Одной из древнейших форм культуры является религия. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: Буддизма, Христианства, Ислама. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания, разрабатывает единые нормы их поведения. В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонение растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монтеизма (единобожия). Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.
Значительно возросло влияние религии в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения, появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей, в некоторых государственных школах появился новый предмет – Закон Божий. Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.
В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах, новые формы. Почему? Начнем с характеристики воздействия религии на духовную жизнь человека, прежде всего на его нравственность. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране написано: «Что вы издерживаете из блага, то – родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь чтобы вы не делали из добра – поистине Аллах про это знает». Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню не трубите об этом».
Приведенные нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый духовный смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто обращаются со словами утешения к самым «потерянным» слоям общества – преступникам.
По телевидению и радио, в кино и газетах нам по десять раз на дню, так или иначе, намекают: он — страшная угроза человечеству. В нем заключается неумолимая разрушительная сила, которую, по большому счету, можно победить лишь вместе с ним. Будь бдителен человек Запада… Из другой части земного шара с той же взвинченной страстью раздаётся обратное: без него — невозможно никакое благо. Душа только в нем — на верном пути. И кто этого не понимает — глупец или враг. Как тут быть, как разобраться? Как, в конце концов, приблизится к пониманию-
ЧТО ТАКОЕ
МИР
ИСЛАМА?
Поэтому в своей работе я хочу коснуться религии всех мусульманских народов. В жизни любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода, по моему мнению, является религия. Это один из самых важных показателей жизни общества. Познавая новые религии, ты не только узнаешь много нового, но и открываешь при этом самого себя, учишься понимать поступки других людей. Каждая религия уникальна и люди, исповедующие ее, очень сильно отличаются друг от друга. Мне же данная религия показалась интересной, потому что за очень короткое время она охватила огромные массы людей. В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (900 млн. чел). Верующие мусульмане меньше всего задумываются о происхождении своей религии. Ислам представляется им самой совершенной религией, в отличие от других, которые мусульмане
считают заблуждением, ложной верой и т. п.
Ислам и Мухаммед.
Мусульманская религия и вера (дин и иман — для последователей Пророка эти два понятия не едины по смыслу, хотя и вытекают одно из другого, о чем говорится в основной статье) возникли в VII веке как результат проповедей жителя Мекки из рода хашим арабского племени курайш, некоего Мухаммеда. Родился он около 570 года в семье купца, занимался караванной торговлей. В сорок лет его стали посещать видения, перешедшие затем в речения из незримого источника. Вчерашний купец ни на минуту не сомневался в их божественном происхождении.
Мухаммед не стал, подобно своим предшественникам на пророческом поприще, облекать существо ниспосланных ему откровений в проповеди, а передавал их буквально, так, как говорил Всевышний. Вскоре среди мекканцев у него появились верные последователи и ярые враги, причем последних оказалось многим больше. Осознавая необходимость продолжить свою великую миссию, Пророк новой веры бежал из родного города на север, в оазис Йасриб, откуда происходила его мать. С этого исторического момента ислам вырвался на «оперативный простор». От него, кстати, начинается мусульманское летосчисление (хиджра).
В Йасрибе, переименованном после смерти Мухаммеда в Мадинат-ан-Наби, «Город Пророка» (сокращенно — Медину), родоначальник мусульманства поселился в доме, который стал и первой в мире мечетью. Там и были сформулированы основные принципы исламского обряда, бытового поведения, а также искусства. Кроме того, здесь вдохновенный мекканец впервые столкнулся с иудеями и христианами, но это, как говорится, уже совсем другая история…
К 630 году Пророк стал правителем Медины, Мекки и значительной части Аравии. Он умер после тяжелой болезни, возвращаясь из военного похода в 632 году, на седьмом десятке лет. После него остались единственная дочь Фатима и ее муж, двоюродный брат Мухаммеда, Али ибн-Абу-Талиб, которые передали знамя ислама его грядущим поколениям.
Коран.
Ислам — религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб, «ал-куран» — «чтение вслух»). Это запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала откровения передавались в общине — умме — только изустно, по памяти. Некоторые из откровений последователи Пророка записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали постоянно вести записи.
Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались по мере уменьшения объёма.
Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т. е. использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце IX в.в текст Корана ввели огласовки
— харакат, т. е. специальные знаки, указывающие на «правильное» чтение. Для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 джуз (частей) и 60 хизб (отрезков).
Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» («Открывающая») обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же, что для христиан молитва «Отче наш».
Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод на другие языки невозможен, ибо он не передаёт Божественной сущности откровений. В связи с этим некоторые переводы Корана (в том числе и перевод на русский язык Валерии Пороховой) называются «переводами смыслов».
В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами — мухкамат — существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначному толкованию. Такие стихи называются муташаббихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.
Руководством каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является не только Коран, но и Сунна ( в буквальном переводе с арабского «образец», «пример»); полное название -«Сунна посланника Бога». Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле — сборник благих обычаев, традиционных установлений. Сунна дополняет Коран и почитается наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне — важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Священного предания и следование ему — один из главных критериев авторитетности и простых мусульман, и знатоков веры.
Многие считают, что Коран призывает к установлению ислама как единой религии для всех путем насилия и подчинения людей. Такая точка зрения не совсем верна, так как священники любой религии хотели бы иметь как можно большее количество прихожан. И эти обвинения мне кажутся беспочвенными. По сути в каждой религии есть такие призывы, но ислам дает человеку путь самоопределения, предоставляет свободу выбора. Ислам не несет за собой угрозы для цивилизационного общества. Коран можно принять для себя или не принять, но не следует забывать, что все обычаи Востока складывались столетиями и для истинных мусульман кажутся вполне приемлемыми, хотя, скажем, для европейского человека они кажутся дикими и жестокими.
АЛ-ФАТИХА» («ОТКРЫВАЮЩАЯ») — ПЕРВАЯ
СУРА КОРАНА.
Хвала Аллаху, который миров Господин,
Милостивый, Милосердный Он один.
Дня Страшного суда Властелин,
Тебе мы поклоняемся.
Помощь даётся нам Тобой одним.
Веди нас по пути тех, кто тобой водим.
По пути тех, на кого простерлась милость Твоя.
На кого Ты не гневаешься,
Кто не знает заблуждения кручин.
Мечеть.
Молитвенное здание мусульман именуется мечетью (от араб, «масджид» — «место, где совершают земные поклоны»). Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммеда в Медину и представляла собой четырёхугольный двор с навесом вдоль стен. Своеобразный облик мечети сложился к концу VIII в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. «манара» — «маяк») — башню, с которой возглашают призыв на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов. По традиции их может быть не больше, чем в священной Мекке. До начала XX столетия в Мекке их было восемь. Минарет может составлять с мечетью единый ансамбль или стоять отдельно. В последнем случае минаретам давали имена, отличавшиеся от названия мечети. Так, Кутб Минар (Минарет Столп) в Дели, построенный в честь исламизации Индии, имеет второе название — Башня Победы. Внутри мечети в одной из стен делают михраб — нишу, обозначающую направление в сторону Мекки. Лицо молящегося должно быть обращено именно туда. Стоять перед михрабом — всё равно, что стоять перед лицом Бога. Некоторые михрабы пышно украшены инкрустациями из драгоценных камней, но такая роскошь не одобряется ортодоксальными мусульманами. Справа от михраба ставится минбар — кафедра для проповедника. С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама соборные мечети строились рядом с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X—XI вв. в мечетях преподавали различные религиозные дисциплины. Они могли служить и местом ночлега для странников.
Для пребывания в действующей мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. Входя внутрь, обязательно снимают обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части мечети, либо в особых изолированных галереях.
Молитва.
Порядок молитвы установился такой. Человек, совершив омовение, становится на молитвенный коврик, который называется саджжада, лицом к Мекке. Он предстаёт перед Богом во весь рост — как буква «алиф», с которой начинается величайшее имя Бога — Аллах, и произносит про себя или вслух формулу намерения совершить определённую молитву. Воздев руки на уровень лица он произносит: «Бог велик». Взяв левую руку в правую и прижав обе к животу, читает наизусть первую суру Корана — «Фатиха» («Открывающая») и любую другую короткую суру — обычно «Ихлас» («Очищение»). Затем молящийся совершает поясной поклон со словами «Хвала Богу». Выпрямившись, он говорит: «Бог услышит того, кто восхвалил Его». Затем опускается на колени, простирается ниц, касаясь земли лбом и ладонями. А, выпрямившись, произносит: «Бог велик». Потом земной поклон и формула восхваления Бога повторяются, молящийся поднимается, опустив руки, вложенные одна в другую. Таков один ракат. Заканчивая молиться, произносят формулу свидетельства веры; затем, попеременно поворачивая голову направо и налево, говорят: «Мир вам и милосердие Божие». Все молитвенные формулы произносят только по-арабски.
При коллективной молитве молящиеся располагаются рядами, кто-то один руководит молением, стоя впереди спиной к остальным. Женщины молятся отдельно от мужчин, а если это невозможно, становятся сзади. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал и даже ограничиваться мысленными движениями.
Ежедневных обязательных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в моменты восхода и заката. Допускается прямое обращение к Богу, произносимое на любом языке в пристойных выражениях без омовений и ракатов. В походных условиях разрешается молиться без омовений во всякое время и в любых положениях.
Коллективные моления называются джума («сбор»). Их совершают по пятницам в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной, или соборной. Каждый совершает молитву в два раката. Затем имам произносит с кафедры краткую ритуальную проповедь — хутбу. Далее следует тихая общая молитва, и имам произносит вторую хутбу. Затем он встаёт перед верующими и совершает молитву в два раката. Содержание хутбы, как правило, не повторяется: имам каждый раз использует разные группы молитв, цитаты из Корана и наставления. Хутба имеет не только религиозное, но и политическое значение благодаря тради¬ции упоминания в молитве имени здравствующего руководителя государства. Если имя правителя опускается, это можно толковать как его осуждение или непризнание. Поэтому в некоторых мусульманских странах власти прямо или косвенно вмешиваются в содержание хутбы.
Исламское искусство.
Огромное влияние на развитие исламского искусства оказал Коран, поскольку в нём сформулированы главные правила отображения окружающего мира. Ислам признаёт только одного творца — Бога, поэтому задача художника, архитектора, гончара, мастерицы, ткущей ковры, — стать инструментом в Божественной руке. Человек в руке Бога, как перо в руке писца, может создавать только по воле Бога.
Искусство, литература, архитектура — всё это части мира, сотворенного Богом, а человеческие руки способны лишь дополнить этот мир по воле Бога.
Принято считать, что ислам запрещает изображать живых существ. В хадисах сказано, что несчастье ждёт того, кто будет изображать живое существо. В день Последнего суда те, кого изобразил художник, сойдут с картин и будут требовать, чтобы он отдал им душу. Но художник не сможет наделить свои создания душой, поэтому ему суждено гореть в вечном пламени. И сегодня можно увидеть исключительной красоты надписи на стенах мечетей, коврах, знамёнах, доспехах и на посуде; складываясь в узоры, они напоминают летящих птиц, змей и других животных… но только напоминают.
С моей точки зрения, исламское искусство поражает своей органичностью. В нем нет ничего лишнего, но в тоже время оно поражает своим богатством и разнообразием. Говоря об архитектуре, наблюдается строгость внешних форм, симметрия, а убранство поражает посетителя своим изяществом. В литературе же это четкая законченность произведения и обязательно настояние, сводящее все к религии.
Хаджж.
. Ещё одно обязательное предписание — паломничество в Мекку. Его хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может этого сделать сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Хаджж совершают в месяце зу-л-хиджжа (с 7 по 13 число). Именно к этому времени караваны паломников прибывают в Мекку. Хаджж начинается с обряда шрама — приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи. Принятие ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Богу: «Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!».
Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех святых мест во время паломничества. Ритуал хаджжа включает в себя переход через вытянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа возле горы Арафат (в 18 км от Мекки). С полудня до захода солнца на девятый день зу-л-хиджжа происходит центральный обряд хаджжа — вукуф у Арафата: паломники слушают проповедь, молятся, а затем бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещенной мечети читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после молитвы паломники отправляются в долину Мина, где бросают 7 камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов. Эти столбы символизируют дьявола. Затем следует обряд жертвоприношения животных, купленных здесь же.
Обрив голову или срезав прядь волос, что означает выход из храма, паломники направляются в Мекку, чтобы совершить таваф — семикратный обход Каабы, а также помолится у камня, где стоял Ибрагим. Затем они пьют из источника Замзам. Мусульманин, совершивший хаджж, получает право носить белую чалму и почетную приставку к имени- хаджи.
Деньги, не имеющие процентов.
Основным правилом ведения денежных дел Коран объявляет справедливость, которая обеспечивается здоровой конкуренцией и запретом на какую-либо монополию. Далее, ради той же справедливости, шариат (свод основных законов, обязательных для мусульман) устанавливает равные права между участниками торгового процесса на распространение сведений о своих товарах (говоря языком сегодняшнего дня — на рекламу), осуждает спекулятивный доход и ссуду под проценты. Последняя, надо сказать, рассматривается как тяжкий грех и находится вне закона. Последователей Мухаммеда возмущает сама идея прироста денег «из ничего». Поэтому исламские банки работают по иному принципу и тем самым создают серьезную проблему для интеграции исламских экономик в магистральную мировую.
Если в западной модели деньги сначала заимствуются у одного объекта, чтобы затем дать их взаймы второму, причем в обе эти операции заложен определенный процент для банка (в первом случае — в его выплату, во втором — во взыскание), то на Востоке дело обстоит иначе.
Одна сторона вносит в предприятие капитал. Другая— свой труд. Стороны заранее договариваются, в каком процентном взаимоотношении они будут делить прибыль. Если работа предприятия завершилась убытками и прибыли нет, то финансовые потери ложатся только на вкладчика. Таким образом, шариат подчеркивает, что потеря времени и сил стороны, вкладывающей в предприятие свой труд, не менее важна, чем потерянные деньги.
Закят.
Налог в пользу нуждающихся мусульман — закят (араб, «очищение») — обязательная милостыня, которая «очищает» души верующих от скупости и себялюбия. Те, кто его платит, получают моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом. Закят восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься, когда была образована мединская община.
Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Взрослые мусульмане уплачивают закят в размере 2,5 % стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов земледелия — в размере 10 % урожая. Собранные суммы должны расходоваться в том округе, где они были собраны, за исключением средств, предназначенных «борцам за веру».
На практике закят превратился
в налог, расходуемый на государственные нужды. Наряду с закятом мусульмане могут делать добровольные пожертвования (деньгами, пищей, одеждой, в виде предоставления услуг и жилья, прощения долгов и обязательств), которые называют садака.
Состоятельные люди жертвуют деньги, земли и недвижимость в виде вакфа — неотчуждаемого имущества, предназначенного для общей пользы (например, постройки и содержания мечети, медресе — религиозной мусульманской школы, больницы, странноприимного дома). С XI столетия вакфы стали основным источником существования культовых учреждений, а это в свою очередь способствовало объединению духовенства. Как мне кажется, такая форма человеческой деятельности очень сильно объединяет людей. Она учит людей быть щедрыми. Она настаивает, что мусульманин, не платящий закят, — не просто грешник, но и веропреступник. «Он будет гореть в пламени Геенны и для него будут уготовлены пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб».
Брак и семейная жизнь.
Шариат рассматривает брак как обязанность перед Богом, а многочисленное потомство — как знак Божьего благоволения. В Коране сказано: « И совершайте брак для безбрачных среди вас и рабынь ваших. Если они бедны — обогатит их Аллах Своей щедростью». Согласно хадисам, «человек, вступивший брак, имеет в глазах Бога предпочтение перед набожным
мусульманином, остающимся холостым», а «худший из мертвых тот, кто умер холостым». Даже суфиям рекомендуется иметь семья, а в обязанности кади в Средние века входило наблюдение за тем, чтобы вдовы после траура вновь выходили замуж.
Многоженство в исламе допускается, но не является обязательным. Возможное количество жен ограничено четырьмя; все они имеют равные права и должны жить в одинаковых условиях. Мусульманин, вступая в брак, должен выплатить обязательный выкуп ( араб. «махр», тюрк, «калым») за невесту, порой составляющий значительную сумму. Жених выплачивает родителям невесты половину махра. Вторую часть он платит, только если решается на развод. Процедура развода по шариату проста. Если муж говорит жене: «Талак» («развод»), она уже может считать себя разведенной. Жена, как правило, уходит к родителям, но обязана вернуться к мужу, если он изменит своё решение. Слово «талак», повторенное трижды, делает примирение мужа и жены невозможным.
Согласно Корану и Сунне, необходимо ограждать семейный быт от постороннего внимания, от общения с людьми, не состоящими в близком родстве. Правила отделения женщин от «чужих» толкуются в шариате довольно пространно и являются основанием для женского затворничества. В общественных местах женщинам положено носить покрывала, полностью скрывающие очертания тела (араб, «аба», «бурка», «хабара»). Другое воплощение о запретности, заповедности женщины — это женская половина в домах мусульман (араб. «Харам»; отсюда «гарем»).
Согласно исламской морали, мужчина и женщина должны строго соблюдать определенные Богом предписания быть «ведущей» и «ведомой» частями мусульманской общины. Например, особым долгом для верующего является сексуальное удовлетворение жены. Пророк сказал: «Ни один из вас не должен набрасываться на жену, подобно животному, сначала должен быть посланник между вами — поцелуи и слова».
Мне кажется, что многоженство это скорее позитивная черта религии. Это совсем не отменяет для мусульманина обязанность любить каждую из тех, кого он взял в свой дом. Задача мужчины заключается в том, чтобы уберечь жену от искушения прелюбодействовать из-за неудовлетворенности супружеской жизнью. Правда, если уж не уберег, жалеть приходится как раз женщин. Шариат требует для них смертной казни за измену.
Интересно узнать, что до бракосочетания в загсе жених и невеста проходят специальный обряд в мечети по всем мусульманским традициям. Кстати считается, что чем больше гостей на свадьбе, тем лучше будет супружеская жизнь. Интересно узнать, что брак между мусульманином и христианкой невозможен без согласия родителей.
Многие русские девушки уезжают в мусульманские страны, пытаясь найти лучшей жизни или достойного мужа, но в большинстве случаев брачные агентства, в которые они обращаются весьма сомнительные, и нередко девушки становятся легкой добычей аферистов.
Многие христиане весьма скептически относятся к многоженству и считают его богохульством, а ислам неправильной и даже преступной религией. Я совершенно не согласна с данной позицией. Ислам основан на традициях, которые складывались годами и столетиями. А обвинять мусульман в том, что их образ жизни отличается от нашего это глупо и нелепо. Каждый человек имеет право на самоопределение и имеет право сделать свой выбор сколько жен ему иметь. Возможно, это элемент зависти.