Ремонт карданной передачи

Содержание
1.Назначениеи техническое описание
2.Техническоеобслуживание
3.Ремонтсистемы
3.1Неисправностии способы устранения
3.2Дефектыи способы восстановления
4.Организациярабочего места слесаря по ремонту автомобилей
5.Охранатруда при ремонте автомобиля
Литература

1.Назначениеи техническое описание
Карданнаяпередача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущемумосту автомобиля при изменяющихся углах между валами этих агрегатов. Такаяпередача нужна потому, что угол наклона карданного вала, соединяющего ведущиймост с коробкой передач, во время движения автомобиля изменяется, так какведущий мост прикреплен к раме автомобиля на рессорах и может относительно нееперемещаться.
Состоиткарданная передача из карданов (карданных шарниров) и валов. Кардан являетсяосновным механизмом, который передает крутящий момент от одного вала к другому.
Основныечасти кардана: крестовина и две вилки с проушинами. Шипы крестовины входят впроушины вилок и закрепляются в них шарнирно при помощи стальных стаканов сигольчатыми подшипниками., защищаемых от проникновения грязи и утечки смазкисальниками. Смазываются подшипники через масленку, от которой масло кподшипникам подаётся по каналу, просверленному в крестовине
Крестовинакардана может свободно поворачиваться на некоторый угол относительно вилкиодного вала, а вилка другого вала также может поворачиваться относительнокрестовины.
Техническоеописание:
 вторичный вал коробки передач;
 сталебаббитовая втулка;
 удлинитель заднего картера коробки передач;
грязеотражатель скользящей вилки;
 скользящая вилка;
 корпус подшипника;
 иглы;
 крестовина;
манжета;
 грязеотражатель промежуточной опоры;
 промежуточная опора;
 подшипник промежуточной опоры;
 защитные кольца;
шлицевая вилка;
 стопорная шайба;
 вилка заднего карданного вала;
 вилка-фланец;
 задний карданный вал;
болт;
 П-образная пластина;
 кольцо уплотнительное;
промежуточный карданный вал;
 вилка промежуточного карданного вала;
 стопорное кольцо;
 пресс-масленка;
манжеты удлинителя заднего картера.

2.Техническоеобслуживание карданной передачи
Удаляемгрязь с наружных поверхностей деталей карданной передачи.
Проверяемзатяжку всех доступных соединений деталей карданной передачи и подтягиваемослабленные соединения.
Тщательнойпроверке должна быть подвергнута посадка крестовин в подшипниках и подшипниковв вилках. Покачивая относительно друга вилки карданногошарнира, проверяем отсутствие люфта в подшипниках. При обнаружении люфтакрестовину с подшипниками необходимо заменить. Так же безотказностьи долговечность работы карданной передачи в большой мере зависит от выполнениясмазочных работ в соответствии с графиком и применения только рекомендуемыхсортов смазки. Смазывают крестовины кардана консистентной смазкой или, при ееотсутствии, солидолом. Смазку вводят шприцем до выхода ее через клапан,имеющийся на крестовине. При этом надо подавать смазку медленными равномерныминажимами шприца, что позволит воздуху выйти из всех каналов и обеспечит подводсмазки ко всем подшипникам.
Основнойзадачей обслуживания карданной передачи является обеспечение ее работы безвибраций и рывков. Валы не должны иметь вмятин, трещин и погнутостей
Диагностикакарданной передачи заключается в определении величины биения карданного вала,износа шарниров и шлицевых соединений. Биение карданного вала можно определитьпри помощи специального прибора. Для этого автомобиль устанавливают наосмотровую канаву. Подъемником вывешивают одно заднее колесо. Выключаютпередачу и снимают с ручного тормоза. Подкручивая внешнее колесо, определяютбиение карданного вала, которое равно разности максимальных и минимальныхпоказателей индикатора. Допустимое значение биения для легковых автомобилей —не более 0,6 мм.
Износыв шарнирах и шлицевых соединениях определяют визуально по их относительномусмещению во время покачивания вручную. При резком повороте вала в обе стороныне должно быть стука и ощутимого люфта.
Большоевлияние на ресурс карданных шарниров и подшипников ведущего вала главнойпередачи оказывает балансировка карданного вала. Поэтому, в целях сохранениязаводской балансировки карданной передачи, после разборки собирать еенеобходимо по установленным стрелкам.

3.Ремонтсистемы
3.1Неисправности и способы устраненияПричина неисправности Метод устранения Ослабление затяжки крепления заднего карданного вала к заднему мосту Подтянуть резьбовые соединения Недостаточная смазка шлицевых соединений Через пресс-масленки смажьте шлицевые соединения смазкой Ослабление обоймы сальника шлицевого соединения переднего или заднего карданных валов Подожмите сальник и обожмите обойму, изношенный сальник замените Повреждение защитного чехла шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала Разберите шарнир, замените смазку и защитный чехол. При повреждении деталей — замените шарнир в сборе Износ подшипников и шипов крестовин в шарнирах Проверить радиальный зазор в подшипниках шарниров и, если он превышает 0,10 мм, заменить крестовину и подшипники Ослабло крепление вала к фланцу ведущей шестерни заднего моста Подтянуть крепление заданным моментом Ослабление крепления промежуточной опоры к кронштейну или кронштейна к днищу кузова Подтянуть резьбовые соединения Ослабло крепление вала к заднему мосту Осмотреть вал, проверить его биение и, если оно превышает 0,8 мм, отрихтовать его, при этом биение его должно быть не более 0,6 мм в любой точке по длине. Отбалансировать вал динамически. Подтянуть крепление Потеряна балансировочная пластина Произвести динамическую балансировку вала Неправильно установлена шлицевая вилка промежуточного вала Установить шлицевую вилку в одной плоскости со скользящей вилкой Износ или поломка одного из шарниров Первоначально повернуть вилку на шлицах на угол 180° и проверить, не уменьшится ли биение. Если оно не уменьшится, то заменить изношенные детали. При замене шлицевой вилки вал динамически отбалансировать
карданныйпередача вал подшипник
3.2Дефекты и способы восстановления
Изношенныешейки крестовины восстанавливают хромированием с последующей обработкой донормального размера.
Сальникии изношенные подшипники заменяются новыми.
Еслина шейках крестовины есть вмятины от роликов, то надо заменять крестовину всборе с подшипником.
Погнутостьтрубы устраняют правкой. После правки биение в любой точке её по длине должнобыть не более 0,4мм.После проверки биения вал центрируют по пазам и отверстиямв вилках. Погнусть щёк вилок устраняют также правкой. При обломах и трещинахвилка подлежит замене. Для этого следует срезать шов, впрессовать негоднуювилку, запрессовать новую и приварить её к трубе непрерывным швом шириной 8ммпо всей окружности.
Фланецкарданного вала изготовлен из стали марки 35 и поступает в ремонт с износомотверстий под подшипники.
Крестовинапоступает в ремонт с вмятинами на поверхности шипов и износом шипов по диаметру.Эти дефекты устраняются автоматической наплавкой в углекислом газе споследующей термической и механической обработкой.
Приотрывебалансировочной пластины от трубы вала нужно заменить трубу карданного вала илиотремонтировать ее в специализированных мастерских с обязательным проведениемдинамической балансировки.
Ослаблениеобоймы сальника шлицевого соединения переднего или заднего карданных валовустраняют промойкой сальника и обжатием его обоймы, при утечке смазки –заменяют.

4.Организациярабочего места слесаря по ремонту автомобиля
Проверить, достаточно ли освещенорабочее место и подходы к нему. О перегоревших лампочках сообщитьнепосредственному руководителю.
Осмотреть и привести в порядок рабочееместо, убрать все, что может помешать работе, если пол скользкий (облит маслом,краской, водой), потребовать, чтобы его вытерли или сделать это самому.
Рабочее место должно исключать опасностьтравмирования автомобильным и другими транспортными средствами, а также грузом,перемещаемым грузоподъемными механизмами и другими производственными факторами.Проверитьисправность и крепление тисков. Струбцины не должны иметь люфта, на губкахнесработанную насечку и должны прочно захватывать зажимные изделия.
Проверить и подготовить необходимый дляработы ручной инструмент и приспособления, а при необходимости и средстваиндивидуальной защиты.
При работе пользоваться толькоисправными, сухими и чистыми инструментами и приспособлениями:
1.  молоткии кувалды должны быть насажены на рукоятки под прямым углом к продольной осиинструмента и надежно укреплены путем расклинивания металлическими заершеннымиклиньями. Рукоятки должны быть изготовлены из дерева твердых пород и иметьовальную и гладкую поверхность. Длина рукоятки молотка не должна быть короче300 мм, а кувалды – 450 … 900 мм в зависимости от массы инструмента,
2.  бойкиударных инструментов (зубил, кернов, молотков, кувалд и т.д. должны иметьслегка выпуклую гладкую, не косую и не сбитую поверхность без заусенец, выбоин,вмятин, трещин и наклепов,
3.  инструменты,имеющие заостренные концы (хвостовики) для насаживания рукояток (напильники,ножовки, отвертки и т.п.) должны иметь прочные укрепленные деревянные илипластмассовые рукоятки. Рукоятка должна иметь длину в соответствии с размерамиинструмента, но не менее 150 мм, и во избежание раскалывания должна бытьстянута металлическими бандажными кольцами,
4.  лезвиятопоров, зубил, шаберов, сверл и другого режущего инструмента не должна иметьзаусенец, выбоин, трещин, а режущая кромка их должна быть правильно заточена ипредставлять собой ровную и слегка выпуклую поверхность,
5.  длиназубил должна быть не менее 150 мм, а оттянутая часть должна иметь длину 60…70мм,
6.  лезвиеотвертки должно быть оттянуто и расплющено до такой толщины, чтобы оно входилобез зазора в прорезь головки винта,
7.  гаечныеключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не должны иметьтрещин, выбоин, заусенец. Губки ключей должны быть строго параллельными и незакатанными,
8.  раздвижныеключи не должны иметь слабину (люфт) в подвижных частях,
9.  острогубцыи плоскогубцы не должны иметь выщербленных, сломанных губок рукояток. Губкиострогубцов должны быть острыми, а плоскогубцы – с исправной насечкой,
10.брускии крупные напильники для опиловки широких поверхностей должны быть снабженыспециальными ручками, допускающими удобную обработку этих поверхностей,
11.концыломиков, оправок для наводки отверстий металлических изделий не должны бытьпогнутыми или сбитыми,
12.поддержки,применяемые при ручной клепке, обжимке и прочих работах, должны быть прочными ибезопасными,
13.съемникидолжны иметь жесткую конструкцию и не иметь трещин, погнутых стержней, согнутойили смятой резьбы и обеспечивать соосность упорного (натяжного) устройства сосью снимаемой детали. Захваты съемников должны обеспечивать плотное и надежноезахватывание детали в месте приложения усилия.
5.Охрана труда при выполнении работ, связанных с ТО и ремонтом автомобилей
Техническоеобслуживание, ремонт и проверка технического состояния АТС производится в специальноотведенных местах (постах), оснащенных необходимыми оборудованием,устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем.
АТС,направляемые на посты технического обслуживания, ремонта и проверкитехнического состояния, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега.Постановка АТС на посты осуществляется под руководством ответственногоработника (мастера, начальника участка, контролера технического состояния АТС ит.п.).
Послепостановки АТС на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключитьзажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем),установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение,под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков). На рулевоеколесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать — работают люди!». На АТС, имеющих дублирующее устройство для пускадвигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.
Присутствиелюдей в полосе движения АТС при въезде, выезде или маневрировании впроизводственном помещении запрещается.
Пускдвигателя АТС на постах технического обслуживания или ремонта разрешаетсяосуществлять только водителю-перегонщику, бригадиру слесарей или слесарю,назначаемым приказом по организации и прошедшим инструктаж при наличии у нихудостоверения водителя АТС.
Работники,производящие обслуживание и ремонт АТС, должны обеспечиваться соответствующимиисправными инструментами, приспособлениями, а также средствами индивидуальнойзащиты (СИЗ).
Принеобходимости выполнения работ под АТС, находящимся вне осмотровой канавы,подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.
Привывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами(домкратами, талями и т.п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставитьпод неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить АТС,подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них АТС.
Убиратьрабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезковразрешается только с помощью щетки.
Приработе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежноукрепить на нем АТС, слить топливо из топливных баков и жидкость из системыохлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя иснять аккумуляторную батарею.
Приснятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кгженщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг женщинами (более двухраз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами.
Приснятии и установке агрегатов и узлов, которые после отсоединения от АТС могутоказаться в подвешенном состоянии, нужно применять страхующие (фиксирующие)устройства и приспособления (тележки-подъемники, подставки, канатные петли,крюки и т.п.), исключающие самопроизвольное смещение или падение снимаемых иустанавливаемых агрегатов и узлов.
Недопускается:
· работатьлежа на полу (земле) без лежака;
· выполнятькакие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только наодних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
· выполнятькакие-либо работы без подкладывания козелков (упора или штанги под плунжер) подвывешенный АТС (автомобиль, прицеп, полуприцеп) на передвижные (в том числеканавные) подъемники и подъемники, не снабженные двумя независимымиприспособлениями, одно из которых — страховочное, препятствующиесамопроизвольному опусканию их рабочих органов в соответствии с требованиямигосударственного стандарта;
· оставлятьАТС после окончания работ, вывешенными на подъемниках;
· подкладыватьпод вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес,кирпичи и другие случайные предметы;
· сниматьи ставить рессоры на автомобили (прицепы, полуприцепы) всех конструкций и типовбез предварительной разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова сустановкой козелков под него или раму АТС;
· проводитьтехническое обслуживание и ремонт АТС при работающем двигателе, за исключениемотдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
· поднимать(вывешивать) АТС за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за нихтросами, цепями или крюком подъемного механизма;
· поднимать(даже кратковременно) грузы, масса которых превышает указанную на табличкеподъемного механизма;
· снимать,устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их стальными канатамиили цепями при отсутствии специальных устройств;
· подниматьгруз при косом натяжении тросов или цепей;
· работатьна неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами иприспособлениями;
· оставлятьинструменты и детали на краях осмотровой канавы;
· работатьс поврежденными или неправильно установленными упорами;
· пускатьдвигатель и перемещать АТС при поднятом кузове;
· производитьремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвальногоприцепа без предварительного его освобождения от груза и установкидополнительного упора;
· проворачиватькарданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
· сдуватьпыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
Передснятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки АТС, когдавозможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо,масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
Ремонтироватьтопливные баки, заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и таруиз-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей можно только после полногоудаления их остатков и обезвреживания.
Разлитоемасло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок,которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками,устанавливаемые вне помещения.
Использованныеобтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) должны немедленно убиратьсяв металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дняудаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

Литература
Книга «Ремонт без проблем ГАЗ 3110 »,Издатеольство «Третий Рим».
Книга «Обслуживаем и ремонтируем ВолгаГАЗ 3110», издательство Владимир Алексеевич Золотницкий, 2007год.
Книга «Руководство по ремонту,эксплуотации и техническому обслуживанию ГАЗ 3110»
Книга «Школа авторемонта ГАЗ 3110»Автор Кинаев Александр и Погребной Сергей, издательство «Третий Рим». 2006год.