ремонт и дефектация коробки передач а.м КАМАЗ

ГОУ СПО Политехнический колледж Дефектация и ремонт деталей коробки передач автомобиля КАМаз. Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине Ремонт автомобилей специальность 1705. Выполнил студент 4 курса Принял преподаватель Г. Ханты-Мансийск 2005 г. Оглавление Введение 1. Технология ремонта деталей коробки передач 2.

Проектирование техпроцесса 3. Дефектации деталей 4. Исходные моменты проектирования 5. Охрана труда 6. Заключение 7. Список литературы КР РА 41-05 Дата Введение. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны.

Без автомобиля не возможно приставить работу не одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, воинской части. Автотранспорт- одна из важнейших и быстро растущих отраслей народного хозяйства. Она является составляющей частью единой транспортной системы страны. Им перевозятся около 80 всех грузов и 60 пассажиров.

По форме собственности автотранспорт разделяют государственный, муниципальный, акционерный, смешенный. В процессе эксплуатации автомобиля надежность, заложенное в нем при конструировании и производстве, снижается в последствии возникновения различных неисправностей. В поддержании технического состояния автомобилей на требуемом уровне большую часть играет планово-предупредительная система технического обслуживания и технического ремонта выполняются работы по устранению возникших

неисправностей в замене наиболее быстроизнашиваемых деталей. И все же при длительной эксплуатации автомобилей наступает момент, когда в последствии износа корпусных и других основных деталей надежность автомобилей снижается настолько, что восстановлении его средствами эксплуатационных предприятий становится невозможным. В этом случае автомобиль подлежит капитальному ремонту.
Период от начала эксплуатации до первого капитального ремонта характеризует долговечность нового автомобиля, определяемый износостойкостью его деталей. Порочность деталей при этом сохраняется и остается высокой, поскольку износы большинства деталей не превышают 0,1-0,3 мм. Износ многих деталей к моменту поступления автомобиля в капитальный ремонт не достигает предельных значений, КР РА 41-05 Дата установленных техническими условиями.

Эти детали имеют запас на износ т.е. остаточную долговечность, и относятся к числу деталей с допустимым износом. КР РА 41-05 Дата 1 Технология ремонта деталей коробки передач автомобиля КАМаз. Производственным процессом называют совокупность мероприятий и действий, направленных на восстановление работоспособности текущий ремонт или ресурса машин и агрегатов капитальный ремонт. В соответствии с требованиями технической документации один из этапов реализации производственного

процесса включает в себя понятие технологического процесса как термин это понятие определяет процесс непосредственного воздействия на ремонтируемый объект с целью восстановления его работоспособности. Технологический процесс описывается комплектом соответствующих документов, в каждом из которых отражены отдельные этапы технологического процесса называемые технологическими операциями. Технологическая операция представляет собой законченную часть техпроцесса, выполняемую на одном рабочем

месте. Под рабочим местом понимается часть производственной площади, на которой размещены один или несколько исполнителей работы, обслуживаемая ими единица технологического оборудования, а также оснастка и предмет производства. Операциям присваивают наименования в зависимости от вида работ моечная, сборочная, разборочная, контрольная и т. д. В свою очередь каждая операция разбивается на части, называемые переходами это облегчает нормирование операций. 1.1 Проектирование техпроцесса.
На рис 1.1 представлена структурная схема технологического процесса капитального ремонта машин. КР РА 41-05 Дефектация -восстановление -окраска -сборка Ремонт деталей Ремонт агрегатов. -мойка -разборка -Дефектация -восстановление -комплектование -сборка -испытание

Комплектация машины Общая сборка Отделка Испытание Сдача Рис.1.1 структурная схема технологического процесса капитального ремонта машин. КР РА 41-05 Дата Из приведенной схемы видно, что технологический процесс ремонта агрегата имеет незначительные отличия от техпроцесса ремонта машины по последовательности и виду основных работ. Любой техпроцесс как технический документ состоит из двух частей маршрутной технологии и операционной

технологии. В маршрутном техпроцессе, в основном, приводится перечень необходимых операций в той последовательности, в которой они должны выполняться, а также применяемое оборудование, инструмент, материалы. Операционный техпроцесс дет представление о содержании каждой отдельной операции по наименованию и содержании переходов, их продолжительности, применяемом инструменте и т. д. 1.1 Маршрутный техпроцесс разборки коробки передач автомобиля

КАМаз 5320 Исходным документом для проектирования техпроцесса разборки является сборочный чертеж агрегата. На рис 1.2 представлено необходимое и достаточное количество изображений коробки передач КАМаз 5320 со снятой крышкой. На рис 3.1 дано аксонометрическое изображение этой крышки в сборе. КР РА 41-05 Дата КР РА 41-05 Дата КР РА 41-05 Лист Лист докум
Подп.Дата Последовательность выполнения разборочных операций определяется технологической необходимостью очередности снятия тех сборочных единиц, без демонтажа которых затруднена или невозможна последующая разборка Коробку передач Автомобиля КАМаз разбирают в три этапа частичная разборка общая разборка, разборка узлов. При частичной разборке выполняются следующие операции 1. Вывернуть маслосливные пробки, болты, крепления, крышки заборника 20 рис.1.2 масляного насоса, снять

крышку в сборе с магнитом, вынуть сетку заборника и прокладку крышки заборника. 2. отвернуть гайки крепления механизма дистанционного переключения передач к верхней крышке, снять со шпилек пружинные шайбы, механизм и прокладку картера механизма дистанционного переключения. 3. вывернуть болты крепления верхней крышки 13 к картеру 18 коробки передач, снять крышку в сборе со штоками 11,12,17 рис13 и вилками 15,16,20 и прокладку крышки.

4. вывернуть болты и снять крышки люков отбора мощности и их прокладки. 5. вывернуть гайку крепления фланца 16 рис12 снять тарельчатую шайбу и фланец 16 крепления карданного вала к ведомому валу 14. 6. вывернуть болты крепления крышки 15 заднего подшипника ведомого вала, снять крышку в сборе с сальником и приводом спидометра. 7. снять пружину муфты 1 выключения сцепления, отвернуть гайку крепления шланга для смазки подшипника к картеру сцепления 4 вывернуть шланг в сборе из муфты

выключения сцепления снять муфту 1 в сборе с подшипником с крышки 3 заднего подшипника ведущего вала. КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата 8. вывернуть стяжной болт вилки выключения сцепления, снять пружинную шайбу продвинуть вал вилки шлицевым концом вперед и снять вилку, выбить шпонку из паза вала и вынуть вал из отверстия картера 4 сцепления. При общей разборке выполняются следующие операции. 1. отвернуть болты крепления крышки 3 заднего подшипника ведущего вала 2 , снять крышку 3 в сборе с
сальником и вынуть ведущий вал 2 в сборе, из картера коробки 18. 2.продвинуть ведомый вал 14 в сборе вперед до выхода заднего подшипника из гнезда, вынуть из кольцевой канавки стопорное кольцо и спрессовать с ведомого вала задний подшипник и червяк 35 шестерни привода спидометра, вынуть из картера 18 ведомый вал в сборе и снять с его шлицевой поверхности шестерню 12 первой передачи и заднего хода. 3. вывернуть болты крепления масляного насоса 25 к картеру 18 и снять насос в сборе и прокладку насоса.

4. вывернуть болты крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала 17, и снимают крышку с прокладкой, удалить шплинтовую проволоку, вывернуть два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала 17 и шайбу, вынуть ось 26 блока шестерен заднего хода и блок 27 шестерен в сборе с подшипниками, вынуть из блока 27 роликовые подшипники и распорную втулку, продвинуть промежуточный вал 17 в сборе до выхода заднего подшипника из гнезда картера18, вынуть стопорные кольца из канавки подшипника, спрессовать

подшипник с вала и вынуть вал 17 в сборе с шестернями из картера. 5. удалить шплинтовочную проволоку, вывернуть болты крепления картера сцепления 4 и снять картер сцепления с картера коробки передач 18, вывернуть из картера 18 пробку контроля уровня масла и пробки масляного канала КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата Окончательная разборка предусматривает полную разборку следующих узлов ведомый вал и крышка заднего подшипника, промежуточный вал, ведущий вал механизм дистанционного

управления коробкой передач, верхняя крышка коробки передач рис13 масленый насос. Маршрутные техпроцессы разборки узлов структурно не отличаются от приведенных выше примеров. Опыт работы ремонтных предприятий позволяет сформировать, некоторые общи рекомендации по разборке, которых следует придерживаться с целью оптимизации процесса – не следует разукомплектовывать резьбовые соединения повышенного класса точности при их годности к дальнейшей работе. -при разборке резьбовых
соединений необходимо приложение крутящего момента в 1525 раза больше, чем был приложен момент при сборке этого же соединения в процессе изготовления машины для разборки резьбовых соединений в целях повышенной производительности труда и уровня механизации производства необходимо применять инструмент, имеющий электро и пневмопривод со специальными насадками гайковерты, шпильковерты, и т.п а также универсальные рожковые и накидные ключи для обеспечения сохранности посадочных поверхностей деталей при разборке соединений

с натягом втулок, подшипников качения, шестерен и т.п. применяют различные съемники винтовые, гидравлические и прессы, а так же вспомогательные приспособления-оправки, разъемные кольца и др. -при разборке нельзя разукомплектовывать детали, конструктивно объединенные в один комплект, поскольку они в процессе производства проходят окончательную механическую обработку в собранном виде -не рекомендуется разбирать сопряжение в которых при соединительные размеры не имеют отклонений допуска

КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата -для предупреждения появления возможных повреждений вмятин, царапин, сколов, и т.п. детали после разборки не следует укладывать в тару навалом. 1.2.Дефектация деталей. Дефектация является одним из этапов процесса ремонта машин и имеет цель определить техническое состояние деталей на предмет оценки возможности их дальнейшего использование при ремонте. В процессе дефектации производится сортировка деталей на годные и негодные, требующие ремонта.

Годные к дальнейшей эксплуатации деталей направляют в комплектовочные кладовые или склады, а оттуда на сборку. Негодные детали сдаются в металлолом. Детали требующие ремонта, после определения последовательности восстановление передаются на соответствующие участки или цехи ремонтного предприятия. Детали при дефектации помечают краской на проверяемых поверхностях негодные красной, годные зеленой, требующие ремонта желтой. Наряду с дефектацией деталей оценивается так же техническое состояние узлов,
механизмов, агрегатов. Результаты дефектации фиксируются в дефектовочных ведомостях, где указывается количество годных, требующих ремонта и негодных деталей и узлов. Эта ведомость в последствии является основным для получения необходимых для ремонта машины или агрегата соответствующих материалов сборочных единиц. При капитальном ремонте на ответственные детали и узлы, при дефектации составляются паспорта замеров основных рабочих поверхностей.

По этим данным в дальнейшем производится обработка поверхностей под ремонтные размеры, подбираются соответствующие сопряжения, а иногда комплектуются агрегаты и узлы. КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата Техническое состояние агрегатов и механизмов оценивается по заранее установленным параметром. Задачей такой оценки является определение всех возможных дефектов на поверхностях деталей. Дефекты в деталях изделий могут быть разделены на дефекты связанные с аварийными повреждениями,

длительной эксплуатацией или хранением. Явные повреждения, а так же поломки обнаруживаются легко. Сравнительно просто оценить степень взноса рабочих поверхностей после обмера деталей измерительным инструментом штангельциркуль, микрометр, индикаторная головка и т.д. Значительно сложнее определить степень взаимного смещения поверхностей, возникающего как при длительной эксплуатации, так и при других повреждениях. Особую сложность при дефектации представляет обнаружение

микротрещин. При дефектации деталь в начале подвергается внешнему осмотру с целью обнаружения явных дефектов коррозия, трещины, вмятины, сколы, и т.д а так же дефектов с признаками очевидного брака пробоины, поломки и т.п Затем деталь проверяют на специальных приспособлениях и приборах для выявления микротрещин, нарушения формы поверхностей и их взаимного расположения, измерения твердости, упругости и т.д. По результатам дефектации делается вывод о возможности восстановления детали, либо о необходимости
изготовления новой. КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата 2. Конструирование приспособлений. В процессе сборочно-разборочных работ, дефектации, контроли, либо механической обработки используются различные приспособления. Использования приспособлений имеет цель повысит производительность работы, либо снизить физические нагрузки на работающего. При разборочных работах часто используют приспособления называемое съемник.

Съемник предназначен для разделения гладких цилиндрических поверхностей вал-подшипник, шпоночных и шлицевых соединений вал – зубчатое колесо, фланец и т.п. Предметом рассмотрения в качестве примера в данной работе является съемник предназначено для снятия фланца 16 крепление карданного вала с ведомого вала 14 коробки передач рис.1.2. На рисунке 2.1 представлена схема этого съемника, с указанием основных деталей входящих в эту сборочную

единицу 1 – рукоятка2 – винт ходовой3 – планка4 втулка5 винт6 скоба. Приспособление работает следующим образом Винт-2 и втулка-4 составляют винтовую передачу. Втулка-4 жестко соединена с планкой-3 несущей, шарнирно соединенные с ней две скобы-6, выполняющие функции захватов в исходном положение винт-2 своим коническим концом устанавливается в центровое отверстие ведомого вала, а скобы-6 приводятся в положение захвачено.

С помощью рукоятки 1 винт приводится во вращение, в результате чего взаимосвязанная система втулка планка скоба – фланец получает перемещение вдоль оси винта- КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата 2.1. Исходные моменты проектирования Съемник является приспособлением с ручным приводом, поэтому одним из главных требований к конструкции является обеспечение минимальной утомляемости рабочего.
Утомляемость рабочего может зависеть от двух факторов 1- усилие, прилагаемое к рукоятке2- длительность операции. Усилие, прилагаемое рукоятке зависит от силовых факторов препятствующих вращению винта. Единственным фактором в данном случае является трение, возникающее в передаче винт- гайка. Сила трения рассчитывается по формуле где N- нормальное усилие в контакте трущихся поверхностей – коэффициент трения скольжения без учета угла подъема винтовой линии можно принять, что нормальное усилие

N равно силе действующей вдоль оси винта. Таковой силой Q является сила распрессовки сопряжения. Известны рекомендации, согласно которым сила распрессовки должна в 1,5- 2 раза превышать силу запрессовки. Последняя может быть прочитана где b- расчетный натяг в сопряжении – коэффициенты зависящие от механических свойств сопряженных деталей и соотношения толщин стенок вала и втулки. d- номинальный диаметр сопряжения. q- Напряжение сжатия на контактной поверхности.

Сила трения контакта винт-гайка действуют в плоскости перпендикулярной оси винта. Создаваемый ею противомомент зависит от величины среднего диаметра резьбы винта. КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата Последний момент создаваемый рабочим зависит от прилагаемого к рукоятке усилия Т и длины плеча силы L Если нормировать потребное усилие Т, то можно рассчитать минимально необходимую длину рукоятки.

Так как должно быть соблюдено условие то, с учета N Q 2P, и решая совместно, получим где В формуле видно, что величина b должна выражаться в микрометрах. Формула дает достаточно ясную связь между параметрами приспособления и параметры сопряжения. В формуле не указаны влияния шага резьбы, хотя этот параметр изменяет условия трения в контакте, а так же влияет на производительность съемника. При назначении конкретных значений геометрических параметров
деталей приспособления может оказаться необходимым провести прогностные расчеты – на устойчивость стержня винта при определенном отношении его длины к диаметру – на срез резьбы – на изгибную прочность скобы – на износостойкость контакта винт-гайка. Чаще всего при конструировании того или иного приспособления используется метод аналогов типовая конструкция, типовые детали КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата Заключение В данном курсовом проекте была разработана технологи

ремонта проектирование технологического процесса и Дефектация деталей. А также было произведено внедрении нового оборудования для снижения трудоемкости работ. КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата Список литературы 1. Текущий ремонт автомобилей. 2. Типовые нормы времени на ремонт грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМаз, КРАЗ в условиях автотранспортных предприятиях 3.

Совершенствование эксплуатации и обслуживание автомобилей. 4. Справочник по эксплуатации автомобиля КАМаз. КР РА 41-05 Лист Лист докум Подп.Дата Карта технических требований на дефектацию детали. детальКартер коробки передач Номер деталиматериалтвердостьПозиция на эскизе Возможные дефекты Способ установления дефекта, измерительные инструментыРазмеры мм. заключениеПо рабочему

чертежуДопустимый без ремонтаДопустимый для ремонта1Трещины, износ, задиры или трещины на привалочной поверхности по торцам картера.визуальнобракуется2Износ отверстий под подшипники первичного и вторичного валов.микрометр150.06Ремонтировать. Вибродуговая наплавка, постановка втулок3Износ отверстий под подшипник и стакан подшипников промежуточного валамикрометр120.03Ремонтировать. Вибродуговая наплавка, постановка втулок 4Износ под переднюю шейку оси блока шестерен заднего ходакалибровка26ю04Ремонтировать.
Вибродуговая наплавка, постановка втулок