Введение
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Земельный рынок и его инфраструктура все еще находятся в стадии становления. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Земельные отношения крайне политизированы.
Осуществление аграрной реформы привело к возникновению новых, не существовавших ранее в рамках государственно-планового народного хозяйства, организационно-правовых форм хозяйственной (коммерческой) деятельности, соответствующих рыночным отношениям. Появились новые типы предприятий – частные производственные формирования, первоначально совместные, малые предприятия, затем хозяйственные товарищества и общества.
Создание рынка требует, чтобы в нем участвовали разные экономические структуры, действующие как собственники или как автономно организованные субъекты, преследующие свои собственные интересы.
Экономика нашей страны административно-командного периода оказалась организованной в прямо противоположном духе. Основанная на базе единого фонда государственной собственности, действующей как единый и плановый монолит она создавала такие подразделения народного хозяйства, для которых главным было выполнение заданий по количеству, а не экономический интерес. Предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции.
Цель работы рассмотреть реорганизацию сельскохозяйственных предприятий и организаций.
Задачи работы определить цели и пути реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
1. Цели реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций
Для перехода к рынку при любом варианте перестройки возникала необходимость создать рыночную структуру. Эту задачу можно решить на основе разгосударствления и приватизации. Разгосударствление означает два способа преобразования государственной собственности: 1) в коллективные формы с выкупом государственной собственности; 2) в частные формы путем выкупа или акционирования государственной собственности.
Приватизация означала только один способ преобразования государственных предприятий – в частные. Законодатель избрал путь приватизации, отказавшись от включения в рыночное хозяйство коллективных собственников.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 791 «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы» реформирование и приватизация предприятий и организаций агропромышленного комплекса нацелены на формирование новых производственных структур, в наибольшей степени отвечающих условиям рыночной экономики.
Одним из способов реформирования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий является проведение реорганизации сельскохозяйственных предприятий на основе добровольного волеизъявления собственников земельных и имущественных паев.
Приватизация предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса производится путем акционирования по первому варианту Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Остальные акции в течение трех месяцев с момента принятия решения о приватизации предлагаются для продажи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприятия в пределах устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации квот.
На предприятиях, приватизированных иным способом, может осуществляться дополнительная эмиссия акций под увеличение уставного капитала, в том числе путем переоценки имущества с последующей передачей (продажей) их сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Возможно, преобразование акционерных перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные путем объединения деятельности и капитала с сельскохозяйственными товаропроизводителями и оформления акций в кооперативные доли с обеспечением в органах их управления большинства голосов за сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Реорганизация и приватизация государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, созданных на средства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также бюджетных ассигнований, осуществляются путем акционирования с передачей акций на кооперативную долю хозяйствам-пайщикам.
Создание новых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, материально-техническому обслуживанию и обеспечению агропромышленного комплекса целесообразно осуществлять на кооперативной основе.
В сельском хозяйстве в результате осуществления аграрной реформы половину всех сельскохозяйственных предприятий составили акционерные общества открытого и закрытого типа с преобладанием последних, а также общества с ограниченной ответственностью.
Будучи созданными на базе реорганизованных колхозов, совхозов и приватизированных государственных сельскохозяйственных предприятий и в качестве таковых они выступают как сельскохозяйственные акционерные общества по производству, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, выполнению работ и оказанию услуг, уставной капитал которых формируется путем реализации акций и участники которых не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут на себе риск его убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
2. Пути реорганизации сельскохозяйственных предприятий
В России система сельскохозяйственной кооперации начала формироваться еще в дореволюционное время, была восстановлена в период нэпа, но затем в результате политики сплошной коллективизации единственной формой кооперации в сельском хозяйстве были выбраны колхозы, образовавшие колхозную систему.
После Закона о кооперации в СССР 1988 г. в сельском хозяйстве стали создаваться отдельные кооперативы, но этот процесс не мог стать массовым, пока не была проведена реорганизация колхозно-совхозной системы, начатая в 1991 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» экономические исследования, как и имеющаяся практика, подтверждают, что среди форм коммерческих организаций наиболее органичной для сельского хозяйства является именно кооперативная форма. Создание системы сельскохозяйственной кооперации – вопрос социальной, политической и экономической важности.
В соответствии с Постановлением второго (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и законами РСФСР «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села» в Российской Федерации было начато осуществление земельной реформы.
В ряде регионов активно проводилась работа по формированию фондов перераспределения земель и наделению земельными участками граждан для ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства. Значительное внимание этой работе уделялось в Чечено-Ингушской и Удмуртской республиках, Алтайском, Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Кемеровской, Ленинградской, Сахалинской и Свердловской областях.
Согласно Указа Президента СССР от 5 января 1991 г. № УП-1285 «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы» Правительству СССР, правительствам республик при осуществлении земельной реформы необходимо было определить возможные пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, а также предоставления их земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям.
Теоретически колхозы всегда признавались разновидностью кооперативов. Но многолетний процесс огосударствления колхозов в условиях плановой регулируемой экономики привел к тому, что ни один из кооперативных принципов в отношении их фактически не действовал, колхозы, по существу, не имели права распоряжаться своим имуществом и произведенной продукцией. Поэтому в ходе аграрной реформы было принято решение о реорганизации как совхозов, так и колхозов в новые, современные виды коммерческих организаций.
Однако при этом постановлением Правительства Российской Федерации «О ходе и развитии аграрной реформы в России» от 6 марта 1992 ” было разрешено по желанию коллектива предприятия оставлять прежнюю форму хозяйствования. Этим правом воспользовалось значительное число коллективов колхозов.
Закон о сельскохозяйственной кооперации (ЗоСК) «легализовал» эту форму производства. Однако, если Закон о кооперации в СССР называет колхозы преобладающей формой сельскохозяйственной кооперации, то ЗоСК этого не делает. Надо сказать, что колхозы и теперь обладают спецификой по сравнению с кооперативами других видов: это крупные многоотраслевые хозяйства (что вообще не свойственно для кооперативной формы производства), а члены колхозов никогда не вносили паевых взносов (свои условные паи они получили в ходе реорганизации и раздела колхозного имущества). Уставы действующих колхозов, принятые на основе Примерного устава колхоза 1992 г., в отдельных положениях противоречат ЗоСК.Поэтому перед многими колхозами встала проблема выбора: оставить кооперативную форму с соответствующими изменениями устава либо перерегистрироваться в хозяйственное общество или товарищество.
Если кооператив отвечает всем признакам, указанным в п. 1 ст. 3 ЗоСК, он автоматически не становится колхозом и не обязан включать эти слова в свое фирменное наименование. И таких кооперативов действует уже достаточное количество, образовались они в основном в ходе реорганизации и раздела колхозов и совхозов путем выделения одного из подразделений бывшего хозяйства вместе с земельными и имущественными паями его членов.
В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 115,9 млн. га их земель. В итоге 11,8 млн. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс. хозяйств), в распоряжение которых передано 13,8 млн. га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади около 32 млн.га. В собственность граждан передано 138 млн. гектаров, или 63 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Дополнительно еще около 4 млн. граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей приватизации сельскохозяйственных угодий.
3. Порядок реорганизации сельскохозяйственных предприятий в производственные кооперативы
Первоначально решениями по аграрной реформе предписывалось всем без исключения колхозам и совхозам в максимально короткие сроки провести реорганизацию. Но многие хозяйства, достаточно эффективно работавшие в рамках устоявшейся организационно-правовой формы, не хотели ее менять. Поэтому постановлением Правительства «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» было установлено, что «в случае принятия собраниями трудовых коллективов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством». И этим положением воспользовались коллективы многих хозяйств. Однако на практике возникает очень много вопросов, связанных с применением упомянутой нормы.
При сохранении существующей формы необходимо ее приведение в соответствие с действующим законодательством. В частности, многие стороны правового положения колхозов изменились в связи с принятием Закона о сельскохозяйственной кооперации. Вопрос об изменении правового статуса встал перед многими сельскохозяйственными организациями и в связи с принятием нового ГК, изменившего перечень возможных форм коммерческих организаций и некоторые правовые вопросы их деятельности по сравнению с существовавшими ранее.–PAGE_BREAK–
Решение об изменении или сохранении формы хозяйствования коллектив совхоза принимает с согласия собственника. Совхозы являлись государственными предприятиями до 1991 г., когда в соответствии с внесенными в ст. 12 Конституции РСФСР изменениями они были признаны собственниками своего имущества. Поэтому совхозы не подлежали приватизации, а реорганизовывались так же, как и колхозы, но некоторые из них сохранили свою организационно-правовую форму. Однако поскольку ГК не предусматривает такой разновидности коммерческих организаций, то непреобразованные совхозы становятся унитарными предприятиями, переходят в государственную или муниципальную собственность.
Реорганизация в сельском хозяйстве проводится не автоматически и не в массовом порядке, а исключительно индивидуально, т.е. если на базе сельскохозяйственной организации образуется кооператив, то каждый работник (участник), желающий в него вступить, подает заявление с просьбой о приеме.
Раздел имущества сельскохозяйственных предприятий на паи, а земли на доли работающих предусмотрен постановлениями по аграрной реформе. Так, постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» утверждены Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, а Указом от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» Президент Российской Федерации подтвердил и конкретизировал права собственников земельных долей.
В качестве паевого взноса может выступать начисленный имущественный пай: если в сельскохозяйственный кооператив преобразуется сельскохозяйственная организация вся целиком или отдельное ее подразделение, тогда вновь образуемый кооператив получает часть основных и оборотных средств, соответствующую количеству паев членов реорганизуемой сельскохозяйственной организации, вступающих в этот кооператив. Рекомендуемый порядок такой передачи содержится в постановлении Правительства Российской Федерации «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области» от 27 июля 1994 г.
Однако при реорганизации сельскохозяйственных предприятий каждый собственник или группа собственников имущественных паев имеют право и на получение в счет пая имущества в натуральном выражении или, если это невозможно, на денежную компенсацию стоимости имущественного пая. В дальнейшем они могут внести это имущество или денежные средства в паевой фонд сельскохозяйственного кооператива, который они создадут или в который собираются вступить.
При образовании в результате реорганизации нескольких сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств разделу не подлежат объекты производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и другие), услугами которых пользовались все члены (участники) реорганизуемой сельскохозяйственной организации.
Перечень указанных объектов определяется решением общего собрания членов (участников) реорганизуемой сельскохозяйственной организации. Стоимость данных объектов исключается из стоимости имущества, распределяемого по имущественным паевым взносам членов (участников) реорганизуемой сельскохозяйственной организации, и указанные объекты объявляются неделимыми, за исключением следующих случаев, когда они могут быть поделены в стоимостном выражении:
1) если в силу удаленности сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства от объектов производственной инфраструктуры им экономически нецелесообразно пользоваться указанными объектами;
2) если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство имеют аналогичные объекты производственной инфраструктуры и у них нет необходимости в использовании общих объектов производственной инфраструктуры.
В случае, если ни одна из сельскохозяйственных организаций и (или) ни одно из крестьянских (фермерских) хозяйств, образовавшихся в результате реорганизации сельскохозяйственной организации, не имеют 51 процента от всей суммы имущественных паевых взносов, приходящихся на неделимые объекты производственной инфраструктуры, либо в случае, если производственный кооператив, имеющий право включить неделимые объекты производственной инфраструктуры в свой неделимый фонд, отказывается сделать это, для использования указанных объектов образуются один или несколько потребительских кооперативов.
Потребительский кооператив является наиболее подходящей формой организации, создаваемой для использования неделимых объектов производственной инфраструктуры реорганизованного хозяйства. Но было бы, видимо, неверно рассматривать его как единственно возможную форму. Потребительский кооператив создается в соответствии со свободным решением его учредителей — сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, и они вполне могут в данной ситуации принять решение о создании хозяйственного общества или товарищества, а не кооператива.
То же самое можно сказать и в отношении права каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего свою деятельность на территории реорганизуемой организации, пользоваться объектами производственной инфраструктуры. Для реализации такого права должна существовать обязанность потребительского кооператива принять в свои члены любого сельскохозяйственного товаропроизводителя, действующего на данной территории. Однако, право принятия решения о приеме в члены кооператива или об отказе в приеме принадлежит в любом случае общему собранию потребительского кооператива. Целесообразно в уставах таких кооперативов, создаваемых для использования неделимых объектов производственной инфраструктуры, фиксировать преимущественное право на прием в члены кооператива указанных товаропроизводителей.
Заключение
Реорганизация юридического лица согласно ст. 57 ГК РФ означает слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. В данной же статье под реорганизацией понимается прежде всего изменение организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации (преобразование) с одновременным разделом на несколько новых организаций (или без такого раздела).
Реформа аграрной отрасли регулируется лишь несколькими указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, принятыми в основном в 1992 — 1993 гг.; ни одного крупного закона на эту тему не принято, некоторые важнейшие вопросы вообще не решены в нормативном порядке. Поэтому Закон о сельскохозяйственной кооперации взял на себя решение части общих, наиболее острых проблем.
Одним из способов реформирования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий является проведение реорганизации сельскохозяйственных предприятий на основе добровольного волеизъявления собственников земельных и имущественных паев.
В сельском хозяйстве в результате осуществления аграрной реформы половину всех сельскохозяйственных предприятий составили акционерные общества открытого и закрытого типа с преобладанием последних, а также общества с ограниченной ответственностью.
Будучи созданными на базе реорганизованных колхозов, совхозов и приватизированных государственных сельскохозяйственных предприятий и в качестве таковых они выступают как сельскохозяйственные акционерные общества по производству, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции, выполнению работ и оказанию услуг, уставной капитал которых формируется путем реализации акций и участники которых не отвечают по обязательствам общества, а лишь несут на себе риск его убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Список литературы
Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.) // СПС Гарант.
Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе „Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы// СПС Гарант.
Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 791 «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 годы». // СПС Гарант.
Постановление Правительства РФ от 6 марта 1992 г. № 138 “О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации. // СПС Гарант.
Постановление Президиума ВС РСФСР и СМ РСФСР от 15 марта 1991 г. № 891-1 „О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР“// СПС Гарант.
Указ Президента СССР от 5 января 1991 г. № УП-1285 „О первоочередных задачах по реализации земельной реформы“ // СПС Гарант.
Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Том 1. Общие положения. Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1994. – 312 с.
Комментарий к Федеральному закону „О сельскохозяйственной кооперации“ / Под ред. Е.Л. Мининой // СПС Гарант.