Ремонт радиатора

Содержание
Введение
1. Система охлаждения
1.1 Назначение радиатораохлаждения, его виды
1.2 Устройстворадиатора, принцип действия
1.3 Эксплуатационныематериалы
2. Техническоеобслуживание радиаторов
2.1 Значение и сущностьтехнического обслуживания и ремонта автомобилей
2.2 Возможныенеисправности радиаторов
2.3 Переченьвыполняемых работ в объеме технического обслуживания для радиатора
3. Ремонтсистемы охлаждения
3.1 Разборка радиатора
3.2 Анализ дефектоврадиаторов, возникающих в процессе эксплуатации
3.3 Методы и способывосстановления работоспособности радиаторов
3.4 Сборка радиатора
3.5 Послеремонтныеиспытания. Порядок сдачи готового изделия
3.6 Организациярабочего места слесаря по ремонту автомобилей
4. Охрана труда
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправного, или работоспособногосостояния ресурса и обеспечения безопасности работы автомобиля и его составныхчастей.
Данная тема «Ремонтрадиатора» достаточно актуальна на современном этапе. Радиатор являетсяважным составным элементом системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Впроцессе эксплуатации в результате коррозии и механических поврежденийнарушается герметичность трубок сердцевины радиатора. Устранения такого дефектаежегодно требуют до 10% парка машин в зависимости от их возраста.
Восстановлениеработоспособности машин, имеющих течь охлаждающей жидкости в радиаторе, внастоящее время осуществляется либо заменой всего радиатора, либо пайкой трубокв месте течи, либо заглушкой трубок, имеющих дефекты.
Основнымнедостатком ремонта радиатора с применением пайки является то, что его можноиспользовать только в том случае, если точно определено место течи и онодоступно для пайки. Заглушать трубки возможно только у разборных радиаторов.Устранение течи в трубках с помощью специальных препаратов, заливаемых всистему охлаждения, позволяет лишь временно восстановить работоспособностьмашин.
В связи сэтим, разработка технологии ремонта радиатора является актуальной и современнойзадачей. Цель письменной экзаменационной работы состоит в систематизации научных и практических знаний в области эксплуатации иремонта радиатора, а конкретно развитие инициативы и самостоятельности решенийпо тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонтарадиатора, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применениюальтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний ирегулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности,долговечности и экономичности. Основными задачами написания работы являются:
— датьхарактеристику радиатора, определить его назначение;
— изучитьустройство радиатора охлаждения;
— определитьосновы обеспечения работоспособности системы охлаждения;
— ознакомитьсяс перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для радиаторов;
— организация диагностических и регулировочных работ;
— основныенормативы безопасности;
— рассмотреть методы и способы восстановления работоспособностирадиаторов.
Общаяметодика исследований заключается в анализе конструктивных особенностейрадиаторов, их возможных дефектов, в обосновании допустимой площади заделкирадиатора для обеспечения рационального теплового режима работы двигателя,обосновании оптимальной концентрации компонентов формообразующего клеевогосостава для заделки радиатора и технологических режимов его нанесения. Принаписании письменной экзаменационной работы были использованы труды такихавторов как В. Л. Роговцев, А. Г. Пузанков, В. Ю. Бойков, А. Ф. Сливов, Ю. В.Башкирцев, Фрункин А. К., Чуначенко Ю.Т., научные труды Ю. М. Рудникова, Ю. Л. Засорина, В. М.Даговича, В. С. Калисекима, А. И. Манзона, С. Н. Гладких. Данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения,списка использованных источников. Во введении показана цель написанияписьменной экзаменационной работы. Глава 1 посвящена назначению и устройствурадиаторов, во 2 главе описывается техническое обслуживание радиаторов, в 3главе рассматривается ремонт, в 4 главе изложены общие основы обеспеченияохраны труда. В заключении сформулированы общие выводы.

1. Системаохлаждения
1.1 Назначениерадиатора, его виды
Беззапуска «сердца»– двигателя автомобиля, машина перестает бытьсредством передвижения и становится бесполезным куском железа. Все детали вавтомобиле взаимосвязаны, и одна без другой просто перестает выполнять своюфункцию. Так не малую роль в бесперебойной работе двигателя играет радиатор иявляется неотъемлемой его частью (рисунок 1.1)[1, С. 352].
/>
Рисунок 1.1-Радиатор охлаждения
Процессы,которые заставляют двигаться автомобиль, начинаются в двигателе внутреннегосгорания (ДВС). С помощью электрической искры, топливо внутри ДВСсамовоспламеняется, в процессе его сгорания в цилиндрах образуется тепловаяэнергия. Она, в свою очередь, преобразовывается в механическую, которая исоздает момент, необходимый для начала движения автомобиля. Во время работыдвигатель набирает очень высокие температуры, что хватило бы на обогрев двухдомов средних размеров. При превышении рабочей температуры наступает перегревдвигателя и как следствие его поломка. Для того чтобы избежать серьезныхпроблем, таких как перегрев и существует целая система охлаждения двигателя, вкоторую входит и радиатор охлаждения.
В двигателевнутреннего сгорания радиатор является теплообменником, объединяющим дваконтура системы охлаждения. В основном применяются трубчато-пластинчатые итрубчато-ленточные решётки радиаторов. Используются и алюминиевые радиаторы:они дешевле и легче, но теплообменные свойства, при прочих равных условиях(размеры, площадь теплообмена и т.п.), и надёжность ниже. Радиатор имееттрубчато-ленточную медно-латунную сердцевину с двухходовым горизонтальнымдвижением жидкости (правый бачок радиатора разделен на 2 части). До ноября 1988г. на автомобили устанавливались радиаторы, имеющие 2 ряда охлаждающих трубок илатунные штампованные бачки. На автомобилях более позднего выпуска установленырадиаторы с одним рядом охлаждающих трубок увеличенного сечения ипластмассовыми бачками. Радиаторы охлаждения бывают разной конструкции.Наиболее распространенными радиаторами являются: ленточные и пластинчатые(рисунок 1.2) [16, С. 12]. Пластинчатые радиаторы охлаждения, имея худшиехарактеристики теплообмена и большие весовые параметры, по сравнению сленточными радиаторами, уверенно уходят в прошлое.
/>
а – устройство; б, в –соответственно трубчато-пластинчатая и трубчато-ленточная сердцевины; 1 –боковая стойка; 2 – пароотводная трубка; 3 – пробка; 4 – верхний бачок; 5 –резиновая подушка крепления радиатора; 6 – нижний бачок; 7 – теплорассеиваюшаясердцевина.
Рисунок 1.2 — Радиатори типы его сердцевины
1.2Устройство радиатора охлаждения, принцип действия
радиаторремонт автомобиль дефект
У каждого современногоавтомобиля в моторном отсеке находится два главных радиатора, которые несут всебе функции охлаждения: первый — основной радиатор, он же радиатор охлаждениядвигателя, и второй — конденсор (радиатор кондиционера). Рассмотрим устройствои принцип действия радиатора охлаждения двигателя. Существует два видаохлаждения двигателя внутреннего сгорания: воздушное и водяное (жидкостное)охлаждение. Воздушное охлаждение используется только на маломощных двигателях иобладает множеством недостатков. Такое охлаждение используется на некоторыхмотоциклах и мопедах. Наибольшую популярность за счёт своей эффективностиполучила водяная (жидкостная) система охлаждения двигателя, которой оснащенкаждый современный автомобиль.
Основной частью системыохлаждения двигателя является радиатор охлаждения. Радиатор охлажденияпредназначен для поддержания рабочей температуры двигателя, которая находитьсяв пределах от 85 до 100 градусов (в зависимости от типа двигателя), ипредотвращения его перегрева. При превышении рабочей температуры двигателянаступает перегрев, что приводит к заклиниванию двигателя и, как следствие, кего капитальному ремонту. Принцип действия системы охлаждения заключается вследующем. При помощи жидкостного насоса охлаждающая жидкость циркулирует покругу и омывает горячие стенки цилиндров и головки блока, тем самым отводиттепло от нагревшихся деталей двигателя. Затем горячая жидкость поступает врадиатор охлаждения и отдает тепло в окружающую среду. Далее уже остывшаяохлаждающая жидкость повторяет цикл. Радиатор охлаждения — это теплообменникили, иными словами, автомобильный радиатор является устройством для охлажденияжидкости. Для наиболее эффективного теплообмена перед двигателем устанавливают вентиляторрадиатора охлаждения, который нагнетает поток воздуха на поверхность радиатора,тем самым ускоряя процесс теплообмена.
Вентиляторрадиатора охлаждения включается термодатчиком при повышении рабочей температурыдвигателя. В зависимости от типа и объема двигателя вентиляторы радиатораохлаждения бывают двух видов: одновентиляторные и двухвентиляторные.
Радиаторохлаждения и конденсор устанавливаются в передней части автомобиля,непосредственно перед двигателем. Это показано на рисунке 1.3[12].
/>
Рисунок 1.3-Размещение радиатора охлаждения
1.3Эксплуатационные материалы
Охлаждающейжидкостью в автомобильных радиаторах является тосол или концентрат антифриза. Вцелях экономии многие автолюбители заливают в радиатор охлаждения простуюдистиллированную воду. Долговременное использование простой воды в качествеохлаждающей жидкости способствует появлению ржавчины и отложений на отдельныхдеталях системы охлаждения, что в последствии сокращает её срок службы. Системаохлаждения двигателя, также как и система смазки, является неотъемлемой частьюнормальной работы двигателя. В целях хорошей работоспособности системыохлаждения двигателя рекомендуется использовать специально предназначенныежидкости. Такими жидкостями являются антифриз и тосол. Концентрации антифризадля приготовления охлаждающей жидкости показаны в таблице 1.1[5, С. 45].
Таблица 1.1 — Концентрация антифриза
/>
Количествоантифриза, необходимое для нормальной работы системы охлаждения, а также еёморозоустойчивости, зависит от емкости самой системы охлаждения.
В настоящеевремя ведущие фирмы по разработке и изготовлению автомобильных радиаторовохлаждения отдают предпочтение ленточным паяным радиаторам, а материал, изкоторого изготавливаются данные радиаторы охлаждения – алюминий, так как уалюминия очень хорошие характеристики теплопроводимости, что способствуетулучшению работы радиаторов охлаждения.

2.Техническое обслуживание радиаторов
2.1 Значениеи сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей
Унас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживанияи ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническоеобслуживание осуществляется по плану, а ремонт – по потребности. Принципиальныеосновы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонтаавтомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании иремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Техническоеобслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные,контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные,электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборкиагрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если притехническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов,то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах иприборах.
Попериодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживаниесогласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное(ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Положениемпредусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт(ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР),выполняемый на специализированных предприятиях.
Каждый видтехнического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень(номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операцииделятся на две составные части контрольную и исполнительскую.
Контрольнаячасть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительскаячасть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные итрудовые затраты при ТО подвижного состава.
Диагностикаявляется частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) итекущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации отехническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуетсяназначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания иремонта [12, С. 65].
Ежедневноетехническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращенияавтомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работыпо механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову,кабине, приборам освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, атакже дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающейжидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости отпогодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований,предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Как правило,техническое обслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании,проводят после обкатки (через 2… 3 тыс. км пробега), а затем через каждые 15тыс. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2). Сезонное ТО проводят двараза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодноевремя года. Перечень контрольно-осмотровых и регламентных работ указан всервисной книжке автомобиля.

2.2 Возможныенеисправности радиаторов
Недостаточнохорошее охлаждение при исправно работающих остальных компонентах системыохлаждения, потеря антифриза при отсутствии течи из других элементов – вотнекоторые из признаков неисправности радиатора. Причин может быть несколько –забитые соты радиатора. Мелкие мошки, тополиный и цветочный пух, дорожная пыль– все это, при долгой эксплуатации, способно забить соты радиатора, ипрепятствовать нормальной теплоотдаче. Следующий часто встречающийся виднеисправности – наличие большого количества отложений на внутренней поверхностирадиатора. Это происходит по причине применения в качестве охлаждающей жидкостиобычной (не дистиллированной) воды или некачественного антифриза. Поэтомурекомендуется применять только качественные охлаждающие жидкости, и, по меренеобходимости, производить чистку радиатора в техцентрах, обладающихнеобходимыми для этого условиями. Основные неисправностии методы их устранения рассмотрены в таблице 2.1[10, С. 127].
Таблица 2.1- Поиск иустранение неисправностейНеисправность Возможная причина Метод устранения Перегрев двигателя Недостаточный уровень охлаждающей жидкости Долейте охлаждающую жидкость Утечка охлаждающей жидкости Отремонтируйте Засорено пространство между пластинами радиатора Прочистите Повреждена крышка радиатора Замените Неисправен вентилятор радиатора Отремонтируйте Неисправен термостат Замените Засорены каналы для протока охлаждающей жидкости Прочистите Неисправен водяной насос Отремонтируйте или замените Коррозия Примеси в охлаждающей жидкости Замените

Помимоестественного расходования эксплуатационного запаса, который со временемприводит к ремонту радиаторов автомобилей, существуют и другие причины. Самымираспространенными причинами утечки охлаждающей жидкости и, соответственно,поводом для ремонта радиаторов становятся: разгерметизация в местах соединениятрубок и бачков, повреждение швов на трубках, трещины в бачках, а такжеповреждения резиновых уплотнителей. Необходимость в ремонте автомобильныхрадиаторов зачастую возникает и в случае автомобильной аварии, посколькурадиаторы, которые размещены в передней части машины, нередко претерпеваютразличные механические повреждения. После аварии может произойти деформация инарушение герметичности.
2.3Перечень выполняемыхработ в объеме технического обслуживания для радиатора
При ЕО(ежедневном обслуживании) системы охлаждения после пуска двигателя и его работыв режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости врадиаторе и при необходимости долить ее.
Во время работыдвигателя и сразу после его остановки уровень жидкости повышен в связи с еерасширением при нагреве. Поэтому контроль уровня охлаждающей жидкости следуетпроизводить на холодном двигателе (желательно при температуре около 20°С).Уровень охлаждающей жидкости должен быть на автомобилях ВАЗ на 2…3 см вышериски с отметкой «MIN» в расширительном бачке [9].
При использовании вкачестве охлаждающей жидкости водные растворы Тосола-АМ, необходимо доливатьдисцилированную воду.
При перегревеохлаждающей жидкости надо открывать пробки радиатора и расширительного бачкаосторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей жидкости изгорловины. Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как этоможет привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров.
В летнее время нужноследить за чистотой сердцевины радиатора. При засорении ее следует прочиститьструей воды или сжатого воздуха, направленного на сердцевину со сторонывентилятора.
При ТО-1, кроме работпо ежедневному техническому обслуживанию, проверить и при необходимостиподтянуть крепления всех деталей системы охлаждения двигателя (радиатора,жидкостного насоса, вентилятора, жидкостных патрубков и шлангов).
Если требуется слитьжидкость из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливныекраны радиатора, блока цилиндров и отопителя. При наличии предпусковогоподогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. При замерзании кранов воткрытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости впроцессе прогрева двигателя, когда она потечет из кранов. Необходимосистематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течижидкости из системы охлаждения.
При ТО-2, кроме работпо первому техническому обслуживанию, необходимо закрепить радиатор, жидкостныйнасос и при необходимости заменить детали крепления. Проверить натяжение ремняжидкостного насоса, а также его состояние (на его поверхности не должно бытьпорезов, расслоений, обрывов нитей корда). Также, если это необходимо –проверить производительность насоса на стенде.
При СО (сезонномобслуживании) промыть систему охлаждения для удаления из нее накипи, ржавчины,осадков.
Сначала нужно промытьдвигатель, а затем радиатор, направляя поток промывочной воды обратноциркуляции охлаждающей жидкости в двигателе.
Промывать двигательследует до тех пор, пока сливаемая вода не станет совершенно чистой. Затемустанавливают трубопроводы, соединяющие двигатель с радиатором и расширительнымбачком. После этого направляют из шланга воду под сильным напором в отверстиепатрубка термостата и прекращают подачу лишь после того, как из отверстийсливных кранов потечет чистая вода, без примесей. Перед установкой сливныекраны прочистить, промыть и проверить их исправность.

3. Ремонт системыохлаждения
3.1 Разборка радиатора
Для снятия радиатораследует выполнить следующие операции.
1. Слить охлаждающуюжидкость из радиатора, для чего отвернуть пробку компенсационного бачка,ослабить хомут крепления отводящего рукава на нижнем патрубке радиатора и снятьрукав. При этом сольется жидкость из радиатора, компенсационного бачка,соединительных рукавов и частично из охлаждающей рубашки двигателя.
2. Отсоединить проводаот датчика выключения электровентилятора и от электродвигателяэлектровентилятора.
3. Отсоединить отрадиатора подводящий рукав и трубки, соединяющие радиатор с компенсационнымбачком.
4. Снять направляющие кожухаподвода воздуха к радиатору: верхний, правый, левый и нижний.
Для снятия верхнегокожуха его необходимо вывести из специальных удерживающих пазов, для снятия правогои левого — отстегнуть специальные защелки (на правом три, а на левом две) ивывести кожуха из пазов, а для снятия нижнего кожуха — отвернуть болты,крепящие его к радиатору.
5. Для снятия радиаторас латунными бачками отвернуть 4 болта крепления радиатора и снять его в сборе скожухом и электровентилятором, а для снятия радиатора с пластмассовыми бачкамипредварительно отсоединить кожух с электровентилятором, для чего отвернуть 2гайки крепления кожуха к радиатору (сверху) и одну (снизу) крепления кожуха ккронштейну, после чего отвернуть болты крепления радиатора и снять его [8]. Приснятии используются гаечные, накидные ключи, отвертка крестовая, обычная.

3.2 Анализ дефектоврадиаторов, возникающих в процессе эксплуатации
Для выявления дефектныхмест следует заглушить патрубки, а через один из патрубков подвести сжатый воздухпод давлением 1;0 кгс/см2. После этого опустить радиатор в ванну сводой. При обнаружении негерметичности поврежденные места запаять.
При обнаружениинегерметичности в месте соединения остова радиатора с пластмассовыми бачкамиследует плоскогубцами осторожно поджать лапки крепления бачка в дефектномместе. Если при этом устранить негерметичность не удается, то отверткойосторожно отогнуть лапки крепления бачка, снять бачок и резиновую прокладку.Если прокладка сохраняет эластичность и на ней отсутствуют механические повреждения,надо промазать ее с двух сторон герметикой, установить на место, прижать бачокк остову струбциной и плоскогубцами осторожно подогнуть лапки, после чегопроверить герметичность.
При невозможностиустранить негерметичность узла радиатор следует заменить.
3.3 Методыи способы восстановления работоспособности радиаторов
Ремонт системы охлаждениязаключается в устранении течей радиаторов охлаждения.
Ремонт в основномзаключается в устранении негерметичности.
Однимиз способов устранения негерметичности служит продувка сжатым воздухом, иливодой под давлением, после чего работоспособность радиатора, как правило,восстанавливается.
Иногдапомогает промывка водой (против обычного направления циркуляции ОЖ), есликоличество отложений велико – слабым раствором какой-либо кислоты, в особотяжелых случаях наиболее целесообразным является замена радиатора.
В ходеремонта радиаторов авто могут производиться следующие работы: выправление формыи плоскостности (рихтовка), устранение пробоев с обязательной проверкой нагерметичность.
3.4 Сборкарадиатора
Установку радиаторапроизводить в обратной последовательности. Заправку охлаждающей жидкостиследует производить через заливную горловину компенсационного бачка. Заправкурекомендуется осуществлять в 2 этапа: залить жидкость до уровня заливнойгорловины, пустить двигатель и дать ему поработать 5 мин на холостом ходу,чтобы удалить из системы остатки воздуха: долить жидкость до требуемого уровняи закрыть пробку компенсационного бачка. Окончательно уровень жидкостипроверяется при холодном двигателе. При температуре 15—20 «С ее уровень вкомпенсационном бачке должен быть в пределах от сварного шва до 10 мм ниже его[3, С. 76].
3.5Послеремонтные испытания. Порядок сдачи готового изделия
Капитальноотремонтированные автомобили и агрегаты подвергаются приемо-сдаточнымиспытаниям. При этом производятся стендовые испытания агрегатов, включаяприработку, обкатку и испытания двигателей; испытание автомобилей пробегом илина стендах. Диагностические участки передовых ремонтных предприятий оснащаютсястендами для определения тяговых и экономических показателей автомобилей; дляпроверки тормозов, развала и схождения передних колес; балансировки колес;проверки систем питания, зажигания, электрооборудования; очистки и промывкисистем смазки двигателей и картеров трансмиссии.
Качествоотремонтированных автомобилей должно соответствовать техническим условиям насдачу в капитальный ремонт и выдачу из ремонта автомобилей, их агрегатов иузлов.
Испытаниямотремонтированных агрегатов, как правило, предшествует их приработка. Приработка ииспытания проводятся на завершающей стадии технологического процесса ремонтаагрегатов и выполняются на одном стенде. Целью приработки и испытанияотремонтированного агрегата является его подготовка к восприятиюэксплуатационных нагрузок, выявление дефектов, связанных с качеством ремонтадеталей и сборки агрегатов, а также проверка соответствия характеристикагрегатов требованиям нормативно-технической документации.
Отремонтированныеагрегаты проходят приемочные, контрольные, приемо-сдаточные и эксплуатационныеиспытания. Приемочные испытания проводят в случае освоения ремонта новой моделиавтомобиля или использования в отремонтированном агрегате деталей,восстановленных новым методом. Контрольные испытания проходят всеотремонтированные двигатели после приработки. В ходе контрольных испытаний (они,как правило, совмещены с приработкой) проверяется, нет ли резких стуков ишумов, выделяющихся из общего шума работы двигателя, выбрасывания или течимасла, воды или топлива, пропуска отработавших газов в местах соединений,подсоса воздуха через прокладки впускной трубы и карбюратора.
Приемо-сдаточныеиспытания проходят все отремонтированные двигатели после приработки. Цельюприемо-сдаточных испытаний является оценка качества сборки, а также качестваприработки сопряжений двигателя. Если в процессе приработки и испытанияобнаруживают неполадки, то двигатель отправляют на устранение дефектов, а затемповторно испытывают.
Приработкаи испытания двигателей на АРП производятся на обкаточно-тормозных стендахпеременного тока, включающих устройство для вращения двигателя в периодхолодной обкатки и для поглощения мощности двигателя во время горячей обкатки ииспытания, а также дополнительное оборудование, обеспечивающее двигательтопливом, охлаждающей водой и смазкой.
Стендсостоит из асинхронной электрической машины АБК, которая при холодной обкаткеработает в режиме двигателя. Во время горячей обкатки электрическая машинаработает в режиме генератора, отдавая ток в электрическую сеть. Эффективнуюмощность двигателя на стенде определяют путем измерения крутящего момента,развиваемого двигателем при определенной частоте вращения коленчатого вала. Дляопределения крутящего момента используется тормозное устройство. В первуюочередь тормозное устройство предназначено для поглощения механической энергиии преобразования ее в тепловой или электрический вид энергии. Корпус тормозабалансирно закрепляют на стойках и по углу поворота корпуса электромашиныопределяют механический момент. Для замера тормозного момента при приработкедвигателей под нагрузкой или крутящего момента при холодной приработкеиспользуют весовой механизм. Двигатели первой комплектности должны испытыватьсяна топливную экономичность. Топливную экономичность двигателей можно определитьс помощью расходомера топлива непрерывного действия фотоэлектрического типаК-427, который позволяет оценивать мгновенный и суммарный расходы топлива. Онустанавливается в систему питания двигателя между топливным насосом икарбюратором и фиксирует число оборотов ротора, который приводится во вращениетопливом, протекающим по каналу корпуса.
У двигателейпервой комплектности проверяют экологические показатели; токсичностьотработавших газов у карбюраторных, дымность у дизельных. Для осуществленияэтой проверки в газопровод каждого стенда (до соединения с общим газоотводом)должна быть введена пробоотборная трубка для подсоединения шланга кгазоанализатору или дымомеру.
У отремонтированныхдвигателей рекомендуется оценивать характеристики вибрации и шума. Спектрышумов исследуют с помощью шумомеров, состоящих из датчика, усилителя иуказателя шума в децибелах. Общий указатель шума карбюраторного двигателясоставляет 103… 105 дБ, а дизеля — ПО… 112 дБ. Оценка уровня вибрациидвигателя производится с помощью пьезоэлектрических датчиков, затем сигналусиливается и фиксируется с помощью осциллографа или другого регистрирующегоприбора. Уровень вибрации на различных частотах позволяет оценивать состояниеотдельных подсистем и деталей испытываемого двигателя.  Наряду сприемо-сдаточными испытаниями для отремонтированных двигателей проводятинспекционные испытания, в ходе которых двигатель частично или полностьюразбирают с целью оценки состояния рабочих поверхностей основных деталей.Осмотру подвергают те двигатели, при обкатке и испытаниях которых возниклиподозрения на возможные появления дефектов, а также среди карбюраторныхдвигателей проверяется каждый 20-й, а среди дизелей — каждый 10-й двигатели.
Топливныенасосы высокого давления (ТНВД) испытывают по следующим параметрам:неравномерность работы регулятора частоты вращения; условная жесткость пружинырегулятора; начало действия регулятора; углы начала и конца впрыскивания;неравномерность подачи топлива и ряд других. Стенд для испытания ирегулирования ТНВД состоит из приводного механизма, мерного блока с мензуркамии стендовыми форсунками, топливного бака, счетчика числа циклов,стробоскопического устройства. Кроме ТНВД, на стендах испытываюттопливоподкачивающие насосы, фильтры тонкой очистки топлива, муфты опережениявпрыскивания, а на стендах КИ-15711 и -15716 — и ограничители дымления [5].
У форсунокпри испытаниях на стенде КИ-15706 проверяют давление начала вспрыскиваниятоплива, герметичность распылителя, качество распыляемого топлива. Давлениеначала вспрыскивания у форсунок различных двигателей находится в пределах16,5… 18,0 МПа. Герметичность распылителя и качество распыливания проверяютвизуально. Целью испытаний коробок передач является проверка качествавосстановления отдельных деталей и в целом качества сборки. Испытания проводяткак под нагрузкой, так и без нагрузки. Сначала испытывают без нагрузки на всехпередачах при частоте вращения первичного вала 900… 1000 мин-1, затем при1400… 1500 мин-1. Продолжительность испытания определяется временем,необходимым для прослушивания работы коробки передач и выявления дефектов. Притех же частотах испытывают на каждой передаче по 2…3 мин и под нагрузкой100… 150 Нм на первичном валу. В ходе испытаний проверяют, нет ли подтеканиймасла, самопроизвольного выключения передач, повышенного шума, ударов, стуков.Для испытания коробок передач применяют стенды различной конструкции:электромагнитные, с асинхронным электродвигателем, с нагрузкой внутреннимисилами и с гидравлическим тормозом.
Отремонтированныезадние мосты испытывают с нагрузкой и без нагрузки,как правило, на стендах с асинхронными электродвигателями. Целью испытанийявляется выявление шумов высокого тона. При испытаниях регулируют тормозныемеханизмы и проверяют работу главной передачи и дифференциала. При испытанияхне допускается нагрев редуктора и ступиц колес.
Требованиятехники безопасности при проведении испытаний предусматривают проведение инструктажапо общим правилам техники безопасности, инструктажа на рабочем месте.Запрещаются работы по техническому обслуживанию и ремонту стендов без полногоснятия напряжения с силового электрошкафа. Необходимо соблюдение чистоты ипорядка. Перед проведением испытаний необходимо проверять крепление всех узловстенда, исправность защитных ограждений, подъемно-транспортных и другихмеханизмов. Запрещается во время испытания агрегата проводить работы покреплению и регулировке.

3.6Организация рабочегоместа слесаря по ремонту автомобилей
Рабочее место- единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы,технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Этопервичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего местапредполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ,необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание,благоприятные и безопасные условия труда.
На каждоерабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержаниевыполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы,планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядокразмещения на нем обрабатываемых изделий.
Оснащениерабочего места осуществляется по утвержденной технической документации навыполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку.
Технологическоеоснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный ивспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средстватехнологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном,удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски иперекладывание с места на место.
Помещениестоянки, зоны обслуживания, мастерских и цехов должны всегда содержаться вчистоте и хорошо вентилироваться. Автомобили должны устанавливаться на стоянкеи для ремонта так, чтобы были свободные проходы и доступ ко всем агрегатам. Всепроезды и проходы должны быть свободными, а движение автомобилей на территорииорганизовано по определенной схеме, исключающей встречное движение ивозможность наезда на людей. Категорически запрещается вождение автомобилейлицами, не имеющими водительских прав.
При работепод автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можно пользоватьсяпереносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 12 В.
Длявыполнения слесарных работ следует применять только вполне исправныеинструменты.
При работезубилом необходимо применять защитные очки и становиться так, чтобы отлетающиекуски металла не могли поранить окружающих. При работе на верстаках,установленных один против другого, между работающими должна быть поставленаметаллическая сетка.
Нельзяработать напильниками, не имеющими деревянных ручек.
При работеэлектродрелью следует обращать внимание на ее заземление и целость изоляцииэлектрического шнура. Работать с электродрелью необходимо в резиновыхперчатках, а под ноги стелить резиновый коврик.
При работена сверлильном станке нельзя держать руками металлические детали; их нужнозакреплять в тисках. Необходимо тщательно убирать волосы под головной убор,нельзя выдувать стружку ртом, нельзя останавливать рукой вращающийся патрон сосверлом.
В связи сшироким применением при эксплуатации автомобиля ядовитых жидкостей, таких, какэтилированный бензин и антифриз, следует соблюдать особые меры предосторожностипри работе с ними.
Рабочие,имеющие дело с этилированным бензином, должны быть обеспечены спецодеждой ирезиновыми перчатками. Спецодежда должна всегда оставаться в рабочем помещениипредприятия. Приходить в этой одежде в жилые помещения запрещается.
Помещения,где производится обслуживание или ремонт автомобиля, работающего наэтилированном бензине, должны быть оборудованы надежной приточно-вытяжнойвентиляцией, бачками и ваннами с керосином, а также умывальником с теплой водойи мылом.
Антифризсодержит этиленгликоль и в случае попадания внутрь организма вызывает тяжелыеотравления, иногда со смертельным исходом; при отравлении этой жидкостьюнеобходимо принимать срочные меры к очищению желудка и вызывать рвоту.
Послеработы с антифризом нужно мыть руки теплой водой с мылом.
Требованиятехники безопасности, при обслуживании и ремонте, состоят главным образом вправильной организации рабочего места, оснащением его необходимымиприспособлениями и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.
Необходимопользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использоватьих только по назначению. Выполнять технику безопасности при работе с приборамидля проверки радиатора.
Запрещаетсякласть инструменты на оборудование и на ограждения.
Поокончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент,приспособления и детали на соответствующие места [11, С. 256].

4.Охрана труда
Охранатруда представляет собой комплекс мероприятий и соответствующих приемоввыполнения работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся напроизводстве.
Контроль завыполнением мероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности,возлагается на профсоюзные организации.
В целяхпредупреждения производственного травматизма на каждом предприятииразрабатываются и доводятся до сведения каждого работающего соответствующиеправила техники безопасности и пожарной безопасности.
В Россиисуществует государственная Система стандартов безопасности труда,устанавливающая общие требования безопасности работ, которые проводятся наавтотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах привсех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых илегковых автомобилей, автобусов, тягачей и др., предназначенных дляэксплуатации на дорогах общей сети России.
Все лица,поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда ипроизводственной санитарии, который является первым этапом обучениябезопасности труда на данном предприятии. Вторым этапом обучения являетсяинструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасныхприемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, гдеон должен работать.
Руководствопредприятия обязано обеспечить своевременное и качественное проведениеинструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.
Припроведении вводного инструктажа должны быть разъяснены:
— основныеположения законодательства по технике безопасности и производственнойсанитарии;
— правилавнутреннего трудового распорядка на предприятии, правила поведения натерритории, в производственных и бытовых помещениях, а также значениепредупредительных надписей, плакатов и сигнализаций;
— особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждениюнесчастных случаев;
— требованияк работающим по соблюдению личной гигиены и правил производственной санитариина предприятии;
— нормывыдачи и правила пользования спецодеждой, спецобувью и защитнымиприспособлениями;
— порядокоформления несчастного случая, связанного с производством;
— требования пожарной безопасности.
В программуинструктажа по безопасным приемам и методам на рабочем месте входит:
— общееознакомление с технологическим процессом на данном участке производства;
— ознакомление с устройством оборудования, приспособлений, оградительных изащитных устройств, а также применением средств индивидуальной защиты(предохранительных приспособлений);
— порядокподготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов,заземляющих устройств, приспособлений и инструментов);
— требование правильной организации и содержания рабочего места;
— основныеправила безопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данныйрабочий индивидуально и совместно с другими рабочими.
Слесарь поремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях,поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставкипострадавшего в медицинское учреждение.
Производственныйтравматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебреженияправилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.
Техническоеобслуживание и ремонт необходимо выполнять в специально предназначенных дляэтой цели местах (постах) с применением устройств, приспособлений, оборудованияи слесарно-монтажного инструмента, предусмотренных для конкретного вида работы.
Инструменты,применяемые на постах ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускаетсяиспользование гаечных ключей с изношенными гранями и несоответствующихразмеров, применение рычагов для увеличения усилий затягивания резьбовыхсоединений, а также зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток,напильников, ножовок должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, на ихповерхностях не должно быть сколов. Деревянные рукоятки во избежание раскалываниядолжны иметь металлические скрепляющие кольца.
Для осмотраавтомобилей необходимо применять только безопасные переносные лампы напряжением36В с предохранительными сетками. При работе в осмотровых канавах напряжениеламп не должно превышать 12В.
Автомобиль,установленный на напольный пост ТО или ремонта, необходимо надежно закрепитьустановкой не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом.При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение,соответствующее низшей передаче. На автомобилях с карбюраторным двигателем илис газобаллонной установкой следует выключить зажигание, а на автомобилях сдизельным двигателем – перекрыть подачу топлива.
ТО и ТРавтомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением техслучаев, когда работа двигателя необходима по технологическому процессу даннойоперации (например, для регулировки угла опережения зажигания).
При разборкеавтомобиля снимать, транспортировать тяжелые агрегаты следует с помощьюподъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующимиполную безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль забуксирные крюки. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускаетсядля данного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты призачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать иустанавливать рессоры следует после установки под шасси (кузов) специальныхподставок (козелков). Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму,исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).
Ознакомимся смерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновенияпожара на автомобиле, нельзя:
— допускатьзагрязнений двигателя топливом и маслом;
— допускатьтечь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;
— мытьдвигатель бензином;
— куритьвблизи баков и приборов системы питания;
— подогреватьдвигатель открытым пламенем.
В гаражах –стоянках и помещениях для технического обслуживания автомобилей запрещается:
— пользоваться открытым огнем, паяльными лампами там, где хранятсялегковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
— мыть илипротирать бензином кузов, детали или агрегаты, а также мыть руки и чиститьодежду бензином, курить;
— хранитьгорючие жидкости в больших количествах, чем требуется;
— держатьоткрытыми горловины топливных баков;
— загромождать проходы;
Своевременноеобнаружение загорания и быстрое уведомление пожарной команды является главнымусловием успешной борьбы с возникшим пожаром.

Заключение
В заключениеписьменной экзаменационной работы сделаем общие выводы.
Современныйавтомобиль работает в самых различных дорожных и климатических условиях.Длительная эксплуатация неизбежно приводит к ухудшению его техническогосостояния. Работоспособность автомобиля или его агрегатов определяется ихспособностью выполнять заданные функции без нарушения установленных параметров.Работоспособность автомобиля зависит прежде всего от его надежности, подкоторой понимают способность автомобиля безопасно перевозить грузы илипассажиров при соблюдении определенных эксплуатационных параметров.
Надежностьхарактеризуется безотказностью, сохраняемостью и ремонтопригодностью. Внастоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкцийтранспортных средств, повышение их надежности и производительности.Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им болеевысоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все этовызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Ондолжен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития какавтомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметьоценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание иремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависитжизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих.
От того какбудет охлаждаться двигатель зависит его нормальная работа и износ егомеханизмов. Радиаторы являются неотъемлемой частью системы охлаждения.
В процессе написанияработы были даны следующие рекомендации по обслуживанию радиаторов.
При движении автомобилярадиатор кондиционера и основной радиатор работают в экстремальных условиях,активно взаимодействуя с окружающей средой.
Им приходится приниматьна себя мощные потоки воздуха. При наличии в автомобиле кондиционера большуючасть воздуха принимает на себя радиатор кондиционера, так как онустанавливается перед радиатором охлаждения двигателя. В случае отсутствия в автомобилеклиматической установки, весь поток воздуха приходится на радиатор охлаждениядвигателя. Несмотря на установленные защитные решетки радиатора, вместе спотоком воздуха на поверхность радиатора кондиционера и радиатора охлажденияпопадает большое количество грязи и соли, тем самым затрудняя работу систем, ав последствии и к выходу их из строя. Во избежание таких проблем рекомендуетсяпромывать конденсор и основной радиатор холодной водой, устраняя нежелательнуюгрязь с поверхности радиаторов. Также необходимо отслеживать, чтобы уровеньохлаждающей жидкости в системе охлаждения находился на оптимальном уровне. Чтокасается системы кондиционирования, то в ней нужно поддерживать рекомендуемыйуровень фреона для исправной работы климатической установки, так как приактивном использовании кондиционера в течение года теряется 20% фреона.  Привыборе радиатора охлаждения двигателя и конденсора нужно быть предельновнимательным и отнестись к этому вопросу очень серьезно. Система охлажденияявляется неотъемлемой частью работы двигателя. Радиаторы должны выдерживатьвысокие перепады температур и давления жидкостей и газов, находящихся всистемах. Элементы соединения радиаторов охлаждения и конденсоров должны бытьгерметичны, а паяные швы очень прочны. Случаются факты, что радиаторы могутвыйти из строя в любой момент, в том числе и во время движения. В таком случаежидкость, находящаяся в системе, моментально вытекает, что приводит кмгновенному повышению рабочей температуры двигателя и делает дальнейшее движениеавтомобиля невозможным. Данную поломку практически нельзя устранить на месте,продолжить движение возможно только на эвакуаторе. Во избежание таких проблемпри подборе радиатора стоит большее внимание уделить качеству радиатора, а незаманчивой низкой стоимости.
Во время написанияписьменной экзаменационной работы были системати-зованынаучные и практические знания в области эксплуатации и ремонта радиаторов. Вданной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим впроцессе эксплуатации и ремонта радиаторов, изменению конструкции ненадежныхузлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработкеновых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенныххарактеристик по надежности, долговечности и экономичности.
В ходенаписания письменной экзаменационной работы изучено устройство системыохлаждения, основные ее неисправности, для того чтобы ясно представлять ееработу и быстро и качественно устранять неисправности и правильно ееэксплуатировать. Были рассмотрены основы обеспечения работоспособности радиаторов.Мы ознакомилисьс перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для радиаторов, с основными нормативами безопасности; с организациейдиагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы испособы восстановления работоспособности радиатора. Витоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.
Также были разработанымероприятия по повышению качества услуг, выработаны предложения по повышениюкачества услуг, приобретены практические навыки планирования,организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученныев процессе обучения.
Рекомендуетсяприменять только качественные охлаждающие жидкости, и, по мере необходимости,производить чистку радиатора в техцентрах, обладающих необходимыми для этогоусловиями.

Списокиспользованной литературы
1. БарунВ. Н. Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт: учебник / Барун В.Н. и др. — М.: Транспорт, 1987. – 352 с.
2. БашкирцевВ. И. Восстановление деталей машин и оборудования адгезивами: дис.докт.техн.наук: 05.20.03: защищена 01.03.04: утв. 07.05.04 / Башкирцев В. И. — М., 2004.— 329 с.
3. БашкирцевВ. И. Все о клеях и герметиках для автомобилиста: учебник / Башкирцев В. И., БашкирцевЮ. В. — М.: Эксмо, 2008. — 208 с.
4. БеднарскийВ. В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Беднарский В. В.Изд. 3-е, перераб. и дополн. — Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 456 с.
5. БоровскихЮ. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник длясредних проф. — техн / Боровских Ю. И. и др. — М.: Высшая Школа, 1975. — 439 с.
6. БурковВ. В. Алюминиевые радиаторы автотракторных двигателей: учебник / Бурков В. В. — М.: Машиностроение, 1964. — 200 с.
7. ВахламовВ. К. Автомобили: основы конструкции: учебник для студентов учреждений среднегопрофессионального образования / Вахламов В. К. — М.: Академия, 2007. — 528 с.
8. ВласовВ. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентовучреждений среднего профессионального образования / Власов В. М. и др. под ред.Власова В. М. 3-е изд. — М.: Издательский центр „Академия“ 2006. — 480 с.
9. ГаджиевА. А. Технологическое обеспечение долговечности подшипниковых узлов машинприменением полимерных материалов: дис… докт. техн. наук: 05. 20. 03: / ГаджиевА. А. — М., 2006. — 359 с.
10. ГрибутИ. Э. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учебник /Грибут И. Э. и др. Под ред. В. Шуплякова, Ю. П. Свириденко. — М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. — 480 с.
11. КурчаткинВ. В. Надежность и ремонт машин: учебник / Курчаткин В. В. И др. Под ред. В.В.Курчаткина — М.: Колос, 2000. — 776 с.
12. ЛевитскийИ. Технология ремонта машин: учебник и учеб. пособие для высших учеб. заведений/ Левитский И. и др. — М.: Колос, 1966. — 431 с.
13. ПузанковА. Г. Автомобили: конструкция, теория и расчет: учебник для студентовучреждений среднего профессионального образования / Пузанков А. Г. — М.:Издательский центр „Академия“, 2007. — 544 с.
14. ПучинЕ. А. Надежность технических систем: учебник / Пучин Е. А., Дидманидзе О. Н.,Лезин П. П., Лисунов Е. А., Кравченко И. Н. — М.: УМЦ „Триада“, 2005.- 353 с.
15. ПучинЕ. А. Повышение эффективности использования машин в АПК: учебник / Пучин Е. А.,Кушнарев Л. И. // Технический сервис в АПК: Сборник научных трудов. — М.: МГАУ,2002. — 3-11с.
16. ПучинЕ. А. Ремонт радиаторов системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания:учебник / Пучин Е. А., Гаджиев А. А., Кононенко А. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — 12 с.
17. СемешинА. Л. Восстановление радиаторов системы охлаждения автотракторных двигателейгазопламенной пайкой с использованием водородно-кислородного
18. СинельниковА. Ф. Автохимия. Краткий справочник / Синельников А. Ф., Синельников Р. А. — М.: ЗАО КЖИ „За рулем“, 2003. — 152 с.
19. КононенкоА. С. Устранение течи радиатора охлаждения двигателя внутреннего сгорания:учебник / Кононенко А. С., Киселев Р. В. // Вестник / ФГОУ ВПО МГАУ имени В. П.Горячкина. — 2004. № 1 (6). 40 — 42 с.