Министерствонауки и образованияУкраины
Донецкийнациональныйтехническийуниверситет
Кафедра “Философии”
РЕФЕРАТ
Дисциплина:“РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ”
Тема:”Религиоведение: возникновениеи история развития”
Выполнила
Студенткагр. УА-01а__________ БровченкоТ.Г.
Проверил
Доцент __________ Пашков В.И.
Донецк,2003
ПЛАН
1. Религиоведениекак отрасльзнания.
2. Предысториярелигиоведения.
3. Теория религиоведения:
А) мифологическаяшкола;
Б) антропологическаяшкола;
В) концепцияпрамонотеизма;
Г) теорияпсихоанализа З.Фрейда.
4. Вывод
Списокиспользованнойлитературы.
1.РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОТРАСЛЬПОЗНАНИЯ
Чтотакое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысли сущность? Каковы причиныживучести этогосоциальногофеномена? Отвечатьна такие вопросынелегко. Напротяжениимногих вековлучшие умычеловечествастремилисьнайти рациональноеобъяснениепричин возникновениястоль специфической, иллюзорно-мистической, иррациональнойформымышления. Заэто время сложилась, оформиласьспециальнаяотрасль знания— религиоведение, не имеющаяничего общегос тематическиблизкой ей, нопринципиальночуждой теологией, т. е. апологетикойрелигии какбогооткровения.Следует отличатьрелигиоведениеи от атеизма.Цель религиоведения— серьезныйанализ всейсовокупностипроблем происхождения, сущности ифункций религии, ее местав обществе, истории, культуре, ее объективнойролина протяжениитысячелетийи в современноммире.Иными словами, цель религиоведения— познатьи понять религиюкак формуобщественногосознания, как социальныйфеномен.
2.ПРЕДЫСТОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Первыепопытки понятьсущность религиии причины еевозникновенияотносятсяк античнойдревности. Ещев середине Iтысячелетиядо н.э. греческиефилософы, однимииз первых пытавшиесярационалистическиосмыслить мир, обратили вниманиена то, что религиозныепредставленияне имманентноприсущи человеку, что люди выдумалисвоих богов.Зачем и длячего они этосделали. Отвечаяна этотвопрос, древниефилософы полагали, что это былосделано, чтобывнушить людямстрах, заставитьих выполнятьзаконы. Страхперед грознымиявлениямиприроды, как считалДемокрит, лежитв основе религии.
Наивные, но не лишенныесмысла концепциидревнихо происхождениии социальныхфункциях религиизаложилифундаментнаучногорелигиоведения.Распространениехристианствана долгие векапокончило спрактикойантичногосвободомыслия, направив поискиистины в руслобогословия.И хотя христианскаятеологиядала миру немалонезаурядныхмыслителей, ихсуждения орелигии обычноограничивалисьстрогими рамкамицерковнойдогмы, за пределамикоторых гореликостры святойинквизициидля еретикови вольнодумцев.Поэтому лишьс эпохи Возрожденияи особеннов эпоху Просвещения, когда всесилиецеркви сталоисчезать поддавлением новыхявлений и процессов(возникновениекапитализмав сфере социально-экономической, реформацияв сфере церковной), традицияантичногосвободомыслиявозродилась— на сей разна новом, болеевысоком уровне.
Однимиз первых потрясслепую верув церковныедогмына рубеже XVIIв. Ф. Бэкон, сравнившийум человекас кривым зеркалом, искажающимреальность, и темдавший толчокк прямой критикерелигии. СоотечественникБэкона англичанинТ. Гоббс в своемзнаменитомсочинении«Левиафан»заявил, чтоименно страхпередневидимойсилой, воображаемойна основаниивыдумок, допущенныхгосударством, называетсярелигией.Невежествои страх, по Гоббсу, породили религию, а власти сознательноиспользовалиэто в своихинтересах. Такродилась теориярелигии каксознательногообмана.
Ещерезче обрушилсяна религиюголландскийфилософ Б.Спиноза, которыйутверждал, чтовсе то, чтокогда-либопочиталосьиз ложногоблагочестия, ничего, кромефантазий ибреда подавленнойи робкой души, не представляло.Истоки религииСпиноза виделв неуверенностичеловека всвоих силах, в постоянныхколебанияхего между надеждойи страхом.
ИдеиXVIIв. подготовилипочву для расцветав XVIIIв., веке знаменитыхфилософов, просветителейиэнциклопедистов, еще болееразоблачительнойкритикирелигии. П. Гольбахсчитал религиювымыслом, созданнымчеловеческимвоображением.В какой-то степениблизок к этойидее был и Вольтерс его классическимтезисом: «Еслибы бога не было, его следовалобывыдумать». П.С. Марешальсравнил религиюс наркотиком, с опиумом, обративпри этом вниманиена силурелигиознойтрадиции.
Резкие, язвительные, саркастическиенападки французских философов XVIII в. на религию и бог а не тольковозродилитрадиции античногосвободомыслии, но иявились фундаментомдля развитияв XIX в научногорелигиоведениясо всеми егошколами, направлениямн, концепциями.
3.ТЕОРИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
А) МИФОЛОГИЧЕСКАЯШКОЛА
Нарубеже XVIII— XIXвв. стали появлятьсяобстоятельныеисследования, ставившие своейцелью комплексноизучить проблемусущности ипроисхождениярелигии. Так.Ш. Дюпюнстремилсяпоказать, чтовсе древниебоги и героибыли олицетворениемнебесных явлений, причем кчислу астрально-мифологическихобразов онотнес и Христа.В начале XIXв. на основеэтих идей сложиласьмифологическаяшкола, наиболее известныепредставителикоторой (братьяЯ. и В. Гримм, ММюллер) связывалимифологию ирелигию различныхнародов,. стремясьдоказать, чторелигиозныеверования сутьотголоскидревнегоастрально-мифологическогокульта Изучивогромный материалпо историидревних мифови темсамым дав толчокразвитию ряданаук (этнографии, фольклористикии т. п.), сторонникиэтого направления, однако, оказались нев состояниидать убедительныманализсложных и развитыхрелигиозныхсистем, в чеми проявиласьслабость ихшколы.
Б) АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Значительнымшагом впередв познаниивышеназванныхсистем сталаантропологическаяшкола.Предтечейее можно считатьучение Л. Фейербаха, который писало том, что боговсоздает силафантазии, воображениячеловека, чторелигия — этов конечномсчете продуктдеятельности, мышления иэмоций людей. Фейербахсвел « религиозныймир кего земнойоснове», а«… религиознуюсущность кчеловеческойсущности».Однако сущностьчеловека неесть абстракт, присущий отдельномуиндивиду, какэто фактическивытекает изпостроенийФейербаха, ибона самомделе эта сущность«… есть совокупностьвсех общественныхотношений».Сторонникиантропологическойшколы, и преждевсеговиднейший еепредставительанглийскийэтнографЭ. Тэйлор, опиралисьна ту же основу, что и Фейербах, т. е. на мыслящегоиндивида, силойсознания иэмоций создающегорелигиозныепредставления.Первоначальнаяформа этихпредставлений— вера в духов, т. е.анимизм. Одухотворившиймир первобытныйчеловек, дикарь-философ, создает этихдухов силойсвоего воображения.Хотя опиравшаясяна капитальныеэтнографическиеисследованиятеория Тэйлорабыла существеннымшагом впередв науке о первобытномобществе, чисторелигиоведческаяслабость ееочевидна.
Антропологи-эволюционистыразвивалитеорию Тэйлора, уточняя отдельныеее положения, как это былосделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюляи некоторыхдругих исследователей.В этнографическихисследованияхФрэзера акцентбыл сделан ужене столько наабстрактнуюрефлексиюмыслящегодикаря-философа, сколько наассоциативныепредставленияпервобытныхлюдей, которыеспособствовалиустановлениюискаженныхсвязей междуреальностьюи еевосприятиеми тем положилиначало магии, одной издревнейшихформ религии.Следующий шагв этом женаправлениисделал Леви-Брюль, пытавшийсяобъяснитьтакого родаложные ассоциативныесвязи первобытногочеловекаособенностямиего «пралогического»мышления, основанногона аффектахи ощущениисопричастия(«мистическаяпартиципация»).
В) КОНЦЕПЦИЯПРАМОНОТЕИЗМА
В XXв. в противовесантропологическойшколе с ее попыткамивидеть в религиирезультатложных ассоциаций, нелогичностимышления, абстракцииневежественногодикаря, быливыдвинутыновые, болееобстоятельныеконцепции. Однаиз них — концепцияпрамо-нотеизма, автор которойкатолическийсвященник В.Шмидт в своей12-томной работе«Происхождениеидеи бога»стремилсядоказатьсуществованиесвоего родапервобытного«божественногооткровения».В. Шмидтисследовалгромадныйфактическийматериали проявил огромнуюэрудицию. Однакоего априорнопринятаяидея доказатьсущность божиюи наличие в тойили иной формепредставленийо едином богечуть лине у всех народовмира практическойпользы наукепринестине могла.
Г) ТЕОРИЯПСИХОАНАЛИЗАЗ. ФРЕЙДА
Иная судьбау теории психоанализаЗ. Фрейда. Этатеория в гораздобольшей степениотносится кобласти психиатрии, даже к медицине, чем религиоведению.Однако онасыграла существеннуюроль в развитиисовременногобуржуазногорелигиоведения.Религиозныйаспект теорииФрейда сводитсяк тому, что религияв своих раннихформах (тотемизм)возникла какследствиесознательногоподавлениябессознательныхинстинктов., прежде всегополового. Сублимациятакого родавсегда чреватавзрывом. Отсюдаи религиозныепредставления– это иллюзии, выступающиекак исполнениедревнейших, сильнейших, навязчивыхжеланий человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключаетсяв силе этихжеланий. ”Эдиповкомплекс”(согласнодревнегреческомумифу, Эдип, незная того, убилотца и женилсяна матери) всегда, согласно Фрейду, создавал вмужчинах двойственноеотношение ких отцам — какк отцам и какк соперникам, что привелозатем к тотемизму: тотем заменилотца. В дальнейшемтакого рода“заменителемотца” стал бог.
Итак, религия — следствиесублимациинавязчивыхжеланий. Нотолько ли этоочевиднаянелепость, каксчитают иногдапротивникиФрейда? Следуетпонять, чтоФрейд смогмногое увидетьи понять вподспудном, иррациональном внутреннем“я” индивида.Некоторыевыводы в егоанализе явноотносятся кневрозам, дажепатологии. Норелигия отнюдьне была достояниемтолько здоровыхлюдей. Невротическиенедуги подчасдаже способствовалирелигиозно-активнымдеятелям (монахам, шаманам, пророками т.п.) совершать“чудеса”, приходитьв состояниеэкстаза, иметь”видения”, слышать ”голосбога” и в итогевести за собойздоровых, чтонередко превращалоэтих деятелейв основателейновой религии.Теория Фрейда, таким образомвнесла весомыйвклад в уяснениеряда аспектов, имеющих прямоеотношение крелигиоведению, например ванализ причинтак называемой“потребностив религии”.
4.ВЫВОД
Религиоведение включает всебя два направления:
*историческое — изучает историювозникновенияи эволюциюрелигий вхронологическойпоследовательностиих возникновения;
*теоретическое- синтез философиирелигии (онадает свое объяснениерелигии, котороеосновываетсяна исследованиифункционированиярелигии), социологиирелигии (изучаетсоциальнуюобусловленностьрелигии и отмираниярелигии, еефункции, структуру) и психологиирелигии (изучаетзакономерностивозникновения, развития иотмираниярелигии вобщественной, групповой ииндивидуальнойпсихологии; влияние религиина социальныегруппы).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Атеистический словарь, М. – 1885г.
Гараджа В.И., “Религиоведение”, М. – 1995г.
Васильев Л. С., “История религий Востока”, М. – 1988г.
Радугин К. Н., ”Введение в религию”, М. – 1996г.