Религия, как феномен человеческой культуры

МПС                                                                                                                    РФ
РТЖТ
Рефератпо философии
на тему: «Религия какфеномен человеческой
культуры».
Выполнил: Елизарьев Л. А.
Проверил: Лозинский А. А.

Ростов-на-дону
2003 г.
Содержание:
    1. Введение.
2.   Структура религии.
–        с каких позиций изучают религию.
–        проблема возникновения религии.
–        многообразие и классификация религий.
2.   Буддизм.
3.   Христианство.
4.   Ислам.
–        ислам в России.
5.   Роль религии в жизни человека и общества.
6.   Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Религию можно воспринимать какфеномен, элемент или функцию человеческой культуры. В подобном контексте самакультура выступает как совокупность представлений людей об окружающем их мире — в котором они рождаются, воспитываются и живут. Культура, иными словами, — результат взаимодействия людей с той реальностью, в которой они физическипребывают. В отличие от этого религия может быть представлена как сумма опыта,впечатлений, умозаключений и деятельности отдельного человека или сообществлюдей относительно того, что мнится им реальностью более высокого порядка.Обычно человек воспринимает эту сакрализуемую им реальность как нечтоприходящее к нему извне, как нечто ему открывающееся. Конкретные формы, вкоторых религия себя проявляет, зависят от конкретного места и времени, однакочаще всего человек переживает откровение как встречу с существами, имеющимителесное воплощение. В большинстве религий многообразие действительностивоспринимается как проявление множественности божеств, однако наряду сполитеистическими религиями существуют, как известно, религии строгомонотеистические, признающие существование одного-единственного бога. Основнойхарактерный признак монотеизма состоит в том, что его божество абсолютнотрансцендентно, т.е. существует за пределами физической реальности, в то времякак боги политеизма имманентны, т.е. мыслятся проявляющими себя в ее пределах.
Различные религии представляютсвоих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, сочетающими в себе чертытого и другого; в виде живописных образов или скульптурных; в виде двухмерныхили трехмерных изображений. Порой боги почитаются в конкретной телесной форме,как в нее воплотившиеся: царь в древнем Египте, японский император в наши дни,Иисус из Назарета до своей смерти — с одной стороны, и древнеегипетский быкАпис и индийская кобра, с другой, суть примеры этого. Однако не все религии ине на всем протяжении своего существования создавали физические изображениясвоих божеств. Индуизму и буддизму, например, они изначально не были известны.Часто они отсутствуют и в религиях бедуинов, что может быть объяснимоособенностями их кочевого образа жизни, по необходимости ограничивающего кругматериальных предметов. Эти бедные на изображения религии мы именуем аиконическими.Все это, однако, принципиально отличается от запретов на изображения,которые мы находим в религиях строго монотеистических по характеру.
 
 
 
 
 
 
Структура религии.
Дать точное иоднозначное  определение понятия религияневозможно. В науке таких определений существует множество.  Они зависят от мировоззрения тех ученыхкотоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то вбольшинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное обращение(к чему либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначалопривязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Этослово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял  религию   другому   термину, обозначавшему  суеверие (темное, простонародное, мифическоеверование).
Слово ‘’религия‘’  вошло в обиход в первые векахристианства и подчеркивало, что новая вера — не дикое суеверие, а глубокаяфилософская и  нравственная  система.
Религияможет  быть рассмотрена в разныхракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, скакой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть отглавного: признания существования или  несуществования высших сил,т. е. Бога или богов.
Религия— очень сложноеи многоплановое явление. По­пытаемся выделить ее главные элементы.
1.Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знаю­щий, номожет быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый ивторой будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чемидущая от разума и ло­гики! Она предполагает в первую очередь религиозное чув­ство,настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозныхтекстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смыслеиграет об­щение людей, так как представление о Боге и «высших силах» можетвозникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, есличеловек находится в изоляции от со­общества себе подобных. Но подлинная веравсегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно,интуитивно, из созерцания мира.
Веравечно и неизменно пребывает с человеком, но в про­цессе общения верующих людеймежду собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется.Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия
и атрибуты(свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждаетсяистинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин,принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.
Вера всегда былаи остается важнейшим свойством чело­веческого сознания, важнейшим способом имерилом его ду­ховной жизни.
2. Нарядус простой чувственной верой может существо­вать и более систематическая,специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий,т.е. ее учение. Это может быть учениео богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизнии поведения в обществе (этики и морали), о церковном искус­стве и т.п.Создатели религиозного учения—специально об­разованные и подготовленные люди, многие из которых обла­даютособыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом,получать некую высшую информацию, не­доступную остальным. Религиозноевероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. В русском языке может при­меняться полный аналог слова«теология»— богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общимивопро­сами устройства и функционирования божьего мира, то бого­словы излагают иобосновывают конкретные аспекты данно­го вероучения, изучают и толкуютсвященные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.
3. Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности. Миссионерыпроповедуют и распрос­траняют свою веру, теологи сочиняют научные труды, препо­давателипреподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности— это культ(с лат. возделыва­ние, уход, почитание). Под культом понимается всясовокуп”
ность действии,которые совершают верующие с целью покло­нения Богу, богам или каким-либосверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди,религиозные праздники.
Обряды и другиекультовые действия могут быть магичес­кими(от лат.- чародейство, колдовство, волшеб­ство), т.е. такими, с помощью которыхособые люди или слу­жители культа пытаются таинственным, непознаваемым способомвоздействовать на окружающий мир, на других лю­дей, изменить природу и свойстватех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, то естьколдов­стве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола.Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаютсябольшинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы». Другаяразновид­ность культовых действий— символические обряды (от гр. зилЬоюп— условный вещественный опознавательный знак),которые только изображают или имитируют действия ка­кого-либо божествас целью напоминания о нем.
Можно выделитьтакже определенную группу обрядов и других религиозных действий, которые явноне относятся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения верующих людей,содержат сверхъестественный, таинственный и непо­стижимый элемент. Они обычнонаправлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем«ра­створения в Боге» собственного сознания. Такие действия обычно называют мистическими (от гр. ггизикоз— таин­ственный). Мистические обряды могутвоздействовать не на всех, а только на посвященныхво внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики присутствуютво многих религиях, в том числе и великих мировых. Некоторые религии (какдревние, так и современные), в учении которых преобладает мистический элемент,религиоведы так и называ­ют— мистическими.
Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм(или молитвенный дом), церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачениясвященства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в боль­шинстверелигий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители. 0ни могутвосприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу, напримеробладать божественной благодатью, как православные и католические священники(см. темыVI, VII, IX, X), а могут быть ипро­сто организаторами и руководителями богослужений, как в протестантизме илиисламе (см. темыVIII, XI). Каждая ре­лигияразрабатывает свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным,торжественным, детально утвер­жденным, другой—простым, дешевым, а возможно и допус­кающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа—храм, пред­меты культа, священство—может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культупридается столь малое значение, что он может быть практически неза­метен. Но вцелом роль культа в религии чрезвычайно вели­ка: люди, осуществляя культ,общаются друг с другом, обме­ниваются эмоциями и информацией, любуютсявеликолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвен­нуюмузыку, священные тексты. Все это на порядок увеличи­вает религиозные чувствалюдей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.
4.В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности людиобъединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимоотличать понятие церковь как организацияот того же самого понятия, но в значении цер­ковноездание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия(от лат. прилагательного сопГеззюпаПз—церков­ный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего позначения слово вероисповедание(говорят, на­пример, «человек православного вероисповедания»).
Смысл и сутьобъединения верующих по-разному понима­ются и трактуются в разных религиях.Например, в православ­ном богословии церковь—это соединение всех православных: живущих ныне, а также уже умерших, т. е.пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этомслучае церковь выступает в качестве некоего вневре­менного и внепространственногоначала. В других религиях под церковью понимается просто объединениеединоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы пове­дения.Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-священность» и изолированностьсвоих членов от всех окру­жающих, другие, наоборот, открыты и доступны длявсех.
Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура:органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия ит.п.), монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия (сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозныеучебные за­ведения, готовящие священников, академии, научные подразделения,хозяйственные организации и т.п. Хотя все пе­речисленное абсолютно необязательно для всех религий.
Церковьюобычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее глубокие духовныетрадиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачас­туюв них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей укаждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны(т.е. учет церко­вью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь посто­янноне контролируется, за ними остается относительная сво­бода мыслей и поведения(в рамках учения данной церкви)*.
От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя вбуквальном переводе с гре­ческого оно означает всего лишь учение, направление,школа. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви,которое может превратиться со временем и в гос­подствующее, а может бесследноисчезнуть. На практике сек­ты понимаются более узко: как группы, складывающиесявокруг
какого-либолидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгимконтролем за своими членами, рас­пространяющимся не только на их религиозную,но и на всю частную жизнь. Бывает, что секты требовали и требуют права наимущество своих последователей, превращают последних в постоянныхпрофессиональных миссионеров и вербовщиков новых членов секты. Вопрос об оценкекаждого такого религи-
Скаких позиций изучают религию.
Можетли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и учебнаядисциплина, изучающая рели­гию? Не спешите говорить «да» или «нет»: этот вопросне имеет однозначного ответа.
Срединаучных подходов к изучению религии выделяются три:
1. Конфессиональный (от лат.сопГеззюпаИз— церков­ный,вероисповедальный), т.е. религиозный. Так как ученые, придерживающиеся такогоподхода, принадлежат к конкрет­ным конфессиям (церквям, религиям), то они,выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные ре­лигиозныеучения, имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей религии,доказать ее превосходство над дру­гими. Иногда бывает так, что, рассматриваяисторию религий
как историческийпроцесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии,считая, что она должна рас­сматриваться отдельно, вне общего течения истории,по осо­бой методологии. Такой подход можно назвать еще апологе­тическим (от гр. аро1о§е11коз— защитительный).
2. Атеистический или натуралистический*, рассмат­ривающийверу людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающееопределенное место в истории явление. Для этого подхода более важной являетсяне столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна­нии.Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большоевнимание социальной, экономи­ческой, политической стороне религиозной жизни,тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда дажеотвлекают и раздражают как что-то незначитель­ное и даже смешное**.
3. Феноменологический (от гр.рЬашотепоп— явление, данность) подход, сточки зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемойбытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ееможно и нужно изучать. Большую роль в феноменологичес­ком изучении религийсыграли историки культуры, археоло­ги, этнографы, искусствоведы, т.е. всеисследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались срелигиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре­мя. Их можетинтересовать историческая роль церкви, кото­рую они считают на каких-то этапахреакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной ипрогрессивной, либо нейтральной к нему.
Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следуетдумать, что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи,принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные труды,которые помогут нам при изучении курса.
Вам следует четко осознать, что существуют две различ­ные вещи: изучениерелигии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именноизучение религии. Но это абсолютно не противоречит тому, чтобы и вы обучалиськон­кретной религии. А обучаться ей можно в воскресных школах, в церкви, усвященнослужителей и проповедников. Идти или не идти к ним— это дело вашего свободного выбора, вашейсовести.
Проблемавозникновения религии.
Вопрос о том, как и когда возникла религия,— сложный дискуссионный и философский вопрос.На него можно дать два взаимоисключающих ответа.
1. Религия появилась вместе с человеком. В этомслучае человек (что согласуется с библейской версией) должен был
быть создан Богом в результате акта творения*. Религия воз­никла потому,что существуют Бог и человек, который спосо­бен воспринимать Бога. Сторонникиэтой точки зрения гово­рят, что если бы Бога не было, то не возникло бы ипонятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о воз­никновении религии снимается: она существует исконно.
2.Религия— продукт развития человеческогосознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознатьи объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе сискусством, зачатками на­уки, языком у них появились элементы религиозногомировоз­зрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправнойточкой для такого воззрения стала теория проис­хождения человека и его сознанияв процессе биологической эволюции.Эта теория (гипотеза**) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»:1) происхождение человека от обе­зьяноподобных(либо иных зоологических) предков никак не может считаться окончательнодоказанным: слишком много здесь «темных мест», да и археологические находкиостанков древнего обезьяночеловека весьма отрывочны;2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человекасовре­менного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам)религиозные представления, аубедительных аргументов в пользу существования «дорелигиозного перио­да» вистории человечества так и не обнаружено.
Не вдаваясь вдетальные споры, мы можем констатиро­вать, что вопрос о происхождении религииостается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.
Недостаточноясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например, библейскомуучению, она долж­на была быть религией единого Бога. Ведь Адам и Ева никак немогли верить во множество богов! По Библии, Бог пока­рал человечество запопытку построить Вавилонскую байню «до неба». Он разделил людей на языки (т. е. отдельные на­роды), которыестали верить в многочисленных богов. Так вместе с разными языками появились иразные языческие религии. Еслиследовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к многобожию, а затем (с появ­лениемветхозаветной религии, христианства, ислама) снова к единобожию. Даннуюточку зрения разделяют не только богословы, но и весьма серьезные ученые. Онинахо­дят ей подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии,этнографии и филологии.
Другие археологи и историки (придерживающиеся нату­ралистического взгляда на мир) утверждают, что первона­чальночеловек обожествлял силы природы, предметы, живот­ных и не имел ни малейшегопонятия о едином Боге. Схематично религиозный путь человека можно выразить так:
от примитивных верований к языческомумногобожию (по­литеизму), а затем к единобожию (монотеизму).
Археология и этнография подтверждают наличие у древ­них людей примитивныхверований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов— камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок ит.п.— получила в науке на­звание фетишизм(от порт. п(.1со— магическая вещь)*.Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическомупредку или защитнику, то это веро­вание обычно называют тотемизмом (слово«тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально оз­начает «его род»).Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. атта— душа). Древний человек одушевлял, уподобляясебе, грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Воз­можно, чтоименно из этого родилось представление о множе­стве богов.
Многообразиеи классификация религий.
Каквы уже, наверное, заметили, «религии вообще» не суще­ствует. Существуютхристианство, буддизм, синтоизм и т.д. В мире бытует множество религий, включаясовсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религиимира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос:почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут внепохожих условиях в разных частях зем­ли, по-разному воспринимают окружающее.Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен бытькульт, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религиимира», вы узнаете и другое: многие положения разных вероисповеданий, сюжетымифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разныхнаро­дов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи.Иногда это сходство легко объяснимо заимствова­ниями, иногда оно являетсязагадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие иочень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архети­пами. Они возникают в сознаниилюдей, разделенных тысячеки­лометровыми пространствами, параллельно инезависимо друг от друга. Архетипньшиявляются, например, представления о все­мирном потопе, которые встречаются удревних китайцев, инду-
сов, египтян,вавилонян и др. Вы сами без труда назовете несколь­ко архетипных сюжетовсказок.
Любоеисследование или изучение начинается с классифи­кации изучаемых объектов.Классификация помогает понять внутренние связи, определяет логику изложенияматериала. Самая простая классификация религий сводится к делению их на тригруппы:
1. Родоплеменные примитивные древние верования.Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в созна­нии человека, асохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходятмногочисленные суеверия (суе— напрасно, без пользы, попусту)— примитивные верования, которые имеют многообщего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признанысобственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам,’и они не со­ставляютцелостного мировоззрения человека.
2. Национально-государственные религии,которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций(например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа).
3.Мировые религии (вышедшие запределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всеммире). Общепризнано, что мировых религийтри: христиан­ство, буддизм и ислам.
Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические(от гр. топоз— один, единствен­ный иАеоз— бог), т.е. признающиесуществование единого Бога, и политеистические (ро1у— много и Шеоз— бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «полите­изм»иногда используется его русский аналог— многобожие.
 
Буддизм.
ВVI в. до н.э. в брахманистскойИндии стали встречаться странные монашествующие люди. Следуя учению своейрелигии, они ходили без одежды и поэтому назывались дигамбары (одетые воздухом). Другая часть последователей этоготечения— светамбары (одетые в светлое) надевали на себя простейшую белуюодежду. Головы они брили наголо, а иногда вырывали волосы с корнем. Образ жизниэтих людей был тоже весьма странен: идя по земле, они внимательно смотрели подноги и разметали дорогу перед собой метелкой, боясь нанести увечье (не дай Бог,раздавить!) какой-либо букашке, а воду пили через специальное ситечко, чтобы ниодно самое мельчайшее живое существо не оказа­лось нечаянно проглоченным.Категорически запрещалось разжигать ночью огонь— ведь в нем могли сгореть слетевшиеся на свет насекомые. По аналогичнымсоображениям не рекомендовалось ходить в темное время суток. Заниматьсяземледелием эти люди, естественно, не могли: это занятие нарушало права живыхсуществ, живущих на земле и под землей: червяков, жучков и т.п. Питались ониисключительно растительной пищей, добытой у дикой природы. Старики, когдачувствовали приближение смерти, сбрасывали с себя одежду и переставали есть.Добровольная голодная смерть в старости была очень похвальным деянием. Эти людисоблюдали пять «святых обетов»— необижать, не говорить не правды, ничего не брать чужого без позволения,сохранять целомудрие и супружескую верность, упражняться в отречении от всегомирского. Одним словом, они были крайними аскетами.
Члены новых общин были названы джайнистами— по имени пророка Джайна (Джинна) (букв. Победитель). Собственноговоря, это было не имя, а прозвище, данное реальному историческому лицуВарджаману Махавире, жившему около600 г.до н.э. Еще будучи ребенком, Варджаман совершал необычайные поступки: укрощалзмей и бешеных слонов, был не по годам умен. Он жил обычной светской жизнью, нопосле смерти родителей оставил жену, раздарил имущество и стал странствовать,ведя жизнь аскета.
Джайнисты верили во множество богов ибожественных существ, но эта вера не составляла главного содержания ихрелигиозного мировоззрения. Они учили, что душа человека, любого живогосущества или растения бессмертна. После смерти она переселяется в новоевоплощение. Человек, ведя правильный образ жизни (т.е. избавившись от страстей,желаний и привязанностей), может решающим образом повлиять на свою будущуюкарму (см. предыдущую тему), улучшив и облегчив ее. Если же он жил в страстях,гневе, был жаден, то удел его души печален: ей предстоит вновь страдать в новойматериальной оболочке. Идея о том, что человек сам по своей свободной волетворит будущую карму, отличала джайнизм от ведической религии. Впрочем, все этоне мешало древним джайнистским царям быть весьма жестокими по отношению к поддан­ными иноплеменникам.
Джайнисты основали свою церковнуюорганизацию, стали строить храмы (поначалу они располагались в пещерах),создавать монастыри, где жизнь текла по самым крайним законам аскетизма. Ониразработали свой культ с праздниками, торжественными процессиями, приношениямицветов, омовением статуй божеств молоком и курением фимиама. Многие обряды этойрелигии совместились с обрядами индуизма.
Приверженцыджайнизма (джайны) есть в Индии и сейчас, хотя от многих крайностей своей верыони отказались. Те из них, которые живут не в монастырях, а в миру, занимаютсяторговлей и финансовой деятельностью, ювелирным делом (земледелия онипродолжают избегать). Многие джайны стали крупными предпринимателями и оченьбогатыми людьми.
В среде кшатриев стали появляться пророки, подобные Джайне.Они пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути квысшим степе­ням духовности, к спасению, к богам.
Джайнизм не сталтакой религией: видимо, этому помешал ее крайне аскетический характер, но поискпродолжался, и в том жеVI в. до н.э.родилась новая религия— буддизм, ставшая самой ранней по времени появления мировой религи­ей. Онастарше христианства на пять веков, а ислама на це­лых двенадцать. Буддизм имеетныне около700 млн. после­дователей иприблизительно миллион священнослужителей в разных странах (посчитать буддистовточно очень трудно). Джайнизм может рассматриваться как его непосредственныйпредшественник или по крайней мере очень близкое к буддиз­му религиозноетечение.
VI в. до н.э. был веком возникновения сразунескольких религиозно-философских систем (джайнизм, зороастризм, конфуцианство,даосизм). Это, очевидно, не случайно… В истории человечества есть отчетливыерубежи, связанные с гло­бальной ломкой человеческого сознания. Один из такихрубе­жей— начало новой эры— эры христианства, а еще более ранний рубеж— серединаIтыс. до н.э., когда люди постепен­но освобождались от раннего мифологическогосознания, свойственного полупервобытному состоянию, «детству чело­вечества».Собственно только тогда и появились религии в полном смысле этого слова. Онистали включать в себя опре­деленные догматы (неизменные вечные истины,принимаемые на веру), философию, важнейшей частью которой было нрав­ственноеучение.
Главноеоткрытие, сделанное Буддой,— этознаменитые четыре истины. Вот они:
1. Жизньесть страдание (дуюса). Рождение есть стра­дание, старость— страдание, болезнь— страдание, соеди­нение с немилым— страдание, разлука с милым—страда­ние, желание недостижимого—страдание.
Согласитесь, что человек может иметь две позиции для построения своегоотношения к миру: можно признать исход­ным для себя наслаждение, радость иудовольствие. Люди с такими взглядами называются гедонистами (от гр. наслаж­дение). Можно же исходить из идеиизначального страдания. Будда и его религия идут по второму пути. Однакопессимизм первой истины восполняется тем, что последние три указыва­ют человекупричину страдания и предлагают путь к полному освобождению от него.
2.Существует причина дукхи (страдания).Она состоит в стремлении к наслаждению, к могуществу, к материальной и плотскойжизни.
Проще говоря,несчастными делают нас наши желания, ибо, как всем хорошо известно, цепьчеловеческих потребно­стей не имеет конца. Причиной страдания может быть любаянеосуществленная жажда самоудовлетворения.
3.Если человек сам своей собственной волей создает стра­дания, следовательно, онсам может и прекратить их. Путь к избавлению проходит через полное уничтожение желаний и достижениевслед за этим просветленного состояния.
Круговорот грешного бытия тем самым останавливается, и человек можетвыйти в новое качество, соединиться с вечностью.
4.Для того, чтобы прекратить страдания и приблизиться к великой истине, необходимотвердо знать путь, обозначен­ный8условиями:
-правильным распознаванием причин,
-правильным мышлением,
-правильной речью,
-правильным действием,
-правильной жизнью (не убивай, не кради, не   причиняй никому вреда, не лги и т.д.),
-правильным трудом,
-правильными воспоминаниями,
-правильной концентрацией психических и физических сил.
Человек не может достичь совершенства немедленно, но постепенно, идянамеченным путем, он все больше освобож­дается. В конце этого пути наступает нирвана (см. выше), т.е. полная свободаи состояние озарения. Наступление нирваны, как уже говорилось, подобно угасаниюпламени, когда закан­чивается топливо, в качестве которого выступают страсть,не­нависть, заблуждение.
Этот путь,указанный Буддой, получил название «восьме­ричногопути», еще одно его название— «срединный путь» или «благородный путь». Он называетсясрединным пото­му, что не призывает к двум крайностям: чувственному сладо­страстиюи непомерному наслаждению, с одной стороны, а с другой— к полному аскетизму и самоистязанию. В отрица­нии жесткогоаскетизма буддизм разошелся, таким образом, с джайнизмом и некоторыми другимиучениями Древней Ин­дии. Будда еще в первые годы странствий убе­дился внеэффективности такого пути.
Учение Буддыпризывает человека не творить зла, не во­ровать, не лгать, не наносить ущербаничему живому, не пре­любодействовать, не употреблять спиртного и т.д. ЧеловекДолжен избегать «красного петуха»—гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи»—невежества и неразборчивости, «зеленой змеи»—коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться заокружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними соб­ственнымопытом и познаниями. Вместе с тем Будда незаставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.
Один из самыххарактерных символов буддизма— колесо.Это знаменитое колесо жизни (бхавачкара).Оно симво­лизирует вечную круговую цепь перерождений (сансары):
сначала изокеана неведения рождаются импульсы(но в них уже заложена карма— судьба),затем из импульсов вырас­тает сознание, появляется физический и психическийоблик человека с шестью чувствами (зрением, слухом, осязанием, обонянием,вкусом и «воспринимающим умом»). Далее чело­век начинает воспринимать мир, унего возникают желания, потом они переходят в привязанности, которые ипорождают страдание. Жизнь человека подобна колесу: он рождается чистым, свободным  от страстей и желаний, но по мере взросле­нияначинает стремиться к лучшему, появляется привязанность и зависть, а отсюда всеего дальнейшие беды— болезни,  ста­рение и сама смерть. Задача человека— вырваться из этого  «порочного круга».
Система буддизма направлена главным образом на то, что­бы регулироватьповедение человека. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем поклоняться богам или Будде. Эту систему можноназвать нравственной.В историичеловечества это была одна из первых религий, стержнем которой стало нрав­ственное учение.
Очень важно, что буддизм призывает одинаково ровно, доброжелательно и милосердноотноситься как к добрым, так и к злым людям,