Ремонт тормозных систем с гидравлическим приводом

Содержание
Введение
1.Устройство тормозной системы с гидравлическим приводом
1.1Назначение тормозной системы, ее виды
1.2 Устройство тормозной системы
1.3 Принцип работы тормозногогидропривода
1.4 Эксплуатационные материалы7
2.Техническое обслуживание тормозной системы с гидравлическим приводом
2.1Значение и сущность технического обслуживания и ремонта автомобилей
2.2Возможные неисправности тормозной системы
2.3 Перечень выполняемых работ в объеме техническогообслуживания для тормозной системы с гидравлическим приводом
3.Ремонттормозной системы с гидравлическим приводом
3.1Разборочные работы
3.2 Методы восстановления работоспособноститормозов
3.3 Сборка гидравлического тормоза
3.4 Дефектация деталей
3.5Послеремонтные испытания. Порядок сдачи готового изделия
3.6Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей
4.Охрана труда
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения

ВведениеСегодня темпы роста экономикив России выше, чем в европейских странах, и дальнейшее развитие невозможно без обновленияавтомобильного парка. Последнее обстоятельство требует эффективного реформированиявсей системы технического обслуживания, которая обеспечивает эксплуатацию, сервиси ремонт автомобиля в течение всего «жизненного цикла».
Ремонт — это комплекс операцийпо восстановлению исправного, или работоспособного состояния ресурса и обеспечениябезопасности работы автомобиля и его составных частей.
Для развития автосервисовимеют большое значение структура, динамика роста и прогноз увеличения количестваавтотранспорта в России.
Интенсивный темпувеличения автопарка в России обусловлен возрастанием покупательской способности;ввозом новых и подержанных автомобилей из-за рубежа и увеличением сроков эксплуатацииавтомобилей. Это свидетельствует о необходимости качественного развития профессиональногосервисного обслуживания на промышленной основе.
В последние десятилетиявозросла необходимостью повышения эффективности тормозов, это связано с увеличениеммашин на дорогах. Безопасность движения автомобилей с высокими скоростями в значительнойстепени определяется эффективностью действия и безопасностью тормозов.
Наличие надежныхтормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективностьпри эксплуатации автомобиля.
Тормозная система служитдля снижения скорости автомобиля, его остановки и удержания на месте на стоянке.Тормозное управление является важнейшим средством обеспечения безопасности автомобиля.К нему предъявляют следующие требования: минимальный тормозной путь, сохранениеустойчивости при торможении, стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях,минимальное время срабатывания тормозного привода, малое усилие на тормозной педалипри ее ходе 80–180 мм, надежность всех элементов тормозной системы. Основные элементыдолжны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжениигарантированного ресурса, время срабатывания тормозного привода должно быть минимальным,между усилием на педаль и приводным моментом должна быть пропорциональность, о неисправноститормозной системы должна оповещать сигнализация.
Структура тормозного управленияавтомобиля и требования, предъявляемые к нему, обусловлены ГОСТ-22895-95г.
Следовательно, тема «Ремонттормозных систем с гидравлическим приводом» достаточно актуальна на современномэтапе.
Целью письменной экзаменационнойработы является систематизация научных и практических знаний в области эксплуатациии ремонта тормозной системы с гидравлическим приводом, а конкретно развитие инициативыи самостоятельности решений по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатациии ремонта тормозной системы, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов,применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытанийи регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечностии экономичности.
Основными задачами написанияработы являются:
— основы обеспечения работоспособноститормозной системы;
— изучить виды и устройствотормозных систем;
— ознакомиться с перечнемвыполняемых работ в объеме технического обслуживания тормозной системы с гидравлическимприводом;
— основные нормативы безопасности;
— организация диагностическихи регулировочных работ;
— рассмотреть методы и способывосстановления работоспособности тормозной системы с гидравлическим приводом.
При написании письменнойэкзаменационной работы были использованы источники таких авторов как В.Л. Роговцев,А.Г. Пузанков, В.Д. Олфильев, Фрункин. А.К., Чуначенко Ю.Т., научные труды Ю.М.Рудникова, Ю.Л. Засорина, В.М. Даговича, В.С. Калисекима, А.И. Манзона, Г.Е. Начума,Е.А, Пучина.
Данная работа состоит извведения, 4 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Вовведении показана цель написания письменной экзаменационной работы. Глава 1 посвященаназначению и устройству тормозной системы с гидравлическим приводом, во 2 главеописывается техническое обслуживание тормозной системы, в 3 главе рассматриваетсяремонт, в 4 главе изложены общие основы обеспечения охраны труда. В заключении сформулированыосновные выводы.

1. Устройствотормозной системы с гидравлическим приводом
 
1.1  Назначениетормозной системы, ее виды
 
Тормозное управление автомобилядолжно включать рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы.При всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановкииспользуют рабочую тормозную систему, которая приводится в действие нажатием ногиводителя на педаль ножного тормоза. Рабочая тормозная система обладает наибольшейэффективностью из всех типов тормозных систем. Запасная тормозная система предназначенадля остановки автомобиля в случае отказа основной рабочей системы. Она обладаетменьшим тормозящим действием, чем рабочая система. Обычно функции тормозящей системыможет выполнять исправная часть рабочей тормозной системы или полностью стояночнаясистема. Вспомогательная тормозная система обязательна для автобусов грузоподъемностьюсвыше 5 т и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 т. Вспомогательная тормознаясистема предназначена для торможения на длинных спусках. Она должна поддерживатьскорость 30 км/ч на спуске с уклоном 7 % протяженностью 6 км. В некоторых видахавтомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, выпускной трубопровод которогоперекрывается специальной заслонкой. Замедление может осуществляться и при переводедвигателя в компрессионный режим.
Тормозные механизмы приработе системы препятствуют вращению колес, в результате между колесами и дорогойобразуется тормозная сила, останавливающая автомобиль.
В зависимости от конструкциивращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают тормоза барабанные идисковые.
Тормозная система с гидравлическимприводом одновременно выполняет функции рабочей, запасной и стояночной систем.
1.2 Устройство тормознойсистемы
Тормозная система состоитиз тормозного механизма и тормозного привода.
Размещают тормозные механизмына передних и задних колесах. Тормозной привод передает усилие от ноги водителяна тормозные механизмы. На всех легковых автомобилях и грузовых автомобилях грузоподъемностьюдо 7,5 т применяют тормозной гидропривод, который состоит из главного тормозногоцилиндра, рабочих тормозных цилиндров, гидровакуумного усилителя, трубопроводов,педали тормоза с элементами крепления.
Барабанный тормозной механизмс гидравлическим приводом состоит из двух колодок с фрикционными накладками, установленныхна опорном диске. Нижние концы колодок закреплены шарнирно на опорах, а верхниеконцы упираются через стальные сухари, колодки в поршни разжимного колесного рабочегоцилиндра.
Стяжная пружина прижимаетколодки к поршням цилиндра, обеспечивая зазор между колодками и тормозным барабаномв нерабочем положении тормоза. При поступлении жидкости из привода в колесный рабочийцилиндр его поршни расходятся и раздвигают колодки до соприкосновения с тормознымбарабаном, который вращается вместе со ступицей колеса. Возникающая сила тренияколодок о барабан вызывает затормаживание колеса. После прекращения давления жидкостина поршни рабочего цилиндра стяжная пружина возвращает колодки в исходное положениеи торможение прекращается [5, С. 77].
На легковых автомобиляхглавным образом применяют дисковые тормозные механизмы. На автомобилях высокогокласса дисковые тормозные механизмы, изготовленные обычно из листовой стали, применяютна всех колесах, на автомобилях малого и среднего классов – обычно на передних колесах.На задних колесах используют барабанные тормозные механизмы. На некоторых зарубежныхгрузовых автомобилях также стоят дисковые тормозные механизмы. В барабанных тормозныхмеханизмах силы трения создаются на внутренней поверхности тормозного барабана,который представляет собой вращающийся цилиндр, в дисковых – на боковых поверхностяхвращающегося диска. Тормозной диск закреплен на ступице переднего колеса. На фланцеповоротного кулака крепится при помощи кронштейна скоба. Тормозные легкосъемныеколодки помещена в пазах скобы. В скобе имеются два рабочих тормозных цилиндра,изготовленных из алюминия. Размещаются они по обе стороны тормозного диска. Цилиндрысообщаются между собой при помощи соединительной трубки. В цилиндрах установленыстальные поршни, которые уплотняются резиновыми кольцами. Благодаря своей упругостикольца возвращают поршни в исходное положение при растормаживании колес. При износеколодок они дают возможность поршню переместиться, сохранив между колодкой и дискомзазор в 0,1 мм. Если в дисковом тормозном механизме имеется плавающая скоба, тоона может перемещаться в пазах кронштейна, закрепленного на фланце поворотного кулака.В этом случае цилиндр или несколько цилиндров расположены с одной стороны. В конструкцияхдисковых механизмов с качающейся на маятниковом подвесе скобой и односторонним расположениемцилиндра или цилиндров исключается заедание скобы, что порой наблюдается в конструкцияхс плавающей скобой.
Гидравлический тормознойпривод применяют на всех легковых и некоторых грузовых автомобилях. Основными узламии деталями его являются главный тормозной цилиндр и колесные тормозные цилиндры.Для повышения надежности на легковых автомобилях ВАЗ и АЗЛК применяют двухконтурныйгидравлический привод, состоящий из двух независимых приводов, действующих от одногоглавного тормозного цилиндра на тормозные механизмы отдельно передних и задних колес.
На легковых автомобиляхГАЗ с той же целью предусмотрен в приводе тормозов разделитель, который позволяетиспользовать исправный контур тормозной системы в качестве запасной, если в аварийнойситуации откажет другой контур. Иногда в тормозных системах с гидроприводом применяютдисковые тормозные механизмы на передних колесах и барабанные – на задних; в приводек дисковым тормозным механизмам устанавливают клапан задержки, который вызываетодновременное начало торможения всех колес автомобиля. Клапан задержки необходимпотому, что для прижатия колодок в барабанных тормозных механизмах необходимо вначалесоздать некоторое давление для преодоления усилия стяжных пружин. В дисковых тормозныхмеханизмах таких растормаживающих пружин нет [7, С. 114].
Основными элементами гидравлическогопривода в тормозной системе автомобилей ГАЗ являются главный тормозной цилиндр,колесный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель. Корпус главного тормозногоцилиндра выполнен совместно с резервуаром для тормозной жидкости. Внутри цилиндранаходится алюминиевый поршень с уплотнительным резиновым кольцом. Поршень передвигаетсяпод действием толкателя, шарнирно соединенного с педалью. Днище поршня упираетсяв уплотнительную манжету, которая прижимается пружиной. Эта же пружина прижимаетк гнезду впускной клапан, совмещенный с нагнетательным. Внутренняя полость цилиндрасообщается с резервуаром через компенсационное и перепускное отверстия. Главныйтормозной цилиндр приводится в действие от тормозной педали. При нажатии на тормознуюпедаль под действием толкателя поршень с манжеткой перемещается и закрывает компенсационноеотверстие, из-за чего давление тормозной жидкости в цилиндре увеличивается, открываянагнетательный клапан, и жидкость поступает к тормозным механизмам. При отпускепедали давление жидкости в приводе снижается, и она перетекает по трубопроводамобратно в цилиндр. При этом избыток тормозной жидкости через компенсационное отверстиевозвращается в резервуар. В это же время пружина, действуя на впускной клапан, поддерживаетв системе привода избыточное давление и после полного отпускания педали тормоза.
Тормозная жидкость в полостьцилиндра поступает через присоединительный штуцер. Для выпуска воздуха из тормознойсистемы в колесном тормозном цилиндре имеется клапан прокачки, защищенный резиновымколпачком. В корпус цилиндра вставлено с натягом пружинное упорное кольцо. Оно служитдля регулировки зазора между колодками и барабаном тормозного механизма.
Камера усилителя представляетсобой изготовленные из стали корпус и крышку, между которыми находится диафрагма,которая жестко соединена штоком с поршнем усилителя и отжимается конической пружинойв исходное положение растормаживания.
В поршне усилителя расположензапорный шариковый клапан управления, состоящий из диафрагмы, поршня и самого клапана.Здесь же размещен вакуумный клапан и связанный с ним при помощи штока атмосферныйклапан. Первая и вторая полости клапана управления сообщаются соответственно с третьейи четвертой полостями камеры усилителя, которая через запорный клапан соединенас выпускным коллектором двигателя.
В случае, когда работаетдвигатель и тормозная педаль отпущена, в полостях камеры усилителя существует разрежение,и все детали гидроцилиндра находятся под действием конической пружины в левом крайнемположении. При нажатии на педаль тормоза жидкость от главного тормозного цилиндраперетекает через шариковый клапан в поршне усилителя к тормозным механизмам колес.По мере повышения давления в системе поршень клапана управления поднимается, закрываетвакуумный клапан и открывает атмосферный клапан. Атмосферный воздух через фильтрпопадает в четвертую полость и уменьшает в ней разрежение. Поскольку в третьей полостиразрежение продолжает сохраняться, разность давлений между третьей и четвертой полостямивыгибает диафрагму, сжимая пружину усилителя, и через шток воздействует на поршеньусилителя, который в этом случае испытывает давление двух сил: жидкости от главноготормозного цилиндра и атмосферное со стороны диафрагмы, что усиливает эффект торможения.Когда педаль тормоза отпускают, давление жидкости на клапан управления снижается,его диафрагма прогибается вниз и открывает вакуумный клапан, сообщая между собойтретью и четвертую полости. Давление в четвертой полости падает, и все подвижныедетали камеры и цилиндра усилителя перемещаются в исходное положение, происходитрастормаживание тормозных механизмов колес. При несправностях гидроусилителя приводработает только от педали главного тормозного цилиндра [1, С. 55].
1.3Принцип действия тормозного гидропривода
Принцип действия тормозногогидропривода состоит в следующем. При нажатии на педаль тормоза поршень главногоцилиндра давит на жидкость, которая перетекает по трубопроводам к колесным рабочимцилиндрам. Поскольку жидкость практически не сжимается, она передает усилие нажатиятормозным механизмам колес, преобразующим это усилие в сопротивление вращению колеси вызывающим торможение автомобиля. Если педаль тормоза отпустить, жидкость перетечетпо трубопроводам обратно к главному тормозному механизму и колеса растормозятся.Гидровакуумный усилитель облегчает создание дополнительного усилия, передаваемогона тормозные механизмы, и тем самым облегчает управление тормозной системой.
Принцип работы колесноготормозного цилиндра следующий. Когда начинается торможение, под действием давлениятормозной жидкости поршень цилиндра перемещается и отжимает тормозную колодку. Помере изнашивания ход поршня при торможении увеличивается и наступает момент, когдаон передвигает упорное кольцо, преодолевая усилие его посадки. При обратном перемещенииколодки под действием растормаживающей стяжной пружины упорное кольцо остается нановом месте, так как усилия пружины недостаточно, чтобы сдвинуть его назад. Такпроисходит автоматическая выборка увеличения зазора между колодкой и барабаном,который образовался из-за износа накладки.
Работа гидровакуумного усилителяоснована на использовании энергии разряжения во внутреннем трубопроводе двигателя,благодаря чему создается дополнительное давление тормозной жидкости в гидравлическойсистеме привода тормозов. Это позволяет при сравнительно небольших усилиях, прилагаемыхк тормозной педали, получать большие усилия в тормозных механизмах колес. С главнымтормозным цилиндром, впускным коллектором двигателя и разделителем тормозов гидроусилительсоединен трубопроводами.
1.4 Эксплуатационные материалы
На легковых автомобиляхи грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности тормозные барабаны обычноизготовляют биметаллическими. Это может быть стальной диск, залитый чугунным ободом,или тормозной барабан из алюминиевого сплава с залитым внутрь чугунным кольцом.На грузовых автомобилях большой грузоподъемности используют литые тормозные барабаны,как правило, из серого чугуна.
На автомобилях высокогокласса дисковые тормозные механизмы изготавливают обычно из листовой стали.
В скобе имеются два рабочихтормозных цилиндра, изготовленных из алюминия.
В цилиндрах установленыстальные поршни, которые уплотняются резиновыми кольцами.
Формованные фрикционныенакладки в настоящее время все чаще изготовляют безасбестовыми, так как безасбестовыенакладки экологически чистые. Применяют и пластмассовые накладки, в состав которыхвходит эбонит и другие компоненты. Для дисковых и барабанных тормозных механизмовиспользуют накладки из асбокаучуковых композиций. Накладки прикрепляют к колодкамзаклепками, болтами или приклеивают. Тормозные колодки изготовляют из листовой стали,для грузовиков изготовляют литые колодки из чугуна.
Колесный тормозной цилиндрбарабанного тормозного механизма состоит из чугунного корпуса, внутрь которого помещеныдва алюминиевых поршня с уплотнительными резиновыми манжетами. В наружные торцыпоршней для уменьшения изнашивания вставлены стальные сухари. С обеих сторон цилиндруплотнен пылезащитными резиновыми чехлами.
Камера усилителя представляетсобой изготовленные из стали корпус.
Жидкость для тормозной системыи гидропривода сцепления залита в единый бачок, расположенный на главном тормозномцилиндре. Уровень жидкости должен находиться между метками MIN и МАХ на соответствующембачке. Рекомендуемый тип жидкости — тормозная жидкость DOT4+, либо DOT5 и выше.
Следует регулярно проверятьуровень тормозной жидкости, заменять которую необходимо раз в два года.
При вождении с частым иинтенсивным пользованием тормозом (например, при вождении в горных районах) илипри эксплуатации автомобиля в тропическом климате с высокой влажностью тормознуюжидкость следует заменять каждый год.
тормозной гидравлический техническийремонт

2. Техническоеобслуживание тормозной системы с гидравлическим приводом
 
2.1 Значение и сущностьтехнического обслуживания и ремонта автомобилей
Чтобы обеспечитьработоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодическиподдерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которыев зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия,направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособномсостоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленныена восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.
Комплекс мероприятийпервой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактическийхарактер, а второй — систему восстановления (ремонта).
У нас в странепринята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей.Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляетсяпо плану, а ремонт — по потребности.
Техническое обслуживаниевключает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные,смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые,как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов.Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельныхузлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах иприборах.
По периодичности, перечнюи трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание согласно действующемуПоложению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе(ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.
Положением предусматриваетсядва вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый вавтотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированныхпредприятиях.
Каждый вид техническогообслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций),которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольнуюи исполнительскую.
Контрольная часть (диагностическая)операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности.Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.
Диагностика является частьютехнологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР)автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля.Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессетехнического обслуживания и ремонта.
Ежедневное техническое обслуживание(ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное времяи включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающимбезопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочномоечныеи сушильнообтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатымвоздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребностив зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а такжеот требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.
Как правило, техническоеобслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании, проводят послеобкатки (через 2… 3 тыс. км пробега), а затем через каждые 15 тыс. км (ТО-1) икаждые 30 тыс. км пробега (ТО-2).
Сезонное ТО проводят двараза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодное времягода. Перечень контрольно-осмотровых и регламентных работ указан в сервисной книжкеавтомобиля.
2.2 Возможные неисправноститормозной системы
Тормозная система требуем к себе самогопристального внимания. Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системойзапрещается. Рассмотрим основные неисправности гидравлической рабочей тормозной системы легкового автомобиля(приложение А).
В соответствии с конструкцией тормознойсистемы неисправности условно можно разделить на неисправности тормозного механизма,неисправности тормозного привода и неисправности усилителя тормозов.
Различают следующие неисправности дискового тормозного механизма:
· износ,повреждение или загрязнение (замасливание)тормозных колодок;
· износ,деформация, задиры на поверхности тормозных дисков;
· ослаблениекрепления, деформация суппорта.
Основные неисправности тормозного привода включают:
· заеданиепоршня рабочего цилиндра;
· утечкатормозной жидкости в рабочем цилиндре;
· заеданиепоршня главного цилиндра;
· утечкатормозной жидкости в главном цилиндре;
· повреждениеили засорение шлангов, трубопроводов;
· подсосвоздуха в системе вследствие ослабления крепления.
Вакуумный усилитель тормозов может иметь следующиенеисправности:
· недостаточноеразряжение во впускном коллекторе;
· повреждениевакуумного шланга;
· неисправностьследящего клапана усилителя.
Все перечисленные неисправноститормозной системы в большей или меньшей степени снижают эффективность торможения автомобиля, поэтому
представляют опасность длявсех участников движения.
Причинами неисправностей тормозной системы являются:
· нарушениеправил эксплуатации тормозной системы (нарушениепериодичности обслуживания, применение некачественной тормозной жидкости);
· низкоекачество комплектующих;
· предельныйсрок службы элементов системы;
· воздействиеразличных внешних факторов.
О наступлении неисправности тормознойсистемы свидетельствуют различные отклонения от нормальной работы, т.н. внешние признаки неисправностей, к которымотносятся:
· отклонениеот прямолинейного движения при торможении;
· большойход педали тормоза;
· скрежетаниепри торможении;
· визг,свист при торможении;
· снижениеусилия на педали при торможении;
· повышениеусилия на педали при торможении;
· вибрацияпедали при торможении;
· низкийуровень тормозной жидкости в бачке.
Для облегчения контроля состояния тормознойсистемы в конструкции автомобиля используются различные датчики. Результаты измеренийдатчиками параметров системы выводятся в виде сигналов соответствующих ламп на приборнойпанели, показаний бортового компьютера. На современном автомобиле применяются следующиесигнальные лампы тормозной системы:
· низкогоуровня тормозной жидкости;
· износатормозных колодок;
· неисправностисистемы ABS;
· неисправностисистемы ESP (ASR).
Для установления конкретных неисправностейсистем активной безопасности применяется компьютерная диагностика автомобиля.
2.3 Перечень выполняемых работ в объеметехнического обслуживания для тормозной системы с гидравлическим приводом
При техническом обслуживаниивыполняются работы, предусматриваемые видами ТО.
При ежедневном обслуживаниипроверяютдействие тормозов в начале движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводахи узлах гидропривода. Утечку жидкости контролируют по уровню жидкости в бачках иналичию подтеков в местах соединений. Утечку воздуха определяют по снижению давленияна манометре на неработающем двигателе на слух и др.
При первом техническим обслуживаниикромеработ при ЕТО проверяют: состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы,эффективность действия тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычагастояночного тормоза, уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре и принеобходимости доливают, состояние тормозного крана, состояние механических сочлененийпедали, рычагов и других деталей привода.
При втором техническом обслуживаниипроводятработы в объеме ЕТО и ТО-1 и дополнительно проверяют состояние тормозных механизмовколес при их полной разборке, заменяют изношенные детали (колодки, тормозные барабаны),собирают и регулируют тормозные механизмы. Прикачивают гидропривод тормозов, проверяютработу компрессора, регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.
Сезонное обслуживание совмещаютс работами при втором техническом обслуживании и дополнительно производят работыв зависимости от сезона.
Регулировочные работы потормозной системе включают в себя устранение подтекания жидкости из гидроприводатормозов и его прокачку от попавшего воздуха, регулирование свободного хода педалитормоза и зазора между колодками и барабаном, регулировку стояночного тормоза [10,С. 98].

3. Ремонттормозной системы с гидравлическим приводом
 
3.1  Разборочныеработы
Тормозные системы с гидравлическимприводом изображены на рисунках 3.1, 3.2, 3.3 [14].
/>
Рисунок3.1 — Барабанный тормозной механизм с гидравлическим приводом
1  — поршень цилиндра, 2 — колодки, 3 — опорный диск, 4 – тормозной барабан, 5 – опоры,6 – стяжная пружина
/>
Рисунок3.2 – Колесный дисковый тормозной механизм с гидроприводом: а – в сборе, б — разрезпо оси колесных тормозных цилиндров
1- тормозной диск, 2 — шланги, 3 — поворотный рычаг, 4 — стойка передней подвески,5 — грязезащитный диск, 6 — клапан выпуска воздуха, 7 — шпилька крепления колодок,8, 9 — половины скобы, 10 — тормозная колодка, 11 — канал подвода жидкости, 12 — поршень малый, 13 — поршень большой
/>
Рисунок3.3 — Главный тормозной цилиндр
1– толкатель, 2 – корпус, 3 – отверстие, 4 – резервуар, 5 – пробка, 6 – нагнетательныйклапан, 7 – впускной клапан, 8 – пружина, 9 – манжета, 10 — поршень
Разборка вакуумного усилителядля ремонта не допускается.
Главный цилиндр
При необходимости снятьс главного цилиндра бачок, для чего с усилием выдернуть его. Вывернув стопорныевинты, последовательно вынуть из цилиндра все детали.
Регулятор давления
Открутить болты креплениярегулятора и отсоединить его от кронштейна. Вывернув пробку, снять прокладку, вынутьпружину и опорную тарелку. Снять защитный колпачок, нажать на втулку поршня, сдвигаяее внутрь корпуса. Удерживая втулку поршня в этом положении, снять стопорное кольцо.Придержать втулку, пока за счет усилия пружины она не выйдет из корпуса, снять ее.Вынуть поршень с уплотнителями, шайбами, пружиной. Вынуть толкатель с уплотнительнымикольцами, втулкой и шайбой. При необходимости специальным съемником извлечь из корпусавтулку.
Тормозной механизм переднегоколеса
Отсоединить шланг от колесногоцилиндра. Расконтрите и открутите болты крепления колесного цилиндра к направляющимпальцам, придерживая ключом за грани направляющий палец, чтобы не повредить защитныйчехол. Снять направляющую колодок в сборе с пальцами. Снять тормозные колодки. Нерекомендуется откручивать болты, соединяющие между собой суппорт и цилиндр, кромеслучаев замены суппорта или цилиндра.
Снять стопорное кольцо изащитный колпачок с цилиндра и поршня. Нагнетая струю сжатого воздуха через отверстиедля шланга, аккуратно вытолкнуть поршень из цилиндра. Чтобы при выталкивании неповредить поршень о поверхность суппорта, установить под поршень деревянную накладку.Выкрутить из корпуса цилиндра штуцер для прокачки и внимательно осмотреть рабочуюповерхность цилиндра. На ней не должно быть задиров, повреждений и коррозии.
Колесный цилиндр
Снять защитные колпачки,затем выпрессовать (в любую сторону) из корпуса цилиндра поршни в сборе с деталямиавтоматического регулирования зазора между колодками и барабаном. Установить поршеньв сборе на приспособление для разборки и сборки автоматического устройства колесногоцилиндра заднего тормоза так, чтобы выступы приспособления охватили головку упорноговинта. Специальной отверткой, поворачивая поршень, вывернуть упорный винт из поршня.Снять с винта уплотнитель с опорной чашкой и сухари. Разъединить упорное кольцои упорный винт.
Разборка колесного тормозаначинается со снятия тормозного барабана, стяжных пружин и тормозного барабана.
3.2 Дефектация деталей
Основными дефектами, вызывающимиостановку автомобиля на ремонт, в гидравлическом тормозном приводе являются износнакладок и барабанов, поломка возвратных пружин, срыв тормозных накладок, ослаблениестяжной пружины и ее поломка.
При ремонте тормозные механизмыснимают с автомобиля, разбирают и очищают от грязи, остатков тормозной жидкости.
Очистка деталей осуществляетсямоющим раствором, промывкой водой и сушкой сжатым воздухом.
Необходимо промыть деталиизопропиловым спиртом или тормозной жидкостью и внимательно осмотреть их. Поверхностидеталей не должны иметь повреждений и заметного износа. Проверить состояние и упругостьпружины втулки толкателя. Ее длина в свободном состоянии должна быть 13,3 мм, поднагрузкой 1,4+0,15 кгс — 7,5 мм.
На стенде проверить герметичностьклапана регулятора давления, завальцованного в пробке.
Очистить все детали и внимательнопроверить их состояние: нет ли признаков износа, повреждений или коррозии. Особоевнимание обратить на поверхность поршня и цилиндра. Проверить направляющие пальцыи их уплотняющие чехлы. Убедиться, что на пальцах нет коррозии и повреждений, чтоони не заедают в отверстиях направляющей. Пальцы должны перемещаться свободно.
Проверить состояние тормозногодиска. На его рабочей поверхности не допускаются задиры и глубокие риски, а такжедругие повреждения, от которых увеличивается износ накладок или уменьшается эффективностьторможения. Проверить толщину диска, которая должна быть не менее 10,8 мм.
Проверить чистоту рабочихповерхностей цилиндра, поршней и упорных колец. Поверхности должны быть зеркальными,без видимых неровностей, чтобы не происходило утечки жидкости и преждевременногоизноса уплотнителей и поршней. Проверить состояние упорного винта, пружины, опорнойчашки и сухарей.
Проверить состояние защитныхколпачков
Внимательно проверить, нетли на колодках повреждений и деформаций. Проверить упругость стяжных и направляющихпружин колодок. Стяжные пружины не должны иметь остаточных деформаций при растяжениинижней пружины усилием 14 кгс и верхней 30 кгс (у исправных пружин витки плотносоприкасаются друг с другом). Проверить чистоту накладок. Кроме того, проверить,нет ли утечки смазки внутри барабана.
Осмотреть тормозные барабаны
В гидравлическом тормозномприводе основными дефектами являются износ рабочих поверхностей главных и колесныхтормозных цилиндров, разрушение резиновых манжет, нарушение герметичности трубопроводов,шлангов и арматуры.
Дефектами гидровакуумногоусилителя являются износ, царапины, риски на рабочих поверхностях цилиндра и поршня,неплотное прилегание шарика к своему гнезду, износ и разрушение манжет, смятие кромоккольцевых диафрагм [15].
3.3 Методы восстановления работоспособноститормозов
Поврежденные и изношенныедетали, а также уплотнительные кольца заменить новыми.
Если клапан регулятора давленияпропускает жидкость (повреждено кольцо), заменить пробку регулятора в сборе с клапаном.
При износе, повреждении или сильномкоррозировании заменить цилиндр и поршень. Коррозию с корпуса цилиндра удалить проволочнойщеткой.
Уплотнительное кольцо и колпачок рекомендуетсязаменять новыми.
Прокладки под стопорнымивинтами рекомендуется заменять новыми.
В случае их коррозии и поврежденийзаменить пальцы и защитные чехлы новыми.
Если толщина меньше 10,8заменить диск. Допускается проточить или прошлифовать диски, но при этом обе стороныдолжны обрабатываться на одинаковую глубину, а толщина диска не должна быть в результатеменьше 10,8 мм. Тормозные колодки заменить новыми при поломке поджимающих пружин,при износе накладок до толщины 1,5 мм. Колодки заменить новыми одновременно на обоихтормозных механизмах, т. е, обе пары, педаль тормоза 2—3 раза с усилием 40 кгс дляустановки поршней в рабочее положение. После этого проверить легкость вращения колеса(допускается легкое задевание барабана о колодки).
Дефекты на зеркале цилиндра устранитьпритиркой или шлифовкой. Однако увеличение внутреннего диаметра свыше 20,7 мм недопускается.
Проверить состояние упорноговинта, пружины, опорной чашки и сухарей.
При необходимости заменитьповрежденные детали новыми. Заменить уплотнители новыми. Проверить состояние защитныхколпачков и при необходимости заменить их.
При необходимости стяжные пружины заменитьновыми.
Если на накладках обнаружены грязь илиследы смазки, накладки тщательно очистить металлической щеткой и промыть уайт-спиритом.
Если на рабочей поверхностиимеются глубокие риски или чрезмерная овальность, то расточить барабаны на станке.Затем также на станке абразивными мелкозернистыми брусками отшлифовать барабаны.Это увеличит долговечность накладок и улучшит равномерность и эффективность торможения.Увеличение диаметра барабана после растачивания и шлифования допускается до 201мм. Предельно допустимый диаметр барабана 201,5 мм. Эти требования должны строгособлюдаться, в противном случае нарушается прочность барабана, а также эффективностьторможения.
Подтекание жидкости из системыгидропривода устраняется подтяжкой резьбовых соединений трубопроводов, а также заменойвышедших из строя шлангов, манжет и других деталей.
Регулировка зазора междуколодками и тормозным барабаном на большинстве легковых автомобилей осуществляетсяавтоматически благодаря перемещению упорных колец в колесных тормозных цилиндрахпо мере изнашивания тормозных накладок.
В автомобилях без автоматическийрегулировки зазор в колесном тормозном механизме изменяют поворотом эксцентрика.
Правильность регулировкипроверяют щупом, зазор должен быть 0,2—0,4 мм у осей колодок, а ход штока тормознойкамеры — 20— 40 мм.
Регулировка свободного ходапедали тормоза в тормозных устройствах с гидроприводом заключается в установке правильногозазора между толкателем и поршнем главного цилиндра, который регулируют изменениемдлины толкателя. Она должна быть такой, чтобы зазор был в пределах 1,5—2,0 мм, чтосоответствует свободному ходу педали тормоза 8—14 мм.
Рабочую поверхность барабанапри наличии на ней небольших рисок, царапин зачищают мелкозернистой шлифовальнойбумагой. Если глубина рисок значительная, то барабан растачивают, соответственноменяют и накладки на увеличенный размер. Накладки меняют также, если расстояниедо головки заклепок будет менее 0,5 мм, или толщина клеенных накладок будет менее0,8 от толщины новой.
Клепка новой накладки осуществляетсяследующим образом. Вначале новую накладку устанавливают и струбцинами закрепляютнаколодку. Далее со стороны колодки сверлят отверстия в накладке под заклепки иснаружи их раззенковывают на глубину 3—4 мм. Клепку накладок ведут медными, алюминиевымиили бронзовыми заклепками.
Перед приклеиванием накладокна колодки их поверхности очищаются мелкой зернистой шлифовальной шкуркой и обезжириваются.На поверхности дважды наносят тонкий слой клея с вьщержкои по 15 мин.
Тормозные цилиндры, имеющиемелкие риски, царапины, восстанавливают хонингованием. При большей величине износацилиндры растачивают до ремонтного размера с последующим хонингованием.
Цилиндр усилителя восстанавливаютшлифовкой, но не более чем на 0,1 мм. Дефектный поршень заменяют новым. Резиновыеуплотнения в основном все заменяют на новые.
3.4 Сборка гидравлического тормоза
Сборку цилиндра проводятв последовательности, обратной разборке. При этом все детали смазывают тормознойжидкостью.
Установить втулку, еслиона была вынута, собрать поршень вместе с уплотнителями, шайбами, пружиной, втулкойи вставить в корпус регулятора. Нажимая на втулку, сдвинуть ее внутрь корпуса, вставитьстопорное кольцо. Смазать торец втулки и выступающую часть поршня смазкой. Надетьколпачок. Собирать толкатель вместе с шайбой, уплотнительными кольцами, втулкой,опорной тарелкой и вставить в корпус регулятора. Установить пружину, прокладку изакрутить пробку моментом 4—5кгс м.
Если была утеряна заглушка,установить новую так, чтобы она утопала в корпусе регулятора на 1 —2 мм. При сборкевсе детали смазать тормозной жидкостью.
Сборку тормозного механизмапроводят в обратной последовательности.
Зеркало цилиндра, поршень и уплотнительноекольцо смазать тормозной жидкостью, а на поверхность поршня нанести графитовую смазку,установить поршень в цилиндр и, не удаляя остатки смазки, надеть защитный колпачоктак, чтобы его края вошли в канавки поршня и цилиндра, после чего установить стопорноекольцо. Направляющие пальцы смазать. Болты крепления суппорта и цилиндра к пальцамзатянуть, после чего законтрить их. Перед завертыванием болтов нанести на них герметик,чтобы не коррозировала резьбовая часть соединения.
Сборку автоматического устройстваи самого цилиндра проводить в обратной последовательности с учетом следующего:
• упорныевинты поршней затяните моментом 0,4-0,7 кгс  м;
• прорезьна упорных кольцах должна быть направлена вертикально вверх, отклонение от вертикалидопускается не более 30°. Такое расположение прорези обеспечивает полное удалениевоздуха из привода тормозного механизма колеса при прокачке тормоза: при запрессовкеколец используют приспособление для запрессовки упорных колец в колесный цилиндрзаднего тормоза;
•для предварительного сжатия упорных колец поршни в корпус цилиндра запрессуйте припомощи специального приспособления, имеющего форму цилиндра с конусным внутреннимотверстием; • усилие запрессовки поршня в цилиндр должно быть не менее 35 кгс. Применьшем усилии замените упорное кольцо;
• призапрессовке поршня в цилиндр необходимо выдержать размер 4,5—4,8 мм и 67 мм (максимально)для свободной посадки тормозного барабана; перед установкой деталей в корпус цилиндраобильно смажьте их тормозной жидкостью. После сборки проверить перемещение каждогопоршня в корпусе цилиндра. Они должны легко перемещаться в переделах 1,25—1,65 мм.Последними установить на место защитные колпачки.
Сборку колесного тормозапроизводят в специальном приспособлении с последующей сушкой в нагревательной печипри температуре 150—180°С в течение 45 мин.
После замены изношенныхдеталей осуществляют сборку цилиндров гидравлического тормозного привода.
3.5 Послеремонтные испытания. Порядоксдачи готового изделия
Промыть все детали изопропиловымспиртом, высушить струей сжатого воздуха или протереть чистой тряпкой, не допускаяих соприкосновения с минеральными маслами, керосином или дизельным топливом, которыемогут повредить уплотнители. Время промывки уплотнительных колец в изопропиловомспирте не должно превышать 20 с, после чего их продувают сжатым воздухом. Зеркалоцилиндра и рабочая поверхность поршней должны быть совершенно чистыми, без ржавчины,рисок и других дефектов. Проверить упругость пружины поршня, длина которой должнабыть: 36 мм под нагрузкой 3,5—4,2 кгс; 21 мм под нагрузкой 6,35—7,35 кгс; 57,5 ммв свободном состоянии.
Установить главный цилиндрна стенд БС-134.000 и подсоединить его к элементам стенда. Заполнить бачок цилиндратормозной жидкостью и, перемещая несколько раз поршни главного цилиндра на полнуюдлину их хода, прокачать систему через клапаны. Вращая маховик, медленно передвигайтепоршни главного цилиндра до тех пор, пока давление, контролируемое манометрами,не достигнет 125 кгс/см2. В этом положении, фиксируемом указателем, блокироватьтолкатель главного цилиндра. Указанное давление должно оставаться постоянным неменее 5 с.
Для обеспечения точности показаний манометровстенд оснащается поглощающими цилиндрами.
Установить регулятор давленияна стенд и подключить его. Закрепить конец упругого рычага в нагрузочном приспособлении.Прокачать систему через клапаны. Проверить герметичность присоединения регуляторак стенду (утечки не допускаются). Отрегулировать натяжение упругого рычага нагрузочнымприспособлением: точка включения должна быть 30+1 кгс/см2. Для определенияточки включения используют манометры. Через цилиндр на входы регулятора подают пульсирующеедавление 0—80 кгс/см2 с частотой около 1 Гц. Для приработки деталей регуляторавыполняют 15—20 циклов. Затем на входы подают давление 80 кгс/см2. Показаниеманометра должно быть 42 кгс/см2.
Проверить работу регуляторадавления при входном давлении 30— 100 кгс/см2.
После сборки и установкитормозного механизма восстановить уровень жидкости в бачке и прокачать гидропривод.
Воздух из гидропривода тормознойсистемы автомобиля удаляют в следующем порядке:
• проверяют уровень тормознойжидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимостидоливают жидкость до заданной отметки;
• снимают резиновый колпачокс клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и на него надевают резиновыйшланг, конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;
• отвертывают на пол-оборотаклапан выпуска воздуха и резко нажимают на педаль тормоза несколько раз;
• удерживают в нажатом положениидо выхода пузырьков воздуха
• завертывают клапан принажатой педали.
Далее в таком порядке прокачиваютостальные колесные цилиндры.
При прокачке следует постояннодоливать жидкость в наполнительный бачок.
После прокачки гидроприводапедаль тормоза должна приобрести «жесткость» и ход педали восстанавливается в пределахдопустимого.
Установить цилиндр на стенд,присоединить к нему трубопровод от манометров и прокачайте систему. Отрегулироватьупоры так, чтобы в них уперлись поршни колесного цилиндра. Удостовериться в отсутствииутечки жидкости. Подключить манометр низкого давления; медленно вращая маховик управленияцилиндром привода, установить давление жидкости 0,5 кгс/см2. Убедиться,что установленное давление удерживается в течение 5 мин. Повторить аналогично испытаниепри давлении 1 кгс/см2 2; 3; 4 и 5 кгс/см2. Затем снизитьдавление и подключить манометр высокого давления. Придерживаясь указанных правил,повторите испытание при давлении 150 кгс/см2100 и 150 кгс/см2.Не допускается снижение давления из-за утечки жидкости через уплотнительные элементы,соединения трубопроводов, штуцера для прокачки жидкости или через поры отливки.Допускается незначительное (не более 5 кгс/см2 в течение 5 мин) уменьшениедавления, особенно при более высоких давлениях, из-за усадки уплотнителей.
3.6 Организация рабочегоместа слесаря по ремонту автомобилей
Рабочее место- единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическоеоборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Это первичное и основноезвено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определениеобъема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональнуюпланировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.
На каждое рабочее местосоставляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовоезадание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядокобслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.
Оснащение рабочего местаосуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оновключает организационную и технологическую оснастку.
Технологическое оснащениевключает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательныйинструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащенияна рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке стем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.
Рабочие, имеющие дело сэтилированным бензином, должны быть обеспечены спецодеждой и резиновыми перчатками.Спецодежда должна всегда оставаться в рабочем помещении предприятия. Приходить вэтой одежде в жилые помещения запрещается.
Запрещается класть инструментына оборудование и на ограждения.
По окончании работы необходимотщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующиеместа [11].
Необходимое оборудованиедля технического обслуживания и ремонта тормозной системы:
— стенд КИ-4998 для проверкитормозов;
— станок для расточки тормозныхбарабанов и обточки тормозных колодок;
— резцы с твердосплавнымипластинами ВК-3, ВК-6;
— мерная линейка.

4. Охрана труда
Охрана труда представляетсобой комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения работ, обеспечивающихсохранение здоровья трудящихся на производстве.
Контроль за выполнениеммероприятий, направленных на охрану труда и технику безопасности, возлагается напрофсоюзные организации.
В целях предупреждения производственноготравматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся до сведения каждогоработающего соответствующие правила техники безопасности и пожарной безопасности.
В России существуетгосударственная Система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требованиябезопасности работ, которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станцияхТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания (ТО) итекущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей и др.,предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети России.
Все лица, поступающиена работу, проходят вводный инструктаж по безопасности труда и производственнойсанитарии, который является первым этапом обучения безопасности труда на данномпредприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимыйс целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальностии на том рабочем месте, где он должен работать.
Руководство предприятияобязано обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучениеработающих безопасным приемам и методам работы.
При проведении вводногоинструктажа должны быть разъяснены:
— основные положения законодательствапо технике безопасности и производственной санитарии;
— правила внутреннего трудовогораспорядка на предприятии, правила поведения на территории, в производственных ибытовых помещениях, а также значение предупредительных надписей, плакатов и сигнализаций;
— особенности условий работысоответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
— требования к работающимпо соблюдению личной гигиены и правил производственной санитарии на предприятии;
— нормы выдачи и правилапользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
— порядок оформления несчастногослучая, связанного с производством;
— требования пожарной безопасности.
В программу инструктажапо безопасным приемам и методам на рабочем месте входит:
— общее ознакомление с технологическимпроцессом на данном участке производства;
— ознакомление с устройствомоборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а также применениемсредств индивидуальной защиты (предохранительных приспособлений);
— порядок подготовки к работе(проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих устройств, приспособленийи инструментов);
— требование правильнойорганизации и содержания рабочего места;
— основные правила безопасностипри выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочий индивидуально и совместнос другими рабочими.
Слесарь по ремонтуавтомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражениитоком до прибытия скорой медицинской помощи или доставки пострадавшего в медицинскоеучреждение.
Производственныйтравматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебрежения правиламибезопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.
Техническое обслуживаниеи ремонт необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах(постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования и слесарно-монтажногоинструмента, предусмотренных для конкретного вида работы.
Инструменты, применяемыена постах ТО и ТР, должны быть исправными. Не допускается использование гаечныхключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов дляувеличения усилий затягивания резьбовых соединений, а также зубила и молотка в этихцелях. Рукоятки отверток, напильников, ножовок должны быть изготовлены из пластмассыили дерева, на их поверхностях не должно быть сколов. Деревянные рукоятки во избежаниераскалывания должны иметь металлические скрепляющие кольца.
Для осмотра автомобилейнеобходимо применять только безопасные переносные лампы напряжением 36В с предохранительнымисетками. При работе в осмотровых канавах напряжение ламп не должно превышать 12В.
Автомобиль, установленныйна напольный пост ТО или ремонта, необходимо надежно закрепить установкой не менеедвух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробкипередач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. Наавтомобилях с карбюраторным двигателем или с газобаллонной установкой следует выключитьзажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем – перекрыть подачу топлива.
ТО и ТР автомобиляследует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением тех случаев, когдаработа двигателя необходима по технологическому процессу данной операции (например,для регулировки угла опережения зажигания).
При разборке автомобиляснимать, транспортировать тяжелые агрегаты следует с помощью подъемно-транспортныхмеханизмов, оборудованных захватами, гарантирующими полную безопасность работ. Нельзяподнимать и вывешивать автомобиль за буксирные крюки. Запрещается: поднимать грузымассой, большей, чем допускается для данного механизма; снимать, устанавливать итранспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.Снимать и устанавливать рессоры следует после установки под шасси (кузов) специальныхподставок (козелков). Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму,исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).
Ознакомимся смерами пожарной безопасности. Чтобы не создавать условий для возникновения пожарана автомобиле, нельзя:
— допускать загрязненийдвигателя топливом и маслом;
— допускать течьв топливопроводах, баках и приборах системы питания;
— мыть двигательбензином;
— курить вблизибаков и приборов системы питания;
— подогреватьдвигатель открытым пламенем.
В гаражах – стоянкахи помещениях для технического обслуживания автомобилей запрещается:
— пользоватьсяоткрытым огнем, паяльными лампами там, где хранятся легковоспламеняющиеся и горючиежидкости;
— мыть или протиратьбензином кузов, детали или агрегаты, а также мыть руки и чистить одежду бензином,курить;
— хранить горючиежидкости в больших количествах, чем требуется;
— держать открытымигорловины топливных баков;
— загромождатьпроходы;
Своевременное обнаружениезагорания и быстрое уведомление пожарной команды является главным условием успешнойборьбы с возникшим пожаром.
Заключение
В заключение письменнойэкзаменационной работы сделаем общие выводы.
Тормоза должны быть надежными. Тормозадолжны обеспечивать регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимымзамедлением. Для этой цели во всех современных автомобилях используется гидравлическаятормозная система с приводом от ножной педали.
При обнаружении каких-либо отклоненийв работе тормозов, а также при ремонтных работах других узлов и механизмов, следуетвнимательно осмотреть состояние тормозных шлангов и трубопроводов. Особое вниманиенеобходимо обратить на места перегибов шлангов, перехода трубопроводов через стенкив моторном отсеке, обжима трубок скобами на кузове и балке задней подвески. В случаеобнаружения на тормозных шлангах трещин (даже незначительных), вздутий или следовтормозной жидкости на поверхности резины шланги в обязательном порядке подлежатзамене.
При снятии тормозных шлангов необходимопринять меры, предотвращающие утечку тормозной жидкости. Для этого надо со стороныснятия шланга выкачать жидкость через клапан выпуска воздуха. Для замены шланганеобходимо плоскогубцами вытянуть скобу крепления шланга, затем, удерживая однимключом шланг откручивания, вторым открутить от шланга гайку трубопровода; далееотвернуть шланг от колесного цилиндра (или трубки). При установке нового шланганадо исключить его перекручивание.
Для заправки гидравлического привода тормозовследует применять только рекомендованные производителем автомобиля тормозные жидкости.Категорически запрещается смешивать тормозные жидкости разных марок, а также добавлятьжидкость разных марок к той, которая уже находится в системе гидравлического привода.В связи с тем, что тормозная система состоит из двух независимых контуров для торможенияпередних и задних колес по диагонали, заполнение системы жидкостью и удаление воздуха(начиная с тормозного механизма заднего правого колеса) необходимо произвести свыполнением следующих указаний:
— заполнить бачок до нормального уровняжидкостью для гидравлических тормозов;
— тщательно очистить от грязи и пыли клапаныдля удаления воздуха и снять защитные колпачки;
— одеть на головку клапана заднего правогоколеса резиновый шланг для слива жидкости, а другой его конец опустить в прозрачныйсосуд, частично заполненный жидкостью.
В настоящее время происходитинтенсивное совершенствование конструкций тормозных систем с гидравлическим приводом,повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновлениевыпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающихсовременным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессиональногоуровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденцияхразвития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметьоценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонтавтомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасностьне только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна,ответственна, и востребована.
Во время написании письменнойэкзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в областиэксплуатации и ремонта тормозной системы с гидравлическим приводом. В данной работебыли рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатациии ремонта тормозов, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применениюальтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировокс целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.
Были рассмотрены наиболеечасто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения тормозной системыс гидравлическим приводом. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказностиавтомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либосвоевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелымпоследствиям.
В ходе написания письменнойэкзаменационной работы изучено устройство тормозной системы с гидроприводом, основныеее неисправности, для того чтобы ясно представлять ее работу и быстро и качественноустранять неисправности и правильно ее эксплуатировать. Были рассмотрены основыобеспечения работоспособности тормозов. Были ознакомлены с перечнем выполняемыхработ в объеме технического обслуживания для тормозов, с основными нормативами безопасности;с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы испособы восстановления работоспособности тормозов с гидравлическим приводом.
Также были разработаны мероприятияпо повышению качества услуг, выработаны предложения по повышению качества услуг,приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда,были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.

Список использованных источников
1.  БашкирцевВ.И. Все о клеях и герметиках для автомобилиста: учебник / Башкирцев В.И., БашкирцевЮ.В. — М.: Эксмо, 2008. — 208 с.
2.  БеднарскийВ.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / Беднарский В.В. Изд.3-е, перераб. и дополн. — Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 456 с.
3.  БоровскихЮ.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для среднихпроф. — техн / Боровских Ю.И. и др. — М.: Высшая Школа, 1975. — 439 с.
4.  ВахламовВ.К. Автомобили: основы конструкции: учебник для студентов учреждений среднего профессиональногообразования / Вахламов В.К. — М.: Академия, 2007. — 528 с.
5.  ВласовВ.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов учрежденийсреднего профессионального образования / Власов В.М. и др. под ред. Власова В.М.3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия» 2006. — 480 с.
6.  ГрибутИ.Э. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: учебник / ГрибутИ.Э. и др. Под ред. В. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.- 480 с.
7.  КурчаткинВ.В. Надежность и ремонт машин: учебник / Курчаткин В.В. и
др. Под ред. В.В.Курчаткина — М.: Колос,2000. — 776 с.
8.  ЛевитскийИ. Технология ремонта машин: учебник и учеб. пособие для высших учеб. заведений/ Левитский И. и др. — М.: Колос, 1966. — 431 с.
9.  ПузанковА.Г. Автомобили: конструкция, теория и расчет: учебник для студентов учрежденийсреднего профессионального образования / Пузанков А.Г. — М.: Издательский центр«Академия», 2007. — 544 с.
10.  ПучинЕ.А. Надежность технических систем: учебник / Пучин Е.А., Дидманидзе О.Н., ЛезинП.П., Лисунов Е.А., Кравченко И.Н. — М.: УМЦ «Триада», 2005. — 353 с.
11.  РоговцевВ.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учеб-
ник / Роговцев В.Л., Пузанков А.Г.,Олфильев В.Д. – М.: Транспорт, 1989. – 456 с.
12.  РумянцевС.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: учебник / Румянцев С.И., СипельниковА.Ф., Италь Ю.Л. – М.: Машиностроение, 1989. – 289 с.
13.  СинельниковА.Ф. Автохимия. Краткий справочник / Синельников А.Ф.,
Синельников Р.А. — М.: ЗАО КЖИ «За рулем»,2003. — 152 с.
14.  www.gazgroup.ru - интернет сайт
15.  www.vseogaz.ru - интернет сайт
16.  www.vseoavto.ru - интернет сайт
Приложение АТаблица А.1Внешниепризнаки и соответствующие им неисправности тормозной системы Признаки Неисправности отклонение от прямолинейного движения при торможении
·  повреждение или загрязнение тормозных колодок с одной стороны;
·  деформация, задиры на поверхности тормозного диска;
·  ослабление крепления, деформация суппорта;
·  заедание поршня рабочего цилиндра;
·  утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
·  повреждение или засорение шлангов, трубопроводов
·  неисправности подвески большой ход педали тормоза
·  подсос воздуха в системе;
·  износ тормозных колодок скрежетание при торможении
·  предельный износ тормозных колодок;
·  попадание постороннего предмета между колодкой и диском визг, свист при торможении
·  износ или загрязнение тормозных колодок;
·  задиры на поверхности тормозного диска снижение усилия на педали при торможении
·  подсос воздуха в системе;
·  повреждение или деформация шлангов, трубопроводов;
·  утечка тормозной жидкости в главном цилиндре повышение усилия на педали при торможении
·  неисправности вакуумного усилителя тормозов
·  износ или загрязнение тормозных колодок;
·  заедание поршня рабочего цилиндра вибрация педали при торможении
·  износ или деформация тормозного диска;
·  ослабление крепления суппорта;
·  износ ступичных подшипников колес низкий уровень тормозной жидкости в бачке
·  утечка тормозной жидкости в главном или рабочих цилиндрах;
·  повреждение шлангов, трубопроводов;
·  износ тормозных колодок