. – 1996г.