РЕЛИГИЯЯПОНИИ. В Японии исторически укрепились и донынепродолжают господствовать две религии шинтоизм и буддизм. Первая из них чисто национальная, вторая занесена в Японию, как и в Китай, извне. Древнейшаярелигия. Древнейшая религия японцев до объединениястраны в первые века н. э. отражала патриархальный родоплеменной строй, гдевыделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство.Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных
духов ибогов-покровителей ками. Слово ками буквально означает наверху, верхний,начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духиземли, стихий возможно, что в образах ками сливались оба эти представления.Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками.Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши эмблемыбожеств. Шинтоизми буддизм. Старая традиционная религия японцев, котораяраньше не имела определенного названия,
стала, в противовес буддизму,называться ками-но-мити, дословно путь ками , то есть путь местных богов ,или по-китайски, шин-то последнее слово вошло и в европейские языки. Шинтоизм подвергся сильному влияниюбуддизма. Шинтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутуюнаследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться ишинтоистские храмы, хотя и более простые шинтоисты стали делать изображениябогов. Буддисты ввели обряд трупосожжения в древности умерших в
Япониизарывали в землю. Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистскиххрамов отводили уголки для шинтоистских богов ками иногда этих ками дажепросто отожествляли с буддистскими божествами. С другой стороны, и шинтоистскийпантеон пополнялся буддистскими божествами. С конца XII в. военно-феодальнаяаристократия захватила всю власть в стране в свои руки, оставив императорамтолько религиозные функции. Микадо по-прежнему считался священной фигурой,потомком богини Аматерасу, но утратил всякую реальную власть, был отстранен отвсех светских дел. Страна несколько веков была в состоянии феодальной анархии.Аристократические кланы воевали между собой. Некоторые из крупных феодаловпытались заручиться поддержкой появившихся с XVI в. католических миссионеров ис этой целью обращали своих подданных в христианство. Нередко и сами крестьяне,разоренные войной и доведенные до отчаяния, добровольно крестились.
Но уже сконца XVI в. крупные феодалы, объединившие Японию, начали преследоватьхристианство, изгонять миссионеров. Они стремились опереться на старые японскиетрадиции, отрешиться китайско-корейских влияний. Отсюда возникло, особенно сXVIII в движение за возврат к старой шинтоистской религии. Переворот Мейдзи 1867-1868 гг восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старойфеодальной
знати, привел к полному официальному признанию шинтоизма. Это быловполне естественно, так как именно шинтоизм проповедует божественность императорской власти. Микадо попытался дажесовершенно запретить буддизм и объявить шинтоизм единственной религией Японии. Но из этогоничего не получилось буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда былорешено более резко разделить обе религии из шинтоистских храмов были удаленыбуддистские изображения
и принадлежности. Но и размежевание религий не удалось слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. Японии была объявлена свободавероисповедания. С этого времени чистый шинтоизм получилзначение придворного императорского культа официальные праздники, обряды шинтоистские. В быту же народа обе религии переплетаются например, рождениедетей сопровождается шинтоистскими обрядами, ребенка поручают покровителюшинтоистских божеств погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. Сущностьшинтоизма. В отличии от буддизма с его сложной итонченной религиозно-философской догматикой, шинтоизм до сих пор сохранил чертыглубоко архаического культа. Шинтоизм тоже не един он делится преждевсего на официальный храмовый шинтоизм исектантский шинтоизм. Храмовый шинтоизм был до конца второй мировой войныгосударственной религией Японии. Главный стержень его догмат о божественностиимператорской власти.
Император потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязанабсолютно повиноваться его священной воле. Дворец императора святилище.Гробницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшиегосударственные и религиозные праздники были связаны с днями памяти выдающихсяимператоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно. Шинтоистские секты очень многочисленны ихнасчитывают многие десятки. Большинство из них недавнего происхождения,появившиеся не раньше
XIX в. По своему вероучению они сильно различаются междусобой. В одних ясно видны пережитки примитивных культов. Таковы, например, горные секты дзикко-к , фусо-к , митаке-к к значит сообщество, секта, сих подчеркнутым культом горных вершин как местопребывания богов. В другихзаметно влияние буддизма, конфуцианства. Крупную роль в шинтоизме играетсемейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в
Китае. Считается,что каждый умерший превращается в ками, и глава семьи, глава рода совершаетежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь ками-дана с небольшим шкафчиком для табличек умерших. Объектом публичного культа служатмногочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духоввеликое множество в текстах говориться о 8 миллионах ками число 8 святоеу японцев . Наиболее чтимые из них Аматерасу богиня солнца , Суса-но-во богбури , Инари рисовый человек , покровитель земледелия . Видное место вшинтоистском пантеоне занимают знаменитые императоры и другие выдающиеся лицадревности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы срединих на первом месте Фудзияма. Сохранились следы древнего культа животных,особенно лисицы, обезьяны, черепахи, змеи, оленя. Есть и пережитки фаллическогокульта. Шинтоистский культ очень прост он сводитсяк произнесению молитвенных
формул норито и принесению жертв рис, овощи,рыба и т.д Но в нем есть и черты шаманизма обряды, при которых жрец доводитверующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с божеством. Важнуюроль в шинтоистском обряде играет обрядовая чистота ничто нечистое не должнокасаться священного места соприкоснувшийся же с нечистотой человек долженподвергнуться очистительному обряду. Дважды в год, 30 июня и 31 декабря,устраиваются всенародные очистительные церемонии.
Нечистым же в шинтоизмесчитается особенно кровь и все связанное со смертью. Религияв современной Японии. Поражение Японии во второй мировой войне икрушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальнойрелигии. Оккупационные американские власти издали в 1945 г. директиву оботделении шинтоистской религии от государства. 1 января 1946 г. микадообнародовал рескрипт , осудивший прежнюю государственную доктрину обожественности императора и о превосходстве японского народа над всеми
другими народами.Особыми правительственными распоряжениями отменялись все публичные церемониимикадо и религиозное воспитание в школах. В неприкосновенности был оставленлишь придворный культ. В современной жизни Японии религиозностьпроявляется главным образом в соблюдении традиционных обрядов, особеннодомашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих, но отчасти лишькак развлечение и интересное зрелище.