Содержание Введение I. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки II. Виды реорганизации 4 Заключение 12 Список используемой литературы 14 Введение В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц.
Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления. Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной. Нетрудно заключить, что в законодательстве установлены лишь общие принципы реорганизации акционерных
обществ. Поскольку речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить процедуру реорганизации Российской Федерации, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом. Этим обусловлена актуальность темы работы, в которой попытаемся раскрыть особенности
этого института гражданского права. I. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки Российские цивилисты всегда рассматривали и рассматривают реорганизацию как один из способов прекращения юридического лица. Что же понимается под термином “реорганизация”? Юридические словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как его прекращение без ликвидации дел и имущества. Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию юридического
лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию как способ прекращения юридических лиц, так и возникновения новых; как изменение статуса юридического лица. Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц.
В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, реорганизация называется относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Подводя итог, отметим, что реорганизация всегда связана с прекращением реорганизуемого юридического
лица, влечет возникновение правопреемства. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как: – слияние нескольких юридических лиц в одно; – присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; – разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; – выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц; – преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую
(п. 1 ст. 57 ГК). Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица. Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства.
В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект – юридическое лицо, подлежат прекращению. С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно дать следующее определение реорганизации. Реорганизация – процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим
юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников. II. Виды реорганизации Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия
государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке». Предварительное согласие антимонопольных органов требуется в случаях слияния и присоединения любых объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов); слияния и присоединения коммерческих организаций, если общая сумма их активов превышает 100 тыс. минимальных зарплат (а если она превышает 50
тыс. минимальных зарплат, то требуется обязательное уведомление антимонопольного органа о состоявшейся реорганизации); разделения и выделения унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных зарплат (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%). При нарушении этих требований антимонопольный орган вправе требовать в судебном порядке признания недействительной состоявшейся реорганизации.
Статья 27 Федерального закона «О защите конкуренции» (предусматривает, что с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: 1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также – последний баланс, в случае представления
в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов
(далее – реестр); 2) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
3) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации); 4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал
оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада
в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр; 5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается
акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей)
и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации). В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на
каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций. Статья 38 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску
антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой
организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: 1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; 2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными
подразделениями этой коммерческой организации); 3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению
собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев. Каждый вид реорганизации имеет свои отличия. В предлагаемой работе изложены особенности четырех видов реорганизации с учетом нового порядка. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может преобразоваться в акционерное общество (АО), общество с дополнительной ответственностью и производственный кооператив.
АО может преобразоваться в ООО и производственный кооператив. Государственная регистрация вновь возникающего в процессе преобразования юридического лица осуществляется в том регистрирующем органе (отделение ИМНС), который зарегистрировал преобразуемое предприятие. Общее собрание учредителей преобразуемого предприятия принимает решение о реорганизации, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей (акций) уставного капитала на акции (доли, паи) и
размере нового уставного капитала, об утверждении устава создаваемого предприятия, об утверждении передаточного акта. Кроме того, принимается решение об избрании исполнительных органов нового предприятия и поручении им осуществления действий, связанных с регистрацией предприятия, создаваемого в процессе преобразования. Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованного предприятия в соответствии с передаточным актом, в т.ч. в части обязательств, оспариваемых сторонами.
Слияние предприятий – это создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий. Деятельность последних при этом прекращается. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица – правопреемника. С этого момента создавшие его юридические лица считаются прекратившими свое существование. Каждое из реорганизуемых предприятий на общем собрании учредителей принимает решение
о реорганизации в форме слияния, об утверждении передаточного акта и об утверждении договора о слиянии. Договор о слиянии определяет порядок и условия слияния реорганизуемых юридических лиц и образования нового юридического лица – правопреемника. На совместном собрании учредителей всех участвующих в слиянии предприятий принимаются решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди учредителей, об утверждении устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов
создаваемого предприятия. При слиянии предприятий все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. В результате реорганизации в форме присоединения те юридические лица, которые присоединяются, прекращают свое существование (ликвидируются), а предприятие, к которому
осуществляется присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязанностей, а также обязательств, оспариваемых сторонами присоединенных предприятий. Каждое предприятие, реорганизуемое в форме присоединения, на общем собрании учредителей принимает решение о присоединении и утверждении договора о присоединении, который определяет порядок и условия присоединения. Присоединяемые предприятия принимают дополнительное решение об утверждении передаточного акта.
Совместное собрание учредителей всех предприятий, участвующих в присоединении, принимает решения: – о внесении изменений в учредительные документы предприятия, к которому осуществляется присоединение; – об образовании складочного уставного капитала; – о составе учредителей; – об определении их доли (количества акций) уставного капитала; – об избрании органов управления и ответственных за осуществление присоединения; – по всем вопросам, оговоренным в договоре о присоединении.
Выделение представляет собой создание одного или нескольких предприятий с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия (в пределах разделительного баланса) без прекращения его существования. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации юридического лица – правопреемника (т.е. выделенного предприятия). Регистрирующий орган (ИМНС), кроме регистрации нового выделенного предприятия, регистрирует изменения
в учредительных документах предприятия, из которого осуществляется выделение, свидетельствующие о том, что оно реорганизовано путем выделения из него нового предприятия – правопреемника. Заключение Гражданским кодексом РФ определены лишь общие моменты, относящиеся к реорганизации любых юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. Так, Кодекс устанавливает формы реорганизации и круг лиц, имеющих право принимать решение о ее проведении,
определяет момент завершения реорганизации, а также порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. При этом согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ четыре из пяти форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение и преобразование) предполагают прекращение реорганизуемого акционерного общества. Таким образом, три формы реорганизации (слияние, разделение и преобразование) предусматривают прекращение
действующего юридического лица и создание нового – его правопреемника, в то время как присоединение влечет только прекращение присоединяемого субъекта, а выделение – только создание нового юридического лица. Следовательно, невозможно говорить о создании и прекращении юридических лиц как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам, хотя в юридической литературе до сих пор встречается определение реорганизации как способа прекращения юридического лица.
Вследствие сказанного выше единственным общим критерием всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации юридического лица, как и правопреемство при наследовании, именуется универсальным, поскольку в обоих случаях права и обязанности переходят от одного лица к другому (другим) в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент.
Некоторыми исследователями отмечалось, что сингулярное правопреемство, то есть преемство в отдельных правах и обязанностях, при реорганизации невозможно. Вместе с тем правопреемство имеет свои особенности применительно к отдельным формам реорганизации. Так, при проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо не прекращает свое существование и, следовательно, сохраняет часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного
в форме выделения, его права и обязанности не переходят как единое целое. В результате при проведении реорганизации в форме выделения возможны два варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое лицо может передать правопреемникам определенный объем своих прав и обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет
основную их массу. Таким образом, рассмотрев оба указанных варианта, можно сделать вывод о том, что при проведении выделения возможно как преемство в отдельных правах и обязанностях (сингулярное правопреемство), так и переход определенной совокупности прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, который также не является универсальным правопреемником. Поэтому в целом вывод об однозначно универсальном характере правопреемства реорганизации юридического лица представляется весьма спорным, и, по-видимому, в данном
случае более уместно говорить о правопреемстве как таковом. Список используемой литературы Нормативные акты 1.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 06.02.2006, № 6, ст. 636. 2.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2006)
// СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3437. 3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452. 4.Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ // СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434. 5.Закон
РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 499, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434. Специальная литература 6.Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1998. 7.Гражданское право:
Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2004. 8.Додонов В.Н Каминская Е.В Румянцев О.Г. Словарь гражданского права / Под общей редакцией д.ю.н. В.В. Залесского. – М.: ИНФРА-М, 1998. 9.Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации.
Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Лекс-Книга, 2002. – С. 30 – 33. 10.Трофимов К.Г. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореферат кандидатской диссертации. 1995. 11.Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: Автореферат кандидатской диссертации. 2000. 12.Телюкина
М.В. Прекращение деятельности юридических лиц // Субъекты гражданского права. – М 2000.