Министерствообразования Российской Федерации
Уфимскийгосударственный нефтяной технический университет
филиал г. Октябрьский
РЕФЕРАТ
на тему:
Религиозныйфундаментализм
Выполнил: студентгруппы МП-03-11
Патюков А.В.
Проверил:
Октябрьский, 2007
Содержание
TOC o «1-3» u Введение… PAGEREF_Toc164520025 h 3
Православный фундаментализм… PAGEREF_Toc164520026 h 4
Исламский фундаментализм… PAGEREF_Toc164520027 h 11
Заключение… PAGEREF_Toc164520028 h 14
Список использованной литературы… PAGEREF_Toc164520029 h 15
Введение
Государственно-церковные взаимоотношения в современнойРоссии представляют собой комплекс проблем, связанных как с переоценкойподходов власти к религиозной сфере, так и с формированием социальной концепцииРПЦ. Процесс создания социальной концепции сложен и напрямую зависит отвзаимоотношений Церкви и власти. Среди новых социальных явлений, возникших впостсоветский период, особое внимание привлекает идея православногофундаментализма. Немногочисленность исследований на эту тему[1] свидетельствует, что ещёне выработано вполне определённое отношение к данному феномену. Понятие«фундаментализм» зарождается в начале XX века. В это время в СШАпубликуется целая серия произведений под общим названием «TheFundamentals. A Testimony to the Truth» («Основы свидетельстваистины». 1910-1912), в которых провозглашалась верность таким традиционнымпредставлениям, как безошибочность Священного Писания в каждой детали, рождениеХриста от Девы, его физическое воскрешение, второе пришествие и др. К этомувремени относится развитие протестантского движения, сопровождавшегосязапрещением преподавания теории Дарвина, «обезьянними процессами» ит. д. В 1970-х вспыхнула следующая волна религиозного фундаментализма − исламскаяреволюция в Иране. Фундаментализм можно определить как «тенденцию,выражающую отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.)на секуляризацию, то есть эмансипацию науки, культуры и общественной жизни отрелигии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция− модернизм»[2] В настоящее время этопонятие утвердилось как в политике, так и в науке. Фундаментализм свойствененне только исламу, но и иудаизму, протестантству и католичеству, новымрелигиозным движениям и сектам.Православныйфундаментализм
Возникновение православного фундаментализма чаще всегоотносят к эпохе зарождения фундаментализма вообще, то есть к началу XX в.Утверждается, что в России фундаментализм заявил о себе еврейскими погромами(1881-1903), а на политическом уровне − созданием «Союза русскогонарода»[3].Его теоретиками считают О. Иоанна Восторгова, В.А. Грингмута, АрхимандритаМакария (Гневушева), архиепископа Андроника (Никольского), игумена Виталия(Максименко), А. И. Дубровина и др. В современной России отмечается огромноезначение работ епископа Серафима (Соболева)[4] и митрополита ИоаннаСанкт-Петербургского и Ладожского (Снычёва)[5], игумена Тихона(Шевкунова). Следует отметить и ряд печатных изданий, которые выражают идеиданных авторов: «Русь православная», «Русь Державная»,«Радонеж», журнал телепередачи «Русский Дом», множествосайтов в интернете и др. Существуют общественные организации: от весьмарадикальных «Православие или смерть», «Общество ревнителеймитрополита Иоанна», «Черная Сотня», «Славянский мир»до вполне уважаемых «Союза православных граждан», «Общественногокомитета за православное возрождение отечества»,«Христианско-патриотического движения Александр Невский» и др. Активностьфундаменталистов часто отмечают среди таких событий, как защита «Белогодома» в 1993 г.,требование запретить демонстрацию фильма М. Скорцезе «Последнее искушениеХриста» в 1997 г.,поддержка закона о религиозных организациях 1997 г., заявления во времякризиса в Косово, внутрицерковные скандалы (процессы против А. Борисова, Г.Кочеткова, Г. Чистякова и др., обличение экуменистических иерархов и т. д.)Несмотря на неэффективные практические действия фундаменталистов, тем не менеевлияние фундаментализма внутри Церкви уже очень велико. Решения церковногоруководства в значительной степени определяются данным влиянием. Средирезультатов воздействия фундаменталистов в Церкви выделяют: начало дискуссии овыходе из Всемирного Совета Церквей и прекращении экуменистических контактов;официальный отказ Церкви от признания подлинности останков членов царскойсемьи; предупреждение в отношении либеральных священников; осуждение налоговыхномеров; отвержение сексуального воспитания в школе и др.
Исходя из общепринятого определения, фундаментализм −это понятие сугубо светское. Фундаментализм − это в первую очередь борьбас модерном за пределами Церкви. Очень часто понятие фундаментализмотождествляют с борьбой с «обновлением» внутри Церкви, страдиционализмом, что является большой ошибкой. Борьба с «обновлением»в Церкви велась несколько столетий, ибо сохранение традиций, предания −главная задача РПЦ на протяжении всей её истории. Поэтому мы не можем назватьеё фундаменталистским проявлением. По мнению некоторых исследователей,фундаментализм стал возможен лишь потому, что «с переходом к новомувремени различные области человеческой жизни и деятельности одна за другойэмансипируются от религии, находят для себя новые безрелигиозные основания.Сфера религиозного влияния и контроля постепенно сокращается и, наконец,совпадает с границами церковных общин, объединивших немногих оставшихся»религиозных людей”[6]. Таким образом тех, ктопытается противостоять процессу усиления секуляризации, большинствоисследователей называют фундаменталистами[7]. Однако при анализе проблемынеобходимо учитывать особенности социального учения РПЦ.
Сохранение традиции, предания − это условиесуществования самого православия. В этом плане оно само по себефундаменталистично по определению − оно есть ortho doxa («правильнаявера»). Православие опирается на богословские догмы и основания веры, атакже защищает их. Исходя из этого, его нередко критикуют за природныйконсерватизм и традиционализм. Если мы внимательно проанализируем исследованиясовременных западных специалистов (в частности немецких)[8], то можем увидеть резкуюкритику РПЦ за антидемократизм, неприятие ценности личности, земных благ. РПЦупрекают в мессианизме, в том, что исключительность православия приводит кнационализму и шовинизму по отношению к другим конфессиям. Часто немецкиеавторы отмечают, что идея − «Москва − третий Рим», идеяисключительности России влияла и влияет на менталитет общества и политикугосударства. Так, например, Ассен Игнатов[9] полагает: в Церкви всегдавысказывалась мысль о том, что Россия − арена борьбы добра со злом. Зло− все то, что не относится к православию; западные миссионеры разрушаюткультуру России основанную на православии. Обращается внимание на то, что еслина Западе демократия − идеальный строй, то для многих православных иерархов− это вседозволенность, в результате которой человек подвергаетсясоблазнам. Свобода на Западе понимается с точки зрения «светскости»,в православии же она больше служит для духовной жизни человека, она вышематериального мира и воспринимается как свобода от искушения и мирскихсоблазнов. Немецкие авторы в один голос замечают, что именно это создаеттрудности для распространения демократии в России. Таким образом, анализправославия проводится с точки зрения фундаментализма. Вся церковь (большинствоеё иерархов) отождествляется с фундаментализмом. Ошибка западных специалистов втом, что они не могут дать объективную оценку социального учения Церкви.Повторяют эту ошибку и некоторые отечественные исследователи, когда говорят офундаментализме, рассматривая лишь внутрицерковные проблемы.
Все разговоры о фундаментализме внутри Церкви бессмысленны,ибо, с точки зрения определения, фундаменталисты противостоят модерну всветской зоне общества, при этом используются традиционные религиозные идеи.Патриархия не может уследить за всеми священниками, которые вправе выражатьсвоё мнение по тем или иным вопросам. Подчас это мнение может бытьантилиберальным, антигосударственным, но оно не должно произноситься от именивсей Церкви. В таких случаях руководство и Священный Синод пытаются бороться стакими проявлениями, так как они ставят Церковь в оппозицию к власти. Так,Священный Синод неоднократно выносил осуждающие определения в отношениимитрополита Иоанна (Снычева) и газеты «Русь православная». Однакобольшинство священников − традиционалисты, и их беспокоят (как и всюЦерковь) антиморальные проявления современного мира и упадок нравственности-другими словами, проявления модерна. Об этом часто говорит Патриарх Алексий IIи официальные церковные лица. В этом плане показательны выступления митрополитаКирилла (председателя отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии),посвященные критике либерализма[10]. Грань междутрадиционализмом и фундаментализмом очень тонка. Деятельность РПЦ находится врамках традиционных православных ценностей. Но мы не можем всю РПЦ назватьфундаменталистской. О фундаментализме стоит говорить лишь тогда, когдаобщественная деятельность традиционно настроенных священнослужителей вторгаетсяв область политики и когда они являются соучредителями национал-патриотическихорганизаций православной направленности. Проблему православногофундаментализма, на взгляд автора, необходимо отделять от проблемыпротиводействия Церкви модернизму как в церковной сфере, так и в светскойобласти российского общества. РПЦ не приемлет модерн во многих его проявлениях.Труды отцов Церкви и великомучеников составляют предание, которое необходимосвято хранить. «Что значит быть христианином? Значит и веровать право, ижить свято, и освещаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и кцеркви Божией православной принадлежать, и все его (им?, ею?) повелеваемоестрого исполнять»[11]. Святитель Игнатий(Брянчанинов) замечал: «Не будем вводить ничего нового! Последуем сточностью учению, преданному святою Церковью, учению, преданному святымиАпостолами и святыми отцами! Главная причина не строения Церкви заключается втом, что правила святых Апостолов, соборов и отцов оставлены без внимания, дажезабыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви… уничтожающими самыйдух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени иформе»[12].
Ряд исследователей оценивает отрицание экуменизма и критикунекоторых ценностей либерализма как влияние фундаментализма. Однако в данномслучае Церковь верна себе, она традиционалистична, ибо её социальная концепциясформирована на позициях неприятия модерна. Лавировать между модерном итрадицией − задача непростая. Проблема соответствия социальной концепцииРПЦ современному секулярному обществу, то есть нахождение компромисса всветской области − задача, перед которой сейчас стоит РПЦ.
Церковь − очень влиятельный социальный институт. Онаотделена от государства, но не отделена от общества. По логике некоторыхавторов, любые действия РПЦ в обществе будут рассматриваться как фундаменталистские,если она не спустится до уровня «светскости», то есть обновится. Аесли нет, то социальная концепция будет по сути своей фундаменталистской, аЦерковь − пережитком архаичности. «Пока православие не поймёт, чтооно существует в реальном современном мире, где всякая религия (и традиционнаяхристианская церковь в том числе) переживает глубочайший, сущностный кризис− то есть должна судить себя перед лицом безрелигиозного мира(»кризис означает суд”) − до этих самых пор любой разговор о«боге», «церкви», «религии»,«христианстве», которые заводят в обществе «религиозныелюди», будет звучать или бесконечно двусмысленно, или вообщебессмысленно”[13]. Данные выводы делаются вконтексте сравнения с западными христианскими конфессиями. Здесь уже виден недостатоканализа отличия историко-культурного развития западного христианства иправославия. Спуститься до зоны «светскости» и обновлятьсяпротестантам и католикам было весьма проще, чем РПЦ. По существу, католицизмразвивался в рамках рационального, где разуму и интеллектуальному анализу богословскихтекстов отводилась наибольшая роль. В центре внимания здесь стоит личность.Конфликт с модерном менее выражен, так как разрыв между Богом и человекомогромен. Верующий идет к спасению сугубо земными способами и прежде всего черезразум (разумное делание и интеллектуальная работа). Отсюда и практикаиндульгенций, когда грехи просто выкупались (например, с помощью пожертвованийцеркви). Позже это стало главной причиной реформации. Протестантизм идёт вследза модерном. Значение Церкви как института вообще ставится под сомнение;поэтому решение Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг. (концепция«аджорнаменто» − церковного обновления) не явилось стольэпохальной датой в западном христианстве. В православии же основы верыполностью находятся в рамках иррационального. Изначально православие встало наохранительную позицию: свободное толкование приведёт к неминуемому искажениюверы. Человек же должен «воцерковляться» в Церкви, через неёсоединиться с Христом, а через него − с Богом.
Мирская жизнь должна быть максимально духовной, бытьподражанием Христу. Изначально в православном подходе не было места личностномувыражению рационализации и возможности усиления материального начала в мирскойжизни, ибо идеалом была жизнь церковная или, точнее, воцерковленная. Западноехристианство активно включилось в процесс рационализации уже в момент отхода отЦеркви православной, а следование модерну и превращение клерикальной области посути в светскую есть процесс закономерный, который развивался в западномхристианстве не одно столетие. Поэтому неудивительно, что в католической Церквиведётся обсуждение по поводу признания однополых браков и адюльтера, что самопо себе для православного верующего кажется не только недопустимым, но иантихристианским, противоречащим всему учению Христа.
В последнее время всё больше западных исследователей говорятне только о постхристианской эпохе, когда влияние Церкви практическиотсутствует, но и о постепенном упадке веры. «В либеральной ФРГ процессфактического исключения христианства из всех решающих областей культурной,политической и общественной жизни зашел уже между тем так далеко, что следовалобы говорить о конце Церкви в стране»[14]. Кьеркегор отмечал, чтоот христианства осталась ещё форма, она продолжает существовать, но сам дух исубстанция христианства исчезли. Трельч полагал, что мы вступили вспецифическую фазу истории христианства. Он обозначал этот этап как конецдогматической эпохи. «Даже Церкви и теологи, стараясь приспособиться кдуху времени, все более отказываются от христианских догм. Сегодня уже нетдискуссии о христианстве, а есть лишь различные прения. Каждый человек можетнайти для себя по личному вкусу из рассыпавшейся догматики христианства то, чтоему нравится. „Следствием распада догматики и эволюции Церкви и теологии“становится утрата религией всякого влияния на политические устои и культурныевзаимоотношения государства. Бог рассматривается лишь как понятие, с которым несвязывается никакая действительность. Фундаментализм, при правильном понимании,и свобода − взаимосвязаны,»[15] — полагает автор.
Процесс секуляризации религии зашёл очень далеко, он грозитуже существованию самой церкви на Западе. Социальная концепция православнойЦеркви, придерживаясь идеи «симфонии» Церкви и государства, строитсяна традиционных устоях, которые сами по себе предполагают большое влияние наобщество. Принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2002 г. «Основысоциальной концепции РПЦ»[16] написаны именно спозиции, которые не противоречат преданию Церкви. В концепции провозглашаетсяотделение Церкви от государства. Однако их цели едины — приводить людей кспасению, к Церкви. С православной точки зрения государство призвано оградитьчеловека от греха. Оно должно способствовать утверждению ценностей православияв обществе, которые сами по себе нравственны и гуманны. Государство участвует вделе спасения граждан. Поэтому Церковь в случае безнравственной иантихристианской деятельности государства может призвать народ к неповиновению[17].Исламский фундаментализм
Специфичным влиянием современного мира ставшим особенновлиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидностьрелигиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «Внаши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражаетагрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткамевропеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.»[18] Исламский фундаментализмхарактеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией,стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но ивсего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизниверующих, по законам шарлата, установления теократического государства,судопроизводства по законам шарлата. Наиболее яркие примеры такогофундаментализма – Иран в 1970 – 1980 е, Афганистан под властью Талибана, Чечняв период «независимости» от России.
Наиболее чувственным современным проявлением исламскогофундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, которыйсегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение,возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни,ведь XX, XXI, века – время новых идей иисканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и дажехуже – он превратился в серьезную ударную силу в руках международныхтеррористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум затакое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой вруках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимосовершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельноготолка – мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово «ваххабизм» невстречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм — это ответвление ислама, основателемкоторого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма являетсяединобожие. «Один аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы.Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить… Лишь вруках Аллаха способность вершить доброи зло… Нельзя взывать о помощи ни к комукроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитатьправедников, сподвижников пророка и святых.[19] «Характерной чертойваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобреталнеобузданные формы. Убеждение в том, что их противники – неверные оправдываложестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательныепоходы».[20] Т. о. Складывались идеологические предпосылкидля объявления священной войны (джихада) всем неверным. В XVIII в. ваххабизмидеологической основой борьбы за политическое объединение Аравии, захваченнойтурками, родом аль-Саудов.
Если в XVIII в. ваххабизм носил локальный характер, то насовременном этапе ему присущ характер международный. Ваххабизм преследует такиецели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства — Халифата. Главным методом достижения этогоявляется терроризм. «Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в.Стоит лишь вспомнить взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске,массовый захват заложников, прямую агрессию против Чечни и Дагестана. Этисобытия потеряли всякие представления о правах человека на жизнь, свободу,неприкосновенность жилища».[21] Стоило понять, чтоваххабизм в изменившейся геополитической ситуации представляет серьезную угрозунациональной безопасности России.
Заключение
Таким образом, социальная концепция Российской Православной Церквитрадиционалистична по своей сути. Значение фундаментализма в её общественеоднозначно. Некоторые его позиции, касающиеся традиций и догм, необходимы длясохранения Церкви как социального института, так как, включаясь в процесссекуляризации, Церковь может подвергнуть опасности своё существование.
Исламский фундаментализм является ответвлением ислама, егонаиболее радикальной интерпретацией. Ислам – это сравнительно молодая религия,он моложе христианства примерно на 600 лет. Вспомним, как выглядел христианскиймир 600 лет назад. Костры инквизиции горели в Германии, Франции, Испании.Монахи устраивали оргии, а графы и герцоги возносили молитву дьяволу. Для того,что бы суть христианства пришла в относительное соответствие с формойпотребовались века. Такой путь должен пройти и ислам. Сейчас он находится напике своей активности, он «молод и горяч». В результате и появляются различныеэкстремистские движения. Но, с течением времени реформированный, совместимый ссовершенным миром ислам одолеет экстремистский фанатизм в своих недрах.
Список использованной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
[1] Внастоящее время систематическое внимание проблеме уделяют Н. Н. Костюк,С.Филатов, иг. Виниамин (Новик), М.Ситников, А. Кырлежев, К. Косьянова, Н.Николаев, Г. Филиков, А. Верховский, А. Ма-лашенко и др.
[2] Новаяфилософская энциклопедия. Том IV. М., 2001. С. 280.
[3]Степанов А. Правда о чёрной сотне // Русь православная. 1999. №2.
[4]Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994. С.87 и др.
[5] Иоанн(Снычёв), митр. СПб. и Ладожский.Проповеди.СПб., 1992; Русь соборная.СПб.,1994и др.
[6] КырлежевА. Безрелигиозное христианство в «совершеннолетнем мире»? // Знамя.1995. №10. С. 176.
[7]работы К. Костюка, А. Малошенко, А. Кырлежева и др.
[8]работы Георга Зайде, Пауля Рота, Герда Штриккера и др.
[9]Assen Ignatov.Instrumenfalisierung des orfhodoxen Christentums in Osteueropa heute.Theologische Ar-gumente im politischen Kampf// Berrichte des Bundes institutsfur ostwissenschaftliche und infrnationall Studien. Nr. 28/1994
[10] Кирилл(Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Обстоятельства нового времени:Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы //Независ. газета, НГ-.Религии, 1999.26. V; Норма веры как норма жизни: проблемасоотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности иобщества. VIII международные Рождественские образовательные чтения. М., 2000.7-9. II; и др.
[11] ФеофанЗатворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892.С.73.
[12]Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915. С.67.
[13] КырлежевА. Ук. соч. С. 178.
[14]Гюнтер Рормозер. Кризис либерализма. М., 1996. С.223.
[15] ГюнтерРормозер. Кризис либерализма. М., 1996. С. 226.
[16] Основысоциальной концепции Русской Православной Церкви // Изд-во МосковскойПатриархии, 2000 // www. Russian-orthodox-curch.org.ru
[17] ЕрёминА. В. Взаимоотношения государства и Церкви в свете Юбилейного АрхиерейскогоСобора 2002 г.:тезисы докладов 9-й конфер. молодых учёных. Ярославль, 2000. С. 160.
[18] Д.В. Ольшанский «Психология терроризма». – СПб.: Питер 2002г. – с. 189.
[19] «Памяткаваххабитов.» Всемирный исламский совет призыва и взаимопомощи.
[20] Вагабов.«Ваххабизм: история и современность». 2002 год
[21] «Кровавыйтеррор». Ставицкий. – М: ОЛМА-ПРЕСС,2000